Что значит орксэ в школе 4 класс
ОРКСЭ – что это за урок?
Несколько лет назад в некоторых школах в расписании появилась аббревиатура – ОРКСЭ. Сегодня она используется повсеместно. Мало того, данный курс включён в новые образовательные стандарты (ФГОС). И сегодняшние четвероклассники обязаны изучать данный предмет.
Предмет, который, по сути, выбирают не школьники, а родители. Что же это за курс и каковы его особенности? С этими и другими вопросами мы обратились к ведущему специалисту управления образования Людмиле Васильевне Лодыгиной.
– Людмила Васильевна, что скрывают в себе эти пять букв – ОРКСЭ?
– Это комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который теперь является обязательной частью государственного стандарта и входит в образовательную программу четвёртого класса. Он включает в себя несколько модулей: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.
– И всё это четвероклассники должны будут изучить в течение года?
– Нет. На самом деле ребята, а вернее, родители (или их законные представители) выбирают один из модулей на своё усмотрение. Принятие решения о записи ребёнка на изучение определённого модуля без согласия родителей не допускается. Причём, результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и заявлениями родителей.
– Но порой сделать выбор в сторону того или другого модуля сложно…
– Безусловно. Здесь на помощь приходят педагоги, которые всё на тех же собраниях должны разъяснить специфику каждого модуля, ознакомить с тематикой курса.
– Можно ли вообще отказаться от изучения данного курса?
– Нет, поскольку ОРКСЭ входит в ФГОС, отказ от его изучения рассматривается как препятствие получению ребёнком общего образования в соответствии с Российским законодательством.
– В нашем районе какой модуль выбрало большинство четвероклассников?
– 423 обучающихся (67,4%) будут изучать основы светской этики, 198 (31,5%) – основы православной культуры, а 7 четвероклассников (1,1%) будут знакомиться с основами мировых религиозных культур.
– Кто будет вести данный курс и что делать в том случае, если в одном классе школьники выбрали сразу несколько модулей?
– Данный курс ведут либо учителя начальных классов, либо учителя-предметники. Стоит отметить, что на сегодняшний день уже 80% педагогов прошли соответствующие курсы и имеют сертификаты на преподавание. Что касается выбора нескольких модулей в одном классе – вопрос непростой, но тем не менее администрации школ будут находить какие-то пути решения, чтобы интересы детей и родителей не ущемлялись.
– Много ли школ, где родители четвероклассников приняли единогласное решение с выбором модуля?
– Таких школ в районе большинство. Так, «Основы светской этики» единогласно выбрали в шк. №1, в шк. №15 и 90 (п. Кулой), в Левковской, Благовещенской, Долматовской, Аргуновской, Липовской, Ракуло-Кокшеньгской, Пакшеньгской и Верхне-Устькулойской школах. Изучению модуля «Основы православной культуры» отдали предпочтение в шк. №2, в Усть-Шоношской, Комсомольской, Солгинской, Хозьминской, Судромской, Шунемской и Пежемской школах. Отмечу: именно Пежемская школа у нас в районе является базовой площадкой по изучению основ православной культуры. Педагоги этого учебного заведения проводят открытие уроки и внеклассные мероприятия по данному курсу. Большую помощь учителям, ведущим данный модуль, оказывает настоятель Свято-Успенского храма протоиерей Андрей Ермилов.
– Несмотря на то, что курс является обязательным, наверное, не все родители понимают значимость его изучения… Возможно, есть и противники ведения данного предмета в школах. Что бы Вы сказали этим родителям?
– Прежде всего, отмечу, что курс имеет не вероучительный, а культурологический характер; содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. Что немаловажно, содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция. Разве это плохо для воспитания ребёнка?
– Людмила Васильевна, спасибо за беседу. Хочется надеяться, что ведение данного курса, действительно, принесёт свои плоды. Ведь ещё древнеримский философ Сенека писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».
Привет, ОРКСЭ! Как выбрать модуль основ религиозной культуры и светской этики
В третьем классе всех родителей школьников ждет неизбежное: им предложат выбрать один из шести модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Разбираемся с базовыми вопросами, которые обычно возникают в процессе выбора. Начинаем с самого популярного.
Можно ли просто отказаться от всего этого?
Увы, нет. Это обязательный предмет, который, согласно ФГОС, должен способствовать формированию осознанной нравственной и духовной личности. Поэтому, когда вас просят написать на имя директора школы заявление о выборе модуля, у вас как у осознанного родителя особого выбора нет.
Цитируем: «В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, начиная с 1 сентября 2012 года, установлено обязательное изучение комплексного учебного курса „Основы религиозных культур и светской этики“ в объеме 34 учебных часа… Предметная область „Основы духовно-нравственной культуры народов России“ обязательна для изучения с 1 сентября 2015 года в соответствии с введенным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности».
Какие сейчас предлагают модули в рамках курса?
Базово их шесть. «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры». По факту в школах часто предлагают урезанный базовый вариант, который состоит из трех-четырех модулей с учетом особенностей региона. Но вы вправе настаивать на расширении списка предлагаемых модулей.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, выдержка:
«Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы».
Как сделать выбор?
Педагоги традиционно произносят на презентациях курсов фразы «Учитывайте традиции семьи» и «Все модули носят светский характер». Разумеется, если в вашей семье есть уверенность в выборе модуля, то можно не сомневаться и следовать традициям семьи. Если же вы выбираете, то желательно попросить вашу школу устроить собрание и попросить учителей презентовать модули, которые предлагает школа. Более того, подобное ознакомление с предметом предусмотрено и стандартно действующими регламентами. На встрече с учителем — даже онлайн — можно уже многое понять о том, как именно и чему будут учить вашего ребенка. А еще желательно ознакомиться со списком учебных пособий, по которым будут заниматься дети (общий федеральный перечень доступных пособий есть здесь).
6 стереотипов об учёбе в православной гимназии, которые я хочу опровергнуть
Кто преподает эти предметы?
Школьные учителя, проходящие курс специальной подготовки. Могут ли вести занятия представители религиозных организаций? На постоянной основе — нет. Учитель несет ответственность за содержание курса, экскурсионные программы в рамках модуля и так далее, а родители имеют полное право отказаться от подобных мероприятий, так как по закону курс «не подразумевает включения в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений)». Представителей религиозных организаций привлекают для разработки курсов, повышения квалификации школьных педагогов, то есть для повышения квалификации в рамках модуля.
Как записаться на модуль?
Через базовое заявление на имя директора. Собственно, на этот вопрос вам точно очень подробно ответит ваш классный руководитель, прислав и сам образец заявления.
Что важно помнить?
Школа в России — светское учреждение, поэтому в рамках образовательного процесса не может быть никакой политической агитации, побуждения к принятию каких-либо религиозных норм и убеждений и так далее. Эта норма прописана в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников».
Можно ли будет потом сменить модуль?
Большинство школ в ситуации, если есть нарекания по курсу, дает возможность поменять выбранный модуль уже в процессе обучения.
Чему учат в школе на ОРКСЭ
Сложная аббревиатура ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) время от времени вызывает взрывы бурных дискуссий. Тут и про «заговор клерикалов», и про тайное введение в школе «Закона Божьего». О том, что на самом деле скрывается за устрашающим названием этого предмета и как правильно выбрать его модуль, — директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещёнов.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» проходят в 4 классе — урок в неделю (всего 34 урока). Родители могут выбрать для своего ребёнка один из модулей. Вариантов несколько (расставлены по популярности в Москве):
Семью никто не вправе заставить выбрать какой-то конкретный модуль, а школа обязана учить любому из выбранных.
Уроки ОРКСЭ проводят педагоги школы, а не представители духовенства. Важно понимать, что этот курс не про основы религии, а про культуру, которая порождена той или иной религией (да-да, светская этика тоже порождена религией).
В чём разница? Да примерно в том же, в чём разница между религией и наукой: они отвечают на разные вопросы. Религия на вопросы: «для чего», «что мне нужно сделать, чтобы стать богом/спасти свою душу/преодолеть сансару/попасть в рай». Наука — «каким образом», «в чём причины» и тому подобное.
Кстати, именно поэтому религия и наука не противостоят друг другу. Они про разное
Религия — про восстановление союза (liga — от лат. «союз», re — возвратная частица (реконструкция, реставрация) человека и Бога, про духовную практику, образ жизни, участие в молитвах и таинствах. Вот этого всего курс ОРКСЭ не предлагает. Если нужно именно это — вам в храм, мечеть, синагогу, дацан или в воскресную школу.
Культура (от лат. cultura — возделывание) — это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и обществом навыков и умений. Так что в рамках ОРКСЭ дети будут знакомиться с культурой, её ценностями и памятниками.
В прошлом году я три дня провёл в Южной Корее, изучал образовательную систему этой страны. Там есть курс под названием «Толерантность», но начинается он обязательно с изучения собственной культуры. И это очень правильно: не понимая своих «корней», не уважая ценности своего народа и культуру страны, в которой живёшь, невозможно по-настоящему уважать иные культуры. Без этого толерантность становится фарсом и угрозой. И, кажется, некоторые в Западной Европе уже вкусили «радости» этого фарса. И я очень не хочу, чтобы этим путём пошли у нас. Поэтому ОРКСЭ — предмет всё-таки важный.
Чтобы не ошибиться с модулем, стоит выбирать вариант, который соответствует ценностям семьи. В любой спорной ситуации я бы советовал выбирать «Основы православной культуры», потому что именно православие сыграло решающую роль в становлении ценностей нашей культуры и развитии государственности. Второй вариант — «Основы мировых религиозных культур». Они могут, хоть и совсем вкратце, познакомить ребёнка с ценностями всех традиционных религий России.
Для того чтобы избавиться от собственной родительской напряжённости, родителям стоит не стесняться обсуждать с детьми всё, что они изучают на ОРКСЭ. Это однозначно принесёт пользу и вашим отношениям с ребёнком и станет совсем не лишним напоминанием об основах наших традиционных религиозной и светской культур.
Иллюстрации: iStockphoto (davidcreacion)
Разъяснения для родителей по преподаванию курса ОРКСЭ в 4 классе
Разъяснения для родителей по преподаванию курса ОРКСЭ в 4 классе
Одним из актуальных направлений деятельности общеобразовательного учреждения в условиях реализации Президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование у обучающихся младшего подросткового возраста мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
На достижение этой цели и направлено введение в 4-х классах общеобразовательных учреждений с 1 сентября 2012 года комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Основные задачи курса ОРКСЭ:
— развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Преподавание курса «Основы религиозных культур» в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учёта разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках, установленных законом правовых норм, взаимодействуют с религиозными организациями по вопросам апробации комплексного курса, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.
Принятие решения о записи ребёнка на изучение определённого модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.
Вокруг нового, никому пока ещё не известного курса, уже начали ходить различные мифы. Большое распространение имеют эти мифы среди родителей. Хочется рассеять эти сомнения и неправильные высказывания.
Миф 1: новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер. Это не так. В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы. Такое образование может вести религиозная организация. Но только такая организация, которая имеет документ, подтверждающий её существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее 15 лет. Но это обучение религии. А курс, который вводится в образовательные учреждения, будет знакомить с религиозными культурами, а не обучать религии.
Миф 2: в школу придут священнослужители. Это тоже неверно. Новый предмет будут вести педагоги школы. Они для этого будут специально обучаться на курсах повышения квалификации. Это педагоги, которые имеют отношение к культурологическим основам. Рекомендуется, чтобы этот курс вели учителя истории или учителя русского языка и литературы. Представителей религиозных конфессий учителя могут привлекать во внеклассной работе по данному курсу. И сейчас в процессе подготовки к введению данного курса, при подготовке учителей проводятся встречи с представителями религиозных организаций. Также они привлекались к разработке учебников по некоторым модулям курса. В состав координирующей группы, которая будет создана в каждом муниципалитете, также будут входить представители религий. В рамках курса также возможно посещение религиозных организаций в целях знакомства с экспонатами духовной культуры, традициями. Возможно оно только при согласии родителей (законных представителей), а также при условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных организаций.
Помним о том, что задача курса – формировать у обучающихся знания, понимание и уважительное отношение к религии как национальной духовной традиции. Выбор веры – это частное дело гражданина. Об этом мы говорим за пределами школы.
Миф 3: учеников одного класса поделят на группы, что приведёт к конфликтам между ними. Это тоже только миф. Курс включает в себя модули. У обучающихся есть право на свободный выбор. И они выбирают тот модуль, который им хотелось бы изучать. А вот задача педагогов, сама сложная задача в этом курсе – дать детям знания об их мировоззрении, и научить уважать людей, пусть пока это будут одноклассники, с другими взглядами, ценностями, с другим мировоззрением. Поэтому образовательным учреждениям рекомендуется не разделять учеников одного класса на группы на первом и последних уроках. Содержание первого и последних уроков одинаковое для всех модулей.
Структура и содержание курса.
Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей:
1)основы православной культуры,
2)основы исламской культуры,
3)основы буддийской культуры,
4)основы иудейской культуры,
5)основы мировых религиозных культур,
6)основы светской этики.
Все модули нового предмета соединяются общими тематическими блоками:
1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.);
2. Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.).
3. Традиционные религии и этика в России (13 ч.);
4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).
Предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России.
Содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций.
Содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей:
— Культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская).
На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция —осуществляется воспитание детей в рамках нового предмета.
Новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
Информацию по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» можно найти на сайтах в интернете.
Из опыта преподавания ОРКСЭ в 4 классах.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Из опыта преподавания ОРКСЭ в 4 классах.docx
Из опыта преподавания ОРКСЭ в 4 классах
* СЛАЙД 2 Четвероклассники или их родители (законные представители) могут выбрать для изучения один из 6-ти модулей:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»
Считаю, что именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, уважения к человеку, достоинства и вырабатывается нравственный иммунитет.
*СЛАЙД 3 Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало опасения со стороны родителей. Не все понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. Приходилось проводить просветительско-разьяснительную работу с родителями. Родители получили возможность познакомиться с учебниками, по которым обучаются их дети.
Для изучения этого предмета в нашей школе были выбраны модули «Основы светской этики»
Конечно, преподавание ОРКСЭ обеспечено учебно-методическим комплексом. Он разработан с учетом возрастных особенностей обучающихся. Содержательные задания и иллюстрации и сами учебники вызывают большой интерес у детей.
Вместе с тем хорошую помощь и поддержку при подготовке к урокам оказывают материалы, разработки уроков размещенные на интернет- сайтах.
Мною были поставлены задачи: дать первичное представление о добре и зле; cформировать умение анализировать свои и чужие поступки; открыто высказывать своё мнение, уважать мнение своих одноклассников.
*СЛАЙД 4 В своей практике я применяю различные формы и методы работы:
1.Организация диалога с детьми, дискуссии. Для развития образного мышления, познавательного интереса использовались мультимедийные пособия (аудио- и видеоматериалы, презентации, слайды, электронные энциклопедии и т.д.), материалы педагогов – новаторов в сети Интернета.
2.Воспитанию художественного вкуса и формированию культурной эрудиции способствовала организация творческой работы учащихся (рисунки, раскраски, подготовка сообщений, создание презентаций и т.д.).
3.Работа с дополнительными письменными источниками информации (отрывки из литературных произведений), использование текстов небольшого объема дидактико-аллегорического содержания (пословицы и поговорки, притчи, рассказы, басни, стихотворения), различные виды чтения.
4.Применение печатных пособий (репродукций, иллюстраций и т.д.) направлено на формирование образного восприятия изучаемого материала
5.Использование различных игр, викторин, кроссвордов, анаграмм, упражнений направлено на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
6.Методика преподавания курса ОРКСЭ предполагает активное участие родителей в процессе обучения. На уроках школьники получают домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке, выполнение проектных работ.
Это позволило сделать каждое из занятий особенным, интересным.
Мои основные принципы в преподавании данного курса следующие:
1) в центре обсуждения должна быть понятная проблемная ситуация;
2) высказаться может каждый;
3) нет неправильных мнений;
4) надо доказать свою точку зрения;
5) в ходе обсуждения ребёнок имеет право поменять свою точку зрения.
* СЛАЙД 5 Безотметочная система не ограничивает детей. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Чтобы владеть информацией, приходилось обращаться к дополнительным справочникам. Возможность свободного общения с родителями через изучение курса по основным моментам воспитания: нравственность, мораль.
Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет. Очень важно учесть возрастные особенности ребят. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Диалог с детьми я стараюсь строить через реализацию их активности, инициативы, самостоятельности. Ребёнок должен чувствовать, что его опыт (в семье, на улице, в школе) важен, интересен. И неважно: положительный это опыт или отрицательный.
В процессе таких дискуссий каждый высказывал ценностные суждения, выдвигал собственное обоснование норм действия, делился своими представлениями о добре и зле, о правильном и неправильном. Этому способствовали и совместные игры, групповые задания, творческие работы. Я заметила, что даже самые робкие, неуспешные дети, раскрывались, так как речь шла об обычных ситуациях, которые случались в их жизни, или свидетелями которых они были.
Для своих уроков придумывала разные игры и задания. Постоянно использую компьютер, так как к каждом уроку составляю презентации с новыми терминами. Имею возможность использовать на своих уроках интерактивную доску. Эта доска помогает проводить коллективные игры, делать выводы, составлять итоговые задания: кроссворды, тесты, поиск соотношения. Когда нет возможности работать с доской, использую напечатанные задания. Дети с интересом работают над каждым заданием, исправляют друг друга, спорят, составляют сами подобное.
Хочу привести примеры заданий, которые я использую на уроках «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».
СЛАЙД 14 Убеждена, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании достойных граждан нашей страны. Такие занятия добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества, непонимания.
Желаю здоровья, удачи и творческих взлётов, дорогие коллеги.