Что значит опорные слова в тексте с примером

Опорные слова

Что значит опорные слова в тексте с примером

Опорные слова в тексте — это:

При наличии только перечня опорных слов можно понять, о чем повествует текст. А зная ещё и общее действие в тексте, можно воссоздать его полностью.

Например, сказка «Волк и семеро козлят» будет иметь следующие опорные слова:

Или, наоборот, имея опорные слова:

Можно сделать вывод, что они относятся к произведению Н. Носова «Он живой и светится».

Чтобы определить ключевые слова в тексте, необходимо выделить карандашом:

Таким образом, при прослушивании текста необходимо его разделить на небольшие части, в каждой из которой следует выделить опорные слова.

Пример написания изложения с помощью опорных слов по произведению Н. Носова «Огурцы»:

При написании сочинения на основе предоставленных опорных слов нужно:

Пример написания сочинения по картине художника К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень.» с помощью опорных слов: окраина деревни, порог весны, снежная поляна, зимний сон, деревенский дом, поленница дров, зелёные ели, зимние забавы, кататься на лыжах, пропитана светом, февральский полдень, весна совсем близко.

«На картине «Конец зимы. Полдень.» художник К. Ф. Юон запечатлел окраину деревни на пороге весны. Вся снежная поляна и овраг залиты солнечным светом. Холмы, поросшие густым лесом, постепенно пробуждаются от зимнего сна.

Справа на картине изображён обычный деревенский дом с забором. Возле входа хозяева заготовили поленницу дров для топки печи.

Слева на картине изображены зелёные ели и уже видны кое-где проталины. Но дети ещё не отказываются от зимних забав. Мы видим ребят, которые радостно катаются на лыжах.

Картина полностью пропитана светом. Так бывает только в февральский полдень, когда весна уже совсем близко.»

Опираясь на предоставленные ключевые слова, была определена основная мысль и главные микротемы текста. А также выстроена логическая цепочка описания, а в конце предоставлен вывод с использованием опорного слова.

Источник

При выборе различных тем сочинений стоит учитывать не только его жанр. Основным помощником в этом деле является основная тема, или мысль. Именно по ней выбирается структура текста и стиль написания сочинения. Но на чем строится основная мысль? Опорные слова — это основа всех основ. Очень важно помочь детям разобраться, что это такое.

Что такое опорные слова

Что значит опорные слова в тексте с примером

Это главная основа всего текста. Так звучит теория. На практике же объяснить одним предложением, что такое опорное слово в русском языке, не получится. Чаще всего для точной передачи мысли необходимо использовать несколько опорных слов, называемых также ключевыми. Само название показывает, что данные слова призваны помочь определить главный смысл сочинения. Именно их используют в роли фундамента любого текста.

Еще одна важная функция опорных слов — это определение порядка важности тех или иных мыслей и предложений. С их помощью можно понять, на что обращать внимание в первую очередь при написании сочинения.

Разобраться, что такое опорные слова, поможет определение фраз, без которых в тексте нельзя было бы обойтись. Если исключить их из сочинения, уйдет и смысл. Текст без опорных слов — это блуждание около темы без попадания в суть вопроса. И наоборот, если из сочинения убрать все описательные, вставные и уточняющие слова, останутся только опорные.

Что значит опорные слова в тексте с примером Вам будет интересно: Лейденский университет. История и современность

Что значит опорные слова в тексте с примером

Объяснение ребенку темы простым языком

Чем меньшего возраста ученик, тем проще нужно излагать для него тему. Проблема в том, что многие взрослые сами не до конца понимают, что такое опорные слова и как найти их в тексте. При таком раскладе предстоящее объяснение кажется еще более неподъемной задачей. Разобрать со школьником тему можно в два основных этапа:

Когда школьник упражняется с ключевыми словами, то начинает понимать методы избегания смысловых повторов, создания благозвучных сочинений. Лучше реальных примеров в этом вопросе нет ничего. Только на практике ребенок сможет до конца прочувствовать тему.

Что значит опорные слова в тексте с примером

Готовый алгоритм поиска ключевых слов

Чтобы понять данную тему, ребенку не хватит одной теории. Чем больше реальных текстов он изучит, тем проще сможет находить ключики в будущем.

Для подобной работы с ребенком можно использовать готовую последовательность действий, проверенную опытными преподавателями:

Что значит опорные слова в тексте с примером

Опорные слова для определения падежей

Есть в русском языке одна загвоздка на тему опорных слов: так называют не только главные фразы текста. Важно не перепутать, ведь второй вариант служит для помощи в склонении по падежам.

Вопрос может возникнуть в том случае, если ударение приходится не на последний слог. Опорные слова помогут избежать заучивания всех окончаний на память. Чтобы решить вопрос, необходимо только найти слово того же склонения, что и спорное, но с ударным последним слогом. После определения с окончанием, та же самая задача ставится и для проблемного слова.

Например, дано спорное слово “железо”, которое необходимо поставить в дательном падеже. Для решения задачи можно воспользоваться планом действий:

Что значит опорные слова в тексте с примером

Заключение

Не все вопросы легко объяснить ребенку. Однако приложив немного усилий и фантазии, можно будет порадоваться успехам школьника.

Особенно трудно может быть заинтересовать юный ум, ведь в этом возрасте больше желания играть, чем учиться. Превратив процесс обучения в игру, можно добиться расположения ребенка и его внимания. Если занятия будут для ребенка интересными, он быстро усвоит, что опорные слова — это главный ключик от текста.

Источник

Опорные слова

Что значит опорные слова в тексте с примером Что значит опорные слова в тексте с примером

Всего получено оценок: 125.

Всего получено оценок: 125.

Чтобы передать содержание текста и его основную мысль, часто используются опорные слова. В данной статье, предназначенной для подготовки учеников 4 класса, рассмотрим, что такое опорные слова и с какой целью они используются, а также приведем конкретные примеры опорных слов.

Определение

Опорные слова – это слова текста, в которых заключен смысл всего высказывания.

Опорные слова часто называют ключевыми словами.

Функции

Опорные слова в русском языке выполняют определенные функции.

Они помогают человеку понять, о чем говорится в том или ином тексте.

Опорные слова передают самые важные элементы текста; если из текста убрать опорные слова, то текст потеряет весь смысл.

Видя опорные слова, человек понимает тему высказывания. Здесь выражается главная мысль всего текста.

Через опорные слова можно показать то, о ком или о чем будет идти речь в тексте, какие действия будет выполнять субъект.

Опорные слова помогают определить хронологию событий. Опорные слова помогают кратко и лаконично передать сюжет всего текста, не обращая внимание на разнообразные детали.

Опорные слова по прочитанному тексту помогают читателю вспомнить героев произведения и последовательность эпизодов. В этом плане опорные слова имеют ту же цель, что и краткое содержание текста.

Примеры

Опорными словами к сказке Ш. Перро «Красная шапочка» могут служить «Красная шапочка», «бабушка», «пирожок», «волк», «дровосеки». Данные слова указывают на главных героев сказки (Красная шапочка, бабушка, волк), на сюжетную основу (Красная шапочка отправилась к бабушке, чтобы отдать ей пирожки). Опорное слово «дровосеки» помогает читателям вспомнить финал сказки, где дровосеки спасли Красную шапочку и бабушку от волка, распоров ему живот.

Если предложить человеку отгадать литературное произведение по опорным словам «мачеха», «сестры», «крестная», «бал», «принц», «туфелька», то он сразу же ответит, что перед ним сюжет сказки Ш. Перро «Золушка».

Что значит опорные слова в тексте с примером

Что мы узнали?

Опорные (ключевые) слова – это слова текста, в которых заключен смысл всего высказывания. Опорные слова, передающие самые важные элементы текста, помогают понять, о чем говорится в тексте. С помощью опорных слов можно понять тему текста и его главную мысль, определить хронологию событий. Опорные слова не акцентируют внимание на деталях, они кратко и лаконично передают сюжет, указывают на персонажей и их действия.

Источник

Урок риторики во 2-м классе по теме: «Опорные слова в тексте»

Цели: Познакомить детей с опорными словами; учить выделять их из текста; способствовать развитию речи учащихся; памяти, логического мышления, воображения; развитию любви к родному языку; устному народному творчеству.

Учитель: В одной стране Злой Волшебник заколдовал добрые сказки. Почти все слова из сказочных текстов разлетелись по свету. Волшебник стер названия. Остались только самые сильные. Чтобы расколдовать сказку, вам нужно по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор.

На столах карточки с напечатанными словами

– Прочитать слова. Знакомы ли вам эти сказки? Кто их автор? Как они называются? (Дети отвечают)

Учитель: Как же вам удалось отгадать какие сказки заколдовал Злой Волшебник (слова на карточках самые главные. В текстах сказок они помогают вспомнить героев, события)?

Учитель: Такие слова есть в каждом тексте, по ним можно определить тему текста. Мы будем называть опорными словами:

Учитель: Часто опорными словами бывают те слова, которые говорят о каком-либо очень важном событии, повлиявшем на поступки героя, на его судьбу. Посмотрите на карточку №2. Вспомните сказку “Волк и семеро козлят”:

Посмотрим карточку №3 “Муха-Цокотуха”. Вспомните сказку.

Учитель: А теперь вы сами должны назвать опорные слова, а мы будем отгадывать сказку по этим опорным словам.

На доске: опорные слова перемешаны (2 учащихся у доски, остальные в тетрадях)

Мачеха, пес, петух, осел, бал, сестры, кот, башмачок, принц, принцесса, Трубадур.

Учитель: Запишите опорные слова в два столбика.

I. пес, петух, осел, кот, принцесса, Трубадур.

II. мачеха, бал, сестры, башмачок, принц.

Учитель: Вспомните содержание каждой сказки и добавьте к каждому столбику по два опорных слова.

Вывод: Что же нам помогло расколдовать все сказки? (Опорные слова)

А сейчас мы попробуем сочинить сказку по опорным словам. Еще раз прочтем картинку №1.

На доске: дед, баба, курочка, яичко, мышка.

“Вот что получилось после того, как яичко упало и разбилось”

Горько плачет Курочка ряба.
Пожалела Курочку Баба.
Прибежала в курятник с корзиною,
А в корзине яйца утиные,
Высиживай, ряба, утяток.
Скоро вылупились у наседки
Из скорлупок пушистые детки
Целый десяток желтых утяток
Запищали один за одним:
“Есть хотим! Пить хотим! Жить хотим!”
Ковыляют ребята за курицей,
По зеленой спускаются улице
Увидали широкий пруд
Побежали к воде – и плывут,
Воду пьют, обгоняя друг друга…
А наседка кричит с перепугу:
“Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?
Иль не видите? Это вода?”
Уж такая курица птица
Что воды, как огня боится.

Учитель: Понравилась вам эта сказка? Похожа она на старую? Вот всего два новых опорных слова а сказка стала совсем другой.

Учитель: Играем все с той же сказкой “Курочка ряба”. К уже известным опорным словам добавим слова “кот, лиса”.

Сказка наша будет волшебная.

Домашнее задание: Прочитайте опорные слова “девочка. мама, волк, бабушка”. Добавьте два новых слова мальчик с пальчик и цветик семицветик. Попробуйте сочинить интересную сказку.

Источник

Урок риторики во 2-м классе. Тема: «Опорные слова»

Тема: Опорные слова.

Минутка вхождения в день.

Цель: настроить детей на работу, установить доброжелательные отношения, придать детям чувство спокойствия и уверенности.

Дыхательная гимнастика.

– С наступлением нового дня. Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь мне, друг другу.

Цель: проверить знания детей о тексте, признаках текста, создать проблемную ситуацию.

На доске карточки со словами: предложение слоги звуки слова 20 6 12 19 20

– Сегодня на уроке мы будем работать в группах.

– Восстановите перепутанную логическую цепочку слов. Докажите правильность цепочки.

– Отгадайте, какого слова здесь не хватает. (Карточка с цифрами 20 6 12 19 20.) По какому признаку зашифровано слово? Переворачивают карточку, там слово текст. (Алфавитный признак)

Текст – это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью; это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

– Давайте назовем яркие признаки текста, а поможет нам в этом цветок: цветик-семицветик. (На доске цветок с лепестками.) Дети называют признак и объясняют его, а учитель переворачивает лепесток с этим признаком.

Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Основная мысль – это самое важное, самое главное, о чем говорит нам текст.

Концовка структура текста.

Заголовок – заглавие, название текста.

Абзац – минимальная смысловая часть текста, которая пишется с красной строки, в которой содержится новая мысль.

– Что, значит, понять основную мысль текста?

Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами.

Игра “ Плюс – минус”. (Тест “Верные и неверные высказывания”)

Постановка проблемного вопроса.

– Ребята, а какой признак текста мы еще не открыли? (Открывается лепесток “опорные слова”).

– Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Сформулируйте сами тему и цель нашего урока.

– Зачем нам нужны опорные слова?

Опорные слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста.

Работа с учебником. Первичное закрепление.

Цель: учить, по опорным словам составлять текст, выделять в тексте опорные слова.

– Откройте страницу 12, задание № 11.

– Прочитайте текст. Определите тему текста.

– Закройте учебники. Прочитайте на доске слова, которые были выделены в тексте.

– Вспомните по этим словам содержание текста (1 – 2 человека пересказывают текст).

– Как называются такие слова? (Опорные слова.)

– Почему? (Мы как-бы опираемся на них в своем пересказе.)

– Попробуйте сами сказать, для чего нам нужны опорные слова? (Дети формулируют вывод)

– Откройте учебники и сравните свои выводы со сведениями в розовой рамке. (Дети читают сведения на странице 12)

– Почему опорные слова еще можно назвать ключевыми?

Физминутка “Страус Куки”.

(Дети встают в круг по парам и выполняют слова физминутки)

Страус Куки встал с постели,
Поразмял себе бока,
Поразмял себе и шейку,
Словно длинную линейку.
Поворочал головой
Вправо, влево: что с тобой?
Перья в сторону торчат,
Ноги что-то не стоят.
Потянулся клювом к луже,
Заглянул туда поглубже,
Посмотрел и так и сяк,
А прическа – кавардак!
Это можно все поправить,
Перышки слегка пригладить,
Выпрямить осанку,
Заварить овсянку.
Сладко потянуться
И просто улыбнуться.

– Ребята, какую работу мы сейчас выполняли? (По опорным словам составляли текст)

– А если опорных слов нет, что нужно сделать? (Их надо выделить)

– Сейчас мы с вами будем работать по группам. Каждая группа получит задание.

Каждой группе дается текст, нужно выделить в нем опорные слова. (Задание из учебника № 12)

(Дети зачитывают слова, которые они выделили в тексте, а учитель вывешивает на доске эти слова.)

– Сделайте по ним краткий пересказ. Сделайте вывод (По опорным словам можно вспомнить содержание текста, опорные слова помогают передать в тексте самое главное, основное)

7. Вторичное закрепление. (Работа в группах)

Задание:

– Прочитайте опорные слова одной известной сказки. Попробуйте по опорным словам составить сказку, а также ее проинсценировать.

(Заяц, лиса, лубяная избушка, ледяная избушка, собака, медведь, петух)

Задание:

– Выделить в тексте опорные слова, прочитать их. Дети должны восстановить содержание текста, придумать название. Группа должна проинсценировать эту сказку. (Узбекская сказка “Упрямые козы”)

– Прочитать и сравнить опорные слова из двух небольших рассказов с одинаковым названием. Восстановить основное содержание этих рассказиков.

Моя собака

День рождения, щенок колли,
рыжий, веселый, грызет,
любят, гуляем, не боится,
убежал, позвонили, счастливый.

Моя собака

Нашел, замерший,
черная шерсть, висячие уши,
недоверчивый, стал веселым,
гуляем, боится, любим.

– Почему рассказы имеют одинаковое название, а содержание получилось разным? (Разные опорные слова)

– Для чего же нам нужны опорные слова? (Помогают передать в тексте самое основное)

– С каким признаком текста мы познакомились на уроке?

– Для чего они нам нужны?

– Как еще называются опорные слова?

– Что больше всего понравилось на уроке?

– Какое у вас было настроение?

– Домашнее задание будет творческим: из любой сказки выписать опорные слова, а дети будут отгадывать, какая это сказка. Можно работать по мини-группам, а можно индивидуально.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *