Что значит отрицательный персонаж
Чем герой и антагонист отличаются от антигероя. Зачем нужен антигерой автору и почему нельзя обойтись отрицательными второстепенным персонажами. Что делает антигероя убедительным. И обязательно ли он должен проиграть.
Теория литературы дает такое определение термину «антигерой»:
Антигерой – это главное действующее лицо литературного произведения, его центральный персонаж, лишённый «героических» черт в их общепринятом понимании. Грубо говоря, это главный персонаж, наделенный вопреки читательским ожиданиям плохими чертам: он нарушает этический кодекс, приступает морально- этические законы общества, ведёт себя бесчестно, цинично, агрессивно и т.д… Он просто плохой человек (подлец, лжец, авантюрист, негодяй, эгоист и т.д.) и действует в соответствии со своим мировоззрением, но при этом играет главную роль в произведении.
Отличие антигероя от антагониста
Термин «Антигерой» ввёл в литературный оборот Федор Достоевский, употребив его в «Записках из подполья» (1864).
Антигерой – не антагонист, не второстепенный отрицательный персонаж, который вводится в сюжет для противостояния герою, центральному персонажу произведения. Если бы он боролся с положительным героем, и все повествование строилось бы вокруг хорошего парня, мы бы говорили о протагонисте и антагонисте, то есть о герое и его противнике, классическом литературном злодее. Протагонист выражает позицию автора — он носитель добра и истины он двигает сюжет, а действия антагониста препятствуют выполнению главным героем его драматургического предназначения. Антагонист – это злодей, который нужен автору для того, чтобы раскрывать образ главного героя – протагониста и двигать сюжет. Антигерой же – это центральный персонаж произведения, но в отличие от героя он наделен отрицательными чертами.
Почему автор выбирает антигероя
Антигерой нужен автору для того чтобы ёмче, выпуклей изобразить центральный конфликт произведения, решить поставленные перед автором художественные задачи, высказать собственную точку зрения. Антигерой нужен для того, чтобы максимально обострить противоречия, обнаружить правду, обнажить истину. Чтобы обозначить главные болевые точки общества. Чтобы исследовать своё время и поколение.
При этом в соответствии с феноменологией интереса — к антигерою читатель относится с особым вниманием. Осуждая моральные качества, читатель может испытывать симпатию к антигерою, благодаря его уму, ловкости, харизматичности. Некоторые отрицательные черты подчас даже вызывают восхищение читателя. Вспомните Дориана Грея: в некоторых ситуациях, особенно в начале повествования ему можно посочувствовать, а где-то даже восхититься им. А ловкость, изворотливость ума и предпринимательская хватка Остапа Бендера никого не оставляла равнодушным – у этого антигероя миллионы поклонников.
Помещая отрицательного персонажа в центре произведения, автор позволяет читателю заглянуть в голову герою, познакомить с мотивировкой его действий. Автор исследует антигероя при этом зачастую не вынося в начале повествования вердикта. Например, в Госпоже Бовари читатель не с самого начала понимает, что в центре повествования оказывается антигероиня. Только совокупность действий Эммы Бовари, её однозначно ошибочные поступки позволяют читателю сделать вывод, кто перед ним: герой или его противоположность.
Иногда антигерой помещается в центр повествования для того, чтобы отразить цайтгайст (дух времени), как например, в романах «Милый друг», «Опасные связи», «Заводной апельсин», «Унесенные ветром». И для того, чтобы поиронизировать над законами жанров, читательскими ожиданиями, литературным каноном — так появились антигерои комиксов Рассомаха и Дедпул.
Байронический герой
Иногда герой выбирает стиль поведения злодея, подлеца, авантюриста, ошибочно считая его праведным, то есть заблуждаясь насчёт собственной правоты. Например, Родион Раскольников, будучи человеком исключительной честности, прямодушным и совестливым, с обостренным чувством справедливости, решается на преступление, находясь во власти ложных убеждений. То есть сам по себе герой – хороший человек, но он ошибочно исповедует ложные ценности, изменяющие его поведение.
Такого антигероя еще называют байроническим героем – литературный тип, характерный для 19 – начала 20 века. Он сформировался после входа поэмы лорда Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». К героям такого типа в русской литературе относятся Чацкий, Онегин, Печорин – сомневающиеся, потерянные, не находящие своего призвания люди.
Крах антигероя
Сама природа антигероя и причины его помещения в центр повествования предполагают его фиаско в конце истории. Ведь отрицательный персонаж неизбежно должен проиграть, а иначе читателю будет казаться что автор одобряет антигероя. Собственно, чаще всего автор и выбирает сложную, противоречивую личность — антигероя, для того чтобы показать ложность его пути, ошибочность мировоззрения. Месседж таков: плохие парни (и девчонки) никогда не выигрывают.
И правда, если мы взглянем на опыт мировой литературы, то увидим, что почти все отрицательные персонажи, находящиеся в центре произведения, заканчивают свой путь фиаско. Вспомним Франкенштейна, графа Дракулу, Фауста, Эмму Бовари, Печёрина, Раскольникова, Фёдора Карамазова, Дориана Грея, Скарлетт О’Харру, Гумберта Гумберта — они либо гибнут, либо оказываются в сложном положении. Так автор выносит вердикт антигерою, отказывая ему в праве на дальнейшее счастливое существование. Если антигерой не погибает, то он неизбежно должен потерпеть поражение в столкновении с жизнью и прозреть. Так, Раскольников, Скарлетт О’Харра изображаются на пути к прозрению, а фиаско героев становится их характеристикой. Алекс – герой романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин» прозревает в финале, Тайлер Дёрден в конце концов побежден выстрелом рассказчика.
Хотя Жорж Дюруа (главный герой «Милого друга») наоборот – не только не терпит фиаско, но и занимает более высокое положение в обществе и становится богаче. Так Ги де Мапассан вынес вердикт современной бездуховной, меркантильной эпохе, для которой подобные антигерои становятся нормой.
Герой не моего романа: об отрицательных персонажах в книгах
Ни одно хорошее произведение не существует без героя. Таковым может оказаться яркая, привлекающая всеобщее внимание личность или совсем уж незаметный человек. Иногда героями становятся животные или неодушевленные предметы. Ни одна книга не может существовать без героя и если вам кажется, что это не так, то значит, вы просто его не смогли еще обнаружить. Главной задачей писателя является сотворение такого героя, наделение его определенными характеристиками, взглядами на жизнь, манерой поведения и т.д.
Герой не обязательно должен совершать подвиги по десятку на дню. Героем целого романа может стать соседский кот, все свое время проводящий на подоконнике. Особо привлекательны для читателя отрицательные персонажи. Такие герои всегда вызывают больше эмоций и отклика у толпы, чем положительные типы с кучей комплексов и запретов. От отрицательного героя никогда не знаешь, чего ожидать. Он сам себе хозяин, он не следует рыцарскому кодексу чести, у него вообще ее нет, да и скодексами всякими он не знаком. Отрицательные персонажи оживляют любой роман, рассказ, новелу. Они сами по себе, могут совершать дурные поступки, а могут и спасти чью-то жизнь.
В русских сказках отрицательными героями считаются Баба-Яга, Кощей Бесмертный и Змей Горыныч. Ну согласитесь, что всяким Марьям-искусницам и Иванам-дурачкам просто делать было бы нечего на этом свете, не будь в сказке отрицательного персонажа. Именно они делают сказку сказкой.
Представьте, что в крутом детективе не будет убийцы, вот просто не будет. Сыщик будет заниматься снятием кошек с деревьев, помощью старушкам и переписыванием полицейских архивов. Скукота)
Плохого героя придумать намного сложнее, чем хорошего. Попытаюсь объяснить почему:
1. Во-первых, нельзя наделять его однозначными чертами характера. В каждом человеке присутствует и добрая, и злая сторона. Да, в отрицательном герое зла больше, но где-то за за черным занавесом должна присутствовать та искра света, которая заставит читателя полюбить или возненавидеть этого персонажа. Профессор Мориарти — гений зла, но умный гений и этим умом невольно восхищаешься. Парфюмер — жестокий убийца, но за его действиями следишь, не отрываясь. Добрый герой всегда немного скучен и редко выходит за рамки определенного ему обществом поведения.
2. Во-вторых, злодей всегда выходит из-под контроля пера писателя, о чем уже говорилось выше. У него есть собственное я. Добрый персонаж всегда действует однозначно, у него есть совесть. У злодея ничего такого нет, а значит, вводя в книгу злодея, мы заранее делаем ее непредсказуемой.
Если честно, то в книгах, мне всегда нравятся именно плохие герои. И это никак не связанно с женским желанием всех исправить и наставить на путь истинный, но с тем, что от такого персонажа я всегда ожидаю чего-то необычного, невероятного, того, чего никогда не позволит испытать добрый герой.
Особо яркой жизнью живут отрицательные персонажи в мире фэнтези. К примеру, у Терри Пратчета практически не встретить положительного героя, разве может быть положительным, человек, состоящий в гильдии воров или убийц? Но представленные на суд читателя персонажи поистине великолепны.
Сейчас я пытаюсь создать своего отрицательного персонажа и если у меня получится, я обязательно познакомлю вас с ним)
Что значит отрицательный персонаж
Здесь рассматриваются самые часто встречающиеся отрицательные персонажи в кинематографе.
По определенным причинам основная масса отрицательных персонажей относится к 7 типам Майерс-Бриггс. Каждому из них присвоен своеобразный псевдоним.
16 типов MBTI
ISTJ
ISFJ
INFJ
ISFP
INFP
INTP
ENFP
ESFJ
ENFJ
Как правило, это второстепенные отрицательные персонажи, можно сказать, исполнители приказов. Они спокойные, сильные, решительные, уверенно идущие к своей цели.
Они имеют те же самые характерыне черты, как у положительных персонажей ESTP, но крайне самоуверенные и самовлюбленные. С первого взгляда не всегда понятно, что персонаж отрицательный.
Как правило, это второстепенные отрицательные персонажи, но одни из самых противных. Их отличает безумное, абсолютно асоциальное поведение.
Эти отрицатеьные персонажи выдумщики, изобретатели, отличающиеся неожиданными и оригинальными идеями.
Часто встречающиеся отрицательные персонажи: властные и надменные угнетатели. Все они занимают руководящие должности. Беспристрастность в своих суждениях.
«Холодок» по коже, пугающая бесчувственность. Эти отрицательные персонажи превосходные стратеги, воплощающие свои идеи в жизнь. Обычно занимают руководящие должности.
Отрицательные герои
Не замечали вы такого, что зачастую в художественных произведениях, фильмах или книгах к отрицательным героям испытываешь больше симпатии, чем к тем кто их ловит, догоняет, обезвреживает и вразумляет. Не было у вас мысли, что «ну может быть в этот то раз отрицательный герой победит!»
Как такое происходит и почему так часто?
Ведь никогда авторы фильмов или книг не делают образ или личность своих отрицательиных героев явно глупее, некрасивее, менее обоятельнее, чем положительных. Зачастую наоборот. Зачем они так поступают?
Или все же это больше проблемы восприятия запретного чем проблемы создания образов?
Вот есть такое мнение:
Очень просто. Положительные персонажи должны быть лишены многих человеческих слабостей и недостатков. Чем более положителен персонаж, тем он более «стерилен» в отношении чувств и эмоций — ему нельзя делать ошибок. Вот и формируется довольно занудный образ праведника…
Другое дело с отрицательными персонажами — тут уж можно настолько изощренно выпячивать человеческие недостатки доходя практически до вида комикса или же делать героя отрицательным наделяя его большим сонмом всех человеческих недостатков из-за чего герой становится только ярче и интереснее, его душевные переживания понятны гораздо большему количеству читателей/зрителей — ведь они могут увидеть и себя в нем, а в праведнике себя увидеть может далеко не каждый.
Тем не менее оба героя нужны, иначе будет не интересное художественное произведение, а скорее философский трактат.
например Ганнибал Лектер
И еще обычно так отвечают на этот вопрос:
— Потому как все хотят так делать что хочется а хороший вечно связан какими то утопическими идеями
— Потому что все положительные — мямли бесхребетные и мне всегда нравятся отрицательные герои…
— потому, что каждый не без греха, если он не ангел, конечно!
— Потому, что они нестандартны, оригинальны и их действия непредсказуемы, в отличие от правильных положительных.
А какая ваша версия?
П.С. Хотя иногда бесит и просто обидно, когда положительным героям вечно «чисто везет» не по заслугам, а отрицательным наоборот «тупо не везет» там где вроде должно было бы по их талантам и мастерству. Очень редко, когда в художественных произведениях «добро» очень заслужено «побеждает» зло. В основном «случайно» …
Антигерои и герои в советских фильмах: Что они пропагандировали и почему в них влюблялись
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Акцент на комедию как основной жанр
На кино возлагалась весьма заметная роль, об этом говорит хотя бы тот факт, что лично Сталин активно участвовал в создании многих фильмов, причем не просто утверждал по факту «годится – не годится». Он был практически частью команды, читал сценарий, вносил в него правки, придумывал названия и многое другое. Особенностью советского кинематографа специалисты называют его ориентированность на текст. Кино воспринималось как экранизация сценария и именно на него направлялись все усилия, в том числе и чиновников.
Такое отношение сохранялось вплоть до 70-х годов, а в 30-е принимало наиболее массовый характер. Из-за такого перекоса больше всего доставалось сценаристам, а вот режиссеры оказывались ни в чем не повинными. Так, например, сценариста «Веселых ребят» Николая Эрдмана арестовали прямо на съемочной площадке. Причиной ареста был не достаточно идеологически выдержанный текст. А вот режиссер считался не при чем, даже Сталин считал, что с режиссера брать нечего, ведь он просто переводит на экран написанный текст.
При этом, стоит отдать должное, кино считалось развлекательным жанром, потому на него все же возлагалась именно увеселительная роль. Но именно тогда и появился девиз «Поучать, развлекая», то есть идеология должна была быть подана в интересной и яркой форме, тогда то и было решено делать основной акцент на комедии. Поскольку в Советском Союзе с комедиями дело обстояло не особенно хорошо, для перенятия опыта несколько режиссеров были направлены в Америку. Визит оказался успешным, тогда то и появились «Веселые ребята».
Акцент делался на комедию, поскольку зрители привыкли к ней, до этого времени, когда подавляющая часть проката занимало зарубежное кино, чаще всего предпочтение советский зритель отдавал комедии. Несмотря на то, что другие жанры тоже существовали. Однако это были исторические, военные, документальные фильмы.
После того как первая отечественная комедия имела оглушительный успех, было решено создать собственный Голливуд, даже место было выбрано соответствующее – в Крыму. Но принцип был совершенно иной, основной упор был сделан на ограниченное количество фильмов, каждый из которых должен был иметь успех. Следить же за работой огромного количества сценаристов и режиссеров, было бы слишком сложно. Потому сценарии отбирались еще на начальном этапе.
Обычная сюжетная схема советской комедии строилась на смешении с мелодрамой, ведь любовная история всегда хорошо воспринимается зрителем. Итак, происходит случайная встреча, возникает путаница, происходит размолвка, борьба за счастье, наказание отрицательных героев. Справедливость торжествует, а главные герои могут смело создавать новую ячейку общества.
Насколько реальны были советские комедии и их герои?
Один из секретов популярности советских комедий – это то, что они вливались в уже готовый советский быт и определенные моменты были ясны и понятны зрителю настолько, что они готовы были простить некую идеализированность. И, несмотря на то, что порой встречались моменты, когда герои работали в полях в национальных костюмах, все же фильмы тех времен куда более адаптированы к действительности, нежели современные.
Например, описание быта в тех фильмах было куда более правдоподобным, нежели в современных фильмах, герои которых живут в огромных квартирах, тогда как зрители наблюдают за перипетиями их судеб из хрущевок. Или героини, просыпающиеся сразу не просто красивыми, а с полным боевым раскрасом? В старом советском кино такого нет.
Еще одна трогательная особенность советских фильмов была в том, что отрицательный герой выявлялся не просто какими-то поступками, но и низкой производительностью труда. Вообще любовные переживания героев и производительность труда крайне тесно переплетены, а девушкам нравятся не только красивые и умные, но еще и трудолюбивые. И вообще, если хорошо работает, фотокарточка его украшает доску почета, то плохим человеком он быть не может. Такая связь между работой, ударным трудом и любовью сохранялась вплоть до 70-х, просто любовь, без связи с общественно полезной деятельностью появиться не мог.
Это только на первый взгляд в фильмах все просто и понятно, на самом деле там все продумано до мелочей, плюрализма мнений возникнуть не могло, потому информация, которая таким образом передавалась зрителям, должна была быть разжевана и понятна однозначно.
Герои и антигерои определяются даже без слов
Практически в любом советском фильме главная роль отводится девушке, даже если в центре работяга-парень, все равно ключевые моменты проговариваются именно от женского лица. Особенно, что касается идеологических установок, они просто лились рекой как из рупора пропаганды из прекрасных женских уст. Возможно, это считалось более действенным методом, возможно, так демонстрировался личностный рост героини, ведь эмансипации советской женщины в кино уделялась огромная роль.
К тому же, именно благодаря женскому образу раскрывалась еще и одна черта отрицательного героя. Положительный герой настроен серьезно, хочет жениться, семью, как ячейку общества и основу государства. Отрицательный же пристает к девушкам, обманывает их, выставляет в негативном свете.
Обычная сюжетная линия разворачивается вокруг нескольких героев: главные действующие лица фильма – парень и девушка, трудолюбивые, красивые, честные, но при этом простые и открытые. Как правило, и у парня и у девушки есть друзья – непосредственные, смешные, немного наивные, всегда рядом есть советчики, люди, которые бескорыстно помогут и протянут руку помощи. К тому же, каждый герой четко определялся и по социальной принадлежности – рабочий, артист, колхозник, чиновник. Это не делало образ выпуклым, скорее наоборот, способствовало тому, что он еще больше наполнялся стереотипами.
Положительный герой, как правило, выглядел определенным образом, точнее даже имел определенный внешний типаж, который пытались подстроить под понятие «советский гражданин». Обычно это был человек славянского типа внешности, с честным и прямым взглядом, правильными чертами лица, высокий статный, хорошо сложенный, пышущий здоровьем. Иногда они были немного простодушными, но небольшая хитреца тоже приветствовалась, такой образ человека, которого не проведешь. Обычно такие выступали в качестве советчиков для главных героев – категоричных, упертых, очень честных максималистов. Сергей Столяров и Евгений Самойлов идеально подходили для этих ролей, поскольку производили именно такое впечатление.
Если говорить об антигероях, то их внешность противопоставлялась главному положительному герою. Зачастую это зависело от того с какой страной в конфронтации находился СССР. В 30-е годы часто эксплуатировался образ азиатско-восточного типа, после Великой Отечественной войны отрицательные герои имели по-немецки жесткие черты лица, даже жестикуляция была похожая, резкая, категоричная, взгляд надменный и холодный.
Еще одна чисто советская фишка – антигерои были отлично одеты. Если главный герой, эдакий рубаха-парень в бушлате и в сердцах сминающий кепку и без сожаления бросающий ее под ноги, то отрицательный персонаж настоящий франт. Его беспокоит все земное, бренное и материальное, ведь он жадный хапуга, который транслирует в мир исключительно собственные интересы и во всем ищет выгоду. Общая картина его щепетильности подчеркивалась его манерностью, например, во многих фильмах только герои с отрицательной характеристикой едят с помощью ножа и вилки.
Опасные роли для актеров
Все это деление оказывалось весьма болезненным для актеров. Однажды согласившись на роль злодея, он уже больше не мог претендовать на главную положительную роль, ему так и оставалось до конца кинокарьеры играть негодяев. Однако все бы ничего, ведь такие роли, как правило, самые захватывающие и интересные, если бы киношный образ не переносился в реальную жизнь и актеру не приходилось бы доказывать, что он в жизни отличный парень.
Особенно сложно приходилось тем актерам, которым «посчастливилось» быть избранными на роль лидера страны. Сыграть Ленина, Сталина – значило стать весьма ограниченным в дальнейших ролях (если они вообще будут), ведь тот, кто воплощал на экране образ вождя, не мог сыграть какого-нибудь проходимца даже много лет спустя. Поэтому такие роли хоть и считались весьма лакомыми, но актеры предпочитали держаться от них подальше.
Но почти всегда отрицательный герой получался ярче, харизматичнее, чем главный герой, сильнее запоминался зрителю. Возможно потому, что все хорошие герои были одинаковыми, а плохие всегда плохими по- разному. В этом заключается феномен «17 мгновений весны», фильм должен был поднять патриотический дух, а на деле фашисты получились весьма романтичными и интересными героями.
Говоря о пропаганде, стоит заметить, что это и не правда, и не ложь, а некая третья параллель, которую нельзя доказать или опровергнуть. Она просто есть и с ней можно бороться только путем другой пропаганды, которая будет звучать громче и увереннее. В век пропаганды советские лозунги были отнюдь не самыми худшими, равно как и кино, вместе с их плоскими героями и отцензуренными сценариями.
Забавные ляпы в советских фильмах, которые подметили внимательные зрители лишь доказывают тот факт, что даже в условиях жесткой цензуры удавалось создавать киношедевры.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: