Что значит основные потребительские свойства
Что такое потребительские свойства товара
Главным аспектом деятельности торговых точек является предоставление гражданам определенных продуктов, обозначаемых термином товар. Это понятие многогранное и довольно сложное. Данное обстоятельство связано с тем, что в эту категорию входят разнообразные по своим свойствам и функциональности предметы.
Определение понятия
Под свойствами товара подразумеваются характерные черты, отличающие его от других подобных продуктов. Они проявляются как при изготовлении предмета, так и во время его эксплуатации. Важной характеристикой являются потребительские свойства товара, которыми обуславливается его полезность во время использования. Это ключевой параметр для оценки качества того или иного предмета.
Понятие «товар» является многогранным. В данную категорию входят не только физические предметы, но также и такие абстрактные блага, как услуги, идеи и т. п. Понятие активно используется в современном маркетинге, хотя возникло еще в начале развития человеческой цивилизации. С точки зрения некоторых концепций, именно товарные связи являются базисным источником технического прогресса и развития человеческого сообщества в целом.
Потребность в предмете определяется его способностью удовлетворять те или иные нужды. Полезные параметры, которые возникают во время производства и эксплуатации, определяют потребительские свойства товарного изделия. Данное понятие также используется в маркетинге и является ключевым в процессе определения качества продукта и необходимости его усовершенствования.
Собственно, под потребительским свойством подразумевается характеристика, которая раскрывается во время эксплуатации или потребления и, соответственно, используется для удовлетворения нужд. При этом следует подчеркнуть, что имеются в виду не только чисто физические, материальные нужды, но также и культурные потребности.
Не следует воспринимать потребительские свойства как монолитную величину. В большинстве случаев они состоят из большого количества характеристик, которые проявляются в комплексе и влияют на функциональность того или иного предмета.
В современном маркетинге потребительские параметры строго определены и классифицированы. В основном их можно разделить на две группы. Это характеристики:
Справка! Не все характеристики можно отнести в категорию потребительских. К примеру, транспортабельность не входит в данный перечень.
Совокупность потребительских свойств, характерных для того или иного предмета, определяет его качество. Под этим термином подразумевается показатель изделия, характеризующий степень его пригодности для удовлетворения потребностей, определенных его назначением.
Следующие показатели используются для определения качества предмета:
Потребитель оценивает качество предмета в соответствии с тем, насколько его реальные потребительские характеристики согласовываются с функциональным предназначением. Происходит это в процессе эксплуатации.
Классификация
Выше уже было сказано, что потребительские характеристики товара классифицируются на параметры продовольственных и непродовольственных изделий.
Поскольку отдельные свойства состоят из комплекса менее значительных характеристик (например, эргономические состоят из комплекса антропометрических, физиологических психологических характеристик), следует привести детальную классификацию.
Продовольственные предметы
Базовой потребностью человека является питание. На современном рынке представлено большое количество продовольственных изделий, главное назначение которых – удовлетворять данную потребность.
Имеются в виду растительные и животные пищевые продукты. Определение качества данных изделий играет значительную роль, поскольку показывает уровень их полезности и, соответственно, потребности на рынке.
В основном для определения качества предмета используются следующие параметры:
Наиболее важным показателем является пищевая ценность. Ею характеризуется фактически вся полнота полезных эффектов продукта питания. В эту категорию входят такие показатели, как доброкачественность, наличие питательных веществ и минералов, необходимых для нормального функционирования человеческого организма.
Не все продукты обладают одинаковой пищевой ценностью. Данная основная характеристика изделий продовольственного типа напрямую зависит от набора микроэлементов, входящих в ту или иную продукцию.
Продовольственные изделия, в которых отсутствуют те или иные необходимые элементы, обладают пониженной пищевой ценностью (сахар, крахмал). Качественное питание не должно негативно влиять на состояние здоровья потребителя. Подобная характеристика обеспечивается путем проверки пищи на предмет наличия вредных соединений, патогенных микроорганизмов, сторонних элементов.
Под биологической ценностью подразумевается наличие в продуктах питания веществ, которые не синтезируются человеческим организмом, и, соответственно, могут попасть в него только извне. Это разнообразные биологически активные вещества, как то: витамины, микроэлементы, аминокислоты.
Под физиологической ценностью подразумевается способность продукции оказывать влияние на организм потребителя в целом, и отдельные его системы в частности. От количества и пропорционального соответствия жиров/белков/углеводов зависит энергетическая ценность предмета.
Внимание! После использования пищевого изделия организм не использует все элементы, входящие в его состав.
Поэтому при оценке качества применяется также такая потребительская характеристика, как усвояемость. Данный параметр позволяет оценить, насколько тот или иной предмет (и, соответственно, входящие в его состав элементы) используется человеческим организмом.
Непродовольственные товары
Под номенклатурой потребительских свойств и показателей подразумевают их совокупность, которой обуславливается возможность удовлетворения тех или иных потребностей (как реальных, так и ожидаемых). Этим параметром определяются качественные характеристики продуктов потребления.
Все характеристики разделяют на следующие группы:
Чем больше характеризуемые свойства товара соответствуют ожиданиям и требованиям, тем выше его качество. В свою очередь, качество определяет наличие спроса на рынке.
Основные понятия
Первым понятием, которое необходимо разобрать, является термин качество. Так, под качеством продукции подразумевают определенные ее свойства, благодаря которым она может выполнять возложенные на нее функции.
Под качеством товара в свою очередь подразумевают совокупность описанных выше потребительских свойств.
Показатель качества товара – количественная характеристика свойств определенного продукта, которая составляет его качество. Выделяют два основных вида показателей:
Важно! Если при оценке используются все характеристики, имеет место обобщенный показатель качества.
Еще одно потребительское свойство, применяемое в маркетинге – оригинальность. Данный параметр позволяет определить, насколько то или иное изделие выделяется на фоне других устройств подобного назначения.
Заключение
Таким образом, потребительские качества товаров определяют, насколько они соответствуют своему предназначению, и влияют на потребительский спрос. Потребительские свойства характеризуют изделие с разных сторон и проявляются в процессе эксплуатации. Следует различать характеристики продовольственных и непродовольственных предметов.
Основные потребительские свойства товара
Понятие потребительских свойств товара. Сущность экспертного метода определения показателей его качества. Обзор и особенности оценки характеристик продукции по многим критериям. Способы совершенствования производственного исполнения товарного вида.
Основные потребительские свойства товара
1. Понятие потребительских свойств
потребительский товар экспертный оценка
Свойства товаров, обусловливающие их пригодность удовлетворять определенные потребности населения и проявляющиеся в процессе эксплуатации или потребления, называются потребительскими. Не все свойства товаров являются потребительскими. Не являются потребительскими свойства стандартизации и унификации, конструкторские и патентноправовые, свойства транспортабельности. Однако они прямо влияют на потребительские свойства. Например, стандартизация размеров бытовой техники способствует удобству пользования и размещения ее в квартирах.
Совокупность потребительских свойств составляет качество. Иногда под качеством понимают лишь соответствие товара требованиям нормативных документов или условиям договора поставки. В этом случае имеют в виду техническое качество, которое не отражает всей полноты понятия качество. Качество, как и потребительная стоимость, мерой которого она является, имеет социально-экономический категорией. Высокое качество выпускаемой и используемой продукции проявляется, прежде всего, в том, в какой мере эта продукция позволяет удовлетворять потребности людей. Номенклатура потребительских свойств товаров
При разработке и выборе номенклатуры потребительских свойств за основу принимают типовую номенклатуру потребительских свойств товаров.
Для оценки качества товаров пользуются развернутой номенклатурой потребительских свойств определенной группы товаров, которая включает в себя совокупность всех комплексных и единичных показателей.
Выбор потребительских свойств при оценке качества групп товаров зависит от наличия общественных потребностей, сложившейся структуры потребления и ее особенностей.Структура потребительских свойств представляет собой комплексные и единичные свойства, разделенные на уровни по правилам иерархической классификации. Структура потребительских свойств и показателей качества уточняется в зависимости от назначения отдельных групп товаров и выполняемых ими функций в качестве предметов потребления.
Целями выбора номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров являются:
Проведение комплексной оценки качества товаров, определение их конкурентоспособности; включение перечня потребительских свойств в нормативные документы на продукцию (стандарты, регламенты, технические условия); комплексная оценка потребительских свойств продукции при разработке и постановке ее на производство; определение потребительских свойств при проведении экспертизы товаров; определение свойств безопасности при проведении сертификации продукции.
Номенклатура потребительских свойств и показателей качества должна отвечать следующим требованиям: учитывать цели и условия эксплуатации или потребления товара; отражать современные достижения науки и техники, а также изменения в структуре спроса и потребностей населения; способствовать всестороннему учету требований потребителей для повышения качества товаров, их эффективного сбыта и эксплуатации.
Основным методом определения номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров является экспертный метод.
Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров включает в себя три этапа: изучение товара; разработку номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара; определение номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара.
Изучение конкретного товара предусматривает выявление свойств и особенностей товара, условий его производства, реализации, хранения, и транспортирования, использования и утилизации. Это делается для определения комплекса свойств товара, характеризующих его качество. Каждая группа товаров имеет особые признаки, которые определяют характерные требования, предъявляемые к выбору их потребительских свойств и показателей качества. Например, к одежде, обуви и к косметическим средствам предъявляют ряд эргономических и эстетических требований.
Для наиболее полного определения функционального назначения товаров необходимо изучить потребителей товаров, условия и сроки хранения, транспортирования и потребления.
2. Потребительские свойства товаров
потребительский качество экспертный
Выделяют следующие группы потребительских свойств товаров: функциональные, эргономические, эстетические, свойства надежности и безопасности.
Функциональные свойства товаров. Характеризуют соответствие изделий своему назначению. Функциональные свойства могут быть выражены через совершенство выполнения основной функции, совершенство выполнения вспомогательных функций и универсальность.
Совершенство вспомогательных функций характеризует особенности функционирования изделия на всех этапах функционального процесса: транспортирования, установки, управления и эксплуатации, обслуживания, ремонта, хранения и утилизации. Например, подготовка пылесосов к работе требует много времени: свертывание шнура, чистка пылесоса, складывание шланга и других принадлежностей пылесоса. Использование одноразовых мешков для сбора пыли значительно сокращает время этих операций.
Универсальность применения характеризует возможность выполнения дополнительных операций товаром, полезных для потребителя. Вспомогательные функции товаров значительно расширяют возможности и повышают удобство использования. К примеру, использование системы оттаивания Ноу фрост значительно экономит время при обслуживании холодильника. Для пылесосов универсальность связан с возможностью мыть ковры и пол, распылять жидкость.
Эргономические свойства товаров. Свойства изделия, обусловливающие удобство и комфорт его потребления в системе «человек-среда-изделие», называются эргономическими. Они направлены на обеспечение удобства эксплуатации изделия, оптимизацию всей психической и физической нагрузки человека, связанной с получением полезного эффекта. Эти свойства делятся на следующие группы: антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические, гигиенические, удобство пользования изделием на основных этапах функциональ-ного процесса.
Антропометрические свойства характеризуют соответствие изделия размерам и форме тела человека и отдельных его частей. Единичными антропометрическими свойствами являются размеры и форма изделий (обувь и одежда, мебель).
Физиологические свойства обусловливают соответствие непродовольственных товаров силовым, скоростным и энергетическим возможностям человека. К единичным физиологическим свойствам можно отнести массу и жесткость одежды при деформировании. Особенности пищевой ценности пищевых продуктов (сбалансированность элементов) определяют их физиологические свойства.
Психофизиологические свойства характеризует соответствие изделий особенностям функционирования органов чувств человека. Учитываются для теле и радиоаппаратуры, музыкальных инструментов. В этих группах товаров психофизиологические свойства проявляются как функциональные свойства.
Эстетические свойства товаров удовлетворение потребностей человека происходит не только в физической, но и в социальной (общественной) среде. В понятие «социальная среда» входит все, что связано с устройством общества. В социальной среде происходят сложные процессы формирования эстетической ценности предметов потребления, которые проявляются через форму этих предметов.
К эстетическим свойствам относят: информационную выразительность; целостность композиции; рациональность формы; совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида.
Целостность композиции характеризует органичную связь элементов изделия, единство частей и целого. Она проявляется в объемно-пространственной структуре, тектоничности, пластичности, упорядоченности графических и изобразительных элементов, колорите и декоративности.
Объемно-пространственная структура характеризуется взаимным расположением и размерами отдельных элементов.
Пластичность формы изделия выражается в мягкости, текучести, плавности переходов от одной части формы к другой.
Эстетическое восприятие изделий обусловлено своеобразием их внешнего оформления, которое во многом определяется колоритом и декоративностью материала.
Декоративность материала определяется его фактурой, текстурой, наличием или отсутствием блеска, прозрачностью.
Соответствие формы изделия его назначению состоит в том, что изделие современно по форме, то есть, выполнено в соответствии со сложившимися в обществе эстетическими нормами и представлениями.
Эргономическая обусловленность характеризует степень гармоничного сочетания в форме изделия красоты и удобства пользования.
Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида определяется чистотой исполнения контуров и соединений отдельных деталей, отсутствием видимых дефектов изготовления и тщательностью отделки поверхностей, устойчивостью элементов формы и поверхности и по-верхности к внешним воздействиям, четкостью исполнения фирменных зна-ков и сопроводительной документации.
Товар, полностью соответствующий потребностям человека, может оказаться бесполезным, если при его проектировании и производстве не обеспечена способность этого товара сохранять необходимый уровень функциональных, эргономических, эстетических, экологических свойств, безопасности при длительном использовании этого товара.
Сохраняемость характеризует способность изделия выполнять заданные функции после хранения и транспортирования.
С безопасностью товаров тесно связана фальсификация товаров.
Подобные документы
Основы определения потребительских свойств товаров в товароведении. Анализ основных свойств мягкой мебели на предприятии. Повышение конкурентоспособности продукции, продаваемой фирмой. Изучение требований к качеству товаров со стороны потребителей.
курсовая работа [46,5 K], добавлен 26.07.2014
Описание разрабатываемого товара. Этапы изготовления нового товара. Описание рынка. Оценка емкости изделия «фарфор». Описание потребительских свойств товара. Потребительские свойства с точки зрения покупателя. Сегментация потребителей на рынке.
курсовая работа [105,5 K], добавлен 24.10.2002
Основные методы определения показателей (назначения, экономного использования и надежности) и уровня качества проверяемого объекта. Их описание, достоинства и недостатки. Этапы комплексной оценки потребительских свойств и уровня качества товаров.
курсовая работа [1,1 M], добавлен 02.12.2014
Показатели качества и их классификация. Методы определения показателей качества, факторы формирования и сохранения качества товаров, критерии его оценки. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров. Решение практических задач.
контрольная работа [42,5 K], добавлен 02.11.2009
Анализ структуры рынка сбыта продукции и конкурентов предприятия. Динамика и география экспорта. Проведение маркетинговых исследований потребительских свойств мороженого с помощью метода анкетирования. Меры по усовершенствованию положения товара на рынке.
курсовая работа [84,9 K], добавлен 05.01.2015
Особенности видового и размерного ассортимента мужских перчаток. Характеристика применяемых материалов при изготовлении данного вида товара. Правила примерки перчаток, анализ их классификации и кодирования. Потребительские свойства и показатели качества.
курсовая работа [110,4 K], добавлен 31.01.2010
Повышение уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Оценка,ее последовательность и уровень качества товара. Выбор номенклатуры показателей качества группы товаров. Расчет коэффициентов весомости, комплексных показателей.
курсовая работа [76,5 K], добавлен 28.09.2008
Анализ состояния и динамики современного рынка товара на примере противотанковых ракетных комплексов. Характеристика свойств товара и определение основных показателей, влияющих на качество. Выбор и обоснование метода оценки уровня качества товара.
контрольная работа [442,7 K], добавлен 28.04.2016
Понятие товара, его сущность и особенности, место и значение в экономике предприятия, пути ее повышения. Конкурентоспособность товара, методы и порядок ее определения. Система национальных и международных стандартов, оцениваемые качества товара.
курсовая работа [46,6 K], добавлен 03.02.2009
Обеспечение качества и конкурентоспособности продукции. Основные ошибки и противоречия у экспертов в оценках параметров товара. Параметры, характеризующие потребительские и экономические свойства товара. Оценка факторов конкурентоспособности предприятий.
контрольная работа [675,5 K], добавлен 17.06.2010
Потребительские свойства товаров и услуг: характеристики, классификация, качество
Объектом товароведческой, коммерческой, маркетинговой деятельности являются товары и услуги. Их основные потребительские свойства – важный аспект изучения и усовершенствования производства. Проблема оценки качества товаров и услуг тесно связана с определением перечня их свойств и характеристик.
Понятие товаров и услуг
Товар – это сложное многоаспектное явление, в самом общем виде под ним понимается некий продукт, произведенный в ходе деятельности человека для продажи или обмена. Возникновение товаров связывают с древнейшим видом коммуникации между людьми, которые обменивали излишки разных продуктов и изделий на другие. В некотором смысле можно сказать, что товар является источником цивилизации, потому что именно с обмена начинается совершенствование производства с целью повысить его качество и продуктивность. Маркетинг дополняет понимание товара таким аспектом, как его способность удовлетворять некие потребности. Главной особенностью товара считается наличие специальных признаков. Любая характеристика потребительских свойств товара неизменно приводит к решению проблемы оценки его качества.
Услуга – это неосязаемое благо, которое производится одним человеком для удовлетворения потребности другого. Между товаром и услугой немало общего. Хотя есть существенные различия: услуга неосязаема, непостоянна, неотделима от субъекта ее предоставления и несохраняема. И главное отличие товара и услуги состоит в материальности первого и нематериальности второй. Все эти особенности значительно осложняют оценку качества оказанной услуги. Если потребительские свойства изделий можно оценить по каким-то объективным физическим критериям, то услуга зачастую вызывает значительные затруднения в определении ее характеристик и качества.
Классификация товаров
В связи с огромным разнообразием товаров невозможно создать какую-то единую последовательную и всеобъемлющую классификацию. Есть несколько оснований для выделения разновидностей и групп товаров.
В первую очередь вид товара определяется по торговому признаку, и в этом случае выделяют продовольственные и непродовольственные изделия. Первые, в свою очередь, делятся на множество разновидностей. Мучные и хлебобулочные, молочные, мясные, рыбные, овощи и фрукты, кондитерские изделия и т. д. Непродовольственные товары делят на хозяйственные, одежно-обувные, продукты нефтепереработки, галантерею, ювелирные изделия, электротовары и т. п. Также выделяется вид товаров по сезонности их потребления: сезонные и несезонные.
В зависимости от рынка реализации есть промышленные и потребительские товары. Первые служат для использования в производстве, вторые предназначены для удовлетворения потребностей конечных потребителей. Промышленные товары включают в себя такие разновидности, как сырье, комплектующие, производственные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, недвижимость и капитальное имущество, а также услуги. Потребительские товары обычно классифицируют, принимая во внимание поведение потребителя при их покупке. Традиционно выделяют такие разновидности товары повседневного спроса, долгосрочные товары и изделия тщательного выбора, статусные товары, товары пассивного спроса.
Классификация услуг
Особенности услуг и их значительные отличия друг от друга делают невозможным создание обоснованной классификации услуг. Традиционно их подразделяют по сферам, в которых они оказываются. Так, принято выделять медицинские, пассажирские, спортивные, образовательные, информационные, банковские, юридические, охранные, ветеринарные услуги, а также услуги в сфере общественного питания, красоты, ремонта, поддержания чистоты и недвижимости.
Характеристики
Значительные различия товаров и услуг приводят к тому, что при их оценке и описании применяются те или иные характеристики. Товары обычно оцениваются по количественным и качественным признакам. В теории товароведения качественная классификация продукции осуществляется по следующим критериям:
Также есть потребительские характеристики товара, такие как марка, имидж, известность, набор критериев оценки изделия покупателем: надежность, прочность, экономичность и другие.
Оценивая потребительские свойства услуг, следует отметить ее уникальные характеристики, к ним относят:
Подходы к определению потребительских свойств
В товароведении понятие потребительских свойств связано с определением надежности и качества товара. Под этим принято понимать объективные особенности изделий, которые проявляются в процессе потребления, позволяющие покупателю удовлетворить различные актуальные потребности. В самом широком смысле потребительские свойства уравниваются с полезностью, за которую покупатель и готов заплатить оговоренную цену. Если свойства товаров хорошо поддаются оценке и прописываются в соответствующей номенклатуре, то характеристики услуг оценить значительно сложнее, и выработать единые критерии оценки бывает непросто. Эту функцию выполняют различные стандарты, которые вырабатываются как государственными органами, так и отраслевыми ведомствами.
Особый подход к определению понятия потребительских свойств сложился в маркетинге. В этом случае под потребительскими свойствами понимаются критерии, по которым потребитель товара или услуги оценивает его качество. Они могут быть не только объективными, но и субъективными, эмоциональными, в этом случае исследователи говорят о воспринимаемом качестве. Воспринимаемые свойства услуги базируются на потребностях покупателя, на его личных предпочтениях и стереотипах, на прошлом опыте получения услуг, на внешних и внутренних коммуникациях.
Потребительские свойства товаров
Потребительские свойства продукции покупатель оценивает по таким параметрам:
Свойства услуг
Характеризуя потребительские свойства услуги с точки зрения выбора потребителем, следует сказать, что в данном случае во многом он применяет те же критерии, что и при оценке товара. Это и престижность, и цена, и категория, и удовольствие. Однако специфические характеристики услуги заставляют его подумать и об особых свойствах. К ним относятся имидж услугодателя, прошлый опыт (свой и/или референтных групп), возможные последствия получения качественной или некачественной услуги.
В товароведении принято выделять такие потребительские свойства предоставляемых услуг:
Классификация потребительских свойств
Выделяя виды потребительских свойств товаров и услуг, исследователи-товароведы основываются на следующих факторах:
Понятие качества товаров и услуг
Оценивать потребительские свойства товаров и услуг необходимо для того, чтобы определить их качество и соответствие стоимости. Товароведение стремится выявить оптимальный набор таких свойств. Данное понятие по-разному трактуется специалистами и потребителями. Для первых качество товара – это количественные показатели потребительских свойств, которые обеспечивают удовлетворение потребностей и являются объективными параметрами. Для вторых качество – это часто субъективная, даже философская категория. Потребители часто оценивают качество через свои ожидания и восприятие.
Показателями качества являются следующие свойства и характеристики товаров и услуг:
В товароведении принято классифицировать показатели качеств товаров и услуг по таким признакам, как назначение, надежность, эстетичность, эргономичность, экологичность и безопасность. Для оценки качества сервиса дополнительно вводятся такие показатели, как количество оборудования для предоставления услуги, особенности протекания процесса обслуживания и его соответствие технологическим нормам, длительность и надежность результатов обслуживания, информирование клиента об особенностях процесса оказания услуги.
Оценка качества
Так как качество товара – это объективный показатель, то его необходимо измерять. Традиционно оценка качества производится по потребительским свойствам товара или услуги. Существует несколько методов определения данного показателя:
Обеспечение качества – важная часть работы компании, обычно критерии его оценки прописываются в специальных документах.
Номенклатура потребительских свойств
Потребительские товары и услуги должны соответствовать многим нормам и требованиям, контроль качества осуществляется как самим предприятием, так и специальными уполномоченными органами.
Международный стандарт (ИСО) определяет качество как совокупный перечень свойств и характеристик товара или услуги. Обычно он фиксируется в номенклатуре потребительских свойств и представляет собой перечень свойств одного товара или группы сходных изделий или услуг. Для составления номенклатуры необходимо изучить товар, составить подробный реестр его свойств и определить перечень наиболее важных и измеримых особенностей, поддающихся объективной оценке. Номенклатура потребительских показателей качества товара и услуги должна соответствовать перечню их важнейших свойств.