Что значит определить свой круг чтения легко ли это сделать
Круг чтения
Круг чтения может рассказать о человеке, больше, чем это принято считать.
В нашем обществе, или, точней, в наше время стало вполне легальным убеждение, что читать вовсе не обязательно. Уже есть индивидуумы, которые кичатся тем, что никогда не брали в руки книгу.
Отвлекусь на пример от обратного. Я знаю одного молодого человека (ему двадцать пять лет), который… никогда не ходил в школу.
Три старших его брата в этом отношении нормальные люди, они по десять были школьниками, вовремя начали читать и исправно, а может, и не очень, посещали уроки литературы. Правда, читать они не любят.
Молодость их пришлась на девяностые, примерным поведением они не отличались и все трое знают, что такое лишение свободы. Что касается младшего, то отец, который со всей семьёй лет двадцать назад перебрался жить на отдалённый километр, организовав крестьянское хозяйство глубоко в тайге, счёл по отношению к младшему сыну всеобщее образование не обязательным даже в самом усечённом виде. Ромка рос очень живым и сообразительным мальчишкой, но до десяти лет он знал ни одной буквы, а арифметику без всяких учебников освоил только в тех пределах, которые сводятся к умению считать, скажем так, карманные деньги.
Он мог выбрать в жизни любую дорогу, и были даже предпосылки для того, чтобы он повторил судьбу братьев. Но именно их пример и остановил его на интуитивном уровне, тем более что братья и сами с возрастом понемногу остепенились.
К грамоте он потянулся сам, к пятнадцати годам стал шустро и в больших количествах читать. Именно тогда я узнал его, около года регулярно бывая на их ферме, и мне было любопытно следить за его чтением и развитием вообще. Итак, круг чтения. Интересно: как он определился у парня?
Главным чтением для него поначалу стала научно-популярная литература. Не каждый так точно поймёт или угадает, что начинать действительно лучше с познания природы вещей. Немного заумно назову это телесной основой духовного мира пацана. Он просто узнавал многообразие мира по описываемым фактам и по дидактическим выводам, которые на этой почве делали авторы. Структура мира постигалась Ромкой по этим книгам, поскольку телевидения в лесу не было. Кто-то не без резона подумал сейчас, что парню просто повезло с источниками информации об окружающем мире.
Для Ромки не существовало детективов. Преступления и их раскрытие, логика сыщиков не увлекали его, были для него чем-то обычным, как лесная жизнь, ведь чтение следов являлось для него заурядным делом. Не читал он и липкие женские романы, которые в неимоверном количестве поглощала мать семейства Валентина Ивановна, слегка не от мира сего. Детской литературы он просто не встречал, хотя её лучшие образцы были бы нелишними для его развития.
Невероятно, но он сразу «запал» на настоящую литературу. Первой его художественной книгой стали «Записки охотника». Ромка читал её долго; оно и понятно, ведь он ещё не научился плавно скользить по строчкам, и каждое слово было для него и препятствием, и волшебной находкой.
Это мы с вами прошли такую же пору ощупывания каждого слова и внесения его в свой индивидуальный вокабулярий очень давно, в раннем детстве (скажем, мой младший сын Иван знал все буквы и схему построения из них слогов, когда ему был год и десять месяцев, а читать начал, не дождавшись трёх лет), и у нас просто не осталось никаких воспоминаний о встрече с чудом. Для Ромки же лишь теперь слова оказались выпуклыми и объёмными, он всё не мог привыкнуть к тому, как из этих наборов букв сам собой складывается паззл воображаемого, но такого реального мира. Сам он к тому времени прекрасно знал тайгу и охоту и при этом был простым мальчишкой, ровесником ребят из «Бежина луга», только, увы, был лишён в лесу общества сверстников.
Книги заменили ему недостающий мир. При этом он повторил судьбу огромного слоя людей, сто лет назад постигавших грамоту в школах ликбеза. Вся наша страна тогда жадно набросилась на чтение. Ромка повторял её путь в одиночку. Видели бы вы, как возмущался Ромка поведением Фомы Фомича из «Села Степанчикова и его обитателей»!
Я подарил ему три книги. Случайный, но хороший набор – «Два капитана», «Три товарища» и «Граф Монте-Кристо» – мне не надо было думать о его «плавном» вхождении в мир литературы…
Этот затянувшийся пример, по-моему, вполне наглядно показывает предрасположенность человеческой природы к книге. И тот, кто хвалится, что он никогда ничего не читает, сам того не замечая, выводит себя за рамки нормы, причём не в лучшую сторону.
Чтение никогда не бывает несвоевременным. Мама ругала меня, когда я в десять лет взялся за «Дон Кихота», и была, конечно же, права; зато этот маленький подвиг помог мне ещё через десять лет ощутить дополнительный аромат книги Сервантеса, тем более что первое чтение заодно подарило мне встречу с великолепными гравюрами Доре. Да и что такое несвоевременность? Это лучше, чем опоздать с прочтением чего-либо.
Но и опоздания не страшны. Читать, как и учиться, никогда не поздно. Всё равно на встречу с Пушкиным не опоздаешь. А коль с диалогами Платона я припозднился, то, уверяю вас, и на исходе седьмого десятка целое лето был в приятном столбняке от этих встреч через толщу двух с половиной тысяч лет… А есть и более длинные дистанции. От первых табличек эпоса о Гильгамеше нас отделяет сорок пять веков (Библия чуть ли не на треть моложе), а читается он с наслаждением, и я всегда помню удивительный рефрен, заканчивающийся словами «…Перед солнцем вырыли колодец».
У меня дома большая библиотека. Я был бы жалким лгунишкой, если б стал утверждать, что всю её я прочёл. Но когда я пытаюсь в уме выстроить на какой-то виртуальной полке все книги, которые я прочитал, – библиотека получается даже больше. Это целое море книг, и можно было бы как-то успокоиться и загордиться – однако море это всё равно лишь какое-то Аральское, а вокруг ещё столько больших морей. Не надо забывать, что в мире есть ещё и океаны.
Меня умиляют проводимые время от времени тут и там различные опросы на тему: «Что вы сейчас читаете?» Видно, как в ответах иной респондент пытается лукавить, говоря что-нибудь вроде: «Да вот, решил Хайдеггера перечитать, освежить в памяти». Но большинство отвечает честно, и тут картина непременно абстрактная, напоминающая окрошку. Отбросим вещи специальные, те, которые должны читаться как справочники или СНиПы. Отбросим модные не более чем на месяц мемуары того или иного прыща. Отбросим становящиеся внезапно страшно популярными старые отличные книги, попавшие под прожектор свежей экранизации. Не так давно, например, во всех ответах фигурировали Джей Гэтсби с Дорианом Греем – и это было так приятно наблюдать. Пусть под подобным нажимом, но люди всё же прочитали эти замечательные вещи.
Я помню, как сам познакомился с Гэтсби в 75-м году. Меня послали на какие-то курсы, и я не смогу сказать о них ничего, кроме того, что это было в Хабаровске, и что я прочитал тогда ещё Гантенбайна Макса Фриша и небольшой, но плотный косячок книжек латиноамериканцев. Ну, а двухтомник Оскара Уайльда сопровождает меня с момента покупки в 1961 году. А в 90-х я читал в самолёте Москва – Владивосток его тюремную исповедь De Profundis. Питая презрение и отвращение к мужеложству, я не мог не восхищаться автором и не переживать за него.
Но завершу пассаж об опросах. Ответы на вопросы в них всегда случайны, но при этом всё равно математически точно отражают те или иные тенденции. После того как мы отбросим указанные выше категории ответов, в осадке остаются детективы, женские романы и – Мастер и Маргарита. Последняя книга стала для множества наших людей мерилом начитанности и интеллигентности. О, как легко решить, что это так, выучить два-три аккорда – и успокоиться.
Кстати, на днях на том пространстве в Фейсбуке, где обитаю я, коротким замыканием проискрила небольшая дискуссия по поводу этого романа Булгакова. Как отправной тезис, так и реплики оппонентов и критиков были по-своему интересными, но заранее предполагали (так и оказалось) достаточно бессодержательный спор людей, освоивших несколько расхожих штампов и дежурных парадоксов, связанных с этим романом.
Круг чтения тем и хорош, что он бесконечен, как Вселенная. При этом он именно круг, потому что как бы мы ни пытались представить бесконечность Вселенной, она видится нам в виде безразмерного круглого образования.
Как очертить этот круг? Какие названия включить в индекс обязательных книг, по каким признакам выстраивать их по ранжиру и ставить в шеренги? Я могу назвать свои предпочтения, но мои божества могут оказаться для кого-то просто чужими языческими идолами. И даже у одного человека в разное время бывают разные списки лучших книг. Правда, это самообман – все эти списки врастают в тебя и друг в друга, тоже становятся бесконечными. Я мог бы написать это эссе двумя днями раньше, и все примеры в нём были бы другими. Я разрываюсь между пристрастиями. Ни одну из великих литератур не могу я поставить на первое место, даже русскую.
Был в шестидесятых один расхожий вопрос, глупый и интересный одновременно: «Какие три (пять, десять) книги ты взял бы с собой в космос, в полёт на Марс?» Люди тогда не ведали о нынешних флэшках, на любую из которых может вместиться целая библиотека, и боялись перегрузить корабль. Вопрос завораживал их, возникали дискуссии, градус коих иногда приводил к рукоприкладству. А готовы ли вы ответить на этот вопрос? Я не готов.
Нет, у меня, конечно, наличествует своя тройка любимых книг поистине библейского масштаба. Но как только я назову их, десятки и сотни других замечательных, удивительных книг постучатся в моё сердце и справедливо укорят его. Тем не менее, я назову свои три книги. Это «Отверженные» Гюго, третий и четвёртый тома «Войны и мира» и «Братья Карамазовы». Всё! – началось, в сердце моё уже стучатся сотни моих любимцев – от вавилонского памятника «О всё видавшем» (эпос о Гильгамеше) до «Пирамиды» Леонида Леонова и рассказов Пелевина.
Помню, как сдавал я на третьем курсе экзамен по зарубежной литературе XIX века. Принимала его заведующая соответствующей кафедрой Савина (имя, увы, запамятовал). И попался мне Диккенс, мой любимый Диккенс, которого я знал почти наизусть – от ранних «Очерков Боза» до незаконченной и чарующей своей загадочностью «Тайны Эдвина Друда». Не буду живописать, как я отвечал и как она слушала… В общем, после этого и до самого окончания университета я не сумел поздороваться с Савиной… первым.
Больше никогда в жизни я не получал столь высокой награды. И столь незаслуженной. Если бы мне выпал билет с моим любимым Бальзаком, я, скорей всего, получил бы тройку. А если бы повезло – четвёрку.
Что значит определить свой круг чтения легко ли это сделать
Автор: Могила Ольга Ильинична
Организация: МБОУ гимназия №11
Населенный пункт: г. Пятигорск
На одной конференции мне предложили ответить на вопрос: Как сделать так, чтобы подросток стал читать? И вот моя попытка ответить на этот вопрос.
Я очень любила читать. Уже с первого класса записалась самостоятельно в городскую библиотеку и через весь город сама ходила за книжкой. В библиотеке мне не давали самой выбирать книги, давали только одну тоненькую книжку, которую я успевала прочесть по обратной дороге домой. Уже тогда я заметила, что чем «потрепанней» обложка книги, тем, значит, книга интересней.
В первом классе мы учились с Леной З., которая была нашей соседкой по улице. Старшая сестра Лены, Валя, уже училась в средней школе. Иногда Валя нам читала домашние задания по литературе. Так мы, сидя на скамейке в палисаднике, затаив дыхание, слушали «страшный» отрывок про «бяшку» из повести И.Тургенева «Бежин луг». До сих пор помню возникшее при прочтении повести В.Короленко «Дети подземелья» ощущение глубокого сочувствия к ее героям.
Мне очень нравились книжные магазины. Лет в 12-13 я присмотрела в любимом книжном магазине брошюру «Как надо себя вести», оказалось это были советы Дейла Карнеги.
В старших классах нашей школы учитель русского языка и литературы требовал от нас знания наизусть отрывков из текстов художественных произведений и стихотворений по программе. Зато до сих пор я помню «Песню о Буревестнике» А.М. Горького, отрывок «Чуден Днепр при тихой погоде…» из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя и др.
В институте на филологическом факультете нам приходилось много читать художественной советской и зарубежной литературы. Для экономии времени, мы распределяли произведения, потом собирались у кого-нибудь дома на целый день и каждый рассказывал содержание прочитанного.
У нас в институте был предмет историческая грамматика. Вела предмет педагог Садыхлы Н.Е. Она нам рассказывала интересную версию происхождения корня слова «здравствуй». В древние времена славяне говорили при встрече «Се дерев», т.е. «Ты – (сильный как) дерево». Се дерев, се дерев – «с» перешло в «з» получилось «здоров». Известные с древнерусских времен приветствия «Здорово!», «Здравствуй!» образовались из пожелания быть твердым и крепким, «как лесное дерево».
В институте нам прививали любовь к научно-исследовательской деятельности. Я участвовала в студенческой научной конференции института с работой «Быт и нравы кавказских народов в «Путешествии в Арзрум» А.С. Пушкина».
Возможно, многие записывают в записные книжки, в блокноты заинтересовавшие фразы, изречения, мысли из прочитанных книг, журналов, просмотренных фильмов, передач, услышанных случайно от собеседников. Со студенческих лет и у меня появилась такая привычка.
У меня накопилось более десяти таких блокнотов. По этим блокнотам видно, каким книгам и журналам, фильмам отдавалось предпочтение в тот или иной период жизни. Сейчас эти блокноты у меня имеют названия по внешнему виду: Синий ежедневник, Коричневый блокнот и т.д.
У нас дома хранился старинный том из сочинений Л.Н. Толстого с произведением «Круг чтения. Избранные, собранные и расположенные на каждый день Львом Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении (1904—1908)». Мне было интересно выписывать оттуда понравившиеся изречения.
В период прохождения подготовительных курсов в институт мне попалась книга: И.Давыдов. Он любил вас. Фантастическая повесть. И вот у меня в Белом ежедневнике появляется запись стихотворения из этой повести:
Что с первой любовью своей
Вам удастся легко распроститься!
Много пасмурных дней,
Много долгих ночей
Она будет вас мучить, вам сниться.
Что память сотрет ее след.
Она будет наказывать вас много лет.
Умерит лишь усталость.
Стирает только старость.
В этом же ежедневнике записи из поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»:
«Мир – как сумерки ночные, тьма наполнила его.
Что содержится в кувшине, то и льется из него!»;
«Зло мгновенно в этом мире,
А в Старом блокноте я перечитываю записи из сочинений английского философа Томаса Гоббса «Человеческая природа», «космические законы» от В. Востокова (Тайны тибетской медицины и восточных целителей, т.1, стр.73.). Вот несколько из них:
Очень интересной была «встреча» с книгой В.Сидорова «Семь дней в Гималаях». Почти половину тетради занимают выписки из этой повести.
А рядом выписки из трактата «Феномен человека». Пьер Тейяр де Шарден.
А дальше уже записи из Апостола Павла, 1 кор.13, 4-7,13,2:
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
Не радуется неправде, а сорадуется истине,
Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умрут, и знание упразднится.
Есть такой секрет, что в своем творчестве писатели обращаются к ранее прочитанным ими различным произведениям. Читая примечания к тексту того или иного писателя, можно узнать круг чтения полюбившегося автора. Это тоже интересное открытие.
Не так просто встретить важную и любимую для вас книгу.
Круг чтения для младших школьников. Проблема. Поиск решения
Ирина Лысова
Круг чтения для младших школьников. Проблема. Поиск решения
В январе 2014 года в МБОУ ТСОШ №1 (г. Таруса) состоялась шестая научно-практическая школьная конференция младших школьников «Росток». На конференции был представлен и совместный ученическо-педагогический проект 2 класса «Круг чтения для младших школьников«. О своей работе рассказали руководитель проекта Лысова И. Ю. и ученик 2А класса Крупенников Александр.
Детская литература играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребёнка. В современное время педагоги и родители всерьёз озаботились проблемой детского чтения. В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение и компьютеры,дети теряют интерес к чтению. Взрослых это чрезвычайно волнует. Родители нашего класса постоянно интересовались у учителя, какие книги советовать для чтения детям, что заинтересует первоклассников. Родителям хотелось знать конкретный список литературы, доступный и интересный ученикам начальной школы.
Что же должны читать современные дети? Изменился ли круг чтения для детей младших классов с годами?Можно ли в современное время заинтересовать учеников чтением? На эти вопросы мы попытаемся найти ответы в своей работе.
Цель работы:- формировать познавательный интерес к чтению с помощью созданного детьми и взрослыми списка литературы.
-сформировать первичное представление об аннотации детской книги;
-познакомить с различными книгами для увлекательного чтения, которые выбрали дети;
— расширить знания учащихся о художниках-иллюстраторах;
— определить основные правила при обращении с книгой;
— составить список литературы для чтения в начальной школе, исходя из предпочтений учеников, родителей, школьной библиотеки и т. д. ;
-формировать литературный вкус;
— создавать привлекательный имидж читающего сверстника в глазах товарищей.
Иногда от выбора одной книги зависит будущий интерес к чтению у ребёнка.Поэтому мы и занялись полезным делом: попытались составить список книг, которые были бы интересны и нужны всем (и взрослым, и детям). Свои любимые книги назвали и учителя (опрос проводили певоклассники, и пятиклассники (у которых вкус к книгам уже сформировался, и наши родители, и сами первоклассники. В наших учебниках по чтению есть свой список литературы. По нашей просьбе школьный библиотекарь Ольга Николаевна Шумакова также составила список книг, которые с удовольствием читают дети. Воспользовались мы и списком книг для чтения в начальных классах, которые рекомендует Интернет. Мама одной из наших учениц Ж. Л. Флинт работает педагогом-психологом, она тоже дала свои рекомендации. Вместе с нашим учителем мы всё обобщили и обнаружили, что есть замечательные книги, которые оказались интересны всем. Книги из этого списка дети из нашего класса читали на летних каникулах. Нам понравилось! Данный список мы рекомендуем всем ученикам начальной школы.
Мы полюбили читать и на уроках, и во внеурочное время. Проводим литературные праздники, на которых советуем друг другу прочесть ту или иную книгу. Нам нравится вести дневник чтения, раскрашивать литературные замки, заполнять читательские паспорта. Всё это проводится в нашем классе.
Вернёмся к списку литературы. Несмотря на возраст. образование, социальное положение, профессии опрошенных есть детские книги, которые любят все, которые смело можно рекомендовать для внеклассного чтения, побуждающего читать. Что общего в разных списках литературы?
Вот созданный нами список.
1. Русские народные сказки.
2. Сказки народов мира.
3. А. Толстой. Золотой ключик или приключения Буратино.
4. Сказки А. С. Пушкина.
7. В. Гауф. Карлик Нос.
8. Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка.
9. А. Гайдар. Чук и Гек. Голубая чашка. Тимур и его команда.
10. К. Чуковский. Стихотворения.
11. А. Барто. Стихотворения.
12. С. Михалков. Стихотворения.
13. Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей. Рассказы.
15. Г. Остер. Вредные советы.
16. Сказки братьев Гримм.
17. В. Бианки. Рассказы о животных.
18. А. Усачёв. Стихотворения.
20. А. Милн. Винни-Пух и все-все-все.
Результаты нашей работы.
Список используемой литературы.
1. Учим успешному чтению.Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ (Т. Г. Галактионова, Е. И. Казакова, М. И. Гринева и др.)— М. :Просвещение, 2011
3. Любимые детские книги первоклассников, второклассников.
4. Деятельностный метод обучения/авт-сост. И. Н. Корбакова, Л. В. Терешина.— Волгоград:Учитель, 2011
Участие в конференциях 2013 года 2013 году я принимала очное и заочное участие в педагогических конференциях различного уровня. За участие получила Сертификаты и Дипломы,.
Понятие о круге детского чтения и читательских интересах детей
Формирование круга детского чтения как проблема существует давно. Еще в античную эпоху своего развития человек заботился о том, что могут и что не должны читать дети. Предметом внимания взрослых в первую очередь было содержание книг, читаемых младшим поколением. Уже тогда имелось устойчивое представление о том, что у детей и взрослых разный круг чтения.
В России вопросы круга детского чтения были подняты в XVIII в. (Н. И. Новиков) и подробно разработаны в XIX веке в трудах В. Г. Белинского, Н. И. Чернышевского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Но до сих пор эта проблема остается сложной в методике детского чтенияввиду своей многоаспектности: человек, занимающийся вопросами детского чтения, должен обладать одинаково глубокими и разносторонними знаниями в области русского и зарубежного фольклора, русской и зарубежной детской литературы и детского чтения. Ему необходимо иметь хорошую педагогическую и психологическую подготовку.
Круг детского чтения (КДЧ) – это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение)и воспринимают дети: «Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми. В круг детского чтения входят фольклор, детская литература, книги, перешедшие в детское чтение, детское творчество, периодика (детские газеты и журналы)». Еще недавно творчество самих детей в КДЧ не включалось, впервые от этой традиции отказались И. Н. Арзамасцева и С. А. Николаева.
Круг детского чтения дошкольников особенно быстро меняется.Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения: от четырехстрочных пестушек и потешек на первом году до объемных романов-сказок на седьмом.
Содержание круга детского чтениязависит от следующих причин: 1) от возраста читателя, его пристрастий и предпочтений, так как уже в дошкольном детстве проявляется интерес ребенка к определенному жанру (сказка, определенному виду литературы (поэзия, к определенному автору или книге; 2) от знаний и представлений взрослого человека о детской литературе (чем шире и полнее они, тем интереснее детская книга будет преподнесена ребенку); 3) от состояния и уровня развития самой литературы; 4) от состояния фондов общественных и семейных библиотек. (чем полнее и разнообразнее они, тем правильнее можно будет сформировать круг детского чтения).
Формирование круга детского чтения является серьезным теоретическим и практическим вопросом, требующим постоянного обновления. К его решению нельзя подходить только с педагогической точки зрения. Исходными при формировании круга детского чтения являются следующие подходы или принципы,сформированные в научно-методический и учебной литературе:
1) психологические принципы (учет возрастных особенностей детей; учет особенностей восприятия детей);
2) педагогические принципы (доступность; наглядность; занимательность, динамичность сюжета; воспитательная ценность произведений);
3) литературоведческие (включение в круг детского чтениявсех видов литературы: прозы, поэзии, драмы;разных видов словесного искусства: фольклора, литературы; разнообразие жанров);
4) историко-литературные (включение произведений мирового фольклора и литературы с учётом как истории детской литературы, так и ее современного состояния; включение художественно значимых произведений, авторами которых являются дети; тематическое многообразие).
Жаровое и тематическое многообразие детской литературы дает возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы. Читательские интересы (склонности) дошкольников реализуют принцип избирательности при чтении. Избирательность чтения довольно ярко проявляется уже в дошкольном возрасте. Например, одни дети любят книги о животных, другим нравится слушать про приключения, третьи отдают предпочтение историям о жизни своих сверстников и т. п. Знать о возникающих литературных склонностях ребенка необходимо для того, чтобы развивать их.
Современная детская литература представляет детям поэзию и прозу, произведения устного народного творчества и авторские книги; она включает сказки и загадки, рассказы и повести, стихотворения, песни, потешки и др. Она удовлетворяет разнообразные интересыи потребности ребенка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом и романтическом, познавательном и юмористическом.
В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Ребенку нужно открыть богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, «формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.
Литературные пристрастия детей дошкольного возраста включают и сказки,народные и авторские: «Сказка вызывает у всех дошкольников любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума». Этими возможностями привлекал и привлекает жанр сказки наших отечественных и зарубежных писателей,отдававших и отдающих ему щедрую дань: А. М. Горького, А. Н. Толстого, Ю. К. Олешу, К. И. Чуковского, Э. Н. Успенского, Б. В. Заходера, И. П. Токмакову, Дж. Родари, А. Линдгрен, А. Милна и других.
Принцип жанрового и тематического многообразия книг для чтения позволяет раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, многообразие интересов и дел современных людей. Познавательные книги о труде, о вещах, о технике, о природе вошли в детскую литературу, стали ее неотъемлемой частью. Они интересны современному ребенку, в образной форме показывают ему сущность явлений, формируют его мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу. Любимыми произведениями детей стали стихи С. Я. Маршака о создании вещей («Откуда стол пришел», «Книжка про книжку» и др., энциклопедическая книга Б. С. Житкова «Что я видел», произведения В. В. Бианки, Г. В. Скребицкого. Н. М. Павловой, Н. И. Сладкова и др.
Неотъемлемой частью внутреннего мира современного человека является юмор, помогающий строить отношения, жить в гармонии с самим собой и окружающими людьми. Детская литература создала особый тип книги – веселую книгу для детей. Веселая книга отвечает потребностям ребенка в радости, душевном оптимизме. Она открывает детям смешное в жизни, воспитывает ценные качества – умения шутить и смеяться, с чувством юмора принимать жизнь со всеми ее хорошими и плохими сторонами. Неизменным расположением детей пользуются произведения К. И. Чуковского, Н. Н. Носова, В. Г. Сутеева, В. Ю. Драгунского, Э. Н. Успенского и др.
По мере общего и литературного развития ребенка для него становятся доступными произведения с более сложным идейным и образным строем. Это и рассказы из «Азбуки» Л. Н. Толстого («Косточка», «Девочка и грибы», «Лев и собачка», «Филиппок» и др., и «Алёнушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка, и стихи Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского, и сказки А. М. Горького, и рассказы М. М. Зощенко, Н. Н. Носова, В. А. Осеевой, Р. Погодина и др. Проникновение в их содержание требует от детейнапряжения душевных сил: они должны мысленно представить и эмоционально пережить описанные автором обстоятельства и состояние героев, понять их поступки, переживания
Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.
Фотоотчет об участии в областном фестивале детского чтения «Страна читающего детства» С 15-18 сентября 2018 года проходил областной фестиваль детского чтения под названием «Страна читающего детства», в котором приняли участие.
Конспект индивидуального урока чтения для детей с ОВЗ «Потешки» Тема: «Потешки» Методы и формы обучения: индивидуальная; методы – словесный, наглядный, практический, проблемного обучения, обучения и.
Конспект урока математики во 2 классе «Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Класс: 2 Г Тема. Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.
Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.