Что значит определение того что человек по сути существо общественное кратко
Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки
Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.
Что такое социальная сущность человека?
Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.
Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.
В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:
Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.
Отличия социальной сущности от биологической
Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:
Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.
Становление социальной сущности человека
Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.
Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.
Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.
Социальные качества личности
Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:
Основные социальные качества личности:
С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:
Самосознание и самореализация
Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.
Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.
Заключение
Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.
Человек — существо общественное
Утверждение Аристотеля давно стало банальностью, но тем не менее давайте еще раз задержимся на нем. Начнем с вопроса: а что, собственно, значит «животное общественное»? Вот пчелы и муравьи — тоже общественные животные, но не нужно быть ученым, чтобы видеть различие между человеческим обществом и объединениями других общественных животных.
Разум-воображение, в свою очередь, неотделим от языка как средства выражения человеком мыслей-образов и как специфическое средство общения с себе подобными, коего лишены другие животные. Однако отсутствие языка отнюдь не мешает животным активно общаться и понимать друг друга.
Жизнь общественных животных, особенно пчел и муравьев, настолько четко организована и регламентирована, что невольно приходит в голову мысль, что у них существует своя особая знаковая система. В самом деле, они же не автоматы, а живые существа.
Взять тех же пчел: в том же улье, к примеру, кто-то ведь должен в соответствующий момент бросить клич: «Бей трутней!» — иначе трудно понять, каким образом у них происходит это организованное побоище. Как это происходит у людей — мы знаем хорошо.
Поскольку знаковая система муравьев и пчел недоступна нашему восприятию, мы считаем, что ее как бы и вовсе не существует и что те и другие, едва родясь, действуют в соответствии со слепым инстинктом, так сказать, механически.
Поэтому некоторые ученые склонны даже рассматривать пчелиный рой и муравейник как единый биологический организм, клетки которого составляют отдельные особи пчел и муравьев. Думать так, конечно, весьма удобно, ко- ли в голову не приходит ничего умнее. Тем не менее пчелы и муравьи составляют сообщества, состоящие из отдельных и достаточно самостоятельных особей.
Обратимся еще раз к Аристотелю. В своей «Политике» он пишет:
«Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа, согласно нашему утверждению, ничего не делает напрасно; между тем, один только человек из всех живых существ одарен речью… Речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо…
Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства. Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части».
«…Итак, — заключает Аристотель, — государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку. Поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является су- ществом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому» (курсив мой. — Э.П.).
Аристотель как строгий логик и систематик мог бы, на мой взгляд, и пояснее выразить свою мысль относительно того, почему человек есть общественное существо в большей степени, чем пчелы. Истинность данного положения ничем Аристотелем не доказана, и оно отнюдь не бесспорно.
Тем не менее в приведенном пассаже есть пара мыслей, которые делают философу честь. Первая — что человек не является существом самодовлеющим, то есть самодостаточным, и вторая — что государство предшествует семье и каждому индивидууму как целое предшествует части.
Слово «государство» пока оставим в стороне и вместо него для удобства изложения будем употреблять слово «общество». Итак:
(1) человек не является существом «самодовлеющим», и (2) общест- во как целое предшествует каждому отдельному своему члену.
Вот эти два положения можно трактовать в единственном смысле, а именно: человеческое сообщество по своей глубинной сути и назначению изначально есть биологическое образование, подобно муравейнику у муравьев и рою у пчел. Суть и назначение тех и других — сохранение и воспроизводство рода.
Разумеется, человеческое общество принципиально отличается от обществ пчел и муравьев, и об этом было уже достаточно сказано. Но остановимся на суждении философа, что общество предшествует индивидам, которые его составляют.
Однако такие недоуменные вопросы могут возникнуть только на основе дарвиновско-марксистского типа мышления, а именно: все развивается из клеточки, все прогрессирует, усложняется, из просто- го постепенно возникает сложное и т.д. Наконец, путем долгой эволюции возникает венец природы — человек, который, в свою очередь, образует общество (тоже путем долгой эволюции).
Сначала он живет один, потом создает семью, затем семья развивается в племя, племя — в союз племен, из которого постепенно образуется государство — таков ход рассуждений записных эволюционистов. Он весьма примитивен, чем, кстати, удобен и вполне доступен пониманию каждого, даже малообразованного человека.
Теперь можете ли вы, читатель, напрягая все ваше богатое воображение, применить эволюционную схему к тем же муравьям и пчелам и представить, что до образования своих сообществ отдельные муравьи и пчелы жили в одиночестве.
Затем ввиду трудностей и не- удобств единоличного существования стали постепенно собираться в группки, сначала маленькие, затем побольше, пока не создали те устойчивые формы совместного существования в виде муравейников и роев, в коих они благополучно и пребывают поныне? Вот это — чисто дарвиновская примитивная схема.
Только в них они способны жить как особи, сохранять свой род и продолжать его. Отдельные особи постоянно отмирают, рождаются новые, вследствие чего они представляют как бы переменный, вариантный состав, но сама форма их существования (рой, муравейник) остается неизменной (инвариантной, как сказали бы физики). Аналогично происходит и у других общественных животных.
Суть человека
У всех людей свое понимание сути человека. От этого понимания на самом деле многое зависит. Это и выбор курса в своей жизни, и стремление развиваться, и методы воспитания ребенка, и качество взаимодействия с другими людьми, и т.п.
Очевидно только то, что каждый из нас представляет собой существо природное и духовное, социальное и родовое, космическое и земное. Все это вместе и есть нашей сутью, особенной и оригинальной, не такой, как остальные жизненные формы на Земле.
Каждый из нас в классическом понимании – физическое тело вместе с душой и духом. И все эти составляющие у каждого человека уникальны. Таким образом, можно считать правильным описание человека с точки зрения С. Кьеркегора, что он является синтезом бесконечности и нескончаемости, свобод и неизбежности, возможностей и реальности, сущности и бытия.
Сущность человека
На самом деле трудно сделать выбор в пользу определения для человека. И многих интересует, какая роль ему отведена в жизни: стать частью природы, божественным созданием, представителем социума либо чем-то иным. У каждого исследователя данного вопроса всегда свои приоритеты.
Антропологии склонны говорить о том, что биологическая эволюция человеческого вида, если она была, завершилась. И ключевые характеристики нашего организма стабильны и будут оставаться такими долгое время. Но это не значит, что на ментальном уровне с нами не происходят никакие изменения. Люди меняются под воздействием исторических факторов. Представители разных эпох уникальны и неповторимы по своей сути.
И если нельзя составить общее определение сути, синтезирующей ключевые понятия и достижения философии, никого не удивляет кризис науки в человеческом вопросе.
Что значит быть человеком?
И так существует четыре основные концепции: люди являются животными, частью природы, представителями социума, уникальными существами:
Согласно концепции материализма человека рассматривают, как одного из приматов, то есть как животное. По сути, в таком виде у человека практически нет никакого потенциала развития. Он таким рождается от природы, живет всю свою жизнь и не имеет представления другого существования. Конечно, животное является разумным существом, однако возможности у него ограничены. Будучи ребенком, он учится говорить, ходить на двух ногах, использовать свои руки и ум с целью выживания. Такие люди представляют собой биологические организмы, удовлетворяющие потребности своей жизни. В таком случае можно говорить о физическом развитии людей с наличием минимальных навыков и знаний. И основными задачами для них являются: суметь приспособиться к среде обитания, выжить, дать жизнь своему потомству, научить своих детей таким же навыкам. Такие люди действуют под влиянием своих инстинктов, не имеют по сути свободного выбора.
Сторонники эзотерических учений относят человека к детям природы, считая важной обязанностью быть в гармонии с ней. Эта точка зрения схожа с концепцией материалистов. Сторонники эзотерики считают, что секретом Вселенной является то, что все в ней разные формы бытия, наполненные энергией. Однако существуют два вида – тонкая и грубая энергия. А человека они наделяют божественной сутью. И если он находит в себе божественное начало, то владеет огромным богатством этого мира. Но такой сутью с точки зрения эзотерики обладают все живые и неживые дети природы. Другими словами, нет разницы между людьми, камнями, рыбками и т.д. Главной целью для человека является гармония со всем материальным миром, природой.
Слияние с матушкой-природой означает избавление от всех помех на пути. Какие помехи могут быть у такого слияния? В виде препятствий выступают наше сознание, ум, желания, сила воли и т.п. Но о каком потенциале может идти речь в этом случае? Люди приравниваются к неживым предметам. Таким образом, человеку при таком подходе не присуща уникальность, особенность, а взаимоотношения с окружающими рассматриваются, как взаимодействие энергий.
Для этой концепции важно, чтобы человеку давалось воспитание в социальной среде. Только тогда он будет считаться настоящим представителем человечества. Таким образом, люди – существа социальные. Сутью такой точки зрения является видение в человеке зависимости от общества, в котором проходит его жизнь и реализация его способностей. Потому такому человеку не обойтись без социализации. Он должен развиваться, приспосабливаться к жизни в социальной среде. Здесь речь идет о человеке, который обязан получить соответствующие знания, опыт для установки связей в обществе в соответствии с его законами. Достижение успеха и принятие обществом, его уважение будут на самом деле главными для таких людей.
Современное общество устроено по принципу потребления, а успешность людей выражается через материальные ценности, ступеньки карьерной лестницы. Статус и социальные роли в обществе, которые являются внешними факторами становления личности, также не маловажны, как для мужчин, так и для женщин. Возникает вопрос, какие внутренние аспекты становления? Это реализация в этом обществе и проявление своей уникальности.
Эта концепция заключается в том, что по своей сути не существует одинаковых людей. Главное здесь определить отличительные черты. Это и будет их уникальностью. Таких точек зрения в отношении определения сути представителя человечества придерживаются философы, психологи-гуманисты, а также с ними согласны некоторые члены религиозных течений.
Религия считает отличительной чертой людей наличие духа, которого нет у животного, растительного мира и неживой природе. Духом в человеке является высшая грань его бытия. Это мощь, которая влечет каждого из нас от того, что можем видеть, к невидимому, от временного к вечности. Она характеризует нас, как людей, отличающихся от всех других видов. Гуманисты склоняются к определению нашей сути, как уникальных разумных живых существ, умеющих создавать, познавать новое и действовать, применяя творческие способности. Остальные виды этого не могут.
Какие обязательные качества для человека?
На самом деле мы должны обладать:
Кроме этого, не забываем о духовности, эстетическом вкусе, чувстве юмора. Животные точно не обладают такими качествами.
Еще людям свойственно умение познавать истину, делать добро и ценить все прекрасное. Мы способны мыслить, выбирать, выражать себя через творчество, а также проявлять чувства. Таким образом, можно утверждать, что каждый из нас самобытен и уникален. Однако свой потенциал раскрывает и использует не каждый. А было бы неплохо использовать все это, чтобы улучшить свою жизнь.
Суть жизни человека
Сутью, смыслом существования является все, что так важно и значимо для нас. Их может быть несколько, даже много.
Смысл способен укрепить нас, давать нам энергетический ресурс для достижения целей, успешной реализации себя в обществе. Поэтому чем их больше, тем на самом деле лучше для каждого из нас. Однако количество смыслов, по сути, не настолько важно, как их качество, то есть значение имеет их достоинство и само наличие.
Многие даже не задумываются о смысле своего бытия. К примеру, творческим личностям некогда этим мучиться. Они создают прекрасное для других людей, то, что важно и нужно окружающим. Детям это тоже не интересно. Они беззаботны, живут на всем готовом и не заморачиваются смыслом своей жизни. Обычно это волнует тех, кто не может реализовать себя, загнан в тупик обстоятельствами. Все это имеет угнетающий эффект и заставляет думать о бессмысленности своего существования.
Поиски сути бытия являются показателем культурного уровня. Понять не каждый способен сразу, что жизненный путь может и обязан вести нас по верному курсу, а мы обязаны существовать ради действительно важного и значимого. Это осознание к каждому из нас приходит со временем, тогда, когда мы готовы. Смысл также можно найти под влиянием окружения. Для женщины зачастую сутью может стать семья, любимый человек. А мужчины озабочены совершением чего-то серьезного и важного. Таким образом, смысл для каждого свой.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что каждый из нас является существом, хранящим в секрете свое происхождение, которое имеет физическую оболочку, душу, дух. Кроме того, мы одарены умом, свободой воли. Умеем говорить, проявлять свои чувства, совершать добрые и плохие поступки. Также мы отличаемся от других видов тем, что нас мучит совесть и интересует духовность, познание и совершенствование себя.
Если вас заинтересовала данная тема, обращайтесь к специалистам Центра развития личности «Арканум». Они помогут разобраться в таких непростых вопросах.
Природное и общественное в человеке
теория по обществознанию 👨👩👧👦 человек и общество
Теории происхождения человека
Теория | Религиозная | Эволюционистская | Трудовая | Культурная |
Автор | — | Ч. Дарвин | Ф. Энгельс | Э. Кассинер |
Суть | Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке | Человек – продукт биологической эволюции и генетически связан с высшими млекопитающими. | Человек – продукт социальной эволюции. Труд был присущ только человеку и позволил ему развиваться намного быстрее остальных животных, способствовал развитию социальных отношений. | Человек – продукт культурной эволюции. Инстинкты человека ослаблены. Но ему присуща способность к подражанию. Подражая разным животным и меняя социальные роли человек сформировал свою систему ценностных ориентиров – культуру. |
Таким образом человек — это продукт биологической, социальной и культурной революции. |
Отличие человека от других живых существ (8 класс)
Человек как продукт биологической, социальной и культурной революции ( 10 класс)
С древнейших времен людей занимал вопрос об их происхождении. Самые ранние теории о возникновении человека связаны с религией. Согласно им, отличие человека от остальных животных в том, что он получил от создателя бессмертную душу.
Научная теория о происхождении человека сформировалась во второй половине XIX века и была связана с открытиями Дарвина в области биологии. Суть эволюционистской теории Дарвина состояла в том, что живые организмы меняются под воздействием внешней среды, приспосабливаются к ней, то есть происходит естественный отбор. Последователи теории Дарвина сравнивали мозг человека и обезьян, исследовали ископаемые скелеты и черепа вымерших «предков» человека, в результате чего проследили постепенное «превращение» обезьяны в человека через несколько промежуточных стадий. Таким образом человек осознал, что он – продукт биологической эволюции.
Эволюционистская теория подвергалась критике за то, что она «растворяла» человека в остальной природе, не признавала его отличия от животных. Эту проблему частично решил Энгельс. Он разработал трудовую теорию происхождения человека. Согласно данной теории, на превращение обезьяны в человека оказали влияние природа, под воздействием которой развивался человеческий организм, и труд, который был присущ только человеку и позволил ему развиваться намного быстрее остальных животных. Кроме того, труд способствовал развитию социальных отношений, появлению речи, а речь, в свою очередь, привела к совершенствованию человеческого мозга. Именно Энгельс доказал, что человек – продукт не только биологической, но и социальной эволюции.
Современная наука о происхождении человека ( 10 класс)
Превращение обезьяны в человека современные ученые делят на два процесса, протекавших параллельно:
Становление общества и человека – две стороны единого процесса – антропосоциогенеза, который длился примерно 3 – 3,5 млн. лет.
Самым отдаленным предком человека считается Homo Erectus («Человек прямостоящий»), который возник около 1 млн. лет назад. На этой стадии формирования человека начинается интенсивное развитие его головного мозга, увеличивается функциональность органов и частей тела, особенно рук и гортани, происходят изменения в деятельности высшей нервной системы.
Стадный образ жизни, усложнение трудовой деятельности и необходимость передачи знаний стали причиной появления и развития речи и социальной среды в целом.
Эволюционный процесс завершился с появлением Homo Sapiens («Человека разумного») между 30 – 40 тыс. лет назад.
Цель и смысл жизни человека ( 10 класс)
Природное и социальное в человеке (8 класс, 10 класс)
Впервые о биологическом несовершенстве человека заговорили философы XX века: М. Шелер, А. Гелен, Х. Плеснер. Они писали, что человек – не «венец творения», а лишь «неспециализированное», «незавершенное» существо со слабо выраженными инстинктами.
Из факта о биологическом несовершенстве человека немецкий философ 1-й половины XX века Э. Кассирер выводит феномен культуры. Его суть в том, что человек, утративший инстинкты и способы коммуникации со средой обитания, вынужден был искать другие, экстремальные способы выживания. В этом и кроется причина отчужденности человека от природы. Наряду с ослабленными инстинктами человеку присуща способность к подражанию, и именно благодаря ей человек научился менять социальный роли и постепенно сформировал собственную систему ориентиров, которая была своеобразной «надстройкой» над инстинктами и в то же время дополняла их. Эта программа жизнедеятельности, которую выработал человек – и есть культура.
Таким образом человек стал осмысливаться как продукт не только биологической и социальной, но и культурной революции.
Проблема происхождения человека сегодня еще находится в стадии изучения, на многие вопросы до сих пор нет точных ответов.
Итак, в отличие от остальных живых существ, человек живет сразу в двух мирах: социальном и биологическом. Биологическая и социальная сущность в человеке слиты воедино. Биологически человек – высшее млекопитающее с присущими ему особенностями анатомии и физиологии, однако биологические возможности человека не запрограммированы жестко, благодаря чему он может приспосабливаться. Человек как социальное существо не может выжить без общества, ведь человечность проявляется только в общении с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется в наличии сознания и разума, свободы и ответственности, в готовности к общественно-полезному труду и т.д.
Мышление и речь – специфические свойства человека (8 класс)
Способность человека к творчеству (8 класс)
Деятельность человека и её виды (8 класс)
Игра, учёба, труд (8 класс)
Ребенок играет. В игре проявляется его игровая деятельность.
Сознание и деятельность (8 класс)
Ответить на данный вопрос поможет знание того, что объединяет человека с животными, и что отличает их друг от друга. Сходства человека с животным заключаются в следующем: инстинкты, умение пользоваться природными материалами, потребность в заботе о потомстве. Признаки, которые отличают человека от животного: развитое мышление, членораздельная речь, умение преобразовывать окружающий мир, целеполагание и осознанность, способность к творчеству и наличие духовных потребностей.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Рост, вес, цвет глаз и волос – это черты внешности, которые относятся к биологическим характеристикам, значит, пункты 1 и 5 не подходят. А вот пункты 2 и 3 отображают черты характера, которые появляются не от рождения, а в ходе воспитания, взросления, социализации человека, то есть относятся к социальным характеристикам. То же можно сказать и о занятии волонтерством – это напрямую относится к социальным взаимодействиям. В 6 положении говорится о типе темперамента; темперамент считается биологически врожденной чертой, и на ЕГЭ этот пункт не относится к социальным характеристикам.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Для начала прочитаем задание и все предложенные варианты, анализируя их по порядку. Первое высказывание верно, поскольку детство, взросление и старость – естественные, биологические процессы, которые пока еще не контролируются людьми. Со вторым высказыванием тоже сложно поспорить, а вот в третьем явно допущена ошибка: моральные нормы человек не наследует, а усваивает в процессе социализации, о чем, по сути, и сказано в предыдущем выражении. Четвертое высказывание на первый взгляд может показаться довольно запутанным; здесь важно помнить о том, что социальная сущность выражается в общении и взаимодействии с другими людьми, и, исходя из этого, генетические факторы и способности не могут выражаться в социальной сущности. Пятое высказывание в определенной степени связано с четвертым, но построено иначе, и получается, что оно верно: ведь именно в ходе социальных взаимодействий люди обнаруживают свою склонность к тому или иному виду деятельности – например, выбирают для себя роль руководителя группы. Получилось, что верными являются высказывания под номерами 1, 2 и 5.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить