Что значит орфограмма беглый гласный

Беглые гласные в корне, суффиксе и приставке. Примеры слов

Приведем при­ме­ры слов с бег­лы­ми глас­ны­ми «о», «е» в корне, суф­фик­се и при­став­ке слов раз­ных частей речи.

Что такое беглые гласные?

При изме­не­нии фор­мы слов или при обра­зо­ва­нии новых слов в раз­ных мор­фе­мах может про­ис­хо­дить заме­на одних глас­ных или соглас­ных зву­ков дру­ги­ми. Это назы­ва­ет­ся чере­до­ва­ни­ем. Поинтересуемся при­ме­ра­ми чере­до­ва­ний глас­ных и соглас­ных зву­ков.

Иногда чере­до­ва­ние глас­ных «о» и «е» может про­ис­хо­дить с нулем зву­ка. Это зна­чит, что в сло­ве или его фор­ме меж­ду соглас­ны­ми может появить­ся глас­ный «о» или «е» там, где его рань­ше не было, или, наобо­рот, исчез­нуть. Речь идет о бег­лых глас­ных, напри­мер:

Беглые глас­ные — это глас­ные, кото­рые чере­ду­ют­ся с нулём зву­ка при фор­мо­из­ме­не­нии или обра­зо­ва­нии новых слов.

Что значит орфограмма беглый гласный

Примеры беглых гласных в корне

Беглые глас­ные «о», «е» наблю­да­ем в корне суще­стви­тель­ных в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла:

Пары суще­стви­тель­ных в фор­мах име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют бег­лые глас­ные, напри­мер:

В крат­ких фор­мах един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных отме­тим появ­ле­ние бег­лых глас­ных:

При обра­зо­ва­нии новых слов в корне могут появ­лять­ся или исче­зать бег­лые глас­ные:

Примеры слов с беглыми гласными в приставке

Если при­став­ка закан­чи­ва­ет­ся на соглас­ный, а корень сло­ва часто пред­став­ля­ет собой скоп­ле­ние двух или более соглас­ных, то для удоб­ства про­из­но­ше­ния, в при­став­ке появ­ля­ет­ся бег­лый глас­ный «о», напри­мер:

Примеры слов с беглыми гласными в суффиксе

Укажем сло­во­фор­мы раз­ных частей речи, в кото­рых име­ют­ся бег­лые глас­ные в суф­фик­сах:

Источник

Беглые гласные: что это такое?

Беглые гласные – гласные, чередующиеся с нулём звука (выпадающие) при изменении словоформы или при образовании новых слов.

К беглым гласным относятся О, Е, И. Они могут пропадать или, наоборот, появляться в различных морфемах: приставке, корне и суффиксе.

Значение

В древнерусском языке употреблялись сверхкраткие гласные Ъ и Ь, читающиеся соответственно как О и Е. Но такие буквы исчезли. В сильной позиции они заменились и стали писаться так же, как и читаются. В слабой позиции они просто перестали употребляться.

В наше время эти гласные необходимы для того, чтобы сделать произношение некоторых звуков более простым, ускорить его.

Словоформы с беглыми гласными

Беглые гласные употребляются в:

Иногда беглые гласные вставляются и в родственные слова. Также они могут находиться в ударной или безударной позиции

Орфографические правила

Написание в существительных и прилагательных

Чтобы правильно выбрать беглую гласную в существительных и прилагательных, нужно обратить внимание на согласную, находящуюся по соседству с беглой:

Написание в глаголах

Примеры

В корне

Интересно, что в этих примерах ударение переходит с корневого гласного на гласный в окончании.

Также часто появляются беглые гласные при образовании новых слов:

В суффиксе

Ещё раз рассмотрим случаи, когда беглые гласные возникают в кратких прилагательных:

В приставке

Когда приставка оканчивается на согласный звук, часто употребляются беглые гласные. Например:

Источник

Примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке

Приведем при­ме­ры слов с бег­лы­ми глас­ны­ми «о», «е» в корне, суф­фик­се и при­став­ке слов раз­ных частей речи.

Что такое беглые гласные?

При изме­не­нии фор­мы слов или при обра­зо­ва­нии новых слов в раз­ных мор­фе­мах может про­ис­хо­дить заме­на одних глас­ных или соглас­ных зву­ков дру­ги­ми. Это назы­ва­ет­ся чере­до­ва­ни­ем. Поинтересуемся при­ме­ра­ми чере­до­ва­ний глас­ных и соглас­ных зву­ков.

Иногда чере­до­ва­ние глас­ных «о» и «е» может про­ис­хо­дить с нулем зву­ка. Это зна­чит, что в сло­ве или его фор­ме меж­ду соглас­ны­ми может появить­ся глас­ный «о» или «е» там, где его рань­ше не было, или, наобо­рот, исчез­нуть. Речь идет о бег­лых глас­ных, напри­мер:

Беглые глас­ные — это глас­ные, кото­рые чере­ду­ют­ся с нулём зву­ка при фор­мо­из­ме­не­нии или обра­зо­ва­нии новых слов.

Что значит орфограмма беглый гласный

Примеры беглых гласных в корне

Беглые глас­ные «о», «е» наблю­да­ем в корне суще­стви­тель­ных в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла:

Пары суще­стви­тель­ных в фор­мах име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют бег­лые глас­ные, напри­мер:

В крат­ких фор­мах един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных отме­тим появ­ле­ние бег­лых глас­ных:

При обра­зо­ва­нии новых слов в корне могут появ­лять­ся или исче­зать бег­лые глас­ные:

Примеры слов с беглыми гласными в приставке

Если при­став­ка закан­чи­ва­ет­ся на соглас­ный, а корень сло­ва часто пред­став­ля­ет собой скоп­ле­ние двух или более соглас­ных, то для удоб­ства про­из­но­ше­ния, в при­став­ке появ­ля­ет­ся бег­лый глас­ный «о», напри­мер:

Примеры слов с беглыми гласными в суффиксе

Укажем сло­во­фор­мы раз­ных частей речи, в кото­рых име­ют­ся бег­лые глас­ные в суф­фик­сах:


Источник

Беглые гласные в корне, суффиксе и приставке

Узнаем что такое бег­лые глас­ные. Приведем при­ме­ры слов раз­ных частей речи с бег­лы­ми глас­ны­ми «о», «е» в корне, суф­фик­се и приставке.

Что такое беглые гласные?

При изме­не­нии грам­ма­ти­че­ской фор­мы или при обра­зо­ва­нии новых слов в раз­ных мор­фе­мах может про­ис­хо­дить заме­на одних глас­ных или соглас­ных зву­ков дру­ги­ми. Это назы­ва­ет­ся чере­до­ва­ни­ем. Поинтересуемся при­ме­ра­ми чере­до­ва­ний глас­ных и соглас­ных зву­ков.

Иногда чере­до­ва­ние глас­ных «о» и «е» может про­ис­хо­дить с нулем зву­ка. Это зна­чит, что в сло­ве или его фор­ме меж­ду соглас­ны­ми может появить­ся глас­ный «о» или «е» там, где его рань­ше не было, или, наобо­рот, исчез­нуть. Речь идет о бег­лых глас­ных, например:

Что значит орфограмма беглый гласный

Беглые гласные в корне слова

Беглые глас­ные «о», «е» наблю­да­ем в корне суще­стви­тель­ных в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Примеры:

Что при­ме­ча­тель­но, что в фор­мах суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода уда­ре­ние пере­ме­ща­ет­ся с глас­но­го кор­ня на глас­ный окончания.

Понаблюдаем за обра­зо­ва­ни­ем форм суще­стви­тель­ных жен­ско­го и сред­не­го рода и появ­ле­ни­ем бег­лых глас­ных в корне:

Пары суще­стви­тель­ных в фор­мах име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют бег­лые глас­ные, например:

В крат­ких фор­мах един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных отме­тим появ­ле­ние бег­лых гласных:

При обра­зо­ва­нии новых слов в корне могут появ­лять­ся или исче­зать бег­лые гласные:

Примеры слов с беглыми гласными в приставке

Если при­став­ка закан­чи­ва­ет­ся на соглас­ный, а корень сло­ва часто пред­став­ля­ет собой скоп­ле­ние двух или более соглас­ных, то для удоб­ства про­из­но­ше­ния, в при­став­ке появ­ля­ет­ся бег­лый глас­ный «о», напри­мер:

Примеры слов с беглыми гласными в суффиксе

Укажем сло­во­фор­мы раз­ных частей речи, в кото­рых име­ют­ся бег­лые глас­ные в суффиксах:

Видеоурок

Источник

Тема урока: «Беглые гласные»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: знакомство с понятием “беглые гласные”.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Что нас ждет сегодня на уроке? Попробуем узнать. В каждом слове назовите букву, которая является орфограммой.

Правильно, сегодня мы отправляемся в путешествие по стране Лингвистика. Вы любите путешествовать? О чем можно узнать в путешествии? Мы узнаем интересные случаи, которые могут происходить с гласными буквами.

2. Познавательная минутка.

– Прочитайте фразеологизм “Зарубить на носу”.

– Как вы понимаете это выражение? (Фразеологизм означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Слово “нос” здесь не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записи. В древности люди носили с собой дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.) Все, что вы сегодня услышите и поймете на уроке нужно “зарубить на носу”. – Что это нужно сделать?

3. Актуализация знаний.

1. Орфографическая работа

Сегодня очень холодно на улице. Видимо, мимо нас проехала Снежная Королева на тройке серых лошадей. Утром никто с ней не встретился? О ее присутствии можно догадаться по снежинкам. В записанных словах исчезли, замерзли буквы. Нужно отогреть слова, и восстановить запись.

(Слова взяты из домашнего упражнения)

П*анино, акк*рдеон, в* олонч*ль, г*тара, б*ян, б*рабан.

2. Снежная Королева оставила для вас приглашение. Открываем конверт.

“Привет, друзья!
Примите приглашенье
В нашей стране мы
Ждем вас с нетерпением.
Познаете вы много разных тайн,
Согласные и гласные живут
И тут, и там!”

– Мы отправляемся в царство Снежной Королевы, будьте осторожны! Королева очень капризная, любит придумывать разные задания.

Итак, первое задание. Синтаксическая минутка.

Белый заяц дрожит под кустиком.

– Выпишите глагол-сказуемое, подберите к нему однокоренные слова:

Дрожит – дрожь, дрогнуть, (ж//г) вздрагивать, (о//а)

– Выделите корень. Однокоренные ли получились слова? (Да). Почему буквенный состав корня различный? Каково лексическое значение слов?

Это явление в языке называется чередованием гласных и согласных в слове.

3. В стране Снежной Королевы нередко бывает ветер. Он разметал слова по снегу, вам нужно отыскать пары слов с чередованием. Укажите, какие чередования букв нашли.

Таскатьготовлюсь
Кормитьтащит
Ездитьмрачный
Готовитьсякормлю
Осмотретьезжу
Мракосматриваться.

– Можно ли назвать слова однокоренными, ведь основы слов разные? (Да)

– Что происходит со словами? (Произошло чередование)

4. Введение в новую тему.

– В русском языке существует явление беглости гласного, то есть чередования гласного О и Е с нулем звука. Сравните полдень – полдня. При одном и том же коне в одном случае мы видим присутствие гласного е, а в другом его отсутствие. Это явление имеет сложную историю. Связанную с предком современного русского языка – старославянским языком.

История носовых гласных

Для системы старославянского языка характерны так называемые носовые гласные, несвойственные системе современного русского языка. На письме эти гласные обозначались специальными символами

Что значит орфограмма беглый гласный“юс малый”, Что значит орфограмма беглый гласный“юс большой”. Эти звуки произносились как е с призвуком н и о с призвуком.

Однако данные звуки не были характерны для существующей системы русского языка, поэтому со временем они подверглись изменениям. Юс малый стал произноситься как современный звук Я, а юс большой – как звук у. С течением времени звуки утратили свое значение, так же перестали использоваться буквы, однако для современного человека немаловажна, так как имеет отношение к системе современного русского языка.

Процесс исчезновения происходил неравномерно и зависел от позиции звука в слове.

Так в позиции между гласными звук претерпевал большие изменения и заменялся выше названными звуками. Однако в позиции между согласными и гласными призвук согласного н усиливался и проявлялся – вместо одного звука получалось два.

Этим процессом объясняется беглость гласных и чередования звуков в таких случаях, как

Звук – звон, звякать, – звучать, мята – ментол, мну – мять.

1. Фронтальная работа.

– Являются ли однокоренными следующие слова

пень – пня, день – дня? (Нет)

(Это одно и тоже слово)

– А что случилось с этой парой (Изменилась только форма слова)

Коварная снежная Королева решила проверить вашу внимательность. Что произошло в словах? (Исчезла гласная Е)

– Из какой морфемы сбежала гласная буква Е? (из корня)

2. А что произошло со следующей парой слов: флажок – флажки. Будут ли они однокоренными? (Нет это форма слова)

– Откуда сбежала гласная? (Из суффикса)

5. Физминутка.

– Встали, вышли из-за парт.

Правую руку вверх, левую вверх,

В стороны – вниз, в стороны – накрест,

Тук-тук, делаем большой круг.

6. Закрепление знаний.

1. Работа с текстом.

Упражнение 298, учебник “Русский язык 5 класс” под ред. М.М. Разумовской.

– О чем этот текс? (О чередовании с нулем звука)
– Где возможно такое чередование?
– Чем объяснить это чередование?

2. Дополнительная информация. Чтение подготовленного ученика

Грамматическая сказка “Беглые гласные”

Вызвали е из алфавита.

– О чем этот текст?
– Какова основная мысль этого текста?
– С беглыми гласными нужно быть очень осторожными. Вы не забыли, что мы в гостях у Снежной Королевы. Несмотря на то что она пригласила нас в гости, у нее бывает коварный план. Я думаю, вы хорошо помните сказку “Снежная королева”?

7. Закрепление материала.

1. Просклонять существительные: сон, лоб

2. Игра “Четвертое лишнее”

Найдите слово, в котором возможно чередование звуков с в корне:

метель, ветер, снежинка, север.

Найдите слово с беглой гласной:

Скалы, льдинка, сугроб, мороз.

3. К нам спешит Снежная Королева, а в руках у него пакет. Прочтем?

Что-то в нем не все понятно, букв не хватает. Вставляем замороженные буквы, объясняем орфограммы.

В лес пришел Моро_ – Красный нос. Сне_ укрыл пни и кусты.

Толстый лед ск_вал быстрый ручей. Пуш_стый шарф л_жит на ветках сосен.

– Выпишите из текста слова с чередующимися гласными, подберите однокоренные слова. (Снег – снежный, пушистый – пуховый)
– Выпишите из текста слова с беглой гласной, измените форму слова. (Пришел – пришли, пни – пень, лед – льды)
– Какое время года описано в тексте? (Зима)
– Кто прилетает к нам в гости? (птицы) Измените слово, чтобы в нем появилось чередование (птица – птичка)
Измените слово, чтобы в нем появилась беглая гласная (птичка – птичек)

Итог урока.

Несмотря на холодное желание Снежной Королевы запутать вас, оставить в своем королевстве, вы справились со всеми заданиями, попутешествовали и узнали много нового материала. А что вы узнали в путешествии?

– Какие звуки называются чередующимися, а какие – беглыми?

У хорошей сказки – хорошая развязка.
Учитесь с улыбкой, шутите учась!
Любая ошибка, исчезнет боясь.
Веселой науки и радостных глаз.
Учитесь без скуки – как я!
В добрый час!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *