Что значит отвечает на вопросы косвенных падежей

Косвенный падеж имен существительных

Косвенный падеж имен суще­стви­тель­ных — это непря­мой падеж, отве­ча­ю­щий на один из вопро­сов: кого? чего? кому? чему?, кого? что? и пр.

Узнаем, что такое кос­вен­ный падеж имен суще­стви­тель­ных в рус­ском язы­ке. Приведем при­ме­ры слов в фор­ме кос­вен­ных падежей.

Значение слова «косвенный»

Интересующее нас сло­во име­ет лек­си­че­ское зна­че­ние «не непо­сред­ствен­ный», «не пря­мой», «побоч­ный».

В свя­зи с этим зна­че­ни­ем это при­ла­га­тель­ное упо­треб­ля­ет­ся в соче­та­нии с существительными:

В грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка это сло­во явля­ет­ся частью сле­ду­ю­щих линг­ви­сти­че­ских терминов:

Что такое косвенный падеж в русском языке?

Именительный падеж — начальная форма существительного

Что такое кос­вен­ный падеж суще­стви­тель­но­го, рас­смот­рим, начав с того, что в грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка суще­ству­ет шесть паде­жей.

Что значит отвечает на вопросы косвенных падежей

Первый из них, кото­рый начи­на­ет скло­не­ние суще­стви­тель­ных (изме­не­ние по паде­жам и чис­лам) назы­ва­ет­ся име­ни­тель­ным. В его назва­нии чет­ко про­сле­жи­ва­ет­ся семан­ти­че­ская связь со сло­вом «имя». Существительное в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа обо­зна­ча­ет имя пред­ме­та, кото­рое оно назы­ва­ет, например:

Как видим, суще­стви­тель­ное в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа пря­мо и непо­сред­ствен­но обо­зна­ча­ет оду­шев­лен­ный или неоду­шев­лен­ный предмет.

Одушевленный пред­мет отве­ча­ет на вопрос кто?

Неодушевленный пред­мет отве­ча­ет на вопрос что?

Отметим, что неко­то­рые суще­стви­тель­ные не име­ют фор­мы един­ствен­но­го чис­ла. Их началь­ной фор­мой явля­ет­ся име­ни­тель­ный падеж мно­же­ствен­но­го числа:

На целые дни (что?) море исче­за­ло за пеле­ной дождя (К. Паустовский).

Сделаем вывод, что име­ни­тель­ный падеж, назы­вая пред­мет и обо­зна­чая глав­ное дей­ству­ю­щее лицо в пред­ло­же­нии, явля­ет­ся прямым.

Косвенные падежи

Остальные пять паде­жей суще­стви­тель­ных назы­ва­ют­ся кос­вен­ны­ми. Они пря­мо не обо­зна­ча­ют пред­мет, а опо­сред­ствен­но, то есть оформ­ля­ют его в иную грам­ма­ти­че­скую форму.

Перечислим кос­вен­ные паде­жи и вопро­сы, кото­рые зада­ют­ся к существительным:

Косвенные паде­жи суще­стви­тель­ных упо­треб­ля­ют­ся без пред­ло­гов и с пред­ло­га­ми, например:

Источник

Косвенные падежи – что это такое, как их быстро запомнить и перестать путать

Все падежи кроме именительного.

Что значит отвечает на вопросы косвенных падежей

Косвенные падежи – это все падежи кроме именительного. Именительный отвечает на вопросы «кто?», «что?». Соответственно, если ваше слово отвечает на другие вопросы, – оно находится в косвенном падеже.

5 косвенных падежей – как их запомнить и не путать

Запомнить порядок падежей можно с помощью вот этой запоминалочки.

Иван родил девчонку, велел тащить пеленку.

Иван – это именительный падеж, он «прямой», а после него идут пять косвенных: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Запомнить вопросы косвенных падежей помогают вспомогательные слова. Смотрите:

Все вспомогательные слова согласуются с названиями падежей. Проблема только с родительным – запомните, что у него вспомогательное слово «нет».

Как не путать винительный падеж с именительным

Надо подставлять «корову». Если у коровы будет окончание «у» – это винительный падеж. Если «а» – именительный. Примеры:

Потому что это существительное первого склонения. В первом склонении путаницы не возникает, потому что есть окончание: У меня есть коровА – Я купил коровУ.

А во втором и третьем склонении окончания либо нет, либо оно не меняется: Я купил телефон, Змея любит тепло, Кот поймал мышь. Вот мы и подставляем слово первого склонения, чтобы не ошибиться.

Про предложный падеж

Он так называется, потому что всегда употребляется с предлогами. Нельзя поставить слово в предложный падеж без предлога.

Надеюсь, статья была вам полезна. Пишите вопросы, если есть.

P. S. Вот мое видео о том, как легко и быстро запоминать падежи.

Источник

Падежи в русском языке: косвенные падежи, вопросы косвенных падежей

Что значит отвечает на вопросы косвенных падежей

Что такое падежи: прямой и косвенные

В современном русском языке шесть падежей – грамматических категорий, которые указывают на роль существительных, местоимений, прилагательных, причастий и числительных в предложении. Падеж показывает, как одно слово связано с другими.

Прямой падеж в русском языке один – именительный. В именительном падеже существительное отвечает на вопрос «кто? что?»
Человек вышел из дома. Кто? Человек. Это слово стоит в именительном падеже. Существительное в этом предложении играет роль подлежащего.

Косвенные падежи – это все падежи, кроме именительного: родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
Человека не было на месте. Кого? Человека. Это родительный падеж.
Человеку сказали ждать. Кому? Человеку. Это дательный падеж.

Вопросы косвенных падежей

Родительный. Вопросы: кого? чего?
Женщина родила (кого?) прекрасного ребенка.
Нам очень не хватало (чего?) вашего внимания.

Дательный. Вопросы: кому? чему?
Премию дали (кому?) главному инженеру.
Перейдем к (чему?) более важному вопросу.

Винительный. Вопросы: кого? что?
В ошибке винят (кого?) неосмотрительного директора.
Мы хотим устранить (что?) главную проблему.

Творительный. Вопросы: кем? чем?
Парень был восхищен (кем?) прекрасной девушкой.
Маляр покрасил стену (чем?) большой кисточкой.

Предложный. Вопросы: о ком? о чем?
Расскажи мне (о ком?) об этом человеке.
Мы совсем забыли (о чем?) о скором отъезде.

Предлоги косвенных падежей

Существительные в именительном падеже употребляются без предлога.

А вот в косвенных падежах они могут употребляться как без предлогов, так и с предлогами.

Именительный: жизнь, любовь, друг, собака, река.

Родительный: без конца, от друзей, из леса, вокруг усадьбы, с горы, у дома.

Дательный: к берегу, по кругу.

Винительный: про учителя, в пещеру, на крышу, за забор, через кусты.

Творительный: с приятелем, за пазухой, под одеялом, над полем, между домами.

Предложный: о будущем, об охоте, в задумчивости, на палубе, при деньгах.

Звательный падеж

В прошлом в русском языке существовал еще и звательный падеж: он использовался при обращении к кому-либо.

Его мы встречаем в архаичных текстах. Например, у Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?» Старче – слово в звательном падеже. Также в молитвах слово «Боже» – это существительное «Бог» в звательном падеже.

Да и сегодня мы иногда обращаемся к кому-то, ставя имя в «звательной» форме. Например, зовем Петю: «Петь, слушай». Или говорим Маше: «Маш, пойдем отсюда».

Словосочетания в косвенных падежах

Окончание слова зависит от того, в каком падеже оно стоит. У носителя языка обычно не возникает трудностей с таким согласованием, когда слово одно.

Но нередко нужно согласовывать целые словосочетания – тогда стоит задать подходящий вопрос и поставить каждое слово (существительное, местоимение, прилагательное, причастие, числительное) в правильную форму. Рассогласование слов – серьезная речевая ошибка.

Родительный. Есть кто/что?
Он, Иван, первый умный и думающий студент.

Родительный. Нет кого/чего?
Его, Ивана, первого умного и думающего студента.

Дательный. Дать кому/чему?
Ему, Ивану, первому умному и думающему студенту.

Винительный. Винить кого/что?
Его, Ивана, первого умного и думающего студента.

Творительный Гордиться кем/чем?
Им, Иваном, первым умным и думающим студентом.

Предложный. Думать о ком/о чем?
О нем, об Иване, первом умном и думающем студенте.

Источник

Что значит отвечает на вопросы косвенных падежей

Определение понятия

Грамматика языка — это целостная система, которая развивалась веками и развивается до сих пор. Традиционно она представлена морфологией — изучением частей речи, и синтаксисом — исследованием фраз, предложений и их структур.

Что значит отвечает на вопросы косвенных падежей

Падеж — это категория слова, которая указывает на его синтаксическую роль в предложении и помогает связать отдельные слова в одно предложение. В то же время такие значения могут связывать отдельные слова в предложении. Имеющиеся случаи часто можно назвать как функциями слова в предложении, так и связанными формами. Синтаксис рассматривает фразы и предложения с точки зрения их смысла, структуры, функций, совместимости компонентов и т. д.

Есть грамматические категории таблицы, которые выполняют две функции в языке:

Традиционный метод определения, почему падежи называются косвенными — это способ вопросов, который используется для определения значения.

Основные особенности падежей значат различающиеся в грамматических описаниях слова, основаны на обобщении различных типов субъектов и различных типов определяющих и значимых отношений. Однако в каждом из случаев есть своя специфика, позволяющая определить косвенный случай и отличить их от других случаев не только набором окончаний, но и языковым поведением.

Грамматический компонент

Категория падежа — это случай грамматического инфлективного значения, обозначающий различные отношения (существительное, местоимение и числительное, глагол) к другим словам (объектам, явлениям, действиям, состояниям, карточкам и т. д. ), плюс независимую позицию (номинативную) как часть фразы и предложения. Основным средством, позволяющим поставить выражение и определить значение, является выявление окончания, выражающего формальные признаки с учётом предлога.

Что значит отвечает на вопросы косвенных падежей

Нужно понять сложность описания категории, которая связана с тем, что нет единой основы, на которой можно было бы построить классификацию. В существующих описаниях прецедентных систем несколько разных признаков обычно используются для характеристики косвенных падежей.

Структурные окончания словосочетаний не являются словарной характеристикой, а подчёркиваются и используются как неопределённая часть предложения — они появляются в процессе конструирования предложения как синтаксической структуры и её подструктур (отдельных синтаксических).

Позиционные формы имеют те же смысловые и синтаксические свойства вида, что и простые падежные формы.

Они могут нести употребление значения:

Есть разные способы связать слова. Чтобы предложения были последовательными и понятными, независимые части речи принимают необходимую форму. Например: «мы, радость, делаем, это, команда» или «мы с радостью делаем это в команде». В первом случае может употребляться и писаться набор слов, которые не связаны друг с другом и поэтому составляют бессмысленное перечисление, во второй части речь изменилась, идея изложена чётко, способствовала пониманию.

В языках, у которых не имеется падежей, есть альтернативы. Они показывают на значимость установленных слов. В частности, они указывают порядок в предложении, применение предлогов. Именительный представляется самостоятельным в русском языке, потому что он не выражает взаимоотношения между словами. Все другие случаи именуются косвенными, и с помощью них выражается взаимосвязанность между словами в установленной фразе либо предложении.

Что значит отвечает на вопросы косвенных падежей

Косвенные падежи в русском языке выражают синтаксическую зависимость одного слова от иного. Эта группа осуществляет большую функцию и демонстрирует положение, сообщает, является ли оно главным либо зависимым. Это эпизоды, что демонстрируют зависимое положение одного сочетания слов от иного. Нужно знать, как определить косвенный падеж. Прямой падеж — слова именительного склонения, которые отвечают на вопросы «кто?» и «что?». Прочие именуются непрямыми и предполагают отклонения от прямой правильной формы фразы.

Традиционно значения формируются вопросами, что задаются. Это так называемые предметные вопросы косвенных падежей. Этот способ является самым простым, однако в то же время имеет ряд минусов. Один из них является то, что он не поможет разграничить отдельные формы слов, которые имеют похожие вопросы.

Системы установления дополнения имеют различные стили, однако в русской системе только прилагательные, числительные, существительные и местоимения могут меняться. Формы склонения проявляются изменёнными словами.

Синтаксическая роль второго косвенного падежа может быть установлена как среднее между предназначением основы и смыслом каждого вторичного члена предложения. Однако подобные установки были утеряны, и взамен второго падежа начали применяться предикативные существительные и прилагательные.

Косвенные значения

Что значит отвечает на вопросы косвенных падежей

То или иное значение падежа непосредственно связано с синтаксическим предназначением. К примеру, номинативная форма предмета, как правило, осуществляет чёткую функцию. Косвенные падежи с субъективной ценностью часто бывают добавлением в предложении, определением, обстоятельством.

Падежи имеют несколько значений, что зависят от семантики слова, которые они контролируют. Их роль выражает отношение фразы, что меняется по взаимоотношению к другим действиям, объектам либо атрибутам. Это может быть сформулировано в разных формах слов, что меняются совместно с другими существительными (неизменяемыми).

Например: вспомните праздник, с удовольствием приобрели шубу. Только лишь в именительном падеже проявляется роль взаимоотношения предмета к сделанному им воздействию либо к состоянию, определяющему объект, к примеру: ребёнок сообщает; барышня не сидит на месте. Значимость предмета выражает отношение к воздействию: написание послания, чувство к брату.

Определяющим условием является отношение, если единственный предмет принадлежит другому и определяет его в основе характеристики либо воздействия: тетрадь в ряд, сумка дочке. Детальные значения выражают отношение к характеристикам цели, причинам и местам: выход на море, дом в деревне. Все эпизоды могут иметь несколько непрямых значений.

Что значит отвечает на вопросы косвенных падежей

В русском языке бывает, что в существительных могут быть изменённые виды окончаний. Существительные во множественном числе в родительном падеже могут иметь различные окончания в зависимости от значения в именительном падеже. Отдельные существительные, присущие к среднему роду, могут иметь нулевое окончание и альтернативное, к примеру: прозрачный дом, яблоки.

Чтобы быть грамотным человеком, необходимо понимать, что такое косвенные падежи. Именно необходимость грамотности привела к зарождению правил. Осведомлённости без знания не может быть. В устной форме человек, как правило, применяет фразы, не задумываясь, инстинктивно меняя значения их в предложениях. Однако при написании многие допускают погрешности в окончаниях. Следовательно, если человек желает быть образованным и целиком развитым, умение грамотно составлять и говорить должно быть неотъемлемым. В каждом случае необходимо грамотно составлять предложения и слова, уметь говорить.

Источник

Вопросы падежей

Узнаем, на какие вопро­сы отве­ча­ют паде­жи суще­стви­тель­ных в рус­ском языке.

Падеж как форма именной части речи

Сначала опре­де­лим, что падеж — это грам­ма­ти­че­ская фор­ма имен­ных частей речи в рус­ском язы­ке: суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го, чис­ли­тель­но­го, место­име­ния и гла­голь­ной фор­мы при­ча­стия, име­ю­ще­го неко­то­рые при­зна­ки име­ни при­ла­га­тель­но­го. Все пере­чис­лен­ные само­сто­я­тель­ные части речи и фор­ма гла­го­лов скло­ня­ют­ся, то есть изме­ня­ют­ся по паде­жам и числам.

В грам­ма­ти­ке совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка выде­ля­ют шесть падежей:

К сло­ву, име­ю­ще­му фор­му паде­жа, мож­но задать опре­де­лён­ный вопрос.

Приведем нагляд­ную таб­ли­цу паде­жей с вопро­са­ми и харак­тер­ны­ми предлогами.

Таблица падежей

ПАДЕЖВОПРОСПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего?с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему?к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что?под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем?с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем?в, о, об, на, при, по

Падежи в рус­ском язы­ке (таб­ли­ца с вопро­са­ми и с окончаниями)

Что значит отвечает на вопросы косвенных падежей

Что значит отвечает на вопросы косвенных падежей

Рассмотрим более подроб­но, какие вопро­сы паде­жей зада­ют­ся к фор­мам имен суще­стви­тель­ных в рус­ском языке.

Вопросы именительного падежа

Именительный падеж — это началь­ная фор­ма сло­ва. Одушевлённые име­на суще­стви­тель­ные в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа обо­зна­ча­ют лицо или пред­мет и отве­ча­ют на вопрос кто? К неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным ста­вит­ся вопрос что?

Пушистый (кто?) котё­нок игра­ет с клуб­ком ниток.

Именительный падеж явля­ет­ся неза­ви­си­мым от дру­гих слов в пред­ло­же­нии. Слова в этой грам­ма­ти­че­ской фор­ме выпол­ня­ют роль глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния под­ле­жа­ще­го или ска­зу­е­мо­го и нико­гда не име­ют предлогов.

Это чистое лес­ное озе­ро — жем­чу­жи­на наше­го края.

В свя­зи с грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми и неза­ви­си­мой син­так­си­че­ской ролью в пред­ло­же­нии име­ни­тель­ный падеж назы­ва­ют пря­мым. Все осталь­ные пять паде­жей выра­жа­ют зави­си­мость форм суще­стви­тель­ных от слов дру­гих частей речи в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии. Их назы­ва­ют тер­ми­ном «кос­вен­ные паде­жи». К кос­вен­ным паде­жам ста­вят харак­тер­ные вопро­сы в соот­вет­ствии с их грам­ма­ти­че­ским значением.

Вопросы родительного падежа

К фор­ме роди­тель­но­го паде­жа оду­шев­лен­но­го суще­стви­тель­но­го ста­вим вопрос кого? К неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным зада­дим вопрос чего? Чтобы опре­де­лить фор­му роди­тель­но­го паде­жа, исполь­зу­ем слова-помощники «нет» и «не было»:

В фор­ме роди­тель­но­го паде­жа исполь­зу­ют­ся ряд пред­ло­гов, уточ­ня­ю­щих объ­ект дей­ствия, место, вре­мя и пр. Тогда падеж­ный вопрос про­зву­чит вме­сте с предлогом:

Вопросы дательного падежа

Дательный падеж — это кос­вен­ный падеж суще­стви­тель­но­го, кото­рый отве­ча­ет на вопро­сы кому? чему? В каче­стве вспо­мо­га­тель­ных слов исполь­зу­ем гла­го­лы «позво­ню» или «отдам»:

Если в фор­ме датель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ное исполь­зу­ет­ся с пред­ло­гом, то вопро­сы ста­вят так:

Вопросы винительного падежа

Винительный падеж обо­зна­ча­ет объ­ект или обсто­я­тель­ства дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы кого? что? К оду­шев­лён­но­му име­ни суще­стви­тель­но­му зада­ем такой же вопрос, как и к фор­ме роди­тель­но­го паде­жа. К неоду­шев­лен­но­му суще­стви­тель­но­му ста­вим вопрос, сов­па­да­ю­щий с вопро­сом име­ни­тель­но­го паде­жа. Постановку вопро­сов вини­тель­но­го паде­жа выпол­ня­ем с помо­щью слов «узнаю» или «вижу».

Предлоги «в», «за», «на», «по», «под», «про», «сквозь», «через» участ­ву­ют в поста­нов­ке вопро­сов к сло­вам в фор­ме вини­тель­но­го падежа:

Вопросы творительного падежа

Существительные в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа отве­ча­ют на вопро­сы кем? чем? Чтобы пра­виль­но поста­вить вопрос, вос­поль­зу­ем­ся помо­щью слов «гор­жусь», «инте­ре­су­юсь»:

К сло­вам в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом зада­дим соот­вет­ству­ю­щие вопросы:

Вопросы предложного падежа

Предложный падеж обра­зу­ет­ся обя­за­тель­но с уча­сти­ем пред­ло­га, из-за чего полу­чил такое назва­ние. К суще­стви­тель­ным в этой падеж­ной фор­ме ста­вим вопро­сы о ком? о чём?

Вопросы пред­лож­но­го паде­жа помо­гут задать вспо­мо­га­тель­ные сло­ва «сооб­щить», «вспо­ми­нать»:

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа исполь­зу­ют­ся предлоги

Вопросы пред­лож­но­го паде­жа зада­ют­ся с уча­сти­ем этих предлогов:

Определение падежа существительного

Основным при­ё­мом в опре­де­ле­нии паде­жа суще­стви­тель­но­го явля­ет­ся поста­нов­ка вопро­са. Падежный вопрос зада­ет­ся от сло­ва, к кото­ро­му при­над­ле­жит иссле­ду­е­мое суще­стви­тель­ное, с кото­рым оно грам­ма­ти­че­ски свя­за­но в соче­та­нии или предложении.

Зонтик (кого?) подру­ги (р. п.) при­го­дил­ся нам во вре­мя вне­зап­но начав­ше­го­ся дождя.

Я спро­шу об этом (у кого?) у подру­ги (в. п.).

Иногда пра­виль­но опре­де­лить падеж помо­га­ет метод заме­ны на такую же падеж­ную фор­му. Например, в сло­во­со­че­та­нии «идти по тро­пин­ке» зави­си­мое от гла­го­ла суще­стви­тель­ное нахо­дит­ся в омо­ни­мич­ной фор­ме либо датель­но­го, либо пред­лож­но­го паде­жа. Какой вопрос сле­ду­ет задать к слову:

Заменим фор­му един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го на фор­му множественного:

Этот при­ем помо­жет понять, что сло­во «по тро­пин­ке» име­ет фор­му датель­но­го паде­жа, так как окон­ча­ни­ем -ам харак­тер­но для фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла это­го же падежа.

В отдель­ных слу­ча­ях пра­виль­но выяс­нить падеж омо­ни­мич­ных форм суще­стви­тель­ных помо­га­ет пред­лог. Формы слов «к шко­ле» и «при шко­ле» раз­ли­ча­ют­ся толь­ко пред­ло­га­ми. Предлог «к» упо­треб­ля­ет­ся с датель­ным паде­жом (к чему? к огра­де, к горо­ду). Вспомним, что пред­лог «при» харак­те­рен толь­ко для пред­лож­но­го паде­жа. Аналогичным спо­со­бом, сопо­став­ляя фор­мы слов с одним и тем же пред­ло­гом, опре­де­ля­ет­ся падеж у нескло­ня­е­мых имен существительных:

Не сме­ши­ва­ем падеж­ные вопро­сы с син­так­си­че­ски­ми. Падежные вопро­сы выяс­ня­ют фор­му суще­стви­тель­но­го с точ­ки зре­ния мор­фо­ло­гии (уче­нии о фор­ме слов). Синтаксические вопро­сы зада­ют­ся к чле­ну предложения.

В этом при­ме­ре падеж­ный (мор­фо­ло­ги­че­ский) вопрос сов­па­да­ет с син­так­си­че­ским. Существительное в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа явля­ет­ся пря­мым дополнением.

В этом пред­ло­же­нии падеж­ный вопрос не сов­па­да­ет с вопро­сом к чле­ну предложения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *