Что значит отрицательно окрашенные слова
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Эмоционально окрашенные слова
Перечень рассматриваемых вопросов:
1. Определение эмоционально окрашенных слов.
2. Способы выражения эмоциональной окраски в русской лексике.
3. Толкование эмоционально окрашенных слов в толковых словарях; типы помет, сопровождающих эмоционально окрашенные слова.
4. Стилистические нормы употребления эмоционально окрашенных слов в речи.
Лексика – это словарный состав языка.
Нейтральные слова – общеупотребительная, лишённая стилистической окраски лексика.
Помета в словаре – специальное дополнительное указание, сопровождающее толкование слова, его описание.
Толковый словарь – словарь, содержащий слова с объяснением их значений; может содержать грамматическую, этимологическую и стилистическую характеристики слов, примеры употребления и др. сведения.
Эмоционально окрашенные слова – слова, имеющие эмоциональную окрашенность.
Стилистические синонимы – это слова, которые имеют одинаковое значение, но употребляются в разных стилях речи.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Слово в любом языке используется, прежде всего, для того, чтобы назвать предметы, признаки, количества, действия. Можем ли мы с помощью слов не только назвать, обозначить какие-либо явления, но и выразить к ним свои чувства, дать им оценку?
Сегодня на уроке мы познакомимся с такими словами, которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тому, о чём мы говорим.
Возьмём хорошо известную нам «Сказку о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.
Вот старуха ругает старика:
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось.
С помощью каких слов выражает своё недовольство героиня? Она использует слова «дурачина», «простофиля» – мы все понимаем, что такими словами она старика не похвалила, а побранила.
А Лисица из басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица» хочет польстить Вороне, поэтому обращается к ней с другими оценочными словами:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Хитрая Лисица сумела в этой фразе похвалить Ворону много раз, используя такие слова, как «голубушка», «шейка», «глазки», «пёрушки», «носок», «голосок», «светик». Особенностью слов, с помощью которых Лисица хвалит, являются суффиксы – они называются уменьшительно-ласкательными.
Слова, выражающие отношение говорящего к тому, о чём он говорит, называются эмоционально окрашенными. С помощью таких слов можно дать положительную (одобрительную) или отрицательную (неодобрительную) оценку.
Например, можно, описывая внешность девушки, использовать слово «очи», подчёркивая не только привлекательность человека, но и своё восхищение красотой глаз девушки. Именно так использовано это слово в романе Александра Фадеева «Молодая Гвардия»: «У Ули глаза были большие, тёмно-карие, не глаза, а очи, с длинными ресницами, молочными белками, чёрными таинственными зрачками». Писатель противопоставляет нейтральное слово «глаза» эмоционально окрашенному «очи», даёт положительную оценку.
А вот героиня Максима Горького использует для обозначения глаз человека грубое, резкое слово, выражающее её отношение: «Старая хозяйка говорит мне: “Погоди, книгожора, лопнут зенки-то”». Использование слова «зенки» говорит о неодобрительной оценке говорящего.
В толковых словарях эмоционально окрашенные слова обозначаются при помощи специальных помет. Какими бывают пометы?
Книжное, высокое, ласкательное, уменьшительное, уменьшительно-ласкательное.
А ещё – неодобрительное, презрительное, уничижительное, грубое, бранное.
Есть также такие пометы, как шутливое, ироническое, просторечное и разговорное.
Например, слово «очи» сопровождается пометой «высокое»; а слово «зенки» помечается как «грубое, просторечное».
Не упало ли добро? – читаем в стихотворении Александра Маршака.
Неодобрительное отношение будет выражено в слове, если оно имеет суффикс -ашк-: старикашка. Пренебрежение выражается при помощи суффикса -ишк-: городишко, житьишко.
Эмоционально окрашенные слова не используются в официально-деловом и научном стилях. Такие слова более всего характерны для разговорной речи, используются они в художественной литературе.
Примеры задания из Тренировочного модуля
Сортировка элементов по категориям
Нейтральные и эмоционально окрашенные слова.
Распределите слова по группам соответственно характеристикам
Даны слова: слово, малевать, дорога, баламут, работник, рисовать, реченька, бородище
Чтобы выполнить это задание, нужно дать характеристику лексического значения слова, определить, есть ли в значении слова эмоциональная окраса или оценка предмета, определить особенность морфемного состава слова: есть ли в слове уменьшительно-ласкательные или увеличительные суффиксы.
Ответ: слово малевать не просто обозначает процесс «рисовать», но и содержит пренебрежительную оценку. Вывод: слово малевать – эмоционально окрашенное.
Слово баламут обозначает человека, вносящего беспорядок, в значении слова содержится неодобрительная оценка. Вывод: слово баламут – эмоционально окрашенное.
Слово реченька содержит уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк-, он выражает ласкательное отношение. Вывод: слово реченька – эмоционально окрашенное.
Слово бородище содержит увеличительный суффикс -ищ-, он выражает увеличительное, оценочное отношение. Вывод: слово бородище – эмоционально окрашенное.
Зачеркните в парах синонимов нейтральные слова.
Губы – уста
Лоб – чело
Спать – почивать
Чтобы выполнить это задание, нужно дать характеристику лексического значения слова; определить, есть ли в значении слова эмоциональная окраска или оценка предмета; в случае возникновения трудностей в решении задачи, нужно сверить свой вывод с толкованием в словаре.
Губы — уста
Лоб — чело
Почивать – спать
Что значит отрицательно окрашенные слова
Что такое эмоционально экспрессивная лексика
Стилистические функции
Существует большая пропасть между восприятием романа или повести, научно-популярной статьи, официальных бумаг. Это происходит не только за счёт наличия интересного, увлекательного сюжета. Язык литературного произведения близок к привычному нам разговорному стилю.
Использование метафор с экспрессивной окраской играет важную роль при написании монологов и диалогов литературных героев. Без применения этого обширного ресурса русского языка текст художественного произведения напоминал бы скорее стенографию бытового диалога персонажей.
Виды эмоционально окрашенных слов
пренебрежительные (крохобор, малевать);
По типу оценки
По части речи
Русский язык отличается богатством экспрессивной лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска свойственна словам разных частей речи.
Междометия называют самым эмоциональным пластом слов. Поэтому употребление экспрессивной лексики в жизни встречается повсеместно. Междометия не предусматривают какой-либо информационной нагрузки. Они предназначены для обозначения эмоционально сильного места в написанном в разговорном стиле произведении.
Однозначные слова
Многозначные слова
С суффиксами эмоциональной оценки
Матушка-гусынюшка,
Нянюшка-графинюшка,
Не упало ли добро?
Примеры использования эмоционально экспрессивной лексики
В разговорной лексике
Главные черты разговорной лексики – эмоционально экспрессивная окрашенность, непринуждённая манера общения. К ней относятся слова, разные по стилистической окраске, способу выражения.
В семантике некоторых выражений (например, баламут) уже заложена оценочность.
Оценочный оттенок других создаётся сложением основ, использованием суффиксов (домина, сынуля). Особая эмоциональная окраска может быть и у слов фамильярных (сыночек, дедуля и т. д.).
Границы между разговорной и просторечной лексикой подвижны и зыбки. К последней относятся слова, не встречающиеся в обыденном лексиконе большинства культурных людей (отродясь, авось, давеча). В эмоциональном плане просторечная лексика выглядит грубоватой.
Многим словам свойственна сильная экспрессия, резко отрицательное отношение к какому-либо явлению.
В литературе
Богатство русской эмоционально-оценочной лексики трудно переоценить. В произведении Максима Горького для обозначения глаз человека используется резкое, грубое слово: «Погоди, книгожора, лопнут зенки-то». Именно использование эмоционально окрашенной лексики позволило автору добиться желаемого эффекта. Слово «зенки» свидетельствует о неодобрительной оценке говорящего. Оно характеризуется как просторечное, грубое.
Обозначение в словарях
Советы для писателей по употреблению эмоционально окрашенных слов
В книжной лексике активно используются высокие слова, которые придают речи торжественность. Она богата и эмоционально-экспрессивными словами, способными выражать как отрицательную, так и одобрительную оценку тех или иных понятий.
При работе под текстом автор может менять его эмоциональный настрой, тем самым воздействуя на восприятие читателя. Экспрессивно оценочные слова – важный инструмент в руках писателя. Они помогают растрогать или рассмешить читателя, сформировать негативное отношение к какому-либо явлению, вызвать воодушевление. Грамотный подход предусматривает использование нескольких вариантов речи в рамках одного произведения – например, риторически-торжественной, шутливой лексики. В противовес им используются слова в нейтральном контексте (выражения, которые лишены яркой стилистической окраски).
Умелое употребление эмоционально-экспрессивной лексики важно для формирования индивидуального авторского стиля. Способность грамотно пользоваться такими приёмами отличает мастеров слова от начинающих авторов, в полной мере не чувствующих настроения героев, контекста. Редактура текста опытным специалистом поможет избежать ошибок на этом этапе. Услуги издательской платформы «ЛитРес: Самиздат» — оптимальное решение для воплощения самых смелых авторских замыслов.
Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления
Стилистическая характеристика слова определяется тем, как оно воспринимается говорящими: как закрепленное за определенным функциональным стилем или как уместное в любом стиле, общеупотребительное.
Стилевой закрепленности слова способствует его тематическая отнесенность. Мы чувствуем связь слов-терминов с научным языком ( квантовая теория, ассонанс, атрибутивный ); относим к публицистическому стилю слова, связанные с политической тематикой ( всемирный, конгресс, саммит, международный, правопорядок, кадровая политика ); выделяем как официально-деловые слова, употребляемые в делопроизводстве ( нижеследующий, надлежащий, потерпевший, проживание, оповестить, предписать, препровождается ).
В самых общих чертах функционально-стилевое расслоение лексики можно изобразить так:
Функциональная закрепленность лексики наиболее определенно выявляется в речи.
Книжные слова не подходят для непринужденной беседы.
Например: На зеленых насаждениях появились первые листочки.
Научные термины нельзя употребить в разговоре с ребенком.
Например: Весьма вероятно, что папа войдет в визуальный контакт с дядей Петей в течение предстоящего дня.
Разговорные и просторечные слова неуместны в официально-деловом стиле.
Например: В ночь на 30 сентября рэкетиры наехали на Петрова и взяли в заложники его сына, требуя выкуп в 10 тысяч баксов.
Возможность использовать слово в любом стиле речи свидетельствует о его общеупотребительности.
Так, слово дом уместно в различных стилях: Дом № 7 по улице Ломоносова подлежит сносу; Дом построен по проекту талантливого русского архитектора и относится к числу ценнейших памятников национального зодчества; Дом Павлова в Волгограде стал символом мужества наших бойцов, самоотверженно сражавшихся с фашистами на шлицах города; Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом (Марш.).
В функциональных стилях специальная лексика используется на фоне общеупотребительной.
Эмоционально-экспрессивная окраска слов
Многие слова не только называют понятия, но и отражают отношение к ним говорящего.
Поэтому эмоциональную лексику называют оценочной (эмоционально-оценочной).
Особенностью эмоционально-оценочной лексики является то, что эмоциональная окраска «накладывается» на лексическое значение слова, но не сводится к нему, функция чисто номинативная осложняется здесь оценочностью, отношением говорящего к называемому явлению.
В составе эмоциональной лексики выделяют следующие три разновидности.
Так, о человеке говорят: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон, медведь, змея, орел, ворона ; в переносном значении используют глаголы: петь, шипеть, пилить, грызть, копать, зевать, моргать и под обные.
Поскольку эмоциональную окрашенность этих слов создают аффиксы, оценочные значения в таких случаях обусловлены не номинативными свойствами слова, а словообразованием.
Изображение чувства в речи требует особых экспрессивных красок.
На лексическом уровне эта лингвистическая категория получает свое воплощение в «приращении» к номинативному значению слова особых стилистических оттенков, особой экспрессии.
Во всех этих случаях лексическое значение слова осложняется экспрессией.
Яркая экспрессия выделяет слова торжественные ( незабвенный, глашатай, свершения ), риторические ( священный, чаяния, возвестить ), поэтические ( лазурный, незримый, воспевать, неумолчный ).
Особая экспрессия отличает слова шутливые ( благоверный, новоиспеченный ), иронические ( соблаговолить, донжуан, хваленый ), фамильярные ( недурственный, смазливый, мыкаться, шушукаться ).
Экспрессивные оттенки разграничивают слова неодобрительные ( претенциозный, манерный, честолюбивый, педант ), пренебрежительные ( малевать, крохоборство ), презрительные ( наушничать, холуйство, подхалим ), уничижительные ( юбчонка, хлюпик ), вульгарные ( хапуга, фартовый ), бранные ( хам, дурак ).
Объединяя близкие по экспрессии слова в лексические группы, можно выделить:
1) слова, выражающие положительную оценку называемых понятий,
2) слова, выражающие их отрицательную оценку.
Эмоционально-экспрессивная окраска слов ярко проявляется при сопоставлении синонимов:
стилистически-нейтральные: | сниженные: | высокие: |
лицо | морда | лик |
препятствие | помеха | преграда |
плакать | реветь | рыдать |
бояться | трусить | опасаться |
прогнать | выставить | изгнать |
За словами п рогрессивный, правопорядок, державность, гласность и т.п. закрепляется положительная окраска.
Развитию эмоционально-экспрессивных оттенков в слове способствует его метафоризация.
Так, стилистически нейтральные слова, употребленные как тропы, получают яркую экспрессию.
Например: гореть (на работе), падать (от усталости), задыхаться (в неблагоприятных условиях), пылающий (взор), голубая (мечта), летящая (походка) и т.д.
Появление у слова в зависимости от контекста дополнительных экспрессивных оттенков значительно расширяет изобразительные возможности лексики.
Эмоционально-экспрессивная окраска слова, наслаиваясь на функциональную, дополняет его стилистическую характеристику. Нейтральные в эмоционально-экспрессивном отношении слова обычно относятся к общеупотребительной лексике (хотя это и не обязательно: термины, например, в эмоционально-экспрессивном отношении, как правило, нейтральны, но имеют четкую функциональную закрепленность). Эмоционально-экспрессивные слова распределяются между книжной, разговорной и просторечной лексикой.
Подразделения экспрессивно-окрашенной лексики
Д.Э. Розенталь выделяет 3 группы лексики:
1) Нейтральная (межстилевая)
2) Разговорная
3) Просторечная
1. Нейтральная (межстилевая) – это лексика, имеющая применение во всех стилях языка, она представляет собой разряд слов экспрессивно не окрашенных, эмоционально нейтральных.
Межстилевая лексика является основой для словаря как устной, так и письменной речи.
2. К разговорной лексике относятся слова придающие речи оттенок неофициальности, непринуждённости, но не выходящие за пределы литературного языка. Это лексика устной речи. Её характеризует неофициальность и эмоционально экспрессивная окрашенность. Большую роль при устном общении играют жесты, мимика, поза, интонация.
В группу разговорной лексики входят слова, разные по способу выражения, стилистической окраски и такие, в семантике которых уже заложена оценочность ( баламут, бедлам позеры и т. п.), а также такие, оценочность которых создаётся аффиксами, сложением основ ( старикашка, сапожище, бедняжка и т. п.). Разговорный характер имеют и слова с суффиксами субъективной оценки ( здоровенький, маленький, сынуля, домина и т. п.). К этой лексике принадлежат и слова фамильярные ( бабуля, дедуля, тётушка, сыночек и т. п.).
3. Просторечная лексика находится на грани или за пределами строго нормированной лексической литературной речи и отличается большей стилистической сниженностью по сравнению с лексикой разговорной, хотя границы между ними зыбки и подвижны и не всегда чётко определены.
Выделяют три группы просторечной лексики:
• Грубовато-экспрессивная лексика грамматически представлена существительными, прилагательными, наречиями и глаголами (зануда, обормот, негодяй и т. п.). Экспрессивность этих слов показывает отношение к какому-либо предмету, человеку, явлению.
• Грубовато просторечная лексика отличается большей степенью грубости: (рыло, балда, харя и т. п.). У этих слов сильнее экспрессия и отрицательное отношение к каким-то явлениям.
• К просторечной лексике относятся некоторые слова собственно просторечные, нелитературные, они не рекомендуются в речи культурных людей ( давеча, небось, авось, отродясь и т. п.)
Использование в речи стилистически окрашенной лексики
Особого внимания заслуживает применение терминологической лексики, имеющей наиболее определенную функционально-стилевую значимость.
Например: депозит (деньги или ценные бумаги, вносимые в кредитное учреждение для хранения); экспресс кредит (срочная ссуда, предоставление ценностей в долг); бизнес (предпринимательская деятельность, приносящая доход, прибыль); ипотека (залог недвижимости с целью получения долгосрочной ссуды); процент (плата, получаемая кредитором от заемщика за пользование денежной ссудой).
В основе каждого термина обязательно лежит определение (дефиниция) обозначаемой им реалии, благодаря чему термины представляют собой емкую и в то же время сжатую характеристику предмета или явления. Каждая отрасль науки оперирует определенными терминами, которые составляют терминологическую систему данной отрасли знания.
Термин обычно употребляется только в одной области.
Например: фонема, подлежащее – в языкознании, вагранка – в металлургии. Но один и тот же термин может употребляться и в разных областях. При этом в каждом случае термин имеет свое особое значение.
Например: Термин операция употребляется в медицине, в военном и банковском деле. Термин ассимиляция употребляется в языкознании, биологии, этнографии; ирис – в медицине и биологии (ботанике); реверсия – в биологии, технике, юриспруденции.
Становясь термином, слово теряет свою эмоциональность и экспрессивность. Особенно это заметно, если сопоставить общеупотребительные слова в уменьшительно-ласкательной форме и соответствующие термины.
Например: кулачок у ребенка и кулачок в машине, мушка – маленькая муха и мушка в значении «небольшой выступ на передней части ствола огнестрельного орудия, служащий для прицеливания», щечки ребенка и щечки у пулемета и т.п.
Уменьшительная форма общеупотребительного слова очень часто становится термином. Зубок от слова зуб в значении «костное образование, орган во рту для схватывания, откусывания и разжевывания пищи» и термин зубок – режущий зубец машины, инструмента. Язычок от слова язык в значении «подвижный мышечный орган в полости рта» и термин язычок – небольшой отросток у основания пластинки листа злаков и некоторых других растений. Молоточек от слова молоток в значении «инструмент для забивания, ударов» и термин молоточек – одна из слуховых косточек среднего уха и название различных ударных приспособлений в механизмах.
Научно-технический прогресс обусловил интенсивное развитие научного стиля и его активное влияние на другие функциональные стили современного русского литературного языка. Использование терминов за пределами научного стиля стало своеобразной приметой времени.
Изучая процесс терминологизации речи, не связанной нормами научного стиля, исследователи указывают на отличительные особенности употребления терминов в этом случае. Немало слов, имеющих точное терминологическое значение, получили широкое распространение и употребляются без каких бы то ни было стилистических ограничений.
В другую группу объединяются слова, которые имеют двойственную природу: могут быть использованы и в функции терминов, и как стилистически нейтральная лексика. В первом случае они отличаются специальными оттенками значений, придающими им особую точность и однозначность.
Таким образом, использование подобных слов за пределами научного стиля связано с частичной их детерминологизацией.
Эмоционально окрашенная лексика
Урок 6. Русский язык 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Эмоционально окрашенная лексика»
Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:
· Что такое эмоционально окрашенная лексика?
· Какой бывает эмоционально окрашенная лексика?
· Что мы должны знать об эмоционально окрашенной лексике?
В каком вы сейчас настроении? С интересом смотрите на экран? Грустите? Злитесь? Может, вы чем-то испуганы или вам хочется пошутить?
Мы все испытываем эмоции. И эмоции, конечно, отражаются в словах, которые мы употребляем.
Большую часть времени мы находимся в спокойном и довольно доброжелательном состоянии. При этом каких-то сильных переживаний мы не испытываем. Такими же спокойными обычно являются наши слова. Обычно они не передают каких-то конкретных эмоций.
Слова урок, разговаривать, синий, долго, двенадцать, никаких эмоций с собой не несут.
Смело можно сказать, что большинство слов не имеет эмоциональной окраски. Поэтому такие слова можно использовать с любыми эмоциями.
Например, слово «диктант» позволяет изобразить целую палитру эмоций!
Однако некоторые слова выражают отношение людей к предметам или явлениям.
Например, паникёр – это точно не очень хорошее качество для человека.
Чушь – тоже явно что-то нехорошее.
Грядущее – сразу же звучит торжественно.
Дрыхнуть – звучит простовато и грубовато. А цветочек – ласково.
В этих словах уже заложены эмоции. И их непросто изменить.
Некоторые слова только называют предметы, никак их не оценивая. А слова, которые выражают оценку предметов, явлений, действий, называются эмоционально окрашенными словами.
Эмоциональная окраска обычно бывает либо положительной, либо отрицательной.
Положительной окраска будет у слов лапочка, бабуля, вкушать.
Нечто отрицательное обозначают слова кляча, белоручка, раззвонить.
Но на самом деле оттенков эмоциональной окраски много. В толковых словарях эмоционально окрашенные слова обозначаются при помощи специальных помет. Какими бывают пометы?
Книжное, высокое, ласкательное, уменьшительное, уменьшительно-ласкательное.
А еще – неодобрительное, презрительное, уничижительное, грубое, бранное.
Есть также такие пометы, как шутливое, ироническое, просторечное и разговорное.
О видах эмоционально окрашенных слов стоит поговорить подробнее.
Остановимся сначала на книжной и высокой лексике.
Сюда относятся такие слова, как благоухание, отчизна, воздвигнуть, реять, возопить и так далее.
Книжные и высокие слова используются в торжественной обстановке, когда речь идёт о чём-то серьёзном, возвышенном.
Такая лексика используется в литературных произведениях для придания им торжественности. Например, в произведении Максима Горького «Песнь о буревестнике» есть такие строки:
«Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
Между тучами и морем гордо реет буревестник, чёрной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и – тучи слышат радость в смелом крике птицы».
Книжные слова передают настроение торжественности, приподнятости.
Совсем другими являются названия ласкательные, уменьшительные и уменьшительно—ласкательные. Например, аккуратненький, мамочка, светик, солнце – если мы называем так человека, цуцик – это слово, которым ласково называют щенка.
Такие слова применяются, когда нам хочется высказать умиление, нежность, тепло. Или смягчить какое-то выражение.
С ласкательными и уменьшительно-ласкательными словами мы знакомимся с детства.
Но в обычной речи увлекаться уменьшительно-ласкательными названиями не нужно. Мы, конечно, можем сказать: «Вот идёт милая старушка из соседнего подъезда». Звучит гораздо лучше, чем «старуха». Но фраза «А вот какой-то незнакоменький толстячок» уже звучит как-то странно. И ещё хуже звучит такое высказывание: «Ты что-то бледненький. Может, у тебя простудка? Тебе лучше лечь в кроватку и выпить чайку с вареньицем!» Уменьшительно-ласкательные слова уместны не везде и не всегда.
Бывают и слова с неодобрительным окрасом.
Например, галдёж, прилизать – о волосах, переть, скупердяй, хаханьки.
Эти слова мы произносим, когда хотим выразить явное отрицательное отношение к предмету, действию или явлению.
Поэтому словами с неодобрительными оттенками в речи нужно пользоваться очень осторожно.
Представим себе Таню, которая громко плачет, потому что уронила в реку мячик.
Осторожно нужно быть и с шутливыми или ироническими словами. Такими, как грамотей, хвалёный, царёк, вояка, халява и так далее.
Ведь мы используем эти слова, чтобы показать, что к этим явлениям и предметам невозможно относиться серьёзно.
Как это ни странно звучит, но в качестве шутливых, иронических слов часто употребляются слова книжные.
Здесь книжные слова используются в обычной, бытовой речи для иронии.
Есть также слова, которые имеют оттенок презрения, уничижения. Это такие слова, как холуй, сдохнуть, одежонка, ничтожество, сопляк и так далее.
Эти слова мы используем, когда хотим показать, что относимся к кому-то или чему-то свысока, презрительно.
Рядом с такими словами стоят грубые слова и бранные. Например, дурак, дылда, свинячить, морда, подонок и так далее, в том числе все так называемые нецензурные, матерные слова.
Эти слова употребляются для оскорбления людей.
Именно поэтому от грубых и бранных слов, от слов с оттенком презрения, уничижения нужно всеми силами воздерживаться.
Запомните. Грубые слова не создают впечатление взрослости и свободы. Они создают впечатление невоспитанности и необразованности.
То же самое можно сказать о некоторых просторечных и разговорных словах. Например, брюхо, мужик, жрать, дрыхнуть, барабашка.
Эти слова используются для сниженной характеристики предмета. В ограниченном количестве такие слова можно применять и в простой непринуждённой речи.
Но когда просторечных и разговорных слов в речи человека много, такой человек кажется простоватым и необразованным.
Наверное, вы уже заметили, что эмоционально окрашенные слова образуются по-разному.
В некоторых словах оценка заложена сразу же, она неотделима от их значения.
Вкушать, волосня, хавать, харя. Достаточно увидеть такое слово, чтобы понять, какую эмоцию оно передаёт.
Но слова могут получать оценки и при переосмыслении.
Например, слова козёл, ворона, свинья – не обозначают никаких эмоций. А вот как только мы переносим их на человека – они тут же становятся бранными или неодобрительными. Слово хоромы обозначало просто жилище князей, но теперь его употребляют в ироническом смысле для обозначения большого жилища.
Однако эмоционально окрашенная лексика может образовываться и при помощи особых оценочных суффиксов.
Изучать эмоционально окрашенную лексику очень интересно.
Хотя бы потому, что есть слова, которые буквально состоят из оценки. Но при этом не относятся к эмоционально окрашенной лексике.
Например, слова хорошо, плохо, красивый, добрый, ленивый… Кажется ведь, что они выражают какую-то оценку? А вот и нет! Мы не слышим эмоций в этих словах и можем произнести их вполне спокойно. Потому в словарях возле этих слов нет никаких особенных помет.
А ещё за эмоционально окрашенной лексикой очень интересно наблюдать на примере синонимов. Синонимы, как мы знаем, это слова близкие по значению.
Вот слово смотреть. Оно не окрашено эмоционально. Но у него есть синонимы взирать, созерцать – это уже книжные, высокие слова. Есть и другие синонимы – пялиться, таращиться, зыркать. Они – просторечные и неодобрительные.
Итак, что же нам требуется сегодня запомнить?
Некоторые слова только называют предметы, никак их не оценивая (например, выучить, ученик, лесной).
Но есть и другие слова. Слова, которые выражают оценку предметов, явлений, действий, называются эмоционально окрашенными словами.
В соответствии с эмоциональной окраской, слова обозначаются в словарях специальными пометами: высок., ирон., неодобр., груб., простор., и так далее. Например: воспрянуть – высокое, скупердяй – неодобрительное, гадина – бранное.