Что значит оперативная память у человека
Оперативная память — что это в психологии человека, ее отличия от других типов
Когда человек говорит о памяти, обычно он имеет в виду ее вообще, как единое целое. Однако она таковой не является, разделяясь на разные виды. Одним из результатов такого деления является оперативная память.
Что такое оперативная память
Это понятие хорошо известно современному человеку в отношении умной техники, но мало кто знает, что и к человеческому мозгу данное определение тоже относится. Такое явление, как оперативная память, – это в психологии вид запоминания, работающий на сохранение информации на какой-то определенный срок, ради совершения конкретной задачи. Этот процесс называют еще рабочей памятью.
Например, люди держат в уме что-то здесь и сейчас, потому что это требуется для совершения определенного дела. Поставленная задача будет выполнена, и ставшая ненужной информация тут же забудется.
За функционирование рабочей памяти отвечает отдельная зона мозга – верхняя лобная извилина. Учеными доказано, что травмы, задевшие эту долю, вызывают длительный дефицит оперативной памяти у человека, который в зависимости от степени травмирования не всегда удается компенсировать.
Где находится верхняя лобная извилина
Интересно. По своему принципу работы оперативная память очень похожа на кратковременную. Они обе хранят поступающую информацию недолго. Все же операционная память выделяется отдельно. Следует ли ее считать лишь частью кратковременной или выделять в обособленный вид, ученые еще не определились.
Как используется оперативная память
Данные поступают в рабочую память из кратковременной и сохраняются только на определенный краткий срок, ограниченный выполнением конкретной поставленной задачи.
Например, получив задание добраться по определенному адресу, чтобы купить с рук какой-то предмет, человек конечную точку путешествия заносит сначала в кратковременную память, после – в оперативную, рабочую. Съездив куда надо и забрав искомую вещь, через несколько дней адрес покупатель уже и не вспомнит. Ненужная информация сотрется.
Еще так бывает, когда выступающий на конференции школьник готовит доклад с презентацией. Обычно он запоминает доклад вплоть до мелочей, когда какой слайд нужно переключить, где какую интонацию выбрать. Но после защиты доклада его автору уже не нужно помнить все это, и такие тонкости забываются. Общий смысл доклада сохраняется долгосрочно, но мелкие подробности самого выступления так долго не хранятся.
Школьник с докладом
Как развивать оперативную память
Американские ученые из университета Нью-Джерси доказали прямую связь между оперативной памятью и интеллектуальным развитием. Они подтвердили эту догадку посредством опыта на мышах. Грызуны подвергались специальным тренировкам, вследствие чего их рабочая память развивалась. После этого тестирование их интеллектуальных способностей показало лучшие результаты, чем до тренировок. Представленный эффект для человека тоже описывается как благотворный.
Объем рабочей памяти у человека изначально составляет порядка 5-7 ячеек. Это значит, что, услышав простой телефонный номер, люди могут его тут же воспроизвести, набрав и позвонив по нему. Но мобильный номер телефона, содержащий 11 цифр, так с ходу запомнить уже трудно. Этого объема мало, часто его не хватает для запоминания нужных сейчас данных. Это еще одна причина развивать оперативную память как личностную характеристику.
Развитие проводится так:
Важно! Память требует ежедневных тренировок, как и мускулы спортсмена. Потому заниматься ее развитием нужно ежедневно.
Различия оперативной и кратковременной памяти
Кратковременная и оперативная память очень похожи. Обе сохраняют информацию на короткий срок. Отличаться они всегда будут следующим:
Мультик «Головоломка» хорошо пояснит работу разных видов памяти
Мозг человека – орган, от которого зависит человеческое существование, он довольно сложный, чтобы изучить его так подробно, как и костный скелет. Именно поэтому до сих пор ведутся дискуссии на тему, является ли оперативная память отдельным видом памяти или всего лишь состоянием кратковременной. Большинство ученых и врачей склоняется ко второй версии.
Если предположить, что оперативная память – состояние кратковременной, то можно отследить следующую закономерность. Во время использования рабочей памяти возможность человека удерживать в уме нужные данные получается улучшить, зато в отместку страдают критическое мышление, возможность обдумывать, «записывать» информацию в долгосрочную память. Единого мнения нет, но можно сделать предположение, что такое переключение запускает напряжение. Когда результат нужен безотлагательно, сроки ограничены, мозгу легче переключиться в режим рабочей памяти, решить проблему и вернуться к нормальному функционированию.
На примере домохозяйки с кучей задач: у нее одно, второе, пятое, десятое дела, помнить о которых ей помогает оперативная память, работающая динамично. В итоге теряются из памяти довольно важные вещи: солила ли женщина суп или куда положила расческу. Именно поэтому рекомендуется не затягивать с важными делами, если важно не количество, а качество.
Домохозяйка со множеством дел
Видео
Оперативная память и ее отличия от других типов
Когда речь заходит о человеческой памяти, чаще всего люди обобщают данное понятие. Однако различают несколько видов памяти. Один из них — оперативная память.
Что такое оперативная память?
Под оперативной памятью в психологии подразумевают запоминание, которое совершается на определенный срок. Например, человек держит в голове рабочую информацию, потому что она ему необходима именно сейчас. После того как он выполнит то, что планировал, информация будет забыта.
Как используется оперативная память?
Необходимые данные из кратковременной памяти транслируются в оперативную, а после выполнения поставленной задачи вся информация улетучивается. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: человеку необходимо приехать по определенному адресу, чтобы совершить покупку товара из рук в руки. Когда в голове откладывается нужный адрес, то сразу эта информация заносится в кратковременную память, а уже после в оперативную. В итоге, через несколько дней человек и вовсе забудет, по какому адресу он ездил. Подобное происходит и во время учебы, когда школьники или студенты готовятся к докладу.
Американские ученые доказали, что оперативная память тесно связана с интеллектуальным развитием. Объем оперативной памяти составляет не так много — всего 5 или 7 ячеек. Подобное говорит о том, что человек вполне может запомнить простой телефонный номер, только услышав его. Однако если цифр будет гораздо больше, как на мобильном, то вряд ли индивиду удастся воспроизведение информации.
Различия оперативной и кратковременной памяти
Кратковременная память очень похожа на оперативную, однако, она имеет и некоторые отличия. Кратковременная память выступает в виде цеха сортировки, когда человек получает информацию и распределяет ее. Оперативная же память является уже конечным пунктом, где информация используется, а потом забывается.
Мозг человека — орган достаточно сложный, от нормального функционирования которого зависит множество моментов. Именно поэтому ученые так до сих пор не пришли к единому мнению об оперативной памяти, является ли она отдельным компонентом или состоянием кратковременной. Если рассматривать оперативную память как состояние кратковременной, то можно заметить, что удержание нужных данных заметно отличается. Тем не менее, в этот момент можно увидеть ухудшения в работе критического мышления и возможности обдумывать информацию. Единого мнения относительно работы мозга и памяти на сегодняшний день не существует. Но большинство ученых склоняются к тому, что переключение мозга с одного режима на другой происходит в том случае, когда сроки максимально ограничены. Курс Викиум «Мнемотехники» поможет развить память и научиться запоминать большие объемы информации.
Оперативная память в психологии. Что это такое, примеры, что представляет, сколько длится
Память — это система или процесс, который сохраняет то, что человек узнаёт, для использования в будущем. В классической психологии помимо понятия долговременной памяти, существуют процессы кратковременного оперативного удержания фактов и событий, которые необходимы для достижения текущих целей.
Процесс запоминания основан на 3 функциях: кодирования, хранения и получения информации.
После того как информация была закодирована, её необходимо каким-то образом ее сохранить. Мозг берет закодированную информацию и помещает ее в хранилище. Хранение — это создание постоянной записи информации.
Чтобы память перешла в хранилище (долговременную память), она должна пройти 3 этапа: сенсорное восприятие, кратковременный или рабочий этап и, наконец, долговременный. Эти стадии были впервые предложены Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрином (1968).
Другие теории, такие как модель Баддели и Хитча, предполагают, что существует больше обратной связи между кратковременной и долговременной памятью. Долговременная память имеет практически безграничную емкость и делится на явную и неявную.
Наконец, получение — это процесс извлечения воспоминаний из хранилища и их возвращения в сознательное состояние, что достигается путем вспоминания, распознавания и повторного обучения.
Оперативная память в психологии – это система временного хранения, обрабатывающая входящую сенсорную память в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.
Оперативная память развивается и улучшается в первые годы жизни, достигает пика в 20-летнем возрасте и затем неуклонно снижается. Время от времени её эффективность может ухудшаться из-за таких факторов, как стресс и усталость. Кроме того, болезни и лекарства негативно влияют на рабочую память.
Повседневные примеры ошибок оперативной памяти включают забвение, например, зачем человек только что вошёл в комнату, или он забывает то, что собирался сказать, или отправку электронного письма без необходимого вложения.
Определение
Оперативная память в психологии – это термин, который определяется как ограниченная емкость для временного хранения и обработки информации для задач, таких как понимание, обучение и рассуждение.
С тех пор как концепция рабочей памяти была введена более 50 лет назад, различные научные школы предлагали всевозможные определения рабочей памяти на основе различных когнитивных областей, которые она охватывает.
Общее определение многих психологов поддерживает идею о том, что этот вид памяти активно участвует в целенаправленном поведении, при котором информация должна сохраняться и обрабатываться для обеспечения успешного выполнения задачи.
До появления других конкурирующих моделей концепция рабочей памяти описывалась моделью многокомпонентной рабочей памяти, предложенной А. Баддели и Г. Хитчем, в 1974 г, хотя термин «рабочая память» был впервые введен Миллером в1960г.
А. Бэддели сравнивал оперативную память с блокнотом, в который записываются важные фрагменты информации, которые затем удаляются (или что более вероятно, заменяются более подходящей информацией).
Джордж Миллер (1956), американский психолог, в своем исследовании емкости памяти обнаружил, что большинство людей может сохранить около 7 элементов в оперативной памяти. Кто-то помнит 5, кто-то 9, поэтому он назвал мощность такого вида памяти ± 2. Кратковременная память хранится около 20 секунд. Модель рабочей памяти предложили Грэм Хитч и Алан Баддели в 1974 г.
Канадский психолог Эндел Тулвинг продемонстрировал, что, хотя информация может храниться в течение долгого времени, нет никакой гарантии, что она будет извлечена именно тогда, когда понадобится.
Характеристики и свойства
Оперативная память, в отличие от долговременной, не связана с воспоминаниям, срок хранения которых у последней, варьируется от нескольких секунд до многих лет. Напротив, речь идет о том, чтобы удерживать поступающие знания в уме, необходимые человеку для учёбы, принятия конкретных решений в настоящем времени.
Рабочая память – это умственная способность, которая имеет небольшой объем. Она может хранить только несколько элементов одновременно.
Оперативная память – это конструкция, связанная с когнитивной психологией, которая относится к структурам и процессам, используемым для временного хранения информации.
Таким образом, рабочая память не является определенной областью мозга и это не просто хранилище. Скорее, это понятие определяет тип памяти, который есть у людей. С её помощью человек генерирует новые мысли, изменяет их, комбинирует, применяет к ним различные правила и стратегии, помогающие ориентироваться в жизни.
Благодаря включению всех этих функций рабочая память поддерживает мышление, планирование, обучение и принятие решений.
Функции и роль
Одна из функций рабочей памяти — отслеживать ввод. Эта система оценивает поступающую информацию и удерживает внимание. Факты хранятся и оцениваются, а затем принимается решение об удалении или сохранении информации для использования в будущем.
Оперативная память позволяет работать быстрее, сохраняя необходимую информацию, которую вскоре нужно будет использовать повторно. Одна из основных функций — предотвращение кодирования бесполезной информации в долговременную память.
Этот вид памяти помогает выполнять повседневные задачи, такие как вождение автомобиля, написание сочинений, подготовка к экзамену. Это ключевой аспект интеллекта, от которого зависит обучение.
Формы проявлений
Оперативная память или рабочая, включает 3 компонента: цикл фонологический, визуально-пространственный блокнот и центрально-исполнительный орган. Модель была разработана психологом А. Баддели в 2000 г.
Компоненты оперативной памяти:
Фонологический цикл | Фонологическое хранилище (петля) | Отвечает за слуховые манипуляции на основе информации. | Примером служит непрерывное повторение вслух или в уме группы цифр, букв или слов, чтобы научить ум их запоминать. Эта функция обязательно нужна при учебе. Самый простой пример — номер телефона, люди часто повторяют его снова и снова, чтобы запомнить его, и он сохраняется в долговременной памяти |
Артикуляционно — репетиционный процесс | Ответственный за репетиционную информацию, находящуюся в фонологическом хранилище | ||
Зрительно-пространственный блокнот | Сохраняет 2- х и 3-х мерные изображения объектов | Блокнот визуально-пространственных эскизов помогает запоминать расположение объектов. Примером может служить запоминание места за столом, если человек ходит в темной комнате. Память воссоздает визуальный образ дома, сохраняет план размещения объектов, чтобы человек не сталкивался с ними. | |
Центральная исполнительная власть | Отвечает за мониторинг и координацию работы пространственного блокнота для набросков и фонологического цикла. Манипулирует информацией и направляет внимание. | Помогает в мысленных вычислениях и решении проблем. Решает, какая из других частей рабочей памяти должна обрабатывать определенную информацию по мере ее поступления. |
Когда все эти компоненты работают вместе, человек нормально функционирует: решает математические задачи, читает книги, понимает разговор с другими людьми. В начале 21 века А. Баддели в модель оперативной памяти ввёл новый компонент, названный «эпизодический буфер». Он рассматривался как временная система хранения, которая модулирует и интегрирует различную сенсорную информацию.
Психологические теории и школы
Память была предметом исследования многих психологов 20-го века и остается активной областью исследований современных когнитивистов.
Влиятельная теория памяти, известная как модель с несколькими магазинами, была предложена в 1968 г. Р. Шиффрином и Р. Аткинсоном. Эта модель предполагает, что информация существует в одном из 3 состояний памяти: сенсорной, краткосрочной памяти и долгосрочной.
Информация переходит от одной стадии к другой, чем больше человек репетирует ее в уме, тем дольше она сохраняется, но может исчезнуть, если ей не уделять достаточного внимания.
Во-первых, стимулы окружающей среды входят в сенсорную память на период от менее секунды до нескольких секунд. Во-вторых, стимулы, которые человек замечает и на которые обращает внимание, затем переходят в память кратковременную. Согласно модели Аткинсона-Шиффина, если человек репетирует эту информацию, она перемещается в долговременную память для постоянного хранения.
Фергус Крейк и Роберт Локхарт критически относились к объяснению памяти, обеспечиваемой моделью с несколькими магазинами, поэтому в 1972 году они предложили альтернативное объяснение, известное как уровни эффекта обработки.
Согласно этой модели, воспоминания не хранятся в 3 магазинах; напротив, сила памяти зависит от качества обработки или репетиции стимула. Другими словами, чем больше человек о чем-то думаем, тем дольше об этом вспоминает.
Другие психологи, Алан Баддели и Грэм Хитч, воссоздали модель рабочей памяти, состоящей из 2 компонентов: зрительно-пространственного блокнота («внутренний глаз») и артикуляционно-фонологического цикла («внутреннее ухо»), которые фокусируются на различных типах сенсорной информации.
Работа обоих компонентов происходит независимо друг от друга, но регулируются они центральным исполнительным органом. Этот орган собирает и обрабатывает информацию от других компонентов аналогично тому, как процессор компьютера обрабатывает данные, хранящиеся отдельно на жестком диске.
Американский когнитивный психолог Джордж А. Миллер поставил под сомнение пределы возможностей краткосрочной памяти. В статье 1956 года учёный заключил, что люди, как правило, способны удерживать в краткосрочной перспективе памяти около 7 блоков информации (± 2), прежде чем потребуется их дальнейшая обработка для более длительного хранения.
Например, большинство людей запоминают 7-значный номер телефона, но не способны запомнить 10-значный номер. Это привело к тому, что Миллер описал число 7 ± 2 как «магическое» число в понимании памяти.
Диагностика
Оперативная память в психологии – это процессы запоминания, и воспроизведения информации, необходимой для частной деятельности. Чтобы изучить факторы, влияющие на рабочую память, исследователи проводят когнитивные тесты для конкретной оценки основных аспектов процесса.
Часто тесты включают временное сохранение числовой или пространственной информации. Например, в одном из таких тестов на экране компьютера отображается серия из 5 цифр, которую человек может сохранить в рабочей памяти.
Сразу после этого следует длинная серия цифр, и для каждой представленной цифры человек должен нажать кнопку «да» или «нет», чтобы указать, была ли она одной из пяти исходных.
Помимо измерения точности ответов, также записывается время, затрачиваемое на принятие решений, известное как скорость ответа. Измеряется скорость и точность, поскольку оба являются ключевыми элементами рабочей памяти.
Исследования когнитивных эффектов здорового старения показали, что люди старшего возраста с большей вероятностью совершают больше ошибок и дольше принимают решения. Таким образом, учет точности и скорости гарантирует, что задача должным образом отражает способности человека.
Нарушение рабочей памяти означает, что у ребенка проблемы с использованием информации в течение короткого времени. Рабочая или оперативная отличается от кратковременной памяти. Например, ребенок должен сложить 2 числа. Способность запоминать числа – это часть его кратковременной памяти. Его рабочая память — это способность запоминать числа, пока он их складывает.
Примеры тестов:
Когнитивные функции тестируются с помощью:
Упражнения n-back, можно найти в магазине приложений мобильного телефона, среди гаджетов платформ «Windows», «Linux», «Mac OS».
Тестирование рабочей памяти проводят в некоторых специализированных клиниках, а также центрах, созданных на основе психолого-педагогических университетов. Стоимость 1 часа участия в экспериментах от 250 руб.
Как улучшить
Когнитивная наука — все еще новая и развивающаяся область, раз0работки в которой постоянно подвергаются испытаниям. Есть много теорий и гипотез относительно того, как увеличить объем рабочей памяти, но должно пройти ещё некоторое время, прежде чем наука сможет прийти к единому мнению о том, что действительно улучшит способности человека.
Что следует делать, чтобы максимально использовать рабочую память:
Если человек хочет повысить свой интеллект, можно воспользоваться методами улучшения рабочей памяти, предлагаемыми психологами.
Творческий подход
Исследование, проведенное Андреасом Финком, ученым из Германии, показало, что, когда участники исследования думали о творческих способах использования повседневных предметов и продуктов, активировались области мозга, связанные с рабочей памятью.
Поэтому, при виде предметов повседневного обихода, следует стараться найти для них нестандартное использование. Например, использовать лоток для кубиков льда, пластиковую коробку из-под яиц в качестве места хранения украшений.
Медитация
Было показано, что упражнения на осознанность, такие как медитация, улучшают внимание и концентрацию, а также способствуют увеличению объема рабочей памяти. Исследование, опубликованное американскими учеными в журнале Psychological Science, показало, что рабочая память студентов улучшилась после прохождения интенсивного двухнедельного курса медитации.
Показатель, используемый для определения увеличения объема оперативной памяти, был тестом на понимание прочитанного.
Тестирование мозга
Оперативная память в психологии – это такой вид памяти, который важен для рассуждений, обучения и понимания. В настоящее время на сайтах можно найти много упражнений и игр, направленных на развитие этих способностей. Большинство из них бесплатны, поэтому попробовать их не составит труда. Умные игры – это фитнес для мозга.
Тренировки на свежем воздухе
Несколько исследований показывают, что бег стимулирует префронтальную кору, известную как место рабочей памяти. Бег босиком рекомендуется больше, так как исследования, проведенные доктором наук Трейси Аллоуэй и доктором философии Россом Аллоуэем, показывают, что бегуны без обуви демонстрируют лучшую рабочую память, чем те, кто бежал в обуви.
Опять же, это всего лишь одно исследование, и оно пока не доказало причинно-следственной связи, но улучшить здоровье способно.
Оперативная память жизненно необходима для большинства видов деятельности, особенно когда дело касается обучения. Помимо этого, она важна для сосредоточения на определенной деятельности, устранения отвлекающих факторов. Во многих трудах по психологии учеными доказано, что можно повысить свой интеллект, улучшив рабочую память.