Что значит определить значение суффиксов и приставок
Русский язык
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
Приставка и значение приставки
Приставка – это морфема (значимая часть) слова, с помощью которой можно образовать множество новых слов, отличающихся значением.
Например, возьмем глагол бегать и посмотрим, сколько слов – действий может получиться: убегать, перебегать, выбегать, забегать. Корень у них один, а приставка вносит дополнительное лексическое значение.
Варианты приставок
В современном русском языке существуют следующие варианты приставок:
Все приставки русского языка можно разделить на три группы:
приставки, написание которых всегда одинаково;
приставки, заканчивающиеся на -з, -с;
приставки при-, пре-.
К приставкам с единообразным написаниям относятся: до-, о-, об-, от-, по, под-, про-, за-, на-, над-.Буквы о и а в них – орфограммы, их нужно запомнить. Чтобы не ошибиться в написании приставок, нужно следовать следующему алгоритму:
Находим в слове корень;
В зависимости от приставки пишем букву о или а.
Например, Мальчики нарубили еловых веток и вернулись к костру.
Разберем слово нарубили:
Находим корень: -руб-;
Приставка на- (приставки но- не бывает);
Следовательно, пишем букву а.
В слове «нарубили» записываем приставку на-
Один за другим они пролезли в люк и очутились внутри шара.
Разберем слово пролезли:
Находим корень: — лез-;
Выделяем приставку про-(приставка пра- имеет значение степени родства)
Пишем букву о.
Также согласные звуки в приставках с-, об-, в-, от-, под-, над- пишутся одинаково, независимо от звучания.
Буквы с, б, в, т, д в этих приставках – орфограммы: сделать, объехать, влезть, открыть, подскочить, надписать
Значение приставок
Каждая приставка обладает своим лексическим значением в слове:
от-обозначает удаление от предмета: отскочить, отбежать, отпрыгнуть, отъехать, отлететь;
под-может употребляться в значении или движения снизу вверх, или направление вниз: подняться, подлезть, подвернуть, подшить;
про-в значении двигаться мимо, сквозь что-то: пройти, пробежать, просмотреть, пролезть, проехать;
пра- употребляем, когда имеем в виду отдаленных родственников или предметы в первоначальном значении: прабабушка, прадедушка, праматерь;
над-обозначает действие сверху чего-то: надкусить, надломить, надписать;
за- обозначает предел чего-то, кратковременное или попутное действие: закричать, завершить, закрыть, забежать, задумать;
о-, об-, обо- в значении двигаться вокруг чего-то, двигаться мимо чего-то, охвата предмета: обойти, обдумать, обнять, объехать, очаровать.
с-, со- подразумевают законченность действия, движение в одну точку: сделать, срезать, сойти, сорвать, спрыгнуть.
Правописание приставок
К слову с начальным звонким звуком присоединяются приставки на -з:ра з бежаться (звук «б» после приставки звонкий).
Приставки при- и пре-
Написание приставки при-и пре-определяется ее значением. Это правило является одним из самых трудных правил, так как вызывает сложность в определении значения приставки.
Чтобы не сделать ошибку в слове, нужно себе объяснить значение приставки
Приставка при-пишется в следующих значениях:
Территорию возле школы назовем пришкольной;
Ребенок пришел к маме. (Он к ней приблизился).
Пре-пишем, когда приставка употреблена в значении:
!Слова, в которых трудно определить значение приставки, нужно запомнить: привилегия, привычка, преподаватель, презрение.
Запишем слова приклеить и присесть, выделим приставки и определим их значение
Подумаем, что они обозначают: приклеить – значит присоединить, следовательно, правописание приставки определяется значением присоединения. Выделяем приставку при-
Присесть – значит опуститься на стул или диван не полностью, а чуть-чуть, слегка. В этом случае значение приставки в слове – неполнота действия. Ответ в слове – приставка при-.
Словообразование слов
Словообразование слов с помощью приставок
Если новое слово любой части речи мы получаем с помощью прибавления к нему той или иной приставки, то такой способ будет называться приставочным:
Например, возьмем существительное ходи с помощью различных приставок образуем новые лексемы:
приставка вы-: выход;
приставка в-: вход;
приставка пере-: переход;
приставка за-: заход;
приставка об-: обход;
приставка про-: проход;
приставка от-: отход;
приставка про-: проход.
Таким образом, каждая приставка привнесла в слово новое значение.
Словообразование слов с помощью суффиксов
Если новое слово получается с помощью прибавления только суффикса, то его назовем суффиксальным словообразованием.
В качестве примера образуем новые слова с помощью суффиксов от существительного кот:
Способы словообразования без приставок и суффиксов
Кроме описанных выше способов словообразования, существуют и другие:без приставок и суффиксов.К ним относится сложение, образование новых слов из словосочетаний подчинительного типа и переход одной части речи в другую.
Доклад на тему: Роль суффиксов и приставок в русском языке
Доклад на тему : Роль суффиксов и приставок в русском языке.
Роль суффиксов и приставок в русском языке
Роль морфем в русском языке очень велика, ведь именно с помощью них образовываются новые слова и формы слова. Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования ряда слов и форм (корень, суффикс или приставка). Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.
Я считаю, что наиболее важную роль играют такие морфемы как суффикс и приставка. Роль суффиксов в русском языке очень важна, Ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску. Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает, это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым.
Приставки тоже играют не маловажную роль в русском языке.
Цель моей научно-исследовательской работы заключается в том, чтобы раскрыть всю важность и значимость суффиксов и приставок в русском языке.
Суффикс – значимая часть слова, служащая для образования новых слов.1
Суффиксы в отличие от приставок могут вызывать чередования в корне слова:
Однако наряду с исконно русскими суффиксами в именах существительных имеется определенное количество заимствованных суффиксов.(например, суффикс –ер (-ёр) пришедший к нам из французского языка: дириж-ер, дизайн-ер, дубл-ер )
Суффиксы подразделяются на формообразующие, используемые для образования форм слова, и словообразующие, служащие для образования новых слов. Четкость и определенность значения суффикса зависят от того, является ли это значение свободным или оно выступает как связанное, является ли этот суффикс в данном слове или форме производящим элементом или же он достался им «по наследству» от образующей основы.
1 толковый словарь русского языка для школьников, 2005 стр.378
3 Большой Энциклопедический Словарь
Формообразующий суффикс – суффикс, служащий для образования форм слова. В отличии от окончаний формообразующий суффикс не выражает грамматических значений рода, числа, лица, падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степени сравнения. Формообразующий суффикс бывает нулевым.
К формообразующим суффиксам относятся:
С помощью формообразующих суффиксов образуются формы слов, которые тоже не менее важны, чем слово, от которого они образованы.
Словообразовательные (словообразующие) суффиксы.
Словообразовательный суффикс – словообразовательная морфема, стоящая после корня, которая служит для образования новых слов.
Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь они служат для образования однокоренных слов: писать – писа-тель; опыт – опыт-н-ый.
Словообразовательные суффиксы – великие строители слов. Ведь с помощью словообразовательных суффиксов образовано большинство слов.
Уменьшительность, особое языковое значение, прежде связанное прежде всего с указанием на уменьшение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный уменьшительный суффикс: заяц – зайч-ик, добрый – добр-еньк-ий, крест – крест-ик.
Образовать уменьшительное слово возможно далеко не во всех случаях, например, если уменьшенного слова вообще не существует: микроб, небоскреб, ураган.
Уменьшительные суффиксы бывают ласкательными и пренебрежительными. Из ласкательных суффиксов наиболее употребительны:
-к-: гора — горка, рука — ручка, голова — головка;
— ик-: стол — столик, дом — домик;
— чек-: стакан – стаканчик, чемодан – чемоданчик;
Из пренебрежительных суффиксов наиболее употребительны
— онк-/-ёнк-: лошадь — лошадёнка, корова — коровёнка, кляча — клячонка.
В «Мертвых душах» пишет:
« Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие…. Другой род мужики составляли толстые…»
В данном эпизоде использует слово «тоненькие»
Владимир Владимирович Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
Все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь.
В этом стихотворении используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с помощью которых автор выражает свое отношение к тому, о чем говорит, то есть о лошади. Автор очень трепетно относится к лошади, он говорит эти слова с любовью.
В произведение «Неизвестный цветок» пишет:
«Так начал жить на свете маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной, тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие».
Автор использует однокоренные слова маленький и помаленьку, для того чтобы выразить свое отношение к этому хрупкому цветку. Автор несколько раз использует слово «пылинки», которое образовано с помощью уменьшительного суффикса –инк-, пылинки, хоть они и маленькие, но играют большую роль в жизни цветка.
И в загадках тоже используются уменьшительно – ласкательные суффиксы.
В этой загадке говорится о кошке, потому что, читая представляешь себе это животное. Очень ласково говорится о ней, ведь используются уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые подразумевают под собой что-то хорошее и положительное, доброе, ласковое.
Увеличительность связана прежде всего с указанием на увеличение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный увеличительный суффикс.
в стихотворении «хорошее отношение к лошадям» пишет:
За каплищей каплища
Маяковский использует слово «каплища», не только выражая свое отношение, но и подчеркивая то, что это были не просто слезы, это были большие капли слез лошади, над которой «смеялся весь Кузнецкий». И не одна живая душа «Кузнецкого», кроме автора не пожалела бедную лошадь. Которая больше всего нуждалась
Корней Иванович Чуковский в своей сказке «Тараканище» пишет:
Вдруг из подворотне
Таракан, Таракан, Тараканище!
Приставка или префикс.
Приставка – это словообразующий аффикс, осложняющий производящую основу в процессе словопроизводства в препозиции (т. е. в позиции пред производящей основой). Например, автор – со-автор, веселый – раз-веселый, лететь – при-лететь и т. д.
В отличии от суффиксов с помощью приставок можно образовать слова той же части речи, что и у производящего слова. Например, от глагола ходить – только глаголы при-ходить, ис-ходить, e-ходить и т. п., от прилагательного научный – антинаучный и т. д.
Говоря о приставках можно признать, что чаще всего они встречаются в глаголе, где приставка выполняет не только словообразовательные функции, но может быть осложнена формообразовательными функциями, участвуя в видообразовании.
Исконно русские приставки в современном русском языке появляются в существительных, образованных от глаголов.
Основные особенности приставки заключаются в следующем:
приставка занимает в производном слове определенную позицию (позицию перед корнем).
Приставка наиболее характерна для словообразовательной системы глагола, в других частях речи она встречается реже.
Префикс не меняет части речи производящего слова, производное всегда относится к той же части речи, что и производящее. Связано это с позицией, которую занимает префикс, он находится перед основой, благодаря этому не влияет не конец слова.
Приставка присоединяется не к основе, а ко всему слову.
По своему происхождению приставки могут быть как исконно русскими, так и иноязычными. Иноязычных приставок вошедших в русский язык вместе с заимствованными словами немного. Эти приставки не играют заметной роли среди морфем современного русского языка. Основную массу приставок составляют исконно русские. В своем большинстве приставки по своему происхождению – слова ( прежде всего предлоги и частицы ), ставшие морфемами.
Большая часть приставок произошла от предлогов. Почти каждой приставке есть соответствие среди предлогов. В большинстве своем приставки выражают пространственно-временное значение. ( Например, Из-, В-)
С помощью приставок образуются Антонимы.
На примере слова шел можно определить значение приставок. При-шел, у-шел, ото-шел, вы-шел, пере-шел, обо-шел, до-шел. На примере этого слова видно, как с помощью присоединения приставок изменяется значение слова. У некоторых слов совсем разное значение. Пара слов при-шел – у-шел, у этих слов совершенно противоположное значение. Приставки изменяют значение слова
Основа слова и окончание
В морфемном составе слова можно выделить приставку, корень, суффикс и окончание. Основа слова включает в себя все эти морфемы, кроме окончания.
Чтобы понять, что такое основа слова, выясним, из каких частей она состоит, входит ли окончание в основу.
Состав слова
В изменяемых словах выделяются минимальные значимые части — морфемы:
Морфема — это термин греческого происхождения. В переводе с греческого языка это слово значит «форма».
Например, в слове «солнечный» выделим следующие морфемы:
солнеч н ый — корень/суффикс/окончание.
Исследованием морфем занимается морфемика.
Корень слова
Главной морфемой в слове является корень. Некоторые непроизводные слова состоят только из корня и окончания:
От значения корня зависит лексическое значение слова. Слова служат нам для называния предметов, признаков или действий. То, что обозначает отдельное слово, является его лексическим значением, например:
существует предмет «трава», и словом «трава» называется зеленый покров земли. Это лексическое значение этого слова, заключенное в корне.
В корне содержится общее значение, которое имеют все однокоренные слова:
Все перечисленные однокоренные слова связаны общим лексическим значением с домом — «строением, где постоянно живет человек и его семья».
Вокруг корня группируются в слове все остальные значимые части:
Приставка
Приставка находится перед корнем. С помощью этой морфемы образуются новые слова:
Приставка вносит разные смысловые оттенки в исходное лексическое значение слова или меняет его лексическое значение.
Суффикс
Суффикс является значимой частью слова. Как и приставка, он образует новые слова:
Суффикс, присоединяясь к корню, изменяет исходное значение слов.
Окончание
В отличие от приставки и суффикса, которые являются словообразовательными морфемами, окончание не образует новых слов.
Окончание изменяется и образует формы одного и того же слова, например:
Окончание изменяет форму слова, но лексическое значение слова остается прежним.
С помощью окончаний слова оформляются в законченную мысль — предложение.
Сравним:
Что такое основа слова
Все словообразовательные морфемы слова составляют его основу. В основу слова входят приставка, корень и суффикс. Основу слова получим, если не будем учитывать словоизменительную морфему — окончание, например:
В основе заключено лексическое значение конкретного слова:
Будем учитывать, что в основу слова не входят также некоторые формообразующие суффиксы.
Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глаголов. Эта морфема, как и окончание, не включается в основу глагольных форм:
Видеоурок
Особенности суффиксов и приставок
Основные виды словообразовательных морфем в русском языке, как уже говорилось, суффиксы и префиксы (приставки). Различие между ними не сводится только к различию их места в составе слова. Внешние структурные особенности лежат в основе целого ряда специфических черт суффиксов и приставок.
(бел-и-ть, син-и-ть, стар-и-ть, молод-и-ть). Ср.: На горизонте синеет лес и Это белье синить не требуется; Семенов заметно стареет и Эта шляпа его старит.
Приставки более автономны, свободны: они независимы от влияния флексий и не несут информации о грамматических свойствах слова.
2. Присоединение приставки не изменяет принадлежности слова к части речи, а присоединение суффикса может и оставить слово в пределах той же самой части речи (луна — лун-ник, артист — артист-к-а, дом — дом-ик, колхоз — колхоз-ник, переплет — переплетчик), и перевести производное слово в иную часть речи (жёлтый — желт-ок, желт-ить, бегать — бег-ун, трясти — тряс-к-ий).
Для приставок не обязательна тесная связь со словами какой-либо одной части речи. Существуют приставки, которые могут присоединяться к словам различных частей речи, сохраняя одно и то же «универсальное» значение:
раз-: раз-ухабистый, раз-веселый; рас-красавица, рас-красавчик;
пре-: пре-весёлый, пре-милый; пре-комедия;
со-: со-автор, со-гражданин, со-редактор; со-пере- живать, со-существовать; новообразования: со-стыко- ваться, со-стыковка.
4. Суффиксы и приставки по характеру выражаемых ими значений различны. Присоединение к слову приставки обычно не меняет значения слова коренным образом, а лишь добавляет к нему некоторый оттенок значения. Так, глаголы с приставками улететь, прилететь, отлететь, вылететь, подлететь обозначают те же действия, что и глагол лететь. Приставка только добавляет к их значению указание на направление движения. Глаголы отгреметь, отцвести обозначают то же действие, что и глаголы греметь, цвести, приставка от- лишь добавляет к их значению указание на прекращение действия. Наречие презабавно, прилагательные премилый, разлюбезный, сверхскоростной обозначают тот же признак, что и слова без приставок, но с оттенком большой степени его проявления.
Большая часть приставок в русском языке имеет значения, подобные тем, о которых говорилось. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам, обозначающим действия (глаголы) и признаки (прилагательные и наречия). Для этих частей речи важно определение направления действия, времени его протекания, меры или степени признака.
Для имен существительных соединение с приставками менее характерно: частица — античастица, раздел — подраздел, экспресс — суперэкспресс, демократ — ультрадемократ. Однако число таких слов (сравнительно с существительными, не включающими приставок) не столь велико. В существительные, так же как в прилагательные, наречия и глаголы, приставки чаще вносят дополнительные указания на меру, степень (плут — архиплут, кубок — суперкубок) или указания временного характера (язык — праязык, родина — прародина, история — предистория, человек — дочеловек).
Суффиксы имен существительных в русском языке — самые многочисленные и разнообразные. Они классифицируют предметы действительности, как бы делят весь мир на классы: названия людей по профессии, по признаку, по действию, по месту жительства; названия невзрослых существ и т. д.
5. Суффиксы нередко вызывают изменения в строении конца основы (чередование фонем), так как на границе морфов происходит взаимоприспособление основы и суффикса, ср.: горох — горош-ек, горош-ин-а; бумага — бумаж-н-ый (см. подробнее в гл. 3) Приставки обычно не влияют на строение начала слова Таким образом, приставки ведут себя в слове как элементы формально более отъединенные, самостоятельные, чем суффиксы.
6. Обособленность приставок в составе слова поддерживается еще одной их особенностью. Они могут иметь побочное ударение в составе слова (анти-демократйч- ный, прдтиво-воздушный, прдтиво-пожарный, сд-нани- матели, внутрй-клёточный, анти-нейтралитет). Суффиксам это не свойственно. Наличие особого ударения и структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что позиционные изменения гласных, распространяющиеся на все морфемы слова, могут не затрагивать приставок. Например, приставка со- со значением совместности в безударных слогах слова может сохранять [о], не подвергаясь редукции и не изменяясь в [ъ] или [а] ‘: сонаниматель, соопекун, сдру- ководйтели.
Позиционные изменения согласных (например, ассимилятивное смягчение согласных) на стыке приставки и корня иные, чем на стыке корня и суффикса.
7. Универсальность значения приставок, близость их семантики к семантике частиц и наречий, их структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что приставки в своей массе являются более продуктивными морфемами, чем суффиксы. Их употребление менее регламентируется ограничениями, связанными с семантикой основы (о понятии продуктивности см. гл. 6).
Нулевые словообразовательные аффиксы
Словообразовательные аффиксы (подобно флексиям) могут быть не выражены каким-либо звуком или комплексом звуков. Такие аффиксы называют нулевыми. Нулевой аффикс будем изображать знаком о.
‘ Это явление описано Е. И. Голановой. См.: Развитие фонетики современного русского языка. М., 1971.
Каковы требования, необходимые для выделения нулевого словообразовательного аффикса?
Так как грамматический нуль есть значимое отсутствие какой-либо грамматической единицы, то основанием для выделения слов с нулевыми словообразовательными аффиксами должно быть значение соответствующих слов. В их значении должен быть семантический компонент, который обычно в данном языке выражается с помощью деривационных аффиксов. Иными словами, при выделении нулевых словообразовательных аффиксов необходимо учитывать строение всей словообразовательной системы данного языка, так как фон для выделения слов с нулевыми аффиксами — слова с ненулевыми аффиксами, имеющими то же значение, которое мы приписываем нулевому.
Итак, словообразовательные нулевые аффиксы следует выделять при наличии двух условий: 1) деривационное значение, которое приписывается нулевому аффиксу, обычно выражается в данном языке с помощью словообразовательных аффиксов, т. е. нулевой аффикс должен иметь синонимичные ненулевые аффиксы; 2) наряду с рассматриваемым словом имеется однокоренное слово, более простое по смыслу, которое могло бы быть производящим для анализируемого в том случае, если бы деривационное значение последнего выражалось ненулевым аффиксом.
Достаточно отсутствия хотя бы одного из этих условий, чтобы невозможно было выделить нулевой деривационный аффикс. Поясним сказанное примерами.
9 Современный русский язык
не соотносителен с гам по значению: гам — ‘громкий, нестройный гул голосов’; гамкать — ‘отрывисто лаять’ (прост.), ‘браниться’ (обл.).
2. Нулевой суффикс есть в тех именах существительных со значением процесса, наряду с которыми имеются и производящие глаголы, ср.: промыв-в — промывать, разрыв-в — разрывать. Такие существительные входят в ряды слов, выражающих процессуальное значение с помощью «обычных» (ненулевых) суффиксов:
промывание промывка промыв-ф (ф^)
Таким образом, наличие нулевого суффикса в составе слова промыв отражает его большую формальную и смысловую сложность по сравнению со словом, содержащим производящую основу: промывать.
3. В словах типа какаду, колибри нет оснований выявлять нулевой словообразовательный аффикс, так как мы не можем приписать ему деривационное значение (например, «птица», «живое существо»). Отсутствует первое условие. Отсутствует и второе условие — нет основ, которые были бы производящими для данных слов.
Нулевые словообразовательные аффиксы в русском языке являются суффиксами. Это объясняется тем, что слова с нулевыми аффиксами по своему значению и по соотношению с производящими входят в парадигматические ряды с производными, имеющими ненулевые суффиксы.
Нулевые суффиксы действуют преимущественно в словообразовании имен существительных. Кроме значения отвлеченного действия нулевые суффиксы могут обозначать лицо по действию или по признаку (задира, заика, подлиза; интеллектуал, универсал), отвлеченные признаки (муть, темь, синь, гладь) и некоторые другие значения [46] (см. об этом в гл. 5).
Нулевых приставок в русском языке нет, так как в нем нет слов, которые бы выражали значение, характерное для приставок, и вместе с тем могли трактоваться как производные от однокоренных бесприставочных слов.
В отсутствии нулевых приставок обнаруживается резкое различие между суффиксами и приставками.
Различия между приставками и суффиксами свидетельствуют о неоднородности суффиксов и приставок, о большей лексичности приставок, т. е. об их близости к самостоятельным словам.
Различия между суффиксами и приставками оказывают влияние и на различие между способами словообразования, в которых действуют эти аффиксы (т. е. на суффиксацию и префиксацию).
Винокур Г. О. Форма слова и части речи в русском языке // Избр. работы по русскому языку. М., 1959.
Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику // Пер. с англ. М„ 1959. Гл. 5—7.
Русская грамматика: В 2 т. М., 1980. Т. 1.
Зализняк А. А. Русское именное словоизменение. М., 1967. С. 22—34.
Панов М. В. Русский язык // Языки народов СССР. М., 1966. Т. 1.
Глава 2
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.