Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады

Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады

Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады

Блокада Ленинграда – один из тяжелейших периодов, который когда-либо пришлось пережить городу. 900 дней и 900 ночей люди держались мужественно и благородно. Суровая блокада города началась 8 сентября 1941 года.

Жителям города пришлось многое преодолеть. Главная цель была – выжить. Продовольствия в городе катастрофически не хватало, так как немецкие войска уничтожили Бадаевские продовольственные склады, обеспечивавшие не только город, но и часть армии. В городе начался голод.

Были предприняты попытки эвакуации женщин и детей подальше от военных действий. Из города увезли около миллиона человек. Эвакуация продолжалась вплоть до 1943 года.

Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады

Люди ели все, что можно было съесть: цветы (из них делали лепешки), растворяли и варили плитки столярного клея с лавровым листом, олифу, на которой поджаривали хлеб.

Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады

Люди выезжали за город, на поля, где уже был собран урожай. Ленинградцы собирали нижние зеленые листья капусты, кочерыжки и ботву. Из них варили супы и делали заготовки на зиму.

Корм для животных. Особенно хорошо шел корм для птиц. Его быстро раскупили и потом питались много голодных месяцев. Корм для птиц состоял из крупы – чечевицы, гороха, вперемешку с палочками и песком.

Люди стали выращивать овощи в парках и скверах, власти это всячески поощряли. Из выращенных овощей делали заготовки на зиму.

Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады

Массово издавались брошюры, где рассказывали, как обрабатывать землю, выращивать овощи, какие дикие травы подходят для употребления в пищу, как сварить суп из крапивы, как из высушенного и измельченного корня одуванчика сделать заменитель кофе.

Хвоя. Это была не только еда, а источник витамина С. Из неё варили напиток, который спасал людей от цинги.

Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады

В пищу шла и промышленная «органика». Свиная кожа для одежды и обуви и столярный клей.

Спасались и ловлей рыбы. Под обстрелом врага рыбачили на Неве ( в основном, мальчишки). Улов был небольшой, но в условиях блокады и эти крохи спасали жизни.

Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады

СЧАСТЛИВЫЕ НАХОДКИ

Была история, когда на антресолях в доме нашли целый чемодан сухарей, который когда-то бабушка привезла на хранение и про него забыли.

Спасались конфетами, которыми в прошлом голу украшали новогоднюю ёлку и положили вместе с ёлочными игрушками.

Рады были и мешочку с крупой, который случайно «завалялся» за буфетом.

КАКИМ БЫЛ ПАЕК

Блокадный паек был очень скудным, даже чтобы поесть один раз, а он выдавался людям на целый день. По рассказам ветеранов-блокадников, кусок хлеба, выдаваемый на человека, был не больше спичечного коробка. Да и состоял он из опилок, соды, бумаги и лишь малой части муки. Из-за этого хлеб был черствым и горьким на вкус, но выбирать не приходилось.

Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады

Чтобы как-то подбодрить жителей, не прекращалось радиовещание. Оно передавало новости или же звук обычного метронома. Это был символ надежды, вечно бьющегося сердца непокоренного города.

Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады

Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады

Единственным спасением была печь «буржуйка», с помощью которой можно было отопить жилье. Жгли, что только могли: мебель, книги паркет, ненужные вещи.

СКОЛЬКО ДНЕЙ ДЛИЛАСЬ БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

Люди героически боролись за свой город, за свою страну. Они выстояли и не сдались. 27 января 1944 года блокада, которая длилась 842 дня, была полностью прорвана. Согласно официальным данным за время блокады в городе погибло 642 тысячи ленинградцев. Тем не менее, город выстоял. А произошло это благодаря тому, что люди придерживались определенных правил выживания.

Существовали ТРИ СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, когда человек расходовал все личные ресурсы исключительно на себя.

СЕМЕЙНАЯ – ресурсы добывались и расходовались сообща внутри семьи.

КОЛЛЕКТИВНАЯ , когда группа людей поддерживала друг друга.

Конечно в коллективе выживать было проще.

Прежде, чем погибнуть, человек долго и мучительно «доходил»: терял до 50% веса, покрывался вшами, болезненно отекал, иногда терял зубы и полностью изнашивал сердце (оно теряло в весе, как и все мышцы, переставая справляться с нагрузками). В какой-то момент проблемой становилось самостоятельно встать, самостоятельно одеться и т.п.

НЕПИСАННЫЕ ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ

ПРАВИЛА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Эффективность немецких бомбардировок в Ленинграде оказалась не такой высокой, как было запланировано противником. Во многом это заслуга бойцов ПВО и добровольцев, дежуривших на крышах домов. Однако, свою роль сыграла и подготовленность ленинградцев, которые знали, как следует действовать во время воздушной тревоги, где находится ближайшее бомбоубежище, а также о том, какой путь является безопасным.

До сих пор на некоторых улицах Санкт-Петербурга можно увидеть таблички с надписями: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!». Благодаря тому, что жители Северной столицы придерживались упомянутых правил, людские потери от бомбардировок оказались минимальными. Всего около 3% жертв блокады погибли от снарядов. Правда, вторая беда – голод – оказалась страшнее бомбежек: оставшиеся 97% скончались именно из-за скудного питания.

Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады

ПОМЕНЬШЕ ВИЗИТОВ

С голодом было связано и еще одно негласное правило – даже если такая возможность появлялась, блокадники редко ходили друг к другу в гости. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись. Конечно, отмирание прежних ритуалов и обычаев было обусловлено традицией наносить визиты не с пустыми руками. Понятно, что тогда ленинградцам дарить было нечего: самим бы выжить.

Литератор А. Тарасенков в своих воспоминаниях описывает своего друга, который сначала делился хлебом, а потом, наоборот, начал уносить кусочки для своей супруги. Во время подобных визитов становилось не по себе не только гостям, но и хозяевам, которым нечего было предложить друзьям и родственникам.

ПРАВИЛА ПИТАНИЯ

Вообще правила питания являлись для блокадников основными. Одна из жительниц осажденного города, слова которой приведены в сборнике «Школа жизни. Воспоминания детей блокадного Ленинграда», вспоминала, что у них в семье был установлен строгий порядок: один кусочек хлеба на завтрак и на ужин и два – на обед. Съедать сразу все взрослые детям попросту запрещали. В качестве доказательства эффективности такого метода женщина рассказывает про мать и трех детей, проживавших в соседней квартире. Они, едва выкупали хлеб, тут же его съедали. Все они умерли, кроме младшей дочери.

Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады

Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады

ПОВЕДЕНИЕ В ОЧЕРЕДИ

Что касается очередей за продуктами питания, то тут люди действовали вполне осознанно. Авторы книги «Война и блокада» Александр Чистиков и Валентин Ковальчук, пишут, что всегда существовала опасность того, что в выстраданную долгими часами ожидания очередь могут вклиниться полукриминальные, а то и просто «нахальные» личности.

Р.И. Нератова рассказывала, что для того, чтобы избежать подобных инцидентов, каждый участник очереди обхватывал локти впередистоящего и плотно прижимался к нему всем телом. Такая сплоченность не только препятствовала преступникам, но и помогала сохранить тепло и не давала упасть на землю, если кому-то вдруг становилось плохо от голода.

Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады

«НЕ ЛОЖИТЬСЯ»

Нормы хлеба все время уменьшались. Если в сентябре 1941 года суточная норма для рабочего составляла 600 граммов, то в ноябре она сократилась до 250 граммов. Все остальные, в том числе и дети, получали всего по 125 граммов. Но и столько хлеба печь было не из чего: в тесто добавляли все, вплоть до древесных опилок. Поэтому неудивительно, что ленинградцы даже передвигались с большим трудом. Однако, несмотря на слабость, двигаться было необходимо.

О правиле «не ложиться и все время что-нибудь делать» вспоминают многие пережившие эти страшные дни. «Кто ложился, тот больше никогда не вставал».

В дни блокады горожане объединялись, чтобы помочь тем, кто оказался на грани жизни и смерти. Специальные бытовые отряды обходили квартиры. Когда находили детей, их забирали и отправляли в детские дома. Лежачим затапливали печь, согревали кипяток. Так было легче. И человек вставал, начинал потихоньку двигаться. Люди оживали…

Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады

А ещё почти все блокадники курили. Табак, пусть и смешанный с высушенными листьями, притуплял голод. Ленинградцы шутливо прозвали эту смесь «сказками Венского леса» (за наличие внутри самокрутки суррогатов табака), и с сигаретой в зубах можно было встретить даже десятилетних мальчишек.

Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады

Мало кто знает, что солдаты… охотились на передовой! Они крошили на землю немного хлеба и ждали, когда слетятся воробьи. Затем по команде стреляли по птицам из рогаток. И шутили – два воробья на котелок воды – доппаек Ленинградского фронта! Юмор и в этой ситуации помогал выжить. Главное – действовать и верить в победу!

ПОДВИГ, СОВЕРШЕННЫЙ ЛЮДЬМИ ВО ВРЕМЯ БЛОКАДЫ, НЕЛЬЗЯ ЧЕМ-ЛИБО ИЗМЕРИТЬ. ЕГО НУЖНО ПОМНИТЬ ВСЕГДА И ЧТИТЬ ПАМЯТЬ ГЕРОЕВ.

Источник

В нечеловеческих условиях остаться человеком. Факультатив

Думается, что мы чаще должны вспоминать тех, кто сражался за наш прекрасный город на Неве, кто выстоял блокаду, кто погиб, оказавшись в осажденном Ленинграде…

Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к городу и окружить его. Днем фашисты обстреливали его из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети.

Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и служащие получали лишь до 250 граммов суррогатного хлеба, а иждивенцы и дети – всего 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание блокадников. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли и их в пищу. Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания.

Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.

Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу приходилось ходить пешком по занесенным снегом и нерасчищенным улицам. Основной «транспорт» жителей города – детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжелобольных и умерших, завернутых в простыни, т.к. дерева на гробы не было.

Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнит глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, многие дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились». Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.

В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса печурка-«буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

«Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунину, заслуженную учительницу РСФСР, – вспоминает Ольга Николаевна Тюлева, – было ей уже за 60 лет. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном темном платье, белоснежном воротничке и такой же подтянутости требовала от нас, школьников. Я смотрела на нее и думала: В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу. Своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу – в нечеловеческих условиях суметь остаться человеком».

Однако несмотря на всю бедственность положения города гитлеровцам не удалось захватить Ленинград ни с ходу, ни штурмом, ни осадой и измором. Долгих 29 месяцев они вели ожесточённую, кровопролитную битву с городом, который по своему вкладу в общую борьбу сравнялся с фронтом. Ленинградцы пережили ужасы голода и холода, бомбёжки и обстрелы, понесли ни с чем не сравнимые потери, но не сдались. Город-фронт не просто выстоял. В этой беспримерной схватке были разгромлены блокировавшие его войска. Серьёзно подорванным в итоге оказался дух самих гитлеровцев, населения Германии, её сателлитов. За годы блокады погибли около 850 тысяч ленинградцев. Мужчины, женщины, дети… Они тоже хотели жить, но они не могли представить себе жизни в неволе, под пятой врага. И они умирали во имя и ради нашего будущего.

Федор Удалов, ученик 11-го класса лицея №395, Санкт-Петербург

Источник

Урок литературы по теме «Обсуждение книги Людмилы Никольской «Должна остаться живой»». 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Оформление доски и оформление тетради (см. Приложение 1).

Вот факты о блокаде Ленинграда, взятые с одного из интернет-сайтов.

Блокада Ленинграда длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы.
В 1941 году Гитлер развернул военные действия на подступах к Ленинграду, чтобы полностью уничтожить город. 8 сентября 1941 года кольцо вокруг важного стратегического и политического центра сомкнулось.

Лютый голод косил людей тысячами. Карточная система не спасала положение. Хлебные нормы были настолько малы, что жители все равно умирали от истощения. Холод пришел с ранней зимой 1941 года. Но надежды Рейха на панику и хаос среди населения не оправдались. Город продолжал жить и трудиться.

Чтобы как-то помочь осажденным жителям, через Ладогу была организована «Дорога жизни», по которой смогли эвакуировать часть населения и доставить некоторые продукты.

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 млн. человек. Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда.

18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.

Мы, кто так далёк от этой истории и в пространстве, и во времени, узнаём эти факты, когда раз в год об этом сообщается в новостных программах. Признаемся, что, когда едем в Санкт-Петербург, мы в первую очередь посещаем дворцы, парки и художественные музеи. А ведь был Ленинград! И замечательно, что история предстаёт перед нами в ярких художественных образах, в сюжете, в истории пусть вымышленных, но всё равно реальных людей. Посмотрим, какой предстает эта история в книге Людмилы Никольской «Должна остаться живой».

См. вопросы на доске. Ответы на них – наша цель.

Посмотрим на реальные фотографии (см. Приложение 2). Расскажите, какие сцены, эпизоды повести они могли бы проиллюстрировать.

Набирают кипяток. В повести описан декабрь 1941 года – первая зима блокады. Холод.

В семье Майи вместо камина – «буржуйка»; «Духовка на кривых железных ножках»; «На ней можно еду готовить»; «Конфорка есть! Нагревается быстро!»
«Тепло – второй хлеб».
«Комната без стекол, окна забиты, затянуты ватными матрацами, тряпками».
«Но стоит буржуйке протопиться, она тут же остывает, и крупная дрожь тут же карабкается на спину Майе».
«Несколько часов их выручает нагретый утюг и закутанный в подушки чайник с кипятком».

Хлебные карточки. Описываются карточки – были рабочие, служащие, детские. Голод.

Разрушенный дом. Обстрелы.

Ленинградцы набирают воду.

— Майя ходит за водой для своей семьи, для Юрика с бабушкой из 48 квартиры, для соседей. Описывается, как она упала, потеряла кастрюлю. Своё ведро ей отдал умирающий старик, которого потом забрала сандружина.

Сандружинницы.

— Специально подготовленные девушки, которые собирали ослабевших, кого еще можно было спасти, на улицах, в квартирах.

Солдаты. Страх за близких.

— На фронте отец и брат Майи (впоследствии сообщается, что папа погиб – утонул в болоте).
— Брат Толик хочет на фронт, мама против. В конце повести рассказывается, что он всё-таки уходит на фронт.
— Соседский сын Игорь на фронте. «Почти весь его 10-ый класс уходил на фронт добровольцами».
— Из Майиной коммуналки на фронт ушли трое мужчин и трое юношей.
— Разговор Майи с художником Петром Андреичем: «Писал Игорёк, что с тремя винтовками на отделение погнали против фашистских танков. Дивизии в землю ложатся… вот горе…»

— Много смертей: у Мани Будкиной умерла сестра Зоя; умирает инженер Арвид, его мать Эмилия Христофоровна.
— За Арвидом идут в морг Майя и её мама с Эмилией Христофоровной. «Блокадный морг располагался под открытым небом». Майя, «похолодев от ужаса», стояла и глядела, как грузят умерших.
— Майя боится умереть.
— Перестав есть, умирает Эмилия Христофоровна. Её везут в тот же морг.
— «Снова снимала очередную жатву блокада».
— Майя плачет: «Я не хочу вот так лежать… как дрова! Я не могу… мне же…», «Война кончится? Она ждёт, когда мы все умрём?», «Мне нельзя умирать, правда, мама?»
— Умерла бабушка Юрика из 48 квартиры.
— У Мани Будкиной умерли все.
— На грани смерти Петр Андреич.
— «Майе приходилось видеть мертвых людей на заснеженных улицах».

Младенцы. Дети остаются сиротами.

— Майя приносит домой Юрика из 48 квартиры: «У него никого нет. Все у него убитые и умершие»; «А Юрик живой… он бы умер, мамочка, если бы я не принесла его сюда».
— Мама: «Мы не имеем на него прав. Ладно, разберемся, пусть пока побудет у нас. Не нести же его обратно к покойнице».

Комсомолка-стахановка у станка. Работа для фронта.

— Соседи Майи по квартире (Арвид Янович и Эмилия Христофоровна). Арвид – военный инженер на Кировском заводе. Смертельно устает. Домой ночевать не всегда приходит. «От бомбёжек рушились вековые стены, не выдерживал металл, а Кировский заводработал. Смелые ленинградские рабочие не выходили неделями из своих цехов. Чтобы не падать от слабости, привязывали себя веревками к станкам. Всё больше фронту требовалось танков. Всё больше требовалось гранат и снарядов. Фронт требовал, и рабочие отдавали всё, что могли. Даже свои жизни. Они были уверены, что бойцы отстоят город». Узнаём, что Арвид Янович умирает у подъезда своего дома.

Таким образом, в повести Л.Никольской подробно описана жизнь в блокадном Ленинграде.

Самостоятельно запишите в тетради, что пришлось пережить ленинградцам (обобщается обсужденный материал, записывается вывод, зачитывается). Дополнение: иногда люди вынуждены делать то, чего не сделали бы в нормальной, мирной жизни (скорее всего, Майя отдаст котенка Кадика, чтобы спасти от смерти Петра Андреича).

Как же выжить в этих нечеловеческих условиях? В повести показаны разные варианты поведения. Приведем примеры.

На доске – карточки с указанием героев (см. Приложение 3). Берём, читаем, объясняем «позицию» каждого.

Отрицательные персонажи.

— Дворник Софроныч. Хотел забрать у Мани и Майи карточки. Он и его сообщники присваивали карточки умерших.
— Отец Мани Будкиной. Забрал карточки всей семьи, они умирают от голода. Потом вообще исчез.
— Подстаканников. Носил со склада муку в карманах, за стакан муки купил двухкомнатную квартиру. «Одни голодают, а другие продают. Одни воюют, а другие складами заведуют».
— Парень Ромка Чернопузов (Пузо). Отбирает у Майи сумку с продуктами: «Убью, зараза!» Стал выламывать ей руку, достал еду из сумки. Майя: «Вором и бандитом стать хочешь? Это не моё. У ребенка еду отбирать?»

Положительные персонажи

Сделаем вывод: мало просто выжить, пережить войну. Надо остаться человеком. Запишите в тетради, что значит «оставаться человеком» в нечеловеческих условиях блокады. Выводы зачитываются (например, сохранить совесть, честь сострадание, желание помочь другому, сохранить способность заботиться о близких, способность думать не только о себе).

Подведём итоги. Книга Людмилы Никольской, написанная в 2003 году, полная трагических ситуаций, оставляющая открытыми некоторые вопросы, заставляет задуматься о важном. А можно сказать, что и открывает на некоторые вещи глаза. Попробуем оформить свои впечатления в виде предложения с таким началом: «Прочитав книгу Л.Никольской «Должна остаться живой», я узнал…/я понял…»

Например: …как тяжело приходилось ленинградцам в дни блокады… нет ничего страшнее блокады и войны… люди могут повести себя по-разному в страшных условиях войны… надо беречь мир… даже в самых страшных условиях надо оставаться человеком… надо с уважением относиться к пережившим войну… и т.п.

Если останется время, можно обобщить материал по прочитанным книгам.

Вспомним еще раз содержание прочитанных произведений. Кто их герои? Дети. Война показана глазами детей.

Составим небольшое рассуждение, где в качестве тезиса будет предложение, в котором сочетаются слова «война» и «дети». Предложите тезис и два аргумента с примерами-иллюстрациями из прочитанных произведений. Пример см. Приложение 4. Зачитываются получившиеся варианты.

Если кого-то заинтересовала тема войны, можно порекомендовать некоторые книги, написанные в конце 20 века – в наше время (см. Приложение 5)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *