Что значит отмена местничества
Московское государство
Сайт является сборником научных статей и книг по истории Московского государства в XV-XVII веках.
Отмена местничества: причины, значение, последствия, суть и ход реформы
При формировании российского государства в течение некоторого времени управление было построено на основе местничества. Эта норма была заимствована из законодательства других государств. В процессе государственного строительства стало понятно, что это явление сдерживает развитие и назрел вопрос о его отмене.
Особенности местничества
Личные достоинства государственных служащих не влияли на их продвижение. Таким образом незаинтересованность снижала эффективность принятия и исполнения решений. На ключевые должности попадали люди, которые могли похвастаться родовитостью и знатностью, а не талантами или усердием.
В спорных случаях учитывался возраст кандидатов. Более старший из них имел преимущество. Знатные люди могли получить назначение за свои успехи в военной службе. Протекция влиятельных родственников была решающим преимуществом в карьере.
Данные о знатности и родовых связях хранились в разрядной книге. Она тщательно хранилась и передавалась из поколения в поколение. При наличии спорных ситуаций, которые в ней не были урегулированы, решение принимал царь или сотрудники разрядного приказа.
Долгое время эта система поддерживалась на государственном уровне. Бесконечные споры о степени знатности приводили к тому, что споры решались московскими князьями, увеличивая их власть.
Московская знать постоянно увеличивалась. Их положение становилось более устойчивым благодаря существованию структуры, которая определяла положение каждого в ней.
Решение споров имело устоявшуюся и понятную процедуру, основанную на записях в книгах, что обеспечивало отсутствие неожиданных перемен в положении бояр.
Постепенно недостатки системы привели к появлению следующих негативных тенденций:
Страна нуждалась в совершенствовании аппарата управления. Назрела необходимость в проведении соответствующих реформ.
Отмена
После того, как царь принял решение провести изменения в системе управления, были созваны выборные представители от уездов со всей страны. Это произошло в конце 1681 года. Они должны были работать в Тягловой и Служилой комиссиях.
В них происходила работа над планом новой системы государственной службы. Первоначально предметом рассмотрения была работа армии, но постепенно сфера деятельности комиссий расширилась. В процессе работы стало понятно, что необходима полная отмена местничества.
Царю была составлена челобитная. 12 января 1682 года царь собрал Думу и духовенство на Земский Собор для обсуждения. Результатом было то, что никто не высказался в защиту местничества. Челобитье было удовлетворено.
Фёдор Алексеевич проявил себя тем, что стремился к усилению своей самодержавной власти. В дальнейшем он попытался также произвести реформу церковного управления, но не успел закончить это из-за своей ранней смерти.
Последствия
Хотя влияние знатности и родовитости сохранилось, но оно существенно ослабло. Появились служилые люди, которые продвинулись благодаря труду, успеху и способностям. Также понизился авторитет Боярской Думы. Этот орган постепенно становился всё менее влиятельным, а Пётр I стал тем, кто отменил его полностью.
Табель о рангах, созданная Петром Великим стала дальнейшим развитием нового государственного порядка. Ещё одним последствием стало большее разделение гражданской и военной власти. В результате армия стала более эффективной, а боеспособность её увеличилась.
Когда вспоминают, при каком царе была введена прогрессивная государственная система управления, нужно учитывать, что Пётр Великий продолжил то, что было начато Фёдором Алексеевичем.
Историческое значение
Отмена местничества оказало важное влияние на развитие государственности в России. В результате укрепились следующие тенденции:
При новом государственном устройстве у молодёжи появилась заинтересованность проявить себя на государственной службе. Проблемы местничества ушли в прошлое.
Местничество
Местничество
Что такое местничество?
Из истории
Местничество берёт начало с древности, когда князья окружали себя княжеским советом с совещательным голосом. В 14 веке Боярская дума стала официальным высшим органом власти с совещательными функциями. Последнее слово, конечно, всегда оставалось за князем, позже царём. В думе должности распределялись по знатности рода.
Борьбу с непокорным боярством яро вёл Иван Грозный( и опричнину –то он ввёл с этой целью). Он первым ограничил местничество, что привело к возможности попасть в думу людей из менее знатных родов, но одарённых и талантливых. Произошло это в 1550 году.
Местничество окончательно отменено на Земском Соборе в 1682 году, в правление Романова Фёдора Алексеевича.
Причины отмены местничества
Местничество превращало Боярскую думу в некоторую замкнутую группу, потому что в неё могли входить только представители определённых знатных родов.
Не всегда знатность рода была одновременно и признаком ума, способностей человека. Это приводило в к тому, что в Боярской думе находились люди ограниченные, не способные к управлению государством.
Местничество тормозило привлечение в органы власти людей талантливых, умных, хороших организаторов и администраторов, что тормозило развитие страны в целом.
Переносное значение слова « местничество»
Сегодня данный термин часто используют в переносном смысле, если чиновник, облачённый властью, преследует только узко местные интересы, не думая об общегосударственных( местнические интересы, местнические претензии).
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Отмена местничества 1682 г.
Местничество – это система распределения должностей в русской царской армии и системе государственного управления Московского княжества, просуществовавшая с начала XV века до конца XVII века (1682 год). Заключалась в том, что право занять тот или иной пост, по сути, передавалось по наследству, то есть практиковалось ограничение доступа к должностям в государственном аппарате даже для людей среднего уровня привилегированности.
Причины появления
Основные причины использования и появления данной системы на Руси:
Заимствование норм законодательства Великого княжества Литовского и Королевства Польского, где подобная система использовалась давно;
Недостаточный уровень образованности большинства населения Московского царства;
Миграция Рюриковичей и других бояр из удельных княжеств в Москву.
Отмена местничества
Местничество было отменено 12 января 1682 года царём Фёдором Алексеевичем в Москве по челобитию представителей служилой комиссии как система, которая негативно влияет на процедуру управления государственным аппаратом и страной в целом.
Как происходила отмена
Процедура принятия решения была довольно сложная, но всё прошло сравнительно быстро. В конце 1681 года царь созвал в Москву выборных людей от уездов для работы в 2 комиссиях:
Основной задачей первой комиссии было усовершенствование функционирования армии, но представители решили проработать некоторые другие моменты администрирования государства. Понимая, что система местничества тормозит развитие государства, решили просить государя о её отмене. Они составили челобитную и через разрядный приказ передали её на рассмотрение царю.
12 января 1682 года царь собрал выборных людей, духовенство и Думу для принятия решения. В процессе обсуждения никто не высказался особо в защиту данной системы, поэтому челобитье было удовлетворено. Практически сразу после упразднения местничества согласно воле царя сожгли разрядные книги, чтобы не было возможности по ним получать какую-либо информацию.
Основные проблемы местничества
Основные факторы и суть местнической системы была следующая:
Знания и таланты человека абсолютно не влияли на его возможность занять государственную должность;
Основные факторы для назначения на высокую должность — родовитость и знатность;
В случае наличия в одной и той же семье нескольких претендентов на вакантную должность учитывались такие моменты:
Возраст. Преимущество получала более старшая особа;
Проявление способностей в армии. Если кто-то из представителей конкретно очерченного количества родов был более успешен во время службы в вооружённых силах, то и на продвижение по государственной службе он мог претендовать раньше;
Родственники с высоким положением могли составлять протекцию для своих родных, которые ещё не трудоустроены на службе в системе государственных органов.
Информация про каждый дворянский, княжеский и боярский род фиксировалась в разрядной книге, которая передавалась из поколения в поколение. Обойти функционировавшую в ту время систему назначения на государственные должности не представлялось возможным. Внутриродовые споры, возникавшие время от времени, решались царём и сотрудниками разрядного приказа.
Причины отмены местничества
Система была застаревшей, поэтому появились крайне негативные тенденции, ставшие главными причинами отмены местничества:
Новый порядок распределения должностей
Система стала более современной. При оценке возможности продвижения гражданина по карьерной лестнице учитывались всего лишь два фактора:
Выслуга лет. Опыт работы всегда имеет значение, потому что сотрудник получает практические навыки.
Личные способности претендента. Оцениваются как во время конкурса для зачисления на работу, так и за период деятельности на более низких должностях.
Последствия реформы
Проанализировав все тенденции данного исторического отрезка, специалисты смогли выделить главные последствия важной реформы государственного управления на Руси:
Историческое значение отмены местничества
Отставание Московского царства от западноевропейских монархий в экономическом, социальном и политическом развитии в период XV–XVII веков было очень серьёзным. Система местничества как элемент средневекового русского феодализма, крайне негативно сказывалась на темпах общего развития государства.
Значение отмены системы состоит в следующем:
Не, ну местничество — это вообще глупость полнейшая. Чем благороднее кровь, тем важнее особа? А если дворянин дурак, но его назначают важным чиновником — что от этого ожидать?
Очень хорошо, что эту затею отменили.
Отмена местничества
Всего получено оценок: 286.
Всего получено оценок: 286.
Одним из ключевых событий короткого правления молодого царя Федора Алексеевича стала отмена местничества в 1682 году. Именно тогда произошла ликвидация устаревшей системы распределения должностей по знатности предков.
Период существования местничества
Причины появления местничества связаны с формированием государственного аппарата. Идеи местничества были взяты из законодательства Великого княжества Литовского. Точной даты его появления не существует, произошло это в правление великого князя Ивана III (1462-1505 годы).
Рис. 1. Отмена местничества.
Суть системы местничества заключалась в том, что должности распределялись в зависимости от знатности предков. Более высокий пост в государственной иерархии или в военном походе мог получить боярин, у которого были более знатные предки. Таким образом, боярство превращалось в замкнутую корпорацию.
Порядок местнического счета учитывал не только знатность лица, но и его положение внутри своего рода, ведь родственников было много. Преимущество в занятии должностей имели старшие в роду. Система приводила к появлению местнических споров, их решали царь и Разрядный приказ.
важно было не только старшинство, но и заслуги предков. Например, сын боярина, который проявил себя на службе, имел приоритет в получении должности перед сыном другого боярина, никак себя не проявившего.
От Ивана IV до Федора Алексеевича
Попытки ограничения местничества в походах наблюдались во время реформ Ивана IV Грозного в 1550-ые годы. Окончательная отмена местничества произошла в 1682 году. По такому случаю созвали один из последних в царстве Русском Земских соборов. Местнические книги сожгли, чтобы систему нельзя было восстановить.
Последствия существования такой системы распределения должностей были заметны во время военных походов, когда бояре и воеводы начинали выяснять чьи предки более знатные и кому каким полком командовать.
По мнению ряда историков, плюсы у местничества все-таки были. Такая система примеряла между собой разные слои аристократии – старомосковскую, татарскую, литовско-русскую. Все-таки удалось избежать тяжелых войн и переворотов.
Что мы узнали?
Год полной отмены местничества – 1682, стал последним годом правления сына царя Алексея Михайловича – Федора. Молодой царь вскоре умер и его реформы вскоре продолжил повзрослевший Петр I.
Отмена местничества – кратко причины, этапы и результаты
Термин “местничество” произошёл от традиции занимать место на банкетах в зависимости от родословной. Отсюда вытекает понятие распределение государственных или военных должностей по знатности рода или заслуг старшего поколения при этом не учитывая способностей, навыков либо талантов.
Объединение России в XV веке привело к тому, что вся знать некогда раздробленных земель стекалась в Москву для приобретения того или иного чина при царской палате. Именно эта боярская иерархия и способствовала внедрению системы местничества. Боясь потерять власть, бояре замыкали круг государственных чинов в который попасть уже было невозможно.
Однако в XVII веке прийдя к власти царь Фёдор обладавший хрупким здоровьем, но имея пытливый ум и образованность ввёл реформы в царскую Россию. Одной из этих реформ была отмена местничества.
Причины
Существует несколько причин отмены местничества.
— Российская империя жаждала свежий «глоток воздуха». Для распределения должностей нужны были новые законы, новые люди. Ведь местничество было своего рода закрытая каста.
— Бояре занимавшие государственные чины только по своей родовитости не всегда были талантливы и полезны для государства.
— Разжигались постоянные так называемые «местнические споры», вражда в боярстве за ту или иную должность или просто кто из них более родовитее. Эти распри приводили к кровопролитию.
— Был упадок в государственных и в военных делах. Из-за постоянных споров не было единства в работе. Особенно во время военных кампаний негативно влияло на ход войны. Большое влияние оказала война с Турцией, закончившаяся Бахчисарайским миром в 1681 году. Тогда в царском указе было написано «неприятели показали новые в ратных делах вымыслы».
— С отменой местничества царь сам мог распределять должностные лица.
Начало
Начало местничества лежит в XV веке. Откуда возникла эта система распределения должностей неизвестно, точнее предпосылок к этому много. Некоторые историки утверждают, что было перенято от польско- литовского законодательства. Ведь у них была схожая система передачи государственных должностей по наследству либо по знатности рода.
В основе системы было именно родовитость боярина, чем знатнее боярин, тем выше пост им занимаемый. Это только влекло за собой упадок в государственную иерархию. Также имело место быть и положение человека внутри своего рода, заслуги предков. Например если отец проявил себя по службе, то его сын имел преимущества перед своими другими двоюродными и троюродными братьями, отцы которых никак не проявили себя. Всё это способствовало внутренним конфликтам между боярами за «место под солнцем». Каждый кичился своим происхождением и родовитостью.
Этапы
В XV – XVII веках аристократия состояла из только что появившихся благодаря присоединению новых земель: татарских царевичей, русских князей и литовско-русских беглых князей. И несмотря на большое количество отрицательных сторон существовали и плюсы этой системы. Так например местничество разрешало много споров между аристократами. Каждый из них знал какую должность займёт и что перейдёт к нему по наследству.
Первый кто ограничил систему местничества в военных делах был Иван Грозный. Бояре наследовавшие должности благодаря не таланту и уму, а родовитости попросту не умели командовать армией и вести военные кампании. Однако Иван Грозный оставил местничество в политике, что тоже плохо сказывалось на государстве. Бояре зная, что должности перейдут к ним по праву, монополизировали власть, переставая проявлять интерес и рвение в государственных делах. Большую часть времени проводили в спорах кто из них родовитее. Даже в назначенных должностях они анализировали и рассматривали списки своих сослуживцев и их предшественников. Если находились недовольные своим служебным местом они подавали царю челобитную ( жалобу), а лицо на которое была подана жалоба отвечало челобитной «о бесчестье и оборони» с целью отстоять себя, свой род. Лишь царь и Боярская дума могли разрешать эти конфликты и они имели три вида решений:
— принятие претензии бившего челом ( челобитчик получал право уйти со службы, на его место назначали другого человека)
— признание, что челобитчик бьет челом несправедливо ( применялось к нему наказание)
— оставить всех на своих должностях.
Если же челобитчик оставался недовольным вынесенным решением о споре, то он всячески старался уклоняться от службы. За что в ответе были старшие представители рода. В случае отказа повторного подчинения царю и его решения проводились более строгие меры от принудительной службы вплоть до лишения всех титулов и даже поместий.
Несмотря на все негативные стороны такой системы она была отменена лишь спустя 100 лет 12 января 1682 году Земским Собором.