Что значит особый статус донбасса

Специальный режим для Донбасса на 10 лет. Что и зачем придумали на Украине

Что значит особый статус донбасса

О нюансах законопроекта сообщила народный депутат от партии «Слуга народа» Юлия Гришина.

«Специальным экономическим зонам» быть на востоке Украины! А также новым рабочим местам, восстановлению и развитию нормальной социальной и экономической жизни», — написала она в Facebook 8 декабря.

В своей записи Гришина уточнила, где именно будут эти зоны.

«Речь о территории Донецкой и Луганской областей, которые подконтрольны Украине. Сегодня они нуждаются в наибольшем внимании и поддержке. Именно об этом идёт речь в зарегистрированном накануне законопроекте Руслана Горбенко №6403, к которому я присоединилась как соавтор», — отметила Гришина.

Она также напомнила, что создание территорий приоритетного развития — один из важных пунктов плана воплощения Стратегии экономического развития Донецкой и Луганской областей министерства реинтеграции. А дальше — детально рассказала, что же ожидает подконтрольную Украине часть Донбасса.

Что и зачем?

Что значит особый статус донбасса

«С 2022 по 2032 годы на востоке Украине будет действовать специальный режим. В частности, в течение десяти лет населённые пункты Донецкой и Луганской областей, подконтрольных Украине, будут освобождены от платы за землю, налога на прибыль, от НДС на ввоз оборудования и от рентной платы за использование водных и лесных ресурсов», — отметила она.

По её словам, такой подход позволит достичь сразу нескольких целей.

Среди прочего, благодаря ему в регионе появятся новые рабочие места, благоприятный инвестиционный климат, условия для развития инноваций. Кроме того, будут созданы условия для привлечения украинских и иностранных инвестиционных ресурсов, обеспечено стабильное развитие территориальных общин, а также создана современная рыночная производственная и транспортная инфраструктура.

Также законопроект, по словам Гришиной, укрепит межрегиональные социально-экономические связи и кооперации. Однако есть у законопроекта и политические цели. О них говорится в пояснительной записке к документу.

«Учитывая масштабное разрушение экономики Донецкой и Луганской областей, значительные человеческие потери, пророссийскую пропаганду и опасность негативного влияния вооружённой агрессии Российской Федерации, эффективного и быстрого решения требует проблема формирования нового, инвестиционного привлекательного региона с развитой инфраструктурой и обновлённой материально-технической базой, что станет неотъемлемой предпосылкой для постепенной реинтеграции временно оккупированных территорий к единому конституционному пространству Украины», — указано в первом же пункте пояснительной записки.

Впрочем, не всем украинским бизнесменам стоит радоваться. Так, уже в самом тексте законопроекта чётко указаны те сферы, для которых условия в подконтрольном Украине Донбассе не будет отличаться от условий в другом регионе. Этим сферам посвящена статья 7.

«Специальный режим хозяйственной деятельности на территории приоритетного развития распространяется на все виды хозяйственной деятельности, кроме: 1) производства и оптовой торговли спирта этилового, коньячного и плодового и зернового дистиллята, биоэтанола, алкогольных напитков, табачных изделий, электронных сигарет и жидкостей, используемых в электронных сигаретах ; 2) деятельности на рынке азартных игр », — указано в этой статье.

Эти виды деятельности будут регулироваться уже существующими законами: «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и топлива» и «О государственном регулировании деятельности касательно организации и проведения азартных игр».

Что значит особый статус донбасса

Всё плохо

Война — излюбленная тема для политиков на Украине. Не приглушили страсти и переговоры президента России Владимира Путина с президентом США Джо Байденом.

«Разговор между президентом США Джозефом Байденом и президентом России Владимиром Путиным по поводу эскалации российской агрессии против Украины — необходимый шаг на пути к созданию условий для предотвращения войны, но для восстановления мира должно быть сделано еще много. Исключительно важно то, что президент Байден в переговорах выступал скоординировано и единым фронтом с союзниками по НАТО», — заявил лидер крупнейшей оппозиционной политсилы, пятый президент Украины Пётр Порошенко.

Он обвинил власти страны в том, что те игнорируют «угрозу со стороны России».

«Призываю украинские власти: прекратить игнорировать угрозу, не молчать и, самое главное, действовать — сделать все возможное для активной координации усилий с нашими союзниками для усиления давления на агрессора. Потому что создается впечатление, что восстановление территориальной целостности и суверенитета Украины больше интересует наших партнеров, а не действующую власть», — отметил он.

Но и окружение действующего президента Владимира Зеленского тоже отмечалось разговорами о возможном ухудшении положения в Донбассе. Да и сам Зеленский, правда до переговоров Путина с Байденом, отмечал: эскалация в Донбассе возможна.

«Я считаю, что такая вероятность может быть каждый день, но считаю, что сегодня идет запугивание. Сразу хочу сказать, с некоторых площадок, СМИ действительно идет большое запугивание, что завтра будет война», — заявил Зеленский во время пресс-марафона 26 ноября.

Что значит особый статус донбасса

«Это всё бьет по нашей экономике. Даже та информация, что «завтра война». Вероятность эскалации есть, иногда люди из других государств и из нашего государства эту информацию очень громко поддерживают, но нужно быть очень аккуратными», — подчёркивал он.

Однако военная повестка нескоро уйдёт из украинской политической риторики. Да и многочисленные нарушения режима прекращения огня не успокаивают. Всё настолько плохо, что Зеленский заговорил о новом перемирии.

«Сейчас, когда мы встречаемся, у нас проходит заседание Трехсторонней контактной группы, в которой сегодня, хотелось бы верить, мы найдем выход из сложной ситуации по крайней мере в трех вопросах: это возвращение к режиму прекращения огня, второй вопрос — это обмен пленными и третий вопрос — открытие КПВВ», — заявил президент Украины на совместной пресс-конференции с премьер-министром Хорватии Андреем Пленковичем 8 декабря.

Он заявил, что ожидает от ДНР и ЛНР открытия КПВВ для «возможности людей пересекать линию соприкосновения».

«Особенно сейчас, перед Рождеством, перед новогодними праздниками. Это очень важно с точки зрения гуманитарной миссии», — отметил он.

Но пока Зеленский говорил о мире, украинский журналист Андрей Цаплиенко в зоне конфликта в Донбассе сфотографировал бойцов ВСУ с ПТРК Javelin.

Направление новых вооружений в зону конфликта вряд ли свидетельствует о желании властей Украины установить прочный мир на этой территории. А это значит, что инвестиции в подконтрольный Украине Донбасс придут нескоро.

Источник

О чём на самом деле закон об особом статусе Донбасса

Что значит особый статус донбасса

Пожалуй, стоит вспомнить содержание этого закона, который был принят Верховной Радой ещё 16 сентября 2014 года (то есть после принятия первых Минских соглашений).

Для начала название. Ни о каком «особом статусе Донбасса» в законе речь не идёт. Там вообще этих слов нет, и это правильно, потому что нет этих слов и в Минских соглашениях. Называется закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».

Что значит особый статус донбасса

Преамбула и ст. 1 закона утверждают, что закон этот временный, — действует в течение года. В соответствии с «формулой Штайнмайера» (которая по сей день в закон не включена) он должен вступать в силу в день голосования на местных выборах, проведённых на этих территориях, и приобрести постоянный статус после признания их ОБСЕ честными и свободными. В законе о постоянном статусе ничего не сказано, но по Минским соглашениям он должен быть зафиксирован в Конституции (от чего украинская сторона упорно отказывается).

В ст. 1 закона также фиксируется важный момент: под термином «отдельные районы» подразумеваются районы, города, сёла и посёлки, определённые Верховной Радой. Т.е. статус касается именно их, а не ныне существующих народных республик.

Можно, конечно, покритиковать за это украинских законодателей, но в Минских соглашениях термин «отдельные районы» не поясняется, а по умолчанию должна действовать формулировка, употребляемая в украинском законодательстве, то есть административные районы Украины. О существовании ДНР и ЛНР в соглашениях речь не идёт.

Ещё одно обстоятельство: после проведения на Украине административно-территориальной реформы эта норма устарела, поскольку там не указаны объединённые территориальные общины. Кстати, районов на неподконтрольной части Донбасса должно быть три, а не девять, как сейчас.

Ст. 3 исключает преследование «участников событий на территории Донецкой и Луганской областей», то есть по сути это амнистия, предполагаемая Минскими соглашениями.

Следует отметить, что амнистия распространяется на лиц, совершивших преступления. Факт совершения преступления должен установить суд. Здесь же не идёт речь о суде и об установлении вины. Так что данная формулировка вполне рациональная и продуманна.

Правда, заявления украинских официальных лиц говорят, что они закон не читали… Вот, например, Леонид Кравчук: «военные преступники и те, у кого руки в крови, кто убивал, они не могут быть амнистированы». В законе сносок на эти печальные обстоятельства нет.

Что значит особый статус донбасса

И да — пункт 5 Минских соглашений предполагает проведение помилования и амнистии путём принятия отдельного (!) закона.

Ст. 4 гарантирует языковые права, ссылаясь при этом на закон «Об основах государственной языковой политики». Эта норма соответствует Минским соглашениям, но…

Во-первых, закон «об основах…» и в лучшие-то годы не выполнялся.

Во-вторых, хотя действие закона сохраняется, в реальности сейчас действует совсем другое языковое законодательство — законы о государственном языке, об образовании и т.п., которые сводят права граждан на использование русского языка до «Kinder, Küche, Kirche» (дети, кухня, церковь).

Ст. 5 закрепляет две нормы Минских соглашений:

— о невозможности досрочной приостановки полномочий депутатов и мэров, избранных на ближайших выборах (пересажать их, правда, ничего не запрещает — неприкосновенности нет, зато «борьба с коррупцией» у нас превыше даже суверенитета);

Что значит особый статус донбасса

— об участии органов местного самоуправления в назначении прокуроров и судей.

Ст. 6 закрепляет возможность заключения соглашений об экономическом, социальном и культурном развитии между центральной властью и органами местного самоуправления. В полном соответствии с Минскими соглашениями.

Ст. 7 — «Государство оказывает поддержку социально-экономическом развитии отдельных районов Донецкой и Луганской областей» — тоже цитата из Минских соглашений. Звучит она немного издевательски — а может ли украинское государство оказать поддержку развитию каким-то другим районам? Необязательно даже отдельным… И вот чтобы видно было — да, дескать, оказало.

Ст. 8 — опять же цитата из Минских соглашений о «трансграничном сотрудничестве».

Ст. 9 — создание народной милиции.

Таким образом, закон фактически представляет собой изложение на украинском языке восьми пунктов Примечания №1 к Минским соглашениям.

Ключевой, однако, является ст. 10, в соответствии с которой статьи 2-9 (т.е. основное содержание документа) начинают действовать только после проведения местных выборов. Условием же их проведения называют среди прочего:

— «вывод всех незаконных вооружённых формирований, их военной техники, а также боевиков и наёмников с территории Украины;

— недопущение незаконного вмешательства в избирательный процесс, в том числе со стороны незаконных вооружённых формирований».

Украинская сторона трактует эти нормы как необходимость предварительного разоружения народной милиции ДНР и ЛНР и передачу контроля над территорией или украинским силовикам, или международным миротворцам (ну должен же кто-то порядок там обеспечивать). А вот эта трактовка Минским соглашениям категорически противоречит…

Что значит особый статус донбасса

1. Закон формально соответствует Минским соглашениям. Фактически же многое зависит от особенностей правоприменения. На фоне того, как лихо обходятся украинские власти с законами и Конституцией…

2. В соответствии с Минскими соглашениями всё законодательное поле, касающееся Донбасса, должно согласовываться с представительными органами Донбасса: «начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей»».

В законе что-то такое вроде бы есть — «Кабинету Министров Украины безотлагательно при участии органов местного самоуправления отдельных районов Донецкой и Луганской областей подготовить и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроекты и обеспечить принятие подзаконных нормативно-правовых актов, вытекающих из настоящего Закона». Но Украина ничего подобного не делает. Почему? Потому что нет органов местного самоуправления, которые должны быть избраны на местных выборах, а чтобы их провести, надо получить контроль над территорией и зачистить её от желающих избирать и быть избранными…

Сказка про белого бычка.

Сам по себе закон этот, по логике соглашений, тоже должен быть согласован с ДНР и ЛНР. Между тем, только летом этого года, по сообщению главы МИД ДНР Натальи Никоноровой, «удалось достичь консенсуса по содержанию статей 2 и 3 закона об особом статусе Донбасса». Статей, напомним, 10. Такими темпами согласование займёт ещё 21 год. Может быть…

Если следовать не духу, но букве Минских соглашений, в частности, процитированного выше фрагмента пункта 4, то согласование этого закона вообще не нужно — он упоминается как база для переговоров о проведении выборов. Но раз уж его начали согласовывать, не будем мешать.

3. Закон банальным образом устарел.

Например, «формула Штайнмайера» была согласована ещё в октябре 2019 года, но в закон до сих пор не включена, и в соответствии с подготовленным сейчас законопроектом включать её украинская сторона не собирается. Ряд проведённых уже реформ фактически обесценивают нормы закона, например, в языковом вопросе.

Что значит особый статус донбасса

P.S. В ноябре 2019 года руководство «Оппозиционной платформы» во главе с Виктором Медведчуком предложило внести изменения в Конституцию «о создании Автономного региона Донбасс (АРД), который получит право сформировать свои парламент, правительство, правоохранительные органы. И всё это будет существовать в рамках украинского законодательства, но по нормам Конституции АРД».

По идее, такая инициатива позволила бы разрешить противоречия, связанные с конфликтом на юго-востоке вообще и с содержанием закона о статусе Донбасса в частности. Однако не похоже, чтобы нынешнее украинское руководство было готово прислушаться к мнению оппозиции.

Источник

Вашингтон против Киева: зачем США понадобилась автономия Донбасса

СМИ: США могут давить на Украину, чтобы та дала часть автономии Донбассу

Что значит особый статус донбасса

Анонимные источники и гипотетические рассуждения часто могут быть информационной провокацией, это весьма ненадежный фундамент, чтобы составлять свою точку зрения. Так советник главы Офиса президента Михаил Подоляк прокомментировал LIGA.net материал Associated Press, в котором агентство со ссылкой на американских чиновников сообщило, что Вашингтон может надавить на Киев, чтобы украинское руководство официально уступило часть автономии Донбассу, приняв соответствующие законы.

Подоляк считает, что это никак не решит проблему Донбасса, которая якобы сводится к «российской агрессии», а не к действиям Киева. «Проблема явно не в том, что прописано или не прописано в украинском законодательстве», — сказал он.

Верховная рада приняла закон об особом статусе Донбасса еще в 2014 году, но он до сих пор не вступил в силу. Согласно документу, особый статус для региона вступит в силу после выполнения некоторых условий, в частности, вывода «незаконных формирований» с этих территорий.

Имплементация закона относится к положениям минских договоренностей, которые также предусматривают прекращение огня и отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения.

Минские соглашения, содержащие меры урегулирования военного конфликта в Донбассе, были подписаны в 2015 году, но до сих пор остаются нереализованными. Это связано с разницей в понимании этих соглашений Украиной и Россией. Например, Москва считает важным выполнение таких условий как проведение местных выборов и закрепление особого статуса Донбасса в конституции Украины, тогда как Киев неоднократно заявлял, что не рассматривает такую возможность, исключая перспективу закрепления особого статуса в основном законе страны.

В материале AP, который раскритиковал Подоляк, помимо прочего приводились слова экс-посла США на Украине Стивена Пайфера, который допускал, что Украину могут спросить, «сможет ли она сделать шаг навстречу» в вопросах предоставлении Донбассу контроля над здравоохранением, полицией и школами.

«Но я не вижу, чтобы Вашингтон подталкивал украинцев к шагам, которые поставили бы под угрозу их суверенитет или способность национального правительства принимать решения», — обратил внимание Пайфер.

Как пишет AP, перед президентом США Джо Байденом стоит задача побудить Киев принять в некоторой степени реальное положение дел на востоке Украины, но при этом не создать впечатление, будто он уступает президенту Путину.

Возможно ли давление США на Киев?

Такой сценарий весьма вероятен, учитывая, что в 2015-2016 годах Украина уже ощущала на себе американское давление в части реализации минских соглашений, обратил внимание глава Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. Как пояснил эксперт, речь идет о публичной поддержке Соединенными Штатами «Плана Мореля» — документа, который предусматривал проведение местных выборов на неподконтрольных Киеву территориях Донецкой и Луганской областей для урегулирования конфликта в Донбассе.

Что значит особый статус донбасса

Он назвал минские соглашения наиболее удобным путем нормализации отношений между США и Россией. С одной стороны, как отметил эксперт, их реализация не касается очень болезненного для американских партнеров вопроса признания российских «красных линий», а с другой — это означает новую политическую перебалансировку Украины, что вполне может соответствовать интересам России. Более того, по словам Руслана Бортника,

для США, как и для России, концепция минских соглашений, возвращение Донбасса в состав Украины в качестве автономного субъекта — это вполне приемлемый вариант, о чем они неоднократно говорили.

«Поэтому стоит ожидать консолидированных усилий США и России в отношении реализации минских соглашений уже с начала следующего года. Но сила и искренность этих усилий пока что непрогнозируемы», — сказал он «Газете.Ru».

Сегодня в США все же существует понимание того, что нужно проводить определенного рода деэскалацию конфликта, его замораживание на неопределенный период времени, чтобы «снять эту головную боль», считает главный научный сотрудник института США и Канады Владимир Васильев.

Что значит особый статус донбасса

Как обратил внимание эксперт, Украина, которая раньше могла рассчитывать на военное вмешательство США в случае перехода конфликта в горячую фазу, получила сигнал от Байдена, что эта перспектива вообще не рассматривается.

По словам Владимира Васильева, на повестке дня у США стоят Китай и иранский кризис, поэтому Вашингтон не хочет «при всем этом иметь еще и Украину в подвешенном состоянии».

«Украина может стать для США вторым европейским Афганистаном. Если это произойдет, администрация Байдена этого не переживет. Этот просчет будет катастрофическим. У США сегодня в рамках смены приоритетов с конфронтации с Россией на Китай лучший вариант — заморозить конфликт и перебросить на Европу заботу об Украине», — объяснил эксперт «Газете.Ru».

«Сейчас надежды нет»

В сообщении AP есть доля надежды, что здравый смысл понемногу начинает продвигаться вперед, сказал «Газете.Ru» глава комитета Совфеда по международным делам Григорий Карасин. По его словам, без полного поэтапного выполнения минских договоренностей ничего хорошего на Украине не будет.

Что значит особый статус донбасса

«Украинская проблема, которая началась в 2014 году до сих пор продолжается и даже усиливается, просвета нет. Поэтому нужно какое-то внешнее влияние в конструктивном ключе на эту ситуацию, чтобы взятые на себя юридически оформленные обязательства, подтвержденные Советом безопасности ООН, выполнялись. Тогда появится лучик надежды на то, что на Украину придет предсказуемость. Сейчас ее нет. Сейчас, скорее, предсказуемость связана с интригами и авантюрами нынешнего киевского руководства», — считает парламентарий.

Любые позитивные моменты, направленные на прекращение огня, блокады и вообще возможность договориться пойдут только на пользу,

«Если Байдену удастся уговорить Украину пойти навстречу своей автономии, то это было бы очень здорово, с гуманитарной точки зрения уж точно, потому что людям там живется несладко», — сказала депутат «Газете.Ru».

Источник

Дедлайн для закона об особом статусе Донбасса. Что важно знать

Что значит особый статус донбасса

Для чего нужен закон об особом статусе

В пятницу, 15 ноября, президенты Франции и Украины, Эмманюэль Макрон и Владимир Зеленский, объявили о проведении 9 декабря первого за три года саммита глав государств в «нормандском формате». Лидеры Германии, России, Украины и Франции должны обсудить исполнение минских соглашений, одним из главных пунктов которых является введение на Украине особого режима управления территориями Донбасса.

Действующий закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей истекает 31 декабря 2019 года. Согласно ему, Украина гарантирует недопущение уголовного преследования и привлечения к уголовной ответственности участников военных действий на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Впервые закон был принят в 2014 году командой президента Петра Порошенко и рассматривался как переходный документ со сроком действия три года, напоминает в комментарии РБК украинский политолог Владимир Фесенко. Однако впоследствии Москва настояла (а Порошенко согласился) на закреплении особого статуса управления Донбассом в украинской Конституции. В 2015 году закон изменили — начало действия документа увязали с проведением местных выборов в Донбассе по украинским и международным стандартам. В 2017 году Рада продлила действие закона еще на год, а впоследствии — еще один раз.

Бездействие в ситуации с истекающим временем действия закона о статусе Донбасса чревато тем, что одна из ключевых конструкций минских соглашений выпадет, из-за этого может зависнуть весь минский процесс, предупреждает Фесенко.

Почему закон еще не принят

Либо будет продлен действующий закон, либо офис президента внесет, а Рада, где большинство у партии Зеленского «Слуга народа», примет новый закон, сказал РБК собеседник, близкий к окружению президента Украины. «Продлить существующий закон не проблема, это пара дней работы. Переделать закон можно в течение недели», — продолжает он. Новый закон сейчас не надо разрабатывать, достаточно просто внести изменения в действующий закон, в частности сделать его бессрочным, транслирует позицию Москвы собеседник РБК, знакомый с ходом переговоров по урегулированию ситуации в Донбассе в Трехсторонней контактной группе (ТКГ).

Однако главный вопрос не в форме, а в содержании документа. Команда Зеленского пока не понимает, что это будет за документ [закрепляющий особый статус Донбасса], потому что непонятно, чем закончится встреча «нормандской четверки», говорит собеседник РБК в «Слуге народа». О том, что разработка закона об особом статусе Донбасса зависит от переговоров в «нормандском формате», заявил 15 ноября в интервью председатель Рады Дмитрий Разумков: «Чтобы сказать, что придется менять в существующем законе, нужно понимать, какой результат мы получим от предстоящей встречи глав государств в «нормандском формате». Когда она состоится, Рада начнет готовить законопроект, сказал он.

Что значит особый статус донбасса

В чем ключевые противоречия

Москва настаивает на том, чтобы особый статус Донбасса был закреплен в украинской Конституции, говорит собеседник РБК в Трехсторонней контактной группе. Это не устраивает офис президента Украины. Киев неоднократно заявлял об отказе вносить поправки в Конституцию. В сентябре об этой позиции напомнил глава украинского МИДа Вадим Пристайко. «В минских договоренностях записано, что будет проведена реформа украинского законодательства, конституционная реформа, в основе которой лежит децентрализация Мы не вносим никаких изменений в Конституцию, мы продолжаем наш путь конституционной реформы, которую мы сами для Украины делаем, и основой этих изменений является децентрализация, которая много лет в Украине идет успешно», — заявил он 14 сентября.

Москва считает, что у Донбасса должна быть автономия, Зеленский в свою очередь видит особый статус как продолжение децентрализации наравне с остальными областями, объясняет в разговоре с РБК украинский политолог Вадим Карасев. Если принять особые правила только для неконтролируемых властями Украины территорий, другие области тоже захотят особых полномочий и больше автономии, отмечает он. Киев, видимо, будет пытаться уговорить Россию, Германию и Францию согласиться на децентрализацию в рамках реформы всех регионов Украины, предполагает эксперт.

Отдельный вопрос, по которому Москва и Киев пока не могут договориться, — как проводить выборы. «Необходимо отдельно обсуждать закон о выборах. В минских соглашениях прописано, что обсуждение должно происходить по согласованию с ДНР и ЛНР. Но Киев не готов идти на переговоры с ними», — объясняет Карасев.

Еще один спорный момент — вопрос люстрации. Киев против того, чтобы нынешняя так называемая народная милиция, прокуратура, судьи продолжали работать в ДНР и ЛНР, как это предусмотрено законом: для большинства украинцев это равнозначно легализации военных формирований, объясняет Карасев. В целом, обобщает Фесенко, ключевое противоречие между странами не в элементах закона, а в его сути: «Москва считает, что у ДНР и ЛНР должен быть особый статус, а для команды Зеленского это категорически неприемлемо».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *