Что значит определить свой круг чтения легко ли это
Круг чтения
Круг чтения может рассказать о человеке, больше, чем это принято считать.
В нашем обществе, или, точней, в наше время стало вполне легальным убеждение, что читать вовсе не обязательно. Уже есть индивидуумы, которые кичатся тем, что никогда не брали в руки книгу.
Отвлекусь на пример от обратного. Я знаю одного молодого человека (ему двадцать пять лет), который… никогда не ходил в школу.
Три старших его брата в этом отношении нормальные люди, они по десять были школьниками, вовремя начали читать и исправно, а может, и не очень, посещали уроки литературы. Правда, читать они не любят.
Молодость их пришлась на девяностые, примерным поведением они не отличались и все трое знают, что такое лишение свободы. Что касается младшего, то отец, который со всей семьёй лет двадцать назад перебрался жить на отдалённый километр, организовав крестьянское хозяйство глубоко в тайге, счёл по отношению к младшему сыну всеобщее образование не обязательным даже в самом усечённом виде. Ромка рос очень живым и сообразительным мальчишкой, но до десяти лет он знал ни одной буквы, а арифметику без всяких учебников освоил только в тех пределах, которые сводятся к умению считать, скажем так, карманные деньги.
Он мог выбрать в жизни любую дорогу, и были даже предпосылки для того, чтобы он повторил судьбу братьев. Но именно их пример и остановил его на интуитивном уровне, тем более что братья и сами с возрастом понемногу остепенились.
К грамоте он потянулся сам, к пятнадцати годам стал шустро и в больших количествах читать. Именно тогда я узнал его, около года регулярно бывая на их ферме, и мне было любопытно следить за его чтением и развитием вообще. Итак, круг чтения. Интересно: как он определился у парня?
Главным чтением для него поначалу стала научно-популярная литература. Не каждый так точно поймёт или угадает, что начинать действительно лучше с познания природы вещей. Немного заумно назову это телесной основой духовного мира пацана. Он просто узнавал многообразие мира по описываемым фактам и по дидактическим выводам, которые на этой почве делали авторы. Структура мира постигалась Ромкой по этим книгам, поскольку телевидения в лесу не было. Кто-то не без резона подумал сейчас, что парню просто повезло с источниками информации об окружающем мире.
Для Ромки не существовало детективов. Преступления и их раскрытие, логика сыщиков не увлекали его, были для него чем-то обычным, как лесная жизнь, ведь чтение следов являлось для него заурядным делом. Не читал он и липкие женские романы, которые в неимоверном количестве поглощала мать семейства Валентина Ивановна, слегка не от мира сего. Детской литературы он просто не встречал, хотя её лучшие образцы были бы нелишними для его развития.
Невероятно, но он сразу «запал» на настоящую литературу. Первой его художественной книгой стали «Записки охотника». Ромка читал её долго; оно и понятно, ведь он ещё не научился плавно скользить по строчкам, и каждое слово было для него и препятствием, и волшебной находкой.
Это мы с вами прошли такую же пору ощупывания каждого слова и внесения его в свой индивидуальный вокабулярий очень давно, в раннем детстве (скажем, мой младший сын Иван знал все буквы и схему построения из них слогов, когда ему был год и десять месяцев, а читать начал, не дождавшись трёх лет), и у нас просто не осталось никаких воспоминаний о встрече с чудом. Для Ромки же лишь теперь слова оказались выпуклыми и объёмными, он всё не мог привыкнуть к тому, как из этих наборов букв сам собой складывается паззл воображаемого, но такого реального мира. Сам он к тому времени прекрасно знал тайгу и охоту и при этом был простым мальчишкой, ровесником ребят из «Бежина луга», только, увы, был лишён в лесу общества сверстников.
Книги заменили ему недостающий мир. При этом он повторил судьбу огромного слоя людей, сто лет назад постигавших грамоту в школах ликбеза. Вся наша страна тогда жадно набросилась на чтение. Ромка повторял её путь в одиночку. Видели бы вы, как возмущался Ромка поведением Фомы Фомича из «Села Степанчикова и его обитателей»!
Я подарил ему три книги. Случайный, но хороший набор – «Два капитана», «Три товарища» и «Граф Монте-Кристо» – мне не надо было думать о его «плавном» вхождении в мир литературы…
Этот затянувшийся пример, по-моему, вполне наглядно показывает предрасположенность человеческой природы к книге. И тот, кто хвалится, что он никогда ничего не читает, сам того не замечая, выводит себя за рамки нормы, причём не в лучшую сторону.
Чтение никогда не бывает несвоевременным. Мама ругала меня, когда я в десять лет взялся за «Дон Кихота», и была, конечно же, права; зато этот маленький подвиг помог мне ещё через десять лет ощутить дополнительный аромат книги Сервантеса, тем более что первое чтение заодно подарило мне встречу с великолепными гравюрами Доре. Да и что такое несвоевременность? Это лучше, чем опоздать с прочтением чего-либо.
Но и опоздания не страшны. Читать, как и учиться, никогда не поздно. Всё равно на встречу с Пушкиным не опоздаешь. А коль с диалогами Платона я припозднился, то, уверяю вас, и на исходе седьмого десятка целое лето был в приятном столбняке от этих встреч через толщу двух с половиной тысяч лет… А есть и более длинные дистанции. От первых табличек эпоса о Гильгамеше нас отделяет сорок пять веков (Библия чуть ли не на треть моложе), а читается он с наслаждением, и я всегда помню удивительный рефрен, заканчивающийся словами «…Перед солнцем вырыли колодец».
У меня дома большая библиотека. Я был бы жалким лгунишкой, если б стал утверждать, что всю её я прочёл. Но когда я пытаюсь в уме выстроить на какой-то виртуальной полке все книги, которые я прочитал, – библиотека получается даже больше. Это целое море книг, и можно было бы как-то успокоиться и загордиться – однако море это всё равно лишь какое-то Аральское, а вокруг ещё столько больших морей. Не надо забывать, что в мире есть ещё и океаны.
Меня умиляют проводимые время от времени тут и там различные опросы на тему: «Что вы сейчас читаете?» Видно, как в ответах иной респондент пытается лукавить, говоря что-нибудь вроде: «Да вот, решил Хайдеггера перечитать, освежить в памяти». Но большинство отвечает честно, и тут картина непременно абстрактная, напоминающая окрошку. Отбросим вещи специальные, те, которые должны читаться как справочники или СНиПы. Отбросим модные не более чем на месяц мемуары того или иного прыща. Отбросим становящиеся внезапно страшно популярными старые отличные книги, попавшие под прожектор свежей экранизации. Не так давно, например, во всех ответах фигурировали Джей Гэтсби с Дорианом Греем – и это было так приятно наблюдать. Пусть под подобным нажимом, но люди всё же прочитали эти замечательные вещи.
Я помню, как сам познакомился с Гэтсби в 75-м году. Меня послали на какие-то курсы, и я не смогу сказать о них ничего, кроме того, что это было в Хабаровске, и что я прочитал тогда ещё Гантенбайна Макса Фриша и небольшой, но плотный косячок книжек латиноамериканцев. Ну, а двухтомник Оскара Уайльда сопровождает меня с момента покупки в 1961 году. А в 90-х я читал в самолёте Москва – Владивосток его тюремную исповедь De Profundis. Питая презрение и отвращение к мужеложству, я не мог не восхищаться автором и не переживать за него.
Но завершу пассаж об опросах. Ответы на вопросы в них всегда случайны, но при этом всё равно математически точно отражают те или иные тенденции. После того как мы отбросим указанные выше категории ответов, в осадке остаются детективы, женские романы и – Мастер и Маргарита. Последняя книга стала для множества наших людей мерилом начитанности и интеллигентности. О, как легко решить, что это так, выучить два-три аккорда – и успокоиться.
Кстати, на днях на том пространстве в Фейсбуке, где обитаю я, коротким замыканием проискрила небольшая дискуссия по поводу этого романа Булгакова. Как отправной тезис, так и реплики оппонентов и критиков были по-своему интересными, но заранее предполагали (так и оказалось) достаточно бессодержательный спор людей, освоивших несколько расхожих штампов и дежурных парадоксов, связанных с этим романом.
Круг чтения тем и хорош, что он бесконечен, как Вселенная. При этом он именно круг, потому что как бы мы ни пытались представить бесконечность Вселенной, она видится нам в виде безразмерного круглого образования.
Как очертить этот круг? Какие названия включить в индекс обязательных книг, по каким признакам выстраивать их по ранжиру и ставить в шеренги? Я могу назвать свои предпочтения, но мои божества могут оказаться для кого-то просто чужими языческими идолами. И даже у одного человека в разное время бывают разные списки лучших книг. Правда, это самообман – все эти списки врастают в тебя и друг в друга, тоже становятся бесконечными. Я мог бы написать это эссе двумя днями раньше, и все примеры в нём были бы другими. Я разрываюсь между пристрастиями. Ни одну из великих литератур не могу я поставить на первое место, даже русскую.
Был в шестидесятых один расхожий вопрос, глупый и интересный одновременно: «Какие три (пять, десять) книги ты взял бы с собой в космос, в полёт на Марс?» Люди тогда не ведали о нынешних флэшках, на любую из которых может вместиться целая библиотека, и боялись перегрузить корабль. Вопрос завораживал их, возникали дискуссии, градус коих иногда приводил к рукоприкладству. А готовы ли вы ответить на этот вопрос? Я не готов.
Нет, у меня, конечно, наличествует своя тройка любимых книг поистине библейского масштаба. Но как только я назову их, десятки и сотни других замечательных, удивительных книг постучатся в моё сердце и справедливо укорят его. Тем не менее, я назову свои три книги. Это «Отверженные» Гюго, третий и четвёртый тома «Войны и мира» и «Братья Карамазовы». Всё! – началось, в сердце моё уже стучатся сотни моих любимцев – от вавилонского памятника «О всё видавшем» (эпос о Гильгамеше) до «Пирамиды» Леонида Леонова и рассказов Пелевина.
Помню, как сдавал я на третьем курсе экзамен по зарубежной литературе XIX века. Принимала его заведующая соответствующей кафедрой Савина (имя, увы, запамятовал). И попался мне Диккенс, мой любимый Диккенс, которого я знал почти наизусть – от ранних «Очерков Боза» до незаконченной и чарующей своей загадочностью «Тайны Эдвина Друда». Не буду живописать, как я отвечал и как она слушала… В общем, после этого и до самого окончания университета я не сумел поздороваться с Савиной… первым.
Больше никогда в жизни я не получал столь высокой награды. И столь незаслуженной. Если бы мне выпал билет с моим любимым Бальзаком, я, скорей всего, получил бы тройку. А если бы повезло – четвёрку.
Круг чтения для младших школьников. Проблема. Поиск решения
Ирина Лысова
Круг чтения для младших школьников. Проблема. Поиск решения
В январе 2014 года в МБОУ ТСОШ №1 (г. Таруса) состоялась шестая научно-практическая школьная конференция младших школьников «Росток». На конференции был представлен и совместный ученическо-педагогический проект 2 класса «Круг чтения для младших школьников«. О своей работе рассказали руководитель проекта Лысова И. Ю. и ученик 2А класса Крупенников Александр.
Детская литература играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребёнка. В современное время педагоги и родители всерьёз озаботились проблемой детского чтения. В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение и компьютеры,дети теряют интерес к чтению. Взрослых это чрезвычайно волнует. Родители нашего класса постоянно интересовались у учителя, какие книги советовать для чтения детям, что заинтересует первоклассников. Родителям хотелось знать конкретный список литературы, доступный и интересный ученикам начальной школы.
Что же должны читать современные дети? Изменился ли круг чтения для детей младших классов с годами?Можно ли в современное время заинтересовать учеников чтением? На эти вопросы мы попытаемся найти ответы в своей работе.
Цель работы:- формировать познавательный интерес к чтению с помощью созданного детьми и взрослыми списка литературы.
-сформировать первичное представление об аннотации детской книги;
-познакомить с различными книгами для увлекательного чтения, которые выбрали дети;
— расширить знания учащихся о художниках-иллюстраторах;
— определить основные правила при обращении с книгой;
— составить список литературы для чтения в начальной школе, исходя из предпочтений учеников, родителей, школьной библиотеки и т. д. ;
-формировать литературный вкус;
— создавать привлекательный имидж читающего сверстника в глазах товарищей.
Иногда от выбора одной книги зависит будущий интерес к чтению у ребёнка.Поэтому мы и занялись полезным делом: попытались составить список книг, которые были бы интересны и нужны всем (и взрослым, и детям). Свои любимые книги назвали и учителя (опрос проводили певоклассники, и пятиклассники (у которых вкус к книгам уже сформировался, и наши родители, и сами первоклассники. В наших учебниках по чтению есть свой список литературы. По нашей просьбе школьный библиотекарь Ольга Николаевна Шумакова также составила список книг, которые с удовольствием читают дети. Воспользовались мы и списком книг для чтения в начальных классах, которые рекомендует Интернет. Мама одной из наших учениц Ж. Л. Флинт работает педагогом-психологом, она тоже дала свои рекомендации. Вместе с нашим учителем мы всё обобщили и обнаружили, что есть замечательные книги, которые оказались интересны всем. Книги из этого списка дети из нашего класса читали на летних каникулах. Нам понравилось! Данный список мы рекомендуем всем ученикам начальной школы.
Мы полюбили читать и на уроках, и во внеурочное время. Проводим литературные праздники, на которых советуем друг другу прочесть ту или иную книгу. Нам нравится вести дневник чтения, раскрашивать литературные замки, заполнять читательские паспорта. Всё это проводится в нашем классе.
Вернёмся к списку литературы. Несмотря на возраст. образование, социальное положение, профессии опрошенных есть детские книги, которые любят все, которые смело можно рекомендовать для внеклассного чтения, побуждающего читать. Что общего в разных списках литературы?
Вот созданный нами список.
1. Русские народные сказки.
2. Сказки народов мира.
3. А. Толстой. Золотой ключик или приключения Буратино.
4. Сказки А. С. Пушкина.
7. В. Гауф. Карлик Нос.
8. Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка.
9. А. Гайдар. Чук и Гек. Голубая чашка. Тимур и его команда.
10. К. Чуковский. Стихотворения.
11. А. Барто. Стихотворения.
12. С. Михалков. Стихотворения.
13. Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей. Рассказы.
15. Г. Остер. Вредные советы.
16. Сказки братьев Гримм.
17. В. Бианки. Рассказы о животных.
18. А. Усачёв. Стихотворения.
20. А. Милн. Винни-Пух и все-все-все.
Результаты нашей работы.
Список используемой литературы.
1. Учим успешному чтению.Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ (Т. Г. Галактионова, Е. И. Казакова, М. И. Гринева и др.)— М. :Просвещение, 2011
3. Любимые детские книги первоклассников, второклассников.
4. Деятельностный метод обучения/авт-сост. И. Н. Корбакова, Л. В. Терешина.— Волгоград:Учитель, 2011
Участие в конференциях 2013 года 2013 году я принимала очное и заочное участие в педагогических конференциях различного уровня. За участие получила Сертификаты и Дипломы,.
Круг детского чтения, принципы его формирования.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Круг детского чтения, принципы его формирования.
Круг детского чтения это литература, которая должна быть прочитана в соответствующем возрасте.
В круг детского чтения входят:
— произведения, прямо адресованные детям (стихи Барто);
-произведения, написанные для взрослых, но нашли отклик у детей; (сказки Пушкина, стихи Есенина)
— детское литературное творчество.
Как известно, каждому году жизни ребенка соответствуют определенные произведения: четырехстрочные потешки и пестушки в раннем дошкольном возрасте, до сказок-романов в старшем дошкольном возрасте.
Произведения для круга детского чтения:
— проза (эпос), поэзия (лирика), драма, художественная литература;
— авторские сказки, стихотворные миниатюры, рассказы, повести;
— научно-популярные жанры (энциклопедии);
— произведения литературы народов мира.
— детская игра, игрушки;
— природа, животный мир;
— взаимоотношения детей и взрослых; семья, долг перед родителями и родственниками; интернационализм; честь и долг перед Родиной;
От чего зависит круг детского чтения:
Круг детского чтения индивидуален.
Наряду с этим, существует семейное, домашнее чтение. Это вариативная часть чтения, которая зависит от знания детской литературы, вкуса, предпочтения, образования родителей.
В. Г. Белинский, утверждал, что детям свойственно особое восприятие услышанного, о важности роли книги в воспитании ребенка. Ведь «неправильная» книга может привести к искажению нравственных представлений, разрушит эстетические чувства, и о своем месте в окружающем мире.
Литература, как вид искусства помогает в воспитании грамотного слушателя и читателя, но следует помнить, что она будет лучше восприниматься в том случае, когда будет создана особая эмоциональная атмосфера, настрой ребенка на чтение книги.
Принципы формирования детского круга чтения:
4. Историко – литературные
1. Педагогические принципы:
— воспитательной ценности произведения.
1.1. Понятие доступность часто трактуется однобоко: доступное, значит, ясное, понятное. Но в современной методике детского чтения доступным считается такое произведение,
«которое создает условия для возникновения активной работы мысли слушателя-ребенка, интенсивных чувств, переживаний, воображения, что ведет к решению литературной задачи — проникновению в замысел писателя».
Книги должны быть иллюстрированы,
Иллюстрация помогает понять происходящее, объясняет то, чего нет в жизненном опыте малышей, или то, на чем автор не акцентировал свое внимание.
1.2. Наглядность — ясность, простота, выразительность, отсутствие деталей и подробностей, затрудняющих восприятие.
Но И.Н. Тимофеева наблюдала и описала интерес ребенка к черно-белым иллюстрациям, после чего сделала вывод: «. цвет сам по себе, независимо от того, что изображено с его помощью, обладает громадной силой эмоционального бессознательного воздействия. Цветное изображение обращается преимущественно к чувству, а черно-белое — к рассудку»
Еще один вид наглядности в детской книге — портрет писателя или поэта.
Из двух книг одного и того же автора лучше ввести в круг чтения ту, где есть портрет ее создателя, рассматривание которого поможет настроиться на восприятие произведения.
1.3. Занимательность сюжета — один из существенных принципов отбора книг для детского чтения, тесно связанный с таким принципом, как:
1.4. Динамичность Сюжет вялый, затянутый, имеющий множество побочных линий, связь которых не может установить ребенок, неинтересен детям.
2. Психологические принципы:
2.1. Возрастные особенности детей.
3. Литературоведческие принципы: включение в круг детского чтения:
всех видов литературы: эпоса (прозы), лирики (поэзии), драмы;
разных видов искусства: фольклор (устное искусство слова), художественная литература (письменное, закрепленное на бумаге, в книге искусство слова);
Разнообразных жанров, как фольклорных (народные сказки, колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, приговорки, небылицы-перевертыши, народные детские песенки, страшные истории), так и литературных (авторские сказки, стихотворения и стихотворные циклы, миниатюры, рассказы, повести, роман- сказка, энциклопедия и другие научно-популярные жанры).
4. Историко-литературные принципы:
1) наличие в кругу детского чтения произведений родной и мировой литературы,
2) тематическое многообразие произведений,
3) многообразие авторских имен.
Это позволит дошкольнику познакомиться с многообразием подходов к изображению событий, происходящих в природе и мире или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься, как единственно верный по отношению к изображаемому
Правильно сформированный круг детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, должен учитывать, что девочкам не нужно забывать читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении (В. Одоевский «Рукодельная песенка»; Б. Поттер «Ухти- тухти»; Е.Благинина «Вот какая мама» и др.). Мальчикам же в большей степени будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и т.д. (Б.Житков «На воде»; «Арий камень» и другие произведения моряка и писателя С.Сахарнова;
Научно-исследовательская работа «Круг чтения учащихся 6б класса и их родителей»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Круг чтения учащихся 6б класса и их родителей
Мальцева Валерия Алексеевна, учащаяся 6 б класса,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Эта научная работа рассказывает о читательских интересах учащихся 6Б класса МБОУ «СОШ №2» и их родителей. Мальцева Валерия в своем исследовании показала особенности детского чтения на современном этапе, провела сравнительный анализ круга чтения одноклассников и родителей, когда они были подростками
Результаты данного исследования показывают не только проблемы чтение и «не чтения» современных подростков, но и имеют практическую направленность. Данный материал может быть использован родителями для дальнейшего воспитания читательского вкуса учащихся, учителями-предметниками при планировании внеурочной деятельности, классным руководителем в воспитательной работе с учащимися.
Глава 1. Читательские интересы учащихся 6 Б класса. 5- 9с.
Глава 2. Читательские интересы родителей учащихся 6Б класса. 9-10с.
Глава 3. Родители и дети. Круг чтения.
Сравнительный анализ. 11-13с.
Список литературы. 13с.
В современном обществе все чаще поднимается вопрос: читает ли нынешнее поколение что-либо вообще? Детское чтение – это тема, которая, на мой взгляд, волнует, в первую очередь, учителей и родителей, то есть довольно значительную часть населения нашей страны. Взрослые беспокоятся по поводу того, что большую часть времени дети и подростки проводят за компьютером или смотрят телевизор и все меньше читают книги, даже произведения, которые входят в обязательный перечень изучения в школе, учащиеся стараются «прочитать» в телевизионной версии.
Проблема детского чтения чрезвычайно важна, потому что без книги, без детской литературы, без осведомленности в этом вопросе взрослых, без знания ими круга чтения современных подростков невозможно становление настоящего читателя.
Сегодня в области изучения детского чтения сделано не так уж много. Изучая литературу по данному вопросу, мы познакомились с исследованиями, которые проводились Российской государственной детской библиотекой. Сотрудники библиотеки обобщили и проанализировали материалы, собранные столичными библиотекарями. Их основной вывод заключался в следующем: « в начале 21 века дети, действительно, читают, но «не то» и «не так», как предыдущие поколения…»*
Мы задались вопросом: как относятся к чтению и что же читают учащиеся 6 Б класса и их родители? Какая художественная литература доминировала в чтении наших родителей, когда они были подростками? Какую роль играет книга в их жизни в данное время? Это и явилось целью нашей работы.
Таким образом, объект нашего исследования: учащиеся 6Б класса и их родители, предмет исследования : круг чтения учащихся и родителей 6Б.
Проведение опроса ( анкетирования) учащихся и родителей по исследуемой теме.
Анализ собранной информации
Сопоставление результатов опроса родителей и учащихся.
Построение заключительных выводов.
Оформление результатов исследования.