Что значит оценка старайся в 1 классе
Консультация для педагогов «Оценивание при безотметочной системе обучения в первом классе»
Наталья Алыкова
Консультация для педагогов «Оценивание при безотметочной системе обучения в первом классе»
Оценивание при безотметочной системе обучения в первом классе
Как оценить учебные достижения в первом классе учащихся?
Современной начальной школой с её пристальным вниманием к становлению личности взят курс на безотметочное обучение. В первом классе безотметочное обучение является обязательным. Однако имеется целый ряд затруднений в выборе способа и средств процессуального оценивания, выделения критериальной базы для оценки достижений детей, выстраивания схемы анализа результатов.
Оцениваться должны ведь не только знания, умения и навыки учащихся, но и творчество, инициатива во всех сферах школьной жизни. Оцениванию между тем не подлежат личные качества ученика (темп работы, особенности памяти внимания, восприятия). Оценивается работа, а не её исполнитель.
С первого класса учитель создаёт определённое общественное мнение в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли она оценена, каково общее впечатление от неё. Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьников и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, но и стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего достиг, а что ему ещё предстоит преодолеть.
При отказе от выставления отметок учащимся 1-х классов нужно перестроить всю оценочную деятельность. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем не сразу. До их введения не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания – звёздочки, цветочки, разноцветные полоски и пр., поскольку они принимают на себя функции отметки и отношение ребёнка к ним адекватно цифровой оценке. Кроме того, отметкой оценивается результат какого-либо этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счёта, пока не достигнуты сколько-нибудь определённые результаты обучения, отметкой больше оценивается процесс обучения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи. Поэтому оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно. Оценочную деятельность учителю здесь необходимо сосредоточить вокруг развёрнутого словесно-описательного анализа процесса учения школьника и формирования его самооценки.
Словесная оценка (оценочное суждение) позволяет показать ученику динамику результатов учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Словесная оценка должна быть содержательной, с анализом работы, чёткой фиксацией успешных результатов и раскрытием причин неудач. Оценочное суждение на первых этапах обучения заменяет, а далее сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также способы устранения недочётов и ошибок.
Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится самооценке.Это не простое выставление себе отметок: при самооценке ученик даёт содержательную и развёрнутую характеристику своих результатов по заданным критериям, анализирует свои достоинства и недостатки, а также ищет пути устранения последних, выстраивает собственную программу дальнейшей деятельности.
Процедура самооценки включает:
– разработку учителем чётких эталонов оценивания и ознакомление с ними обучающихся;
– создание необходимого психологического настроя учеников на анализ собственных результатов;
– обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащимися известны и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты;
– составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
Представлю свой опыт организации оценивания учебных достижений в условиях безотметочного обучения.
Оценивание деятельности ребёнка веду с начала обучения. Главным требованием его организации на первых порах является опора на успех. Начинаю с оценивания готовности детей к уроку, соблюдения ими правил школьной жизни, проявления навыков культурного общения и поведения. Обязательно подчёркиваю, что надо хорошо готовиться к уроку, объясняя, что это значит.
Очень важно выделять именно успехи каждого ребёнка в течение каждого дня, так как они помогают эмоциональному благополучию детей и позволяют лучше понять требования школьной жизни.
Уже на второй неделе обучения сферу оценочной деятельности стараюсь расширять. Кроме успехов маленьких учеников в учебном труде, оцениванию уже подлежат правильность, аккуратность, старательность при выполнении работы, соответствие результатов труда образцу. При этом каждый раз ввожу чёткие критерии оценивания: что значит «аккуратно», «правильно».
И только на третьем этапе оценочной деятельности, после усвоения детьми вышеназванных критериев, учитель может вводить параметры фиксации трудностей ребёнка («А вот здесь тебе ещё нужно поработать»).
При этом приоритетными остаются опора на успехи ребёнка и акцент на положительных сторонах его учебной деятельности.
На этом этапе важно обозначить перспективу: что именно и как нужно сделать. Фиксируя трудности, вселяю в ребёнка веру в то, что у него всё обязательно получится, и максимально помогаю ему в этом.
Успешность оценивания определяется систематичностью. Важно, чтобы оценён был каждый вид деятельности ребёнка, на каждом этапе, чем обеспечивается понимание критериев и создается база для самооценивания детьми своего труда.
Таким образом, организация оценивания в условиях безотметочного обучениябазируется на следующих требованиях:
1)оценивание должно начинаться с первого дня обучения;
2) при оценивании необходимо опираться на успехи ребёнка;
3) оценивание нужно осуществлять последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке её содержания;
4) оценка обязательно должна показывать ребёнку перспективы;
5) оценка должна осуществляться на основе чётких, понятных ребёнку критериев;
6) оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные знания, умения, навыки, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его прилежание и старание;
7) оценивание должно проводиться в системе.
Сегодня существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющий реализовать все требования к оцениванию. Я остановлюсь на тех, которые наиболее применимы и эффективны.
1. Оценочные суждения должны быть построены на поощрении тех шагов, которые удались ребёнку, и обозначении ближайших шагов, которые необходимо сделать. Строя такие суждения,опираюсь на памятку:
1) выдели то, что должен делать ребёнок;
2) найди и подчеркни то, что у него получилось;
3) похвали его за это;
4) выяви то, что не получилось, определи то, на что можно опереться, чтобы получилось;
5) сформулируй то, что ещё нужно сделать, чтобы получилось, что из этого ребёнок уже умеет (найди этому подтверждение, чему надо научиться, что (кто) ему поможет.
Подобные оценочные суждения позволяют показать ученику динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.
Оценочными суждениями чётко фиксируются прежде всего успехи («Твоя работа может служитьпримером», «Какие красивые цифры ты написал», «Как быстро ты решил задачу», «Ты очень постарался сегодня» и т. д.). При этом результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлыми показателями для подтверждения прогресса («Какой сложный пример ты сегодня решил сам»; «Как хорошо ты понял правило, вчера оно вызывало у тебя затруднения. Я вижу, что ты очень хорошо поработал. Твоё старание помогло справиться с трудностями.»).
Необходимо отмечать и поощрять малейшее продвижение школьника вперёд, постоянно анализируя причины, которые этому способствуют или мешают. Поэтому, указывая на недостатки в работе, оценочным суждением нужно обязательно определить, на что можно опереться, чтобы в дальнейшем всё удалось. («Ты старался сосчитать быстро, но не всё учел. Вспомни правила сложения с единицей и вычитания единицы. Попробуй сосчитать еще раз, у тебя обязательно получится»).
При указании на недостатки на определённых этапах работы одновременно обязательно отмечаются даже незначительные положительные моменты («Ты порадовал меня тем, что не допустил ни одной ошибки, осталось только приложить усилия и записать примеры красиво»).
2.Поощрения применяю от более простых видов к сложным:
1) мимические и пантомимические (аплодисменты, улыбка, ласковый одобряющий взгляд и др.);
2) словесные («Умница», «Ты сегодня лучше всех работал», «Мне приятно было читать твою работу», «Меня порадовала работа …» и т. п.);
3) материализованные (поощрительный приз, значок «Лучший математик», «Спасибо за работу», «Друг трудных примеров» и др.);
4) деятельностные («Ты сегодня выступаешь в роли учителя», «Тебе даётся право выполнить самое трудное задание», «Ты получаешь право писать в волшебной тетради», «Сегодня работу ты будешь выполнять волшебной ручкой», выставка лучших тетрадей).
Поощряются не только успехи в учебной деятельности, но и старание ребёнка (присваивается звание «Самый старательный», вручается приз за участие в конкурсе «Самая аккуратная тетрадь» и др., взаимоотношения детей в классе (приз «Самой дружной группе», звание «Самый лучший друг»).
В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, повышается работоспособность, усиливается стремление к творческой активности, улучшается общий психологический климат в классе, ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.
3. «Линеечки» как инструмент небаллированной оценки (Г. А. Цукерман) тоже использую в своей практике. Линеечки – это педагогический инструмент оценки и самооценки. Они представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек.
При выполнении любых заданий ученик рисует 3-4 вертикальные линеечки, по заданию учителя или вместе с классом выбирает, за что будет оцениватьсята или иная работа и отдельными буквами озаглавливает линеечки: П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т. д.
Озаглавив работу,ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво; в середине, если работа сделана не совсем правильно; внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне.
Самооценкас помощью линеечки может быть двух типов: ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая). Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы. Она проще, поэтому начинать формировать самооценку следует с неё. И только тогда, когда использование линеечек становится привычной нормой работы (не раньше, чем с середины 1-го класса, можно переходить к формированию прогностической самооценки. Поясню, как это происходит.
1-й класс. Ретроспективная оценка.
1-й шаг: ребёнок оценивает свою работу после того, как учитель её проверил, т. е. исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребёнок сам себя оценивает по тем шкалам, которые выбирает учитель.
2-й шаг: ребёнок оценивает себя сразу после выполнения задания, до учительской проверки. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.
Прогностическая самооценка труднее ретроспективной, так как является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагается лишь тогда, когда ретроспективная самооценка осознана, адекватна, дифференцирована.
После проведения математического диктанта детям предлагается оценить умение проверять полученный ответ. Те, кто уверен, ставит крестик вверху, кто не уверен – внизу.
Если задание на прогностическую самооценку даётся впервые, не стоит просить детей оценивать себя после диктанта до учительской проверки. Нужно раздать проверенные математические диктанты и попросить поставить второй крестик по результатам учительской проверки. Наиболее выразительные расхождения следует прокомментировать индивидуально или разъяснить смысл прогностической оценки (без термина): «Надо учиться рассчитывать свои силы. Оценивая свои возможности перед диктантом, ставьте себе такую планку, которой можно достичь, напрягая все силы. Только так ваши знания будут расти».
4. Диагностические карты заводятся для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса, сопоставления реально полученных на отдельных этапах результатов в усвоении умений, необходимых для формируемых навыков.
В карту заносятся основные программные требования по математике, которые должен освоить ребёнок в ходе обучения (достижения). Требования к результатам обучения и показатели развития выступают в качестве критериев оценки достижений детей.
Регулярно отслеживаются успехи в обучении и поступательное развитие всех учеников с начала и до конца учебного года. Первая диагностическая работа (входная) проводится в начале учебного года. Итоги входной диагностики определяют стартовый уровень развития ребёнка до обучения, сигнализируют, какой учебный материал необходимо повторить, какие вопросы требуют специальной проработки с отдельной группой учащихся.
Промежуточная диагностика позволяет учителю оценить надежность усвоения учебного материала. Диагностические карты заполняются учителем и учениками.
Лист индивидуальных достижений заводится на каждого ученика по четвертям, в нем фиксируется продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формирования навыков. Лист заполняется сначала ребёнком, а потом учителем.
Родителям важно знать о проблемах и успехах своего ребёнка, и они вправе получить от учителя нужную им информацию. А вот как эту информацию донести до родителей, как сделать её доступной их пониманию, зависит от учителя. В моём классе родители получают «Листы индивидуальных достижений», в которых фиксируются все маленькие победы и трудности детей при обучении, часть из них заносится в портфолио ученика.
При такой организации безотметочного обучения в первом классе переход к выставлению отметок во 2-м и последующем классах становится естественным и объективным. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок.
1. Положение о безотметочной системе оценивания в первом классе № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях».
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др. ; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).
3. Методика оценкиучебных достижений в начальной школе: Практическое пособие. / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова, А. Я., А. Я. Горбылёва. – М. : АРКТИ, 2006. – (Школьное образование).
Консультация для педагогов «Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании» Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является.
Консультация для педагогов. Деловые игры в курсовой системе повышения квалификации педагога В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы.
Консультация для педагогов и родителей «Преемственность дошкольного и школьного обучения» Тема: «Г О Т О В И М Ребёнка к Ш К О Л Е» является актуальной для педагогов так и для заботливых родителей. Рассмотрим задачи дошкольного.
Консультация для педагогов «Кейс-метод — современная педагогическая технология проблемного обучения» Консультация для педагогов «Кейс-метод – современная педагогическая технология проблемного обучения» Современные педагогические технологии.
Консультация для педагогов «Приемы обучения рассказыванию детей дошкольного возраста» Учить детей рассказывать – это формировать его связную речь. У детей развитие связной речи осуществляется на занятиях и в повседневной жизни.
Консультация для педагогов «Сравнение методик обучения чтению» Целью работы является дать сравнительный анализ методик обучения чтению по следующим критериям: 1. Методика обучения чтения. 2. Автор методики.
Методика обучения технике квиллинга на мастер-классе ]Декоративно-прикладная деятельность школьников в дополнительном образовании. К возможностям декоративно-прикладного искусства художники-педагоги.
Оценивание по трансдисциплинарным темам исследования (2017–2018 гг.) Оценинивание по трансдисциплинарной теме исследования «Кто мы» Центральная идея: «Детский сад – это дом со своими правилами» Возрастная.
Фотоотчет о мероприятии, посвященном прощанию с первой четвертью в первом классе «Квест «Пиратская вечеринка» Отпраздновали окончание первой четверти у сына в первом классе! Была Пиратская Вечеринка! Квест! ПИРАТСКОЕ ПРОЩАНИЕ С ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТЬЮ.
Работа социального педагога в системе дистанционного обучения Составной частью процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями является образование. Оно призвано обеспечить им.
Первоклашка получил тройку за аппликацию: можно ли ставить оценки в начальной школе? Ответ мэрии и психолога
В красноярской школе случился показательный инцидент
Оценки в первом классе не ставят
Фото: Артем Ленц / NGS24.RU
Родитель первоклассника одной из красноярских школ рассказал, что его ребенку в первом классе за аппликацию с котенком учительница поставила тройку, добавив, что «в котике не чувствуется душа». Родитель уточнил, что так информацию ему передал ребенок и не уверен на 100%, что формулировка была именно такой. Называть школу и учителя родитель отказался. Редакция NGS24.RU разобралась, насколько законно ставить первоклашке оценку и не вредит ли это ребенку.
За этого котенка мальчику поставили тройку
Фото: предоставлено родителем
В управлении образования уточнили, что по СанПиН в первых классах безоценочная система по всем предметам — это обязательно по закону. В некоторых школах оценки не ставят даже во 2 и 3 классах. Что же делать, если вашему ребенку всё-таки поставили оценку?
— Обратиться к директору школы. Если не получат ответы на свои вопросы, то нужно обратиться в управление образования, — отвечают в мэрии.
Клинический психолог красноярского центра «Высота» Ольга Долганина дала совет, как в таком случае вести себя родителям, чтобы подобная ситуация не отбила у ребенка желание заниматься творчеством дальше:
— В данном случае нужно поддержать, с такой несправедливостью и неадекватным и никому не нужным оцениванием ребенок может сталкиваться часто. Нужно напомнить, что учительница не является экспертом в искусстве. И даже если бы являлась, это не значит, что он должна оценить работу исключительно хорошо, потому что это ее взгляд и он никакого отношения к рисунку ребенка не имеет, — уверена эксперт.
По словам психолога, родителю важно соблюсти нейтралитет и поддержать ребенка, чтобы дать ему почувствовать безопасность и опору, что в будущем он не будет получать негатив за свое творчество.
Такие слова учителя, конечно, могут повлиять на дальнейшую тягу к творчеству, но это может случиться, если семья отреагирует на рисунок так же и скажет что-то в стиле: «Ну, значит учительница права». Семья — это главная среда для ребенка.
— Если учитель ставит оценку, он должен обосновать, почему так происходит, по каким критериям произошла оценка. Этот момент должен быть прозрачен, иначе ребенок не поймет, что делать, чтобы постараться и получить потом четверку, — добавила Ольга Долганина.
Разбираться с учителем она в данном случае смысла не видит.
Педагог из России поработала в Англии и Китае и рассказала, чем отличаются их школы от наших.
Без оценок в первом классе: почему эта система не оправдывает себя
Тема школьных оценок всё чаще встречается в наших блогах. Даже учителя говорят, что отметка — не показатель всех способностей и талантов ребёнка. Некоторые педагоги иногда даже завышают отметки ученикам, чтобы они поверили в себя и полюбили их предмет. Николай Архаров рассказывает о безотметочной системе обучения в младшей школе и о том, почему она сегодня недостаточно эффективна.
Когда пропали оценки
В первом классе нет отметок. Значит ли это, что в российской школе победила гуманная педагогика, или это самообман? Отказ от отметок — один из краеугольных камней гуманной педагогики. Использовался такой приём и в развивающей системе обучения.
«Учитель не может оценить баллом познания и труд ученика вполне правильно и справедливо. Ученик замечает это сразу, и в нём возникает либо чувство обиды по отношению к преподавателю, либо убеждение, что баллом он иногда может прикрыть своё незнание».
В трудах Амонашвили неоднократно подчёркивается, что для претворения в жизнь идей гуманной педагогики (в том числе и безотметочного обучения) требуется другая, отличная от традиционной, система обучения. «Внутри системы гуманного подхода сосредоточены все его элементы: уроки со своим построением, содержание и учебно-познавательные структуры, учебники со своим методическим оснащением, методы, направленные на раскрытие личности школьника, общение, утверждающее в учениках психологическую потребность взросления и свободы и так далее», — говорит он.
Наиболее близкая к современному использованию форма безотметочного обучения была внедрена в развивающей системе Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова. Эта система предполагала, что в первом классе (как и в современной школе) школьникам не выставляют отметки. Активно использовалась функция развития рефлексивных навыков.
Отметка выставлялась в два этапа: сначала уровень выполнения задания определял сам ученик, это развивало в нём навыки рефлексии. Затем уровень знаний отмечал учитель — это помогало ученику повысить реальность самооценки. Использовалась предварительная оценка уровня выполнения задания учеником. Это позволяло научить детей адекватно оценивать уровень усвоенных ими знаний и навыков, предвосхищать успешность выполнения задания. Наконец, практиковалась взаимооценка. Она приучала детей слушать друг друга, улучшала их взаимодействию, корректировала их самооценку.
6 главных вопросов о системе Эльконина-Давыдова
Всё это значительно смягчало вхождение ребёнка в мир отметок. Уже в конце первого класса дети осознавали, что отметка связана только с результатами их учебной деятельности, что она не зависит от личностного отношения к ним, а зависит только от их усердия, аккуратности и степени усвоения материала и выработанности учебных навыков.
«Действие оценки позволяет определить, усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели. Вместе с тем, оценка состоит не в простой констатации этих моментов, а в содержательном качественном рассмотрении результата усвоения (общего способа действия и соответствующего ему понятия), в его сопоставлении с целью. Именно оценка „сообщает“ школьникам о том, решена или не решена ими данная учебная задача. Выполнение действий контроля и оценки предполагает обращение внимания школьников к содержанию собственных действий, к рассмотрению их оснований с точки зрения соответствия требуемому задачей результату. Такое рассмотрение школьниками оснований собственных действий, называемое рефлексией, служит существенным условием правильности их построения и изменения».
Плачевные результаты
Описание современного безотметочного обучения можно найти в Письме Минобрнауки РФ от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». Можно наблюдать схожесть формулировок этого документа и тезисов развивающей системы обучения Эльконина-Давыдова. Но безотметочное обучение в понимании Министерства просвещения имеет существенные отличия.
«При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости».
Причина такого решения разъяснена в том же письме:
«Оценка высших достижений ребёнка (самый быстрый, самый аккуратный, самый грамотный) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создаёт в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам некоторых учителей. Поэтому вопрос о введении оценок высших достижений (медалей, грамот) должен решаться очень осторожно и индивидуально».
Это относится не только к высшим достижениям, это суть всей методики безотметочного обучения в понимании минпросвета.
Как мы видим, Минпрос изъял из безотметочного обучения такие важные элементы, как соревновательность, коллективное обсуждение, гласность.
Вступило в силу и противоречие между гуманной и развивающей педагогикой. Если первая направлена на создание комфортных условий пребывания детей в школе и не всегда заботится о результатах обучения, то вторая направлена именно на достижение высоких результатов в учёбе.
Современная попытка внедрения безотметочного обучения оказалась недостаточно эффективна. Причинами этого послужили:
Последствия реформаторских действий министерства оказались достаточно плачевными. Учителя лишились возможности использовать важные функции, которые выполняли отметки. Взамен они не получили ничего толкового.
Использование безотметочного обучения в той форме, которую предложило ведомство, оказалось невозможным
Родители, защищая своих детей от учителя, зорко следят за тем, чтобы учитель не нарушал требований и не выставлял отметок в любой форме. Они и их дети блаженно уверены в успешности обучения на протяжении всего первого класса. В результате стимулирование детей к успешному обучению снижено. У них развивается привычка недоделывать задания, выполнять их небрежно, тем более что учитель не имеет права потребовать сделать дома невыполненную в классе работу.
Страсть по оценкам
Отметки сваливаются на учеников и их родителей как снег на голову в виде вводной районной проверочной работы в начале второго класса. Шок эта работа производит сильнейший. Ученики и их родители впервые видят, что у них не всё в порядке с учёбой.
Во втором классе начинается то, чего раньше никогда не было — стресс. Осознав, что у их детей проблемы, родители или начинают предъявлять к ним непосильные требования, либо начинают биться с учителем за каждую отметку. Некоторые родители начинают усердно учиться вместо своего ребёнка. Всё это вгоняет ученика в стрессовое состояние. Он начинает бояться отметок, старается хитрить, чтобы получить более высокую отметку, теряет веру в свои силы, привыкает прятаться за спину родителей и так далее.
6 главных вопросов о накопительной системе оценок в школах
Возникают новые трудности в общении со сверстниками. В классе неудачи скрыть невозможно, они выставляются напоказ. Реакция детей бывает очень жестокой. Если бы оценки ставили ещё в первом классе, в адаптационный период, дети бы не придавали им большого значения, тем более, что поначалу «не получалось» у половины класса. Внезапное выделение отдельных учеников в касту троечников (или двоечников) приводит к коммуникативным проблемам. Учителю приходится в пожарном порядке учить детей толерантному поведению. За целый год первого класса это можно было сделать значительно безболезненнее.
В настоящее время в школе царит атмосфера отметочной истерии. То, что в позднее советское время называлось оценкоманией, возведено в квадрат
В то же время Минпрос, начиная со второго класса, напрочь забывает о всякой гуманности в обучении. Активное использование проверки знаний в виде тестовых заданий польностью лишает учителя возможности применять индивидуальный подход. Учитель не может ни поддержать первые робкие успехи ученика явно завышенной отметкой, ни снизить балл за явную халатность более сильному ученику.
Иногда кажется, что причиной реформирования системы оценки знаний служит стопроцентное недоверие учителю со стороны министерства. Кажется, что оно исходит из того, что учитель нацелен на причинение ребёнку наибольшего вреда с помощью отметок. Ведомство старается максимально формализовать применение отметок, исключив из этого процесса личность учителя. Как всегда, «разборки» взрослых заканчиваются стрессом для детей.
Стресс второго класса наносит ребёнку непоправимую психологическую травму.
Что можно сделать
Моё мнение таково — у российского образования есть только одна проблема — Министерство просвещения, с остальными проблемами можно справиться.