Что значит особенности организации
Понятие организации и её особенности.
Организация-это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять.
Организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т. п. Любая организация состоит из трех основных элементов. Это люди, входящие в данную организацию, цели и задачи, для решения которых она создается, и управление, которое формирует и мобилизует потенциал организации для решения стоящих задач. Любая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешнюю среду, с которой организация находится в состоянии постоянного обмена. На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает во внешнюю среду созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов:
1) получение ресурсов из внешней среды;
2) преобразование ресурсов в готовый продукт;
3) передача произведенного продукта во внешнюю среду.
При этом ключевую роль выполняет процесс управления, который поддерживает соответствие между этими процессами, а также мобилизует ресурсы организации на осуществление этих процессов. В современной организации основными являются процессы, осуществляемые на входах и выходах, которые обеспечивают соответствие между организацией и ее средой. Осуществление внутренних процессов, производственной функции подчинено обеспечению долгосрочной готовности организации адаптироваться к изменениям внешнего окружения.
Внутренняя среда в организации
Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т. е. протекающих в ней процессов. К элементам внутренней среды относятся цели, задачи, люди, технологии, информация, структура, организационная культура и другие составляющие.
Особое место во внутренней среде организации занимают люди. От их способностей, образования, квалификации, опыта, мотивации и преданности зависят в конечном счете результаты работы организации. Осознание того, что организация – это прежде всего работающие в ней люди, что они – главный ресурс организации, меняет отношение к персоналу. Менеджеры уделяют большое внимание отбору людей, введению их в организацию, занимаются обучением и развитием работников, обеспечением высокого качества трудовой жизни.
Люди, работающие в организации, их отношения и взаимодействия образуют социальную подсистему организации. Производственно-техническая подсистема включает комплекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструментов, энергии, который производит переработку входящих ресурсов в готовый продукт. Основными характеристиками этой подсистемы являются: используемые технологии, производительность труда, издержки производства, качество продукта, объем запасов. Финансовая подсистема осуществляет движение и использование денежных средств в организации. В частности, поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей. Маркетинговая подсистема связана с удовлетворением потребностей клиентов в продуктах предприятия путем изучения рынка, создания системы сбыта, организации оптимального ценообразования и эффективной рекламы, а также активного воздействия на рынок с целью формирования новых потребностей для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.
Внешняя среда организации
Внешняя среда прямого воздействия включает еле-дующие основные элементы: потребители, поставщики, конкуренты, рынок труда, внешние собственники, органы государственного регулирования и контроля, стратегические альянсы предприятия с другими фирмами. Макросреду предприятия формируют экономические, политико-правовые, социально-культурные, технологические и международные условия.
Экономические условия среды отражают общую экономическую ситуацию в стране или регионе, в котором работает предприятие. Изменение макроэкономических показателей влияет на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса; определяет инвестиционную политику, уровень цен, прибыльность и т. п. Социокультурные факторы представляют социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе.
Основными современными тенденциями, определяющими вкусы, ценности населения, являются: негативное отношение к курению, употреблению крепких спиртных напитков, стремление людей к здоровому образу жизни, рост покупательной способности детей и т. д.
Политико-правовая среда включает характеристику политической системы, государственное регулирование бизнеса и основные отношения между бизнесом и правительством. От знания и соблюдения принятых законов зависят правильность заключения и соблюдения контрактов, решение спорных вопросов. Выбор правительством приоритетных для развития направлений деятельности и отраслей, которые будут поддерживаться, настроения в правительстве в пользу или против предпринимательства воздействуют на его деловую активность. Важно знать группы лоббирования, возможности их влияния на принятие тех или иных законов.
Политическая стабильность учитывается при планировании деятельности предприятий, особенно имеющих отношения с другими странами.
Технологические факторы включают научные и технологические нововведения, которые позволяют предприятию модернизировать старую и создавать новую продукцию, совершенствовать и разрабатывать технологические процессы. Организации должны быстро реагировать на новые разработки в их отрасли и сами предлагать нововведения. Только так можно поддерживать высокую конкурентоспособность.
Международные факторы показывают степень вовлеченности или воздействия на фирму бизнеса других стран. Фактически каждая фирма находится под воздействием международных факторов, даже если она функционирует в одной стране. Она может использовать сырье или продукты, созданные в других странах, или столкнуться с международной конкуренцией на своих внутренних рынках. Если компания действует на международном уровне, то факторы международной среды влияют на все другие элементы внешней среды предприятия.
Структура организации
Коммуникация может быть определена как процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми с целью мотивирования определенного поведения или влияния на него. Цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации. Однако сам обмен информацией не гарантирует такого понимания и эффективного общения участвующих в обмене сторон. Обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона предлагает информацию, а другая воспринимает ее. Поэтому эффективные коммуникации требуют от каждой из сторон определенных коммуникативных навыков, умений, взаимопонимания.
Категория «структура» отражает строение, внутреннюю форму системы, состав и взаимосвязь ее элементов. Структура является показателем организованности системы. То, как организована система, влияет на ее способность адаптироваться к изменениям внешней среды.
Структура организации объединяет составляющие элементы ее внутренней среды с помощью коммуникаций, потоков информации и документооборота.
В организационной структуре выделяются следующие элементы: звенья (подразделения, отделы, бюро и т. д.), уровни управления и связи между ее элементами. Основные типы связей – вертикальные (связи руководства и подчинения, их необходимость возникает при наличии нескольких уровней управления) и горизонтальные (связи кооперации, координации равноправных элементов). Вертикальные связи подразделяются на линейные, функциональные и смешанные – линейно-функциональные. Можно дать следующие определения структуры.
Структура управления – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Структура организации – это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации.
Организационная структура представляет собой единство структурных подразделений, выполняющих определенные функции управления и находящиеся между собой во взаимосвязи и соподчиненности.
Теория организации
В учебнике организация рассматривается как система, характеризуются типы и формы организаций, исследуются структура и функции управления ими, раскрываются формы организационных структур, даются различные подходы к оценке эффективности деятельности организации. Обстоятельно изложены законы и принципы организации, показывается процесс проектирования организационных систем, выявляются причины и рекомендуется механизм осуществления изменений в организации, раскрываются сущность и основные элементы организационной культуры. Особое внимание уделено вопросам развития теории организации различными научными школами. Для студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлениям подготовки «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория организации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Типы и формы организаций, их общие характеристики
2.1 Особенности социальных организаций
Организация составляет основу мира менеджеров-организаторов, она является причиной, обуславливающей существование теории организаций. Поэтому необходимо усвоить, что такое организация и почему, чтобы достичь успеха, она должна быть хорошо организована.
С появлением человека на Земле сразу же возникла потребность в организации. Организации окружают современного человека на протяжении всей его жизни. В многочисленных организациях — детских садах, школах, университетах, предприятиях, спортивных клубах — большинство людей проводят большую часть своего времени. Организации создают продукцию и услуги; определяют порядок жизни в обществе и контролируют его соблюдение; являются средством выражения наших интересов и взглядов.
Почему существуют организации? В большинстве случаев люди объединяют усилия и организуются для достижения каких-либо физических, личных или экономических преимуществ. Люди организуются под влиянием убеждений, что это есть лучший путь для достижения их целей.
При этом организация стремится к достижению не только своих формализованных целей, но и личных целей своих членов. Важным также является и тот факт, что люди в процессе вступления в организацию жертвуют частью своей свободы. Они делают это с целью достижения личных и организационных целей. То есть термин «организация» представляет собой компромисс между личной независимостью и достижением целей.
Организация — это объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения определенных общих целей.
Под организацией следует понимать предприятие, фирму, учебное заведение и тому подобные структурные образования. При всем различии масштабов, сфер и видов деятельности различных организаций, у них существует несколько общих признаков:
1. Наличие конечных целей или, по крайней мере, одной цели у совместно работающих людей.
2. Существование устойчивых связей между членами организации и правил, определяющих порядок этих взаимоотношений, выраженных через организационную структуру и культуру поведения.
3. Постоянное взаимодействие с внешней средой.
4. Использование всех видов ресурсов для достижения целей организации.
Организация — сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организации есть свой облик, своя культура, свои традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.
В курсе теории организации рассматриваются преимущественно социальные системы, основным связующим элементом которых является человек. В зависимости от поставленных целей социальные системы могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др. Наиболее распространены социально-экономические системы.
Социальные системы, реализующие себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальным организациями. Таким образом, существуют социально-политические, социально-образовательные, социально — экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Например, для социально-экономических организаций главная цель — получение максимальной прибыли; для социально-культурных организаций — достижение эстетических целей, при этом получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных организаций — достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.
Социальные организации (в дальнейшем организации) играют существенную роль в современном мире. Их особенности:
• реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
• формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;
• сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.
Организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки допустимых для данной системы норм и правил.
В организации проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным процессам относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации, процессы, связанные с действиями законов организации. К субъективным — процессы, связанные с принятием управленческих решений.
В организации имеются формальные и неформальные лидеры.
Лидер — это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.
Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками.
К социальным связям относятся:
• межличностные, бытовые отношения;
• отношения по уровням управления;
• отношения к человеку общественных организаций. К экономическим связям относятся:
• материальное стимулирование и ответственность;
• прожиточный уровень, льготы и привилегии.
Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике организации.
2.2 Классификация организаций
В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам:
• нахождение сходных организаций по каким-либо параметрам; это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;
• возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т.д.;
• принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.
В современном виде типология организаций может быть представлена схемой на рис. 2.
Организации могут быть:
• правительственные и неправительственные;
• коммерческие и некоммерческие;
• бюджетные и небюджетные;
• общественные и хозяйственные;
• формальные и неформальные.
Кроме того, различают организации по:
•отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.);
• самостоятельности принятия решений (головные, материнские, дочерние и зависимые).
Рис. 2. Типология организаций.
Статус правительственной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства. Например, чиновники из аппарата Президента РФ не могут возглавлять коммерческие структуры; чиновники из аппарата Госкомимущества РФ не могут вкладывать свои средства в акции приватизируемых организаций.
К неправительственным организациям относятся все другие организации, не имеющие такого статуса.
Коммерческие организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей; для некоммерческих основная цель — удовлетворение общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие организации. Например, коммерческое учебное заведение осуществляет свою работу на основе п. HI пой оплаты студентами процесса обучения; вся прибыль должна идти на расширение учебной базы, приобретение компьютеров, литературы и др.
Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств. Они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Небюджетные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и небюджетные средства.
Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде), а. хозяйственные — для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Так, профсоюзы являются общественной организацией, поскольку все поступающие членские взносы тратятся на удовлетворение потребностей своих же членов. Формальные организации — этоi зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., выступающие как юридические или не юридические лица.
Неформальные организации — это незарегистрированные в государственном органе организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли. Например, четыре рыбака — любителя постоянно в течение ряда лет совместно готовят снасти, выезжают на рыбалку, обсуждают результаты, получают от этого удовольствие. Это неформальная организация, так как налицо все признаки системы — наличие цели, элементов, иерархии, взаимодействия.
Роль в обществе неформальных организаций очень велика. В такой организации люди в большей мере могут реализовать свои потребности и интересы, чем в формальной, найти свое место в жизни, испробовать различные варианты поведения, отношений и т.д. Помощь и защита коллег, доступ к неформальным каналам информации — основные причины вступления в неформальную организацию.
Однако возможно возникновение неформальной организации внутри формальной. Это естественный процесс, возникающий, когда развитие технологий, профессионализма персонала в организации идет быстрее, чем совершенствование организационных форм, функций, стиля и методов управления. Первый признак рождения неформальной организации в предметной области формальной организации — это появление неформального лидера.
В последнее время в практической деятельности наметилась тенденция разделения больших организаций на две части: управленческую и предпринимательскую. Причем каждая часть представляет собой юридическое лицо. Управленческая организация в форме «учреждения» сосредоточивает у себя стратегические управленческие и маркетинговые функции. Предпринимательские организации в форме ООО, ОАО, ПК и другие концентрируют обслуживающие и производственные функции. По этому принципу строятся все холдинги. Кроме организационных преимуществ, такое разделение уменьшает налогообложение всей организации, так как учреждение не является коммерческой организацией.
Обычно рассматриваются три формы организаций:
• неюридическое лицо: а) не зарегистрированное в государственном органе (подразделения юридического лица, простое товарищество, ряд объединений организаций); б) зарегистрированное в государственном органе (предприниматель без образования юридического лица);
• неформальная организация граждан.
Юридическим лицом признается организация, которая:
1) зарегистрирована в установленном порядке в государственном органе;
2) имеет печать и расчетный счет в банке;
3) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
4) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
5) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;
6) выполняет возложенные обязанности;
7) имеет самостоятельный баланс или смету;
8) может быть истцом и ответчиком в суде.
Неюридическим лицом признается организация, которая в отличие от юридического лица не имеет или не выполняет каких-либо пунктов, перечисленных для юридического лица.
Хозяйственные организации. Хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.
Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе.
Хозяйственные организации (в дальнейшем организации) классифицируются по следующим признакам:
• по времени действия: бессрочные и временные. В регистрационных документах указывается время ее деятельности. Можно зарегистрировать организацию на год, месяц и даже на один день;
• по сезону активного действия: летние, зимние, в сезон дождей и т.д. Этот статус дает возможность организации набирать персонал на определенный циклический срок;
• по масштабу производства: единичное, серийное и массовое производство;
• по специализации производства: специализированное и универсальное;
• по номенклатуре выпуска продукции: монономенклатурное и многономенклатурное производство.
2.3 Организационно-правовые формы организаций
Согласно ст. 50 ГК РФ предусматриваются следующие формы организаций:
• хозяйственные товарищества и общества,
• государственные и муниципальные унитарные предприятия.
• общественные или религиозные организации (объединения),
• благотворительные и другие фонды,
Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
Рассмотрим формы хозяйственных товариществ и обществ. К ним относятся: полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество), акционерные общества (открытые и закрытые), общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, зависимые и дочерние общества.
Хозяйственные товарищества и общества реализуются в следующих организационных формах: ассоциация, картель, банк, биржа, венчур, джоббер, комбинат, компания, конгломерат, кондоминиум, консорциум, концерн, концессия, кооператив, корнер, корпорация, общество, объединение, предприятие, пул, синдикат, тендер, товарищество, траст, трест, финансово-промышленная группа (ФПГ), фирма, фонд, франчайз, холдинг. Например, банк может быть государственной организацией в форме акционерного общества закрытого типа. Компания может быть частной организацией в форме общества с ограниченной ответственностью.
Несмотря на процесс приватизации, проводимый в РФ, государство обладает значительной собственностью. На управление и хозяйственное владение государственным предприятием выдается временная доверенность в виде назначения на должность.
Любая форма собственности характеризуется отношениями субъекта и объекта договора к собственности. Различают отношения владения, пользования, распоряжения и ответственности.
Владение — это фактическое обладание вещью. Владение может быть законным (титульным) или незаконным, т. е. не имеющим правого обоснования. Законным владельцем может быть и не собственник вещи (например, арендатор, залогодержатель).
Пользование — это право потребления вещи с учетом ее назначения. Здесь имеется в виду эксплуатация оборудования, земли, имущества и получение от нее доходов.
Распоряжение — это право определять юридическую судьбу вещи. Лицо, наделенное правом распоряжения, может совершать сделки дарения, продажи, сдачи в наем, уничтожения и т.д. Лишение данного права означает лишение права собственности (вещного права).
Ответственность гражданская (бремя собственности) — это обязанность возмещения убытков, уплаты неустойки за причиненный собственнику ущерб. Ответственность может быть долевой, солидарной и субсидиарной.
Отношения субъекта и объекта к собственности должны быть обязательно отражены в договоре. С точки зрения правовых форм построения организаций следует отметить особенности прав и ответственности учредителей.
Рассмотрим основные правовые формы организаций. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Уставный капитал образуется только из вкладов (паев) учредителей. ООО создается и действует на основании учредительного договора и устава; если общество создано одним лицом, то — только устава. Число участников ООО не должно превышать 50 человек.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) учреждается одним или несколькими лицами. Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность за убытки, связанные с деятельностью общества. ОДО создается и действует на основании учредительного договора и устава, если общество создано одним лицом, то — только устава.