Что значит отправление правосудия
Что значит отправление правосудия
82. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
Конституция РФ закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Правосудие же достигается деятельностью судов.
Судебная власть в РФ согласно принципу разделения властей является самостоятельной ветвью власти. Задача судебной власти – отправление правосудия.
Отправление правосудия – установленная законом процессуальная деятельность судов, направленная на разрешение споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права в порядке гражданского, административного, уголовного судопроизводства.
Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в коллегиальном или единоличном (в суде первой инстанции) составах.
Непосредственно отправление правосудия осуществляют судьи, которые в своей деятельности независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам и обладают особым статусом судьи.
Судьи в РФ осуществляют деятельность в соответствии с принципами: 1) правосудие осуществляется только судом; 2) отправление правосудия осуществляется только от имени РФ.
Конституция РФ устанавливает основные принципы судопроизводства в РФ: 1) гласность судопроизводства; 2) непосредственное рассмотрение дел судами; 3) состязательность и равноправие сторон.
Гласность означает, что суды рассматривают дела открыто, т. е. в зале судебного заседания при рассмотрении дела могут присутствовать все желающие лица, если слушаемое дело не затрагивает личную, служебную, коммерческую, государственную и иную охраняемую законом тайну (в этих случаях проводится закрытое заседание).
Конституционный принцип непосредственного рассмотрения судом дел означает недопустимость проведения заочного разбирательства уголовных дел и гражданских в том случае, если рассмотрение дела не назначено в отсутствие заинтересованных в качестве санкции за их виновное поведение.
Принцип судебного разбирательства на основе состязательности и равноправия сторон означает, что стороны в своих правах на защиту и обязанностях по доказыванию равны.
Конституция РФ устанавливает особое право лиц, обвиняемых в совершении преступления и привлекаемых к уголовной ответственности, на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей осуществляется на основании ходатайства подсудимого.
Суды РФ образуют судебную систему РФ, которая представляет собой совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ.
Федеральные суды: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Суды субъектов РФ: 1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) мировые судьи.
Защита как элемент отправления правосудия и перегибы в её законодательном регулировании
Есть такая государственная функция – отправление правосудия. Её публичный характер не вызывает сомнений, поскольку судопроизводство осуществляется целой самостоятельной ветвью власти. Она содержит различные подфункции. Одной из них является подфункция защиты.
Какова её природа? Относится ли она также к категории публичных? Однозначно – нет.
Защита – подфункция частно-публичная, то есть смешанная. Почему?
Частная, поскольку в соответствии с законом человек самостоятельно выбирает средства и способы защиты. Он же и решает, нужно ли ему защищаться в принципе.
Публичность её определяется тем, что государство обязано обеспечить человека квалифицированной защитой и, следовательно, прибегнуть к соответствующему законодательному регулированию.
Возникает закономерный вопрос: как определить разумные пределы государственного регулирования защиты?
С этой позиции рассмотрим некоторые действующие положения закона, касающиеся защиты.
Статья 52 УПК РФ: «2. Отказ от защитника не обязателен для дознавателя, следователя и суда».
Позвольте, а с какой радости? Эти трое лучше меня знают, как сделать мне «хорошо»? Было дело, пострадал человек от незаконного приговора. Сначала власть исполнительная (следователь) необоснованно обвинила его в преступлении и поставила вопрос об аресте. Власть судебная отправила его в СИЗО, несмотря на отсутствие доказательств (она же не предрешает вопрос о виновности, следовательно, нет надобности не только оценивать доказательства оной, но и вообще принимать их во внимание). В итоге та же власть, но в ином составе отправила бедолагу на энное количество лет в места не столь отдалённые. И защитники, ведь, были назначены, и говорили чего-то… Правда, чаще кивали. Может, так надо было? Устоял приговор. Сказали, всё правильно и права не нарушены, что, в частности, подтверждается и фактом предоставления защитников.
Парадокс: человек отсидел «за просто так», а виноватых нет. Действительно, следователь его не арестовывал и не может нести за это ответственность, а суд арестовал, не обращая внимания на обоснованность обвинения, исходя исключительно из его тяжести. Написать в подобной ситуации оправдательный приговор, подозреваю, крайне проблематично.
Кто сказал, что человек обязан доверять следователю и судье? Они, конечно, хоть, и «разных ветвей власти будут», но не плохо спелись, похоже, одним миром мазаны. Почему вопреки моей воле они навязывают мне защитника? Уж, не дружат ли они там семьями?
Иметь защитника или нет в процессе, защищаться ли с его помощью, самостоятельно или вообще не защищаться, решает исключительно обвиняемый и никто больше. Навязывание защитника, привлечение его к участию в процессе вопреки воле обвиняемого есть ни что иное, как нарушение конституционного права последнего на защиту.
Статья 49 УПК РФ: «2. В качестве защитников участвуют адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката».
Таким образом закон ограничивает право человека на выбор защитника определённым кругом лиц. Безусловным правом защищать в уголовном процессе наделены исключительно адвокаты.
Понимаю. Так власти удобнее. Ограничительные рамки часто способствуют оптимизации администрирования тех или иных процессов. Но вспомним содержание статьи 2 Конституции РФ. У нас люди для власти или власть для людей? Судя по расстановке приоритетов, первое утверждение в большей мере соответствует действительности. Часто слышу: «люди не понимают, поэтому решать должны не они», «лечиться нужно у врача, а не у кого попало» и т. д. Вы людей за недоумков держите что ли? Так скажу: Не ваше собачье дело, где я буду лечиться, что буду есть, какие читать газеты и смотреть передачи по телевизору, у кого буду стричься и к кому обращусь за защитой. Выбор защитника – мой осознанный выбор. Он не нарушает прав и законных интересов других лиц. Если в силу каких-либо обстоятельств, человек не в состоянии определиться с защитником самостоятельно, он всегда может прибегнуть к помощи адвоката.
Правовая регламентация защиты возможна исключительно в условиях соблюдения прав и законных интересов граждан при недопустимости их подмены другими приоритетами.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Отправление правосудия основано, если можно ТЕК Сказать на системе противников: ведется борьба между прокурором и адвокатом для выявления истины. Это, вероятно, наилучшая система, которую могло создать человечество. Однако она не прослеживается на протяжении всего хода дела. Система уголовного делопроизводства имеет дело с нарушителем закона задолго до сражения в зале суда и продолжительное время после осуждения. Это обстоятельство является обоснованием возможности измерения успеха или неудачи на уровне системы в целом, а не только на уровне одного из ее органов. [1]
В интересах надлежащего отправления правосудия председатель Суда может пригласить любую Высокую Договаривающуюся Сторону, не являющуюся стороной в деле, или любое заинтересованное лицо, не являющееся заявителем, представить письменные замечания или принять участие в слушаниях. [2]
В эту же графу могут быть отнесены расходы по отправлению правосудия как в делах частных лиц друг с другом, так и между государством или обществом в целом и отдельными членами его, а также как по исправлению и наказанию уже содеянных несправедливостей и преступлений, так и по предупреждению их на будущее время. [6]
Государство должно гарантировать осуществление основных общественных функций, таких, как национальная оборона, отправление правосудия и др., которые не могут быть переданы в руки частных лиц. [8]
Пособие содержит тексты из оригинальных английских источников по уголовному и гражданскому судопроизводству, полицейским службам, уголовным судам и отправлению правосудия в Великобритании. Основные темы грамматики представлены в таблицах с опорой на юридическую лексику. Упражнения направлены на обучение чтению, переводу, развитию речевой деятельности, а также аннотированию и реферированию. [10]
ПРАВО НА УЧАСТИЕ В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ
Смотреть что такое «ПРАВО НА УЧАСТИЕ В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ» в других словарях:
ПРАВО НА УЧАСТИЕ В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ — конституционное право граждан на участие в управлении государственными делами в форме отправления правосудия в качестве присяжных или народных заседателей. Организация суда присяжных заседателей, их права и обязанности определяются Законом РСФСР… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА — в ряде конституций (например, Испании, РФ, Монголии, Словакии, Узбекистана) обобщенное название комплекса политических прав граждан, включающего, как правило, право избирать и избираться в органы государственный власти и местного самоуправления,… … Юридическая энциклопедия
ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА — в ряде конституций (например. Испании. РФ. Монголии. Словакии. Узбекистана) обобщенное название комплекса политических прав и свобод, включающего право избирать и избираться в органы государственной власти и местного самоуправления, право… … Энциклопедия юриста
ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА — в ряде конституций (например, Испании, РФ, Монголии, Словакии, Узбекистана) обобщенное название комплекса политических прав граждан, включающего, как правило, право избирать и избираться в органы государственный власти и местного самоуправления,… … Энциклопедический словарь экономики и права
ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА — в ряде конституций (напр., Испании, РФ, Монголии, Словакии, Узбекистана) обобщенное название комплекса политических прав граждан, обычно включающего право избирать и избираться в органы государственной власти и местного самоуправления, право… … Юридический словарь
право на участие в управлении делами государства — в ряде конституций (напр., Испании, РФ, Монголии, Словакии, Узбекистана) обобщенное название комплекса политических прав граждан, обычно включающего право избирать и избираться в органы государственной власти и местного самоуправления, право… … Большой юридический словарь
ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА — одно из прав граждан РФ, закрепленное в ст. 32 Конституции, которая гласит, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. К этому следует добавить и право граждан… … Энциклопедический словарь конституционного права
Участие в управлении делами государства — это комплексное конституционное право граждан государства, которое включает в себя: возможность избирать и быть избранным; участие в референдуме и в других формах прямой демократии; осуществление местного самоуправления; право граждан на равный… … Большой юридический словарь
ПРАВО УЧАСТВОВАТЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ — комплекс прав, включающий в себя избирательные права, право обращений, право на доступ к государственной службе, участие в отправлении правосудия и др. В соответствии со ст. 21 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
УЧАСТИЕ — (equity) 1. Бенефициарное участие в активе. Например, о лице, имеющем дом стоимостью 100 000 ф. ст. и закладную на него на сумму 20 000 ф. ст., говорят, что оно имеет участие в доме в размере 80 000 ф. ст. 2. Чистые активы компании после… … Словарь бизнес-терминов
Правосудие и его демократические основы (принципы)
Правосудие
Понятие правосудия
В действующем законе понятие правосудия не закреплено. Статья 4 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР», которая служила правовой основой определения осуществляемого в обычных формах правосудия, сейчас не действует. Между тем согласно ст. 1 АПК РФ правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации путем разрешения экономических споров. Статья 8 УПК называется «осуществление правосудия только судом». В ее части 2 отмечено, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном УПК.
Данные и некоторые иные правовые нормы позволяют говорить, что и в настоящее время понятие осуществляемого в обычных формах правосудия осталось прежним.
Ранее высказывалось мнение, что в рамках разрешения судом дел об административных правонарушениях и конституционного судопроизводства правосудия не осуществляется. Между тем такая позиция не соответствует как закону, так и мнению высшего органа правосудия нашего государства. Так, согласно части 1 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, в том числе и посредством административного судопроизводства. В части 4 п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» конституционное судопроизводство именуется особой формой правосудия. А в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» другой высший орган судебной власти нашего государства правосудием уже именует «рассмотрение жалоб в порядке статьи 125 УПК».
Мы не можем игнорировать положения федерального закона и мнение высших органов судебной власти Российской Федерации. Поэтому определять содержание и объем судебной деятельности, именуемой правосудием, показывать соотношение правосудия со смежными понятиями (деятельностью суда, не разрешившего дело по существу; с деятельностью следователя, прекращающего дело по нереабилитирующим основаниям) считаем необходимым, исходя не только из общепринятого понятия правосудия, но и с учетом ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», а также ч. 4 п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П.
В этой связи предлагается различать правосудие в обычных и особых формах.
Причем обращаем внимание на то, что правосудие по уголовным делам обязательно предполагает деятельность, направленную не только на установление виновности подсудимых, но и на применение к ним мер наказания. Если обвиняемый судом освобожден от уголовной ответственности, к примеру, в связи с истечением сроков давности, наказание ему не назначается, и соответственно, принято считать, что правосудие в этом случае не осуществляется.
Правосудие не осуществляется и когда осужденный освобождается от дальнейшего отбывания наказания. Во время разрешения судом в судебном заседании вопроса, связанного с исполнением приговора, суд не решает вопроса о его виновности (невиновности). Уже только в связи с этим обстоятельством данный вид судопроизводства правосудием не является. Оно имело место до этого, когда суд установил виновность подсудимого, назначил ему наказание, которое подлежало применению.
В этом случае действия суда были направлены не только на установление виновности лица, но и на назначение лицу мер наказания.
Особых форм правосудия три. Во-первых, это деятельность суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях, результатом которой явилось установление виновности лица в совершении правонарушения, наложение на него административного взыскания либо прекращение дела производством в связи с его невиновностью. Во-вторых, правосудием является также осуществляемая в пределах предоставленных полномочий деятельность Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, заключающаяся в разрешении по существу подсудных им дел. В-третьих, рассмотрение и разрешение по существу в порядке ст. 125 УПК судом жалоб на действия (решения, бездействие) следователя (дознавателя и др.) также следует именовать одной из особых форм правосудия.
Особыми данные формы правосудия именуются не только потому, что одну из них так назвал Конституционный Суд РФ. Особыми они являются прежде всего потому, что рассматриваемые в юридической литературе признаки и принципы правосудия в большей степени касаются обычны форм осуществления правосудия.
Признаки правосудия
Признаки правосудия содержатся в самом определении этого явления.
2. Правосудие осуществляется лишь по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также по делам, подсудным Конституционному Суду РФ, конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации.
3. Рассмотрение уголовных дел, а также в порядке ст. 125 УПК жалоб на действия (решения, бездействие) следователя (дознавателя и др.) отнесено к компетенции судов общей юрисдикции.
4. Правосудие может осуществляться только в рамках одного из предусмотренных законом порядка (инстанции):
Отличие правосудия от других форм государственной деятельности
Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Правосудие по своему содержанию близко к содержанию таких понятий, как уголовный процесс, гражданский процесс и арбитражный процесс. Однако правосудие шире уголовного процесса на величину правосудия по гражданским делам. Уголовный процесс шире правосудия на величину досудебного производства и не являющейся правосудием определенной части судебного уголовно-процессуального производства.
В свою очередь правосудие шире гражданского процесса на величину правосудия по уголовным и арбитражным делам. Гражданский процесс шире правосудия на величину не являющейся правосудием определенной части гражданского судебного производства (к примеру, оставление заявления без рассмотрения). Аналогично тому, как правосудие соотносится с гражданским процессом, оно сопоставимо и с арбитражным процессом.
Суды общей юрисдикции осуществляют не только уголовно-процессуальную и гражданскую процессуальную деятельность, но и рассматривают дела об административных правонарушениях.
Районные суды, к примеру, разрешают вопросы, связанные с исполнением приговора. При этом они освобождают условно-досрочно от наказания, заменяют не отбытую часть наказания более мягким, направляют осужденного из специального воспитательного учреждения в места лишения свободы. Так как согласно закону правосудие по уголовным делам должно быть направлено на разрешение вопроса о виновности подсудимого, применение установленных законом мер наказания к лицу, виновному в совершении преступления, либо на оправдание невиновного, а при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора, этого не происходит, названный вид уголовно-процессуальной деятельности суда правосудием не является.
Согласно требованиям уголовно-процессуального закона прекратить уголовное дело по нереабилитирующим основаниям может следователь, а по подследственным ему преступлениям и орган дознания. Они в ходе проведенного до этого предварительного расследования признают лицо виновным в совершении преступления. Между тем только исходящее от суда признание и провозглашение от имени государства гражданина виновным в совершении преступления (назначение ему наказания) признаются правосудием. Какую бы деятельность следователь или орган дознания не осуществляли, правосудием она признана быть не может, уже потому что согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Демократические основы (принципы) правосудия
Понятие принципов правосудия
Принципы правосудия объективно существуют и соответствуют определенным признакам (критериям).
Критерии принципов правосудия
Критерии принципов правосудия следующие.
1. Положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым.
Не будет уголовно-процессуальной, гражданской процессуальной или арбитражной процессуальной деятельности, даже если она осуществляется судом (судьей), когда последним нарушаются принципы правосудия.
3. Несоблюдение требований одного принципа правосудия неминуемо приводит к попранию какого-либо другого принципа той же отрасли права.
4. Принципы правосудия всегда отражают его демократизм.
Система принципов правосудия
В литературе предлагаются многообразные классификации принципов правосудия. Причем провозглашаемые различными авторами системы принципов правосудия иногда несколько отличаются друг от друга. Данное обстоятельство наглядно демонстрируется, если предлагаемые в литературе перечни принципов правосудия отобразить в таблице.
Законность
Суды, реализуя свой правовой статус, должны правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Малейшее отступление от этого требования не только подрывает авторитет судебной власти, но и наносит ущерб делу укрепления законности. Ничто не может быть признано оправдывающим нарушения законности при отправлении правосудия.
Только урегулированная законом деятельность может быть частью уголовного, гражданского либо арбитражного процесса, поэтому нарушение нормы права может вывести действие за пределы уголовного, гражданского или арбитражного судопроизводства, а значит, и за пределы правосудия.
Полученное, к примеру, с нарушением закона доказательство признается недопустимым и не может быть положено в основу обвинения.
Подобного рода правил в уголовном, а тем более в гражданском и арбитражном процессах множество.
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия
Исходя из содержания ст. 18 Конституции РФ, изложенные в главе 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Правосудием обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. Но правосудием обеспечиваются и интересы общества, законность и правопорядок, процесс предупреждения преступлений (ст. 6 УПК), права, свободы и охраняемые законом интересы юридических лиц, а также права и охраняемые законом интересы Российской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых или иных правоотношений (ст. 2 ГПК) и др. Статья 18 Конституции РФ характеризует не только правосудие, но и сами права и свободы человека и гражданина, их статус и место в правовой системе нашего государства.
При получении показаний во время судебного разбирательства допрашиваемому разъясняется предусмотренное ч. 1 ст. 51 Конституции РФ его право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.
Более того, ряд вышеперечисленных статей Конституции РФ сами являются правовой основой отдельных принципов правосудия.
Осуществление правосудия только судом
Конституционные положения, согласно которым правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ), возлагает на суд всю полноту ответственности за правильное разрешение каждого дела. Выполнение этой задачи возможно лишь при условии понимания судьями личной ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.
Правовая основа данного принципа содержится не только в ст. 118 Конституции РФ, но и в ст. 49 Конституции РФ, где говорится, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Из названного положения вновь следует правило, что именно суд устанавливает виновность лица. Так как под правосудием по уголовным делам понимается деятельность суда, направленная прежде всего на установление виновности или невиновности подсудимого, то смысл закрепленной в ст. 49 Конституции РФ нормы можно прочитать и несколько иначе: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока не будет осуществлено правосудие в предусмотренном федеральным законом порядке вступившим в законную силу приговором суда».
Высший орган правосудия нашего государства требует по каждому факту вынесения неправосудного приговора тщательно выяснять причины допущенной судебной ошибки и принимать меры к привлечению виновных судей к установленной ответственности, вплоть до постановки вопроса о прекращении их полномочий.
Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбитражного Суда РФ; федеральных арбитражных судов округов; арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, специализированного арбитражного суда (ст. 3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации).
Приведенный перечень судов общей юрисдикции и арбитражных судов исчерпывающий.
Расширительному толкованию не подлежит. Третейские суды, комиссии по трудовым спорам и другие формирования, имеющие отношение к разрешению гражданско-правовых споров, правосудия не осуществляют.
Принцип назначаемости судей на должность
Качество правосудия определяется тем кругом лиц, которые становятся судьями, а также предусмотренным законом порядком наделения лица правовым статусом судьи по должности (профессионального судьи).
Исходя из содержания ст. ст. 6 и 6.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», судьи районных судов (в том числе председатели, заместители председателей районных судов), а также судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на положительном заключении квалификационных коллегий субъекта Российской Федерации.
Аналогичным образом происходит назначение судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации. С единственным отличием, что представление Президенту РФ исходит от Председателя не Верховного Суда РФ, а Высшего Арбитражного Суда РФ.
Несколько иначе назначаются председатели и заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, а равно председатели, заместители председателей и судьи федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, специализированного арбитражного суда, военных судов.
Представления Председателя Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ об их назначении основываются на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ, а не на заключении квалификационных коллегий судей субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 21 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей).
Председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ также назначаются. Право их назначить на должность предоставлено Совету Федерации Федерального Собрания РФ, который осуществляет эту функцию по представлению Президента РФ, основанному на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность аналогичным образом Советом Федерации Федерального Собрания РФ.
Отличие порядка их назначения заключается в том, что представление Президента РФ основывается не только на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ, но и на представлении самих Председателей соответственно Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ.
Советом Федерации по представлению Президента РФ назначаются и судьи Конституционного Суда РФ. В этом случае никакого заключения не требуется.
В настоящее время специализированных судов общей юрисдикции не существует. Хотя возможность существования таких судов и закреплена в законе, порядок назначения судей данных судов законодателем не урегулирован.
Из принципа назначаемости судей на должность законодателем предусмотрено одно исключение.
Согласно ст. 6 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи могут не назначаться, а избираться на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо населением соответствующего судебного участка. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей устанавливается законом субъекта Российской Федерации и поэтому в разных субъектах Российской Федерации может быть неодинаков.
Независимость судей и подчинение их только закону
Установленный Конституцией РФ принцип независимости судей и подчинение их только закону обязывает суды пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел. Судам надлежит ставить перед соответствующими органами вопрос о привлечении к ответственности таких должностных лиц.
Несмотря на то что арбитражные заседатели разрешают дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них, в целях формирования у арбитражных заседателей юридического правосознания, повышения их активности в рассмотрении судебных дел и ответственности за выполнение своего гражданского долга впервые назначенным арбитражным заседателям необходимо разъяснить цели и задачи правосудия, его демократические принципы, специфику исполнения заседателями своих обязанностей, требования, предъявляемых к судьям. Иначе затруднительно обеспечить разрешение дела на основе закона.
Одной из основных гарантий обеспечения независимости судей при осуществлении правосудия является закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей, в соответствии с которым судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Председатели судов общей юрисдикции и арбитражных судов в случаях установления фактов нарушения принципа независимости и неприкосновенности судей, угроз физического воздействия на них и членов их семей, посягательства на их имущество должны принять меры, предусмотренные Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», незамедлительно информировать соответствующие органы, а также Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ об этих обстоятельствах.
Никто не вправе вмешиваться в деятельность суда по осуществлению правосудия. Однако это правило не распространяется на случаи осуществления некоторыми государственными органами проверок тех видов осуществляемых судом видов деятельности, которые не затрагивают существа принимаемых арбитражными судами решений. К примеру, государственные налоговые инспекции могут проверять правильность исчисления судами размера государственной пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях предупреждения ошибок по указанным вопросам.
Законом строго определен перечень оснований приостановления и прекращения полномочий судьи.
Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:
Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Она включает в себя также тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).
Неприкосновенность судьи гарантируется следующими правовыми положениями.
1. Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
2. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Председателем
Следственного комитета РФ. Только ему предоставлено также право привлечения судьи в качестве обвиняемого по другому уголовному делу (т.е. возбужденному не в отношении этого судьи), а равно изменения в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи. Причем данные процессуальные решения Председатель
Следственного комитета РФ принимает:
4. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.
5. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.
6. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается:
Заключение судьи под стражу возможно лишь с согласия соответственно Конституционного Суда РФ либо соответствующей квалификационной коллегии судей.
7. Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:
Некоторыми процессуалистами данный принцип именуется «самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей и подчинение их только закону».
Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, образования, рода и характера занятий, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным законом основаниям (ст. 7 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации»).
Судьи должны с одинаковым вниманием относиться ко всем участникам судебного разбирательства при осуществлении ими права представлять доказательства, заявлять ходатайства и участвовать в исследовании собранных по делу доказательств.
Председательствующий по делу обязан обеспечить лицам, участвующим в судебном заседании, возможность реального осуществления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие равенство прав участников процесса.
Из этого принципа правосудия вытекает также то, что надлежащим судом для рассмотрения дела признается суд, созданный и действующий на основании закона (ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Данное обстоятельство подразумевает закрепление в Конституции РФ и принятом в соответствии с нею законе правомочий различных судов. Данный принцип находит свое выражение в статьях 47, 118, 120 и 128 Конституции РФ и лежит в основе определения предметной, территориальной и инстанционной подсудности дел, а также разграничения видов судебной юрисдикции.
Равенство граждан перед законом гарантируется прежде всего наличием в нашем государстве одного УК, ГК, Семейного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Трудового кодекса РФ и т.д. Если каким-то образом были нарушены нормы соответствующих законов, то независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства как правонарушителя, так и пострадавшего и других обстоятельств нарушенные права и законные интересы лиц судом будут восстановлены.
Равенство граждан перед законом между тем не может быть ограничено лишь равенством перед УК, ГК, Семейным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и т.д. Граждане равны и перед всеми иными законами. К числу таковых относятся и нормативно-правовые акты, содержащие нормы как материального, так и процессуального права.
Состязательность и равноправие сторон
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ) суд по каждому делу обязан обеспечить равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств. Основное содержание принципа состязательности и равноправия сторон в гражданском, уголовном и арбитражном процессах составляют следующие правила:
Реализация данного принципа в уголовном, гражданском и арбитражном процессах несколько отличается друг от друга. Так, по действующему УПК:
В гражданском процессе анализируемый принцип правосудия приводит к тому, что:
Аналогично гражданскому процессу, но все же несколько иначе, рассматриваемый принцип проявляется в арбитражном процессе. Здесь:
При рассмотрении заявления (жалобы) суд первой инстанции (председательствующий, судья, арбитражный заседатель) должен, сохраняя беспристрастность, создать участвующим в деле лицам необходимые и равные условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела. В частности, в случаях, когда участвующим в деле лицам представление доказательств затруднительно (в связи с нахождением этих доказательств в государственных органах, организациях, у граждан, которые отказываются их представлять по просьбе указанных лиц, и т.п.), суд оказывает им содействие в собирании доказательств и предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуального действия.
Обеспечение подсудимому права на защиту
1. Общая характеристика принципа
При осуществлении правосудия действует принцип обеспечение подсудимому права на защиту.
Подсудимых не может быть в гражданском и арбитражном процессах. Поэтому данный принцип характеризует не все виды правосудия, а лишь те, которые имеют место по уголовным делам.
Его правовой основой наряду со ст. 48 Конституции РФ является ст. 16 УПК, которая называется «Обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту». Одноименный принцип отражает демократизм самого уголовного процесса. И это закономерно.
В отличие от правосудия уголовный процесс состоит не только из судебной, но и из досудебной деятельности. Во время предварительного (досудебного) расследования гражданин может быть задержан, иногда ему избирается мера пресечения (заключение под стражу, подписка о невыезде, залог и др.). Согласно ст. 46 УПК подозреваемым лицо является, только если в отношении него возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены главой 20 УПК; либо когда оно задержано в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК; когда к нему применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК или же когда оно уведомлено о подозрении в совершении преступления при производстве дознания. Ни одно из перечисленных решений суд принять не вправе. Уже в связи с этим одним обстоятельством при осуществлении правосудия подозреваемых нет. Здесь есть лишь обвиняемые именуемые после того, как уголовное дело принято судом к производству, подсудимыми (ч. 2 ст. 47 УПК).
Эти принципы близкие по своей природе и правовой основе, однако содержание и формы проявления принципа уголовного процесса несколько шире, чем принципа правосудия. В настоящем же учебнике анализируется принцип правосудия. У него четыре составляющие.
А. Наделение подсудимого статусом, позволяющим ему защитить свои интересы (ст. ст. 47, 198 и др. УПК).
Б. Наличие у защитника подсудимого определенного комплекса прав, позволяющих ему реализовать свою уголовно-процессуальную функцию (ст. ст. 49, 53, 248, 438 УПК).
В. Правовое положение законного представителя подсудимого, позволяющее ему защищать интересы представляемого (ст. ст. 48, 426, 428, 437 УПК).
Д. Обязанность компетентных органов обеспечить охрану личных и имущественных прав подсудимого (ст. 160 УПК).
2. Процессуальный статус подсудимого
2.1. Общая характеристик статуса
Реализации права подсудимого на защиту способствуют все и каждое предусмотренное законом его право. Подсудимый наделен широким спектром прав. Все права подсудимого можно разделить на шесть групп.
Попытаемся привести максимально полный перечень прав подсудимого. На наш взгляд он выглядит следующим образом.
2.2. Права подсудимого, одинаковые с правами всех других участвующих в уголовном процессе лиц
2.3. Права допрашиваемого подсудимого
2.4. Права обвиняемого на судебных стадиях как одной из сторон
2.5. Права подсудимого, одинаковые с правами потерпевшего
2.6. Права обвиняемого, одинаковые с правами подозреваемого
Общие права, одинаковые с правами подозреваемого:
Права обвиняемого при назначении и производстве судебной экспертизы:
Права подсудимого, обусловленные применением к нему меры пресечения заключения под стражу:
Обвиняемые, которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют также следующие права:
2.7. Специфические права обвиняемого
Правовой статус подсудимого состоит не только из положений, закрепленных в УПК. В ст. 6 Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» помимо некоторых вышеуказанных закреплено также такое право подсудимого, как право иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты (п. «b»).
Подсудимому была предоставлена для защиты возможность воспользоваться услугами адвоката Щ., с которой было заключено соглашение на защиту; другого адвоката на участие в деле по соглашению он не указывал. В своих заявлениях от 24 мая, 1 октября, 2 октября 1991 г. обвиняемый отказывался от того, чтобы в заседании суда участвовал защитник. В последнем судебном заседании, разрешившем дело с постановлением приговора, несмотря на реальное участие адвоката в деле, подсудимый по своей инициативе неоднократно в письменной форме категорически отказывался от услуг любого адвоката, не связывая это с невозможностью оплатить труд адвоката, а в конце судебного разбирательства изменил эту позицию, настаивая на участии защитника.
Суд обоснованно расценил действия подсудимого как направленные на затягивание судебного разбирательства при отсутствии для этого юридических оснований и исключение возможности свершиться правосудию. Отказав в удовлетворении заявленного в конце судебного разбирательства ходатайства, суд не нарушил права обвиняемого на защиту.
Гарантиями соблюдения данного принципа правосудия признаются следующие закрепленные в законе положения:
3. Лица, которые могут исполнять обязанности защитника
Если гражданин, не являющийся адвокатом, допущен в процесс в качестве защитника, выход из процесса защитника-адвоката или завершение рассмотрения дела мировым судьей (по первой инстанции) не изменяет статуса данного гражданина. Допущенный с соблюдением требований закона в уголовный процесс в качестве защитника, он остается таковым и на последующих судебных стадиях.
4. Допуск защитника к участию в деле
Защитник приглашается подсудимым. Соглашение с защитником могут заключить и родители, усыновители, опекуны, попечители обвиняемого, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится обвиняемый, а также любое другое лицо по поручению или с согласия подсудимого. Процедура приглашения защитника другими лицами обычно следующая. Кто-либо, к примеру, отец обвиняемого, заключает соглашение с адвокатом, после чего сам подсудимый дает письменное согласие или заявляет ходатайство о допуске этого адвоката в качестве его защитника.
Если подсудимый дал согласие на допуск к делу одного защитника, а кто-либо из его родственников заключил соглашение с другим адвокатом, кто из них будет принимать участие в производстве по делу, решает сам подсудимый, а не суд. При наличии соглашения на участие в суде определенного защитника участие других защитников, согласия на участие которых обвиняемый не давал, признается нарушением требований уголовно-процессуального закона.
Когда подсудимый в связи с нахождением в местах заключения под стражей или по иным причинам не в состоянии пригласить защитника самостоятельно, он обращается к суду с просьбой обеспечить участие в деле защитника. Суд не вправе отказать подсудимому в удовлетворении этого ходатайства.
Если явка защитника, избранного подсудимым или его близкими родственниками, невозможна суд вправе предложить обвиняемому сообщить о том, кого бы он желал пригласить в качестве другого защитника, и обеспечивает ему явку выбранного им нового защитника, а при невозможности этого приглашает ему любого другого адвоката через совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации или действующие в районе адвокатские образования.
Если в связи с неявкой в течение 5 суток выбранного подсудимым защитника, суд допустит в уголовный процесс другого адвоката, у обвиняемого остается право заменить защитника сразу, как появится возможность участия в деле того адвоката, которого он выбрал.
Невозможность участия в уголовном процессе избранного подсудимым защитника в течение длительного срока должна быть подтверждена приобщенными к уголовному делу материалами. Судом выясняются и отражаются в деле причины неявки адвоката. Иначе приглашение иного (не того, кого хотел подсудимый) защитника должно быть признано существенным нарушением уголовно-процессуального закона.
5. Случаи обязательного участия в уголовном судопроизводстве защитника
Участие защитника на судебных стадиях уголовного процесса обязательно, если:
Участие защитника должно быть реальным и подтверждаться ордером, приобщаемым к материалам уголовного дела.
Степень физических или психических недостатков может быть разной. Обязанность суда обеспечить участие в деле защитника имеет место, лишь когда возникает вероятность того, что подсудимый не сможет в связи с состоянием его здоровья сам осуществлять свое право на защиту.
К лицам, которые в силу своих психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, не следует относить всех граждан, имеющих какое-либо отклонение психики. Так, к примеру, к этой категории людей не относят тех, кто страдает олигофренией в степени легкой дебильности с психопатизацией по неустойчивому типу.
Чтобы решить вопрос, может ли лицо само осуществлять свое право на защиту, нужно выяснить его образование, специальность, должность и как он характеризуется по месту жительства и работы.
Участие защитника обязательно по всем делам, которые могут быть рассмотрены судом присяжных и по которым заявлено соответствующее ходатайство. Если такое ходатайство заявлено при объявлении обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявлении ему для ознакомления всех материалов дела, то на предварительном слушании дела судьей, при разбирательстве дела судом присяжных защитники должны быть у каждого из обвиняемых. Если по делу, которое подлежит рассмотрению судом присяжных, обвиняется несколько лиц, все они на указанных этапах производства должны быть обеспечены защитниками независимо от того, по каким статьям УК им предъявлено обвинение.
Согласно ч. 2 ст. 317.7 УПК судебное заседание в отношении подсудимого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, проводится с обязательным участием подсудимого и его защитника. Защитник же в этом случае должен принять участие в деле еще на стадии предварительного расследования, когда у обвиняемого (подозреваемого) лишь возникло желание заявить ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. Данное ходатайство согласно ч. 1 ст. 317.1 УПК не может быть передано прокурору пока оно не подписано защитником.
Если подсудимый является несовершеннолетним; в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту; не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу или обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь, участие защитника обязательно даже тогда, когда сам обвиняемый отказывается от помощи адвоката или любого иного защитника.
Во всех других ситуациях обвиняемый вправе отказаться от участия защитника. Однако отказ от защитника не обязателен для суда.
Необеспечение обвиняемого защитником является нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим отмену судебного решения.
Презумпция невиновности
Принцип презумпции невиновности действует в той форме правосудия, которая осуществляется по уголовным делам. Принцип презумпции невиновности не следует путать с принципом осуществления правосудия только судом. Хотя они взаимосвязаны и процессуалисты ссылаются на одни и те же нормы как на их правовую основу, это разные принципы.
Открытое разбирательство дел во всех судах (принцип гласности)
Согласно ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах и при любом порядке осуществления правосудия открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. На этих положениях и зиждется принцип гласности правосудия.
Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, но не являющиеся участниками процесса, представители редакций средств массовой информации (журналисты), желающие осуществлять фотосъемку, видеозапись, киносъемку, трансляцию хода открытого судебного разбирательства, должны обратиться к суду с соответствующей просьбой (заявлением). Такая просьба отражается в протоколе судебного заседания, если он ведется судом, и подлежит обязательному рассмотрению судом с учетом мнения участников процесса.
Фотосъемка, видеозапись, киносъемка, трансляция хода открытого судебного разбирательства возможны по любому делу, за исключением случаев, когда они могут привести к нарушению прав и законных интересов участников процесса, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, содержащих сведения личного характера.
Однако освещением судебных процессов должны заниматься соответствующие органы, а не суды.
Сам же судья не вправе публично высказывать свое мнение по рассматриваемому делу до принятия решения или давать консультации по конкретным обстоятельствам, которые могут быть предметом рассмотрения в судебном заседании.
При рассмотрении дел в любой инстанции, начиная со стадии судебного разбирательства и заканчивая возобновлением дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, суд не должен препятствовать желанию совершеннолетних граждан присутствовать в судебном заседании. Однако из этого правила гражданский процессуальный, уголовно-процессуальный и арбитражный процессуальный законы предусмотрели исключения.
Закрытое судебное разбирательство может быть проведено лишь в случае вынесения соответствующего мотивированного определения (постановления) суда (ч. 4 ст. 10 ГПК, ч. 2 ст. 241 УПК, ч. 4 ст. 11 АПК).
В гражданском процессе определение о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании суд обязан вынести, когда:
Ему также предоставлено право принятия рассматриваемого решения, когда:
1) заявлено соответствующее ходатайство лица, участвующего в деле, которое ссылается на:
а) необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны;
б) неприкосновенность частной жизни граждан;
в) иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение охраняемой законом тайны или нарушение прав и законных интересов гражданина;
2) имело место массовое нарушение порядка гражданами, присутствующими в судебном заседании (ч. 5 ст. 159 ГПК).
По уголовным делам определение (постановление) о проведении закрытого судебного заседания может быть вынесено:
При осуществлении правосудия арбитражными судами основания вынесения определения о проведении закрытого судебного заседания несколько иные. В соответствии с требованиями ст. 11 АПК такое решение может быть вынесено:
а) в целях сохранения государственной тайны;
б) при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой тайны;
в) при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость обеспечения служебной или любой иной охраняемой законом тайны.
Слушание дел в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением всех правил гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства. Постановления судов первой инстанции, которыми дела разрешаются по существу, во всех случаях, за исключением решений, затрагивающих права и законные интересы несовершеннолетних, в том числе по делам об усыновлении, провозглашаются публично.
Проявление принципа гласности разнообразно и не ограничивается общим правилом проведения открытых судебных заседаний. Согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Согласуясь с данным положением, ст. 182 ГПК закрепила требование оглашения и исследования в открытом судебном заседании переписки и телеграфных сообщений граждан только с согласия лиц, между которыми эта переписка и телеграфные сообщения происходили. Если рассматриваемого согласия не дано, переписка и телеграфные сообщения оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании.
При разбирательстве же уголовных дел действует положение, обязывающее судью обеспечивать сохранение в тайне приобщенной к делу корреспонденции от лиц, не имеющих отношения к производству судебному разбирательству по данному делу.
В целях реализации принципа гласности судебного разбирательства осуществляются выездные судебные заседания. Необходимо повышение воспитательного воздействия процессов, проводимых в выездных заседаниях. Каждое такое заседание требуется тщательно готовить, правильно подбирать дела, выносимые на рассмотрение суда (с учетом их общественной значимости и актуальности, характера гражданского спора или совершенного преступления, личности подсудимого, истца, ответчика, других важных обстоятельств), и в точном соответствии с законом разрешать их. Действия суда в этом случае проходят на виду (или станут достоянием) общественности, которая получает наглядный урок практического применения закона при осуществлении правосудия.
Обеспечение возможности пользования в суде родным языком (национальный язык судопроизводства)
Принцип обеспечения возможности пользования в суде родным языком, или, как его еще называют, принцип национального языка судопроизводства, характеризуется как минимум двумя правилами:
В судах общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда РФ и военных судов), кроме того, действует еще одно правило. Здесь судопроизводство может вестись на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.
Судопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведется на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд (ст. 10 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Суды РФ в отношениях с судами стран Содружества пользуются государственными языками или русским языком (ст. 17 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).
Гарантиями соблюдения этого принципа при осуществлении правосудия по уголовным делам признаются ряд положений, закрепленных в УПК:
В ч. 2 ст. 26 Конституции РФ закреплено право каждого на пользование родным языком. Уже в силу одной этой конституционной нормы суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке или языке, которым они владеют.
Нет необходимости приглашения переводчика для лица, длительное время (10 лет) проживавшего на территории России, владевшего русским языком и не заявлявшего на следствии ходатайства об обеспечении его переводчиком.
И наоборот, если, к примеру, обвиняемый по национальности узбек, проживал в Узбекистане, окончил 8 классов узбекской школы, собственноручно написал объяснение, которое со всей очевидностью свидетельствуют о том, что он нуждается в переводчике, переводчик ему должен быть предоставлен немедленно, а не по окончании предварительного расследования.
Любое ограничение прав обвиняемого, подсудимого, защитника, обусловленное незнанием ими языка, на котором ведется судопроизводство, и необеспечение этим лицам возможности пользоваться в любой стадии процесса родным языком является существенным нарушением норм уголовно-процессуального закона.
Если при осуществлении правосудия в арбитражном процессе были представлены письменные доказательства на иностранном языке, то в силу принципа национального языка судопроизводства, к ним должен прилагаться заверенный перевод документов на русский язык. Иначе говоря, арбитражный суд, принявший письменные доказательства, содержащие сведения, имеющие значение для дела и оформленные в виде документов на иностранном языке, вправе предложить стороне представить официальный перевод этих документов.
Участие граждан в отправлении правосудия
1. Общая характеристика принципа
Согласно ч. 5 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
В отправлении правосудия они участвуют в качестве арбитражных и присяжных заседателей.
Граждане принимают участие в отправлении правосудия не только непосредственно, но и опосредованно. Участвуя в процессе в том или ином качестве, они помогают установлению истины по делу, вынесению правосудного приговора.
В уголовном процессе по определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката (ч. 2 ст. 49 УПК).
Заслуживающий доверия человек вправе поручиться, что обвиняемый будет являться в назначенный срок по вызовам в суд и не станет препятствовать производству по уголовному делу (ч. 1 ст. 103 УПК).
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
2. Формы участия граждан в отправлении правосудия
Согласно закону при осуществлении правосудия граждане могут выступать в качестве:
2.1. Арбитражный заседатель
Арбитражный заседатель обладает правами судьи. Соответственно, он вправе:
1. Непосредственно исследовать доказательства по делу:
2. Присутствовать в совещательной комнате при принятии решения.
3. Участвовать в голосовании по решению.
4. Изложить в письменном виде особое мнение.
2.2. Присяжный заседатель
Присяжный заседатель вправе:
2.3.1. Права защитника, одинаковые с правами подзащитного
2.3.2. Специфические права защитника
2.3.3. Обязанности защитника
На защитника возлагаются следующие обязанности:
Обеспечение законного, компетентного и беспристрастного состава суда
Подписав 16 декабря 1966 г. Пакт «О гражданских и политических правах», Россия обязалась обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными властями. В развитие данного положения в ст. 47
Конституции РФ отмечено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Только такой суд может быть признан законным и компетентным.
Незаконным является также суд, в состав которого входит судья, подлежащий отводу. Исходя же из содержания ч. 2 ст. 12 ГПК и ч. 2 ст. 9 АПК, осуществляя руководство процессом, суд в гражданском и арбитражном судопроизводстве обязан сохранять независимость, объективность и беспристрастность.
Согласно ст. 61 УПК судья не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он:
Аналогичные основания отвода судьи предусмотрены и в других видах судопроизводств.
Мировой судья, а также судья не может рассматривать дело и подлежит отводу, если он:
Судья федерального арбитражного суда не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, если он: