Что значит осудить действия
Значение слова «осудить»
1. Признав виновным, вынести обвинительный приговор, устанавливающий меру наказания. Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. Тургенев, Враг и друг — Если его осудят и сошлют, то я и дети умрем с голода. Чехов, Хористка.
2. Признать предосудительным что-л.; выразить неодобрение кому-, чему-л. Осудить чье-л. поведение. □ — Может быть, — продолжал рассказчик, — вы осудите меня за то, что я так сильно привязался к девушке из низкого сословия. Тургенев, Петр Петрович Каратаев. Как ни бедна была та или иная семья, справить праздник она стремилась как можно лучше: чтобы люди не осудили! Исаковский, На Ельнинской земле.
3. перен.; на что или с неопр. Обречь на что-л. На долгую разлуку Нас тайный рок, быть может, осудил! Пушкин, 19 октября. Больные осуждены видеть изо дня в день одного только Никиту. Чехов, Палата № 6. Неужели тут обретается такой замшелый народишка, что его осудили до конца света ходить по воду с коромыслами, как на деревне? Федин, Костер.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОСУДИ’ТЬ, ужу́, у́дишь, сов. (к осуждать), кого-что. 1. Признать виновным, приговорить к какому-н. наказанию, вынести обвинительный приговор кому-н. Такие случаи, как в Америке, где осудили недавно дарвинистов, у нас невозможны, потому что партия ведет политику всемерного отстаивания науки. Стлн. 2. Признать предосудительным что-н., выразить строгое неодобрение кому-чему-н. Все осудили его поступок. 3. на что. Предназначить, обречь на что-н. (книжн.). Мелкое производство в земледелии осуждено на гибель и невероятно придавленное, угнетенное положение при капитализме. Лнн. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
осуди́ть
1. юр. признав виновным, вынести обвинительный приговор, устанавливающий меру наказания
2. признать что-либо предосудительным, плохим; выразить неодобрение кому-либо, чему-либо
3. перен. обречь на что-либо
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тетрадный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Паронимы: обсудить — осудить
о б суди́ть — осуди́ть
Слова составляют паронимическую пару. Часть речи слов: глаголы. Составляют гнездо пар с паронимами: обсудивший — осудивший, обсудив — осудив.
обсудить — Разобрать, обдумать, всесторонне рассмотреть, высказывая свои соображения по поводу чего-либо или о ком-либо.
Примеры словосочетаний:
обсудить вопрос, предложение, возможности, устройство, результаты, план, программу, резолюцию, кандидатуру, поведение;
обсудить всесторонне, основательно, тщательно, подробно.
Примеры предложений:
По пути на завод Илья Матвеевич с Александром Александровичем успели обсудить множество вопросов. (В.Кочетов, «Журбины»)
Я решаюсь чистосердечно и сколько возможно короче изложить всю повесть моего авторства, чтобы дать возможность всякому справедливее обсудить меня. (Н.Гоголь, «Авторская исповедь»)
осудить — 1. Выразить неодобрение кому-чему-либо, признать дурным. 2. Приговорить к какому-либо наказанию, вынести обвинительный приговор, обвинить. 3. перен. Обречь на что-либо (высок. ).
Примеры словосочетаний:
1) осудить человека, поступок, действия, методы, результаты, манеры, нравы, предрассудки;
осудить человека за поведение, за распутство;
осудить горячо, поспешно, заслуженно, несправедливо;
2) осудить преступника, нарушителя;
осудить на каторгу, на смерть;
гневно, справедливо осудить;
3) осудить на невежество, на прозябание, на страдания, на долгую разлуку, на гибель.
Примеры предложений:
О том, что распутство женатого человека было не хорошо, ему и не приходило в голову, и он очень удивился бы, если бы кто-нибудь осудил его за это. (Л.Толстой, «Хаджи-Мурат»)
Маменьку осудили на каторгу на 20 лет. (А.Чехов, «Мечты»)
За что ж себя осудить на невежество на всю жизнь свою? (Н.Гоголь, «Мёртвые души»)
Печатать
2.Примеры словосочетаний с паронимом обсудить (обсуждать)
3.Примеры предложений с паронимом обсудить (обсуждать)
4.Примеры словосочетаний с паронимом осудить (осуждать)
5.Примеры предложений с паронимом осудить (осуждать)
Всесторонне рассмотреть, обдумать, делясь своими мнениями, соображениями.
1.Признав виновным, вынести обвинительный приговор, устанавливающий меру наказания.
2.(перен.) То же, что обречь (высок.).
3.Признать предосудительным, дурным, плохим что-либо; выразить неодобрение кому-либо, чему-либо.
1)обсудить новый проект
4)обсудить условия продажи дачного участка
5)обсудить любимые книги
6)обсудить любимые виды спорта
7)обсудить разные виды музыки
1) [Войницкий]: Ты продашь имение, превосходно, богатая идея… А куда прикажешь деваться мне со старухой-матерью и вот с Соней?
[Серебряков]: Все это своевременно мы обсудим. (А.П.Чехов. Дядя Ваня)
2) По пути на завод Илья Матвеевич с Александром Александровичем успевали обсудить множество вопросов. (Кочетов. Журбины)
3) Нам осталось обсудить последнее предложение.
4) Не волнуйтесь, мы всё это хорошенько обсудим!
5) Надо обсудить эти кандидатуры.
6) Старушки опять уселись на скамейке, чтобы обсудить каждого прохожего.
7) На уроке обществознания старшеклассники обсуждали высказывание философа Ивана Ильина.
8) На уроке литературы учащиеся обсуждали фрагмент произведения.
9) На уроке биологии учащиеся обсуждали проблему загрязнения природной среды и его влияния на здоровье человека.
10) Учащиеся обсуждают полученные результаты тренинга и определяют, из-за чего чаще всего не складывается общение.
11) Не волнуйтесь, мы всё это хорошенько обсудим!
12) Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос.
13) Решили обсудить это в семейном кругу.
14) Надо обсудить сложившееся положение.
15) Они начали обсуждать, как им следует действовать.
16) Учитель и ученики обсуждают проблему личной безопасности человека.
17) На занятии по литературе ученики обсуждали любимых героев.
18) Одиннадцатиклассники всесторонне обсудили очень важную проблему XXI века – проблему радиоактивного загрязнения окружающей среды.
19) Старшие братья и сестры были уже взрослыми и горячо обсуждали все новинки, концерты, музицировали.
20) Зачем нам с тобой это обсуждать?
1)осудить неблаговидный поступок
2)осудить нечестный поступок
3)осудить неверное или грубое действие
5)осудить чьё-либо поведение
8)осудить группу бандитов
9)осудить на смерть
10)осудить на казнь
11)осудить на каторгу
1) Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. (И.С.Тургенев. Враг и друг)
2) — Если его осудят и сошлют, то я и дети умрем с голода. (А.П.Чехов. Хористка)
3) — Может быть, — продолжал рассказчик, — вы осудите меня за то, что я так сильно привязался к девушке из низкого сословия. (И.С.Тургенев. Петр Петрович Каратаев)
4) Как ни бедна была та или иная семья, справить праздник она стремилась как можно лучше: чтобы люди не осудили! (М.Исаковский. На Ельнинской земле)
5) На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил! (А.С.Пушкин. 19 октября)
6) Больные осуждены видеть изо дня в день одного только Никиту. (А.П.Чехов. Палата № 6)
7) Неужели тут обретается такой замшелый народишка, что его осудили до конца света ходить по воду с коромыслами, как на деревне? (К.Федин. Костер)
8) Все осудили его поступок.
9) Его никто не осудит.
10) Замысел осуждён на неудачу.
11) Преступник осуждён на два года лишения свободы.
12) Мелкое производство в земледелии осуждено на гибель и невероятно придавленное, угнетенное положение при капитализме. (В.И.Ленин)
13) Я бы мог осудить её за нежелание понять мою мечту.
14)Мне кажется, что её нельзя осуждать.
15) Прежде чем поднять палец и осудить другого, вспомни о том, что каждый из нас грешен.
16) Если тебе вдруг захочется осудить кого-то, вспомни, что не все люди на свете обладают теми преимуществами, которыми обладал ты. (Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд)
17) Люди недалёкие обычно осуждают всё, что выходит за пределы их понимания. (Франсуа де Ларошфуко)
18) Спесивый не взглянет, слепой не разглядит, а умный не осудит. (По В.И.Далю)
19) Дурак не рассудит, а умный не осудит. (По В.И.Далю)
20) Сперва рассуди, а там осуди! (По В.И.Далю)
21) Лучше ошибиться в доверии к человеку, чем необоснованно его осудить.
22) Прежде, чем осудить других, постарайтесь понять их и выяснить, почему они поступают так, а не иначе.
23) Мы нередко возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить.
24) Можно ли безоговорочно осуждать этого человека?
25) Пожелавших выступить и осудить его оказалось немного. Многие предпочли отмолчаться.
26) За что можно осудить человека?
27) Читатель может постичь нравственные примеры, осудить безнравственные поступки.
28) Очень легко заметить ошибку, еще легче осудить за нее, а вот понять, помочь и простить иногда гораздо труднее.
29) Анна Ахматова была способна осудить тех, кто оставил Родину, уехав на Запад от бед и трагедий.
30) 9 октября Зиновьев в присутствии И.В. Сталина заявил Каменеву, что осуждает публикацию в «Новой Жизни» и что не уполномочивал выступать от своего имени. (Из политического словаря)
31) Кто первый бросит камень? (книжн.) — кто, считая, что сам он безгрешен, первым решится осудить виноватого [по евангельскому сказанию об Иисусе Христе)
32) Дело завершилось оправдательным приговором, поскольку никто не осмеливался осудить почти национального героя.
1.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990
2.Е.Д.Головина. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Экспресс-справочник. – Киров: Кировская областная типография. 1997.
3.Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева. Словарь паронимов русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.
4.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
осудить
Смотреть что такое «осудить» в других словарях:
осудить — признать виновным, посадить, проклять, оценить, дать срок, бросить камень, обречь, пригвоздить к позорному столбу, раскритиковать, приговорить, заклеймить, присудить, дать сколько лет, дать сколько лет тюрьмы, заклеймить позором, засудить Словарь … Словарь синонимов
ОСУДИТЬ — ОСУДИТЬ, остужу, остудишь, совер. (к осуждать), кого что. 1. Признать виновным, приговорить к какому нибудь наказанию, вынести обвинительный приговор кому нибудь. «Такие случаи, как в Америке, где осудили недавно дарвинистов, у нас невозможны,… … Толковый словарь Ушакова
ОСУДИТЬ — ОСУДИТЬ, ужу, удишь; уждённый ( ён, ена); совер. 1. кого (что). Выразить неодобрение кому чему н., признать плохим. О. неблаговидный поступок. 2. кого (что). Приговорить к какому н. наказанию. Преступник осуждён. Осуждённого (сущ.) вывели из зала … Толковый словарь Ожегова
осудить — осудить, осужу, осудит и устарелое осудит (встречается в церковной речи: Да не осудит вас Господь. ) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
осудить — ОСУЖДАТЬ/ОСУДИТЬ ОСУЖДАТЬ/ОСУДИТЬ, судить/осудить, книжн. порицать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Осудить — сов. перех. см. осуждать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
осудить — осудить, осужу, осудим, осудишь, осудите, осудит, осудят, осудя, осудил, осудила, осудило, осудили, осуди, осудите, осудивший, осудившая, осудившее, осудившие, осудившего, осудившей, осудившего, осудивших, осудившему, осудившей, осудившему,… … Формы слов
осудить — глаг., св., употр. сравн. часто Морфология: я осужу, ты осудишь, он/она/оно осудит, мы осудим, вы осудите, они осудят, осуди, осудите, осудил, осудила, осудило, осудили, осудивший, осуждённый, осудив см. нсв. осуждать … Толковый словарь Дмитриева
осудить — осуд ить, осуж у, ос удит … Русский орфографический словарь
осудить — (II), осужу/, осу/дишь, дят … Орфографический словарь русского языка
осудить — C/A гл см. Приложение II осужу/ осу/дишь осу/дят осуждённый A/B пр; 246 иск, 254 см. Приложение II осуждён … Словарь ударений русского языка
Осуждение
Осужде́ние – 1) уничижительное мнение (суждение) о ближнем, пристрастно характеризующее его недостатки; 2) обличение; 3) вменение вины.
Осуждение считается видом тщеславия рассматривается как один из тягчайших грехов.
Чем осуждение отличается от рассуждения?
Как следует из практики общего словоупотребления, понятия «рассуждение» и «осуждение» имеют различные смыслы. Глагол «осуждать» означает — выказывать неодобрение, обнаруживать чью-либо виновность, выдвигать обвинительный приговор. Глагол «рассуждать» хотя и может сближаться по смыслу со словом «обсуждать» (а значит и «оценивать» кого-либо, в том числе в нравственном или юридическом отношении, или, что то же, «осуждать»), однако в первую очередь всё же располагает к другой интерпретации: излагать суждения, строить умозаключения. Несмотря на разницу в смыслах подмена этих понятий происходит настолько часто, что порой не вызывает удивления.
В каких же случаях, рассуждая о ближних, люди именно рассуждают, а в каких переходят границы дозволенного и вопреки правилу («не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1 )) осуждают?
Для того, чтобы разрешить это недоумение, желающий «порассуждать» должен задаться (как минимум) двумя вопросами: какова цель предполагаемых рассуждений, и имеет ли он моральное право оценивать то или иное действие заинтересовавшего его человека?
Положим, Церковь не запрещает ставить оценку действиям ближнего в благих целях, например, с целью молитв о нём как о согрешившем, либо с целью его дальнейшего вразумления.
Однако и в таких случаях Святое Евангелие побуждает христианина сперва обратиться ко грешнику лично, открыто указать ему на его грех; затем, если тот всё же не вразумится, подойти к нему снова, взяв с собой одного или двух свидетелей; наконец, если и это не подвигнет грешника к покаянию, обратиться к нему от лица церкви.
Очевидно, что и призвание свидетелей, и обращение ко грешнику от лица церкви требует предварительного рассуждения, некоторого обсуждения его греха. Стало быть, такого рода рассуждения не только не запрещаются Божьим законом, но и предписываются ( Мф.18:15-16 ).
Правда, всё вышесказанное справедливо лишь для здравых, трезвых рассуждений.
Что касается вопроса о моральном праве на обсуждение того или иного грешника, здесь важно помнить о замечании, которое хотя и было озвучено 2000 лет тому назад, однако остаётся актуальным и сегодня: «что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь?» ( Мф.7:3 ).
Разница в отношении к собственным грехам и ко грехам ближних бывает настолько разительной, что иногда думается, что приведённую выше метафору не только не следует считать риторическим преувеличением, но можно ещё и усилить.
И это понятно. Для борьбы со своими грехами требуется немало усилий, может быть даже духовных подвигов, а осуждая стороннего человека, легко выказать себя с самой лучшей стороны, мол, он — грешник, но коль скоро я его осуждаю, значит я — не такой. Ай да молодец!
Многие из нас бывают скоры на обсуждение чьих-то грехов, тогда как не уделяют надлежащего внимания своим, словно забывая о грозном Евангельском предостережении: «каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф.7:2 ). А зря.
«Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете», – сказал Спаситель ( Лк. 6:37 ).
Способы борьбы с осуждением
Находим их в сочинениях св. отцов и церковных писателей.
Отсекать греховные помыслы.
Осуждаем мы двояко: в мыслях и в разговорах с другими людьми. Началом в любом случае является мысль. Существуют определённые этапы пленения страстью. Любая болезнь проходит несколько стадий. И ее легче лечить на ранних стадиях, чем на поздних. Первая стадия греха называется прилогом и проявляется в том, что человеку приходит некая мысль. Прилог – вкрапление мысли в сознание. Затем должно произойти опознание её как добрую или злую. Грех не сваливается неожиданно, он всегда проходит все эти стадии. Любая мысль начинается с прилога. Но прилог грехом ещё не является. Поэтому наша задача отсечь греховный прилог сразу после его возникновения.
Осуждение коренится в страстях празднословия (тема важная, но не к месту) и пустословия (сплетни, слухи). Их искоренение избавляет от осуждения.
Научиться первым помыслом искать во всех людях хорошее.
Рассказ прп. Аввы Дорофея: «Слышал я о некоем брате, что когда он приходил к кому-либо из братий и видел келлию его невыметенною и неприбранною, то говорил в себе: блажен сей брат, что отложил заботу обо всём земном, и так весь свой ум устремил горе́, что не находит времени и келлию свою привести в порядок. Также если приходил к другому и видел келлию его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: как чиста душа сего брата, так и келлия его чиста, и состояние келлии согласно с состоянием души его».
Пример из современной жизни. Мы входим в храм и видим девушку без платка в короткой юбке или парня в шортах и в майке. Как это правильно воспринимать? С радостью! «Нецерковный человек зашёл в храм! Слава Богу!».
Не спешить высказаться
Перед любым высказыванием или ответом нужно всегда брать паузу, никогда не спешить высказаться. Особенно важно не спешить выплёскивать негативные эмоции – да не зайдёт солнце во гневе вашем ( Еф.4:26 ).
Протоиерей Игорь Мазур давал такой совет: Христианин должен придерживаться 2‑х принципов: никого не бояться (кроме Бога) и ничему не удивляться. Тот, кто ничему не удивляется, тому и нечего осуждать.
Стараться реже оценочно говорить о других людях
На обеденном столе блаж. Августина была сделана следующая надпись: «Кто любит в разговорах затрагивать доброе имя отсутствующих, пусть знает, что доступ к этому столу ему воспрещен». Если гость, находящийся за столом, забывал этот совет и начинал сплетничать, то хозяин говорил ему: «Или мы сотрем это изречение, или я удалюсь».
В некоторых греческих монастырях, соблюдающих древние монашеские уставы, есть правило: если монах позволяет себе поговорить с кем-то «о третьем лице», то на следующий день он не имеет права причащаться.
Не доверять сплетням
Можно вспомнить случай из жизни преподобного Пимена Великого. К нему пришел какой-то брат и стал говорить: а вот в таком-то монастыре происходят такие вещи. Преподобный сказал: «Я не знаю, так это или не так». «Но мне об этом сказал верный человек», — заметил брат. «Был бы верный, не сказал бы», — ответил преподобный Пимен.
Есть такой совет: Никогда не позволяйте вашим ушам слышать то, что не видели ваши глаза.
Разделять человека и его грех, не смешивать их, видеть образ Божий в каждом человеке
Любой грех это болезнь. У каждого из нас свои симптомы и свои проявления болезни. Тот, кто осознаёт это, иначе относится и к себе, и не осуждает ближних, по-другому их видит. Ведь нелепо, находясь в больнице, критиковать больных иными, чем у тебя болезнями, ведь ты же сам не здоров.
Учитывать индивидуальные особенности человека
Составляя свое мнение о человеке или его поступке, мы не в состоянии учитывать всех факторов, оказавших влияние на формирование этого человека, всех причин, побудивших совершить тот или иной поступок. Один Господь всеведущ. Люди рождаются с различными наклонностями, различными темпераментами, воспитываются в разных семьях, живут в разной среде. Все это оказывает влияние на формирование личности и на проявление ее в делах.
К одному настоятелю обратились с вопросом: «Кто у вас в монастыре самый благочестивый?». Настоятель ответил: «Повар. Имея от природы нрав вспыльчивый, огненный, этот повар постоянно сдерживает себя. И потому внешне не отличается от других иноков».
Замечательный пример приводит святитель Иоанн Златоуст. Две девочки-близняшки попали на невольничий рынок. Одну из них купила монахиня и воспитала в трудолюбии и благочестии. Другую купила блудница и сделала ее сначала свидетельницей, а потом и соучастницей своей распутной жизни. Неужели по смерти этих сестер Господь не учтет всех обстоятельств их судьбы? А мы? Могли бы мы учесть всё? Для нас это невозможно. А потому не будем и пытаться произносить своего суда над другими.
Не сводить все мотивы поступков человека к одному
Редко, когда человек имеет один мотив, причём злой. Среди мотивов могут быть добрые и злые, поэтому неверно рассматривать лишь один мотив, возможно, человек руководствовался совсем другим.
Ставить себя на место того, кого хочешь осудить
Полезно поставить себя на место этого человека и постараться попробовать прожить эту ситуацию им. И тогда, может быть, станет понятно, что двигало этим человеком, и наша оценка не будет страстной. И тогда, может быть, мы поймём, что делать дальше, и не надо будет выносить это на общее обсуждение.
Милосердие к человеку – лекарство от осуждения
Святитель Иннокентий Московский говорил: все видят, как человек падает — никто не видит, как он встает.
Старец Анатолий Оптинский учит нас: «Пожалей, и не осудишь». Надо стараться по отношению к другому человеку быть адвокатом, а к себе — прокурором.
«Чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудит кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно воспримет сожаление и скорее будет готово плакать, нежели укорять…
Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвою к Господу, чтобы Он всех нас помиловал, не только того, кого хотелось осудить, но и нас и, может быть, больше нас, чем того, – и замрет злой позыв».
св. Феофан Затворник
Сразу же переключаться от чужого греха к своему: разве я подобного никогда не делал, если нет, то легче ли мои иные грехи? Без переживания за собственные грехи и полученного через это опыта очень сложно избежать осуждения.
Как говорил Шекспир: Грехи чужих судить вы так усердно рвётесь! Начните со своих – и до чужих не доберётесь.
Есть меткое высказывание: «Всё, что вы видите во мне, это не моё, а Ваше, моё – это то, что я вижу в вас».
Хотели бы мы быть опозоренным на весь мир? Тогда не будем и мы позорить других.
Единственный человек, с которым мы должны сравнивать себя – это мы в прошлом. И единственный человек, лучше которого мы должен быть –это мы сейчас. Поэтому, когда у Вас появилось желание кого-то осудить, осудите это желание.
Избегать телепередач и новостей в Сети, которые провоцируют осуждение.
Представьте, что Вам бы пообещали 100 тыс.$ в день за то, что мы бы не осуждали человека, то как бы мы были внимательны… Сразу бы минимизировали опасное общение, телевизор. Очень бы внимательно за речью следили…
Молиться за осуждённых нами людей
Вечером за каждого осуждённого сотвори несколько поклонов с молитвой «Господи, спаси раба Твоего и меня, грешного, помилуй». Можно записки на молебны подавать об осуждённых православных.
Преподобный Иосиф Оптинский учил против помыслов осуждения молиться молитвой святого Ефрема Сирина и приводить на память свои собственные немощи. Ему вторил преп. Нектарий Оптинский: Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».
Изучать опыт подвижников
Протоиерей Валериан Кречетов рассказывал о своём отце, который был осуждён советской властью по липовой политической статье и несколько лет провёл в суровых условиях заключения, но не рассказывал об этом детям. Причина, по которой папа, как мне кажется, не рассказывал о Соловках, — он не хотел озлоблять нас против режима. Нет никакой радости в том, что ты озлобляешься на то и тех, что и кто вокруг.
Также он приводил пример воспоминаний исповедника святителя Афанасия, епископа Ковровского когда, пройдя 30 лет по тюрьмам и ссылкам, он говорит, что в таком-то лагере, «помню, был следователь, милейший человек». С таким теплом вспоминает…
Прп. Паисий Афонский говорил: «Всегда надо искать добрый помысел, постараться оправдать человека. Увидел согрешающего человека — подумай, что он, может быть, не с той ноги встал, у него давление, сердце, у него, может быть, неприятности на работе, вообще у него больная печень,— это не он, а его физиология… И постараться найти причину, чтобы сгладить, простить, не обратить внимания, и самое главное — сказать, что он оступился. Не «он вор», а «он своровал», «он оступился». Не «он пьяница», а «он выпил». Пусть это будет продолжаться подряд десять лет, но все-таки считать, что «он выпил»: вчера, сегодня, послезавтра — «выпил», а не «пьяница».
Архимандриту Серафиму Тяпочкин совершенно чуждо было осуждение. Если кто-либо приходил к нему с жалобой на ближнего, начинал подробно рассказывать о происшедшем и о своем обидчике, батюшка учтиво останавливал, но так, чтобы не оскорбить говорившего, и призывал помолиться за обидчика. Тут же все смущение рассеивалось, обида утихала. Достигал он этого тем, что, молясь, внутренне оставался спокойным, невосприимчивым ко всему плохому, чуждому его душе, по слову заповеди Христовой: «блаженны миротворцы, яко они будут наречены сынами Божиими» ( Мф.5:9 ).
Что делать, если при нас кого-то осуждают
Об опасности на пути преобразования страсти в добродетель
«Если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осуждение), мог бы свести нас в преисподнюю, – говорит св. Иоанн Златоуст, – Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным, потому что Бог произнес суд соответственно не только свойству наших преступлений, но и по твоему суду о других… Не будем строго судить других, чтобы и у нас не потребовали строгого отчета, — мы сами обременены грехами, превышающими всякое помилование. Будем больше сострадать тем, которые грешат, не заслуживая снисхождения, чтобы и мы могли надеяться на такую же милость к себе; хотя, сколько бы ни старались, мы никогда не будем в состоянии оказать такое человеколюбие, в каком имеем нужду от человеколюбивого Бога. Поэтому не безрассудно ли, когда мы сами находимся в такой большой беде, строго разбирать дела своих собратий и вредить самим себе? Таким образом, ты не столько выставляешь его недостойным твоего благодеяния, сколько самого себя – недостойным Божия человеколюбия. Кто строго взыскивает со своего собрата, с того гораздо строже взыщет Бог».
свт. Василий Великий
«Не будь судьей чужих падений. На них есть Судия праведный».
преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:
«(Христианин) подвергается тем же провинностям и порокам, за которые вздумал бы осуждать других. Следовательно, всякий должен судить только себя самого; осмотрительно, осторожно наблюдать за собой во всем, а не расследовать жизнь и поведение других… Кроме этого еще и потому опасно судить о других, что мы не знаем необходимости или причины, по которой они поступают так или иначе. Может быть, перед Богом правильно или извинительно то, чем мы соблазняемся. И мы оказываемся безрассудными судьями и этим допускаем нелегкий грех».
святитель Тихон Задонский:
«Берегись осудить ближнего, поскольку он пред своим Господом стоит или падает, поскольку и сам ты – грешник. И праведнику судить и осуждать никого не следует, тем более грешнику – грешника. И судить людей – дело одного Христа: Ему Небесный Отец передал Суд, и Он будет судить живых и мертвых – этому Суду и сам ты предстоишь. Берегись же похитить себе сан Христов – это весьма тяжко – и судить подобных тебе людей, чтобы с этим мерзким грехом не явиться на Суд Божий и не быть справедливо осужденным на вечную казнь».
преподобный Исидор Пелусиот:
Нужно обратить душевное око от рассмотрения чужих погрешностей на свои собственные и приучать язык говорить строго не о ближних, но о себе самом, ибо плодом этого бывает оправдание.
прпмч. Митрофан Сребрянский:
Нет плохих людей на свете, а есть больные души, жалкие, подверженные греху. За них надо молиться, им нужно сочувствовать.
свт. Николай Сербский:
Как грязная вода не может убелить грязное полотно, так и грешник не может очистить другого грешника, пока себя не очистит. Потому предостерегает Господь: исцели себя сам! Если хотите исправлять других, исправьте себя, а потом о других ревнуйте. Это закон Христов.
архимандрит Иоанн (Крестьянкин):
Ты много читал, а не понял главного — духовная жизнь начинается с познания себя и своих немощей, а не с суда над окружающим. Самые разрушительные грехи — это соблазн и осуждение. Вот и начни вниманием эти два греха изгонять из души и сердца.
священник Александр Ельчанинов:
Смотрите на врагов, как на больных одной с вами болезнью.
Н.Е. Пестов:
Мы не можем судить ближнего, т.к. мы не знаем его:
архим. Рафаил (Карелин):
Надо вообще избегать говорить что-либо о людях, оценивать их, хвалить или порицать, ибо сердце человека — это глубокое море, а мы видим лишь поверхность его.
из воспоминаний об архим. Серафиме (Тяпочкине):
Ему совершенно чуждо было осуждение. Если кто-либо приходил к нему с жалобой на ближнего, начинал подробно рассказывать о происшедшем и о своем обидчике, батюшка учтиво останавливал, но так, чтобы не оскорбить говорившего, и призывал помолиться за обидчика. Тут же все смущение рассеивалось, обида утихала. Достигал он этого тем, что, молясь, внутренне оставался спокойным, невосприимчивым ко всему плохому, чуждому его душе, по слову заповеди Христовой: «блаженны миротворцы, яко они будут наречены сынами Божиими» ( Мф.5:9 ).