Что значит отсутствие акцентуации
Как определить акцентуацию характера
© Игорь Юров, врач-психотерапевт
Акцентуации и психопатии: л ичностные расстройства или странности характера?
Многие люди кажутся нам странными, их поведение – порой абсурдным, и нередко напрашивается неполиткорректный вопрос: «А вы случайно не псих?» Особенно неприятно бывает, если то же самое мы слышим в свой адрес. Что означают эти странности – психическое заболевание или какое-то отклонение от нормы? И что же тогда норма?
Все это мир акцентуантов, или акцентуированных личностей. Понятие акцентуации характера имеет тот же смысл, что и языковой акцент – буквально «ударение», «заострение», «выделение» какой-то части на общем фоне. В языке акцент представляет собой выделяющуюся, заметную для окружающих особенность произношения. В характере акцентуация также представляет собой как бы заостренную, выделяющуюся особенность социального поведения и реагирования, заметную окружающим на общем социальном фоне. Акцентуация характера в психиатрии ни в коем случае не относится к психической патологии, но является пограничной сферой между нормальным гармоничным характером и психопатическим.
Во-вторых, ненормальным можно считать человека больного или от чего-то страдающего, поскольку здоровым, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является человек, который здоров не только физически, но также благополучен психологически и социально. Кстати, слово пациент, пришедшее к нам из английского (patient), в буквальном переводе собственно и означает – «претерпевающий, переносящий, страдающий, мучающийся». В цивилизованном мире среднестатистический человек здоров и благополучен, тогда люди больные и страдающие опять же отклоняются от стандартной нормы и нуждаются в медицинской, в т.ч. психотерапевтической или психиатрической помощи. Что делать, если они от этой помощи отказываются? Согласно закону, к человеку не могут быть применены никакие меры принудительного лечения, если он а) социально не опасен; б) суицидально не опасен; в) не имеет психического расстройства, не позволяющего ему осознать тяжесть своего состояния.
Что такое акцентуация характера? Кто ее открыл? Как это называлось раньше?
Понятие акцентуации характера введено в употребление немецким психиатром Карлом Леонгардом в середине 20 века для обозначения людей, обладающих явно негармоничным характером, но все же не до такой степени, чтобы утратить способность к адаптации в обществе или представлять для него опасность. Т.е. акцентуация – это еще не психопатия (расстройство личности), но уже и не нормативный стандарт. Говоря проще, акцентуация – это ярко выраженная индивидуальность, которая, тем не менее, не выбрасывает ее носителя из общества; лишь делает его существенно более уязвимым, проблемным в одних ситуациях, и более успешным, продуктивным в других.
В этом нет особого открытия – то, что каждый характер в чем-то особенен, индивидуален, и что степень выраженности этой индивидуальности тоже бывает разной, было понятно во все времена. Также и классифицировать характеры, составляя типологию личностных особенностей, пытались и пытаются многие. Леонгард лишь предложил термин и собственную классификацию, которая «прижилась» в западной, а затем и российской психиатрии. Как акцентуации назывались раньше? Как угодно, соответственно характерологическому «сдвигу», акценту – инфантильный мечтатель, несчастный поэт, придворный шут, властолюбивый диктатор, бродячий философ, одинокий изобретатель, двуликий артист, хитрый торговец… Наглядное выделение личностных особенностей было скорее задачей литераторов и драматургов, чем врачей.
Откуда у человека берется та или иная акцентуация? Какие факторы ее порождают, способствуют ее формированию и закреплению?
Акцентуация – это как бы чрезмерно «выпирающая», «выпуклая», заметная, даже бросающаяся в глаза черта характера. Она берется оттуда же, откуда и все индивидуальные характерологические особенности, делающие нас уникальными и непохожими друг на друга – от родителей и от среды в которой мы растем. Вся живая природа имеет свой генотип и фенотип – т.е. то, что унаследовано в генах и то, что сформировалось под влиянием окружения. А человек имеет еще и психотип. Так, например, то, что яблоня является яблоней, а не грушей, определяется ее наследственным кодом — генотипом. А то, что из семечек одного и то же яблока одна яблоня выросла на плохой почве в тени маленькой и слабой, а другая — на хорошей почве на солнце стала пышной и плодоносной определяется условиями ее роста – фенотипом.
Личность же человека складывается и из генов, и из влияния среды (семьи, школы, социально-бытовых условий), и из влияния психологических особенностей родителей – их жизненных принципов, кредо, морально-этических и культурных ценностей, правил, убеждений, душевных и духовных потребностей, в сумме определяющих личностный психотип. Народные пословицы вроде «Яблоко от яблони недалеко падает», «От осины не родятся апельсины» отвечают на данный вопрос со всей ясностью – характер человека, в т.ч. акцентуированный, состоит и из того, что унаследовано биологически, и из того, что сформировано социально-бытовыми условиями, и из того, что передано родителями в каждодневном общении.
Разграничить влияние генетической наследственности и внешних факторов помогают исследования характеров однояйцевых близнецов, разделенных после рождения и выросших в разных семьях. Как правило, невозможно, чтобы прямые родственники человека представляли собой вполне гармоничные личности, а он сам был бы акцентуаном, и наоборот — чтобы в семье, имеющей акцентуантов, или, тем более, личностей с психопатическими наклонностями вырос характерологически гармоничный ребенок. В ранние советские времена подавлялось развитие генетики, чтобы представить социальные идеалы марксизма-коммунизма превосходящими по своему значению наследственность. То, к чему это привело, описано в романе М.Булгакова «Собачье сердце».
Формирование характера, в т.ч. акцентуированного, всегда определяется комплексом причин, и отдать предпочтение одним в ущерб другим невозможно. Однако можно сказать, что чем более постоянной и стойкой является какая-либо особенность личности, тем большее участие в ее формировании принимает наследственность, а то, что вызвано преимущественно внешним окружением, то новое окружение может и исправить. Поэтому влияние аномальных генетических факторов в большей мере определяет появление расстройств личности (психопатий), чем акцентуаций, а акцентуаций – в большей мере, чем гармоничных характеров.
Какие типы акцентуации характера бывают? Что для них характерно?
В России пользуются двумя основными типами акцентуаций характера – по Карлу Леонгарду — основателю понятия акцентуированного характера; и по советскому психиатру А.Е.Личко, незначительно видоизменившему систему Леонгарда так, чтобы она больше соответствовала уже существующей к тому времени в России классификации психопатий (расстройств личности) по П.Б.Ганнушкину.
По Леонгарду выделяют:
гипертимный (гиперактивный, гиперсоциальный, жизнерадостный) тип;
дистимический (тоскливый, недовольный, раздражительный) тип;
аффективно-лабильный (эмоционально неустойчивый, зависимый от внешней оценки и обстоятельств) тип;
аффективно-экзальтированный (эмоционально гипервозбудимый, легко воодушевляющийся, «живущий эмоциями») тип;
тревожный (боязливый, неуверенный, подчиняемый, легко манипулируемый) тип;
эмотивный (эмоционально чувствительный, впечатлительный, ранимый, мнительный) тип;
демонстративный (эгоцентричный, самоуверенный, склонный манипулировать другими) тип;
педантичный (совестливый, придирчивый, мелочный) тип;
застревающий (подозрительный, эмоционально ригидный, трудно переключаемый, «тяжеловесный» тип);
возбудимый (вспыльчивый, взрывной, раздражительный, импульсивный) тип;
экстравертированный (ориентированный на внешние события и ценности) тип;
интровертированный (ориентированный на внутридушевные процессы и ценности) тип.
гипертимный (гиперактивный, гиперсоциальный, жизнерадостный) тип;
циклоидный (эмоционально непостоянный, с циклически сменяющими друг друга периодами тоски и радости) тип;
лабильный (эмоционально неустойчивый, зависимый от сиюминутного настроения) тип;
астено-невротический (стрессонеустойчивый, быстро истощаемый, тревожный, нервный, слабовольный) тип;
сензитивный (высоко чувствительный, эмоционально впечатлительный, ранимый, мнительный) тип;
психастенический (сомневающийся, неуверенный, самокритичный, сверхаккуратный, придирчивый) тип;
шизоидный (эмоционально холодный, равнодушный, закрытый, замкнутый, не сострадательный тип);
эпилептоидный (злопамятный, мстительный, мелочный, дотошный, авторитарный) тип;
истероидный (демонстративный, эгоцентричный, самоуверенный, склонный манипулировать другими) тип;
неустойчивый (потакающий внешнему влиянию, стремящийся к удовольствиям, недисциплинированный, непоследовательный тип)
конфо́рмный (предельно законопослушный, пассивный, подчиняемый, избегающий малейшего противостояния и отстаивания своей позиции) тип.
Какие бывают степени акцентуации? Есть ли люди без акцентуации?
Подразделять акцентуации характера еще и на степени мне представляется излишним, поскольку сама акцентуация уже представляет собой легкую степень личностной деформации, как бы предшествующую личностному расстройству. Хотя формально и существует градация акцентуантов на явных и скрытых, на мой взгляд, это деление излишне. Акцентуированная личность вне фрустирующих ее обстоятельств и так пребывает в «скрытом» состоянии, но если ситуация меняется в неблагоприятном ключе, то характерологический дисбаланс тут же становится «явным». Самый простой пример – когда акцентуированная по истерическому типу особа здорова и пребывает в комфортных для себя условиях, то данная особенность ее характера никак себя не проявляет, но стоит ей заболеть или столкнуться со стрессом, так даже не специалисту становится заметным, что демонстративность, манипулятивность, эгоцентричность, претенциозность и эмоциональная экзальтированность у нее явно превышают средний для таких ситуаций уровень.
Есть ли люди без акцентуации? Конечно – все остальные, кроме акцентуантов и психопатов (лиц с расстройством личности). Вся эта «серая масса» более-менее ровных, социально адаптированных, живущих по общепринятым правилам человеческого общежития людей с хорошо прогнозируемыми и сознательно контролируемыми эмоциональными и поведенческими реакциями.
Можно ли от акцентуации избавиться, если она неприятна или мешает ее обладателю, изменить свой тип акцентуации на какой-нибудь другой или хотя бы его ослабить? Лечат ли ее? Что же делать людям, у которых какой-то неприятный для них или окружающих тип акцентуации характера?
Конечно, от акцентуации, в отличии от личностного расстройства (психопатии), можно избавиться, более того, в зависимости от жизненных обстоятельств акцентуированные черты могут не только самоустраняться, но и заменяться одни на другие. Ведь акцентуация – это просто бросающаяся в глаза особенность характера, не надо представлять ее как личностную аномалию, тем более болезненную. Мы знаем, что характер человека сам по себе меняется с течением жизни. Особенно негативно на его изменения влияют пребывание в обстановке войны или стихийного бедствия, ограничение свободы, стрессовые особенности работы, неадекватное поведение партнера по браку и т.п. Социальное и психологическое благополучие, наоборот, способны заметно сглаживать острые характерологические «углы». Акцентуация — не болезненный процесс, ею не заболевают, ее приобретают; ее не лечат, но при должных усилиях на нее можно влиять, ее можно менять как тон и интонацию голоса, жесты, походку, лексикон, привычки, пристрастия, стереотипы поведения и т.п.
Если у человека есть намерение «проработать» свою акцентуацию в ускоренном режиме, то для этого, как ничто другое подходит психотерапия или, как еще принято говорить в России, психологическая коррекция. Лично на мой взгляд, психотерапия как раз в таких случаях гораздо более уместна, полезна и эффективна, чем при психоэмоциональных расстройствах и, тем более, заболеваниях. Именно характер антидепрессант не исправит, да, и сам акцентуант в большинстве случаев не захочет им воспользоваться, поскольку совершенно по праву не будет воспринимать свою особенность, как нечто болезненное и подлежащее лечению. Как нечто подлежащее коррекции, исправлению, улучшению, совершенствованию, трансформации, развитию – да, но не лечению.
Подойдет практически любое направление психотерапии – и психоанализ, и гештальт, и психодрамма, и когнитивно-поведенческая, и телесно-ориентированная, и трансперсональная, и эксистенциальная, и эмоционально-стрессовая, и холотропная, и NLP, и арт-терапия, как в индивидуальном, так и в групповом исполнении, только бы человек был достаточно погружен в психотерапевтический процесс и достигал в ходе его желательных для себя изменений.
Кто такие экстраверты и интроверты? Как это сочетается с типами акцентуации?
Как вы уже заметили, это типы из классификации Карла Леонгарда. Когда проявления экстра- или интроверсии явно выражены, то они уже сами по себе являются типами акцентуации. Конечно, их характеристики можно соотносить и с другими типами акцентуации. Так в высокой степени зависимые от окружения и ориентированные на внешний мир гипертимный, демонстративный, истероидный, конформный типы практически не будут иметь в себе проявлений интроверсии. А шизоидный, застревающий, психастеничный типы, наоборот, могут быть лишь в очень незначительной степени эксравертированы.
Однако суть здесь не в хитросплетениях разных характерологических особенностей, а в том, что все человечество действительно вполне заметно подразделяется на две основные части – тех, кто работает преимущественно над внешней составляющей нашего мира (государственные деятели, политики, военноначальники, градостроители, бизнесмены, менеджеры, производственники, маркетологи, юристы, судьи и т.п.) – это типичные экстраверты; и тех, кто «питает» внутреннюю сторону души (философы, историки, поэты, художники, музыканты, драматурги, богословы, психоаналитики) – это типичные интроверты. Экстраверсия и интроверсия – это одно из типичных проявлений двойственности нашего мира, как материя и идея, тело и душа, левое и правое полушария, точные и гуманитарные науки, бизнес и творчество и т.д.
Как влияет тип акцентуации на образ жизни, успешность, способность к общению и здоровье людей?
Акцентуация в очень значительной степени может влиять и на жизненный успех, и на здоровье, если стиль жизни и род занятий акцентуанта строится в соответствии с выделяющейся особенностью его характера, а не противоположно ей. Например, гипертимный тип может быть успешным продавцом, дилером, волонтером, психотерапевтом, актером, оратором, политиком и т.п. Он будет на высоте во всех сферах, где важно быть активным, контактировать с людьми, заряжать их своим ни от чего не зависящим постоянно позитивным настроем и вечно бьющей через край энергией. Но если родители захотят во что бы то ни стало сделать из своего гипертимного ребенка музыканта-скрипача, математика-программиста, банковского клерка или лабораторного ученого-исследователя, вынужденного долго в одиночестве сосредотачиваться на однообразной деятельности, то из этого не просто ничего не выйдет, а рано или поздно человек начнет «ломаться» — пить, или невротизироваться, или болеть, или, утрачивая контроль, «пускаться во все тяжкие».
Для примера также можно представить, как конформная личность идеально выполняет функции нотариуса, бухгалтера, инструктора по технике безопасности или воспитателя детского сада, но если она окажется вынужденной принимать быстрые и нестандартные решения, искать выход из спорных и конфликтных ситуаций, преступать формальные правила и ограничения, действовать в непредсказуемых условиях, становится перед морально-этическим выбором, то ее в скором будущем будут ожидать эмоциональные срывы, тревожно-депрессивные расстройства и психосоматические заболевания. Эпилептоидный тип может стать непревзойденным «охотником» на террористов, бойцом ОМОНа, но если ему придется быть учителем начальных классов, то горе всем, ученикам в особенности. Из шизоидной личности может получиться великолепный и даже великий математик, изобретатель, программист, мастер с золотыми руками, но там, где нужно эффективно взаимодействовать с людьми – торговать, лечить, руководить, выступать на сцене, зазывать в политические партии и т.п. – он потерпит полный провал, скорее всего, даже не сможет приступить к такого рода деятельности, а в вынужденных обстоятельствах начнет страдать психоэмоционально или физически.
В психологии есть специальные направления – профотбор и профориентация. В старших классах большинство школьников проходит специальное тестирование на определение профессиональных качеств. Суть этого тестирования собственно и состоит в определении склада характера выпускника и наиболее соответствующих ему профессий. Данный процесс сейчас полностью компьютеризирован.
Какая связь некоторых типов акцентуации характера и таланта? Правда ли, что многие гении в разных областях были шизоидами? То же самое касается суперодаренных и нестандартных «детей индиго». Есть ли связь, или это миф?
Шизоидность звучит как психиатрический диагноз, поэтому я бы не стал использовать это понятие по отношению к людям, о которых вы спрашиваете. Да, и сами психологи в таких случаях чаще говорят не о шизоидности, а о некоторой аутистичности или интровертированности, т.е. способности придавать не меньшее или даже большее значение внутреннему миру, чем внешнему. Шизоидность звучит как ущербность, болезненность, и если быть терминологически точным, то обозначает не столько отстраненность от мира, сколько эмоциональную холодность его восприятия. Типичный шизоид лично у меня не ассоциируется с гениальностью, а вот аутистичность и интроверсия – вполне, хотя бы потому что предполагают направление вектора интеллектуальной заинтересованности и эмоциональной ценности внутрь, не меньше чем наружу.
Вообще прямой связи между акцентуированностью и одаренностью, конечно, нет. Нужно просто понимать, что акцентуация никак не мешает одаренности, но никак ей явно и не способствует. Одаренность в равной степени может проявиться и у гармоничной, и у акцентуированной личности, и даже у психопатической. Ни в одном, ни в другом, ни в третьем случаях интеллект не страдает. Вопрос в том, как будет использована эта одаренность, насколько адекватное воплощение она для себя найдет и каким целям послужит.
Акцентуанты могут представляться более одаренными просто потому что они более заметны. Если гармоничную, т.е. не акцентуированную личность, пусть даже очень одаренную, чтобы сделать еще и заметной, нужно, говоря современным языком, «пиарить», то жизненный путь акцентуированной личности, даже не одаренной, волей — не волей состоит, по сути, из одних неудержимых «пиар-акций» большего или меньшего масштаба. Чем больше интеллектуально одарен акцентуант, тем большего успеха своих «пиар-акций» он сможет достичь, тем с меньшим риском его заметность обернется «черным пиаром» для него самого. Чем меньше интеллектуальной одаренности, тем больше акцентуант будет выглядеть просто «примитивным выскочкой» или «человеком с чудинкой».
А кто такие психи или психопаты?
Понятия не только «психа», но даже «психопата» на сегодняшний день является грубым и устаревшим. Официально вместо психопатии используется термин — расстройство личности или личностное расстройство – это так же, как, например, понятие умственной отсталости сейчас заменено на задержку интеллектуального развития.
Как мы уже говорили, психопатия отличается от акцентуации своей явной патологичностью и неадекватностью независимо от того, в благоприятных или неблагоприятных для себя условиях человек пребывает. Если к акцентуанту в большинстве сообществ будут относиться лишь как к личности с «подчеркнутой индивидуальностью», или «изюминкой», или «заостренным темпераментом», то психопата будут просто сторониться или избегать, как человека явно «странного», «непредсказуемого», «неадекватного», не исключено, что просто «опасного», в самом лучшем случае – «не от мира сего».
Очень важно понимать, что психопатия (личностное расстройство) – это ни в коем случае не психическое заболевание вроде шизофрении или маниакально-депрессивного психоза, которое в одни периоды может обостряться, в другие никак себя не проявлять, принимать более тяжелое или легкое течение, и в большинстве случае в наши дни хорошо лечиться. Ничего подобного не бывает при личностных расстройствах, ничего общего между психопатом и психически больным человеком, например, шизофреником нет. Шизофреник однажды заболевает и может быть излечен. Психопат таким рождается и излечен быть не может. Это очень легко представить, сказав, что у психопата характер изначально патологически изменен и стабилен в этой неизменности так же, как при умственной отсталости (олигофрении) изначально снижен интеллект, и это снижение всю жизнь неизменно и неизлечимо. Олигофрен, увы, таковым рождается, он не станет умнее и не станет глупее, чем есть, его интеллектуальное развитие будет всегда соответствовать его собственному уровню, независимо от внешних обстоятельств, лечить его бесполезно, можно лишь попытаться адаптировать в какой-то подходящей для него среде. Все то же самое касается и психопата с разницей только в том, что у него пострадал не интеллект (который может быть очень даже высок!), а характер, и эта характерологическая патология неизменна и неизлечима. А вот, страдалец, заболевший шизофренией, эпилепсией или маниакально-депрессивным психозом, посредством лечебных мероприятий может быть выведен в стабильную долговременную ремиссию, находясь в которой он будет представлять собой совершенно гармоничную личность с полностью сохранным интеллектом и морально-этическими качествами, без признаков какой-либо акцентуированности, а порой даже — невротичности.
Какие типы свойственны социопатам?
Социопатию не корректно ассоциировать с акцентуацией, социопаты – это психопаты, лица с расстройством личности, а не акцентуанты. Легко запомнить просто по созвучию.
Каждый тип акцентуации, конечно, способен проявлять некоторые социопатические черты — если ему будет навязываться несоответствующее его характеру поведение, он будет протестовать, конфликтовать, выражать раздражение, возмущение, чрезмерно эмоционально реагировать и т.п. В стрессовой ситуации так может себя вести и вовсе не акцентуированная личность. Явную антисоциальную направленность проявляют все же не акцентуанты, а психопаты.
Акцентуант лишь в некомфортной для себя ситуации приобретает невротические симптомы, от которых преимущественно страдает сам. Психопат же практически при любых обстоятельствах ведет себя неадекватно, заставляя страдать других, а при дополнительном стрессе его реакции могут приобретать психотические черты, уподобляясь поведению душевнобольного.
Беседовал Александр Герц, газета «Лечебные письма»
Акцентуации характера (акцентуации личностей)
Акцентуация характера или акцентуация личности – чрезмерное усиление отдельных черт характера. Эта особенность личности определяет поведение и поступки, накладывает отпечаток на все сферы ее деятельности: отношение к себе, к окружающим, к миру. Акцентуация является крайним вариантом нормы и не считается психическим расстройством или заболеванием.
Распространенность. Акцентуации личности широко распространены особенно среди подростков. Среди молодежи явные или скрытые акцентуации обнаруживаются у 95% обследованных. С возрастом люди удастся сглаживать нежелательные черты, и количество акцентуаций снижается до 50-60%.
Польза и вред акцентуаций. С одной стороны акцентуированная черта делает человека более устойчивым и успешных в некоторых ситуациях. Например, люди с истероидной акцентуацией – талантливые актеры, а с гипертимной – позитивные, коммуникабельные и могут найти подход к любому человеку.
С другой стороны акцентуированная черта характера становится уязвимым местом человека, осложняет жизнь ему самому и окружающим. Ситуации, которые для других людей не являются значимыми, превращаются в испытание для психики. Например, люди с гипотимным типом акцентуации, испытывают сложности при необходимости познакомиться и наладить контакт.
Существует опасность, что в сложных ситуациях эти усиленные черты характера могут перерасти в психопатию, вызвать невроз, стать причиной алкоголизма, противоправного поведения.
В каких случаях акцентуации могут перерасти в патологию
Чем акцентуации отличаются от психопатий?
Типы акцентуации
Истероидный тип
Эпилептоидный тип
Шизоидный тип
Лабильный тип
Конформный тип
Астено-невротический тип
Психастенический тип
Сенситивный тип
Сочетания типов акцентуаций
Классификация акцентуаций по Леонгарду
Немецкий психолог Карл Леонгард разделял все черты характера на основные и дополнительные. Основные – это стержень личности. Они ответственны за ее психическое здоровье. Если одна из этих черт усилена (акцентуирована), то она определяет поведение человека. При воздействии на нее неблагоприятных факторов может развиться патология.
Группа | Тип акцентуации | Характеристика |
Типы акцентуаций, относящиеся к темпераменту, как к природному образованию | Эмотивный | Добрый, сострадательный, гуманный, ценит близких друзей, миролюбивый, исполнительный, имеет обостренное чувство долга. Но при этом отличается боязливостью, слезливостью и стеснительностью. |
Аффективно-экзальтированный | Общительный, влюбчивый, отличается хорошим вкусом, внимательный к близким, альтруистичный, способен на высокие чувства. Но при этом склонен к панике, теряется в условиях стресса, подвержен сменам настроения. | |
Аффективно-лабильный | Мягкий, ранимый, способен к сопереживанию, имеет высокие моральные принципы. Но склонен к резким циклическим сменам настроения, которые определяют его отношения с людьми. Не терпит одиночества, равнодушия, грубости. | |
Тревожный | Дружелюбный, верный, исполнительный, самокритичный. Настроение часто снижено, робкий, не отстаивает свои интересы, нуждается в поддержке. | |
Дистимический (гипотимный) | Добросовестный, серьезный, немногословный, высоко ценит друзей. Но при этом индивидуалист, замкнут, склонен к пессимизму, пассивен. | |
Гипертимный | Общительный, оптимистичный, активный, выносливый, трудолюбивый, не теряет контроль в стрессовых ситуациях. Легкомысленен, редко доводит начатое до конца. Не терпит одиночества и строгого контроля. | |
Типы акцентуаций, относящиеся к характеру, как к социальному образованию | Возбудимый | Отличается перепадами настроения и бурными вспышками гнева. В спокойном состоянии заботливый, добросовестный, аккуратный. Во время вспышек гнева плохо контролирует свое состояние, раздражителен. |
Застревающий | Ответственный, стрессоустойчивый, упорный, выносливый, предъявляет к себе и другим высокие требования. Но при этом подозрительный, обидчивый, занудный, ревнивый, несколько конфликтный. Не терпит, когда кто-то другой претендует на его место. | |
Педантичный | Аккуратный, строго придерживается правил, надежный, добросовестный, миролюбивый. Но часто отмечаются занудливость, брюзжание, не работе – бюрократизм. | |
Демонстративный | Артистичный, харизматичный, общительный, имеет развитую фантазию, стремится к лидерству. Но при этом тщеславен и склонен ко лжи, эгоистичен. Не терпит, когда ему не уделяют внимания, страдает, если его авторитет подорван. | |
Типы акцентуаций, относящиеся к личности в целом | Экстравертированный | Общительный, дружелюбный, внимательный, исполнительный, всегда готовый выслушать, не претендует на лидерство. Но при этом болтлив, легкомысленен, легко попадает под чужое влияние, склонен к необдуманным импульсивным поступкам. |
Интровертированный | Принципиальный, сдержанный, погруженный в свой внутренний мир, морально развит, отличается богатой фантазией. Но при этом замкнутый, упрямый, отстаивает свою точку зрения, даже в том случае, если оказывается неправ. Не терпит вмешательства в его личную жизнь. |
Классификация акцентуаций по Личко
Советский психиатр Андрей Личко рассматривал акцентуации, как временные усиления черт характера, которые могут появляться и исчезать в детском и подростковом возрасте. При этом он признавал возможность сохранения акцентуаций на всю жизнь и перехода их в психопатии. Поскольку Личко считал акцентуации пограничным вариантом между нормой и психопатией, то его классификация основана на типах психопатий.
Тип акцентуации | Характеристика |
Гипертимный | Веселый, активный, оптимистичный, уверенный в себе, стремится к лидерству, находчивый, предприимчивый. Минусы: легкомысленный, неусидчивый, невнимательный, не достаточно ответственно относится к своим обязанностям, бывает раздражителен. |
Лабильный | Хорошо развита эмпатия, чувствует эмоции окружающих и их отношение к себе. Испытывает сильные перепады настроения по незначительным поводам. Нуждается в поддержке близких. |
Циклоидный | Циклически меняющиеся спады и подъемы настроения. Периодичность составляет несколько недель. В периоды подъема общительный, энергичный, радостный, энергичный. В период спада – апатичный, раздражительный, грустный. |
Астено-невротический | Дисциплинированный, аккуратный. Отмечается повышенная психическая утомляемость, которая делает человека раздражительным и чрезмерно заботящимся о своем здоровье. |
Психастенический (тревожно-мнительный) | Интеллектуально развит. Склонен к размышлениям, самоанализу, оценке своих действий и поступков окружающих. Завышенная самооценка сочетается с нерешительностью. В кризисные моменты может совершать необдуманные поступки. Минусы: мелочен, деспотичен, склонен к развитию навязчивых действий. |
Сензитивный (чувствительный) | Высокая чувствительность к радостным и пугающим моментам. Послушный, усидчивый, ответственный, спокойный, предъявляет высокие моральные требования к себе и другим. Минусы: малообщителен, мнителен, плаксив, тяжело адаптируется в новом коллективе. |
Эпилептоидный (инертно-импульсивный) | Стремится к лидерству, любит устанавливать правила, пользуется авторитетом у руководства и среди сверстников. Хорошо переносит условия жесткой дисциплины. Минусы: может обижать слабых, устанавливает жестокие порядки, раздражительный. |
Шизоидный (интровертированный) | Замкнутый, предпочитает одиночество или общение со старшими. Минусы: равнодушен, не способен проявлять сочувствие и сопереживать. |
Неустойчивый | Общительный, открытый, обходительный, стремится к развлечениям. Минусы: лень, нежелание работать и учится. Склонен к потреблению алкоголя, наркотиков, к азартным играм. |
Истероидный (демонстративный) | Артистичный, импульсивный, инициативный, общительный, любит внимание, стремится занять лидирующее положение, но не способен добиться авторитета. Минусы: эгоцентричен, склонен ко лжи. Поведение отличается неестественностью и наигранностью. |
Конформный | Отсутствует критичность и инициативность, склонен подчинятся мнению со стороны. Стремится не отличаться от остальных членов группы. В угоду группе может совершать неблаговидные поступки, при этом склонен оправдывать себя. |
Паранояльный | Характерные черты развиваются к 30 годам. В детстве проявляет себя как подросток с эпилептоидной или шизоидной акцентуацией. Самооценка значительно завышена, появляются идеи о своей исключительности и гениальности. |
Эмоционально-лабильный | Страдает от частых и сильных перепадов настроения, нуждается в поддержке, хорошо чувствует отношение людей к себе. Минусы: эмоционально неустойчив. |
Тест акцентуации характера по Шмишеку
Личностный опросник, разработанный Г Шмишеком, предназначен для выявления акцентуаций характера. В его основе лежит классификация акцентуаций, разработанная Леонгардом. Взрослый тест акцентуации характера по Шмишеку состоит из 88 вопросов. На каждый их них необходимо отвечать да (+) или нет (-). Не рекомендуется долго задумываться над вопросами, а отвечать так, как кажется на данный момент. Детский вариант теста аналогичный и отличается лишь формулировкой вопросов.
Особенности акцентуации у подростков
Акцентуации личности формируются в подростковом возрасте. В этом же периоде они проявляются особенно ярко. Причиной тому является импульсивность подростков, неумение контролировать свои эмоции и поступки. Те или иные акцентуации личности присутствуют у 90-95% подростков.
Само наличие усиленной черты характера не несет опасности, но делает подростка чрезвычайно чувствительным к внешним ситуациям и внутренним конфликтам, влияет на отношения с родителями и сверстниками. Одни и те же акцентуации при неблагоприятных условиях могут стать причиной правонарушений, а при правильном подходе и грамотном выборе профессии помогут добиться успеха в жизни.
Родителям важно знать о наличии акцентуации характера у подростка, чтобы помочь ему адаптироваться к жизни, построить такой стиль воспитания, который будет максимально эффективен. Задача родителей развивать в подростке качества и навыки, которые сгладят акцентуированную черту характера.
Истероидный тип
«Звезды класса», активисты, участвуют во всех мероприятиях. Отличаются артистизмом и желанием выделиться на фоне других. Не любят, если похвала достается кому то другому. Преувеличенно эмоционально реагируют на все события (при зрителях навзрыд рыдают).
Отличительная черта. Игра на публику, постоянная потребность во внимании признании или сочувствии.
Характеристика
Пока они чувствуют, что любимы и все внимание обращено на них, проблем с поведением не возникает. В повседневной жизни всеми возможными способами привлекают к себе внимание. Это вызывающее поведение, выразительная манера говорить и яркая одежда. Приписывают себе достижения. Могут хвастаться, что много выпили, убегали из дома. Лгут часто, в основном фантазии касаются собственной персоны. Не выносят, когда внимание окружающих переключается на других (новичка в классе, новорожденного, отчима). Могут предпринять действия, чтобы избавиться от конкурента, «назло» совершать поступки, которые заведомо не понравятся родителям. На словах отстаивают самостоятельность, иногда со скандалами, но нуждаются в опеке и не стремятся от нее избавиться.
Положительные стороны. Если их ставят в пример, то становятся очень старательны. Хорошо учатся, особенно в младших классах. Артистичны, успешны в танцах, вокале, разговорном жанре.
Эпилептоидный тип
Свойства личности обусловлены пассивностью процессов, происходящих в нервной системе. Подростки с такой акцентуацией обидчивы и надолго застревают на обиде.
Отличительная черта. Периоды сильной раздражительности и неприязни к окружающим, продолжительностью до нескольких дней.
Характеристика
Подростки с эпилептоидной акцентуацией отличаются упрямым и неуступчивым характером. Они мстительны и не забывают обид. На первое место ставят личные интересы, не считаются с мнением окружающих. В компании пытаются стать лидерами, объединяя вокруг себя младших и слабых. Поскольку они деспотичны, то их власть держится на страхе. Процесс взросления проходит проблематично. Подростки могут требовать не только свободы, но и своей доли имущества. Иногда часами злятся и плачут. Сильные эмоции провоцируют приступы гнева и агрессии. Во время приступов подростки ищут «жертву», на которую можно излить свои эмоции. Во время этих приступов могут дойти до садизма.
Проблемы.
Суицидальные попытки, как реакция на «несправедливое» наказание. Склонны употреблять алкоголь в больших количествах «до потери памяти». Не помнят действия, которые совершают в этом состоянии. Но редко потребляют другие токсические средства. При половом созревании испытывают сильное сексуальное влечение, что может привести к развитию извращений. Отмечается пристрастие к поджиганию петард и разведению костров.
Шизоидный тип
Этот тип акцентуации проявляется еще в дошкольном возрасте: дети предпочитают игры в одиночестве общению со сверстниками.
Неустойчивый или безудержный.
Такие подростки с детства отличаются непослушанием и нежеланием учиться. Они нуждаются в строгом контроле. Боязнь наказаний является основным стимулом к учебе и выполнению обязанностей.
Отличительная черта – слабая воля, лень и желание развлечься.
Характеристика
Любят удовольствия, нуждаются в частой смене впечатлений. Избегают любого труда под разными предлогами. Это особенно заметно при необходимости учиться или выполнять поручения родителей. Привлекательным для них кажется только общение в кругу друзей. На этой почве рискуют попасть в асоциальную компанию. Легко поддаются негативному влиянию.
Проблемы связаны с желанием развлечься. На этой почве рано начинают пить и использовать различные дурманящие средства. Довольно высок риск развития наркомании и алкоголизма. «По приколу» могут прогуливать учебу, угонять машины, проникать в чужие квартиры, совершать кражи и т.д. Имеют склонность к бродяжничеству.
Положительные стороны. Стремление к положительным эмоциям, жизнерадостность.
Лабильный
Частые и быстрые перепады настроения от восторга и бурного веселья к унынию и слезам. Зачастую поводы для смены настроения самые незначительные (плохая погода, запутавшиеся наушники).
Отличительная черта – изменчивость настроения по несущественным причинам.
Характеристика
В периоды хорошего настроения подростки болтливы, деятельны, настроены на общение. Но любая мелочь может испортить им настроение и вывести из себя. При этом они могут расплакаться, легко идут на конфликт становятся вялыми и замкнутыми.
Проблемы.
Очень зависимы от людей, которых они ценят (близких друзей, родителей). Потеря близкого человека или его расположения, разлука с ним, вызывает аффект, невроз или депрессию. Плохое настроение может стать причиной ухудшения самочувствия вплоть до развития реальных болезней (бронхиальная астма, сахарный диабет, мигрень, нервные тики). Очень плохо переносят критику и упреки со стороны учителей, родителей, близких друзей. Становятся замкнутыми, реагируют слезами.
Положительные стороны. Часто талантливы. Имеют глубокий внутренний мир. Способны на крепкую привязанность и искреннюю дружбу. Ценят людей за хорошее отношение к ним. В периоды хорошего настроения полны сил, желания общаться, учиться и заниматься хобби. Развита эмпатия – безошибочно чувствуют отношение окружающих к ним.
Конформный
Чрезвычайно подвержены влиянию со стороны. Изменяют свое мнение и поведение в угоду другим. Боятся выделяться из толпы.
Отличительная черта – конформность, стремление понравиться окружающим.
Характеристика
Основное желание «быть как все» проявляется в одежде, манере поведения, интересах. Если все друзья увлекаются брейк-дансом, такой подросток тоже будет им заниматься. Если ближайшее окружение (родители, друзья) благополучное, то такие подростки ни чем не отличаются от остальных и акцентуация практически не заметна. Если же они попадают под плохое влияние, то могут нарушать правила и закон. Тяжело переносят потерю друзей, однако могут предать друга ради кого-то более авторитетного. Консервативны, не любят изменений во всех сферах. Редко проявляют инициативу.
Проблемы
Связавшись с плохой компанией, могут спиться, пристраститься к приему наркотиков. Чтобы их не обвиняли в трусости, могут совершать действия, несущие опасность для их здоровья или вредящие другим людям. Запрет общаться с компанией может спровоцировать скандал с родителями или побег из дома.
Положительные стороны. Ценят свое окружение. Привязаны к друзьям. Любят стабильность и порядок.
Астено-невротический
Для подростков с такой акцентуацией характерны повышенная утомляемость и раздражительность.
Отличительная черта – опасения за свое здоровье, повышенная утомляемость.
Характеристика
Умственные и эмоциональные нагрузки быстро утомляют их. Результатом становится раздражительность, когда подростки изливают свой гнев на того, кто оказался под рукой. Сразу после этого им становится стыдно за свое поведение, они искренне раскаиваются, просят прощения. Вспышки гнева непродолжительны и не сильны, что связано с низкой активностью нервной системы. Склонны к ипохондрии – прислушиваются к телесным ощущениям, воспринимая их как признаки болезни. Любят обследоваться и лечиться. Привлекают к себе внимание жалобами.
Проблемы – высокая утомляемость, риск развития невроза.
Положительные стороны. Доброта, сочувствие, высокий интелект. У таких подростков не встречаются побеги из дома, хулиганство и другие противоправные действия.
Психастенический
Для таких подростков характерны: мнительность, склонность к самоанализу и страх перед будущим.
Отличительная черта высокие требования к себе и боязнь не оправдать ожидания других.
Характеристика
Этот тип акцентуации формируется, если родители возлагают на ребенка слишком большие надежды в учебе или спорте. Несоответствие их ожиданием накладывает отпечаток на характер. У таких подростков занижена самооценка, их мучает чувство вины и боязнь неудач, которые могут еще больше разочаровать родителей. Подростки страдают от повышенной тревожности. Они боятся, как бы ни случилось чего-то страшного и непоправимого с ними или их близкими. В качестве защитного механизма развивается педантизм. Подростки составляют подробный план действий, верят в приметы, разрабатывают ритуалы, которые должны обеспечить успех (не мыть голову перед экзаменом).
Проблема. Риск развития тревожности, навязчивых мыслей и действий, которые склонны к осложнению.
Положительные стороны. В критических ситуациях быстро находят верное решение, способны на смелый поступок. Послушные, неконфликтные, как правило, довольно успешны в учебе, становятся хорошими друзьями.
Гипертимный
Их характеризуют как веселых, шумных, неусидчивых. Им тяжело сосредоточить внимание на учебе и соблюдать дисциплину в школе. Часто становятся неформальными лидерами в среди сверстников. Не переносят строгий контроль со стороны взрослых, постоянно ведут борьбу за самостоятельность.
Отличительная черта – оптимизм и приподнятое настроение, которое часто толкает их на шалости.
Характеристика
Очень общительны, быстро становятся центром любой компании. Не доводят дело до конца, не постоянны в своих увлечениях. Легко дают и нарушают обещания. Несмотря на хорошие способности, учатся посредственно. Легко провоцируют конфликты, но могут сами их и загладить. Быстро обретают душевное равновесие после неудач и ссор. Вспышки гнева кратковременны.
Проблемы – не в состоянии выполнять рутинную работу, которая требует усидчивости и напряженного внимания. Неразборчивы в выборе знакомств. Если такие подростки оказываются в неблагоприятной ситуации, у них может развиться пристрастие к алкоголю, легким наркотикам. Могут совершать противоправные и антисоциальные поступки (вандализм, хулиганство, мелкие кражи). Для них характерны ранние сексуальные связи. Склонны к риску, экстремальным увлечениям и азартным играм. Оказавшись в условиях контроля и строгой дисциплины (больница, летний лагерь) могут сбежать.
Положительные стороны. Энергичны и неутомимы. Отличаются весельем, не теряют оптимизма в сложных обстоятельствах. Находят выход в любой ситуации.
Сенситивный тип
Признаки этой акцентуации можно заметить еще в детстве. Сенситивный тип проявляется многочисленными страхами, которые сменяют друг друга.
Отличительная черта – сверхчувствительность.
Характеристика
Подростки глубоко и подолгу переживают все происходящее. Похвала и критика глубоко врезаются в их память, и оказывают значительное влияние на их самооценку, поведение и поступки. Очень застенчивы и по этой причине малообщительны. С трудом привыкают к новому коллективу. Быстро утомляются от умственного труда. Контрольные и экзамены вызывают у них значительный стресс. Также очень переживают по поводу насмешек со стороны сверстников. Мечтательны, склонны к самоанализу. Совестливы, имеют развитое чувство долга. Обязательно доводят начатое дело до конца. Сильно переживают за результат своих действий (контрольных, поступков).
Проблемы. Склонность к самобичеванию и развитию фобий. Слезливость. Завышенные требования к себе могут вызвать невроз. Цепь неудач может спровоцировать попытку самоубийства.
Положительные стороны. Старательны в учебе, ответственно относятся ко всем заданиям. Стремятся стать хорошим другом, ценят близких.