Что значит опорный вуз
Опорные ВУЗы похоронят образование. Где и как теперь учиться?
Среди наших читателей наверняка есть абитуриенты, студенты или их родители. Вам нужно знать — теперь ВУЗы различаются не только уровнем преподавания. Но и шансом получить в них ту или иную ступень образования — а может быть, и вовсе, закончить образование.
Что такое опорный ВУЗ
В 2016 году по приказу Министерства образования и науки РФ в регионах появились «опорные университеты». Новый виток реформы призван выделить «особые вузы» и улучшить уровень образования за пределами Москвы.
Для получения статуса ВУЗам потребовалось представить программу развития на конкурс и соответствовать следующим условиям:
Всего поступило 80 заявок, из которых одобрена только 31. Полный список опорных высших учебных заведений можно найти здесь. Все они уже сейчас работают над новой программой для подготовки кадров для развития собственного региона.
Какие еще есть ВУЗы
Создание опорных ВУЗов стало второй ступенью выделения ключевых учебных заведений высшей ступени. В середине двухтысячных в России появились федеральные университеты.
Такой ВУЗ должен был получаться из объединения всех существующих в городе: огромный кластер, обеспечивающий развитие региона. Такие учебные заведения полностью существуют за счет федерального бюджета.
Следующая ступень — национальные исследовательские университеты, в число которых входили МГУ и СпбГУ. Сейчас последние получили отдельное от всей системы образования финансирование.
Федеральные ВУЗы и национальные университеты не смогли получить необходимый результат: повысить престиж российского образования, его качество, улучшить положение российской науки.
Поэтому появились университеты с федеральным финансированием для попадания в топ-100 ведущих мировых рейтингов (так называемая «Программа 5–100») к 2020 году. Те самые опорные ВУЗы.
Федеральный, опорный, или?
Статус опорного вуза подразумевает содействие “социально-экономическому развитию субъекта федерации”, то есть подготовку кадров для региональных предприятий, чтобы талантливые абитуриенты не уезжали в Москву и Санкт-Петербург,
Однако, все не так хорошо. Существующие 29 федеральных ВУЗов получат миллиардное финансирование. Опорным достанется значительно меньше — на все программы они получат около 100–150 миллионов рублей. Это плохо? Это лучше, чем ничего — ровно столько получат остальные.
Скромного финансирования опорных ВУЗов хватило для создания 40 базовых кафедр, и трудоустройста по специальности 2,5 тысяч студентов. Смешные цифры. Несмотря на это, планируется, что к 2022 году в вузах — участниках проекта будут обучаться 25% студентов и 40% магистрантов из соответствующих регионов.
Конечно, никто не будет отказывать оставшимся государственным ВУЗам в финансировании. Но из муниципального бюджета.
“Есть небогатые регионы, где поддержка со стороны властей оказывается скорее моральной, и вузы ропщут, что статус им присвоили, значит, нужно будет добиваться определенных задач и показателей, а будут ли на это деньги у региона, еще неизвестно”, — замминистра образования и науки Людмила Огородова
Зачем это на самом деле?
Получается довольно интересная ситуация. Часть вузов получила финансирование и статус федерального университета. Часть — только одобрение на существование в составе объединения нескольких вузов под одной вывеской опорного.
При этом, не очень понятна роль опорного — на них возлагаются те же цели, что и на федеральные вузы. Если в городе существует оба типа учебных заведений, придется устраивать гонки и делить ниши развития. Кто победит — понятно уже сейчас.
Для опорных вузов уже сейчас ставятся невыполнимые задачи: научно-исследовательская работа на каждого сотрудника должна улучшиться вдвое. Число публикаций в достойных журналах — и вовсе, втрое. Без увеличения бюджета, без финансирования. Не справился — потерял статус.
Я думаю, не стоит напоминать о позорных зарплатах преподавателей, их мизерном количестве и бесполезной системе грантов. Объединение вузов не улучшит ситуацию. В случае схожих специальностей в объединяемых — даже ухудшит, за счет сокращения числа учащихся (которые и приносят основной доход).
«Надо определиться. Или мы идем на это (объединение университетов), или тихо и гордо умираем. Не надо выходить на мороз и назло всем отмораживать уши. Мы рискуем положить на бок всю систему образования», — губернатор Омской области Виктор Назаров.
Куда поступать, чтобы не оказаться в закрытом вузе?
Таким образом, уже сейчас можно говорить о грядущей смерти большинства государственных вузов. На плаву останутся только федеральные. Опорные какое-то время будут барахтаться — и, возможно, какие-то из них смогут выжить.
Опорных университетов в России по оценкам Минобрнауки должно быть около 100–120 штук. Прочие вузы должны превратиться в хорошие колледжи с уровнем подготовки, как правило, не выше бакалавра.
А как еще: на прочие финансирования будет явно недостаточно, а цифры говорят основная научная работа будет проводиться в учебных заведениях с федеральным финансированием.
Читатели могут аппелировать существованием коммерческих учебных заведений. Однако, среди них не так много достойных. И, вспоминая истории с недавними закрытиями вузов и проблемами пилотов, получивших удостоверения в частных школах — стоит задуматься.
Для жителей столицы стоит поторопиться — через несколько лет там будут почти все абитуриенты. А значит, даже платные места высшей школы в магистратуре или аспирантуре станут малодоступны.
Что такое опорный ВУЗ?
Российская система образования сегодня переживает серьезное реформирование. И вторым этапом реформ, проводимых Министерством образования и науки, стала реорганизация существующей системы обучения в высших учебных заведениях в региональные опорные ВУЗы, представляющие собой добровольное многопрофильное объединение учебных заведений с целью создания общей программы обучения.
Российская система образования сегодня переживает серьезное реформирование. И вторым этапом реформ, проводимых Министерством образования и науки, стала реорганизация существующей системы обучения в высших учебных заведениях в региональные опорные ВУЗы, представляющие собой добровольное многопрофильное объединение учебных заведений с целью создания общей программы обучения.
Предполагается, что данное нововведение позволит сократить количество ВУЗов на 25% (отметим что, по словам представителей Минобрнауки, это вынужденная мера, возникшая из-за сокращения количества выпускников 11 классов), а также существенно повысит конкурентоспособность российских ВУЗов на мировом уровне. В рамках данной реформы профильное министерство планирует создать 100-150 основных высших учебных заведений РФ, на базе которых будут сконцентрированы все последние инновации в сфере образования.
Мероприятия по созданию опорных ВУЗов охватят:
Итак, что же такое опорный ВУЗ? Это образовательная организация регионального значения, созданная на базе наиболее перспективного университета путем присоединения к нему одного или нескольких учебных заведений, расположенных в том же регионе. Ожидается, что опорные ВУЗы станут своеобразным центром притяжения, который будет выполнять функции образовательного, воспитательного, научно-исследовательского, социального и инновационного центра. Здесь студенты будут получать качественное образование, сотрудники – работать, а организации-партнеры и государственные органы – решать производственные и другие задачи.
Как все начиналось
Идея реформы назревала уже давно. В свое время о ней писали в своих статьях Ливанов и Волков (указанные новшества были рекомендованы мелким узкопрофильным университетам, которые явно проигрывали в конкурентной борьбе с более крупными ВУЗами).
Однако действительность внесла свои коррективы. Многие эксперты пришли к единому выводу, что современная система российского высшего образования не нуждается в огромном количестве университетов, выпускающих посредственных специалистов. Сегодня существует потребность в создании нескольких десятков сильных ВУЗов, действующих в тесной связке с крупнейшими предприятиями страны, что позволит не только повысить качество подготовки молодых специалистов, но и вывести российскую систему высшего образования в конкурентоспособную среду.
Для участия в программе создания опорных ВУЗов объединениям федерального подчинения, желающим присоединиться к программе, было предложено прислать заявки, в которых нужно было:
Примечательно, что принять участие в конкурсе разрешили не всем ВУЗам. В частности, не могут принимать участие в конкурсе на предоставление субсидии те объединения ВУЗов, которые были созданы задолго до начала проекта. Московские и Санкт-Петербургские университеты также оказались не удел.
На сегодняшний день право участия в программе создания опорных ВУЗов получили 11 претендентов. В их число вошли:
Специалисты уверены, что эти сильнейшие университеты станут идеальной основой для создания мощной образовательной базы регионального уровня, которая не только обеспечит подготовку высококлассных специалистов и предотвратит отток перспективных студентов в ведущие ВУЗы таких крупных городов как Москва, Санкт-Петербург и Новосибрск, но и будет способствовать развитию всего региона в целом.
Каждая из этих структур претендует на получение основной ежегодной выплаты, в размере 200 миллионов рублей (на протяжении всей программы от 1 до 3 лет). При этом 20% суммы предоставленной государственной субсидии, ВУЗы должны направить на развитие собственного проекта.
Уже известно, что финансирование распределено в неравных долях. Лидерами в этой «гонке» являются:
Именно эти ВУЗы получат основное субсидирование — 200 млн рублей в год. Об этом свидетельствует протокол № ДЛ-5/05пр от 01.02.2016 года. Остальные претенденты проекта получат субсидии в сумме 100 и 150 миллионов рублей. Такое решение было принято комиссией на основании предоставленных программ развития университета и условий их реализации.
Достижение целей
По истечению положенного программой финансирования времени, каждый опорный ВУЗ обязан перейти на самостоятельное обеспечение. При этом квоты для зарубежных студентов и бюджетные места будут существенно увеличены. Такие увеличения произойдут за счет тех институтов, которые не определены в опорные ВУЗы.
Каждый новоиспеченный ВУЗ должен выполнить следующие положения программы:
Противники программы
Несмотря на явную поддержку проводимой Минобранауки реформы со стороны подавляющей массы экспертов, у программы создания опорных ВУЗов имеются и ярые противники. К ним относится губернатор Иркутской области (Левченко). Он считает, что такие перемены повлекут за собой необратимые последствия и вред как для студентов, так и для преподавательского состава. По его мнению, самостоятельность высших учебных заведений ценна сама по себе, а потому должна оставаться неизменной. А вот принятие участия в программе субсидирования должно быть разрешено каждому ВУЗу, несмотря на отсутствие у него желания объединятся с другими учебными заведениями.
Осторожничает в вопросе объединения и Садовничий (ректор Московского госуниверситета). Он считает, что даже маленькие узконаправленные ВУЗы имеют право на существование и приводит в пример Гарвардский университет.
В свою очередь ректор Высшей школы экономии (Кузьминов) считает, что даже если в каждом регионе создать свой опорный ВУЗ, то их количество не превысит 100 единиц по всей стране. А для такой огромной страны как Россия, это ничтожно мало.
Опорные вузы:
особенности и преимущества
С начала 2021 года все более ощутимыми становятся изменения в академической сфере. Одно из таких изменений — принятие программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», пришедшей на смену проекту по повышению глобальной конкурентоспособности «5−100».
В новом материале ЛаЛаЛань разбирается, как изменится положение опорных вузов с принятием этой программы. Для тех, кто имел лишь отдаленное представление об опорных вузах, расскажем о них поподробнее, а также проследим путь нового статуса, которым могут обладать такие вузы — национальный опорный университет.
Статья будет полезна всем, кто давно хотел разобраться в иерархии вузов, уточнить свое представление об опорных университетах, а также понять, что ждет сферу высшего образования и ее учебные заведения в ближайшие 5−10 лет.
О вузах и их сравнительном положении до 2021 года
Высшие учебные заведения в России выстроены иерархически. Так, с 2016 до начала 2021 года, пока действовали прежние стратегические решения и еще не были приняты нынешние, иерархию вузов можно было условно представить подобным образом:
К концу 2020 года насчитывалось 29 национальных исследовательских университетов и 33 опорных университета. В дальнейшем, предположительно, число НИУ будет уменьшено до 25, а число опорных вузов, в том числе в новом статусе национальных опорных, увеличено почти в два раза.
Теперь, когда создан контекст, остановимся поподробнее на опорных университетах и национальных опорных университетах, опишем их цели и задачи в сравнении с национальными исследовательскими вузами, обозначим место опорных вузов в новой программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Об опорных университетах — с 2016 года
В 2016 году Минобрнауки РФ была начата программа по созданию опорных вузов.
В этом кроется особое значение опорных университетов: они нацелены на повышение уровня благосостояния региона, на раскрытие его экономического потенциала.
Чтобы претендовать на получение статуса опорного университета и финансовую поддержку от государства, вуз должен был находиться в процессе реорганизации путем объединения двух и более университетов в один.
Так, в 2017 году к участию в программе присоединился Магнитогорский государственный технический университет (МГТУ) имени Г. И. Носова, ранее объединившийся с Магнитогорским государственным университетом. Ключевой профиль университета — горное дело, транспорт, металлургия, машиностроение, металлообработка, что напрямую отражает потребность в кадрах для основного градообразующего предприятия — Магнитогорского металлургического комбината. По такому же принципу были созданы и другие опорные вузы.
Сейчас создано уже 33 опорных университета: Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова, Костромской государственный университет, Новосибирский государственный технический университет и другие (посмотреть весь список можно здесь и здесь ).
На сайте опорных университетов приведены ключевые результаты объединения учебных организаций:
При всей значимой роли опорных вузов, которая на них возлагалась, в негласной иерархии они следовали за национальными исследовательскими университетами (НИУ). В чем их отличие? В то время как ОУ должны были решать практические задачи и «поднимать» экономику региона, НИУ в первую очередь ориентированы на развитие научного потенциала страны, на фундаментальные исследования и создание новых технологий.
О национальных опорных университетах — с 2020−2021 года
Изменить положение в иерархии вузов призвана новая программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» (узнать о ней подробнее можно здесь и здесь ).
Программа пришла на смену проекту по повышению глобальной конкурентоспособности «5−100». Предполагаемый срок реализации программы «Приоритет 2030», как следует из названия, 10 лет. Программа будет проходить в два этапа: 2020−2025 годы и 2025−2030 годы. Ожидается, что на первом этапе в нее будет отобрано до 120 вузов. С 2021 года по 2024 год по новой программе на развитие вузов будет направлено около 52 млрд рублей.
Количество НОУ в сравнении с числом ОУ планируется увеличить примерно в два раза — до 60 национальных опорных университетов.
В программе не только отражены ключевые аспекты развития национальных исследовательских университетов и особое положение творческих вузов, но и представлен новый взгляд на статус опорных университетов.
Во-первых, опорные вузы могут стать национальными опорными (НОУ), но изменение статуса происходит не автоматически, а на конкурсной основе.
Во-вторых, статус НОУ необходимо будет периодически подтверждать, он не присуждается сразу на 10 лет.
В-третьих, НОУ так же ориентированы на развитие отрасли в регионе, на развитие экономики субъекта, но это уже совсем иной уровень взаимодействия организаций: так, для становления опорным, вузу было необходимо объединиться с другим учебным заведением. В рамках программы «Приоритет 2030» субсидии получают те организации, которые кооперируются не только с университетами, но и с институтами, предприятиями и прочими организациями в регионе. Это так называемые консорциумы — объединения организаций, нацеленных на совместное выполнение поставленных перед ними задач.
В-четвертых, НОУ могут быть как территориальным, так и отраслевым. Это означает, что кооперация организаций в составе консорциумов при НОУ может не ограничиваться территориальными рамками.
В-пятых, по статусу НОУ и НИУ равны друг другу, а значит, учить и учиться в национальном опорном университете не только востребовано, но и престижно.
О специальных возможностях ОУ и НОУ и преимуществах для студентов и преподавателей
Ряд характеристик, заложенных в основу программ по созданию ОУ и НОУ, является преимуществами для вузов.
В чем достоинства статуса «опорный вуз» для самой учебной организации?
Итак, каковы преимущества опорного и национального опорного университета для студентов?
А пока мы предлагаем вам в комментариях поделиться своим взглядом на статус ОУ и НОУ: способна ли эта программа решить поставленные перед ней задачи и развить экономику региона? Довольны ли уже начавшимися изменениями студенты, преподаватели, руководство вузов?
Список опорных ВУЗов России в 2020 году
Система опорных университетов была создана в 2015 году. Первоначально учебных заведений, которые имели такой статус, было 11. Теперь их – 33.
Проект «Опорный вуз» направлен на повышение качества российского высшего образования. Он реализуется совместно государством и региональными университетами для более качественного уровня подготовки кадров. Вузы этой категории имеют постоянный контакт с ведущими предприятиями регионов, а также проводят профориентацию выпускников школ.
Опорный вуз – это университет, который создан объединением нескольких высших учебных заведений региона. Правда он пока не имеет официальный правовой статус. Основная цель опорных вузов — создание во всех регионах России высших учебных заведений, которые смогут быть конкурентами столичных вузов и, в то же время, обеспечение регионального рынка труда профессиональными кадрами по тем направлениям, в которых нуждается регион. Для этого опорные вузы получают бюджетное финансирование.
Об этом сообщил премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин в начале апреля.
Как считает премьер-министр, в первую очередь необходимо поддержать техническое направление, поддержать инженеров, нехватка которых ощущается во всех секторах экономики.
Кроме того, расширили список профессий и специальностей необходимых в агропромышленном комплексе.
Опорные вузы 2021
Практически каждый выпускник школы мечтает о блестящей карьере. Но, освоив в вузе, казалось бы, востребованную профессию, вчерашний студент не всегда может найти работу в своем регионе. В результате он либо вынужден переквалифицироваться, либо переезжать в другой город. Избежать проблемы можно, если выбрать для учебы опорный университет.
Что значит «опорный вуз»
Понятие «опорный университет» – новое в системе российского, да и мирового, высшего образования.
Программа создания в регионах технологических и инновационных центров запущена в 2015 году, первый перечень учебных заведений, получивших такой статус, Минобрнауки утвердило в начале 2016 года. В него вошло 11 университетов, в следующем году он был расширен, и в настоящий момент список опорных вузов включает 33 учебных заведения.
Опорный вуз – это созданный на базе объединения нескольких региональных высших учебных заведений университет, представляющий собой образовательный центр субъекта РФ. Официально правовой статус еще не закреплен в федеральном законодательстве.
Цель учреждения опорных университетов – создать в каждом субъекте РФ вуз, способный на равных конкурировать со столичными учебными заведениями, чтобы обеспечить региональные рынки труда квалифицированными научными и профессиональными кадрами, требующимися для решения задачи развития конкретного субъекта федерации. Взамен получаемого бюджетного финансирования образовательные учреждения обязуются готовить студентов по тем направлениям, которые востребованы в регионе.
К сожалению, пока в зоне охвата программы далеко не все области. Чтобы получить статус опорного вуза, необходимо представить в Министерство образования и науки 5-летнюю стратегию развития учебного заведения. В ней должны быть отражены следующие аспекты:
Не все образовательные организации могут участвовать в конкурсе. Критерии, препятствующие получению статуса опорного вуза:
В целом, «Опорный вуз» – это совместный проект государства и региональных университетов, цель которого – перейти на новый, более качественный уровень подготовки кадров. Программа предусматривает постоянный контакт с ведущими предприятиями региона и профориентацию выпускников школ.
Список вузов
В перечень образовательных организаций, имеющих статус опорных университетов, входят узкопрофильные и многопрофильные вузы. География учебных заведений, общее количество бюджетных мест и стоимость обучения в них приведены в таблице.
Регион | Название вуза | Количество бюджетных мест | Разброс стоимости за год, руб. |
---|---|---|---|
Кемеровская область | КемГУ – Кемеровский государственный университет | 1 201 | 107 220 – 118 000 |
Алтайский край (г. Барнаул) | АлтГУ – Алтайский государственный университет | 887 | 41 720 –190 200 |
Омская область | ОмГТУ – Омский государственный технический университет | 1 428 | 56 500 – 110 000 |
Псковская область | ПсковГУ – Псковский государственный университет | 520 | 96 900 –189 480 |
Белгородская область | БГТУ – Белгородский государственный технический университет им. В. Г. Шухова | 1 105 | 75 000 – 105 900 |
Самарская область (плюс еще один опорный вуз в г. Тольятти) | СамГТУ – Самарский государственный технический университет | 2 191 | 96 800 – 157 600 |
Воронежская область | ВГТУ – Воронежский государственный технический университет | 1 682 | 92 000 – 152 400 |
Саратовская область | СГТУ – Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина | 980 | 86 780 – 148 800 |
Краснодарский край | СГУ – Сочинский государственный университет | 247 | 107 200 – 175 600 |
Тульская область | ТулГУ – Тульский государственный университет | 1 417 | 101 000 – 160 000 |
Ульяновская область | УлГУ – Ульяновский государственный университет | 795 | 89 510 – 15 1510 |
Вологодская область | ЧГУ – Череповецкий государственный университет | 603 | 59 322 – 115 482 |
Ярославская область | ЯрГУ – Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова | 747 | 109 304 – 122 632 |
Мурманская область | МАГУ – Мурманский Арктический государственный университет | 345 | 150 000 – 210 000 |
Томская область | СибГМУ – Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России | 832 | 148 300 – 206 820 |
Республика Башкортостан | УГНТУ – Уфимский государственный нефтяной технический университет | 1 269 | 105 000 – 164 000 |
Это не полный список – опорные вузы есть и в других регионах России: в Тюменской, Тульской, Орловской, Челябинской, Костромской, Владимирской, Волгоградской, Кировской, Ростовской, Новосибирской, Новгородской и Нижегородской областях, Красноярском крае, республиках Карелия, Коми, Марий Эл и в Калмыкии.
Обучение в вузах можно пройти на платной основе и на бюджетных местах. Оказываемая государством субсидиарная поддержка дает возможность осуществлять прием в больших объемах на стратегически значимые для региона специальности.
В расценках на платное образование также наблюдается существенный разброс. Традиционно чем привлекательнее для абитуриента направление, тем оно дороже. Диапазон стоимости услуг (от самой низкой до максимально возможной) представлен на графике.
Самые высокие расценки на учебу в опорных вузах, которые относятся к узкопрофильным университетам. В частности, в Томске готовят первоклассных медиков, а в Мурманске занимаются разработками в сфере освоения Арктики и Крайнего Севера. Обе отрасли высокотехнологичны и требуют существенных затрат на подготовку специалистов, поэтому цена обучения вполне оправданна.
Факультеты, направления, специальности
Пока проект можно считать достаточно молодым. Даже жители области, имеющей опорный вуз, пока не вполне понимают, что это дает региону. Ситуация должна проясниться через 3–4 года после запуска программы, когда начнут получать дипломы и устраиваться на работу первые выпускники, подготовленные в рамках экспериментального проекта.
Относительно факультетов и специальностей обозначить единую тенденцию невозможно. Каждый опорный вуз ориентирован именно на те задачи, которые позволят обеспечить развитие региона. Например, в степных зонах нет смысла массово готовить специалистов по деревообработке или в областях, не имеющих выхода к морю, – обучать кораблестроению.
Работающие на сегодня опорные университеты специализируются на следующих направлениях:
Опорные вузы должны существовать не только на государственные субсидии, но и за счет собственных доходов. Поэтому наряду с приоритетными направлениями есть факультеты традиционно топовых специальностей (экономика и юриспруденция), но количество бюджетных мест на них минимально или обучение проводится полностью на коммерческой основе.
Подготовка будущей кадровой элиты ведется в очном, очно-заочном и полностью заочном форматах. Возможные уровни освоения программы – бакалавриат, специалитет, магистратура.
Правила приема
В отношении правил приема в опорные университеты России никаких особых требований не предусмотрено. Они полностью идентичны порядку поступления в обычные вузы. Набор осуществляется на основе конкурса. Базовый критерий – количество набранных на ЕГЭ баллов.
Перед началом приемной кампании следует уточнить в самом вузе или на его официальном сайте, по каким предметам нужны результаты ЕГЭ для выбранной специальности. На некоторые профили вузы проводят дополнительные вступительные испытания профессиональной и творческой направленности (например, на архитектуру, градостроительство, художественную обработку металлов) или требует обязательное прохождение медицинского осмотра (относится к будущим врачам, педагогам, технологам). В зачет идут индивидуальные достижения абитуриентов. Количество предусмотренных за них бонусных баллов различно в разных заведениях. Актуальная информация о порядке поступления публикуются на странице приемной комиссии вуза.
Проходные баллы
Учитывая внушительное количество бюджетных мест, по которым опорные вузы России ежегодно проводят набор, уровень проходных баллов не такой высокий, как, к примеру, в столичных учебных заведениях. Конкретные цифры зависят от выбранной специальности. В таблице приведен сводный обзор возможного разброса значений.
Название опорного вуза | Диапазон минимальных баллов | Диапазон проходных баллов |
---|---|---|
КемГУ | 99–118 | 173–195 |
АлтГУ | 90–110 | 112–197 |
ОмГТУ | 99–120 | 134–221 |
ПсковГУ | 99–105 | 174–248 |
БГТУ | 99–164 | 155–333 |
СамГТУ | 105–150 | 141–226 |
ВГТУ | 99–198 | 151–341 |
СГТУ | 99–123 | 152–275 |
СГУ | 101–159 | 129–257 |
ТулГУ | 99–105 | 134–345 |
УлГУ | 99–150 | 126–371 |
ЧГУ | 99–154 | 145–253 |
ЯрГУ | 90–110 | 174–278 |
МАГУ | 106–125 | 164–276 |
СибГМУ | 116–121 | 179–302 |
УГНТУ | 100–119 | 130–245 |
Минимальный рейтинг, превышающий 120-балльный порог, складывается не только из итогов ЕГЭ. В него включены дополнительные вступительные испытания, проводимые опорным вузом самостоятельно при поступлении на некоторые специальности.
Судя по данным с сайтов вузов, сложнее всего пробиться в Ульяновский государственный университет: несмотря на лояльный порог допуска к участию в конкурсе, реальные проходные баллы высокие. Ненамного отстают Тульский ГУ, Воронежский и Белгородский технические университеты.
Где работают выпускники
У выпускников есть два варианта трудоустройства – предприятия региона, в котором расположен опорный вуз или учреждения в других областях страны со схожими стратегическими задачами.
Вероятность того, что выпускнику опорного вуза придется осваивать другую профессию, минимальна (если только он сам решит, что выбранное поприще ему не по душе). Ведь каждый конкретный участник проекта ведет подготовку по направлениям, в которых в регионе отмечается колоссальная нехватка специалистов. Детальная информация о предприятиях, с которыми сотрудничает каждый из опорных университетов, представлена на сайте Национального фонда подготовки кадров на страничке вуза.