Что значит орфографический практикум 5 класс
Рабочая программа «Орфографический практикум»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Программа курса дополнительного изучения родного (русского) языка направлена на формирование орфографической зоркости учащихся пятых классов. Опыт последних лет показывает, что изучение орфографии «от правила к правилу», от «орфограммы к орфограмме» приводит к дробности знаний, что простое заучивание формулировок правил не дает ученику знаний действенных. На планирование уроков в 5 «Б» классе выделено всего 140 часов, поэтому недостаточно времени на отработку практических навыков по применению орфографических правил. Значит, необходимо дополнительное время на то, чтобы научить учеников видеть орфограмм, научить применять правило на практике.
На занятиях данного практического курса учащиеся будут привлекаться к составлению опорных конспектов, таблиц, выполнению упражнения на сравнение, сопоставление, исключение, классификацию орфограмм. Все эти виды деятельности направлены
на повышение грамотности пятиклассников. Одной из ёмких форм работы, способствующих закреплению и систематизации знаний, является работа с обобщающими таблицами, тестами, схемами, алгоритмами.
Данный курс позволит учащимся расширить знания по русскому языку в области орфографии. Он систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки. На данном курсе предполагается уделять большое внимание формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
— формирование орфографической грамотности учащихся на уровне 5 класса
1)обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;
2)совершенствовать орфографическую грамотность учащихся;
3)активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
4)обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.
Предлагаемый курс рассчитан на 35 часов учебного времени (по одному часу в неделю) в 5 классе и построен на блочной подаче материала. Это даёт возможность в каждом новом разделе предлагать учащимся новое содержание, но освоить его можно только в том случае, если опираться на знания, умения и навыки, которые были получены в предшествующем блоке.
Для достижения основных целей курса необходимо использовать наиболее эффективные приёмы: работа с обобщающими схемами, тестами, индивидуальными карточками, таблицами по орфографии, разнообразными лингвистическими словарями, алгоритмами, текстами, орфографическим анализом текстов.
Для решения орфографических задач предлагается обратить внимание на орфографический и словообразовательный разборы слова. Они помогают предвидеть затруднения, вызванные морфемной особенностью словообразовательного образца.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения дисциплины обучаемый должен
— правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
— условия, от которых зависит написание;
— норму, действующую при данных условиях;
— последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
-приёмы разграничения схожих написаний.
— правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
-правильно писать сложные слова,
-правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
-правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
Методы и приёмы обучения:
— обобщающая беседа по изученному материалу;
— индивидуальный устный опрос;
— выборочная проверка упражнения;
— самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
— составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
— наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
— письмо под диктовку;
Виды деятельности учащихся на уроке:
— анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
— разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
— лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
М.Ю.Никулина Русский язык. 5 класс. Экспресс-диагностика
А.С.Хазанова. Работа по орфографии при изучении морфологии в школе. М. «Просвещение», 1976
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.
Сочинения по русскому языку и литературе (для учащихся 5-8 классов). ФГОС.Л.Н.Савина, Л.Н.Ситнкова.Издательство «Учитель», Волгоград,2016
Диктанты и изложения по русскому языку. ФГОС. 5 класс. М.Ю.Никулина, Н.П.Шульгина, Издательство «Экзамен», Москва, 2015
Формы контроля, измерители
Путешествие в страну Орфографию. Безударная гласная в корне
Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением
Безударная гласная, проверяемая ударением
Практикум по теме «Правописание безударной гласной в корне»
Непроизносимая согласная в корне
Правописание сомнительных согласных в середине слова
Правописание глухих и звонких согласных в корне.
Правописание сомнительных согласных в конце слова
-Тся и –ться в глаголах
Правописание ь в середине слова
Гласные И.У.А после шипящих
Правописание ь после шипящих
Практикум «Безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне»
Правописание глухих и звонких согласных в корне
Орфографический практикум 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«О—Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных»
Задание 1. Распределите слова в два столбика:
а) с гласной о после шипящих и ц в окончаниях существительных;
б) с гласной е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Переселенцем, плащом, матчем, смерчем, пловцом, владельцем, беглецом, грачом, работницей, мельницей, стрижом, сторожем, ершом, лисицей, певцом, дворцом, бойцов, горцев, гвардейцев, крышей.
Графически объясните выбор гласной (о или е) после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных.
Поговорить с врачом, с больным сердцем, к блестящему наряду, с опытным пловцом, перед огромным дворцом, за старой мельницей, следить за матчем, отдыхать за рубежом, угощать борщом.
Задание 3. Образуйте от полных прилагательных краткие и запишите | словосочетание.
Тощий щенок, могучий орел, трескучий мороз, похожий портфель, пахучий цветок, колючий шиповник, горячий кофе, хороший обед, жгучий перец.
«Правописание падежных окончаний прилагательных»
Задание 1. Выделите окончание в прилагательных.
Березовые дрова, пчелиным воском, дорожную пыль, с отборной пшеницей, с беззаботным смехом, о пасмурной погоде, о приезжем музыканте, с большим успехом, навстречу яркому весеннему солнцу, нет свободного времени.
Задание 2. Выпишите прилагательные в две колонки:
а) в окончании прилагательных пишется о после шипящих;
б)в окончаниях прилагательных пишется е после шипящих.
У небольшого озера, свежей зеленью, пахучего шиповника, по скрипучей лестнице, свежей краской, к лучшему другу, на горячем песке, с хорошей песней, с хорошим товарищем, по весеннему лесу, в последнем постановлении, в колючем кустарнике, с колючими шипами.
Задание 3. Графически объясните написание кратких прилагательных с I основой на шипящую.
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч! (А. Пушкин)
Зелёный луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов на нем разбросаны букеты. ( Суриков )
Всем ты, Ёж, хорош да пригож. ( Н. Снегирев )
«Буквы Е и И в корнях с чередованием»
Задание 1. Распределите слова в два столбика:
а) с гласной е в корне;
Убирать, уберу, выстилать, выстелю, сжег, сжигать, растираюсь, растереться, выберу, выбирать, замереть, замирать, блестящий, блистать, вычитать, вычитание, вычесть, поджигать, разжег, забирать, заберу, разжигать, выжег, опереться, настеленный, настилать, вымирают, натираю, подберу.
Задание 2. Графически объясните написание е —и в корнях с чередованием.
Растереть желтки, застилать постель, обжигающее пламя, быстро соберусь, слагать песни, постоянно придираться, набираться ума, касаться вопроса, набирать номер телефона, удирать со всех ног, настилать полы, опираться на перила, замереть от восхищения.
Задание 3. Распределите слова в два столбика:
а) с буквой ё после шипящих в корне;
б) с буквой о после шипящих в корне.
Учёный, челн, шёрстка, крыжовник, пчёлы, жёлуди, ворох, счёт, решётка, шёпот, шоколад, трущобы, шорты, капюшон, вечёрка, щётка, жокей, шофёр, шотландский.
О—Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных
Выделите в словах неизменяемые приставки.
Выделите орфограмму «Буквы о, е после шипящих в окончании».
Найдите в тексте слово, употребленное в переносном значении.
Весна движется медленно. Озерко ещё не растаяло. Орех расцветает, но ещё не пылят над рощей жёлтой пыльцой его серёжки.
Исчезают последние клочки снега в лесу. Листва выходит из-под снега слежалая, серая. Недалеко от себя я разглядел птицу. Она была цвета прошлогодней листвы, с чёрными выразительными глазами и длинным носом. Это был вальдшнеп. Он поднялся на ноги, взмахнул своим карандашом и ударил им в горячую прелую листву. От этого удара на носу остался один круглый осиновый листик.
Потом прибавился ещё и ещё. Когда вальдшнеп пролетал вдоль опушки, мы успели сосчитать: на клювике у него было надето семь острых осиновых листиков. С этими осиновыми листиками он казался бородачом.
«Буквы Е и И в окончаниях имен существительных»
Задание 1. Распределите слова в два столбика:
б) с окончанием -и в предложном падеже.
Думать о музее, театре, школе; побывать в санатории, ошибки в сочинении, встреча в гимназии, жить на Кавказе, говорить о решении, сидеть на скамье, выступить на собрании, жить в Рязани, ждать на почте.
Задание 2. Графически объясните выбор гласной в окончании, укажите падеж существительного.
Сообщить о постановке пьесы, присутствовать при беседе с участницей экспедиции, читать на веранде гостиницы, встретиться на лекции в музее, отдыхать в санатории, послать письмо Марии, нет свободного времени.
« Буквы ё-о после шипящих в корне слова, и-ы после ц»
Задание 1.Графически объясните выбор и—ы после ц (выделите корень, суффикс, окончание)
Спросить у учительницы, белая акация, новый мотоцикл, красочная иллюминация, душистый нарцисс, встать на цыпочки, черепаший панцирь, пушистый цыплёнок, цирковое представление, цыганский табор, строительство гостиницы, куцый хвост, сестрицын платок, громко цыкнуть.
Задание 2. Распределите слова в два столбика:
а) с буквой ё после шипящих в корне;
б) с буквой о после шипящих в корне.
Учёный, челн, шёрстка, крыжовник, пчёлы, жёлуди, ворох, счёт, решётка, шёпот, шоколад, трущобы, шорты, капюшон, вечёрка, щётка, жокей, шофёр, шотландский.
Задание 3. Вставьте пропущенные и –ы после ц
Акац..я, панц…рь, нарц…сс, сигнализац..я, дикц…я, делегац..я, конференция, традиц…я, ц..ркуль, ц..тировать, ц..рк, ц..рковой, коллекц…я, ц…клон, ц…клоп, ц..трусовые, ц..нк, ц..пленок, ц..плята, ц..ганский, ц…фра, экспедиц…я.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Раздаточный материал по теме «Существительное и прилагательное» используется на уроках русского языка в 5 классе.
Цель: повторить изученные орфограммы по правописанию существительных и прилагательных, гласных в них и после шипящих.
Материал ориентирован на индивидуальную работу обучающихся. Так же может быть применен как домашнее задание для учащихся. Он поможет испытывающим затруднения ребятам по данной теме самостоятельно работать с дополнительными источниками информации. Они повторяют и закрепляют изученный материал по правописанию существительных и прилагательных, выделять окончания в самостоятельных частях речи, способы словообразования слов.
Номер материала: 389659
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Практикум по русскому языку для учащихся 5 класса «Основы орфографической грамотности»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Практикум по русскому языку для учащихся 5 класса
«Основы орфографической грамотности»
Одной из важнейших задач подготовки учащихся по русскому языку является задача формирования у школьников прочных навыков грамотного письма, в частности орфографических и пунктуационных навыков.
Острая реакция общества на орфографически безграмотное письмо вполне объяснима: установлено, что хорошо говорящие, читающие и пишущие школьники, как правило, успешно овладевают всеми учебными дисциплинами, легче осваивают содержание среднего образования в целом.
Грамотное письмо помогает лучше и быстрее понять письменный текст, облегчает контакт между пишущим и читающим. Неслучайно подготовка в области правописания является важнейшим компонентом в общего среднего образования.
Привить культуру письма, представление о жизненной важности соблюдения норм правописания в письменной речи – главная задача изучения орфографии в школе. Её ближайшая цель – успешное формирование орфографических навыков и на этой основе вклад в речевое, языковое развитие учащихся, в повышение их интеллектуального уровня. Несмотря на активное внедрение современных технологий, проблема эффективности обучения правописанию не теряет своей остроты и актуальности и в настоящее время.
Будучи определенным разделом лингвистики, орфография изучается в школе как система правил, необходимых при оформлении письменной речи. Письменной речью ученики овладевают постепенно, на протяжении всего периода обучения, при этом неизбежно сохраняются ощутимые индивидуальные различия школьников в уровне развития данной формы речи. Именно поэтому, обучая орфографии, нельзя не учитывать особенностей становления письменной речи учеников, различный уровень её развития у разных учащихся, персональные характеристики мышления детей.
Таким образом, обучение правописанию – объективно сложный и трудоемкий процесс, который ни в коем случае не замыкается на заучивании правил, а обязательно предполагает тщательную отработку того языкового. Лексико-грамматического, семантико- смыслового содержания, которое составляет внутреннюю суть норм, правил орфографии. Именно с этой целью был разработан данный курс практикума по орфографии.
В данном курсе представлена система обучения орфографии, разработанная на основе семантически ориентированного подхода и рассматривающая усвоения учащимися правописания в контексте их письменной речи.
развитие навыков орфографически правильного письма.
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры
Развитие орфографической зоркости учащихся;
Формирование представления об орфограмме как специфичном явлении письма;
Развитие навыка и умения орфографически правильной письменной речи.
Результаты освоения курса.
Личностными результатами освоения программы курса по орфографии являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2)потребность сохранить чистоту русского языка;
3) освоение национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
Метапредметными результатами освоения учащимися программы курса по орфографии являются:
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Предметными результатами освоения учащимися программы курса по орфографии являются :
1. овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
2. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
3. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
8) осознание эстетической функции родного языка.
Программа рассчитана на 17 часов практических занятий, которые предусматривают проведение свободного, предупредительного, выборочного, распределительного диктантов; лабораторных работ, тестирований, тестирований в формате ОГЭ, ЕГЭ.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Учащиеся должны знать:
— способ подбора однокоренных слов, способ определения спряжения глагола, определять правописание безударных окончаний имен прилагательных и существительных;
— перечень корней с чередованием гласных а-о, е-и, перечень приставок неизменяемых и на –з(-с), окончаний глаголов 1 и 2 спряжений, окончаний имен прилагательных, перечень случаев употребления разделительных ъ и ь, ь после шипящих в конце слова, употребления падежных окончаний имен существительных, изученных случаев употребления прописных букв, случаев раздельного и слитного написания не с глаголами.
-правописание специально изученных слов (словарных)
— замечать орфограммы, характеризовать их и объяснять правописание;
— подбирать однокоренные, проверочные слова, слова с определенными приставками, окончаниями, с изученными орфограммами,
— списывать текст без ошибок, грамотно записывать заученный текст, в пределах положительных норм оценок писать диктанты, сочинения, изложения.
Условно-фонетические орфограммы. Раздельное и слитное написание не с глаголами.
Развитие орфографической зоркости, развитие ориентировки в фактах письма.
Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на з (с).
Правописание окончаний имен существительных, прилагательных и глаголов.
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 5 класса «Практикум по орфографии»
Программа рассчитана на проведение одного факультативного часа в неделю и может использоваться в работе по любому УМК.
Содержимое разработки
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Сортавальского муниципального района Республики Карелия
Средняя общеобразовательная школа № 7
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО учителей
гуманитарного цикла
Руководитель МО:___________(А.Н.Карпечкова)
Протокол № ___ от «___»_______20___г.
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании методического совета
Председатель МС, зам. директора школы
по УВР: ___________ (Л.Н. Омельчук)
Протокол № ___ от «___»_______20___г.
«УТВЕРЖДЕНО»
на заседании педагогического совета
Директор школы: _________(Ю.В. Максимов)
Протокол № ___ от «___»_______20___г.
Приказ № ____ от «___»________20___г.
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 5 класса
«Практикум по орфографии»
Составитель:
Ершова Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Срок реализации программы: 1 год
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС – 2).
Факультативный курс «Практикум по орфографии» рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 5 классов. Рабочая программа факультативного курса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку.
Цель курса: формирование орфографической грамотности и орфографической зоркости у обучающихся.
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 4 классы, систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
— совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
— расширить знания обучающихся о языке;
— активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи; обеспечить практическое использование
полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
Занятия факультатива «Практикум по орфографии» позволят учащимся восполнить пропущенный или забытый материал. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает организацию работы над ошибками.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
— работа с раздаточным материалом;
— создание проблемной ситуации;
— анализ текстов различных стилей и типов;
— различные виды грамматического разбора;
— работа со словарями;
По окончании курса учащиеся должны знать:
— теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 5 класса, а также практически
применять полученные знания;
— основные орфографические правила за курс 5 класса;
— работать с текстом, орфографически анализируя его.
С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования, перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли существительных, глаголов, и т.д.). Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.
Практический характер занятий позволяет с помощью упражнений различного вида сложности, а так же лингвистических разборов закрепить знания по изученным темам, а лекционно – практический – узнать, усвоить и закрепить новые темы и понятия.
3. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.Д. Материалы по занимательной грамматике.
4. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. Москва: Айриспресс, 2001.
5. Волина В. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова. Екатеринбург: ТОО «Издательство АРГО», 1996.
6. Гранник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. Москва: Просвещение, 1991.
7. Губернская Т.В. Русский язык. 5 класс: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь. М.- Эксмо, 2009.
9. Лозинская Т.П. Русский язык… Это интересно! Брянск. 2000.
Календарно-тематическое планирование факультатива по русскому языку для 5 класса