Что значит отождествление государства
Отождествление: что это такое кратко и простыми словами
«Да это то же самое», – говорим мы, когда понимаем, что два объекта, явления ничем не отличаются друг от друга. Это и есть отождествление. Тождественные – значит одинаковые. При помощи анализа фактов и сравнения мы приходим к выводу, что два предмета ничем не отличаются. Однако в психологии это имеет несколько другое значение. Нам с вами предстоит разобраться в понятиях «отождествление» и «отождествлять»: что это значит, где встречается.
Что такое отождествление
Что это значит? Отождествление – это уравнение двух объектов между собой. Рассмотрим определение понятий «отождествление» и «отождествлять» подробнее.
Значение слова «отождествление»
Это определение подобия объектов при помощи сравнения их признаков, свойств, сущности. Синонимы: сравнение, сверка, идентификация.
Значение слова «отождествлять»
Отождествлять – это значит признавать какие-то объекты одинаковыми, не имеющими отличий. Считать одно подобным другому. Это значит уподоблять одно другому, находить сходства.
Что такое отождествление личности
В психологии под отождествлением личности понимают присвоение человеком себе особенностей, качеств, свойств, внешних признаков и внутренних характеристик какого-то субъекта. Согласно этому, он частично или полностью преобразует себя.
Отождествление личности – это уподобление человеку, группе, персонажу. Этот процесс называют идентификацией. Образовано от латинского слова identificare, что означает «отождествление». Притом чаще всего человек сам не понимает, что перенимает чьи-то характеристики. Именно поэтому бывает очень непросто отличить истинное «Я» от заимствований, именно поэтому мы иногда не знаем, что значит «быть собой».
До трех лет дети говорят о себе в третьем лице, потому что до этого момента они не отождествляют себя как самостоятельную личность. Но с трех лет мы начинаем активно познавать себя: пол, возраст, национальность и т.д. Затем мы начинаем накапливать опыт общения, отождествляя себя с семьей и друзьями. С каждым годом этот процесс становится все сложнее, все выше риск потерять себя. Отдельные личности совершенно забывают о себе и растворяются в других людях, вещах, явлениях.
Отождествление себя с другим человеком – это сравнение своего опыта с его опытом, построение своей жизни аналогично его жизни. «Мы так похожи», «Я такой же, как и ты» – такими фразами можно описать суть этого явления.
Отождествление человека по внешним и внутренним признакам
Особый вклад в изучение уподобления личности внес Фрейд. Он полагал, что это неосознанное слияние человека с окружающими, подражание им. Индивид как бы заражается чужими мыслями, эмоциями, интересами, привычками. Вероятно, поэтому говорят «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». По Фрейду, сравнение человека по внутренним и внешним признакам происходит путем сравнения характеристик или путем определения сущности (принадлежность к группе).
Процесс отождествления себя с другими
Идентификация бывает трех уровней (этапов, видов):
Как же стать самим собой? Важно понять свою ценность и осознать, что у каждого человека свой путь к счастью. Чтобы быть собой, нужно постоянно выходить из зоны комфорта, развиваться, познавать свои потребности, способности, интересы. Нужно учиться смотреть на себя со стороны. Вместе с этим важно развивать осознанность, учиться жить здесь и сейчас. Вам нужно вырваться из привычных рамок отождествления, вспомнить, каким вы были когда-то, чего хотели.
Подробнее об идентификации и самоидентификации мы с вами поговорим в других статьях.
Отождествление в криминалистике
Криминалисты под отождествлением понимают опознание разыскиваемого преступника. В процессе оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) специалисты используют сразу несколько методов отождествления.
Отождествление в криминалистике – это идентификация (установление) личности по динамическим и статическим признакам. К первым относится мимика, речь, жесты, походка. Ко вторым – отпечатки пальцев, запах, состав биологических жидкостей. Иногда для отождествления используют фоторобот, составленный со слов свидетелей, фотографию или компьютерную модель человека.
Условия проведения процедуры отождествления:
Идентификация личности может проходить в естественных или искусственных условиях. То есть в тех местах, где должен появиться подозреваемый или в отделе полиции.
Отождествление индивида и государства
Чтобы доказать пустословие новых заявлений «спекулятивной политэкономии» группы Спирито и K°, достаточно напомнить, что отождествление индивида и государства является также отождествлением государства и индивида; естественно, значение не меняется от того, что при написании или произнесении тот или иной термин ставится первым или вторым. Поэтому говорить о необходимости отождествления индивида с государством — это чистейшее пустословие, если речь идет только об этих понятиях. Если понятие индивида означает «эгоизм» в узком, «грязно-иудейском» смысле слова, то указанное отождествление было бы лишь метафорическим приемом для выделения «социального» элемента индивида или же для утверждения, что «эгоизм» в экономическом смысле означает нечто иное, нежели «узко эгоистическое». Мне представляется, что и в этом случае речь идет об отсутствии ясного изложения концепции государства, а также различий в ней между гражданским обществом и обществом политическим, между диктатурой и гегемонией и т. д.
Свобода и «автоматизм» или рациональность
Находятся ли в противоречии свобода и так называемый автоматизм? Автоматизм находится в противоречии с произволом, а не со свободой. Автоматизм есть групповая свобода, в противоположность индивидуалистическому произволу. Когда Рикардо говорил: «введя данные условия, мы будем иметь данные последствия в экономике», он отнюдь не превращал ни в «детерминистскую» саму политэкономию, ни в «натуралистическую» ее концепцию. Он замечал, что, имея данную совместную и координированную деятельность какой-то социальной группы, которая действовала бы на основе определенных принципов, принятых в силу убеждения (свободно), и в определенных целях, мы получим развитие, которое можно назвать автоматическим и которое можно принять как развитие определенных законов, опознаваемых и выводимых по методу точных наук. В каждый определенный момент происходит свободный выбор в соответствии с направляющими линиями, тождественными для огромной массы индивидов или для отдельных волеизъявлений, поскольку последние стали однородными в определенной этико-политической атмосфере. Нельзя сказать, что все действуют одинаково: случаи индивидуального произвола многочисленны, но однородная часть преобладает и «диктует закон». Если же произвол обобщается, то это более не произвол, а смещение основания «автоматизма», новая рациональность. Автоматизм — это не что иное, как рациональность, но в термине «автоматизм» заложена попытка дать понятие, лишенное всякого спекулятивного подтекста: вполне возможно, что слово «рациональность» в конце концов будет подразумевать автоматизм в действиях человека, в то время как «автоматизм» будет означать движение машин, которые становятся «автоматическими» после вмешательства человека и автоматизм которых является лишь словесной метафорой, как и в случае с действиями человека.
Изучение экономической истории. Вспомнить о полемике Эйнауди — Кроче (Эйнауди в «Риформа сочиале»), когда вышло 4-е издание книги «Исторический материализм и марксистская политэкономия» с новым предисловием 1917 года. В отношении различных стран может представить интерес изучение вопроса о том, как формировались различные течения в исследовании экономико-социальной истории, какие позиции они занимали и т. д. Верно, что в Англии существовала школа экономической истории, связанная с классической политэкономией, но вопрос в том, подвергалось или нет влиянию исторического материализма ее дальнейшее развитие? (Насколько книга Селигмена вписывается в это течение и насколько она отражает потребность принимать во внимание исторический материализм?) Так, во Франции экономико-юридическое течение, которое повлияло на исторический материализм (Гизо, Тьерри, Минье), впоследствии само испытало его влияние на себе (Анри Пиренн, современные французы Анри Се, Озер и т. д.). В Германии течение было наиболее тесно связано с политэкономией (Лист), но Зомбарт испытал влияние исторического материализма и т. д. В Италии — более тесная связь с историческим материализмом (но и влияние Романьози и Каттанео).
О Грациадеи
Чтобы одолеть Грациадеи, необходимо вернуться к фундаментальным понятиям экономической науки. 1) Необходимо зафиксировать, что экономическая наука исходит из гипотезы определенного рынка — или чистой конкуренции или чистой монополии, оставив на последующее установление вариаций, которые может внести в эту постоянную величину тот или иной элемент реальности, никогда не бывающей «чистой». 2) Необходимо установить, что исследуется производство нового реального богатства, а не перераспределение существующего богатства (если только мы не стремимся исследовать именно перераспределение), то есть исследуется создание стоимости, а не перераспределение стоимости, однажды уже распределенной на основе данного производства.
В том, что касается Грациадеи, необходимо провести точное исследование его политической и научной биографии. Его книга о производстве нитрата в Чили: он не мог предвидеть возможность синтетического производства азота, которое пробило брешь в чилийской монополии; было бы интересно еще раз взглянуть на его безапелляционные утверждения об этой монополии. По характеру своих политических позиций ответы Грациадеи на анкету «Вианданте» в 1908–1909 годах свидетельствуют о том, что он был из самых правых оппортунистов Брошюра о синдикализме: модель Грациадеи — это английская лейбористская модель, а сам он — ликвидатор партии. Его позиция в послевоенный период представляет собой любопытный феномен психологии интеллектуала, который «интеллектуально» убежден в невежестве политического реформизма и потому от него отдаляется и ему противостоит. Но одно дело — сфера абстрактного разума, а другое — сфера разума практики и действия. В научной области после 1922 года он находит путь к отступлению и к возвращению на позиции довоенного периода. Встает вопрос: лояльно ли разыскивать в прошлом человека все совершенные им ошибки, чтобы выдвинуть в его адрес упреки в интересах нынешней полемики? Разве не свойственно человеку ошибаться? Разве не на ошибках сформировались современные видные деятели науки? И разве биография каждого не является в значительной мере борьбой с прошлым и преодолением прошлого? Если кто-то сегодня нерелигиозен, справедливо ли напоминать ему, что он был крещен и до определенного возраста следовал нормам религии? Но случай с Грациадеи совсем иной. Он остерегался того, чтобы критиковать и преодолевать свое прошлое. В экономической области он ограничился тем, что в течение определенного времени молчал или же заявлял по поводу темпов концентрации капитала в деревне, что «современная практика» подтверждает правильность его теорий (о превосходстве испольщины над централизованным капиталистическим предприятием; сказать такое — это все равно что заявить о превосходстве ремесленничества над фабричной системой, при этом в своих выводах он основывался только на области Романья, даже, точнее, только на данных по Имоле. Он не учитывал почти полного исчезновения в период 1901–1910 годов обязательной сдачи части сельскохозяйственной продукции, как следует из переписи 1911 года, и что особенно важно, он не учитывал политико-протекционистские факторы, которые предопределяли обстановку в долине реки По: Италия была настолько бедна капиталами, что их широкое использование в сельском хозяйстве было бы просто чудом).
В области политики он выпутывался, софистически утверждая, что был «историцистом», или человеком, «умеющим пользоваться моментом» (если господствует палач, то можно поработать и его помощником — вот весь историцизм Грациадеи), то есть никогда не имел принципов: в период 1895–1914 годов «нужно было» быть лейбористом, в послевоенный период — антилейбористом и т. д. Необходимо напомнить и о надоедливой настойчивости Грациадеи по поводу выражения «непроизводительные военные расходы», он похваляется тем, что всегда выступал против подобного выражения, считая его пустым и демагогическим: нужно посмотреть, как он выступал против него тогда, когда выступал за вхождение в правительство. Нужно отметить и его пессимистически-болтливую концепцию об «итальянцах» в целом, об их бесхарактерности, малодушии, о том, что итальянцы — это, с точки зрения цивилизации, низшие существа и т. д. и т. п., нелепая и банальная концепция нытика, форма антириторики, которая затем превращается в настоящую и угнетающую риторику, риторику псевдохитреца, по типу Стентерелло — Макиавелли. То, что в Италии существует попросту отталкивающая мелкобуржуазная прослойка, — это, конечно, верно, но разве эта прослойка представляет всю Италию? Глупое обобщение. С другой стороны, и это явление имеет исторические причины и вовсе не является фатальным качеством итальянца: исторический материализм Грациадеи похож на то, что имеет место у Ферри, Ничефоро, Ломброзо, Серджи, а нам известно, какая историческая функция отводилась этой биологической концепции «варварства», приписываемого южанам (точнее отверженным), в политике итальянских правящих классов.
«Страна изобилия» Грациадеи
Тот же самый принцип Грациадеи — «страны изобилия» вытекает из идеи введения таможенного протекционизма как элемента, «создающего» добавочную прибыль и добавочную заработную плату; даже доказано (сравним с антипротекционистской литературой), что, не производя никакой «стоимости» и не заставляя работать ни одного рабочего (работают только машинистки, печатающие квитанции на несуществующие акции), можно получить большие «прибыли» и распределить крупные «дивиденды» (см., например, Л. Эйнауди и Э. Джиретти «Анонимные общества на потоке», «Риформа сочиале», январь — февраль 1931 года): на самом же деле нужно выяснить, должна ли заниматься этой «экономической» деятельностью экономическая наука (хотя здесь она является «экономической» в крочеанском смысле слова, — как разбор каморра и т. п.) или же следственные органы.
Нужно вспомнить и о полемике в «Критика сочиале» между Грациадеи и Луиджи Негро (мне кажется, еще до 1900 года), в которой Негро отмечал, что Грациадеи склонен воспринимать как «верные» и как базу для научных умозаключений публичные заявления промышленников о своей деятельности.
Посмотреть в «Гоге» Папини (интервью с Фордом, с. 24) слова, приписываемые Форду: «Производить без единого рабочего все большее количество товаров, которые не стоили бы почти ничего».
Понятие отождествления личности
Часто человек не осознает, что в нем есть истинное «Я», а что перенято от окружающих людей. Отождествление личности — психологический процесс присвоения субъектом чужих свойств, атрибутов, качеств, иными словами, срастание собственного «Я» с другим человеком.
Значение слова «отождествлять» – признавать абсолютно одинаковыми, однородными, совпадающими по всем признакам. Этот процесс протекает абсолютно бессознательно, личность не чувствует, что поглощает чуждые объекты, которые со временем становятся ее неотъемлемой частью.
Отождествление – это совсем не безобидное явление, оно способно не только внушить нам ложные идеалы, но и трансформироваться в своего рода одержимость целью. Например, отождествляя себя с мелкими проблемами, задачами, человек находится в состоянии, называемом «за деревом леса не видит», забывает об истинном своем предназначении. Примеряя на себя образы известных людей, личность настолько сживается с вещами, прической, макияжем, одеждой, что любая перемена внешности будет вызывать дискомфорт или чувство неловкости.
Как происходит этот процесс
Отождествление происходит постепенно, в несколько этапов: сначала новорожденный ребенок учится слышать собственное имя, ассоциировать его с телом. Подрастая, он часто говорит о себе в третьем лице: «Соня хочет кушать». Затем малыш узнает волшебное слово «я» и связывает его со своим именем. Это первый этап отождествления себя как мыслящей, испытывающей эмоции по отношению к окружающим ее предметам и явлениям личности.
На следующих этапах отождествления ребенок взрослеет, он осознает наличие у себя таких особенностей, как пол, возраст, расовая принадлежность. Далее происходит отождествление себя с матерью, отцом, родственниками, друзьями, накапливается опыт общения. Восприятие себя становится более сложным, к внутреннему «Я» прирастают накопленные переживания.
Голова взрослого человека всегда наполнена нескончаемым потоком мыслей, они часто повторяются, могут быть абсолютно бессмысленными, но вызывают эмоции: «А что было бы, если бы…» Результатом такого эмоционального хаоса становятся перепады настроения, плохое самочувствие, потеря интереса к жизни, контакта с истинным «Я». С точки зрения буддизма, у человека есть два разума:
На последнем этапе происходит отождествление обезьяньего ума с Эго, человек теряет связь со своим внутренним пространством. В результате он не только забывает себя, но и полностью погружается в мир подобия другим людям, вещам и явлениям.
Истинное «Я» иногда пробивается к нам во снах о детстве и странных вещах, название которых мы никак не можем вспомнить.
Какие виды подобия существуют
Психологи до сих пор не пришли к единому мнению, что включает в себя термин «отождествлять», значение может быть довольно объемным. Фрейд в своих работах указывал на то, что отождествление человека по внешним и внутренним признакам происходит либо путем установления эквивалентности учета признаков (например, опознание преступников), либо с помощью определения сущности, т.е. принадлежности к определенной группе.
Также психолог считал, что отождествление — это неосознанное действие по слиянию индивида с другими людьми полностью или частично, т.е. своеобразное подражание. Такое отождествление означает заражение чужими мыслями и идеями, сживание с эмоциями объекта подражания.
Современные психологи выделяют три вида отождествления. Первый наиболее распространен и означает срастание с внешними ценностями. Например, вам очень нравится известный фигурист, вы смотрите все его выступления, переживаете каждую травму или падение на льду. Любая награда вашего кумира – это ваша награда, его провал – ваш провал. Вы настолько сживаетесь с новым образом, что уже не ощущаете разницы между собой и этим человеком.
Отождествление с внутренними ценностями значит, что человек полностью погружается в систему условных координат «хорошо – плохо». Иными словами, у каждого из нас есть истинный характер и индивидуальные черты, которые под влиянием воспитания трансформируются в нечто иное, соответствующее требованиям общества.
Человек надевает маску, обращенную к окружающим, и считает это нормальным. Но стоит только личине столкнуться с внутренним «Я», как происходит подмена истинных ценностей условными ценностями маски.
Отождествление с собственной личностью – третий уровень. Например, некоторые люди довольно часто видят яркие, насыщенные событиями сны, они совершенно искренне сопереживает себе, принимают все происходящее за чистую монету, полностью срастаются с персонажем грез.
Однако по пробуждении они понимают, что это был лишь сон, реальность вокруг – совсем иное дело. Этот уровень отождествления – самый глубокий, он заключается в идентификации себя с телом, личностью, чувствами, тайными желаниями, чаяниями, без масок и навязанных извне ролей.
Как стать самим собой
В сущности, отождествление себя с успешными и довольными жизнью людьми похвально, однако надо помнить, что у каждого своя дорога. Погоня за материальными благами, ежедневная суета и борьба за место под солнцем не дадут вам душевного спокойствия и умиротворенности.
Осознавшие ценность жизни идут дорогой духовного поиска, однако наше «Я» панически боится пробудиться и увидеть мир таким, какой он есть на самом деле. Поиск себя может превратиться в бесконечную погоню за тающим в ночи призраком, в работу по пробуждению внутреннего «Я» без пробуждения этого «Я».
Психологи разработали несколько методик, избавляющих от отождествления. Одна из них предлагает отказаться от прошлого опыта и выйти за рамки комфорта с помощью достижения состояния «постороннего наблюдателя». Это своего рода медитативное состояние, достигаемое за счет размеренного, глубокого дыхания и концентрации мыслей на ощущениях тела.
Отождествлённый человек начинает осознавать свое состояние и выстраивает связь между истинным «Я» и бесконечностью бытия. Постепенно сознание очищается от хаоса и отождествления, наступает просветление, означающее достижение внутренней гармонии, ощущение себя «здесь и сейчас».
Буддистские практики предлагают погружение в состояние созерцания, смысл которого заключается в концентрации внимания на одном заранее выбранном предмете. В ходе медитации человек полностью сливается с наблюдаемым объектом, разотождествляясь со всем остальным окружающим его миром. Он теряет ощущение себя как человека и обретает чувство чистого бытия. Методика позволяет полностью очистить сознание, довести мысли до самого простого уровня.
В йоге используется методика, направленная на освобождение от отождествления и достижение состояния «самадхи». Медитирующий человек отстраняется от суеты и входит в состояние нирваны – ощущая бытие без эмоционального окраса за пределами отождествления. Постепенно приходит ощущение себя как вечного зрителя, спокойно наблюдающего за миром и людьми.
Большую часть времени мы живем автоматически, по схеме «дом – работа – дом», поэтому жизнь иногда нам устраивает встряски. Чем сильнее отождествлен человек, тем большее потрясение ему нужно испытать, чтобы оторваться от привычных отождествлений. Жизнь заставляет нас идти вперед и работать над осознанием себя, духовно расти и развиваться. Автор: Наталья Иванова