Что значит опыт в физике
Занимательные опыты по физике
Разделы: Физика
Без сомнения, все наше знание начинается с опытов.
(Кант Эммануил. Немецкий философ 1724-1804г.г)
Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Опыты можно использовать на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.
В данной работе описано 10 занимательных опытов, 5 демонстрационных экспериментов с использованием школьного оборудования. Авторами работ являются учащиеся 10 класса МОУ СОШ № 1 п. Забайкальск, Забайкальского края – Чугуевский Артём, Лаврентьев Аркадий, Чипизубов Дмитрий. Ребята самостоятельно проделали данные опыты, обобщили результаты и представили их в виде данной работы
Роль эксперимента в науке физике
О том, что физика наука молодая
Сказать определённо, здесь нельзя
И в древности науку познавая,
Стремились постигать её всегда.
Цель обучения физики конкретна,
Уметь на практике все знания применять.
И важно помнить – роль эксперимента
Должна на первом месте устоять.
Уметь планировать эксперимент и выполнять.
Анализировать и к жизни приобщать.
Строить модель, гипотезу выдвинуть,
Новых вершин стремиться достигнуть
Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Дальше идет эксперимент, выработка понятий, допускающих качественные характеристики. Чтобы из наблюдений сделать общие выводы, выяснить причины явлений, надо установить количественные зависимости между величинами. Если такая зависимость получается, то найден физический закон. Если найден физический закон, то нет необходимости ставить в каждом отдельном случае опыт, достаточно выполнить соответствующие вычисления. Изучив экспериментально количественные связи между величинами, можно выявить закономерности. На основе этих закономерностей развивается общая теория явлений.
Следовательно, без эксперимента не может быть рационального обучения физике. Изучение физики предполагает широкое использование эксперимента, обсуждение особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.
Занимательные опыты по физике
Описание опытов проводилось с использованием следующего алгоритма:
Опыт № 1 Четыре этажа
Приборы и материалы: бокал, бумага, ножницы, вода, соль, красное вино, подсолнечное масло, крашенный спирт.
Этапы проведения опыта
Попробуем налить в стакан четыре разных жидкости так, чтобы они не смешались и стояли одна над другой в пять этажей. Впрочем, нам удобнее будет взять не стакан, а узкий, расширяющийся к верху бокал.
Вот и получилось у нас четыре этажа жидкостей в одном бокале. Все разного цвета и разной плотности.
Опыт № 2 Удивительный подсвечник
Приборы и материалы: свеча, гвоздь, стакан, спички, вода.
Этапы проведения опыта
Не правда ли, удивительный подсвечник – стакан воды? А этот подсвечник совсем не плох.
И, правда, свеча будет понемножку всплывать, причём охлаждённый водой парафин у края свечи будет таять медленней, чем парафин, окружающий фитиль. Поэтому вокруг фитиля образуется довольно глубокая воронка. Эта пустота, в свою очередь, облегчает свечу, потому-то наша свеча и догорит до конца.
Опыт № 3 Свеча за бутылкой
Приборы и материалы: свеча, бутылка, спички
Этапы проведения опыта
Свеча гаснет потому, что бутылка воздухом “Обтекается”: струя воздуха разбивается бутылкой на два потока; один обтекает её справа, а другой – слева; а встречаются они примерно там, где стоит пламя свечи.
Опыт № 4 Вертящаяся змейка
Приборы и материалы: плотная бумага, свеча, ножницы.
Этапы проведения опыта
Змейка вращается, т.к. происходит расширение воздуха под действием тепла и о превращении теплой энергии в движение.
Опыт № 5 Извержение Везувия
Приборы и материалы: стеклянный сосуд, пузырёк, пробку, спиртовая тушь, вода.
Этапы проведения опыта
Вода имеет большую плотность, чем спирт; она постепенно будет входить в пузырёк, вытесняя оттуда тушь. Красная, синяя или черная жидкость тоненькой струйкой будет подниматься из пузырька кверху.
Опыт № 6 Пятнадцать спичек на одной
Приборы и материалы: 15 спичек.
Этапы проведения опыта
Для этого нужно только поверх всех спичек, в ложбинку между ними, положить ещё одну, пятнадцатую спичку
Опыт № 7 Подставка для кастрюли
Приборы и материалы: тарелка, 3 вилки, кольцо для салфетки, кастрюля.
Этапы проведения опыта
Данный опыт объясняется правилом рычага и устойчивым равновесием.
Опыт № 8 Парафиновый мотор
Приборы и материалы: свеча, спица, 2 стакана, 2 тарелки, спички.
Этапы проведения опыта
Чтобы сделать это мотор, нам не нужно ни электричества, ни бензина. Нам нужно для этого только… свеча.
Капля парафина упадёт в одну из тарелок, подставленных под концы свечи. Равновесие нарушится, другой конец свечи перетянет и опустится; при этом с него стечёт несколько капель парафина, и он станет легче первого конца; он поднимается к верху, первый конец опустится, уронит каплю, станет легче, и наш мотор начнёт работать вовсю; постепенно колебания свечи будут увеличиваться всё больше и больше.
Опыт №9 Свободный обмен жидкостями
Приборы и материалы: апельсин, бокал, красное вино или молоко, воду, 2 зубочистки.
Этапы проведения опыта
Опыт №10 Певучая рюмка
Приборы и материалы: тонкая рюмка, вода.
Этапы проведения опыта
1. Диффузия жидкостей и газов
Демонстрационный эксперимент «Наблюдение диффузии»
Приборы и материалы: вата, нашатырный спирт, фенолфталеин, установка для наблюдения диффузии.
Этапы проведения эксперимента
Явление диффузии можно пронаблюдать при помощи специальной установки
Докажем что явление диффузии зависит от температуры. Чем выше температура, тем быстрее протекает диффузия.
Для демонстрации данного опыта возьмём два одинаовых стакана. В один стакан нальём холодной воды, в другой – горячей. Добавим в стаканы медный купорос, наблюдаем, что в горячей воде медный купорос растворяется быстрее, что доказывает зависимость диффузии от температуры.
2. Сообщающиеся сосуды
Для демонстрации сообщающихся сосудов возьмем ряд сосудов различной формы, соединенных в нижней части трубками.
Будем наливать жидкость в один из них: мы сейчас же обнаружим, что жидкость перетечет по трубкам в остальные сосуды и установится во всех сосудах на одном уровне.
Объяснение этого опыта заключается в следующем. Давление на свободных поверхностях жидкости в сосудах одно и то же; оно равно атмосферному давлению. Таким образом, все свободные поверхности принадлежат одной и той же поверхности уровня и, следовательно, должны находиться в одной горизонтали плои верхняя кромка самого сосуда: иначе чайник нельзя будет налить доверху.
Шар Паскаля – это прибор предназначен для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкость или газ в закрытом сосуде, а также подъёма жидкости за поршнем под влиянием атмосферного давления.
Для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкости в закрытом сосуде, необходимо, используя поршень, набрать в сосуд воды и плотно насадить на патрубок шар. Вдвигая поршень в сосуд, продемонстрировать истечение жидкости из отверстий в шаре, обратив внимание на равномерное истечение жидкости по всем направлениям.
Методика навчання фізики в середній школі
§ 7. Опыт и теория в курсе физики
§ 7. Опыт и теория в курсе физики
1. Опыт в курсе физики. В преподавании физики физический эксперимент играет определяющую роль, являясь основой изложения физики. Особо важное значение имеет эксперимент в курсе начальной физики при формировании первых и основных понятий. Теория же, вследствие возраста учащихся и малого запаса и знаний, не может получить такого широкого развития, как это оказывается возможным во втором концентре физики средней школы, т. е. в 8-10 классах. Однако, было бы совёршенно неправильно считать, что в 6 и 7 классах учащиеся знакомятся с физикой только как с экспериментом. Опыты превратились бы тогда в занимательные фокусы и пустые манипуляции с приборами, если их содержание не раскрывалось бы разъяснением связи явлений между собой, т. е. не сопровождалось бы известными теоретическими предположениями. На основе же эксперимента производится обобщение и установление физических положений и законов.
Для всякого обобщения, в первую очередь, необходимо знание соответствующих фактов, и чем шире и глубже выводимые на их основе теоретические сведения, тем большим количеством фактов должны располагать учащиеся.
1) В начале курса физики учащиеся, ранее не изучавшие её, всё же обладают знанием некоторого количества физических фактов, почерпнутых ими из их обыденной жизни и при начальном обучении в школе. С некоторыми физическими явлениями учащиеся оказываются знакомыми настолько, что они становятся для них привычными, а их объяснения, иногда неправильные, само собой разумеющимися. Однако, этот жизненный опыт очень неполон и несистематичен а объяснения его часто могут быть совсем неверны. Объём и глубина этого жизненного опыта зависят от окружения учащихся и от постановки преподавания в начальных классах. С наличием этих сведений нельзя не считаться, но на них нельзя всецело опираться при изучении физики. Кроме того, одних жизненных наблюдений далеко недостаточно для построения курса физики; по некоторым же разделам наблюдения могут совершенно отсутствовать. Поэтому на жизненный опыт учащихся надо смотреть как на вспомогательный материал; его надо обязательно привлекать на уроках физики и уточнять, прибегая к повторным наблюдениям в классе при посредстве эксперимента. Основным же источником фактов служат опыты, непосредственно воспроизводимые учителем или самими учащимися. При этом, как бы ни были просты физические явления, всё же их надо обязательно воспроизвести и на основе наблюдения их учащимися построить соответствующие объяснения или обобщения.
2) При всяком опыте, будет ли он поставлен как демонстрационный (показываемый преподавателем) или лабораторный (выполняемый самими учениками), можно различить три стадии: а) Ознакомление с аппаратурой, рассмотрение её, название и описание частей аппаратуры и разъяснение назначения. б) Осуществление явления или показ самого опыта. в) Выводы из опыта, установление связей явлений, участвующих в опыте.
Первая стадия является подготовительной; в ней производится объяснение устройства применяемой аппаратуры для того, чтобы учащийся узнал, при помощи каких средств может быть воспроизведено данное физическое явление. Назначение и устройство всех частей применяемой аппаратуры должно быть объяснёно; их следует назвать соответствующими терминами. В результате преподаватель должен получить полную уверенность, что с каждым названием у учащихся соединяются совершенно определённые и правильные представления. Проделывая такую работу систематически с самого начала обучения, преподаватель получит полную гарантию, что ученики станут всегда понимать его при описании опыта и сами будут сознательно его описывать.
В процессе прохождения курса физики всё чаще и чаще в первую стадию опыта или даже до неё будет входить элемент «предвидения» результатов опыта. Опыт не должен ставиться как бы случайно, наоборот, он должен иметь определённую цель. Упражнения учащихся в проектировании опыта или в отыскании вариантов показанного опыта крайне важны, так как в значительной мере способствуют не только лучшему усвоению, но и развитию мышления. В самом начале куса или в начале каждого нового отдела в течение некоторого периода опыты служат, главным образом, для накопления фактического материала, но по мере развития темы сейчас же следует переходить от обдумывания уже проделанных опытов к задумыванию новых, побуждая к этому самих учащихся.
По мере прохождения курса и ознакомления учеников с большим количеством экспериментов у них должна вырабатываться способность «вообразить» себе тот или иной эксперимент по рисунку или по описанию. Эта способность, имеющая очень важное значение для облегчения усвоения физики, не создаётся у учеников сразу. Нельзя все существующие на свете эксперименты показать и тем более самому проделать; о многих придётся только прочесть или услышать. Если у учащихся имеется уже в прошлом знакомство с экспериментом, то они могут «вообразить» новый, невиданный эксперимент, пользуясь аналогиями.
Это обстоятельство повышает значение первой стадии ознакомления с экспериментом и делает особо важным показ большого количества опытов в начале курса физики.
2. Назначение и способы постановки опытов. Из изложенного в предыдущем параграфе вытекает возможность различной постановки опыта как со стороны техники его осуществления, так и ёго использования в процессе обучения физике. При этом надо иметь в виду, что целевое назначение опыта, сопровождающие его объяснения и внешнее оформление опыта в значительной мере связаны между собой. Прежде чем определить целевое назначение и способ постановки опыта, следует подчеркнуть неразрывную связь опыта и теории. Эта связь будет выяснена при рассмотрении значения теоретического элемента в процессе обучения физике (§ 8).
Опыты в процессе преподавания можно разделить на три группы: а) Опыты для ознакомления с явлениями, например: плавание, кипение, теплопроводность, конвекция и т. п., или с аппаратурой, создающей те или иные физические условия (например, рассмотрение действия воздушного насоса, устройства гальванического элемента и т. д.). б) Основные опыты, устанавливающие новые связи между явлениями, или закономерности, ещё не знакомые учащимся (например, прогибание упругой плёнки; магдебургские полушария при изучении атмосферного давления; действие электрического тока и т. д.). в) Опыты, служащие для вывода следствий из изученной закономерности или показывающие применение закономерности (например, горение электрической лампочки как следствие теплового действия тока; водяные насосы; электрический звонок и т. д.).
В связи с приведённой классификацией находятся способы постановки опытов в процессе обучения, а именно: а) Опыт ставится для обнаружения того или иного физического явления как известного, так и незнакомого учащимся, или для установления закономерностей; при этом опыт сопровождается такими манипуляциями с аппаратурой и объяснениями преподавателя, в результате которых учащиеся получают исчерпывающее представление о явлении или связи явлений. Преподаватель сам показывает опыт, объясняет его, делает выводы, всецело руководя мыслью учащихся, — таков распространённый способ обучения физике, который можно условно назвать догматическим». б) Поставив опыт, можно подготовить почву для вывода, но всё же не делать этого вывода; такая постановка называется эвристической. Она позволит учащимся самим найти вывод в посильных для них условиях. в) Опыт ставится с целью показать те или иные явления без предупреждения учащихся о том, как будет протекать явление или идти его объяснение. Наблюдение, объяснение и некоторые последующие выводы должны по замыслу преподавателя сделать сами учащиеся, которые таким образом ставятся в положение исследователей. Такая постановка называется условно исследовательской.
Вопрос о назначении эксперимента и его видах рассмотрен более подробно в т. II, § 1-3. Здесь же следует отметить, что каждый из пунктов первой и второй классификации самих опытов и способов их постановки вносит совершенно особые черты в те объяснения, которые сопровождают опыт, благодаря чему одна и та же аппаратура, почти одинаково используемая, может быть применена с различными целями.
Что такое опыт и наблюдение?
Наблюдение и опыт в физике — это два основных метода познания законов природы.
Человек издавна, наблюдая за природой, ее устройством и явлениями, отмечал для себя различные закономерности, делал выводы и открытия.
На основе наблюдений часто возникают предположения о чем-либо. Эти предположения надо как-то подтвердить, проверить. В таком случае на помощь в физике приходит опыт.
При опыте моделируется исследуемое физическое явление, создаются особые условия для его протекания. Проведенный опыт может подтвердить предположение, выдвинутое на основе наблюдения, а может его опровергнуть. В этом заключается научный метод: в результате наблюдений выдвигается гипотеза (предположение), потом эта гипотеза проверяется на опыте и либо подтверждается, либо опровергается опытом.
Можно сказать, что наблюдение предшествует опыту. Окончательную точку в вопросе устанавливает опыт.
В процессе проведения опыта может возникнуть новое наблюдение, и для его подтверждения опыт так или иначе изменяется.
Законы физики преимущественно были сформулированы на основе опытов.
Опыт в науке часто называют экспериментом.
Пример наблюдения: шар быстрее скатывается с более крутой горы. Гипотеза: чем ближе к вертикальной оси поверхность, тем быстрее с нее скатываются предметы, самую большую скорость развивают предметы при вертикальном падении. Опыт, который можно провести, чтобы подтвердить гипотезу: взять доску, наклоняя ее под разным углом, скатывать с нее один и тот же предмет, при этом измерять время, за которое предмет преодолевает расстояние от верхней точки доски до нижней. Если время уменьшается, когда наклон доски становится ближе к вертикальной оси, значит гипотеза верна. Если нет, значит гипотеза не верна, и наблюдение основывалось на каком-то другом законе.
Проектная работа по физике «Опыты по физике дома»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Березовская средняя общеобразовательная школа
Карачевского района Брянской области
Тема учебно-исследовательского проекта:
«ОПЫТЫ ПО ФИЗИКЕ ДОМА»
Номинация: точные науки
Предметное направление: физика
Аверичева Ксения Дмитриевна, 7 класс
Руководитель: Карсекина Ольга Владимировна,
учитель физики и математики
МБОУ Березовская СОШ Карачевского района
4. Список использованных источников. ………………………………12
«Один опыт стоит тысячи слов».
(арабская пословица)
Занимательные опыты по физике помогают увидеть много интересного и совсем нетрудного для понимания.
Физические законы действуют в окружающем нас мире повсюду.
Самое главное, для физических опытов можно использовать любой подручный материал. Физические опыты можно делать с шарами, стаканами, шприцами, карандашами, соломинками, монетами, иголками, жидкостями и т.д.
Арабская пословица гласит: «Один опыт стоит тысячи слов». Опыты проводят с определённой целью, по заранее обдуманному плану. Чтобы получить научные знания об окружающем нас мире, необходимо обдумать и объяснить результаты проведённых опытов. В ходе реализации проекта я проделала эксперименты, которые можно объяснить с точки зрения физики.
Предлагаемые опыты помогают в более наглядной форме увидеть, запомнить и самое главное понять сущность физических законов и принципов, по которым устроен наш мир.
Но, к сожалению, из-за перегруженности учебного материала на уроках физики занимательным опытам уделяется недостаточное внимание, большое внимание уделяется теории и решению задач.
Задачи :
2. Сформировать умение планировать и выполнять эксперименты. Углубить и расширить свой кругозор, совершенствовать свои знания и умения. Развивать навыки самостоятельного творческого труда и умения логически мыслить.
3. Подготовить внеклассное мероприятие для обучающихся 1-4 классов «Этот удивительный мир физики» и провести его в ходе физико-математической недели.
4. Привлечь интерес обучающихся к физической науке.
Объект исследования — занимательные опыты по физике, основанные на изменении агрегатных состояний вещества, теплопроводности, равновесии тел, поверхностном натяжении, а также механике, электричестве, которые можно проводить в домашних условиях.
Методы и приемы исследования — изучение, анализ, эксперимент.
Актуальность работы — в занимательной форме познакомиться с применениями законов физики и повысить интерес к физике, как к науке.
— Полученный материал можно использовать на уроках физики и в рамках внеклассной работы; для создания видеофильма «Занимательные опыты по физике»
К опытам, рассмотренным, в данном проекте прилагаются инструкции по проведению опытов. Все представленные физические эксперименты безопасны, не требуют специального оборудования и материалов.
В ходе работы над проектом, я узнала, что существует много простых и эффектных опытов, которые не являются простой ловкостью рук, а построены на основных законах физики. Поэтому в результате у меня появилось желание участвовать в демонстрации занимательных опытов и изготовлении различных механизмов, выполненных из подручного материала.
Я выбрала такие физические опыты, постановка которых является интересной и результат неожиданным.
Описание опытов проводилось с использованием следующего алгоритма:
2) Необходимые для опыта приборы и материалы.
3) Описание проведения опыта.
4) Объяснение опыта.
ОПИСАНИЕ ОПЫТОВ
Опыты по теме «Плавание тел»
ОПЫТ № 1 «Испорченное яйцо» ( рисунок 1.)
Для опыта понадобится: раствор соли, чистая вода, 2 сырых яйца
1. Яйца опускаем с соленую и пресную воду.
Итог: В соленой воде яйцо плавает, т.к. плотность соленой воды больше плотности сырого яйца. В пресной воде яйцо тонет.
ОПЫТ № 2 «Непослушное масло» ( рисунок 2 (видео 1.)
Для опыта понадобится: 2 бокала, картон, подкрашенная вода, масло
1. Наливаем масло и воду в бокалы.
2. Накрываем воду картонкой и ставим вверх ножкой на бокал с маслом
Итог: Картон как будто приклеится к бокалу и не будет падать вниз. Бокал воды горлышко к горлышку положите на бокал с маслом. Затем аккуратно сдвиньте картон, создав небольшую щель между двумя сосудами. После этого масло «потечёт» вверх, а вода начнёт перемещаться в нижний бокал.
Это происходит потому, что плотность масла меньше, чем воды.
Масло будет как будто течь наверх, пока полностью не вытеснит воду.
Опыты по теме «Атмосферное давление»
ОПЫТ № 1 «Яйцо в бутылке» ( рисунок 3.)
Для опыта понадобится: вареное куриное яйцо, бутылка с широким горлышком, но меньшим чем диаметр яйца, спички, бумажка.
1. Чистим вареное яйцо.
2. Поджигаем бумагу от спички.
3. Бросаем горящую бумагу в бутылку.
4. Сразу помещаем яйцо в горлышко бутылки.
Итог: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Когда в бутылке оказывается горящая бумага, воздух в бутылке становится более объемным. Как только мы закрываем яйцом горлышко бутылки, доступ кислорода прекращается и горение бумаги останавливается. После этого воздух в бутылке остывает и сжимается, давление воздуха в бутылке под яйцом становится меньше. Из-за разности давления в бутылке и за ее пределами, яйцо втягивается внутрь бутылки.
ОПЫТ № 2 «Сухая монетка» ( рисунок 4.)
Для опыта понадобится: тарелка, стакан, свечка, вода, спички, монетки.
2. Наливаем в тарелку подкрашенную воду
3. Бросаем в воду монетки
4. Зажигаем свечку и помещаем её на тарелку
5. Переворачиваем стакан и ставим его на свечку
Итог: Как только мы перевернем стакан и поставим его на свечку, воздух в стакане остывает и сжимается. Из за разности давления в стакане и тарелки, вода начинает втягиваться в стакан. Через некоторое время мы сможем забрать монетки с тарелки не замочив пальцы.
ОПЫТ № 3 «Волшебный листочек» ( рисунок 5.)
Для опыта нужны стакан с водой и листок бумаги
1. Берем стакан с водой
2. Накрываем его листком бумаги
3. Переворачиваем стакан
Итог: После того как мы перевернули стакан листок как будто приклеивается к стакану, жидкость не вытекает. Его удерживает атмосферное давление, которое снаружи действует на лист с большей силой, чем давление воды в стакане.
ОПЫТ № 4 «Угостись водичкой» ( рисунок 6.)
Для опыта нужны: пластиковая бутылка 0,5 л, в которой заранее (в пустой) проделаны маленькие отверстия иглой внизу, вода, поднос
1. Аккуратно откручиваем крышку в бутылке.
Итог: вода струйками льется из отверстий. Атмосферное давление снаружи бутылки было больше про закрытой крышке, чем внутри давление воды. При открытой крышке к воде добавилось атмосферное давление: давление внутри бутылки стало больше, чем снаружи.
Опыты по теме «Тепловые явления»
ОПЫТ № 1. «Огнеупорный шарик» ( рисунок 7.)
Для опыта понадобятся: два воздушных шарика, свеча, спички, вода.
1. Надуваем и завязываем один из шариков. Во второй шарик наливаем немного воды, надуваем и тоже завязываем. Поджигаем свечу и подносим шарик с воздухом к пламени свечи. Он тут же лопается. Теперь подносим к пламени шарик с водой. Спустя время на нем остаются черные пятна от свечи, но он не лопается.
Объяснение опыта. Теплопроводность воды в 24 раза больше, чем у воздуха. Значит, вода проводит тепло в 24 раза быстрее, чем воздух. Пока вода не испарится внутри шарика – он не лопнет. Потому что вода будет забирать большую часть тепла пламени свечи.
Воду также можно нагреть в полиэтиленовом пакете.
Опыты по теме «Механика»
ОПЫТ № 1 «Непробиваемая жидкость» ( рисунок 8 (видео 2.)
Для опыта понадобится: вода, крахмал, стеклянная миска
Если бить пальцем или кулаком по поверхности этой жидкости, то мы не сможем проникнуть вглубь. Даже можно легко забить гвоздь в дощечку, расположенную на поверхности.
ОПЫТ № 2 «Парящие вилка и ложка» ( рисунок 9.)
Для опыта понадобится: вилка, ложка, 2 зубочистки, яблоко
1. Сцепляем вилку и ложку вместе
2. Крепим между ними зубочистку
3. Ставим зубочистку с вилкой и ложкой на зубочистку, воткнутую в яблоко
Итог: Вилка, ложка и зубочистка образуют твердое тело. У него есть где-то центр масс, и есть точка опоры. Силы тяжести будут стремиться привести тело в такое положение, чтобы центр масс был как можно ниже, этого можно добиться, если он будет располагаться точно под точкой опоры. В нашем случае так получилось, что центр масс геометрически не принадлежит телу, такое бывает, если тело имеет причудливую форму, и поэтому его положение равновесия кажется немного странным.
ОПЫТ № 3 «Инертная монетка» ( рисунок 10.(видео 3)
Для опыта понадобится: монета, бутылка, бумажное кольцо, линейка
1. Кладем кольцо на горлышко бутылки
2. На кольцо кладем монету
3. Щелчком выбиваем кольцо
Итог: Монета упадет в бутылку. Монета не успеет изменить свою скорость вследствие явления инерции и останется там, где лежала.
Опыты по теме «Поверхностное натяжение»
ОПЫТ № 1. «Шарик в стакане с водой» ( рисунок 11.)
Для опыта понадобится: стакан, вода, мячик для настольного тенниса.
1. Бросаем шарик в стакан. Наливаем в стакан воду и пытаемся установить его по центру. Не получается.
2. Доливаем воду до краев стакана и шарик сам устанавливается по центру.
Объяснение опыта. Когда мы добавили воду, поверхность воды стала выпуклой. Сила поверхностного натяжения выставила шарик по центру стакана.
ОПЫТ № 2 «Послушная рыбка» ( рисунок 12.)
Для опыта понадобится: тарелка с водой, бумажная рыбка, ватная палочка, жидкое мыло
1. Опускаем рыбку на воду и касаемся хвостика ватной палочкой.
Итог: рыбка начинает плыть. Жидкое мыло уменьшает поверхностное натяжение у картона с одной стороны. Рыбка движется в сторону большего поверхностного натяжения.
Опыты по теме «Электрические явления»
Опыт № 1 «Батарейка из фруктов» ( рисунок 13.)
Для опыта понадобится: Лимон, цинковая и медная пластины (провода разных металлов), гальванометр
1. Провода нужно воткнуть в лимон.
Первый источник электрического тока был изобретен случайно, в конце 17 века итальянским ученым Луиджи Гальвани. Явление возникновения и протекания тока было обнаружено при присоединении полосок из двух разных металлов к мышце лягушачьей лапки. Опыты Гальвани стали основой исследований другого итальянского ученого – Алессандро Вольта. 200 лет назад он сформулировал главную идею изобретения. Причиной возникновения электрического тока является химическая реакция, в которой принимают участие пластинки (провода) металлов. Когда цинковая пластина контактирует с соком фрукта или даже овоща, начинаются две химические реакции. Одна реакция – окисление: сок начинает забирать атомы цинка с поверхности пластины. Два электрона уходят с каждого атома цинка, придавая атому положительный заряд. Заряженные атомы цинка – ионы цинка, остаются в соке. Другая реакция – восстановление, в ней задействованы положительно заряженные атомы водорода – ионы водорода в соке около пластины. Ионы принимают электроны, высвобождаемые в ходе окислительной реакции с образованием водорода. Ионы водорода называют окислителями, потому что они отнимают электроны цинка.
Опыт № 2 «Как получить огонь из карманной батарейки» ( рисунок 14.)
Для опыта: батарейка на 1,5 В, обертка от шоколадки, ножницы
Соединим «+» и «-» батарейки полоской фольги от шоколада.
Итог: В наиболее тонком месте бумажная основа загорится. По металлической фольге пойдет ток, на более тонкой части фольги будет больше выделяться теплоты, и бумага загорится.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эти простые, но увлекательные опыты вызывают познавательный интерес и побуждают к творческой деятельности.
На протяжении всей работы:
— я узнала много интересных фактов из физики.
— поняла, что существует очень много опытов, которые модно сделать дома при помощи подручных средств в домашних условиях.
— повышала уровень знаний и умений по физике.
— спланировала серию удивительных опытов для младших школьников, которые традиционно проводится в нашей школе в ходе физико-математической недели.
Хочется чаще проводить подобные работы с экспериментальной частью. Опыт не только учит: он увлекает, заставляет лучше понимать то явление, которое с помощью этого опыты демонстрируется.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Физика и опыт Ф.Д. Бублейников
2. Опыты в домашней лаборатории Библиотечка КВАНТ
3. Э.В. Браверман Вечера по физике в средней школе
4. О.Ф. Кабардин Внеурочная работа по физике
5. И.Я. Ланина Внеклассная работа по физике
6. И.В. Кириллова Книга для чтения по физике
7. М.Н. Алексеева Физика юным
8. Электронная библиотека. Наука и техника. Дата публикации: 17 февраля 2000 года. http://n-t.ru/tp/nr/mp.htm
9. Вечера по физике Блудов
10. Единая коллекция образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/21944/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рисунок 1.
Рисунок 2. (Видео 1)
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Рисунок 5.
Рисунок 6.
Рисунок 7.
Рисунок 8.
Рисунок 9.
Рисунок 10. (Видео 2)
Рисунок 11.
Рисунок 1 2. (Видео 3)