Что значит орфографические и пунктуационные задачи
Орфографические задачи, список примеров и варианты их решения
Содержание:
Задачи бывают не только в математике. Русский язык как учебный предмет содержит большое количество подобных заданий.
Задачи в орфографии — это примеры слов с трудным написанием. Для решения вопроса о выборе буквы нужно или подобрать проверочное слово, или вспомнить необходимое правило. Например, как писать: ввиду или в виду? Обычно рядом есть слова, подсказывающие ответ. В виду города неприятель остановился — то есть он видел город; в этом сочетании пишем раздельно. Предлог ввиду имеет значение «по причине», «из-за». Слитное написание: ввиду города неприятель остановился — неверное, смысл искажен. Неприятель остановился «по причине» города — абсурд.
Орфограммы можно подразделить на категории:
Как правильно решать орфографические задачи, на что обратить внимание и что выбрать
Правильный подход состоит из нескольких этапов:
Все орфографические трудности русского языка подчиняются определенному алгоритму действий. Зная его, можно легко решить любую задачу.
Определяем, в какой части слова находится сомнительный случай написания. Затем ориентируемся по таблице:
Место в слове
Правила для выбора
Орфограмма в корне
Заметим: для орфограммы в корне определять часть речи, как правило, не нужно. А сомнительные написания в других частях слова требуют знания правил морфологии.
Тема. Знаки препинания в сложном предложении. Решение пунктуационных задач.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Русский язык в 9 классе.
Тема. Знаки препинания в сложном предложении.
Решение пунктуационных задач.
— формирование умения устанавливать смысловые отношения между частями
и на этой основе ставить правильно знаки препинания;
— развитие устной речи детей;
— воспитание уважительного и бережного отношения к русскому языку.
1. Орг. момент. Здравствуйте, садитесь. Урок русского языка.
2. Эпиграф урока. «Как человека можно распознать по его
обществу, так и он нем можно судить по
— Как вы понимаете высказывание?
-Обязательно надо следить за своей речью и пополнять свой словарный запас и, конечно, соблюдать заповеди речевого поведения.
Заповеди на слайде.
3. Чтение стихотворения.
Растаял снег, луга зазеленели,
Телеги вновь грохочут по мосту.
И воробьи от солнца опьянели,
И яблони качаются в цвету.
Раскрыты окна. Веет теплый ветер,
И легкий пар клубится у реки.
И шумно солнцу радуются дети,
И думают о жизни старики.
-найдите в стихотворении простые предложения; докажите.
-найдите в стихотворении сложные предложения; докажите.
-Чем простое предложение отличается от сложного?
— определите вид сложного предложения;
— Тема нашего урока «знаки препинания в сложных предложениях».Цель.
1 задание. Блиц – опрос. Вопросы на слайде. Ваша задача – ответить: да или нет.
Поставьте себе оценку за это задание.
2 задание. 2 предложения. Из 2 предложений составить 3 сложных предложения.
Над степью, заслонив солнце в зените, стояла густо- лиловая градовая туча.
Белые обочины ее клубились.
Вывод: чем ССП отличается от СПП? Оценки на листочках
3.Задание. Выборочно – распределительный диктант. Прочитайте текст. Поставьте знаки препинания.
Выпишите номера предложения в такой последовательности:
1) сложносочиненные предложения;
2) бессоюзные предложения;
3) сложносочиненные предложения, в которых два простых имеют общий второстепенный член.
1)Все время держалась настоящая весенняя погода. 2)По ночам подмораживало и звезды усеивали темное небо. 3)В ночном воздухе чувствовалась легкая весенняя свежесть. 4)А дни стояли солнечные, и лес весь день рисовался на голубом, безоблачном небе. 5)С утра ветерок развевал дым над трубами караулки.6) Заря ярко краснела из-за черного леса.7)В затишье сильно пригревало, и южная сторона избы и завалинки около нее оттаивали и темнели.
8)Потом около грязного порога образовалась лужа, корни деревьев окружились проталинами, прилетели жаворонки, снег в полях разрыхлел и начал таять. (По И.А. Бунину)
Поставьте отметку на листочке.
4. Задание. Работа с текстом.
Прочитайте текст и выполните задания.
5) Талантливых учителей не так уж много. 6) Талант – всегда редкость. 7) Но, кроме таланта, что, как говорится, от человека не зависит и не отпускается ему свыше, есть и другое – есть еще любимые учителя.
8) Может, наиболее важная составляющая нашего чувства возникла из нравственного облика учителя. 9) Вернее, не облика, а нравственного содержания учительства. 10) Наши учителя математики и литературы преподавали нам, кроме своих предметов, какие-то нравственные начала. 11) Самые простейшие – аккуратность, правдивость, точность, терпение – словом, то, что называлось прописями. 12) Это по- своему входило в математику и по-своему – в географию.
13) И впоследствии я замечал в школьной жизни моей дочери, что понятие любимого учителя всегда было связано с нравственным учительством, с теми людьми, которые учат, «как жить».
14) И наоборот: отсутствие этого нравственного начала характерно для
15) Я говорю об этом потому, что проблемы того же порядка возникают в нашей писательской работе. 16) Можно писать вещи занимательные, остросюжетные, описательные, и книги такого рода существуют, читаются и делают свое полезное дело. 17) Обеспечивают «информацией», которую ценит нынешний читатель.
18) Однако я уверен: такого рода книги не могут стать сколько-нибудь заметным явлением в духовной жизни общества. 19) Русская литература всегда была сильна своими нравственными исканиями. 20) В ней, если угодно, всегда звучала нота проповедничества. 21) И Толстой, и Чехов, и Горький каждый по-своему, но проповедовали. 22) И учитель для меня – это прежде всего воспитатель, а значит, и проповедник. (По Д.Гранину)
1. Какая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?
А) Любимые учителя надолго остаются в нашей памяти.
Б) Только любимые учителя учат, как жить.
В) Выбор дальнейшего жизненного пути может подсказать школьный учитель.
Г) Тот, кто полюбил в школе литературу, обязательно станет писателем.
2. Какое утверждение отражает позицию автора данного текста?
А) Талантливых учителей, как и талантливых учеников, не так уж мало.
Б) отношение к учителю зависит от его внешнего облика.
В) Учитель – это прежде воспитатель и проповедник.
Г) От учителя и от класса в человеке остается только хорошее.
3. К какому стилю относится текст?
А) Разговорный стиль, рассуждение с элементами повествования;
Б) публицистический стиль, рассуждение;
В) Художественный стиль, описание с элементами рассуждения;
Г) Научно – популярный стиль, повествование с элементами описания.
4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью однокоренного слова?
5. Какое значение имеет слово проповедник в прочитанном тексте? (предложение 22)
6. В каком из слов букв меньше, чем звуков?
7. Какой способ образования слова остросюжетный (предложение 16)
9. Какое из предложений не осложнено вводным словом?
10. Какая характеристика предложения 18 является верной?
А) СПП; Б) ССП; В)Простое; Г) БСП.
Оцените свои знания.
5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.
2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.
3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка
5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.
3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.
6. Подводим предварительные результаты.
-Что полезного вы взяли с нашего урока? Отметки.
Написать лингвистический текст, сказку о сложных предложениях.
5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.
2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.
3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка
5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.
3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.
5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.
2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.
3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка
5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.
3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.
5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.
2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.
3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка
5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.
3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.
5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.
2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.
3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка
5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.
2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.