Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады сочинение

Урок литературы по теме «Обсуждение книги Людмилы Никольской «Должна остаться живой»». 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Оформление доски и оформление тетради (см. Приложение 1).

Вот факты о блокаде Ленинграда, взятые с одного из интернет-сайтов.

Блокада Ленинграда длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы.
В 1941 году Гитлер развернул военные действия на подступах к Ленинграду, чтобы полностью уничтожить город. 8 сентября 1941 года кольцо вокруг важного стратегического и политического центра сомкнулось.

Лютый голод косил людей тысячами. Карточная система не спасала положение. Хлебные нормы были настолько малы, что жители все равно умирали от истощения. Холод пришел с ранней зимой 1941 года. Но надежды Рейха на панику и хаос среди населения не оправдались. Город продолжал жить и трудиться.

Чтобы как-то помочь осажденным жителям, через Ладогу была организована «Дорога жизни», по которой смогли эвакуировать часть населения и доставить некоторые продукты.

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 млн. человек. Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда.

18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.

Мы, кто так далёк от этой истории и в пространстве, и во времени, узнаём эти факты, когда раз в год об этом сообщается в новостных программах. Признаемся, что, когда едем в Санкт-Петербург, мы в первую очередь посещаем дворцы, парки и художественные музеи. А ведь был Ленинград! И замечательно, что история предстаёт перед нами в ярких художественных образах, в сюжете, в истории пусть вымышленных, но всё равно реальных людей. Посмотрим, какой предстает эта история в книге Людмилы Никольской «Должна остаться живой».

См. вопросы на доске. Ответы на них – наша цель.

Посмотрим на реальные фотографии (см. Приложение 2). Расскажите, какие сцены, эпизоды повести они могли бы проиллюстрировать.

Набирают кипяток. В повести описан декабрь 1941 года – первая зима блокады. Холод.

В семье Майи вместо камина – «буржуйка»; «Духовка на кривых железных ножках»; «На ней можно еду готовить»; «Конфорка есть! Нагревается быстро!»
«Тепло – второй хлеб».
«Комната без стекол, окна забиты, затянуты ватными матрацами, тряпками».
«Но стоит буржуйке протопиться, она тут же остывает, и крупная дрожь тут же карабкается на спину Майе».
«Несколько часов их выручает нагретый утюг и закутанный в подушки чайник с кипятком».

Хлебные карточки. Описываются карточки – были рабочие, служащие, детские. Голод.

Разрушенный дом. Обстрелы.

Ленинградцы набирают воду.

— Майя ходит за водой для своей семьи, для Юрика с бабушкой из 48 квартиры, для соседей. Описывается, как она упала, потеряла кастрюлю. Своё ведро ей отдал умирающий старик, которого потом забрала сандружина.

Сандружинницы.

— Специально подготовленные девушки, которые собирали ослабевших, кого еще можно было спасти, на улицах, в квартирах.

Солдаты. Страх за близких.

— На фронте отец и брат Майи (впоследствии сообщается, что папа погиб – утонул в болоте).
— Брат Толик хочет на фронт, мама против. В конце повести рассказывается, что он всё-таки уходит на фронт.
— Соседский сын Игорь на фронте. «Почти весь его 10-ый класс уходил на фронт добровольцами».
— Из Майиной коммуналки на фронт ушли трое мужчин и трое юношей.
— Разговор Майи с художником Петром Андреичем: «Писал Игорёк, что с тремя винтовками на отделение погнали против фашистских танков. Дивизии в землю ложатся… вот горе…»

— Много смертей: у Мани Будкиной умерла сестра Зоя; умирает инженер Арвид, его мать Эмилия Христофоровна.
— За Арвидом идут в морг Майя и её мама с Эмилией Христофоровной. «Блокадный морг располагался под открытым небом». Майя, «похолодев от ужаса», стояла и глядела, как грузят умерших.
— Майя боится умереть.
— Перестав есть, умирает Эмилия Христофоровна. Её везут в тот же морг.
— «Снова снимала очередную жатву блокада».
— Майя плачет: «Я не хочу вот так лежать… как дрова! Я не могу… мне же…», «Война кончится? Она ждёт, когда мы все умрём?», «Мне нельзя умирать, правда, мама?»
— Умерла бабушка Юрика из 48 квартиры.
— У Мани Будкиной умерли все.
— На грани смерти Петр Андреич.
— «Майе приходилось видеть мертвых людей на заснеженных улицах».

Младенцы. Дети остаются сиротами.

— Майя приносит домой Юрика из 48 квартиры: «У него никого нет. Все у него убитые и умершие»; «А Юрик живой… он бы умер, мамочка, если бы я не принесла его сюда».
— Мама: «Мы не имеем на него прав. Ладно, разберемся, пусть пока побудет у нас. Не нести же его обратно к покойнице».

Комсомолка-стахановка у станка. Работа для фронта.

— Соседи Майи по квартире (Арвид Янович и Эмилия Христофоровна). Арвид – военный инженер на Кировском заводе. Смертельно устает. Домой ночевать не всегда приходит. «От бомбёжек рушились вековые стены, не выдерживал металл, а Кировский заводработал. Смелые ленинградские рабочие не выходили неделями из своих цехов. Чтобы не падать от слабости, привязывали себя веревками к станкам. Всё больше фронту требовалось танков. Всё больше требовалось гранат и снарядов. Фронт требовал, и рабочие отдавали всё, что могли. Даже свои жизни. Они были уверены, что бойцы отстоят город». Узнаём, что Арвид Янович умирает у подъезда своего дома.

Таким образом, в повести Л.Никольской подробно описана жизнь в блокадном Ленинграде.

Самостоятельно запишите в тетради, что пришлось пережить ленинградцам (обобщается обсужденный материал, записывается вывод, зачитывается). Дополнение: иногда люди вынуждены делать то, чего не сделали бы в нормальной, мирной жизни (скорее всего, Майя отдаст котенка Кадика, чтобы спасти от смерти Петра Андреича).

Как же выжить в этих нечеловеческих условиях? В повести показаны разные варианты поведения. Приведем примеры.

На доске – карточки с указанием героев (см. Приложение 3). Берём, читаем, объясняем «позицию» каждого.

Отрицательные персонажи.

— Дворник Софроныч. Хотел забрать у Мани и Майи карточки. Он и его сообщники присваивали карточки умерших.
— Отец Мани Будкиной. Забрал карточки всей семьи, они умирают от голода. Потом вообще исчез.
— Подстаканников. Носил со склада муку в карманах, за стакан муки купил двухкомнатную квартиру. «Одни голодают, а другие продают. Одни воюют, а другие складами заведуют».
— Парень Ромка Чернопузов (Пузо). Отбирает у Майи сумку с продуктами: «Убью, зараза!» Стал выламывать ей руку, достал еду из сумки. Майя: «Вором и бандитом стать хочешь? Это не моё. У ребенка еду отбирать?»

Положительные персонажи

Сделаем вывод: мало просто выжить, пережить войну. Надо остаться человеком. Запишите в тетради, что значит «оставаться человеком» в нечеловеческих условиях блокады. Выводы зачитываются (например, сохранить совесть, честь сострадание, желание помочь другому, сохранить способность заботиться о близких, способность думать не только о себе).

Подведём итоги. Книга Людмилы Никольской, написанная в 2003 году, полная трагических ситуаций, оставляющая открытыми некоторые вопросы, заставляет задуматься о важном. А можно сказать, что и открывает на некоторые вещи глаза. Попробуем оформить свои впечатления в виде предложения с таким началом: «Прочитав книгу Л.Никольской «Должна остаться живой», я узнал…/я понял…»

Например: …как тяжело приходилось ленинградцам в дни блокады… нет ничего страшнее блокады и войны… люди могут повести себя по-разному в страшных условиях войны… надо беречь мир… даже в самых страшных условиях надо оставаться человеком… надо с уважением относиться к пережившим войну… и т.п.

Если останется время, можно обобщить материал по прочитанным книгам.

Вспомним еще раз содержание прочитанных произведений. Кто их герои? Дети. Война показана глазами детей.

Составим небольшое рассуждение, где в качестве тезиса будет предложение, в котором сочетаются слова «война» и «дети». Предложите тезис и два аргумента с примерами-иллюстрациями из прочитанных произведений. Пример см. Приложение 4. Зачитываются получившиеся варианты.

Если кого-то заинтересовала тема войны, можно порекомендовать некоторые книги, написанные в конце 20 века – в наше время (см. Приложение 5)

Источник

Сочинение к варианту №16 ЕГЭ-2022 по русскому языку

Готовое сочинение к варианту №16 сборника «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько.

Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

Но не всё ещё перевидел он сегодня.

Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной.

(1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

(2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

(3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

— (б)Греетесь, живодёры1 (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас. —солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

— (13)Ложись! — Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

(14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск,

не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

— (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу. (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

(27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

(29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (ЗО)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

(32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

(33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

— (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (Зб)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят.

(40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)0ни тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

(42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

(45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

(47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

— Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал. (51)Ладом!

(52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

(53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака. (54)Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

Самое страшное и антигуманное, что есть на земле, – это война. Она калечит судьбы миллионов людей, которые теряют своих родных и близких. Конечно, защищать Родину в тяжёлый для всего народа период – необходимо, поэтому многие вынуждены идти на войну, потому что это их гражданский и нравственный долг. Но нельзя забывать, к каким последствиям приводит это кровопролитие. В.П. Астафьев поднимает в тексте проблему бесчеловечности войны.

Кроме того, нельзя не обратить внимания на то, скольких человек война лишила права на полноценную жизнь. В.П. Астафьев пишет, что санитар не успевал даже «раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты». Для врача все люди должны быть равны, поэтому он помогал и своим, и пленным солдатам. Автор описывает войну такой, какой она была на самом деле, не пытаясь что-либо приукрасить. Ни в чём не повинный человек мог погибнуть или получить тяжёлое ранение. Выжившие солдаты тоже лишались возможности жить так, как прежде: их душевные раны невозможно было исцелить. Писатель показывает читателю страшную картину: «В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью».

Оба аргумента взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они доказывают авторскую мысль о том, что война – это бесчеловечное преступление, потому что она не щадит никого – ни защитников, ни захватчиков.

Нельзя не согласиться с точкой зрения В.П. Астафьева. Действительно, на войне нет места гуманности. Так, Андрей Соколов, герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», теряет во время войны самых близких людей, а вместе с тем и утрачивает смысл жизни. Волею судьбы он встречается с сиротой Ванюшкой. Мальчик тоже стал жертвой жестокого кровопролития, которое лишило его родителей. Только человечность, душевная доброта и способность к состраданию помогают этим двум чужим людям стать самыми родными и жить дальше.

Таким образом, война всегда приносит страдания ни в чём не повинным людям. Именно поэтому так важно делать всё возможное, чтобы наше существование было мирным, а для этого необходимо быть гуманным по отношению друг к другу.

Источник

Мужество жителей блокадного Ленинграда по тексту Гранина «Я считал, что знаю, что такое блокада Ленинграда. » (ЕГЭ по русскому)

В предложенном тексте Д. А. Гранин поднимает проблему стойкости жителей блокадного Ленинграда.

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор рассказывает о женщине, жениха которой во время блокады призвали в армию. Несмотря на риск погибнуть, многочисленные заставы и патрули, она все равно продолжала навещать возлюбленного и приносить ему еду, теплые вещи и т. д, даже если приходилось преодолевать пешком огромные расстояния. Так писатель указывает на то, что никакие трудности не смогли сломить жителей блокадного Ленинграда, и они не только старались выжить сами, но и пытались всеми силами помогать другим. Коме того, автор пишет о том, что люди, которые были воспитаны в Ленинграде — городе высокой культуры, во время блокады смогли остаться людьми, справиться со всеми трудностями, вставшими на их пути.

“Люди чувствовали, что до тех пор, пока город живой, он может отстаивать себя”, — пишет Д. А. Гранин. Читатель понимает: жители до последнего вздоха защищали блокадный Ленинград, поддерживали в нем жизнь. Люди, воспитанные в городе высокой культуры, остались людьми и выстояли, несмотря ни на что. Оба примера, дополняя друг друга, дают возможность понять, что человеческим возможностям нет предела: несмотря на блокаду, голод, холод, опасность, исходящую отовсюду, жители Ленинграда до последнего дня оставались стойкими и непоколебимыми, и встретились с трудностями лицом к лицу.

Позиция Д. А. Гранина такова: Ленинград — город, который отличался своей высокой культурой, духовной жизнью. Воспитанные в этих условиях жители смогли и во время страшной блокады остаться людьми и отстаивать свой город. Даже в таких тяжелейших условиях люди все равно старались помогать друг другу, несмотря ни на что.

Я согласен с мнением автора. Блокада принесла огромное количество потерь, люди умирали от голода, холода, бомбежек, но все равно оставались людьми и стояли за свой город до конца.

I. Содержание сочинения.

К1. Формулировка проблем исходного текста (1 балл из 1).

Проблема исходного текста сформулирована верно.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (6 баллов из 6).

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

К3. Отражение позиции автора исходного текста (1 балл из 1).

Позиция автора (рассказчика) по прокомментированной проблеме исходного текста сформулирована верно.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (1 балл из 1).

Отношение к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано.

II. Речевое оформление сочинения.

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (0 баллов из 2).

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется 2 и более случая нарушения абзацного членения текста.

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор рассказывает о женщине, жениха которой во время блокады призвали в армию. Несмотря на риск погибнуть, многочисленные заставы и патрули, она все равно продолжала навещать возлюбленного и приносить ему еду, теплые вещи и т. д (.), даже если приходилось преодолевать пешком огромные расстояния. Так писатель указывает на то, что никакие трудности не смогли сломить жителей блокадного Ленинграда, и они не только старались выжить сами, но и пытались всеми силами помогать другим.

Коме того, автор пишет о том, что люди, которые были воспитаны в Ленинграде — городе высокой культуры, во время блокады смогли остаться людьми, справиться со всеми трудностями, вставшими на их пути. “Люди чувствовали, что до тех пор, пока город живой, он может отстаивать себя”, — пишет Д. А. Гранин. Читатель понимает: жители до последнего вздоха защищали блокадный Ленинград, поддерживали в нем жизнь. Люди, воспитанные в городе высокой культуры, остались людьми и выстояли, несмотря ни на что.

Оба примера, дополняя друг друга, дают возможность понять, что человеческим возможностям нет предела: несмотря на блокаду, голод, холод, опасность, исходящую отовсюду, жители Ленинграда до последнего дня оставались стойкими и непоколебимыми, и встретились с трудностями лицом к лицу.

К6. Точность и выразительность речи (0 баллов из 2).

Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

К7. Соблюдение орфографических норм (3 балла из 3).

Орфографических ошибок нет.

К8. Соблюдение пунктуационных норм (2 балла из 3).

Допущена одна ошибка.

К9. Соблюдение грамматических норм (2 балла из 2).

Грамматических ошибок нет.

К10. Соблюдение речевых норм (1 балл из 2).

Допущены две ошибки.

Оба примера, дополняя друг друга, дают возможность понять, что человеческим возможностям нет предела: несмотря на блокаду, голод, холод, опасность, исходящую отовсюду, жители Ленинграда до последнего дня оставались стойкими и непоколебимыми, и встретились с трудностями лицом к лицу.

Позиция Д. А. Гранина такова: Ленинград — город, который отличался своей высокой культурой, духовной жизнью. Воспитанные в этих условиях жители смогли и во время страшной блокады остаться людьми и отстаивать свой город. Даже в таких тяжелейших условиях люди все равно старались помогать друг другу, несмотря ни на что.

Я согласен с мнением автора. Блокада принесла огромное количество потерь, люди умирали от голода, холода, бомбежек, но все равно оставались людьми и стояли за свой город до конца.

К11. Соблюдение этических норм (1 балл из 1).

Этические ошибки в работе отсутствуют.

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (1 балл из 1).

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады сочинение

Что значит остаться человеком в нечеловеческих условиях блокады сочинение

Война – страшное явление, античеловечное по своей сущности. Она уносит много невинных человеческих жизней, стирает с лица Земли целые города. Совсем недавно повсюду были слышны крики, плач женщин и детей, лилась кровь, люди страдали от голода. В такие времена главное оставаться человеком. Но что помогло людям не уподобиться животным, сохранить человеческую сущность в страшных, нечеловеческих условиях войны?

На этот вопрос следует поискать ответ в произведениях Михаила Александровича Шолохова.

В другом произведении Шолохова, под названием «Жеребёнок», мы видим иную ситуацию: здесь писатель показывает нам, что важно быть человечным не только к другим людям, но и к братьям нашим меньшим – животным. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Таким образом, в страшных условиях войны, меняющих человеческое сознание, его душу, мироощущение, очень важно оставаться человеком. А сохранить свою сущность, даже перед лицом трудностей войны, помогают такие чувства как любовь, милосердие, сострадание и доброта.

Источник

Сочинение к варианту №7 ЕГЭ-2022 по русскому языку

Готовое сочинение к варианту №7 сборника «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько.

Я считал, что знаю, что такое блокада Ленинграда. Когда ко мне в тысяча девятьсот семьдесят четвёртом году приехал Алесь Адамович и предложил писать книгу о блокаде, записывать рассказы блокадников, я отказался. Считал, что про блокаду всё известно.

(8)Мы даже, по-моему, не записывали его или записали потом, по памяти. (9)Ей было восемнадцать лет. у неё был роман. (Ю)Любила Федю, своего жениха. (11)Федю взяли в армию, и стояла его часть под Ленинградом, где-то в районе Шушар. (12)0на пробиралась к нему. (13)Носила сухари, варенье, носила домашние вещи: рукавички, шарф. (14)Но главное — как она пробиралась туда. (15)Я знал: заставы наши, патрули не пропускали штатских, гражданских — это строго-настрого было запрещено. (16)Перебежчики могли быть, могли быть шпионы. (17)Тем не менее она несколько раз побывала у него, шла шестнадцать километров, добиралась до его части, упрашивала, умаливала эти патрули. (18)И её пускали. (19)То был удивительный пример любви. (20)Любви, которая попала в блокаду. (21)Её рассказ меня и тронул, и удивил.

(22)Кроме этого, Адамович уговорил ещё к одной блокаднице сходить. (23)Короче, я увидел, что существовала во время блокады неизвестная мне внутрисемейная и внутридушевная жизнь людей, она состояла из подробностей, деталей, трогательных и страшных, необычных. (24)В конце концов я дал согласие.

(25)Мне всё это было странно, поскольку никогда не работал вдвоём, и ещё: Адамович не ленинградец. (26)Он белорус. (27)Прошёл войну совсем не такую, как я. (28)Партизанскую, в этом заключалась разница наших представлений о войне, о фронте. (29)Но, как потом выяснилось, это имело и свои преимущества. (ЗО)Его совершенно свежий взгляд на Ленинград, на ленинградскую жизнь помогал ему увидеть то, что для меня давно стёрлось, — особые приметы того военного времени.

(31)Так мы начали вместе работать. (32)Блокадники передавали нас друг другу. (ЗЗ)Тогда блокадников было много. (34)Это были семидесятые годы XX века; середина — конец семидесятых годов. (35)Мы ходили из дома в дом, из квартиры в квартиру, выслушивали, записывали на магнитофон рассказы. (36)Сначала мы ходили вместе, потом разделились, чтобы охватить больше людей. (37)Почему нам было нужно больше людей? (38)Да потому, что, оказалось, у каждого есть свой рассказ.

(39) У каждого оказалась своя трагедия, своя драма, своя история, свои смерти.

(40) Люди и голодали по-разному, и умирали по-разному. (41)Мы набрали двести рассказов, и ничего не повторилось.

(42)Что такое эта запись? (43)Тоже интересно. (44)Приходили мы — и блокадники большей частью не хотели ничего рассказывать. (45)Не хотели возвращаться в ту зиму, в те блокадные годы, в голод, в смерти. (46)Ни за что. (47)Но потом соглашались, как правило, не было ни одного случая, чтобы нам отказали наотрез. (48)Иногда мы уходили, а они потом звонили нам и приглашали нас. (49)Мы не сразу поняли, в чём тут дело. (50)Потом разобрались: у людей была потребность рассказать, чтобы освободиться. (51)Какая-то женщина пыталась некогда рассказать об этом своим детям или соседям, внукам, родным — её не слушали. (52)Не хотели слушать. (53)Когда приходили мы, писатели, с магнитофоном и она начинала рассказ, они собирались вокруг нас и слушали совершенно по-новому: как мы, как посторонние люди. (54)Часто — слышали впервые о том, что происходило в этой квартире, что происходило с матерью, что происходило в этой семье. (55)Рыдали, плакали.

(56)Многое решал талант рассказчика. (57)Лучше всего рассказывали женщины. (58)Женская память устроена несколько иначе, чем мужская. (59)Ведь мужская память — она глобальная какая-то. (60)Мужчин общие ситуации больше интересуют. (61 )А подробности быта, бытия, что творилось на малом участке очередь, булочная, квартира, соседи, лестница, кладбище, — это память. женская. (62)Она была более красочная и крепкая. (63)Примерно из десяти рассказов один, как правило, гениальный; два-три рассказа — талантливых, очень интересных. (64)Но даже из незначительных иногда рассказов всё равно всегда всплывали детали и подробности впечатляющие.

(65)О чём же получилась эта книга? (66)Мы решили, что эта книга, во-первых, об интеллигенции и об интеллигентности. (67)Ленинград — город, который отличался высокой культурой, интеллектом, интеллигенцией своей, духовной жизнью. (68)Мы хотели показать, как люди, которые были воспитаны этой культурой, смогли оставаться людьми, выстоять. (69)Второе, что мы хотели, — показать пределы человека. (70)Мы сами не представляли себе возможностей человека. (71)Человека, который не просто отстаивает свою жизнь: люди эти чувствовали, понимали, что до тех пор, пока город живой, он может отстаивать себя.

Важно ли сохранять историческую память народа? Говорят, что жизнь погибших людей продолжается, пока о них помнят те, кто остался в живых. Литература – лучший хранитель памяти. Именно благодаря художественным произведениям мы многое узнаём о страшных событиях Великой Отечественной войны, получаем ценный опыт и нравственные уроки. Д.А. Гранин поднимает в тексте проблему роли писателей в сохранении исторической памяти.

Так, например, изначально автор не считает важным записывать рассказы блокадников, думая, что об этом и без того всё известно. Однако услышанная им история одной женщины тронула сердце и убедила в необходимости сохранить и передать этот рассказ другим людям. Как это можно сделать? Конечно, с помощью литературы, которая помогает авторам достучаться до сердец читателей. Блокадница рассказывает писателям о том, как она тайно пробиралась к своему жениху, носила ему еду и домашние вещи, рискуя собственной жизнью. Восемнадцатилетняя девушка не боялась погибнуть, любовь помогла ей преодолеть свой страх. По мнению рассказчика, этот удивительный пример искренности и преданности достоин быть записанным.

Кроме того, автор отмечает, что многие блокадники соглашались рассказывать о произошедшем, чтобы освободиться от тяжёлых воспоминаний. Также эти люди хотели, чтобы их родные и близкие услышали о том, что переживала семья в блокадном Ленинграде. Оказывается, у каждого из них «своя трагедия, своя драма, своя история, свои смерти» и каждый хотел быть услышанным. Писатели ходили в разные квартиры и записывали истории блокадников, в целом собрав двести рассказов. Это позволило им убедиться в том, что «люди и голодали по-разному, и умирали по-разному», поэтому ни одна история не повторяла другую. Так, книга, которую решают издать писатели, становится настоящим кладезем мудрости.

Оба аргумента взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они помогают опровергнуть первоначальное мнение рассказчика о необходимости создания книги о блокадниках. Герой убеждается в том, что такое произведение важно, потому что подрастающее поколение должно знать историю своего народа, который героически выстоял и отстоял родной город.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: у людей, прошедших через войну, была потребность рассказать о пережитом, и с приходом писателей им удавалось освободиться от этого тяжёлого груза, а их близким – услышать подробности жизни родных в блокаду.

Нельзя не согласиться с точкой зрения Д.А. Гранина. Действительно, литературное произведение может сохранить историческую память и преподать важные уроки последующим поколениям. Так, А.А. Ахматова в стихотворении «Мужество» размышляет о важной роли «великого русского слова». Можно рискнуть всем, чем угодно, «под пулями мёртвыми лечь» или даже «остаться без крова», главное – сохранить силу духа и защитить от врагов русскую речь. Поэт, безусловно, имеет в виду творчество и нашу богатую культуру, которые необходимо пронести через все испытания свободными и чистыми. В годы Великой Отечественной войны именно слово, литература и искусство в целом помогали людям выживать.

Таким образом, нельзя закрывать глаза на страшные события, которые произошли с нашим народом. Именно поэтому Д.А. Гранин видит долг писателя в том, чтобы рассказать историю каждого отдельного человека и создать общую картину жизни Ленинграда в годы блокады.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *