Что значит определение того что человек по сути существо общественное
Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена умственного и физического труда
Человек — это общественное существо. На его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд, который в известном смысле слова «создал самого человека» (Ф.Энгельс).
Благодаря труду человек научился использовать природу для удовлетворения своих потребностей и одновременно развивать свои естественные физические и умственные способности. Это позволило человеку намного увеличить свои естественные силы и возможности, в особенности развить свое мышление.
В процессе общения, которое развилось в условиях общественного производства, когда нужно было координировать трудовые усилия его участников, возник язык как особая форма сигнализации, заменяющая и обобщающая все другие формы сигналов. Слово как орудие речевого мышления позволило человеку отвлекаться от конкретных предметов и явлений, обобщать их и тем самым проникать в их сущность, лучше разбираться в многообразных явлениях жизни.
Человек различает в явлениях и предметах окружающего мира гораздо больше любого животного, так как к деятельности органов чувств у человека присоединяется деятельность мышления.
Мышление человека
Мышление — это работа мозга, в результате которой человек может при помощи слов и образов представить и выразить самые различные состояния своего организма и свое отношение к реально существующим и мнимым предметам и явлениям действительности.
Из этого вытекает, что существенную роль в этой главнейшей функции мозга человека играют слова и образы, т.е. временные связи, сформированные в результате сочетаний непосредственных и словесных раздражений с самыми различными формами деятельности организма. Временные связи при этом являются физиологическим аппаратом мышления, его аналитико-синтетическим механизмом.
В результате анализа и синтеза раздражений и ответной деятельности организма на них, временные связи не только накапливаются, но и извлекаются из памяти и служат материалом для создания новых связей как из них же самих, так и из постоянно образующихся связей. Эти механизмы обладают свойствами саморегуляции и постоянной активности, в результате чего и происходит извлечение из памяти хранящихся там временных связей, образование новых связей и систем из них, комбинация их с постоянно формирующимися ассоциациями.
В свете современной физиологии эти механизмы представляются рефлекторными, что, разумеется, не исключает наличия в пределах рефлекторно-циркуляторных процессов, лежащих в основе саморегуляции. Однако мы очень мало знаем о конкретных механизмах извлечения из памяти хранящихся там временных связей. Все это очередные вопросы физиологии высшей нервной деятельности, общей нейрофизиологии и нейрохимии.
Развитие мышления человека
Мышление дает гигантские преимущества человеку, который в процессе общественного развития создал искусственную материальную и духовную культуру на естественной основе. Вместе с тем он колоссально развил и обогатил свой внутренний мир, свои способности, свою активность, свои взаимоотношения с другими людьми, выработал устойчивые черты своего характера.
История человечества развивалась не гладким путем, не без препятствий и трудностей. Хорошо известно, какую роль сыграла частная собственность на средства производства, на основе которой произошло разделение общества на классы. Непрекращающаяся классовая борьба между ними наложила свою печать на душевный мир людей, причинив им огромные страдания и извратив их чувства.
Вследствие этих коренных причин, полностью не устраненных и в настоящее время, в человеке наряду со многими ценными качествами сохраняются и отрицательные черты характера и поведения, которые не всегда поддаются высокой регулирующей функции сознания.
Человеческая душа, или психика, постепенно освобождается от тяжкого груза пережитков и предрассудков прошлого, приобретает ясную и высокую идейную целеустремленность, активность, необходимую, для полного освобождения и всестороннего развития в себе подлинной человечности и еще большего могущества в овладении богатствами и силами природы.
Итак, человек активно организует свои взаимоотношения с окружающими его природой и социальной средой. Следовательно, это не простое копирование действительности, а отражение в результате сложной переработки ее в сознании человека, результат высшей нервной деятельности человека.
Душа, сознание и сознательная деятельность человека
Сознание играет решающую роль в любом виде человеческой деятельности. Еще до того как приступить к какой-либо деятельности, человек обдумывает предварительно ее план, избирает необходимые средства труда. Он вступает в общение и деловые связи с другими людьми, если работа носит коллективный характер, проверяет свои успехи на промежуточных этапах труда, исправляет допущенные ошибки и настойчиво преодолевает препятствия, оказавшиеся на пути к поставленной цели. Сознание освещает весь путь этой деятельности. Отсюда и характеристика такой деятельности как сознательной.
Механизм сознания человека
Наше сознание несло бы на себе чрезмерный груз, если бы каждый шаг новой деятельности совершался под его контролем. Сознание опирается на множество врожденных и выработанных механизмов, приемов труда, выработанных в истории человеческой культуры, которые протекают бессознательно и подсознательно. В связи с этим не всегда удается с точностью объяснить природу того или иного вида психической, или, как часто называют, душевной деятельности человека.
Это давало повод идеалистам считать, что психическая деятельность человека есть проявление нематериальной «души», покидающей тело во время сна и после смерти. Религия широко использовала эти незнания для проповедования «загробной жизни» и существования «бессмертной души», тем самым отвлекая трудящихся от земной борьбы, внушая надежду на небесное избавление.
Материалистическое понимание души
Диалектико-материалистическое понимание души исходит из зависимости психической деятельности человека от материальных, социально-экономических условий данного общества. Диалектический материализм и современное естествознание показали полную несостоятельность антинаучных религиозных представлений о душе. Когда современный ученый говорит о душе, то понимает под этим термином психику как отражение материального.
Неоценимыми аргументами против религиозных представлений о бессмертии «души» являются достижения современной реанимации — оживления людей на стадии клинической смерти. Врачи-реаниматоры вернули к жизни сотни тысяч умиравших вследствие несчастных случаев. Однако никто из них не может засвидетельствовать отлетание «души» и пребывание на «том свете».
Реанимация человека опровергает наличие души
В настоящее время благодаря применению вживления микроэлектродов в отдельные участки мозга, электроцефалографии и других методов появилась возможность прижизненных наблюдений за функцией отделов мозга.
В частности, показано, что в зависимости от степени внимания испытуемых электроэнцефалограммы различаются и что внимание обеспечивают ретикулярная формация (сетчатые образования) ствола мозга, таламус и гипоталамус при взаимодействии с соответствующими участками коры мозга. Нарушение внимания возникает при блокаде взаимодействия между корой и ниже расположенными отделами.
Таламус является фильтрующим механизмом внимания, обостряет и переключает его с одних раздражителей на другие. Вместе с корковыми механизмами он осуществляет избирательный контроль поступающей информации.
Кора мозга является контрольным звеном регуляции эмоций, отбора информации, сознания. Здесь в наибольшей степени происходят сложные процессы анализа и синтеза раздражителей, их дифференцировка. Исследования коры мозга с помощью методов электрофизиологии показали, что в месте поступления возбуждений регистрируются изменения электрической активности, свидетельствующие о состоянии повышенной возбудимости.
Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха
Напряженный или длительный труд сопровождается утомлением организма, может повлечь расстройства его деятельности, снижение работоспособности. На восстановление деятельности организма необходимо затрачивать время, применять специальные методы и даже лечение.
Для предотвращения таких негативных последствий следует придерживаться правил гигиены, которые для лиц разного возраста и профессий различаются и нуждаются в соответствующих поправках, которые могут сделать специалисты. Но каждый человек должен овладевать общегигиеническими навыками.
Прежде всего необходимы самоконтроль с помощью простых приемов за состоянием своего здоровья и регулирование физических и умственных нагрузок. Его можно определять по самочувствию, состоянию сна, аппетита, появлению болевых ощущений. Объективными признаками являются: масса тела, уровень артериального давления, частота пульса, дыхания и др.
Предупредить утомление можно посредством повышения общей тренированности организма. Физические и психические нагрузки в чередовании с активным отдыхом, а также переключение на другие виды деятельности снимают или предупреждают утомление. В физическом труде нужно осваивать многообразные приемы двигательных навыков. Правильный режим труда, отдыха и питания сохраняют здоровье. При этом важным фактором остается поддержание положительных эмоций в коллективе.
Лицам с преобладанием умственного труда требуется повышенное внимание к регулярным занятиям физическими нагрузками. Особенно это касается учащихся в период подготовки к экзаменам. Каждые 45-50 мин занятий нужно сопровождать 10-15 минутным перерывом для выполнения физических упражнений. В общем виде распорядок дня строится следующим образом:
Глава 2. Человек — это общественное существо
Глава 2. Человек — это общественное существо
Как разобраться со своими целями? И как отделить желания от потребностей?
Тут придется взять еще один урок самопознания.
С него начинается тот же Боголюбовский учебник обществознания:
«Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек — это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б.Паскаль возразил Платону: «Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится.»
Что отличает человека от животных? …
Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное…
Дитя человеческое после рождения — самое не приспособленное к жизни из всех живых существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться.»[3]
Прекрасное описание, которое полностью ложится на мои представления о себе. Но чтобы сделать его полезным, его надо уточнить и, самое главное, сбросить те чары, что наложил автор.
Первое — это «возражение» Паскаля Платону. Паскаль не возражал Платону, он возражал тем, кто сделал из этого изречения Платона расхожую фразу. Платон же вовсе не давал такого определения человеку. Кто знает Платона, помнит, что эти слова вложены им в уста Сократа, а значит, и действительно могли ему принадлежать. Для Сократа же это всего лишь шутка, издевка над софистами.
Сам же он показал истинное отношение к человеку через своё понятие самопознания. И уж приписывать ему такой поверхностный бред мог только человек, который совсем отвергает самопознание. Кстати, именно самопознание и отвергают авторы учебников обществознания — они целиком направлены наружу, во вторую часть своего определения человека — в общество.
Вот тут утверждения обществоведов кажутся бесспорными: человек — существо общественное.
И именно тут начинается наш урок.
Является ли человек существом общественным? Он бесспорно являет себя таким для наблюдателя. Наблюдателем же этим, которого здесь назвали «великими мыслителями» были классики марксизма, которые именно на этом наблюдении выстроили свою социологию, ставшую идеологией социалистического общества. И у Боголюбова это понятие именно из Маркса, Энгельса и Ленина. Освободиться же от него он не может даже после падения марксизма потому, что это утверждение кажется очевидным: человек — существо общественное.
Человек ли суть общественное существо?
Или же им является лишь его личность? А именно то, что впитывает дитя из своего общественного окружения, из семьи и общества?
Вспомните сами те знаменитые примеры, когда дети воспитывались животными, или когда их лишали в детстве общения. Эти дети вырастали узнаваемо людьми, но они были зверенышами или нелюдями по своей сути.
Значит, человек может быть кем угодно. В том числе и существом общественным. Древние, наши предки, отчетливо это осознавали, отчего и развился, наверное, во всех обычных обществах закон гостеприимства: того, кто стучится к тебе в дом надо принять и приветить. Почему? А потому, что в человеческом обличье к тебе может заглянуть бог или демон. И тогда ты можешь напроситься на большие неприятности.
Внешность человека не означает, что перед тобой человек — вот большое знание, которым обладала древность, и забыли мы. Нам стерли это знание, чтобы привить гуманность и демократические принципы. В итоге для нас все люди равны, и потому мы готовы низвергать царей и сажать на их место кухарок.
А люди не равны, люди очень, очень разные. Равны лишь личности, и лишь тогда, когда их «формирует» одно и то же общество. К примеру, демократия американского или имперского типа.
Но для самопознания это не важно, важно лишь то, что личность отделима от меня. Она становится равна человеку лишь потому, что никто из нас, включая обществоведов, не задавался целью дать определение используемым понятиям. Если не определять, что такое «человек», то и вправду вполне допустимо заявить, что человек — существо общественное, как и то, что он — двуногое животное без крыльев.
Без определения используемых понятий эти заявления равноценны!
Именно это и высмеивал Сократ. Именно высмеивал, ловя на это поверхностные умы, ибо сам он делал только одно: из беседы в беседу определял и уточнял определения понятий, которые мы используем. И все эти уточнения сводились к тому, чтобы понять, что такое человечность и приложить это к себе.
Вот урок. Урок различения понятий. Теперь можно перейти и к желаниям и потребностям.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 6 Светящееся существо
Глава 6 Светящееся существо Наиболее невероятным и, в то же время наиболее обычным элементом во всех изученных случаях, и вместе с тем оказывавшим наиболее глубокое впечатление на людей, была встреча с очень ярким светом. Обычно вначале этот свет кажется довольно тусклым,
Глава II НАСТАВЛЕНИЕ, КАК НАДО РАССМАТРИВАТЬ БОЖЕСТВЕННОЕ И ПРИРОДНОЕ СУЩЕСТВО
Глава II НАСТАВЛЕНИЕ, КАК НАДО РАССМАТРИВАТЬ БОЖЕСТВЕННОЕ И ПРИРОДНОЕ СУЩЕСТВО 1. Все это, как указано выше, потому зовется качеством, что в глубине — над землею, на земле и в земле — оно качествует одно в другом как нечто единое и, однако, имеет различную силу и действие, но
МЫСЛЯЩЕЕ ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЕ СУЩЕСТВО В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-ВСЕЛЕННАЯ»
МЫСЛЯЩЕЕ ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЕ СУЩЕСТВО В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-ВСЕЛЕННАЯ» Энергетические воздействия, котрым подчиняется человек на Земле, находясь под влиянием проекции или наложения планетных сил, всего лишь проявления более высоких структур, называемых созвездиями.
Русское Общественное Движение «Возрождение. Золотой Век»
Русское Общественное Движение «Возрождение. Золотой Век» Русское Общественное Движение «Возрождение. Золотой Век» создано по инициативе русского учёного, академика нескольких академий, Николая Левашова. Это проект по качественному преобразованию современного
Ступень первая. ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛО
Ступень первая. ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛО Большинство людей считает, что не знает, как устроено общество. Поэтому в школах нам читают курс обществоведения или обществознания, в котором рассказывают об обществе, и о том, как человек с ним связан.В действительности, это
Часть первая Человек в социуме. Энергоинформационное существо в энергоинформационной среде
Часть первая Человек в социуме. Энергоинформационное существо в энергоинформационной среде Общее напутствие Д. С. ВерищагинаОткрывая эту книгу, вы получаете шанс навсегда изменить свою жизнь, вступив на новую ступень эволюции. Вам откроются истинные причины здоровья,
Глава 17 «В это трудно поверить — Общественное Сознание контролируется небольшой группой существ, описанных ещё в книге Еноха…»
Глава 17 «В это трудно поверить — Общественное Сознание контролируется небольшой группой существ, описанных ещё в книге Еноха…» Наша власть при современном шатании всех властей будет необоримее всякой другой, потому что она будет незримой до тех пор, пока не укрепится
Часть III Общественное сознание[2], созданное Нефилим Морфиус: Матрица повсюду. Она вокруг нас. Даже сейчас, в этом самом помещении. Ты можешь увидеть её, если выглянешь в своё окно, или когда включишь свой телевизор. Ты можешь чувствовать её, когда идёшь на работу, или когда
Глава 17 «В это трудно поверить — Общественное Сознание контролируется небольшой группой существ, описанных ещё в книге Еноха. »
Глава 17 «В это трудно поверить — Общественное Сознание контролируется небольшой группой существ, описанных ещё в книге Еноха. » Наша власть при современном шатании всех властей будет необоримее всякой другой, потому что она будет незримой до тех пор, пока не укрепится
Глава 12 Как формируется общественное мнение. Электронное духовенство
Глава 12 Как формируется общественное мнение. Электронное духовенство Еще один способ группового гипнотического перепрограммирования — средства массовой информации. Этот способ блестяще (и с присущим ему юмором) описал Тимоти Лири в книге «Нейрополитика»[8].«Реальность
Еще одно существо с крыльями: человек-филин
Еще одно существо с крыльями: человек-филин Шли 60-е годы, когда в Корнуэлле произошла история, такая же странная, как история с другими летающими людьми, только на сей раз появился человек-филин. Впервые его увидели 17 апреля 1967 года. Девочка-подросток двенадцати лет
Русское Общественное Движение «Возрождение. Золотой Век»
Русское Общественное Движение «Возрождение. Золотой Век» Русское Общественное Движение «Возрождение. Золотой Век» создано по инициативе русского учёного, академика нескольких академий, Николая Левашова. Это проект по качественному преобразованию современного
Центральное существо – Дживатман и психическое существо
Центральное существо – Дживатман и психическое существо Существо человека слагается из следующих частей: трёх внутренних – ментальной, витальной и физической и трёх внешних – ума, жизни и тела, составляющих внешнюю природу, которая служит средством выражения для
Человек как общественное существо характеризуется тем, что он не может жить без другого человека (Владимир Мясищев)
Главным смыслом данного высказывания выступает главная и ведущая роль социальных потребностей в жизни человека. Видный советский врач-психиатр и учёный-психолог говорит в том, что человек – существо в первую очередь социальное, и вне общества он жить полноценной жизнью не может.
Я согласен с этим изречением Владимира Николаевича, поскольку тоже считаю: полной жизнью, развивая свою личность, человек может жить только в обществе других людей. Ведь только в обществе происходит усвоение и развитие индивидом необходимых для формирования личности культурных норм и социального опыта. Социальная сущность человека важнее его биологической сущности. Она заключается в его неразрывной связи с другими людьми, позволяющей социализироваться и удовлетворять свои потребности в общении и прочих социальных связях.
Рассмотрим высказывание учёного с точки зрения ряда теоретических терминов из курса обществознания. Обществом называется обособившаяся от природы, но тесно связанная с нею часть мира, включающая в себя формы и способы взаимодействия людей. Общество воспитывает и формирует личность. Личностью называется индивид, который наделён набором социально значимых черт, позволяющих ему успешно жить, развиваться и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения набора этих важных качеств личности называется социализацией. Выделяется социализация первичная (в семье и школе) и вторичная (в рабочем коллективе и т.п. социальных группах). Потребностью называется нужда человека в том, что составляет необходимые условия его существования. Общение и взаимодействие между людьми всегда становится социальной потребностью человека, ведь только так он сможет реализоваться в полной мере. Общение – это вид взаимодействия между людьми, состоящий в передаче информации, восприятии и понимании ими друг друга. Процесс становления личности возможен лишь в обществе – ведь только при взаимодействии с другими людьми человек сможет выработать и усвоить определенные ценности, качества.
Наглядным примером справедливости данного высказывания, который можно привести из мировой истории и реальной жизни, являются истории так называемых детей-маугли, которые время от времени удивляют общественность самых разных стран. Данный феномен дичавших детей был назван по имени героя знаменитой повести Редьярда Киплинга. Неоднократно случалось, что дети, потерявшиеся в лесу или украденные дикими зверями, не были ими съедены, а выросли среди стаи волков, в семье леопардов и сообществе обезьян. К примеру, в 1950-х годах в Колумбии девочка Марина Чапман (это имя, которое ей дали, собственного она не помнила) прожила пять лет в джунглях, среди обезьян-капуцинов. Она научилась лазать по деревьям так же ловко, как они, и даже спала на ветках. Возвращение в человеческое общество стало для девочки невероятно трудным: она полностью уподобилась животным и практически безнадёжно отстала в развитии от детей-сверстников.
Другим примером, уже из классической литературы, может послужить герой романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Это основанное на реальных событиях произведение рассказывает о моряке, который долгие годы провёл на необитаемом острове, среди зверей и птиц. Поскольку он попал в такие условия уже взрослым человеком, сформировавшейся личностью, Робинзон не потерял человеческого облика. Благодаря навыкам и качествам, которые он приобрёл в процессе социализации, он смог выжить и организовать свой быт. Однако все эти годы ему очень сильно не хватало общения с другими людьми. Поэтому, когда он встретил дикаря Пятницу, то был рад этой встрече, как подарку судьбы. А делал всё для того, чтобы, если мимо будет проплывать корабль, он заметил его и вернул в общество людей.
В итоге своих рассуждений я хотел бы отметить: человек как с существо, в первую очередь, социальное не может существовать вне общества себе подобных. Без общения и взаимодействия с другими людьми невозможна полноценная жизнь человека. Данная потребность характеризует его социальную сущность.
Человек — общественное существо, его жизнь невозможна в отрыве от общества, от группы, с которыми он связан множеством самых разнообразных отношений (Ромен Роллан)
В данном высказывании говорится о социальной сущности человека. Французский писатель имел в виду, что человек как личность просто немыслим вне общества, что он прочными нитями связан с ним. При том, что социум влияет на человека, он и сам тоже способен оказывать серьёзное влияние на свою социальную группу.
Я согласен с изречением Роллана, так как тоже считаю человека, прежде всего, социальным существом, которое тесно связано с обществом. По моему мнению, социальная сущность человека преобладает перед его биологической сущностью, и жить долго в отрыве от общества, сохраняя свою личность, человек не может.
Обратимся к теоретическому смыслу утверждения писателя. Из курса обществознания нам известно, что человек является биосоциальным существом. Ему присущи качества врожденные – полученные от природы, а также приобретённые – социальные. И последние постепенно начинают играть большее значение, чем первые. Общество помогает человеку прогрессировать и становиться личностью. На протяжении всей жизни продолжается процесс социализации человека. Т.е., его развития, накопления им определённого багажа знаний, норм и ценностей, принятых в данном обществе. В ходе социализации человек приобретает определённый статус в социуме и характерные черты личности. Вне процесса социализации человек не становится полноценной личностью.
В качестве примера из литературы, хотелось бы сравнить героев произведений Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» и Редьярда Киплинга «Маугли». Оба они, в силу жизненных обстоятельств, были на долгие годы вырваны из человеческого общества. Робинзон до своего многолетнего одиночества на острове прошёл процесс социализации, овладел определёнными навыками и знаниями, морально-этическими нормами. Благодаря им он смог выжить и сохранить человеческие качества. Маугли же воспитывался среди животных, поэтому воспринял все их нормы и особенности мировоззрения. А полноценным членом человеческого общества он в таком виде быть не мог.
Ярким примером из отечественной истории можно назвать отказ писателя Бориса Пастернака от Нобелевской премии по литературе 1958 года. Эту главную международную награду Борису Леонидовичу присудили за его роман «Доктор Живаго». Но книга эта вышла только на Западе: в СССР её не напечатали из-за неоднозначного и критического взгляда писателя на итоги Октябрьской революции и гражданской войны. Советское руководство официально объявило роман «клеветническим», рекомендовало Пастернаку ехать за Нобелевской премией и назад на Родину больше не возвращаться. Большинство коллег-писателей, угождая власти, устроили травлю Пастернака: исключили его из Союза писателей и настаивали на его изгнании из СССР. Везде проводились собрания, порицающие роман «Доктор Живаго». Они породили ироническую поговорку: «Сам не читал, но осуждаю». Но Борис Леонидович отказался от Нобелевской премии, чтобы остаться на Родине. Он заявил, что покинуть Россию для него равносильно смерти, что он не мыслит своей судьбы без неё. Пастернак показал, что человек не может и не хочет жить вне того общества, с которым он прочно связан духовными нитями. Своим решением писатель с достоинством вышел из трудной ситуации и смог повлиять на общество в ответ на развёрнутую против него травлю.
Подытожить свои рассуждения я хотел бы следующим выводом. Человек тесно связан с тем социумом, внутри которого он вырос и развивался как самостоятельная личность. При этом не только общество оказывает своё влияние на него. Он сам тоже может повлиять на социум.