Что значит отстает в развитии
Задержка психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.
Общие сведения
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.
Причины ЗПР
Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:
2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.
Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.
Классификация
Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.
Характеристика детей с ЗПР
Интеллектуальная сфера
Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.
Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.
Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.
У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.
Речевой статус
Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).
Эмоциональная сфера
Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.
Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.
Диагностика
Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:
На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.
С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.
Коррекция задержки психического развития
Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.
Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.
Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:
Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.
Прогноз и профилактика
Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.
Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.
Задержка психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпов психического развития, вследствие которого когнитивные (познавательные) функции (память, восприятие, внимание, мышление) и эмоционально-волевая сфера ребёнка существенно отстают от принятых возрастных норм.
На сегодняшний день ЗПР не является медицинским диагнозом, а употребляется как психолого-педагогическое понятие описательного характера, не указывающее на причины тех или иных нарушений, а лишь обозначающее имеющиеся у ребёнка проблемы развития. Термин применим только для детей дошкольного и младшего школьного возраста (до 10 лет). В более старшем возрасте при необходимости ребёнку ставится уже конкретный диагноз.
В раннем детском возрасте задержка психического развития чаще всего не бросается в глаза. Диагноз ЗПР ставится, когда ребёнок достигает 4-5-летнего возраста. Как правило, первыми начинают бить тревогу воспитатели средних и старших групп детских садов, они обращают внимание на то, что ребёнку приходится много раз объяснять одно и то же, его трудно заинтересовать, он много отвлекается и т.п. Часто родители не придают особого значения этим сигналам и не показывают ребёнка специалисту, предполагая, что это проходящие возрастные трудности, которые можно просто «перерасти». В таком случае ЗПР становится гораздо заметней при поступлении ребёнка в школу (из-за проблем с успеваемостью). Ребёнок с трудом усваивает учебный материал; ему интереснее играть (но сюжетно-ролевые игры для него слишком сложны); занятия интеллектуальной деятельностью его не привлекают (от неё он быстро устаёт); он имеет очень ограниченный запас общих знаний и т.п.
Помимо трудностей в обучении у многих детей с ЗПР есть проблемы с дисциплиной. И в саду, и в школе им часто делают замечания за плохое поведение. Дело в том, что таким детям трудно привыкнуть к саду, школе, вообще к коллективу, они сильно тоскуют по дому, им сложно понять, что существуют определённые общепринятые правила поведения и нужно научиться соблюдать их.
Как проявляется задержка психического развития?
При ЗПР отстают в развитии:
Ребёнку с ЗПР трудно ориентироваться в пространстве, он не сможет отыскать вещь, если изначально не знает, где она лежит, даже если она находится на самом видном месте. Также таким детям трудно определить какой-либо предмет наощупь, запомнить, как он выглядит, и рассказать о нём по памяти.
При ЗПР у детей часто наблюдаются низкая речевая активность, отставание речевого развития (ЗРР, ЗПРР). Их словарный запас беден, не соответствует возрастным нормам, фонематический слух плохо развит, речь не сформирована, высказывания примитивны и нецеленаправленны, они часто путают, пропускают или заменяют в словах звуки и буквы (парафазия).
Чем ЗПР отличается от ЗРР и ЗПРР?
Задержки речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР) возникают вследствие органических поражений головного мозга, центральной нервной системы. Причинами отставания могут стать: болезни, перенесённые матерью во время беременности, гипоксия плода, патологии родов, хромосомные или генетические заболевания, тяжёлые инфекции, врождённые аномалии ЦНС, патологии сосудов головного мозга, ДЦП, психические заболевания (эпилепсия и т.п.), опухоли головного мозга и проч.
При ЗРР и ЗПРР:
При ЗПР:
ЗПР = умственная отсталость?
Довольно часто детям с ЗПР ставится неверный диагноз – умственная отсталость (УО). Особенно от этого страдают дети, воспитывающиеся в детских домах. Действительно лёгкая степень УО и ЗПР имеют сходную симптоматику, но это разные нарушения, и для того, чтобы дифференцировать их, необходимо длительное всестороннее наблюдение специалиста.
Схожие симптомы
Различия между ЗПР и УО
Умственная отсталость – обобщённое название многих отклонений, при которых есть стойкое и необратимое снижение интеллектуальных способностей. Это комплекс синдромов, вызванных органическими поражениями, патологиями головного мозга (врождёнными или приобретёнными). При УО страдают мыслительные функции, наблюдается общее психическое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность. Интеллект ребёнка с умственной отсталостью не превысит определённого уровня, какая бы тщательная работа с ним не проводилась.
В отличие от УО задержка психического развития обратима, ребёнок развивается в том же направлении, что и обычные дети, но значительно медленнее. Дети с ЗПР обучаемы, поддаются коррекции, адекватны в действиях (например, играя, используют игрушки в соответствии с их назначением). Во время учебных занятий они при помощи учителя способны усвоить принцип выполнения задания и использовать его для решения аналогичных задач. Для детей с ЗПР характерна скачкообразность развития всех форм мыслительной деятельности (например, внимание скачкообразно повышается к 8-9 годам). При ЗПР прогноз более благоприятный и имеется высокая вероятность вывода ребенка в «норму» при условии качественного психолого-педагогического сопровождения и участия семьи. Безусловно, при УО коррекционная работа также необходима, но как правило, динамика более медленная и имеет свой предел.
Очень важно как можно раньше дифференцировать ЗПР от умственной отсталости и вовремя начать коррекционную работу.
Причины ЗПР
Виды задержки психического развития
Диагностика ЗПР
Для определения ЗПР необходимо всестороннее комплексное обследование ребёнка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), в которую могут входить: психиатр, педагог-психолог, нейропсихолог, логопед, дефектолог (олигофренопедагог), невролог, педиатр и другие специалисты (при необходимости).
Специалисты проводят дифференциальную диагностику, которая включает в себя:
После всестороннего изучения анамнеза ребёнка, состава его семьи, социально-бытовых условий его жизни специалисты выявляют первопричины, степень и характер нарушений, составляют педагогический прогноз и план коррекционной работы.
Коррекция задержки психического развития (ЗПР)
Родителям детей с задержкой психического развития нужно быть готовыми к тому, что процесс коррекции достаточно непростой и длительный. Таким детям нужна комплексная помощь сразу нескольких специалистов. Если ребёнку необходимо медикаментозное лечение, его обеспечивает невролог. Развитием когнитивных функций занимается дефектолог (олигофренопедагог). Психолог со своей стороны отвечает за развитие эмоционально-волевой сферы. При ЗПР показаны такие виды неразговорной психотерапии, как: песочная, игровая терапия, сказкотерапия, арт-терапия и проч. Для коррекции вторичных нарушений речи понадобится логопед.
Как проходит обучение детей с ЗПР?
В сентябре 2016 года в России был принят образовательный стандарт инклюзивного образования, предписывающий всем детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, обучаться вместе с обычными школьниками. После этого специализированные коррекционные школы были закрыты и появились коррекционные классы в обычных общеобразовательных школах. Они подразделяются на восемь типов – в зависимости от характера отклонений учеников. Большинство таких классов у нас относятся к VII типу (для детей с задержкой психического развития, поддающейся коррекции).
Учитывая, как непросто ребятам с ЗПР даётся учёба, специалисты рекомендуют для них обучение в коррекционных классах.
Занятия в таких классах проводит обычный школьный учитель, ученики получают такой же объём знаний, как и их сверстники из обычных классов, просто занятия проходят в более спокойном темпе. Материал объясняют детям небольшими частями, постепенно. Занятия содержат перерывы на отдых и спортивные игры для того, чтобы избежать переутомления детей.
Преимущества коррекционных классов:
Есть и недостатки в инклюзивной системе образования – раньше с детьми с ЗПР занимались коррекционные педагоги, имеющие необходимые знания и навыки работы с такими детьми. В обычных школах педагоги не имеют такой подготовки. Также в свободное от уроков время, например, на переменах, дети с ЗПР могут столкнуться со сверстниками или с детьми постарше, которые неправильно истолкуют поведение детей из коррекционного класса, могут возникнуть конфликты.
Для ребенка с ЗПР и для его родителей лучше всего, если удастся скорректировать нарушение еще до начала обучения в школе, а для этого важно не пропустить «сигналы», если таковые имеются, регулярно (1-2 раза в год) показываться специалистам: неврологу, детскому психологу, детскому психиатру.
При своевременном обращении ЗПР отлично поддается коррекции, но занятия по коррекции должны быть регулярными, а родителям нужно быть готовыми к тому, что положительный результат будет не сразу.
С 6 до 12 месяцев
Может ли ребенок с помощью оттенков плача объяснить вам, что именно ему нужно? Иными словами, плачет ли он по-разному? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Повторяет ли он за вами простейшие слоги? Отвечает ли вам на своем языке, если вы с ним говорите? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Плачущий ребенок успокаивается и расслабляется, когда вы берете его на руки? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Дает ли он трогать свои ладошки и делать «сорока-ворона»? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Он тянет к вам ручки, когда вы собираетесь взять его на руки, чтобы показать свое желание оказаться у вас? Оказавшись на руках в вертикальной позиции, он сам обвивает вас ногами. Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
На руках он либо слишком расслаблен, «как тряпочка», так, что вам самой приходится «придавать ему форму» (расставлять его ноги по вашим бокам и обвивать его руками вашу шею), либо скован в напряжении, словно пульсирует и не может расслабиться. Да — «красный флаг».
Ребенок дает себя подмывать, мазать кремом, массировать? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг». (Мой сын, например, при попытке смены памперса всегда вытягивал ноги и сопротивлялся. Приходилось надевать его вдвоем. Он вообще не давал согнуть ему ноги, из-за этого я долго искала дисплазию и даже ездила на рентген. Но оказалось, что это гиперчувствительность к прикосновениям: он весь напрягался, будто по нему пробегал электрический ток).
Ребенок проявляет пищевой интерес к прикорму, если просто положить нарезанный овощ или фрукт на столик? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Если опустить малыша, умеющего ползать, на пол, будет ли он проявлять интерес к игрушкам, которые находятся на расстоянии от него? Будет ли он мотивирован поползти и посмотреть? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Будет ли он следовать за вами по квартире, если он умеет ползать, и искать вас? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Активно ли он интересуется тем, что вокруг него, и тянет ли руки, чтобы все потрогать, подергать и попробовать? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Смотрит ли малыш на вашу реакцию, оглядывается ли на ваше лицо, если что-то происходит? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Любит ли ребенок самостимуляции: стоять на четвереньках и раскачиваться, биться спиной или головой о столик, стенку, спинку, матрас; бурно и подолгу мотать головой? Если да, то «красный флаг».
Есть ли на его личике широкий спектр эмоций? Испуг, удивление, бурная радость, любопытство, отвращение? Да — все в порядке, нет — «красный флаг».
Есть ли у него резкие ночные крики, когда он словно не узнает вас? Или крики сразу после сна? Да — «красный флаг».
С 12 до 24 месяцев
Говорит ли ребенок «мама»? Есть ли к полутора годам в его речи десять первых слов или их части (попытки сказать и повторить): мама, папа, баба, дядя, тетя, ав-ав, дай? Да — все в порядке. Нет — «красный флаг».
Если он говорит на «эльфийском» языке — стремится ли он перейти на ваш? Да — все в порядке. Нет, его не беспокоит, что его не понимают — «красный флаг».
Отвечает ли он на вопросы кивками или мотанием головой, «да» или «нет»? Да — норма. Нет — «красный флаг».
Если вы покажете ему пальцем на что-то отдаленное, будет ли он следить за вашей рукой? Да — норма. Нет (например, вам приходится поворачивать его голову руками) — «красный флаг».
Понимает ли он вашу речь, когда вы просите его совершить простейшее действие («дай мяч», «сядь», «идем за мной»)? Да — норма. Нет — «красный флаг».
Интересуется ли он первыми детскими книгами, особенно изображениями детей и животных? Да — норма. Нет — «красный флаг».
Пытается ли он жевать еду? Да — все хорошо. Нет — «красный флаг».
Если вы зеваете, глядя на ребенка, ребенок зевнет в ответ? Если покашляете, покашляет ли тоже? Да — все хорошо. Нет — «красный флаг».
Есть ли у него здоровая настороженность к чужим людям (период «боязни чужих» и прятанья за спину мамы)? Да — все хорошо. Нет (идет к любому взрослому) — «красный флаг».
Вы чувствуете, что его тяжело учить новому, потому что он не слушает вас и не смотрит на вас? Да — «красный флаг».
Проявляет ли он беспокойство от мокрых трусов? Подходит ли к вам, когда описался или обкакался, стремится ли это показать? Да — норма, нет — «красный флаг».
Может ли он показать свой нос, ушки, ручки, ножки? А у вас? А у мишки? Да — норма. Нет — «красный флаг».
Узнает ли он вас и членов вашей семьи на недавно сделанных фотографиях? Да — норма. Нет — «красный флаг».
Заметили ли вы утрату каких-либо навыков у ребенка в период от полутора до двух с половиной лет? Да — «красный флаг».
Вы чувствуете, что ребенок ближе к двум годам начал словно отдаляться от вас и предпочитать играть сам по себе? Да — «красный флаг».
Есть ли у него слишком сильное стремление к порядку и чистоте (например, боится уронить даже кусочек еды или плачет и требует мыть руку при соприкосновении с песком)? Да — «красный флаг».
Как он реагирует на вашу злость в случае проступка или на любую фрустрацию? Похожа ли эта реакция на здоровую, или, например, он наносит самоповреждения (кусает сам себя, бьет сам себя). Или не реагирует вообще? Реакция самоповреждения или отсутствие реакции — «красный флаг». Здоровый ребенок расстраивается, может испугаться, заплакать, но не будет наносить себе повреждения. И, конечно, не будет игнорировать вашу реакцию.
С 24 до 36 месяцев
Есть ли у него чувство опасности и чувство страха? Например, он смотрит на вас и останавливается перед дорогой. Да — норма, нет — «красный флаг».
Забегая в незнакомое помещение, он не обращает внимания на человека (врача, педагога, Деда Мороза…), а бросается к случайному стимулу, который его зацепил? Да — «красный флаг».
Он не боится убегать от вас и не отзывается на имя на прогулках. Ему не важно, если вы сделаете вид, что ушли. Да — «красный флаг».
Если вы позовете его по имени из кухни (без приставки «иди есть» и без каких-либо других стимулов), а он играет в комнате — он придет на ваш зов просто потому, что ему интересно, почему вы его позвали? Да — норма. Нет — «красный флаг».
Если он обнаружил что-то интересное, он подбежит к вам, чтобы поделиться впечатлением? Да — норма. Нет — «красный флаг».
У него проблемы с тем, чтобы спуститься по ступенькам и с бортика. Вы видите, что он плохо держит равновесие и плохо скоординирован. Да — «красный флаг».
Он не следует за вами автоматически, и вам приходится учить ходить его по тротуару или следовать за вами. Да — «красный флаг».
Он избегает ходить с вами за руку и выдергивает ее. Да — «красный флаг».
Он «залипает» на лестницы, кнопки, лифты, однообразные действия и кружения. Да — «красный флаг».
Интересуется ли ребенок новой едой? Да — все хорошо. Нет — «красный флаг».
Если вы передвигаете мебель, достаете из шкафа новую одежду или делаете еще что-то сильно заметно новое — проявляет ли ребенок тревогу и стремится ли вернуть все «как было»? Да — «красный флаг».
Понимает ли он смысл совместной игры в мяч? Интересно ли ребенку возвращать мяч вам? Да — хорошо, нет — «красный флаг».
Ребенок отказывается надевать одежду определенного цвета или определенной текстуры, предпочитает ходить голым или, наоборот, только в колготах всегда и везде, потому что хочет ощущения «стянутости», чтобы лучше почувствовать свое тело. Да — «красный флаг».
Если вы предложите ему понятный и интересный ему по возрасту вариант игры — будет ли он слушать объяснения и включится ли в игру по вашим правилам? Да — норма. Нет — «красный флаг». Пример: ребенок выстраивает рядок из машин. Вы берете машинки и начинаете катать в них зверей. Норма: ребенок в большинстве случаев заинтересуется другим сценарием игры. «Красный флаг»: ребенок закричит и отберет машинку в свой рядочек.
Ребенок не играет в социальные игры: например, ему не понятно, что от волка козлятам надо убегать. Или, если дать ему игру «одень деревянного человечка», он не поймет ее смысл, а будет использовать как строительный материал для рядочка. Да — «красный флаг».
Ребенок любит лежать на полу и подолгу играть одной игрушкой (например, вращать колесо от машинки или катать ее туда-сюда). Да — «красный флаг».
Просыпаясь утром, он зовет вас? Да — норма. Нет — «красный флаг».
У вас возникает впечатление, будто навыки ребенка нестабильны, и он забывает то, что знал вчера. Вчера он говорил: «Дай пить», сегодня просто кричит, словно забыл, как пользоваться речью. Да — «красный флаг».
Словарный запас накапливается медленно и неравномерно. Он знает сложные названия предметов, при этом не знает, как попросить «дай» или ответить «да». Да — «красный флаг».
Малыш говорит сам с собой (возможно, на «эльфийском» языке) или говорит так, что вам неясно, обращается ли он при этом к вам (он может смотреть в стену или говорить безэмоционально или шепотом). Да — «красный флаг».
Он не может повторить за вами слово. Возможно, пытается, но переворачивает буквы: например, вместо «сок» произносит «кос». Да — «красный флаг».
Он плохо чувствует настоящую боль и никогда не жалуется на больное горло. При этом на ваши прикосновения может реагировать так, будто ему очень больно. Да — «красный флаг».
Он своеобразно решает задачи: какие-то моментально, а какие-то самые простые решить не может. Вам кажется, что его мышление подобно урагану, пролетевшему над свалкой, в результате чего вдруг собрался самолет, а потом ураган улетел — и самолет рассыпался. Да — «красный флаг».
Ребенок кажется чересчур самостоятельным и предпочитает все делать сам, очевидно избегая взаимодействия. Ему проще сделать самому, чем попросить помощи. Да — «красный флаг».
Ребенок, наоборот, ничего не пытается делать сам, стремясь оставаться младенцем. Например, не стремится сам раздеться, а «впадает в младенчество» и ложится на пол, приходя с прогулки, и словно «отключается», и это повторяется во многих ситуациях и регулярно, словно что-то мешает ему осваивать новые навыки. Вам кажется, что это что-то — перманентно повышенная тревога. Да — «красный флаг».
Норма — если малыш понемногу стремится к самостоятельности и даже настаивает на ней, но периодически «откатывается назад» и кричит «помоги». То есть вот такая «переменчивость» — то «я сам», то «помоги» со слезами — это хорошо.
Ребенок не просится в туалет. Либо он делает свои дела правильно, но сам, не озвучивая потребность вербально, либо вам еще не удалось приучить его к горшку из-за того, что он плохо чувствует сигналы своего тела. Да — «красный флаг».
Может ли он ответить на вопросы «как тебя зовут?», «сколько тебе лет»? Да — норма. Хотя бы на пальчиках и шепотом.
Если вы спрашиваете его: «Что ты хочешь кушать?», ответит ли он вам понятным для вас образом (скажет хотя бы часть слова или откроет холодильник и покажет пальцем)? Да — норма. Нет — «красный флаг».
Повторяет ли он за вами слова как попугай, без понимания смысла? Например, вы просите ему «дай мяч», а он повторяет «дай мяч», но не подает мяча? Или на вопрос «сколько тебе лет?» — отвечает: «Лет». Да — «красный флаг».
Ребенок чересчур долго задерживается на оральной стадии развития: не уменьшает количество грудных кормлений, слишком много и долго тянет в рот несъедобное, словно «не насосался», и всячески показывает, что нуждается в оральной стимуляции. У него текут слюни, как у грудничка. Да — «красный флаг».
Или, наоборот, зона его оральной чувствительности настолько низка, что он плохо шевелит языком и губами, не умеет жевать и ничего и никогда не тянул в рот. Да — «красный флаг».
Норма: ребенок постепенно уменьшает потребность в сосании, легко переходит на твердую еду, периодически пробует несъедобные предметы, но не зациклен на этом. Оральная стимуляция важна для развития речи. Если ребенок не чувствует свой рот, губы, язык, у него будут проблемы с речью и не будут налажены взаимоотношения с едой. Но избыточная оральная стимуляция может свидетельствовать о постоянной тревоге, которая характерна для некоторых детей с РАС.
Ребенок не чувствует личных границ других людей и детей: если идет к цели, врезается и расталкивает всех, любит этим баловаться. У вас возникает ощущение, что другие люди словно кегли для него. Да — «красный флаг».
Беда с различением поведения для «своих» и «чужих» людей: может спокойно подбежать и обнять чужого человека, которого видит в первый раз, может забраться на колени к чужому человеку, если увидит что-то интересное в его руке. Да — «красный флаг».
Вы избегаете посещения детских площадок, потому что вам тяжело контролировать его поведение. Либо ребенок сам избегает детских площадок. Да — «красный флаг».
Они существуют
Если после прочитанного вы чувствуете облегчение, очень хорошо. Мне хотелось бы, чтобы часть родителей, столкнувшихся с вышеназванными «красными флагами», перестали винить в них себя или отрицать их. Нет, это не из-за того, что у вас было кесарево, вы кормили из бутылочки или вышли на работу. Мой сын родился естественным путем, был на грудном вскармливании и получал от меня достаточно внимания и тепла, но до поры до времени не имел возможности корректно на него ответить. Его словно пришлось «приручать», как детдомовца. Это состояние бывает врожденным, словно такие дети появляются на свет уже с колючками и выстраивают слишком жесткие границы. Вы не виноваты в этом.
Нередко мама, не видя эмоционального отклика от ребенка, который не успокаивается на руках и все время кричит, впадает в депрессию. Ей кажется, что это она не привязана к ребенку, и она переживает. На самом деле, не видя ожидаемой «обратной связи» от младенца, который, возможно, находится в риске аутистического спектра, мама начинает отстраняться от ребенка и сама. Такой младенец становится ей неприятен по простой причине: наше социальное мышление отвергает белых ворон, то есть тех, кто реагирует непривычным образом. Этот эволюционный механизм взращивался веками, поэтому мама испытывает совершенно нормальные эмоции: ей неприятно общение с ребенком, который дает некорректную обратную связь. Жаль, что психологи часто винят в этом маму, не глядя на возможные проблемы ребенка. Если это расстройство аутистического спектра, то оно не может быть вызвано психологическими проблемами родителей. Скорее наоборот: под влиянием сложного поведения ребенка отношения в семье и самооценка мамы начинают рушиться.
Мама устает сильнее, эмоционально отстраняется, и ее поведение дает ребенку меньше шансов на восстановление и излечение. Я прошла этот путь и хочу сказать: с этим можно и нужно работать еще до того, как будет или не будет поставлен какой-то диагноз. Нужно перестать винить в этом маму и стойко продолжать давать ребенку образец правильного эмоционального отклика со стороны всех членов семьи.
Важно! Не все описанные выше «красные флаги» будут сигнализировать о проблемах в дальнейшем (например, проблемы с плачем по ночам). Кроме того, не все, что является «красным флагом», указывает на диагноз «аутизм» (например, о том, что ребенка сложно успокоить, рассказывают многие родителей детей с СДВГ без РАС).
Если «красных флагов» вы насчитали много, это повод обратиться за консультацией к психиатру. Однако раньше двух лет сделать это будет проблематично. Не всегда выявленные проблемы говорят о расстройстве аутистического спектра или другом стойком нарушении. Они могут быть, например, следствием преждевременных родов и с возрастом уйдут сами по себе. Но до этого доставят серьезные неприятности и будут тормозить развитие. Например, сенсорная дезинтеграция и алекситимия. Первое понятие означает, что ребенок некорректно обрабатывает сигналы своего тела и окружающего мира. Он может не замечать, когда пописал или когда ему надо в туалет, в итоге у вас будут проблемы с приучением к горшку. Алекситимия — это когда ребенок не может по возрасту правильно выражать свои эмоции и чувства. Со временем он может научиться, но если нужная ступень развития не пройдена вовремя, и ему, и вам будет сложно взаимодействовать.
Загвоздка в том, что при наличии многих проблем из этого списка ребенок может казаться окружающим вполне обычным. Он смеется, что-то говорит, играет, ест, активен, любит общаться с вами (хотя и по-своему, но все-таки общается) и развивается. Поэтому может возникнуть ложное впечатление, что недостающие навыки он доберет сам. Либо что у него и так все в порядке. Не хочет играть по вашим правилам? Может, эта игра ему не интересна. Бежит к любому дяде и не боится потерять маму? Это трактуется как хорошее качество, потому что обычно родители жалуются, что ребенок пуглив и слишком привязан (Боже, дай привязанность всем детям, а если она есть у вашего ребенка — радуйтесь!).
Если у ребенка есть проблемы, очень важно не терять драгоценные недели, месяцы и годы и не откладывать поход к грамотному специалисту. Многое успешно компенсируется, если коррекция была начата своевременно.