Что значит осудить действия

Значение слова «осудить»

Что значит осудить действия

1. Признав виновным, вынести обвинительный приговор, устанавливающий меру наказания. Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. Тургенев, Враг и друг — Если его осудят и сошлют, то я и дети умрем с голода. Чехов, Хористка.

2. Признать предосудительным что-л.; выразить неодобрение кому-, чему-л. Осудить чье-л. поведение.— Может быть, — продолжал рассказчик, — вы осудите меня за то, что я так сильно привязался к девушке из низкого сословия. Тургенев, Петр Петрович Каратаев. Как ни бедна была та или иная семья, справить праздник она стремилась как можно лучше: чтобы люди не осудили! Исаковский, На Ельнинской земле.

3. перен.; на что или с неопр. Обречь на что-л. На долгую разлуку Нас тайный рок, быть может, осудил! Пушкин, 19 октября. Больные осуждены видеть изо дня в день одного только Никиту. Чехов, Палата № 6. Неужели тут обретается такой замшелый народишка, что его осудили до конца света ходить по воду с коромыслами, как на деревне? Федин, Костер.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ОСУДИ’ТЬ, ужу́, у́дишь, сов. (к осуждать), кого-что. 1. Признать виновным, приговорить к какому-н. наказанию, вынести обвинительный приговор кому-н. Такие случаи, как в Америке, где осудили недавно дарвинистов, у нас невозможны, потому что партия ведет политику всемерного отстаивания науки. Стлн. 2. Признать предосудительным что-н., выразить строгое неодобрение кому-чему-н. Все осудили его поступок. 3. на что. Предназначить, обречь на что-н. (книжн.). Мелкое производство в земледелии осуждено на гибель и невероятно придавленное, угнетенное положение при капитализме. Лнн. ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

осуди́ть

1. юр. признав виновным, вынести обвинительный приговор, устанавливающий меру наказания

2. признать что-либо предосудительным, плохим; выразить неодобрение кому-либо, чему-либо

3. перен. обречь на что-либо

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит осудить действияПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: тетрадный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Паронимы: обсудить — осудить

о б суди́ть — осуди́ть

Слова составляют паронимическую пару. Часть речи слов: глаголы. Составляют гнездо пар с паронимами: обсудивший — осудивший, обсудив — осудив.

обсудить — Разобрать, обдумать, всесторонне рассмотреть, высказывая свои соображения по поводу чего-либо или о ком-либо.
Примеры словосочетаний:
обсудить вопрос, предложение, возможности, устройство, результаты, план, программу, резолюцию, кандидатуру, поведение;
обсудить всесторонне, основательно, тщательно, подробно.
Примеры предложений:
По пути на завод Илья Матвеевич с Александром Александровичем успели обсудить множество вопросов. (В.Кочетов, «Журбины»)
Я решаюсь чистосердечно и сколько возможно короче изложить всю повесть моего авторства, чтобы дать возможность всякому справедливее обсудить меня. (Н.Гоголь, «Авторская исповедь»)

осудить — 1. Выразить неодобрение кому-чему-либо, признать дурным. 2. Приговорить к какому-либо наказанию, вынести обвинительный приговор, обвинить. 3. перен. Обречь на что-либо (высок. ).
Примеры словосочетаний:
1) осудить человека, поступок, действия, методы, результаты, манеры, нравы, предрассудки;
осудить человека за поведение, за распутство;
осудить горячо, поспешно, заслуженно, несправедливо;
2) осудить преступника, нарушителя;
осудить на каторгу, на смерть;
гневно, справедливо осудить;
3) осудить на невежество, на прозябание, на страдания, на долгую разлуку, на гибель.
Примеры предложений:
О том, что распутство женатого человека было не хорошо, ему и не приходило в голову, и он очень удивился бы, если бы кто-нибудь осудил его за это. (Л.Толстой, «Хаджи-Мурат»)
Маменьку осудили на каторгу на 20 лет. (А.Чехов, «Мечты»)
За что ж себя осудить на невежество на всю жизнь свою? (Н.Гоголь, «Мёртвые души»)
Печатать

Источник

2.Примеры словосочетаний с паронимом обсудить (обсуждать)

3.Примеры предложений с паронимом обсудить (обсуждать)

4.Примеры словосочетаний с паронимом осудить (осуждать)

5.Примеры предложений с паронимом осудить (осуждать)

Всесторонне рассмотреть, обдумать, делясь своими мнениями, соображениями.

1.Признав виновным, вынести обвинительный приговор, устанавливающий меру наказания.

2.(перен.) То же, что обречь (высок.).

3.Признать предосудительным, дурным, плохим что-либо; выразить неодобрение кому-либо, чему-либо.

1)обсудить новый проект

4)обсудить условия продажи дачного участка

5)обсудить любимые книги

6)обсудить любимые виды спорта

7)обсудить разные виды музыки

1) [Войницкий]: Ты продашь имение, превосходно, богатая идея… А куда прикажешь деваться мне со старухой-матерью и вот с Соней?

[Серебряков]: Все это своевременно мы обсудим. (А.П.Чехов. Дядя Ваня)

2) По пути на завод Илья Матвеевич с Александром Александровичем успевали обсудить множество вопросов. (Кочетов. Журбины)

3) Нам осталось обсудить последнее предложение.

4) Не волнуйтесь, мы всё это хорошенько обсудим!

5) Надо обсудить эти кандидатуры.

6) Старушки опять уселись на скамейке, чтобы обсудить каждого прохожего.

7) На уроке обществознания старшеклассники обсуждали высказывание философа Ивана Ильина.

8) На уроке литературы учащиеся обсуждали фрагмент произведения.

9) На уроке биологии учащиеся обсуждали проблему загрязнения природной среды и его влияния на здоровье человека.

10) Учащиеся обсуждают полученные результаты тренинга и определяют, из-за чего чаще всего не складывается общение.

11) Не волнуйтесь, мы всё это хорошенько обсудим!

12) Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос.

13) Решили обсудить это в семейном кругу.

14) Надо обсудить сложившееся положение.

15) Они начали обсуждать, как им следует действовать.

16) Учитель и ученики обсуждают проблему личной безопасности человека.

17) На занятии по литературе ученики обсуждали любимых героев.

18) Одиннадцатиклассники всесторонне обсудили очень важную проблему XXI века – проблему радиоактивного загрязнения окружающей среды.

19) Старшие братья и сестры были уже взрослыми и горячо обсуждали все новинки, концерты, музицировали.

20) Зачем нам с тобой это обсуждать?

1)осудить неблаговидный поступок

2)осудить нечестный поступок

3)осудить неверное или грубое действие

5)осудить чьё-либо поведение

8)осудить группу бандитов

9)осудить на смерть

10)осудить на казнь

11)осудить на каторгу

1) Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать. (И.С.Тургенев. Враг и друг)

2) — Если его осудят и сошлют, то я и дети умрем с голода. (А.П.Чехов. Хористка)

3) — Может быть, — продолжал рассказчик, — вы осудите меня за то, что я так сильно привязался к девушке из низкого сословия. (И.С.Тургенев. Петр Петрович Каратаев)

4) Как ни бедна была та или иная семья, справить праздник она стремилась как можно лучше: чтобы люди не осудили! (М.Исаковский. На Ельнинской земле)

5) На долгую разлуку

Нас тайный рок, быть может, осудил! (А.С.Пушкин. 19 октября)

6) Больные осуждены видеть изо дня в день одного только Никиту. (А.П.Чехов. Палата № 6)

7) Неужели тут обретается такой замшелый народишка, что его осудили до конца света ходить по воду с коромыслами, как на деревне? (К.Федин. Костер)

8) Все осудили его поступок.

9) Его никто не осудит.

10) Замысел осуждён на неудачу.

11) Преступник осуждён на два года лишения свободы.

12) Мелкое производство в земледелии осуждено на гибель и невероятно придавленное, угнетенное положение при капитализме. (В.И.Ленин)

13) Я бы мог осудить её за нежелание понять мою мечту.

14)Мне кажется, что её нельзя осуждать.

15) Прежде чем поднять палец и осудить другого, вспомни о том, что каждый из нас грешен.

16) Если тебе вдруг захочется осудить кого-то, вспомни, что не все люди на свете обладают теми преимуществами, которыми обладал ты. (Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд)

17) Люди недалёкие обычно осуждают всё, что выходит за пределы их понимания. (Франсуа де Ларошфуко)

18) Спесивый не взглянет, слепой не разглядит, а умный не осудит. (По В.И.Далю)

19) Дурак не рассудит, а умный не осудит. (По В.И.Далю)

20) Сперва рассуди, а там осуди! (По В.И.Далю)

21) Лучше ошибиться в доверии к человеку, чем необоснованно его осудить.

22) Прежде, чем осудить других, постарайтесь понять их и выяснить, почему они поступают так, а не иначе.

23) Мы нередко возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить.

24) Можно ли безоговорочно осуждать этого человека?

25) Пожелавших выступить и осудить его оказалось немного. Многие предпочли отмолчаться.

26) За что можно осудить человека?

27) Читатель может постичь нравственные примеры, осудить безнравственные поступки.

28) Очень легко заметить ошибку, еще легче осудить за нее, а вот понять, помочь и простить иногда гораздо труднее.

29) Анна Ахматова была способна осудить тех, кто оставил Родину, уехав на Запад от бед и трагедий.

30) 9 октября Зиновьев в присутствии И.В. Сталина заявил Каменеву, что осуждает публикацию в «Новой Жизни» и что не уполномочивал выступать от своего имени. (Из политического словаря)

31) Кто первый бросит камень? (книжн.) — кто, считая, что сам он безгрешен, первым решится осудить виноватого [по евангельскому сказанию об Иисусе Христе)

32) Дело завершилось оправдательным приговором, поскольку никто не осмеливался осудить почти национального героя.

1.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

2.Е.Д.Головина. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Экспресс-справочник. – Киров: Кировская областная типография. 1997.

3.Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева. Словарь паронимов русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.

4.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Источник

осудить

Смотреть что такое «осудить» в других словарях:

осудить — признать виновным, посадить, проклять, оценить, дать срок, бросить камень, обречь, пригвоздить к позорному столбу, раскритиковать, приговорить, заклеймить, присудить, дать сколько лет, дать сколько лет тюрьмы, заклеймить позором, засудить Словарь … Словарь синонимов

ОСУДИТЬ — ОСУДИТЬ, остужу, остудишь, совер. (к осуждать), кого что. 1. Признать виновным, приговорить к какому нибудь наказанию, вынести обвинительный приговор кому нибудь. «Такие случаи, как в Америке, где осудили недавно дарвинистов, у нас невозможны,… … Толковый словарь Ушакова

ОСУДИТЬ — ОСУДИТЬ, ужу, удишь; уждённый ( ён, ена); совер. 1. кого (что). Выразить неодобрение кому чему н., признать плохим. О. неблаговидный поступок. 2. кого (что). Приговорить к какому н. наказанию. Преступник осуждён. Осуждённого (сущ.) вывели из зала … Толковый словарь Ожегова

осудить — осудить, осужу, осудит и устарелое осудит (встречается в церковной речи: Да не осудит вас Господь. ) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

осудить — ОСУЖДАТЬ/ОСУДИТЬ ОСУЖДАТЬ/ОСУДИТЬ, судить/осудить, книжн. порицать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Осудить — сов. перех. см. осуждать Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

осудить — осудить, осужу, осудим, осудишь, осудите, осудит, осудят, осудя, осудил, осудила, осудило, осудили, осуди, осудите, осудивший, осудившая, осудившее, осудившие, осудившего, осудившей, осудившего, осудивших, осудившему, осудившей, осудившему,… … Формы слов

осудить — глаг., св., употр. сравн. часто Морфология: я осужу, ты осудишь, он/она/оно осудит, мы осудим, вы осудите, они осудят, осуди, осудите, осудил, осудила, осудило, осудили, осудивший, осуждённый, осудив см. нсв. осуждать … Толковый словарь Дмитриева

осудить — осуд ить, осуж у, ос удит … Русский орфографический словарь

осудить — (II), осужу/, осу/дишь, дят … Орфографический словарь русского языка

осудить — C/A гл см. Приложение II осужу/ осу/дишь осу/дят осуждённый A/B пр; 246 иск, 254 см. Приложение II осуждён … Словарь ударений русского языка

Источник

Осуждение

Осужде́ние – 1) уни­чи­жи­тель­ное мнение (суж­де­ние) о ближ­нем, при­страстно харак­те­ри­зу­ю­щее его недо­статки; 2) обли­че­ние; 3) вме­не­ние вины.

Осуж­де­ние счи­та­ется видом тще­сла­вия рас­смат­ри­ва­ется как один из тяг­чай­ших грехов.

Чем осуж­де­ние отли­ча­ется от рас­суж­де­ния?

Как сле­дует из прак­тики общего сло­во­упо­треб­ле­ния, поня­тия «рас­суж­де­ние» и «осуж­де­ние» имеют раз­лич­ные смыслы. Глагол «осуж­дать» озна­чает — выка­зы­вать неодоб­ре­ние, обна­ру­жи­вать чью-либо винов­ность, выдви­гать обви­ни­тель­ный при­го­вор. Глагол «рас­суж­дать» хотя и может сбли­жаться по смыслу со словом «обсуж­дать» (а значит и «оце­ни­вать» кого-либо, в том числе в нрав­ствен­ном или юри­ди­че­ском отно­ше­нии, или, что то же, «осуж­дать»), однако в первую оче­редь всё же рас­по­ла­гает к другой интер­пре­та­ции: изла­гать суж­де­ния, стро­ить умо­за­клю­че­ния. Несмотря на раз­ницу в смыс­лах под­мена этих поня­тий про­ис­хо­дит настолько часто, что порой не вызы­вает удив­ле­ния.

В каких же слу­чаях, рас­суж­дая о ближ­них, люди именно рас­суж­дают, а в каких пере­хо­дят гра­ницы доз­во­лен­ного и вопреки пра­вилу («не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1 )) осуж­дают?

Для того, чтобы раз­ре­шить это недо­уме­ние, жела­ю­щий «порас­суж­дать» должен задаться (как мини­мум) двумя вопро­сами: какова цель пред­по­ла­га­е­мых рас­суж­де­ний, и имеет ли он мораль­ное право оце­ни­вать то или иное дей­ствие заин­те­ре­со­вав­шего его чело­века?

Поло­жим, Цер­ковь не запре­щает ста­вить оценку дей­ствиям ближ­него в благих целях, напри­мер, с целью молитв о нём как о согре­шив­шем, либо с целью его даль­ней­шего вра­зум­ле­ния.

Однако и в таких слу­чаях Святое Еван­ге­лие побуж­дает хри­сти­а­нина сперва обра­титься ко греш­нику лично, открыто ука­зать ему на его грех; затем, если тот всё же не вра­зу­мится, подойти к нему снова, взяв с собой одного или двух сви­де­те­лей; нако­нец, если и это не подвиг­нет греш­ника к пока­я­нию, обра­титься к нему от лица церкви.

Оче­видно, что и при­зва­ние сви­де­те­лей, и обра­ще­ние ко греш­нику от лица церкви тре­бует пред­ва­ри­тель­ного рас­суж­де­ния, неко­то­рого обсуж­де­ния его греха. Стало быть, такого рода рас­суж­де­ния не только не запре­ща­ются Божьим зако­ном, но и пред­пи­сы­ва­ются ( Мф.18:15-16 ).

Правда, всё выше­ска­зан­ное спра­вед­ливо лишь для здра­вых, трез­вых рас­суж­де­ний.

Что каса­ется вопроса о мораль­ном праве на обсуж­де­ние того или иного греш­ника, здесь важно пом­нить о заме­ча­нии, кото­рое хотя и было озву­чено 2000 лет тому назад, однако оста­ётся акту­аль­ным и сего­дня: «что ты смот­ришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазу не чув­ству­ешь?» ( Мф.7:3 ).

Раз­ница в отно­ше­нии к соб­ствен­ным грехам и ко грехам ближ­них бывает настолько рази­тель­ной, что иногда дума­ется, что при­ве­дён­ную выше мета­фору не только не сле­дует счи­тать рито­ри­че­ским пре­уве­ли­че­нием, но можно ещё и уси­лить.

И это понятно. Для борьбы со своими гре­хами тре­бу­ется немало усилий, может быть даже духов­ных подви­гов, а осуж­дая сто­рон­него чело­века, легко выка­зать себя с самой лучшей сто­роны, мол, он — греш­ник, но коль скоро я его осуж­даю, значит я — не такой. Ай да моло­дец!

Многие из нас бывают скоры на обсуж­де­ние чьих-то грехов, тогда как не уде­ляют над­ле­жа­щего вни­ма­ния своим, словно забы­вая о гроз­ном Еван­гель­ском предо­сте­ре­же­нии: «каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф.7:2 ). А зря.

«Не судите, и не будете судимы; не осуж­дайте, и не будете осуж­дены; про­щайте, и про­щены будете», – сказал Спа­си­тель ( Лк. 6:37 ).

Спо­собы борьбы с осуж­де­нием

Нахо­дим их в сочи­не­ниях св. отцов и цер­ков­ных писа­те­лей.

Отсе­кать гре­хов­ные помыслы.

Осуж­даем мы двояко: в мыслях и в раз­го­во­рах с дру­гими людьми. Нача­лом в любом случае явля­ется мысль. Суще­ствуют опре­де­лён­ные этапы пле­не­ния стра­стью. Любая болезнь про­хо­дит несколько стадий. И ее легче лечить на ранних ста­диях, чем на позд­них. Первая стадия греха назы­ва­ется при­ло­гом и про­яв­ля­ется в том, что чело­веку при­хо­дит некая мысль. Прилог – вкрап­ле­ние мысли в созна­ние. Затем должно про­изойти опо­зна­ние её как добрую или злую. Грех не сва­ли­ва­ется неожи­данно, он всегда про­хо­дит все эти стадии. Любая мысль начи­на­ется с при­лога. Но прилог грехом ещё не явля­ется. Поэтому наша задача отсечь гре­хов­ный прилог сразу после его воз­ник­но­ве­ния.

Осуж­де­ние коре­нится в стра­стях празд­но­сло­вия (тема важная, но не к месту) и пусто­сло­вия (сплетни, слухи). Их иско­ре­не­ние избав­ляет от осуж­де­ния.

Научиться первым помыс­лом искать во всех людях хоро­шее.

Рас­сказ прп. Аввы Доро­фея: «Слышал я о некоем брате, что когда он при­хо­дил к кому-либо из братий и видел келлию его невы­ме­тен­ною и непри­бран­ною, то гово­рил в себе: блажен сей брат, что отло­жил заботу обо всём земном, и так весь свой ум устре­мил горе́, что не нахо­дит вре­мени и келлию свою при­ве­сти в поря­док. Также если при­хо­дил к дру­гому и видел келлию его убран­ною, выме­тен­ною и чистою, то опять гово­рил себе: как чиста душа сего брата, так и келлия его чиста, и состо­я­ние келлии согласно с состо­я­нием души его».

Пример из совре­мен­ной жизни. Мы входим в храм и видим девушку без платка в корот­кой юбке или парня в шортах и в майке. Как это пра­вильно вос­при­ни­мать? С радо­стью! «Нецер­ков­ный чело­век зашёл в храм! Слава Богу!».

Не спе­шить выска­заться

Перед любым выска­зы­ва­нием или отве­том нужно всегда брать паузу, нико­гда не спе­шить выска­заться. Осо­бенно важно не спе­шить выплёс­ки­вать нега­тив­ные эмоции – да не зайдёт солнце во гневе вашем ( Еф.4:26 ).

Про­то­и­е­рей Игорь Мазур давал такой совет: Хри­сти­а­нин должен при­дер­жи­ваться 2‑х прин­ци­пов: никого не бояться (кроме Бога) и ничему не удив­ляться. Тот, кто ничему не удив­ля­ется, тому и нечего осуж­дать.

Ста­раться реже оце­ночно гово­рить о других людях

На обе­ден­ном столе блаж. Авгу­стина была сде­лана сле­ду­ю­щая над­пись: «Кто любит в раз­го­во­рах затра­ги­вать доброе имя отсут­ству­ю­щих, пусть знает, что доступ к этому столу ему вос­пре­щен». Если гость, нахо­дя­щийся за столом, забы­вал этот совет и начи­нал сплет­ни­чать, то хозяин гово­рил ему: «Или мы сотрем это изре­че­ние, или я уда­люсь».

В неко­то­рых гре­че­ских мона­сты­рях, соблю­да­ю­щих древ­ние мона­ше­ские уставы, есть пра­вило: если монах поз­во­ляет себе пого­во­рить с кем-то «о тре­тьем лице», то на сле­ду­ю­щий день он не имеет права при­ча­щаться.

Не дове­рять сплет­ням

Можно вспом­нить случай из жизни пре­по­доб­ного Пимена Вели­кого. К нему пришел какой-то брат и стал гово­рить: а вот в таком-то мона­стыре про­ис­хо­дят такие вещи. Пре­по­доб­ный сказал: «Я не знаю, так это или не так». «Но мне об этом сказал верный чело­век», — заме­тил брат. «Был бы верный, не сказал бы», — отве­тил пре­по­доб­ный Пимен.

Есть такой совет: Нико­гда не поз­во­ляйте вашим ушам слы­шать то, что не видели ваши глаза.

Раз­де­лять чело­века и его грех, не сме­ши­вать их, видеть образ Божий в каждом чело­веке

Любой грех это болезнь. У каж­дого из нас свои симп­томы и свои про­яв­ле­ния болезни. Тот, кто осо­знаёт это, иначе отно­сится и к себе, и не осуж­дает ближ­них, по-дру­гому их видит. Ведь нелепо, нахо­дясь в боль­нице, кри­ти­ко­вать боль­ных иными, чем у тебя болез­нями, ведь ты же сам не здоров.

Учи­ты­вать инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти чело­века

Состав­ляя свое мнение о чело­веке или его поступке, мы не в состо­я­нии учи­ты­вать всех фак­то­ров, ока­зав­ших вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние этого чело­века, всех причин, побу­див­ших совер­шить тот или иной посту­пок. Один Гос­подь все­ве­дущ. Люди рож­да­ются с раз­лич­ными наклон­но­стями, раз­лич­ными тем­пе­ра­мен­тами, вос­пи­ты­ва­ются в разных семьях, живут в разной среде. Все это ока­зы­вает вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти и на про­яв­ле­ние ее в делах.

К одному насто­я­телю обра­ти­лись с вопро­сом: «Кто у вас в мона­стыре самый бла­го­че­сти­вый?». Насто­я­тель отве­тил: «Повар. Имея от при­роды нрав вспыль­чи­вый, огнен­ный, этот повар посто­янно сдер­жи­вает себя. И потому внешне не отли­ча­ется от других иноков».

Заме­ча­тель­ный пример при­во­дит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Две девочки-близ­няшки попали на неволь­ни­чий рынок. Одну из них купила мона­хиня и вос­пи­тала в тру­до­лю­бии и бла­го­че­стии. Другую купила блуд­ница и сде­лала ее сна­чала сви­де­тель­ни­цей, а потом и соучаст­ни­цей своей рас­пут­ной жизни. Неужели по смерти этих сестер Гос­подь не учтет всех обсто­я­тельств их судьбы? А мы? Могли бы мы учесть всё? Для нас это невоз­можно. А потому не будем и пытаться про­из­но­сить своего суда над дру­гими.

Не сво­дить все мотивы поступ­ков чело­века к одному

Редко, когда чело­век имеет один мотив, причём злой. Среди моти­вов могут быть добрые и злые, поэтому неверно рас­смат­ри­вать лишь один мотив, воз­можно, чело­век руко­вод­ство­вался совсем другим.

Ста­вить себя на место того, кого хочешь осу­дить

Полезно поста­вить себя на место этого чело­века и поста­раться попро­бо­вать про­жить эту ситу­а­цию им. И тогда, может быть, станет понятно, что дви­гало этим чело­ве­ком, и наша оценка не будет страст­ной. И тогда, может быть, мы поймём, что делать дальше, и не надо будет выно­сить это на общее обсуж­де­ние.

Мило­сер­дие к чело­веку – лекар­ство от осуж­де­ния

Свя­ти­тель Инно­кен­тий Мос­ков­ский гово­рил: все видят, как чело­век падает — никто не видит, как он встает.

Старец Ана­то­лий Оптин­ский учит нас: «Пожа­лей, и не осу­дишь». Надо ста­раться по отно­ше­нию к дру­гому чело­веку быть адво­ка­том, а к себе — про­ку­ро­ром.

«Чтобы изба­виться от греха осуж­де­ния, надо возы­меть мило­сти­вое сердце. Мило­сти­вое сердце не только не осудит кажу­ще­гося нару­ше­ния закона, но и оче­вид­ного для всех. Вместо суда оно вос­при­мет сожа­ле­ние и скорее будет готово пла­кать, нежели уко­рять…
Поспеши воз­бу­дить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуж­де­нию. С жалост­ли­вым же серд­цем обра­тись потом с молит­вою к Гос­поду, чтобы Он всех нас поми­ло­вал, не только того, кого хоте­лось осу­дить, но и нас и, может быть, больше нас, чем того, – и замрет злой позыв».
св. Феофан Затвор­ник

Сразу же пере­клю­чаться от чужого греха к своему: разве я подоб­ного нико­гда не делал, если нет, то легче ли мои иные грехи? Без пере­жи­ва­ния за соб­ствен­ные грехи и полу­чен­ного через это опыта очень сложно избе­жать осуж­де­ния.

Как гово­рил Шекс­пир: Грехи чужих судить вы так усердно рвё­тесь! Нач­ните со своих – и до чужих не добе­рё­тесь.

Есть меткое выска­зы­ва­ние: «Всё, что вы видите во мне, это не моё, а Ваше, моё – это то, что я вижу в вас».

Хотели бы мы быть опо­зо­рен­ным на весь мир? Тогда не будем и мы позо­рить других.

Един­ствен­ный чело­век, с кото­рым мы должны срав­ни­вать себя – это мы в про­шлом. И един­ствен­ный чело­век, лучше кото­рого мы должен быть –это мы сейчас. Поэтому, когда у Вас появи­лось жела­ние кого-то осу­дить, осу­дите это жела­ние.

Избе­гать теле­пе­ре­дач и ново­стей в Сети, кото­рые про­во­ци­руют осуж­де­ние.

Пред­ставьте, что Вам бы пообе­щали 100 тыс.$ в день за то, что мы бы не осуж­дали чело­века, то как бы мы были вни­ма­тельны… Сразу бы мини­ми­зи­ро­вали опас­ное обще­ние, теле­ви­зор. Очень бы вни­ма­тельно за речью сле­дили…

Молиться за осуж­дён­ных нами людей

Вече­ром за каж­дого осуж­дён­ного сотвори несколько покло­нов с молит­вой «Гос­поди, спаси раба Твоего и меня, греш­ного, поми­луй». Можно записки на молебны пода­вать об осуж­дён­ных пра­во­слав­ных.

Пре­по­доб­ный Иосиф Оптин­ский учил против помыс­лов осуж­де­ния молиться молит­вой свя­того Ефрема Сирина и при­во­дить на память свои соб­ствен­ные немощи. Ему вторил преп. Нек­та­рий Оптин­ский: Когда только придет в голову осуж­де­ние, так сейчас же со вни­ма­нием обра­ти­тесь: «Гос­поди, даруй ми зрети моя согре­ше­ния и не осуж­дати брата моего».

Изу­чать опыт подвиж­ни­ков

Про­то­и­е­рей Вале­риан Кре­че­тов рас­ска­зы­вал о своём отце, кото­рый был осуж­дён совет­ской вла­стью по липо­вой поли­ти­че­ской статье и несколько лет провёл в суро­вых усло­виях заклю­че­ния, но не рас­ска­зы­вал об этом детям. При­чина, по кото­рой папа, как мне кажется, не рас­ска­зы­вал о Солов­ках, — он не хотел озлоб­лять нас против режима. Нет ника­кой радо­сти в том, что ты озлоб­ля­ешься на то и тех, что и кто вокруг.

Также он при­во­дил пример вос­по­ми­на­ний испо­вед­ника свя­ти­теля Афа­на­сия, епи­скопа Ков­ров­ского когда, пройдя 30 лет по тюрь­мам и ссыл­кам, он гово­рит, что в таком-то лагере, «помню, был сле­до­ва­тель, милей­ший чело­век». С таким теплом вспо­ми­нает

Прп. Паисий Афон­ский гово­рил: «Всегда надо искать добрый помы­сел, поста­раться оправ­дать чело­века. Увидел согре­ша­ю­щего чело­века — поду­май, что он, может быть, не с той ноги встал, у него дав­ле­ние, сердце, у него, может быть, непри­ят­но­сти на работе, вообще у него боль­ная печень,— это не он, а его физио­ло­гия… И поста­раться найти при­чину, чтобы сгла­дить, про­стить, не обра­тить вни­ма­ния, и самое глав­ное — ска­зать, что он осту­пился. Не «он вор», а «он сво­ро­вал», «он осту­пился». Не «он пья­ница», а «он выпил». Пусть это будет про­дол­жаться подряд десять лет, но все-таки счи­тать, что «он выпил»: вчера, сего­дня, после­зав­тра — «выпил», а не «пья­ница».

Архи­манд­риту Сера­фиму Тяпоч­кин совер­шенно чуждо было осуж­де­ние. Если кто-либо при­хо­дил к нему с жало­бой на ближ­него, начи­нал подробно рас­ска­зы­вать о про­ис­шед­шем и о своем обид­чике, батюшка учтиво оста­нав­ли­вал, но так, чтобы не оскор­бить гово­рив­шего, и при­зы­вал помо­литься за обид­чика. Тут же все сму­ще­ние рас­се­и­ва­лось, обида ути­хала. Дости­гал он этого тем, что, молясь, внут­ренне оста­вался спо­кой­ным, невос­при­им­чи­вым ко всему пло­хому, чуж­дому его душе, по слову запо­веди Хри­сто­вой: «бла­женны миро­творцы, яко они будут наре­чены сынами Божи­ими» ( Мф.5:9 ).

Что делать, если при нас кого-то осуж­дают

Об опас­но­сти на пути пре­об­ра­зо­ва­ния стра­сти в доб­ро­де­тель

«Если бы мы даже не сде­лали ника­кого греха, то уже один этот грех (осуж­де­ние), мог бы свести нас в пре­ис­под­нюю, – гово­рит св. Иоанн Зла­то­уст, – Кто строго рас­сле­дует чужие про­ступки, тот не полу­чит ника­кого снис­хож­де­ния к своим соб­ствен­ным, потому что Бог про­из­нес суд соот­вет­ственно не только свой­ству наших пре­ступ­ле­ний, но и по твоему суду о других… Не будем строго судить других, чтобы и у нас не потре­бо­вали стро­гого отчета, — мы сами обре­ме­нены гре­хами, пре­вы­ша­ю­щими всякое поми­ло­ва­ние. Будем больше состра­дать тем, кото­рые грешат, не заслу­жи­вая снис­хож­де­ния, чтобы и мы могли наде­яться на такую же милость к себе; хотя, сколько бы ни ста­ра­лись, мы нико­гда не будем в состо­я­нии ока­зать такое чело­ве­ко­лю­бие, в каком имеем нужду от чело­ве­ко­лю­би­вого Бога. Поэтому не без­рас­судно ли, когда мы сами нахо­димся в такой боль­шой беде, строго раз­би­рать дела своих собра­тий и вре­дить самим себе? Таким обра­зом, ты не столько выстав­ля­ешь его недо­стой­ным твоего бла­го­де­я­ния, сколько самого себя – недо­стой­ным Божия чело­ве­ко­лю­бия. Кто строго взыс­ки­вает со своего собрата, с того гораздо строже взыщет Бог».

свт. Васи­лий Вели­кий
«Не будь судьей чужих паде­ний. На них есть Судия пра­вед­ный».

пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин:
«(Хри­сти­а­нин) под­вер­га­ется тем же про­вин­но­стям и поро­кам, за кото­рые взду­мал бы осуж­дать других. Сле­до­ва­тельно, всякий должен судить только себя самого; осмот­ри­тельно, осто­рожно наблю­дать за собой во всем, а не рас­сле­до­вать жизнь и пове­де­ние других… Кроме этого еще и потому опасно судить о других, что мы не знаем необ­хо­ди­мо­сти или при­чины, по кото­рой они посту­пают так или иначе. Может быть, перед Богом пра­вильно или изви­ни­тельно то, чем мы соблаз­ня­емся. И мы ока­зы­ва­емся без­рас­суд­ными судьями и этим допус­каем нелег­кий грех».

свя­ти­тель Тихон Задон­ский:
«Бере­гись осу­дить ближ­него, поскольку он пред своим Гос­по­дом стоит или падает, поскольку и сам ты – греш­ник. И пра­вед­нику судить и осуж­дать никого не сле­дует, тем более греш­нику – греш­ника. И судить людей – дело одного Христа: Ему Небес­ный Отец пере­дал Суд, и Он будет судить живых и мерт­вых – этому Суду и сам ты пред­сто­ишь. Бере­гись же похи­тить себе сан Хри­стов – это весьма тяжко – и судить подоб­ных тебе людей, чтобы с этим мерз­ким грехом не явиться на Суд Божий и не быть спра­вед­ливо осуж­ден­ным на вечную казнь».

пре­по­доб­ный Исидор Пелу­сиот:
Нужно обра­тить душев­ное око от рас­смот­ре­ния чужих погреш­но­стей на свои соб­ствен­ные и при­учать язык гово­рить строго не о ближ­них, но о себе самом, ибо плодом этого бывает оправ­да­ние.

прпмч. Мит­ро­фан Среб­рян­ский:
Нет плохих людей на свете, а есть боль­ные души, жалкие, под­вер­жен­ные греху. За них надо молиться, им нужно сочув­ство­вать.

свт. Нико­лай Серб­ский:
Как гряз­ная вода не может убе­лить гряз­ное полотно, так и греш­ник не может очи­стить дру­гого греш­ника, пока себя не очи­стит. Потому предо­сте­ре­гает Гос­подь: исцели себя сам! Если хотите исправ­лять других, исправьте себя, а потом о других рев­нуйте. Это закон Хри­стов.

архи­манд­рит Иоанн (Кре­стьян­кин):
Ты много читал, а не понял глав­ного — духов­ная жизнь начи­на­ется с позна­ния себя и своих немо­щей, а не с суда над окру­жа­ю­щим. Самые раз­ру­ши­тель­ные грехи — это соблазн и осуж­де­ние. Вот и начни вни­ма­нием эти два греха изго­нять из души и сердца.

свя­щен­ник Алек­сандр Ель­ча­ни­нов:
Смот­рите на врагов, как на боль­ных одной с вами болез­нью.

Н.Е. Пестов:
Мы не можем судить ближ­него, т.к. мы не знаем его:

архим. Рафаил (Каре­лин):
Надо вообще избе­гать гово­рить что-либо о людях, оце­ни­вать их, хва­лить или пори­цать, ибо сердце чело­века — это глу­бо­кое море, а мы видим лишь поверх­ность его.

из вос­по­ми­на­ний об архим. Сера­фиме (Тяпоч­кине):
Ему совер­шенно чуждо было осуж­де­ние. Если кто-либо при­хо­дил к нему с жало­бой на ближ­него, начи­нал подробно рас­ска­зы­вать о про­ис­шед­шем и о своем обид­чике, батюшка учтиво оста­нав­ли­вал, но так, чтобы не оскор­бить гово­рив­шего, и при­зы­вал помо­литься за обид­чика. Тут же все сму­ще­ние рас­се­и­ва­лось, обида ути­хала. Дости­гал он этого тем, что, молясь, внут­ренне оста­вался спо­кой­ным, невос­при­им­чи­вым ко всему пло­хому, чуж­дому его душе, по слову запо­веди Хри­сто­вой: «бла­женны миро­творцы, яко они будут наре­чены сынами Божи­ими» ( Мф.5:9 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *