Что значит орел небопарный
Объяснить значение сложных эпитетов : орёл небопарный, щит велелепный, сребролитная кратера, людоед зверонравныйй, злоковарный рабойник?
Объяснить значение сложных эпитетов : орёл небопарный, щит велелепный, сребролитная кратера, людоед зверонравныйй, злоковарный рабойник.
В чём неоычность этих эпитетов?
Щит великолепный ( велелепный), орел, парящий на небеса ( орел небопарный), литая чаща из серебра ( сребролитная кратера), людоед, имеющий злой нрав ( зверонравный), умышленно делающий зло ( злоковарный).
Используются для придания торжественности описанию.
Большинство из них используются в письменной речи и являются устаревшими.
Старец грозный это эпитет?
Старец грозный это эпитет?
Что такое эпитет не сложно?
Что такое эпитет не сложно.
Значение слова эпитет?
Значение слова эпитет.
Значение выражения злоковарный разбойник?
Значение выражения злоковарный разбойник.
Горячая любовь это эпитет?
Горячая любовь это эпитет?
Объяснить эпитет «И лучезарны вечера?
Объяснить эпитет «И лучезарны вечера.
Что такое эпитет?
Несолоно похлебал, значит, ушёл ни с чём, его старания были напрасны.
На берегу, возле парома, стоял маленький дощатый домик. В комнате спали паромщик Кирилл и мальчик лет 10 Вася (подручный Кирилла). Ещё ранней весной привела мать Васю к Кириллу. Работал Вася только за хлеб. Ранним утром в домик постучали и попрос..
Этот рассказ мне понравился тем, что он учит нас быть честными))И мне понравилось что Денис не смотря на то что он бедный, вместо того чтобы выкручиваться говорит только правду)))и с деталями.
Историческая летопись народа воспроизводится не только в былинах, но и в песнях. В отличие от былин, в них действуют исторические лица – Иван Грозный, Петр I, предводители народных восстаний Степан Разин и Емельян Пугачев и др. События в песнях пре..
Задание 2. Настроение немного меняется 3. Присутствует.
Возможно, раньше эта бабушка была очень богата, она носила дорогие вещи, духарилась самыми лучшими духами. По натюрморту видно, что женщина играла на музыкальном инструменте. Быть может, она даже коллекционировала различные книги, а, может, бабушка..
Социальным пороком я называю вредные и неправильные представления людей друг о друге, взаимоотношениях между собой, правильным и неправильным поступкам и т. Д. Эти представления мешают многим нормально жить, но в обществе в целом принимаются. Здесь..
Лётчик из этого произведение является автором этого произведения»Маленький принц». Экзупери описывает свойственные ему качества и его характеру. Лётчик не хочет становиться взрослым, он в душе ребёнок, такой же добрый, отзывчивый, местами безответс..
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Это один из самых распространенных символов в геральдике, по-прежнему остающийся загадкой.
У шумеров символ двуглавого орла имел религиозное значение. Он был солярным символом. Одно из самых ранних изображений двуглавого орла было обнаружено при раскопках шумерского города Лагаш в Месопотамии.
Широко распространен символ двуглавого орла был у хеттов. Его древнейшее изображение (XIII века до н. э.) было найдено при раскопках Хаттусы (совр. Богазкёй) — столицы Хеттского царства. Двуглавый орел, держащий в лапах двух зайцев, был изображен на цилиндрических печатях. Находили изображения двуглавого орда археологи и на хеттских постройках.
Двуглавый орел есть и в индуизме. Там он носит имя Гандаберунд («ганда» — сильный, «берунда» — двухголовый). В индуистском тексте «Вишну-пурана» рассказывалось о том, что бог Вишну превращался в Гандаберунду, когда ему была необходима фантастическая сила.
Изображения двуглавого орла VI века до н. э. были встречены в Мидии, восточнее бывшего Хеттского царства. Изображения двуглавого орла встречались и в Древнем Египте, и на ассирийских памятниках, где они, по мнению специалистов, символизировали соединение мидийского царства с Ассирийским в VII-VI вв. до н. э.
Изображение двуглавого орла изображали на своих боевых знаменах турки-сельджуки. Орел был изображен над воротами в цитадели столицы сельджуков Конье, на монетах некоторых тюркских династий, и просто массово тиражировался в изобразительном искусстве.
В Золотой Орде двуглавый орел встречался на монетах с конца XIII по вторую половину XIV века. Наиболее ранними считают двуглавых орлов на медных фоллариях монетного двора Сакчи (район Дуная) с изображением тамги беклярибека Ногая (1235-1300).
Двуглавый орел присутствовал и на тверских монетах XV века.
Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать.
В алхимии двуглавый орел является символом транформации.
У историков есть сведения, что двуглавый орел был на знаменах гуннов в IV-V веках.
Изображения двуглавого орла встречаются в росписях восточноевропейских деревянных синагог XVII–XVIII веков (например, в хадорской синагоге в Галиции). «Обращенные в разные стороны головы означают два качества Творца, с помощью которых он управляет мирозданием: Суд и Милосердие, Строгость и Любовь».
Византия, вопреки расхожему заблуждению, никогда не использовала двуглавого орла на государственных печатях и печатях императоров.
Изображения двуглавого орла есть орнаментах индейских племен Северной Америки.
В каббале двуглавый орел тесно связан с понятием тиккун. Так каббалисты называли исправление мира, потерявшего свою гармонию в результате швират келим – космической катастрофы, когда в мире образовалось зло. Результатом этого исправления должен стать Новый Адам Кадмон (Первоначальный, духовный человек).
В Византии, предположительно, двуглавый орел был введен императором Исааком Комнином под влиянием преданий о хаге, распространенных в его родной Пафлагонии. Эти легенды рисуют образ хаги как гигантского орла с двумя головами, который обладал такой силой, что мог унести в своих когтях целого быка.
В Европу двуглавые орлы «прилетели» вместе с крестоносцами. С XIII века они появляются в гербах графов Савойских и Вюрцбургских, на баварских монетах, на монетах короля Сицилии, они известны в геральдике рыцарей Голландии и Балканских стран, а затем императора Священной Римской империи Фридриха II.
В XIII веке двуглавый орел становится гербом Сербии, позднее также Черногории, Албании, использовался он в Черниговском и Тверском княжествах.
В качестве постоянного герба императора изображение двуглавого орла утвердилась только в XV веке, при императоре Сигизмунде I и Фридрихе III Габсбурге.
Двуглавыми орлами до 1935 года были увенчаны четыре башни Московского Кремля (Спасская, Боровицкая, Троицкая, Никольская), до 1918 года — башня Сююмбике в Казани.
Двуглавые орлы изображались на иконах Богородицы — на Азовской (XVIII век), «Самодержавной» и на иконе «Яко Орля Крылья» (две последние — конца ХIХ века).
По мнению некоторых европейских историков «двуглавость» орла может быть связана с зороастрийскими культами. Когда в жертву приносили орла, его разделяли на две части.
Символика двуглавого орла распространена в суфизме. Неизменным еще с хеттских времен было увенчание орла одной, двумя или тремя коронами – главным царским атрибутом.
В начале XV века черный двуглавый орел появляется и на гербе «Священной Римской империи германской нации», в 1806 году его унаследовала Австрийская (с 1867 – Австро-Венгерская) империя.
Русский двуглавый орел, подобно палеологовскому и габсбургскому, изображался то с раскрытыми лапами, то державшим крест, меч или державу. С XVII века утверждается новый образ – с державой и скипетром.
На Боровицкой башне Кремля есть орнамент с двуглавым орлом. Предположительное время его создания – 1490-е годы.
Подскажите что означает сложный эпитет «орел небопарный»?
Подскажите что означает сложный эпитет «орел небопарный».
Возводящий или парящий на небеса.
Подскажите пожалуйста какие есть эпитеты к слову заря?
Подскажите пожалуйста какие есть эпитеты к слову заря?
Подскажите сложные слова с корнем лёт?
Подскажите сложные слова с корнем лёт.
Составьте два сложных предложения с любым термином (например : морфология, эпитет)?
Составьте два сложных предложения с любым термином (например : морфология, эпитет).
Какие бывают средства речевой вырозительности, кроме эпитета?
Какие бывают средства речевой вырозительности, кроме эпитета.
И что они все означают?
Что такое эпитеты?
Подскажиите плииз для младшей сестры.
Я не могу просто объснить.
Подскажите пожалуйста сложные предложения с союзом но?
Подскажите пожалуйста сложные предложения с союзом но.
На пишите сложное предложение со словами эпитет, компас?
На пишите сложное предложение со словами эпитет, компас.
Что означает имя Ян?
Что означает имя Ян?
Подскажите пожалуйста эпитеты на словосочитание последние снежинки?
Подскажите пожалуйста эпитеты на словосочитание последние снежинки.
Что значит орел небопарный
Образ человека в литературе
Урок 1
Образ Человека в литературе
Задачи: познакомить шестиклассников с учебником; обобщить имеющиеся у учащихся представления об образе человека в литературе, о герое литературного произведения и образе автора-творца.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи учебника; ответы на вопросы учебника; сопоставление художественных описаний.
Термины: герой, персонаж, заглавный образ, лирический герой, автор, аллегория.
I. Вступительное слово об образе человека в литературе и об основных задачах курса литературы в 6 классе: читать литературные произведения, находить в тексте необходимую информацию о героях и авторской позиции, давать устную и письменную характеристику персонажей литературного произведения и выражать свое отношение к ним.
II. Знакомство с учебником. Представление обложки, форзацев, оглавления учебника. Советы по работе со справочным аппаратом учебника (комментарии, сноски, рубрика «Мир в слове», «Краткий словарь литературоведческих терминов»).
III. Чтение вступительной статьи учебника «Образ человека в литературе». Сопоставление двух художественных описаний (психологического состояния человека в стихотворении М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко. » и картины природы в стихотворении А. А. Фета «Печальная береза. »).
В процессе работы над вступительной статьей обобщаются ранее полученные представления о героях произведений фольклора и литературы (например, об образе главного героя народных и литературных сказок) и изобразительно-выразительных средствах (аллегория, метафора, сравнение, эпитет и др.).
IV. Беседа по вопросам учебника.
Для закрепления материала вступительной статьи можно использовать вопросы и задания учебника (1, 2, 3). Попутно повторяются знания о заглавном образе литературного произведения, развивается навык различения главных и второстепенных персонажей.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Приведите примеры известных произведений живописи, на которых отсутствует прямое изображение человека. Найдите репродукции таких картин в учебнике. Чем интересны такие произведения человеку? Что они могут сказать об их авторе, художнике-творце?
2. Какой вид искусства требует особенно активной работы воображения? Прослушайте фрагмент музыкальных иллюстраций Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Какую картину вы представили, слушая эту музыку? Какое место в этой картине отведено человеку?
3. Приведите примеры обращения в нашем повседневном общении к именам фольклорных и литературных персонажей. С какой целью используются сравнения реальных людей с известными персонажами фольклора и литературы?
V. Выполнение творческой работы (индивидуальное задание 3 учебника).
Выполнение этого задания, проведение небольшой творческой работы, посвященной закреплению материала об образе человека в искусстве, можно начать на уроке и продолжить дома. На уроке выполняется часть задания, связанная с обсуждением аллегории С. Боттичелли «Весна». Другие примеры художественных картин-аллегорий учащиеся подбирают дома, используя справочную литературу и поисковые системы в Интернете.
VI. Домашнее задание: 1) прочитать мифы «Прометей», «Яблоки Гесперид» и познакомиться с комментариями к ним; 2) ответить устно на вопросы 1, 2 учебника. Индивидуальные задания: выполнить устно индивидуальные задания 1, 3 учебника (по выбору).
Урок 2
Герои в древнегреЧеских мифах.
Прометей и Геракл
Задачи: обобщить знания шестиклассников о древнегреческой мифологии; познакомить с фрагментами древнегреческих мифов о героях; дать начальное представление о культурном герое и героическом эпосе.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи учебника; чтение фрагментов мифов; ответы на вопросы учебника; выполнение тестовых заданий; работа с иллюстрациями.
Термины: миф, мифология, комментарий, культурный герой, героический эпос, аллегория, символ.
Урок 3
ТроЯнский цикл и его герои
Задачи: закрепить представления шестиклассников о героическом характере в мифологии; подготовить к чтению и анализу отрывков из поэмы Гомера «Илиада»; закрепить навык использования в устной и письменной речи отдельных слов и выражений, восходящих к древнегреческой мифологии.
Основные виды деятельности: рассказы учащихся о героях древнегреческих мифов; записи в тетрадях; ответы на вопросы учебника; письменная творческая работа.
Термины: миф, мифология, герой, эпитет, сравнение, гипербола, аллегория, символ.
I. Проверка домашнего задания. Рассказы учащихся о продолжении мифов о Геракле (на материале энциклопедических изданий и книги Н. А. Куна «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима»).
II. Запись в тетрадях плана «Основные циклы древнегреческих мифов и их главные герои», дополненная комментариями учителя и небольшими сообщениями учащихся:
1. Мифы о Прометее.
2. Мифы о Геракле.
3. Мифы об искусстве (Дедал, Икар, Орфей).
4. Мифы об аргонавтах (Ясон).
5. Троянский цикл (Парис, Менелай, Ахилл, Гектор, Аякс, Патрокл).
6. Мифы об Одиссее и Телемахе.
7. Мифы об Агамемноне и Оресте.
8. Фиванский цикл (Эдип).
Мифы об аргонавтах и об Одиссее могут быть уже знакомы шестиклассникам. Фиванский цикл на уроке не рассматривается, однако учитель кратко представляет его главного героя Эдипа и предлагает учащимся разгадать известную загадку Сфинкса, которую отгадал Эдип: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?»
III. Выполнение письменной творческой работы (написание небольшого рассказа о жизненной ситуации с использованием слов и выражений из древнегреческих мифов). Возможно проведение конкурса рассказов на одну или несколько заданных тем, например: «Между Сциллой и Харибдой», «Яблоко раздора», «Дары данайцев».
IV. Домашнее задание: познакомиться с мифами об Одиссее и Телемахе.
Урок 4
Гомер и его поэмы «Илиада» и «ОдиссеЯ».
Образы Ахилла и Гектора
Задачи: дать начальное представление об античной литературе; познакомить учащихся с биографией Гомера и героями его поэмы «Илиада»; закрепить навык работы со сносками и комментариями, справочной литературой и энциклопедическими словарями.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; комментированное чтение и анализ поэтического текста; наблюдение над особенностями языка поэтического фрагмента.
Термины: античная литература, миф, эпическая поэма, гекзаметр, цезура, сложный эпитет.
I. Вступительное слово учителя об античной литературе и ее основных периодах, о связи античной литературы с древнегреческой мифологией.
II. Чтение статьи о Гомере и беседа по вопросам учебника, в ходе которой продолжается подготовка учащихся к восприятию сложных для них поэтических текстов (отрывков из поэм «Илиада» и «Одиссея»).
III. Чтение и анализ отрывка «Поединок Ахилла и Гектора» (из песни двадцать второй «Илиады»). Работу с отрывком целесообразно начать со знакомства с комментариями, а затем перейти к беседе по вопросам 1—5, помещенным в учебнике после отрывка. Внимание шестиклассников обращается на особенности описания героического характера в поэме Гомера и судьбы главных героев поэмы (попутно учащиеся вспоминают происхождение выражения «ахиллесова пята»).
Работу с текстом поэмы можно дополнить выполнением индивидуального задания 2 учебника, предполагающего объяснение значения необычных сложных эпитетов: «орел небопарный», «щит велелепный», «сребролитная кратера», «людоед зверонравный», «злоковарный разбойник».
IV. Комментированное чтение отрывка «Одиссей у циклопа» (из песни девятой «Одиссеи»), подготовка к анализу образа Одиссея. Учитель читает начало отрывка и, используя комментарии к нему, а также сноски, поясняет значение непонятных учащимся слов и оборотов, предупреждает возможные трудности, которые могут возникнуть у шестиклассников при самостоятельном чтении и восприятии этого весьма сложного поэтического текста с необычным ритмом.
V. Домашнее задание: 1) дочитать отрывок «Одиссей у циклопа»; 2) ответить на вопросы 2—3 учебника. Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 4, 6 учебника (по выбору).
Урок 5
Образ ОдиссеЯ
Задачи: закрепить представления учащихся об эпических поэмах Гомера и особенностях изображения героического характера в античной литературе; развивать навык устного рассказа о литературном герое с использованием цитирования.
Основные виды деятельности: комментированное чтение и анализ поэтического текста; работа над выразительностью чтения; ответы на вопросы учебника; составление плана рассказа о герое с использованием цитат.
Термины: миф, мифология, эпическая поэма, герой, гипербола, сравнение, цитата.
I. Проверка домашнего задания включает несколько видов работы, поэтому может быть распределена по всему уроку:
1) рассказы учащихся о Полифеме; 2) пересказ эпизода освобождения из плена; 3) пересказы других эпизодов из «Одиссеи», демонстрирующих лучшие качества «хитроумного» Одиссея (индивидуальное задание); 4) представление произведений изобразительного искусства, иллюстрирующих отдельные эпизоды «Илиады» и «Одиссеи» (повторение сюжета поэм).
II. Комментированное чтение и анализ отрывка «Одиссей у циклопа» по вопросам 1, 4—6 учебника. Особое внимание при этом обращается на приемы изображения Полифема (гипербола) и Одиссея (эпитеты), способы выражения авторского отношения к главному герою, а также на связь поэм Гомера с произведениями фольклора (например, прием повтора).
III. Анализ особенностей языка и ритма поэм Гомера (работа над выразительностью чтения).
Дополнительные вопросы и задания:
1. Какие образы преобладают в произведениях античной литературы? Какие боги древних греков упоминаются в поэмах Гомера? Какое участие они принимают в развитии событий?
2. Назовите незнакомые вам имена собственные, встретившиеся в тексте. В каких печатных и электронных справочниках можно найти информацию об этих именах?
3. Какие средства создания художественного образа используются в поэмах Гомера? Приведите наиболее запомнившиеся вам примеры.
4. В чем своеобразие ритма гекзаметра? Что такое цезура? Попытайтесь воспроизвести ритм гекзаметра при чтении отрывка из поэмы Гомера «Одиссея».
IV. Составление плана рассказа об Одиссее с использованием цитат из поэмы (работа в тетрадях). Уже знакомый шестиклассникам вид деятельности осложняется подбором цитат (преимущественно неполных) из сложного по содержанию и структуре поэтического текста. Примерный вариант плана:
1. Происхождение Одиссея, его родители Лаэрт и Антиклея. Другие имена героя (Лаэртид, сын Лаэрта; в римской мифологии — Улисс).
2. Связь с древнегреческими богами «богоравного» Одиссея (отец Антиклеи, Автолик, был сыном бога Гермеса, открывшего Одиссею тайну волшебной травы, чтобы спастись от колдовства Кирки; покровительницей Одиссея была богиня Афина Паллада).
3. Основные события в жизни героя: а) отказ от участия в Троянской войне после женитьбы на Пенелопе и рождения Телемаха; б) участие в мирных переговорах с Троей; в) Одиссей во время осады Трои, «разрушитель городов» (похищение статуи Афины Паллады, находящейся в Трое, и мысль о постройке деревянного коня); г) десятилетнее возвращение Одиссея и его спутников на родину после падения Трои (сражение на земле киконов, пленник Полифема, гость на острове бога ветров Эола, пленник волшебницы Кирки, проход между Сциллой и Харибдой, семилетний плен на острове нимфы Калипсо, присутствие на пиру феакийского царя Алкиноя, возвращение на родную Итаку).
4. Версии о судьбе героя: а) мирно скончался в Этолии; б) был убит Телегоном, сыном Одиссея и Кирки, который смертельно ранил не узнанного им отца, а затем увез его тело на остров к Кирке.
5. Образ Одиссея и средства его создания: а) отсутствие подробных портретных характеристик; б) описание действий героя, характеризующих его как человека умного, хитрого, дальновидного, смелого, практичного, ловкого, изобретательного, любящего свою родину и свой дом, обладающего чувством товарищества, умением обходиться с людьми, даром красноречия.
6. Авторское отношение к Одиссею (эпитеты «богоравный», «хитромудрый», «многострадальный»).
7. Одиссей как «вечный» образ воина, мудреца, защитника своей родины и своего дома, вечного странника. Использование слова «одиссея» в нашем повседневном общении и в названиях художественных произведений (цикл научно-фантастических романов А. Кларка «Космическая одиссея», приключенческий роман Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» и др.).
Работа над планом может быть дополнена вопросами, связанными с образом Одиссея в произведениях изобразительного искусства и кинематографа.
V. Заключительное слово учителя о героях эпических поэм Гомера и о поучительном характере произведений античной литературы.
VI. Домашнее задание: подготовить устный рассказ об одном из героев поэм Гомера. Индивидуальные задания: 1) подготовить краткое сообщение на тему «Эней» (по книге Н. А. Куна «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима» и по фрагментам поэмы Вергилия «Энеида»); 2) подобрать иллюстративный материал по теме «Герои мифов разных народов в искусстве» (отрывки из литературных произведений, репродукции картин, фотографии скульптурных композиций, фрагменты из кинофильмов).
Урок 6
Герои мифов разных народов в литературе
Задачи: обобщить знания шестиклассников о героях древнегреческих и древнеримских мифов и об особенностях их изображения в античной литературе; расширить представления учащихся о мифологической тематике в произведениях художественной литературы.
Основные виды деятельности: чтение фрагментов художественных произведений; рассказы учащихся о героях поэм Гомера и Вергилия; устные сообщения о героях мифов в художественной литературе; работа с иллюстрациями и кинофрагментами.
Термины: миф, мифология, герой.
I. Проверка домашнего задания, рассказы шестиклассников о героях поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» (по примерному плану, предложенному на предыдущем уроке).
II. Отчеты учащихся о выполнении индивидуальных заданий, рассказы об Энее (на основе «Легенд и сказаний Древней Греции и Древнего Рима» Н. А. Куна и фрагментов поэмы Вергилия «Энеида») и представление иллюстративного материала по теме «Герои мифов разных народов в искусстве».
III. Просмотр кинофрагментов (например, эпизодов из фильма А. Кончаловского и Ф. Ф. Копполы «Одиссей») и обсуждение вопроса о том, насколько соответствуют герои фильма сформировавшимся при знакомстве с мифами и отрывками из поэмы Гомера представлениям об Одиссее и его спутниках.
IV. Заключительное слово учителя об особенностях изображения героического характера в произведениях античной литературы, древних эпических поэмах, подводящее к следующей теме — «Героический эпос народов мира». Здесь же целесообразно вспомнить о тех источниках, в которых можно найти информацию о мифологических персонажах и к которым учащиеся уже обращались, например:
Мифы народов мира : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — М., 1987—1988.
Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М., 2001.
Славянская мифология: энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М., 2002.
Славянская мифология: словарь-справочник. — М., 2004.
V. Домашнее задание: подготовить краткие сообщения о героях средневекового эпоса Беовульфе, Зигфриде (Сигурде), используя справочную литературу и источники в Интернете (по выбору).
Героический эпос народов мира
Урок 7
ГероиЧеский эпос. Образ Роланда
Задачи: дать начальное представление о средневековом героическом эпосе; развивать навыки анализа художественных средств создания героического характера.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи учебника; комментированное чтение и анализ фрагмента поэтического текста; ответы на вопросы учебника.
Термины: рыцарский героический эпос, герой, культурный герой, эпопея.
I. Проверка домашнего задания, краткие сообщения шестиклассников о героях средневекового эпоса Беовульфе, Зигфриде (Сигурде).
II. Чтение вступительной статьи учебника и беседа по материалам данной статьи. Примерные вопросы:
1. Что такое эпопея? Каково происхождение этого слова? Знакомы ли вам распространенные выражения «настоящая эпопея», «целая эпопея»? Что они обозначают?
2. Как древние эпические поэмы были связаны с устным народным творчеством?
3. Определите хронологические рамки западноевропейского Средневековья. Когда создавались произведения рыцарского героического эпоса?
4. Какие знакомые вам имена встретились во вступительной статье? Что вам известно об этих героях, исторических личностях?
5. Какое историческое событие изображено в «Песни о Роланде»? Как это событие переосмыслено в поэме?
III. Комментированное чтение и анализ фрагментов из «Песни о Роланде». После чтения комментариев к фрагментам из поэмы учитель обращается к вопросам и заданиям 1—5 учебника. На этом и следующем уроке важно подчеркнуть, что описания героя в произведениях средневекового эпоса напоминают нам о традициях гомеровского эпоса и фольклорных традициях. Готовя рассказы о Роланде и Зигфриде, шестиклассники могут соотнести предложенный им план рассказа с тем примерным планом, который они уже готовили в классе, анализируя образ Одиссея.
Задание 5 учебника предполагает обращение к толковому словарю, в котором учащиеся находят значения слова «неистовый» и объясняют, как характеризует этот эпитет Роланда.
IV. Начало работы над письменным рассказом об одном из героев средневекового героического эпоса — Роланде или Зигфриде. Примерный план рассказа дан в учебнике: 1) происхождение героя, 2) главные подвиги, 3) атрибуты героя (меч, копье, щит и др.), 4) описание гибели героя.
Этот план может быть дополнен на уроке другими пунктами: 5) качества личности, 6) черты национального характера, 7) близость фольклорным персонажам и героям гомеровского эпоса.
Работу над письменным рассказом учащиеся завершают дома после урока, посвященного образу Зигфрида.
V. Домашнее задание: прочитать фрагменты из «Песни о нибелунгах» («О Зигфриде», «О том, как Зигфрид впервые увидел Кримхильду»).
Урок 8
Образ Зигфрида в «Песни о нибелунгах»
Задачи: обогатить представления шестиклассников о средневековом героическом эпосе; развивать навыки анализа художественных средств создания героического характера; закрепить навыки выразительного чтения.
Основные виды деятельности: комментированное чтение и анализ фрагментов поэтического текста; выразительное чтение фрагментов; ответы на вопросы учебника; работа с иллюстрациями.
Термины: рыцарский героический эпос, герой, культурный герой.
I. Вводная беседа на выявление особенностей восприятия учащимися отрывков из «Песни о нибелунгах». Можно использовать вопросы 1 и 2 учебника, обращающие шестиклассников к описанию средневекового замка и главных героев.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Понравились ли вам отрывки из «Песни о Роланде», которые вы самостоятельно прочитали дома? Возникли ли сложности при чтении? Что было непонятно?
Учащимся следует сказать о том, что отрывки из «Песни о Роланде» даны в современном переводе, поэтому язык поэмы им в основном понятен и не вызывает особых затруднений при чтении.
2. Что вам показалось особенно интересным в описании жизни средневековых рыцарей?
3. Что вам известно об эпохе Средневековья? Каково ваше представление об этом историческом времени? Каким было это время?
4. Кто из персонажей «Песни о нибелунгах» вызвал ваши симпатии? Как вы думаете, какую задачу ставили перед собой создатели произведений героического эпоса?
II. Комментированное чтение и анализ фрагмента «О том, как Зигфрид был убит» с использованием вопросов и заданий 3—5 учебника, а также дополнительных вопросов и заданий:
1. В описании Зигфрида особо подчеркивается, причем неоднократно, его красота. Однако можно ли представить себе внешний облик героя? Докажите, что и в этом произведении героического эпоса отсутствуют портретные описания.
2. Что общего в описании «неистового» Роланда и «рьяного» Зигфрида? Чем отличаются друг от друга эти герои?
3. Какие сложности, противоречия отмечены в характеристике Зигфрида? Сделайте вывод о том, чем отличается этот герой от фольклорных (сказочных) персонажей. Приведите примеры из текста, подтверждающие ваш вывод.
Шестиклассники уже сопоставляли персонажей фольклорных и литературных сказок (например, при изучении сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в 5 классе). В «Песни о нибелунгах» они могут найти краткие психологические характеристики Зигфрида, отличающие этого героя от фольклорных персонажей, и даже небольшой внутренний монолог:
Взор Зигфрида туманили то счастье, то слеза.
Он сокрушенно думал: «Напрасные мечты!
Меня своей любовью не осчастливишь ты,
А без тебя в могилу сведет меня тоска».
То в жар, то в дрожь от этих дум бросало смельчака.
III. Выразительное чтение фрагментов «Песни о нибелунгах» (по выбору учащихся) с учетом основной исполнительской задачи — передать при чтении любование героем, восхищение его красотой и мужеством, отвагой и благородством.
IV. Работа с иллюстрацией к «Песни о нибелунгах», помещенной в учебнике (репродукция картины К. Васильева «Зигфрид»). Шестиклассникам предлагается ответить на вопросы:
1. Таким ли вы себе представляли Зигфрида? Как бы вы нарисовали его? Нарисуйте его портрет словами.
2. Какое воинское снаряжение было у Зигфрида? Найдите примеры из текста, которые помогли бы вам нарисовать портрет «воителя».
Можно предложить шестиклассникам нарисовать свои иллюстрации к «Песни о нибелунгах».
V. Домашнее задание: прочитать фрагменты из карело-финского эпоса «Калевала» («Создание Сампо кузнецом Ильмариненом», «Бой за Сампо»). Индивидуальные задания: 1) выполнить индивидуальные задания 5, 6 учебника (по выбору); 2) подобрать или подготовить собственные иллюстрации к «Калевале».
Урок 9
Герои финского эпоса «Калевала»
Задачи: продолжить знакомство шестиклассников с произведениями героического эпоса народов мира; закрепить представления учащихся о культурном герое; проверить знания учащихся по теме «Героический эпос народов мира».
Основные виды деятельности: чтение и анализ фрагментов; работа с иллюстрациями; письменная проверочная работа.
Термины: героический народный эпос, эпопея, культурный герой.
Урок 10
НароднаЯ песнЯ и ее виды
Задачи: познакомить учащихся с видами народной песни; рассмотреть повествовательное и лирическое начала в народной песне.
Основные виды деятельности: слово учителя; чтение фрагмента вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; оформление таблицы.
Термины: народная песня, обрядовые и необрядовые песни.
I. Вступительное слово об истории возникновения песенного жанра, особенностях бытования и распространения народных песен. Следует обратить внимание на близость песни к поэзии, музыке и танцу, показать связь песни с бытом, традициями, обрядами народа, национальным характером. Слово учителя сопровождается приведением примеров, иллюстрирующих особенности песенного жанра.
II. Чтение вступительной статьи учебника (фрагмент о народной песне) и беседа по вопросам, направленная на закрепление нового материала:
1. Назовите известные вам фольклорные жанры.
2. В чем особенность песни как фольклорного жанра?
3. Назовите основные виды народных песен.
4. В чем главное отличие эпических песен от лирических?
5. Каковы основные особенности языка народной песни?
III. Составление схемы «Виды народной песни» в тетрадях и на доске:
Обрядовые — календарные (колядки, веснянки, масленичные); трудовые, сопровождающие трудовые процессы (посевные, сенокосные, урожайные); семейные (свадебные, колыбельные, похоронные).
Необрядовые — исторические и героические, воспевающие историческое событие, народный подвиг, легендарного героя; лирические (любовного и семейно-бытового содержания); связанные со статусом, родом занятий человека (бурлацкие, ямщицкие, солдатские, разбойничьи); игровые (частушки, дразнилки, страшилки, хороводные и др.).
Попутно учащиеся вспоминают об обрядах русского народа, особенностях быта, традициях, своеобразии детского фольклора. Возможно также обращение к биографиям собирателей и исполнителей народных песен.
IV. Составление сопоставительной таблицы «Особенности обрядовой и необрядовой песни» (на основе материалов вступительной статьи учебника).