Что значит остаться человеком по рассказам чехова

«Не потерять в себе человека» по произведениям А.П.Чехова (Итоговое сочинение (декабрьское))

Так, перед каждым из нас встает задача: «Не потерять в себе человека».

По моему мнению, не так сложно подойти к просящему о помощи, сказать пару добрых слов своим родителям, поделиться едой с собакой у супермаркета, дать другу выговориться о своих проблемах. Нужно хоть иногда проявить сострадание. Сейчас поможешь ты, а в следующий раз, когда тебе будет казаться, что ты совершенно один и больше не будешь счастлив, помощь придет от того, от кого даже не ждешь. Многие говорят, что совершишь добро, и оно вернется к тебе вдвойне. По-моему, это правда. Но очень часто бывает, что добро возвращается не сразу, а иногда мы получаем и озлобленную реакцию, и многие люди приходят к мнению, что будет лучше относиться ко всему равнодушно. Не безэмоциоально, а бессердечно. В такие моменты люди «теряют в себе человека»

Я постараюсь обосновать свое мнение и приведу несколько аргументов. Антон Павлочич Чехов- русский писатель, прозаик и драматург очень тонко и точно фокусирует наше внимание на таких людях, которые «теряют в себе человека». Например, в рассказе «Ионыч» добросовестный земский врач, интеллигентный человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, видящего уже не больных, а «разноцветные бумажки», которые он считает по вечерам, и очередную недвижимость, которую он купит в городе. Какой же ты врач, если ты не имеешь ни капли сострадания к больным? Какой же ты человек, если деньги тебя интересуют больше, чем состояние людей? Человечный Старцев превратился в равнодушного отвратительного Ионыча.

Еще один пример равнодушного отношения людей можно найти в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Старый лакей в доме Раневских Фирс, став немощным, не представляет себе жизни без своих хозяев. Он настолько сжился с Раневскими, что практически живет только служением им. Старик окружает теплом и заботой своих хозяев, особенно Гаева. К этому пятидесятиодномулетнему мужчине Фирс относится как к ребенку. Тем не менее, в конце пьесы мы видим, как печальный больной Фирс остается один в наглухо заколоченном, с равнодушием проданном доме, в котором он прожил столько долгих лет. «Про меня забыли… Ничего… я тут посижу…»

А ведь мы так и не узнаем, как закончилась жизнь Фирса. Быть может, старик умер в одиночестве. И привело к этому равнодушие.

В заключение я хочу сказать, что не надо бояться жить, не надо бояться быть человечным, не надо бояться делать добро.Оно обязательно вернется.Но стоит понимать, что добро возвращается тогда, когда оно нам действительно необходимо. Поэтому я хочу сказать:»Берегите в себе человека.»

Источник

«Не потерять в себе человека» (по рассказам А.П.Чехова

Творчество А. Чехова занимает особое место в русской литературе конца девятнадцатого века. Чехов был очень наблюдательный человек. Он превосходно чувствовал любые явления, происходящие в жизни общества и каждого человека в отдельности. Люди в произведениях Чехова уверены, что живут вполне самобытно. На самом же деле они повторяют в той или иной степени уже пережитые кем-то чувства и эмоции. Чехов показывает читателю жизнь обыденную, каждодневную. При этом писатель считает самым важным умение оставаться человеком, несмотря на всевозможные трудности.

Так, в рассказе «Толстый и тонкий» речь идет о встрече двух друзей детства. Однако социальное положение в обществе приводит к тому, что простая человеческая беседа между ними становится невозможна. Вспоминая детские годы, тонкий доброжелательно посмеивается, издавая ностальгическое «хо-хо». Но, узнав о том, что его друг детства дослужился до тайного советника и имеет две звезды, «тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Междометие смеха окрашивается подобострастным отношением к собеседнику: «Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с!».

Толстый очень растроган встречей, тем не менее тонкий сгибается перед ним в три погибели – такова власть привычки, выработанная годами манера угодливо держаться перед сильными мира сего.

В рассказе «Хамелеон» герой узнает о том, что собака, покусавшая прохожего, принадлежит генеральскому брату. Это в корне меняет его отношение к животному: «Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… Сердитая, шельма… цуцык эдакий…». В данном случае поведение Очумелова показывает человека, имеющего определенную власть, и с легкостью подчиняющегося людям, владеющим властью большей.

Главный герой рассказа «Унтер Пришибеев» обвиняется в том, что оскорбил «словами и действием урядника Жигина, волостного старшину Аляпова, сотского Ефимова, понятых Иванова и Гаврилова и еще шестерых крестьян, причем первым трем было нанесено оскорбление при исполнении ими служебных обязанностей…». Унтер в этом герое полностью заслонил человека. Он даже не говорит, а «отчеканивает каждое слово, точно командуя». У Пришибеева «хриплый, придушенный голос», но он сам готов придушить любого, в ком встречает малейшее непослушание и своеволие. Уже пятнадцать лет он не служит, но, несмотря на это обстоятельство, добровольно берет на себя роль главного надсмотрщика и надзирателя. Пришибеевское в Унтере сильнее его самого. В этом человеке есть нездоровое желание всех запугивать и подавлять. Но самое страшное заключается в том, что Пришибеев даже не понимает, в чем его вина.

Чехов в своих ранних рассказах чаще всего создает такие ситуации, в которых нет необходимости льстить и пресмыкаться. Но привычка преклоняться перед власть имущими берет верх над всем человеческим и настоящим.

В рассказе «Смерть чиновника» генерал Бризжалов спокойно отнесся к тому, что чиновник Червяков нечаянно чихнул и обрызгал его лысину. Но сам Червяков никак не может успокоиться и простить себе подобный поступок: «Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уже блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство». Червякову кажется, что генерал затаил против него злобу. Чиновник уже не может остановиться. Надев вицмундир, он бегает за генералом, уверяет того, что чихнул нечаянно, ненамеренно. Такое яркое и неуместное преклонение перед генералом приводит к тому, что читатель просто перестает видеть в Червякове хоть что-то человеческое. И даже фамилия главного героя говорит сама за себя. Он практически доводит генерала до бешенства. Постоянно накручивая себя, Червяков сам провоцирует свою преждевременную кончину: «В животе у Червякова что-то оборвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер». Червяков умирает в чиновничьей «униформе», отсюда у читателя складывается впечатление, что герой этого рассказа просто прирос к своему вицмундиру.

Позже Чехов скажет с иронией: «Настоящий мужчина состоит из мужа и чина». На мой взгляд, в этих словах есть глубокий смысл. Одной только этой фразой писатель показывает жизненные ценности своих современников. Чин, социальное положение являются едва ли не основными требованиями в становлении личности. Чехов прекрасно понимает, что в этом заключается изъян современного ему общества. Писатель на протяжении всего своего творчества пытался донести до читателя истинный смысл жизни. Несмотря на все жизненные трудности, необходимо сохранять в себе человеческое, настоящее, неподдельное.

Источник

“Не потерять в себе человека” (по рассказам А. П. Чехова)

Творчество А. Чехова занимает особое место в русской литературе конца девятнадцатого века. Чехов был очень наблюдательный человек. Он превосходно чувствовал любые явления, происходящие в жизни общества и каждого человека в отдельности.

Люди в произведениях Чехова уверены, что живут вполне самобытно. На самом же деле они повторяют в той или иной степени уже пережитые кем-то чувства и эмоции. Чехов показывает читателю жизнь обыденную, каждодневную.

При этом писатель считает самым важным умение оставаться человеком, несмотря на всевозможные

Междометие смеха окрашивается подобострастным отношением к собеседнику: “Очень приятно-с!

Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр…

Сердитая, шельма… цуцык эдакий…”. В данном случае поведение Очумелова показывает человека, имеющего определенную власть, и с легкостью подчиняющегося людям, владеющим властью большей.
Главный герой рассказа “Унтер Пришибеев” обвиняется в том, что оскорбил “словами и действием урядника Жигина, волостного старшину Аляпова, сотского Ефимова, понятых Иванова и Гаврилова и еще шестерых крестьян, причем первым трем было нанесено оскорбление при исполнении ими служебных обязанностей…”. Унтер в этом герое полностью заслонил человека. Он даже не говорит, а “отчеканивает каждое слово, точно командуя”.

У Пришибеева “хриплый, придушенный голос”, но он сам готов придушить любого, в ком встречает малейшее непослушание и своеволие. Уже пятнадцать лет он не служит, но, несмотря на это обстоятельство, добровольно берет на себя роль главного надсмотрщика и надзирателя. Пришибеевское в Унтере сильнее его самого.

В этом человеке есть нездоровое желание всех запугивать и подавлять. Но самое страшное заключается в том, что Пришибеев даже не понимает, в чем его вина.
Чехов в своих ранних рассказах чаще всего создает такие ситуации, в которых нет необходимости льстить и пресмыкаться. Но привычка преклоняться перед власть имущими берет верх над всем человеческим и настоящим.
В рассказе “Смерть чиновника” генерал Бризжалов спокойно отнесся к тому, что чиновник Червяков нечаянно чихнул и обрызгал его лысину. Но сам Червяков никак не может успокоиться и простить себе подобный поступок: “Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уже блаженства больше не чувствовал.

Его начало помучивать беспокойство”. Червякову кажется, что генерал затаил против него злобу. Чиновник уже не может остановиться.

Надев вицмундир, он бегает за генералом, уверяет того, что чихнул нечаянно, ненамеренно. Такое яркое и неуместное преклонение перед генералом приводит к тому, что читатель просто перестает видеть в Червякове хоть что-то человеческое. И даже фамилия главного героя говорит сама за себя.

Он практически доводит генерала до бешенства. Постоянно накручивая себя, Червяков сам провоцирует свою преждевременную кончину: “В животе у Червякова что-то оборвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер”.

Червяков умирает в чиновничьей “униформе”, отсюда у читателя складывается впечатление, что герой этого рассказа просто прирос к своему вицмундиру.
Позже Чехов скажет с иронией: “Настоящий мужчина состоит из мужа и чина”. На мой взгляд, в этих словах есть глубокий смысл. Одной только этой фразой писатель показывает жизненные ценности своих современников.

Чин, социальное положение являются едва ли не основными требованиями в становлении личности. Чехов прекрасно понимает, что в этом заключается изъян современного ему общества. Писатель на протяжении всего своего творчества пытался донести до читателя истинный смысл жизни.

Несмотря на все жизненные трудности, необходимо сохранять в себе человеческое, настоящее, неподдельное.

Related posts:

Источник

Урок литературы в 10-м классе по рассказам «Маленькой трилогии» А.П. Чехова на тему «Что же мешает человеку быть человеком?»

Разделы: Литература

Цель: подвести учащихся к осознанию важности подтекста в рассказах А.П. Чехова.

«Да, мыслящие, порядочные читают Щедрина, и Тургенева, и всяких там Боклей. а вот подчинились же, терпели… То-то вот оно и есть».

А.П. Чехов. «Маленькая трилогия»

«Что же мешает человеку быть человеком?»

«Никто не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину из жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины»

«И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом».

Эпоха «безвременья»… Так называют в истории России периоды подавления общественной мысли.

«Безвременье» 30-х годов XIX века обрекли интеллигенцию на однообразную, бесполезную жизнь».

«…И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом». «Безвременье» 80-х всеми средствами нашептывало слабому человеку: «Высокие идеи? Чепуха! Живи, как все: сыто, покойно, сегодняшним днем».

Перед таким натиском многие, казалось бы порядочные люди, сдавались, теряли себя как личность, становились обывателями. I

«Да, мыслящие, порядочные, читают и Щедрина, и Тургенева, разных там Боклей…, а вот подчинились же, терпели… То-то вот оно и есть», – говорит один из героев Чехова.

Автор вовлекает нас в процесс исследования жизни и наводит на мысль: «Что же мешает человеку быть человеком?»

К этому вопросу обратимся сегодня и мы, опираясь на «Маленькую трилогию» А.П. Чехова.

Еще в начале 80-х годов, задумав роман, Чехов предполагал писать его в форме отдельных законченных рассказов, дать каждому рассказу свое заглавие, а весь роман назвать «Рассказы из жизни моих друзей».

Возможно, такие рассказы, как «Огни», «Ариадна», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» и были частями неосуществленного романа. Малая форма, обретая этическую объемность, философичность, успешно «соперничала» с романом.

-Что объединяет рассказы? (Композиция «рассказ в рассказе» – автор в начале и в финале. 3 рассказа, 3 рассказчика, показанные как рассказчик; слушатель; участник, действующее лицо. Тема, идея «футлярности» людей).

Да, все рассказы составляют идейное единство, дают обобщающее представление о жизни, где значимое соседствует с ничтожным, трагическое – со смешным.

II. Анализ рассказа «Человек в футляре»

Горький заметил как-то: «Зачины и заголовки у Чехова дают тон всему повествованию».

— Какое значение для понимания сути имеет данное название?

— В чем суть футлярности?

— Как это понятие раскрывается через Беликова?

(Одежда, речь, греческий язык, спальня – ящик, мысли, гроб).

— Комичен или страшен Беликов?

— Чехов во многих произведениях развивает тему страха.

В каких произведениях и как он это делал? Страх чего? До чего может довести? То есть обычно Чехов раскрывает диалектику страха.

— Как это ему удается?

(Боится сам – «как бы чего не вышло» – боятся все).

— Но ведь обычно подчиняются сильному? А Беликов? Слаб.

(За ним государственный аппарат).

Но истории дают представления и о рассказчиках.

— Что можно сказать о Буркине?

(В нем чувствуется дар художника – наблюдательность, юмор. Живо и реально воспроизводит сцены, портреты, интонации, чужие слова, голоса. При этом его личное отношение всегда чувствуется в интонации и:

— в оценочных словах: «Беликов поплелся к Коваленкам», «заработала машина», «запрещено и баста»);

— в нестандартных сравнениях;

— метафорах («человек в футляре», «Новая Афродита выродилась из пены…» ).

Речь Буркина ориентирована на слушателя, он «подогревает» интерес. («Теперь слушайте, что дальше», «понимаете ли», «Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?»)

Речь эмоциональна, многоинтонационна. Буркин способен сравнивать конкретные явления, увидеть сходство далеких фактов, их типичность.

(Рассказ о Мавре – Беликов).

Но он не способен на глубокое обобщение. Это выводы лишь на «ближайшем материале».

(«Я заметил, что хохлушки только плачут или смеются».

«Для большинства наших барышень за кого ни выйти, лишь бы выйти»).

— Способен Буркин на борьбу со злом? Способен добиваться истины?

(Нет, только констатировать факт).

(Вялость характера: сознавая глупость, скуку, он мирится с «удушающей атмосферой», ходит к Беликову в гости, называет его «мой товарищ», ходит с ним в гимназию, слушает «исповеди», то смеется над ним, то жалеет его. Не противодействует, как Коваленко («фискал»), а мирится).

Наблюдательный, он берет на себя роль созерцателя, отказывается объяснять общественные вопросы («Я не естественник») и, когда это делает Иван Иванович («Нет, больше так жить невозможно»), обрывает его («Ну уж это вы из другой оперы, Иван Иванович»).

Буркина поддерживает Алехин, говоря, что каждый случай надо индивидуализировать. «Совершенно верно», – соглашается Буркин.

— Как характеризует Буркина портрет?

— Почему он дан после рассказа?

(Не соответствует нашему ощущению. Буркин в темноте).

(Спрятаться в бурке, плаще, укрыться).

III. Анализ рассказа «Крыжовник»

— Откуда такое название? Можно было более остро?

(Он очерчивает круг, которым ограничен главный герой – статика, неподвижность).

— Иван Иванович Чимша-Гималайский. Только его автор назовет по имени, а Буркин и Алехин – по фамилии. Да и все в городе. Почему?

(Он ветеринарный врач, но в нем чувствуется нереализованный общественный деятель).

(Он убеждает слушателей, что удовлетворение эгоистического желания – мало для человека, что «тишина» опасна. Иван Иванович рассчитывает на пробуждение общественного сознания у слушателей.

Он понимает, что случай с братом важен и для него самого – и он был счастлив.

Иван Иванович делает отступления, дополняет речь примерами, вызывает беспокойство, жажду свободы).

— Можно ли сказать, что и Николай Иванович – человек в футляре?

— К кому обращается Иван Иванович?

(Тут – к Алехину: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя»).

— Но остается ощущение, что с Буркиным он и раньше спорил, и сейчас продолжает спор. – Подтвердите текстом.

— Но есть ряд деталей, показывающих, что речь его обращена не к тем слушателям. Подтвердите.

1). Рассказ окружен описанием широких просторов – и скучной действительностью.

2). Рассказ заявлен давно – в 1-м рассказе, но дважды откладывался – прием задержания.

3). Слушают его, сидя в шелковых халатах, удобных тапках, в креслах, в тепле. И в этом контраст: мечта о свободе – и тяга к комфорту.

— Есть, правда, одна деталь: трубка Ивана Ивановича все мешала заснуть Буркину своим тяжелым запахом. Как вы это понимаете?

— Какого цвета больше в «Крыжовнике»? Почему?

— Иван Иванович, повернувшись на бок: «Если бы я был молод…»

Так влияет футлярная жизнь на сознание людей. И на самую интимную область – любовь.

IV. Анализ рассказа «О любви»

— Чем вызвана его исповедь?

(Расположением к людям).

(Подчеркивается несовпадение внешнего вида и духовного мира героя: «Мужчина лет сорока, полный, с длинными волосами, похожий более на профессора или художника, чем на помещика»).

О его склонности к кабинетным занятиям скажет Алехин, об этом думают Иван Иванович и Буркин.

— В чем суть рассказа?

— Странно видеть в ряду названий «Человек в футляре», «Крыжовник» – «О любви». Что же объединяет этот рассказ с другими?

(Несостоявшаяся жизнь. Дисгармония жизни. Алехин, «упустивший свое призвание и свое счастье», дисгармоничная жизнь Лугановичей, красивой Пелагеи, влюбившейся в человека, «совсем не подходившего ей по душевным качествам».)

Можно по-разному воспринимать мысли Чехова о том, что в любви человек должен бороться за свое счастье. Но и здесь он – считает Иван Алексеевич Бунин – исходит из собственной потери.

История любви Чехова и Лидии Авиловой (индивидуальное задание).

«Никто не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину из жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины», – заметил М. Горький.

Ученый становится хозяином, художник – учителем, общественный деятель – ветеринарным врачом – напоминание о несостоявшемся назначении человека, о его ресурсах, о красоте, величии природы, которой к лицу были бы не Беликовы, а люди с размахом. Ведь 80-е годы дали миру Плеханова, Менделеева, художников Сурикова и Репина, композиторов Чайковского и Римского-Корсакова.

В эти же годы «безвременья» выступил Антон Павлович Чехов, чтобы средствами художественных слов показать людям, что в любых условиях человек должен оставаться человеком. Величие человеческой души или ее уничижение не зависят ни от каких обстоятельств. Каким быть – достойным или презренным, свободным или зависимым, гражданином или обывателем – человек определяет сам.

Источник

Что значит остаться человеком по рассказам чехова

Что значит остаться человеком по рассказам чехова

Так, перед каждым из нас встает задача: «Не потерять в себе человека».

По моему мнению, не так сложно подойти к просящему о помощи, сказать пару добрых слов своим родителям, поделиться едой с собакой у супермаркета, дать другу выговориться о своих проблемах. Нужно хоть иногда проявить сострадание. Сейчас поможешь ты, а в следующий раз, когда тебе будет казаться, что ты совершенно один и больше не будешь счастлив, помощь придет от того, от кого даже не ждешь. Многие говорят, что совершишь добро, и оно вернется к тебе вдвойне. По-моему, это правда. Но очень часто бывает, что добро возвращается не сразу, а иногда мы получаем и озлобленную реакцию, и многие люди приходят к мнению, что будет лучше относиться ко всему равнодушно. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Не безэмоциоально, а бессердечно. В такие моменты люди «теряют в себе человека»

Я постараюсь обосновать свое мнение и приведу несколько аргументов. Антон Павлочич Чехов- русский писатель, прозаик и драматург очень тонко и точно фокусирует наше внимание на таких людях, которые «теряют в себе человека». Например, в рассказе «Ионыч» добросовестный земский врач, интеллигентный человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, видящего уже не больных, а «разноцветные бумажки», которые он считает по вечерам, и очередную недвижимость, которую он купит в городе. Какой же ты врач, если ты не имеешь ни капли сострадания к больным? Какой же ты человек, если деньги тебя интересуют больше, чем состояние людей? Человечный Старцев превратился в равнодушного отвратительного Ионыча.

Еще один пример равнодушного отношения людей можно найти в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Старый лакей в доме Раневских Фирс, став немощным, не представляет себе жизни без своих хозяев. Он настолько сжился с Раневскими, что практически живет только служением им. Старик окружает теплом и заботой своих хозяев, особенно Гаева. К этому пятидесятиодномулетнему мужчине Фирс относится как к ребенку. Тем не менее, в конце пьесы мы видим, как печальный больной Фирс остается один в наглухо заколоченном, с равнодушием проданном доме, в котором он прожил столько долгих лет. «Про меня забыли… Ничего… я тут посижу…»

А ведь мы так и не узнаем, как закончилась жизнь Фирса. Быть может, старик умер в одиночестве. И привело к этому равнодушие.

В заключение я хочу сказать, что не надо бояться жить, не надо бояться быть человечным, не надо бояться делать добро.Оно обязательно вернется.Но стоит понимать, что добро возвращается тогда, когда оно нам действительно необходимо. Поэтому я хочу сказать:»Берегите в себе человека.»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *