Из числа высшего руководства лишь 12% удовлетворены деятельностью службы снабжения, в то время как именно снабжение определяет, куда будут направлены до 80% всех средств, предназначенных на текущие нужды и капитальные расходы предприятия. Из практики работы специалистов компании «СТРАТУМ Консалтинг» с промышленными предприятиями Челябинской области.
Выделяется три универсальных детали в механизме снабжения, на базе которых можно производить комплексную оценку работы этого механизма и разрабатывать программу действий. Итак, детали по порядку:
Деталь первая: СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ
Стартовые условия, определяющие эффективность работы службы снабжения, включают в себя уровень развития информационных технологий, используемые принципы планирования и существующие на предприятии нормы расхода материалов.
Таким образом, нельзя наладить работу снабжения, обойдя вопрос точности определения объема закупок, точно так же, как нельзя навсегда похудеть, принимая таблетки. Чудес не бывает.
Деталь вторая: ЖЕЛАЕМОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ
Не удивительно, что, чувствуя уязвимость своей позиции, «контролеры» легко их сдают. Они позволяют снабженцам себя убедить, что превышение закупочной цены в полтора раза по сравнению с той, которую нашли «контролеры» вполне обосновано: это и малый размер партии закупа, и срочность, и соответствующее качество изделия, и так далее… в арсенале большой набор убеждающих средств.
Весьма эффективным средством для снижения закупочных цен и поиска выгодных (для предприятия!) поставщиков оказываются системы электронных закупок. Их использование помогает сломить инертность, а в некоторых случаях и нечистоплотность иных снабженцев, которые в ущерб предприятию продолжают закупать продукцию по высоким ценам у сложившегося круга партнеров, не замечая, либо игнорируя поставщиков, готовых предложить не уступающие по качеству материалы по более низким ценам.
Интернет-системы для ведения прямых закупок дают колоссальные результаты. Один сотрудник отдела снабжения за месяц обрабатывает, в среднем, 31 счет-фактуру, что, в пересчете на дни, составляет 3 счета-фактуры за 2 дня. При этом, работая по старой схеме, он способен осуществить не более 15-20 содержательных телефонных звонков в день. С помощью электронной системы он получает возможность размещать или рассылать предложения о закупке тысяч позиций сотням поставщиков, изучать поступившие от них встречные предложения и выбирать оптимальные для предприятия условия поставки.
Но, даже решив проблему ценового контроля, успокаиваться рано: на тот случай, когда явно завышенная цена не пройдет контроль, есть испытанное средство, простое как все гениальное. История из области контроля закупок по объемам: предположим, снабженец приносит счет на предоплату, в котором значится 12 тонн металла по 10 тыс. руб., всего 120 тыс. руб. Цена соответствуют рыночной, проблем нет, предприятие производит оплату. Позже приходит металл, и в счете-фактуре мы видим: 10 тонн металла по 12 тыс. руб., всего 120 тыс. руб. Поскольку оплата уже прошла, счет направляется в бухгалтерию. Итоговые цифры сходятся: сумма произведенной оплаты равна стоимости поставленного металла, сделка закрывается и 20%-ное завышение цены остается незамеченным.
Лекарство от такого примитивного, но очень распространенного «фокуса» тоже достаточно простое: после получения предложения от поставщика формируется документ (назовем его «лист контроля заказа»), в котором приводятся все данные о номенклатуре, количестве и ценах на закупаемые ценности, условия расчетов и прочие сведения. Лист контроля заказа, вместе со счетом на предоплату проходит всю цепочку согласования, после чего служит основанием для оформления доверенности, и далее отправляется на склад. На складе в процессе приходования материалов в нем делаются соответствующие пометки. Складу запрещается приходовать то, что не фигурирует в листе заказа. При таком порядке контролирующая инстанция может быстро установить соответствие того, что оплачено и фактически поступило. Отметим, средство действует только тогда, когда склад не подчинен снабжению. В противном случае оно, как впрочем, и остальные средства контроля закупок, не действуют.
Заключительная деталь: СПРАВОЧНИК МАТЕРИАЛОВ
Понятно, что каждое задвоение увеличивает хаос: начиная с ошибочных и преднамеренных закупок того, что уже есть, заканчивая мучительной инвентаризацией и составления актов сверок. На том же заводе задвоенными оказались 15% карточек материалов, на них числилось 10% всех складских запасов. Добавим сюда потери времени на ввод самих карточек, на поиск ошибок и их устранение.
Каждому предприятию требуется набор внятных принципов словесного обозначения и кодирования товарно-материальных ценностей. Со специфическими позициями (например, с рудными концентратами и другим сырьем, а также с запчастями и проч. слабо стандартизированной номенклатурой) придется разбираться особо, разрабатывая собственные принципы кодировки, а по стандартным номенклатурным позициям (например, по металлопрокату), самостоятельно изобретать справочники нет необходимости. Их можно приобрести у профессиональных операторов рынка электронной торговли. В российском интернете есть целый ряд электронных бирж, вполне ответственно подходящих к проблеме классификации: их классификаторы основываются на справочниках и ГОСТах, разработанных НИИ Стандартизации.
Кстати, базируясь на таком справочнике, предприятие гораздо лучше решит проблему контроля закупочных цен: подписавшись на нужную ценовую базу, предложения поставщиков со всей страны можно будет просматривать прямо в собственной информационной системе, не утруждаясь поисками каждой позиции по двум разным справочникам.
Работа отдела закупок на государственных и муниципальных предприятиях: чем занимается отдел и какие задачи выполняет?
Какую работу выполняет отдел закупок
На законодательном уровне не установлена обязанность по созданию отдельной структуры на предприятии, которая будет отвечать за закупки, но Закон №44-ФЗ предусматривает возможность создания контрактной службы (ст. 38 №44-ФЗ). Под контрактной службой понимается совокупность нескольких сотрудников организации, на которых возлагаются обязанности по проведению закупочных мероприятий.
Если руководство утвердило приказ о создании специализированного отдела на предприятии, то вместе с ним создается и отдельное положение, регулирующее деятельность этого структурного подразделения. В положении прописываются следующие моменты:
Сотрудники подразделения должны в своей работе руководствоваться не только нормативно-правовыми актами, регулирующими закупочную деятельность, но и нормами положения.
Основные функции и задачи
Перед отделом закупок руководство предприятия ставит следующие задачи:
Среди большого перечня функций, которые в полном объеме прописываются в положении структурного подразделения, можно выделить ряд основных. Так, отдел закупок:
Цели отдела
Отдел закупок на предприятии формируется в следующих целях:
Какие обязанности возлагаются на руководителя отдела закупок
За руководителем закрепляется ряд обязанностей, которые прописываются в должностной инструкции.Так, основная работа начальника заключается в следующем:
Кроме этого, в обязанности руководителя входит организация взаимодействия подразделения с другими отделами предприятия, а также постоянный поиск наиболее выгодных решений с целью оптимизации закупочной деятельности.
Показатели эффективности
Чтобы определить, насколько эффективно отдел справляется со своими задачами, необходимо выделить направления деятельности подразделения и оценить показатели каждого из них.
Итак, деятельность структурного подразделения можно разделить на такие направления:
Об эффективности деятельности говорят следующие показатели:
Конкурентность можно оценить по таким данным:
Об уровне соблюдения требований законов можно говорить на основании следующих показателей:
О том, насколько правильно организован документооборот, можно судить по таким сведениям:
Какое место занимает отдел закупок в организационной структуре предприятия
Как правило, на большинстве предприятий установлена линейно-функциональная организационная структура. Отдел закупок является функционально-обособленным подразделением, поэтому для эффективного функционирования всего предприятия ему необходимо построить взаимоотношения с другими отделами.
Отдел маркетинга может интересовать от отдела закупок информация о новых поставщиках для проведения исследований рынка. Бухгалтерия отвечает за своевременную оплату счетов по договорам с исполнителями.
Подразделение находится в подчинении у генерального директора предприятия. В структуру самого отдела закупок может входить складское и транспортное хозяйства даже при наличии отдельной службы логистики.
Отдел закупок воспринимается многими менеджерами как обычный центр затрат, который никак не влияет на финансовый результат компании. Но так ли это? Давайте дадим определение процессу закупок.
Закупка – это получение товаров (услуг) нужного качества в нужном количестве из нужного источника по нужной цене, доставляемых в нужное место в нужные сроки.
Как мы видим из определения несмотря на свою кажующуся простоту процесс закупко не такой простой и содержит в себе целый ряд условий которые соблюсти непросто. Если будет нарушено хотя бы одно из них то работа отдела закупок будет признана неудовлетворительной (и не важно кто в этом виноват).
Сам процесс закупок не живет сам по себе, а он очень тесно связан с логистикой (доставка товаров), финансами (взаиморасчеты с поставщиками), производством и продажами (которые собственно говоря определяют, что нужно закупать и являются обратной стороной медали).
Если смотреть с финансовой точки зрения то отдел закупок может сильно влиять на маржинальность бизнеса. Ведь:
Из чего состоит работа отдела закупок? Вроде бы из ничего сложного: анализе остатков, формировании заказов, сверке счетов, оформлении накладных и т.д. Но все не так просто как кажется.
Функции отдела закупок в компании:
Работа отдела закупок оказывает влияние на всю деятельность компании: на продажи, на эффективное использование оборотных средств, на удовлетворенность потребителей ценами и ассортиментом, на наполненность складов и эффективноть логистической цепочки, на затраты рабочего времени сотрудников многих отделов.
Менеджеры по закупкам распоряжаются большей частью выручки компании и непосредственно влияют на прибыль компании, но в то же время очень часто эти люди мало заботятся о прибыли компании и могут действовать во вред компании (закупая у нужных поставщиков, которые платят им “откаты”).
Закупки могут выступать источником рентабельности, особенно если:
Как правило есть два способа увеличить прибыль: стимулирование оборота (продавать больше) или снижать затраты на закупку товаров (уменьшать себестоимость товаров). Но увеличение оборота не всегда означает такое же увеличение прибыли. Для того чтобы его увеличить компания должна понести допзатраты в виде маркетинговых активностей. А вот снижение закупочных цен может серъезно повлиять на прибыль. Тоже самое можно сказать и про оптимизацию логистических процессов.
Обычно отдел закупок эволюционирует вместе с компание и проходит несколько стадий
О том насколько эффективен этот отдел нам могут сказать ряд показателей:
Роль менеджера по закупкам
В торговой или производственной компании отдел закупок есть всегда и не важно признает это компания или нет. Компания может работать по традиционной системе или системе категорийного менеджмента. Дальше речь будет идти в основном про систему категорийного менеджмента.
Категорийный менеджмент — это концепция управления торговым пространством и ассортиментом, согласно которой ассортимент делится на группы схожих продуктов. Подобные группы получили название товарных категорий (примеры продуктовых категорий: шоколадные батончики, газированные напитки).
В таком случае выделяют две основные роли: категорийного менеджера и закупщика.
Если говорить про ту работу которую должен выполнять категорийный менеджер, то она заключается в том что:
Закупщик же находится в подчинении у категорийного менеджера и отвечает непосредственно за процесс закупок. Положение должности менеджера по закупкам можно представить в виде схемы:
Если компания использует традиционную систему управления ассортиментом, то менеджер по закупкам по своим обязанностям по сути будет являться категорийным менеджером.
Обязанности менеджера по закупкам
Давайте теперь поговорим о том какие обязанности у менеджера по закупкам и категорийного менеджера.
Хороший закупщик – это быстрый закупщик. Основная зона отвественности – это принятие решений о количестве, качестве, сроках, месте и способах поставки товара. Текущая работа обычно требует принятия быстрых решений (например поставщик при загрузке машины звонит и спрашивает, какой груз положить на оставшееся свободное место в машине). Если говорить про профессиональные навыки, то ими будут:
Если говорить об обязанностях, то они будут такими:
Система / Деятельность
Менеджер по закупкам в системе категорийного менеджмента
Категорийный менеджер в системе категорийного менеджмента (он же менеджер по закупкам в компании с традиционной системой управления ассортиментом)
Главная задача в структуре
Разгрузить категорийного менеджера, взяв на себя часть его работы по текущей организации поставок.
Закупки здесь – механизм, обеспечивающий бесперебойную поставку товаров
Формирование ассортиментной матрицы и организация поставки товара на склады компании.
Закупки здесь – главный источник информации о товаре и механизм формирования ассортимента
Основные функции
Заказ товаров у поставщиков по утвержденному ассортименту. Переговоры с поставщиками, не касающиеся условий сотрудничества (только для решения текущих ситуаций).
Выбор способа транспортировки, расчет логистических коэффициентов
Поиск и выбор поставщиков, составление ассортиментной матрицы. Переговоры с поставщиками, касающийся условий сотрудничества и текущих ситуаций. Заказ товаров у поставщика.
Выбор способа транспортировки, расчет логистических коэффициентов
Полномочия
Самостоятельно принимаются решения относительно количества поставляемого товара.
В некоторых случаях могут самостоятельно приниматься решения о вводе и выводе товарных позиций.
Внесение информационных данных в систему (если в компании нет оперативного отдела) или контроль за правильностью внесения данных (если есть отдел оперативного учета).
Самостоятельные решения по определению кондиции товара
Принимаются решения относительно количества, ассортимента и цен поставляемого товара. Ввод и вывод новых товаров (групп и категорий – по согласованию руководством, товарные позиции – самостоятельно).
Расчет себестоимости товара. Внесение информационных данных в систему (если в компании нет специального отдела) или контроль за правильностью внесения данных (если есть отдел оперативного учета). Самостоятельные решения по определению кондиции товара и по способам его распродажи/утилизации/переоценке
Взаимодействия
Транспортный отдел (если есть в компании, то и таможенный отдел) – по вопросам поставки товара и его перемещения на склады компании.
Склады и РЦ – по вопросам хранения и внутреннего перемещения товара (отбраковки, списания и т.п.). Отдел оперативного учета – по вопросам перемещения товара в информационной системе, занесение данных о товаре в систему.
Бухгалтерия и финансовая служба – по вопросам оплаты поставок.
Отдел розничных продаж (и/или оптовых, если компания имеет разные каналы сбыта) – по новым товарам, решение проблем с текущим браком или некондиционным товаром, единичные заказы от продающих отделов.
Транспортный отдел (если есть в компании, то таможенный отдел) – по вопросам поставки товара и его перемещения на склады компании.
Склады и РЦ – по вопросам хранения и внутреннего перемещения товара (отбраковки, списания и т.п.).
Отдел оперативного учета – по вопросам перемещения товара в информационной системе, занесения данных о товаре в систему.
Бухгалтерия и финансовая служба – по вопросам оплаты поставок.
Отдел розничных продаж (и/или оптовых, если компания имеет разные каналы сбыта) – информация о вводе новых товаров, промоакциях и пр., решение проблем с текущим браком или некондиционным товаром, единичные заказы от продающих отделов.
Информация о представлении и способах продажи товара в магазинах, наличии необходимых площадей и оборудования, расстановке товара.
Маркетинг – по вопросам согласования акций (оплата от поставщиков, количество товара для акции и т.п.).
Информация по себестоимости (для решения вопросов ценообразования).
IT – по вопросам формирования/изменения и настройке программного обеспечения.
Юридический отдел (или бухгалтерия, если эта функция возложена на нее) – консультации при подготовке договоров с поставщиками.
Уровень подчинения
Подчиняется категорийному менеджеру. Своих подчиненных, как правило, нет.
В редких случаях может иметь помощников по внесению оперативных данных в систему.
Подчиняется коммерческому директору или начальнику отдела закупок. В малых компаниях подчинен непосредственно директору компании.
Может иметь помощников (по внесению оперативных данных в систему и/или организующих транспортировку товара).
Возможно выделение в компании отдела оперативного учета, который может быть подчинен отделу закупок.
Мотивация менеджера по закупкам
Как мотивировать менеджера по закупкам будет зависить от его функциональных обязанностей и полномочий. Обычно такой менеджер влияет на такие факторы как:
Все показатели мотивации должны быть связаны с :
Критериями оценки эффективности работы менеджера по закупка могут быть
Итак давайте рассмотрим как можно мотивировать сотрудников такого отдела
Оклад
Такая мотивация – это вовсе и не мотивация. Оклад не может быть мотивацией для сотрудника, а понимается как само собой разумеещееся. Как правило такая “система мотивации” распространена в маленьких компаниях, где собственно говоря и нет к чему привязывать другие системы мотивации. Плюс собственно говоря один – простота и предсказуемость таких расходов для компании, а минусами будет все остальное: закупщику будет все равно сколько потеряет компания если закупит у поставщика по более высокой цене, невозможность оценить качество работы такого менеджера и такой менеджер может соблазниться получениями откатов от поставщиков.
Оклад + премия (по достижению какого нибудь показателя)
Эта схема мотивации уже будет получше чем предыдущая. Такая схема мотивации привязывается к результатам и в тоже время позволяет специалисту получать оклад, который составляет 50-70% от общей суммы вознаграждения. Среди плюсов такого расчета можно выделить прозрачность расчета, но в тоже время это недостаточно гибкая система, которая может привести к вредительству со стороны менеджера, ведь для достижения одного показателя он будет жертвовать другими.
Оклад + премия (с поправочными коэффициентами)
Автоматизация отдела закупок
Автоматизация закупок вносит существенный вклад в построение оптимальной операционной модели предприятия.
Сегодня автоматизация закупок уже перешла из разряда рекомендаций в обязательную составляющую бизнеса, позволяющую помимо всего прочего значительно сократить сам отдел закупок, в котором примерно треть сотрудников не представляет практической ценности для компании. Более того автоматизация гарантирует прозрачность всех контрактов и транзакций, а оставшимся сотрудникам сильно поможет в работе (автоматизация контрактов, скоринг поставщиков и прочее). Если поиск поставщиков, их оценка, заполнение бумаг и прочее в вашей компании все еще осуществляется вручную, и вы по каким-то причинам боитесь отдавать это все сразу на откуп автоматизации отдела закупок, реализуйте намерение постепенно – результат все равно будет виден невооруженным взглядом.
Сегодня рынок предоставляет массу решений для автоматизации отдела закупок, начиная от узкоспециализированных решений и заканчивая ERP системами. Среди всех решений представленных на рынке я могу рекомендовать ERP ODOO, которая является абсолютно бесплатной и в которой процесс закупок может быть тесно интегирован с логистикой, продажами и учетом.
Выводы
Закупки являются одним из важных факторов которые влияют на прибыль компании и игнорирование этого факта может существенно уменьшить прибыль компании. Доверив специалисту управление ассортиментом и товарными потоками, руководство должно ему дать и необходимые полномочия и зоны ответственности, что должно найти отражение в должностных инструкциях и в системе мотивации.
Именно закупки являются главным источником о товаре, именно менеджеры по закупкам принимают решения о том, чем сегодня будет торговать компания, а это в свою очередь будет влиять на финансовый результат компании.
Работа отдела закупок оказывает влияние на всю деятельность компании: на продажи, эффективное использование оборотных средств, удовлетворенность потребителей ценами и ассортиментом, наполненность складов и эффективность внутренней цепи поставок. Она связана с работой сотрудников практически всех отделов — от бухгалтерии до транспортной службы. В связи с этим необходимо тщательно продумать организационные аспекты закупочной логистики.
Роль отдела снабжения в эффективной деятельности компании
«Финансовая газета», 2010, N 40
Сегодня лишь немногие руководители могут утвердительно ответить на вопросы: разумно ли компания тратит свои деньги; в состоянии ли она контролировать все расходы; можно ли тратить меньше; есть ли возможность контролировать расходы и восстановить рентабельность до прежнего уровня? Важную помощь в масштабном сокращении расходов может оказать отдел снабжения, причем сделать это он может без какого-либо ущерба для бизнеса и персонала.
Функции отдела снабжения
Компетенцией отдела снабжения является согласование условий договоров о закупках.
Любой руководитель отдела снабжения знает, какие значительные результаты может принести вдумчивая, серьезная и кропотливая работа. Безусловно, руководителям компаний всегда приятно заниматься в первую очередь вопросами продаж и маркетинга. Однако ослабление единой команды в результате недооценки некоторых ключевых функций может оказаться серьезной ошибкой, которая дорого обойдется компании. Чтобы не допустить подобного исхода дела, необходимо поставить во главе отдела снабжения квалифицированного специалиста, обладающего организаторскими способностями, который действительно сможет принести компании выгоду в виде реальной экономии затрат и улучшения отношений с поставщиками, а также будет способствовать формированию более динамичной рабочей атмосферы в отделе.
Понятие «закупочный процесс»
Одно из классических определений закупочного процесса известно также как «7 правил того, как нужно производить закупки»: «Процесс закупки по нужным покупателю ценам нужных материалов/услуг нужного качества в нужном объеме у поставщиков нужных материалов/услуг, которые доставляются в нужное место в нужное время».
Однако возможности закупочного процесса не ограничиваются функцией сугубо материально-технического обеспечения. В рамках производственного процесса он может также обеспечивать:
сокращение затрат на закупку базового сырья;
дополнительные выгоды при тех же затратах;
качественно новый уровень отношений с поставщиками;
рост эффективности всего производственного цикла;
повышение качества на всех уровнях управления компанией;
сокращение объемов запасов, хранящихся на складе;
выполнение требований клиентов в установленные сроки и в полном объеме;
точные ценовые прогнозы;
более высокую рентабельность;
сокращение расходов на персонал;
более глубокий контроль процесса, анализ его результатов и прогнозирование;
повышение престижности бренда на рынке.
Одним из основных факторов, влияющих на эффективность работы отдела снабжения, является степень его зрелости, которая определяется тремя базовыми этапами развития.
На третьем этапе необходимость управления спросом и ценами, наконец, обретает свою материальную форму в виде четко сформулированной долгосрочной стратегии, внутренние заказчики участвуют в процессах планирования и переговоров с поставщиками, меры по управлению отношениями с поставщиками создают основу для установления партнерских отношений, что дает возможность постоянно повышать качество, управлять ценами и осуществлять контроль за поставками и связанными с ними затратами.
Степень зрелости отдела снабжения в каждой компании разная и зависит от отрасли, в которой она работает, конкуренции, ассортимента выпускаемой продукции, потребности в инновациях, возможностей развития бизнеса и рынка и др. Однако есть одна черта, присущая всем без исключения компаниям, и каждый руководитель компании должен ясно осознавать это: эффективно работающий отдел снабжения может внести существенный вклад в обеспечение устойчивого развития, причем не только в стабильный период. Теоретические расчеты показывают, что на развитых рынках экономия затрат по закупкам всего лишь на 3% может привести к росту прибыли до 21%, что составляет 7 к 1 и является неплохим результатом.
Отличительные черты системы закупок мирового класса
Любой руководитель отдела снабжения должен разработать и применять на практике систему ключевых показателей деятельности для оценки эффективности его работы. В современной экономической ситуации это имеет жизненно важное значение. Ключевые показатели деятельности должны охватывать главные аспекты закупочного процесса, к которым относятся:
цепочка от закупки до платежа (весь процесс заказа, закупки, получения, оплаты и учета товаров и услуг);
меры, направленные на сокращение издержек;
организация работы с поставщиками;
поиск и выбор источников поставок;
Оценка эффективности работы отдела снабжения позволит получить представление о том, какие аспекты закупочного процесса необходимо улучшить. Главное место в стратегии закупочной деятельности должны занимать меры по сокращению затрат, которые следует осуществлять непрерывно. В конце каждой недели (месяца, года) подсчитывается сумма сэкономленных средств, в зависимости от которой определяется размер премий сотрудникам отдела снабжения.
Что касается организации работы с поставщиками, то в любой стратегии закупочной деятельности должна быть сформулирована политика, ориентированная на построение прочных длительных отношений с поставщиками. Каждый поставщик заинтересован в таком характере отношений, поэтому в ответ он может пойти навстречу партнеру, уступая в цене, увеличивая гарантийные сроки, поставляя продукцию более высокого качества и т.д. Поставщики должны знать о планах будущего развития и стратегии деятельности компании. В этом случае они будут часто предлагать различные способы улучшить работу и делиться своим опытом.
Для улучшения процесса оформления контрактов необходимо разработать типовой или рамочный контракт. Используя такую заготовку, согласовать любой контракт будет и проще, и быстрее. Никому не придется читать документ целиком, проверять надо будет только дату, спецификацию продукции, цену и условия поставки. При этом обеспечиваются одинаковые контрактные условия для всех поставщиков. Эта простая мера обеспечит компании экономию средств, а также позволит сократить количество визирующих лиц и объем административной работы.
Таким образом, чтобы навести порядок в организации цепочки поставок, нужно сделать ее современным интегрированным процессом. Для этого придется пересмотреть существующие бизнес-процессы, возможно, внедрить новые информационные системы или модернизировать существующие, обязательно произвести необходимые кадровые назначения и привлечь в отдел квалифицированных специалистов. Эти внутренние меры позволят получить экономию средств и повысить эффективность деятельности, а также моральный дух в компании. Нельзя также недооценивать фактор репутации компании на стабильном рынке, когда покупатели уважают ее бренд, партнеры заинтересованы в развитии отношений с ней.