Что значит опасные места в словах

Памятка «Опасные при письме места». 2 класс.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Памятка «Опасные при письме места».

1. Начало предложения пишется с большой буквы, слова пишутся раздельно, в конце стоит точка (восклицательный или вопросительный знаки). Подчёркиваем.

2. Безударные гласные «опасные»: а, о, и, е, я. Под буквой ставим точку.

3. Подчёркиваем сочетания: жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк – чн, чт, щн, зн, ст, зд, сн, нч, нщ, нт.

4. Подчёркиваем ь знак и ъ знак.

5. Отмечаем парный согласный на конце слова и перед другим парным (под буквой ставим точку): б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с, бь – пь, вь – фь, дь – ть, зь – сь.

6. Подчёркиваем заглавную букву в именах собственных, кличках животных, названиях рек, городов, озёр и т.д.

7. Мягкий согласный перед мягким. Отмечаем точкой.

Памятка «Опасные при письме места».

1. Начало предложения пишется с большой буквы, слова пишутся раздельно, в конце стоит точка (восклицательный или вопросительный знаки). Подчёркиваем.

2. Безударные гласные «опасные»: а, о, и, е, я. Под буквой ставим точку.

3. Подчёркиваем сочетания: жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк – чн, чт, щн, зн, ст, зд, сн, нч, нщ, нт.

4. Подчёркиваем ь знак и ъ знак.

5. Отмечаем парный согласный на конце слова и перед другим парным (под буквой ставим точку): б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с, бь – пь, вь – фь, дь – ть, зь – сь.

6. Подчёркиваем заглавную букву в именах собственных, кличках животных, названиях рек, городов, озёр и т.д.

7. Мягкий согласный перед мягким. Отмечаем точкой.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что значит опасные места в словах

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что значит опасные места в словах

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что значит опасные места в словах

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Примерное проектирование логопедического материала

Проверочная работа по русскому языку 4 класс «Падежные окончания имен существительных в единственном числе».

Тест по окружающему миру на тему «Мы и наше здоровье» (3 класс)

Планирование по окружающему миру

Конспект урока математики в 4 классе

Тематическая работа «Склонения имен существительных» 4класс

Технологическая карта к уроку математики в 3 классе по теме «Задачи на нахождение четвёртого пропорционального».

Проверочная по математике 4 класс

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5370535 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что значит опасные места в словах

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Что значит опасные места в словах

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что значит опасные места в словах

В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей

Время чтения: 1 минута

Что значит опасные места в словах

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Что значит опасные места в словах

Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям

Время чтения: 2 минуты

Что значит опасные места в словах

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Как научить видеть опасные места в словах, чтобы грамотно писать?

Что значит опасные места в словахХорошо, когда у ребенка есть так называемое врождённое чувство грамотности. Такой ребенок пишет правильно не задумываясь, даже не зная правил русского языка. Обычно этот ребенок много читает и, благодаря зрительной памяти, запоминает написание слов. Таким образом научился грамотно писать Максим Горький.

Любит Буквоёжка баловаться и силу свою волшебную применять везде, где есть буквы. Хитрая она, как увидит, что буква стоит в слабой позиции, так сразу давай её менять. Вот и получается, что в слове КОРОВА пишем мы О, а говорим А. Это Буквоёжкины проделки.

А что же делать? Поймать и прогнать это зловредное существо мы не сможем, оно, как и Кощей бессмертное. Но мы можем его победить и обезвредить. Как? Если научимся видеть, где оно прячется. К счастью, прятаться Буквоёжка может только в определенных местах, там, где буквы стоят в слабой позиции и качаются. И гласные, и согласные могут быть заколдованы Буквоёжкой, но только, если они маленькие и слабенькие. Найди эти маленькие слабенькие буковки в слове, вспомни, как они пишутся правильно и всё, ошибок не будет.

А как найти эти слабенькие буковки? Легко, если знать, где они прячутся. Вот сейчас это и выясним.

Гласные. Вспомните, когда мы четко и громко слышим гласный звук? Когда он под ударением. А вот если гласный без ударения, то здесь его слышно плохо и Буквоёжка сразу пытается его заменить и запутать ребят. Но нам надо знать, что Буквоёжка может заколдовать не все гласные, некоторые буквы не поддаются ее чарам. Нам надо быть особенно внимательными, если без ударения находятся буквы А, О, Е, И, Я. Только эти буквы можно заколдовать, заменить другими звуками. Потренируйся находить эти слабенькие буквы в любом тексте. Возьми карандаш и подчеркни все буквы А, О, Е, И, Я в словах, если они безударные. Что для этого надо сделать? Сначала поставить в слове ударение, а затем подчеркнуть нужные буквы.

Слабые буквы мы нашли. А что дальше? Как проверить, какую букву надо писать? Для этого есть правило, которое надо знать, чтобы не ошибиться.

Измените слово так, чтобы эта буква была под ударением, и сразу узнаете, что надо писать. Но не все слова можно проверить ударением. В таком случае нам поможет словарь.

Измени слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная и тогда чётко будет слышен нужный звук. Напиши эту букву и слово будет написано правильно.

Есть, конечно, слова, которые так не проверишь. Это словарные слова, которые надо запомнить. Это сделать легко, если знать, как запоминать словарные слова.

Вот теперь вы знаете, как найти опасные места в слове, где может появиться Буквоёжка, и правила, как проверить правильность буквы. Остаётся только тренироваться в поисках опасных мест и проверки букв. От того, как будете тренироваться и зависит, будет ли появляться Буквоёжка в ваших тетрадях или испугается и убежит.

Источник

1 класс. Что такое опасные места в предложении, как выделить опасное место?

Что значит опасные места в словах

Что значит опасные места в словах

Что значит опасные места в словах

Опасные места в предложении это те, где можно сделать ошибку. Их подчёркивают черточкой.

Например: безударные гласные о,а,и,е,я: лиса-лис, коса-косы, слоны-слон.

Удвоенные согласные: Алла, Инна.

Что значит опасные места в словах

В первом классе детям предлагают запоминать правила по русскому языку с помощью ассоциаций, например, орфограмму жи ши пиши с буквой и детям обозначают как опасное место. Орфограммы в словах обозначаются как опасные места, то есть выделить нужно орфограмму

Что значит опасные места в словах

Составить школьнику первого класса рассказ со словами Родина, Россия, Москва, Земля не так уж и просто.Важно объяснить ребёнку, что такое вообще рассказ.Например, ему можно представить себе, что он встретил иностранца и ему надо рассказать про себя и свою страну.Врядли рассказ должен быть длинным, но главную информацию в него всё-таки необходимо поместить.И главные вопросы рассказа, по моему мнению, это «Кто Я?», «Откуда Я?». Поробуем так.

«Я живу в России.Россия-это большая страна, это моя Родина. Я родился в России. Главный город в Росси- это город Москва. Там живёт и работает президент.

На земле много стран, но Россия- самая большая страна из всех.»

Что значит опасные места в словах

В 1 классе детей ещё не знакомят с понятиями подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство. Простые схемы предложений имеют целью формирование знаний, умений и навыков определения границ предложения, количества слов в нём, соблюдения пробелов между словами, написания первого слова в предложении с большой буквы (вертикальная чёрточка в начале схемы), понимание знака окончания предложения.

Примеры:

*Идёт снег. Зима наступила.

*Идёт белый снег. Снег падал хлопьями.

*Медленно падает белый снег. Идёт белый пушистый снег.

*Красивые белые снежинки медленно падают.

Пусть сам ребёнок найдёт в сказке или сам придумает такие предложения.

Что значит опасные места в словах

А эпизод на картинке, когда девочка плачет в кругу букашек, которые сказали ей о том, что она страшненькая, потому что не похожа на них. И ей обидно, что даже жуки не захотели с ней дружить.

Что значит опасные места в словах

«Сказочная страничка»

Задание для проекта:

Что значит опасные места в словах

В интернете очень много специализированных ресурсов со сказками для детей, но будет лучше, если первоклассник принесет книжку с собой на урок. Если нет возможности, сказку можно скачать и распечатать.

Что значит опасные места в словах

Возьмем в качестве примера всеми любимую русскую народную сказку «Вершки и корешки». Ее текст есть в сборниках и на любом сайте с детской литературой. А еще по ней сняли красочный мультфильм, который тоже можно посмотреть, чтобы лучше запомнить сюжет.

Что значит опасные места в словах

В интернете очень много рисунков, нарисованных детьми по мотивам сказки «Вершки и корешки». Можно взять их в качестве примера или придумать что-то свое.

Что значит опасные места в словах

Что значит опасные места в словах

Чтобы лучше запомнить сюжет, его лучше разделить на несколько главных частей.

Источник

А теперь разберёмся, что же это за «опасные места» и «буквы-мины».

Для ГЛАСНЫХ «опасными местами», т.е. слабыми позициями, являются:

1)безударное положение [сасна];

2)место после шипящих или Ц [шёл, шомпол, циновка, цыплёнок).

Но «опасное место» станет действительно опасным, если там встанет «буква-мина». Какие же буквы становятся «минами» в безударном положении? А или О, Е или И или Я [иногда в суффиксах и окончани­ях в эту компанию попадают буквы Ю и Ы].

Проблемы правописания гласных после шипящих и Ц будут волновать учителей в средней школе. Нам достаточно рассказать детям об орфограммах ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Для ПАРНЫХ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ СОГЛАСНЫХ «опасными местами», т.е. слабыми пози­циями, являются:

1) конец слова [лев, шкаф);

1)положение после шипящих [молодёжь, шалаш, туч, хорош, молчишь, беречь, прочь и т.д.);

1.Ставим в слове ударение.

2.Мысленно разбираем слово по составу.

3.Определяем, в каких частях слова остались безударными гласные А, О, Е, И, Я. Каждая часть слова
подчиняется своим правилам. По мере написания применяем их.

4.Предлог или приставка? После приставки подумали о Ь.

По узкой дороге мчится машина.

По узкой. Безударная гласная.

Предлог это или приставка? По очень узкой. Значит, ПО — предлог.

машина. Непроверяемая безударная гласная а в корне. Выделяю зелёной ручкой. Орфограмма ЖИ-ШИ. Выделяю её зелёной ручкой. Безударная гласная в окончании а. В конце предложения ставлю точку.

Сейчас вам всё это может показаться громоздким и долгим. На самом деле я привела пример ком ментария четвероклассника, который три с половиной года учился по этой системе. Если начать учить детей подобному анализу с первого класса, они с лёгкостью всё усвоят хотя бы потому, что писать по-другому им просто не придёт в голову!

Вот ещё чем полезна эта методика: привыкнув анализировать то, что они пишут, ваши ученики само­стоятельно смогут работать по ней в средней школе. Просто «минные поля» расширятся.

Вот примерное расписание самостоятельных и контрольных работ на неделю:

Что значит опасные места в словахПроверяла я эти работы сразу же (обычно на перемене или в «окно»). И сразу же становилось ясно, как прошёл урок, как усваивается тема и т.п. Оценки за самостоятельные ставила в специально разграфлённую тетрадочку. Один раз е неделю можно было выставлять в журнал среднюю оценку за работы (кроме контрольных, естественно!).

Система работ над ошибками

Но от самостоятельных не было бы большой пользы для детей, если бы я не требовала ежедневного добросовестного выполнения работ

Я считаю, что лучше в какой-то день не задать на дом упражнение, а вот проработать свои ошибки нужно обязательно. Этому есть несколько причин.

Во-первых,некоторые дети просто невнимательны и довольно спокойно относятся к плохим оцен­кам. Но они гораздо серьёзнее подойдут к выполнению самостоятельной или контрольной работы, если будут знать, что «расплатой» за плохо выполненную работу будет не привычное возмущение учителя и родителей, а дополнительный труд. Рекомендации к выполнению РНО я дала в «Справочнике для началь-

Во-вторых,ребёнок, выполняя РНО, сам себе объясняет, что за ошибку он допустил. Ведь с каждой из них ведётся «индивидуальная» работа!

В-третьих,расширяется словарный запас.

Ну, и так далее. Вы — учителя, и сможете сами продолжить этот список.

Те дети, которые ни разу в течение всей четверти не забыли сдать мне РНО [т.е. все «непятёрки» в моей тетрадочке обведены кружочком), на две последние недели четверти освобождались от домашних заданий (за исключением, конечно, всё тех же РНО). Сразу определимся: я говорю о «непятёрках» за. ошибки, а не за грязь, плохой почерк и т.д,

Система оценки и самооценки

Сейчас много говорят о беэоценочной системе обучения детей. Мне кажется, что это в корне неверно. Любой человек, выполнив работу, ждёт её оценки окружающими. Вы сварили суп. Вам интересно, вкусный он или нет. Вы провели открытый урок, вам интересно, понравился ли он вашим коллегам. Ребёнок выпол­нил работу. Ему интересно мнение человека, самого уважаемого для него на этом этапе жизни, — его учительницы. Просто надо объяснить и детям, и родителям, что плохая оценка — это сигнал беды! Нужно помочь ребёнку, а не ругать его. Да и понятие «плохая оценка» весьма относительное: для кого-то «трой­ка»— праздник, для кого-то «четвёрка» — горе. Поэтому оценка за письменные работы, как мне кажется, — это примерный показатель количества ошибок. Любая «непятёрка» говорит о том, что какая-то ошибка всё-таки допущена. Поэтому очень важно это заметить, ошибку проработать — «задушить» пробпему в корне.

Да и что значит безоценочная система? Как только ни изощряются учителя, чтобы всё-таки выс­казать своё мнвние о работах учеников: рисуют квадратики и треугольнички, выдают или наклеивают картинки. А как ждут этих оценок малыши!

Поэтому от оценок отказываться, как мне кажется, нельзя. Просто любую оценку ребёнку нужно про­комментировать, объяснить. А если уж вы забыли объяснить ребёнку почему, например, поставили ему «4» за ответу доски, не обижайтесь и не возмущайтесь, когда он спросит об этом! Я помню, как я хвалила свою ученицу за «двойку». Она допустила 5 ошибок. По действующим нормам за административный диктант пришлось поставить «2». Но у медлительной девочки намечались явные успехи: во-первых, она всё успела написать, во-вторых, ошибок было значительно меньше, чем раньше. И девочка, и её родители понимали всё это и гордились успехами.

Как искать ошибки в с/р «Найди ошибку!»(или всё же в каких-то своих работах)?

2.Потом каждое слово в нём.

3.Ставим ударение, мысленно разбираем слово по составу и определяем:

-в какой части слова остались безударными гласные А или CD, E или И или Я;

-предлог или приставка; не нужен ли Ь, не лишний ли он здесь;

-парные согласные в корне слова;

-шипящие и Ц (гласные и Ь после них).

4. Читаем ещё раз предложение и проверяем постановку знаков препинания:

-союзы А, НО, ДА [в значении НО], повторяющийся союз И;

-есть ли однородные члены предложения, не соединённые союзами;

А как же делать РНО?

В этом разделе не будет никакой теории. Разберём пример. Я постаралась включить в это предложе­ние как можно больше «разноплановых» ошибок.

Уш ул/щф ut/bv крмлфншо пърхмоооАМ, a- р^шм, dfwiccuw,

Все ошибки уже нашла учительница. Осталось их объяснить и проработать. Для удобства поставим около ошибок цифры. Так, кстати, можно делать и в реальных РНО.

Что значит опасные места в словах

Рассуждаем Улице. Записываю слово правильно и разбираю его по составу.

Шёл. Про это слово нам рассказывали. Здесь после шипящей пишется гласная Ё. Подберу однокоренные слова.

Трамвай.Слово из словаря. Чтобы лучше его запомнить, пропишу строчку, выделяя букву, в которой ошибся. Подберу однокоренные слова.

За ним.Пишется отдельно. Это местоимение. Вспоминаю правило о правописании местоимений с предлогами. Местоимения могут иметь предлоги. Подберу аналогичные примеры.

Бежала.Разбираю слово по составу. Исправлена безударная глас­ная е корне. Подбираю проверочное слово. Подбираю слова с этой орфограммой <безударные гласные А, О, Е, И, Я].

— едпожения. Но путаницы уже не возникнет.

|ый и рэспростанённь s»-«подлежащее», «п для разбора предлаа подписывать части речи над 41

1. ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 1-3 КЛАССАХ

Заполни таблицу.

.. _

Буквы, обозначающие гласные звукиБуквы обозначающие согласные звуки
ПарныеНепарные
I ряда II рядаЗвонкие
Глухие
Буквы, не обозначающие звуковI

Г. Закончи предложения.

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука

Что значит опасные места в словах Что значит опасные места в словах., например:

Буква И обозначает два звука____________

предшествующего согласного звука

Буквы__ обозначают только мягкие согласные звуки.

Источник

Опасные при письме места.

ТЕМА. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Цели: 1) определить задачи, содержание и приемы орфографической работы в период обучения грамоте.

Задачи: дать теоретические основы методики работы над орфографией в период обучения грамоте;

познакомить с основными направлениями работы над орфографией в период 1обучения грамоте;

практическом опыте этой работы.

ПЛАН

1.Основы орфографической работыв период обучения грамоте. Подходы к проведению орфографической работы в период обучения грамоте.

2. Работа над простейшими правилами орфографии и пунктуации в период обучения грамоте.

3. Работа над орфографической зоркостью.

В период обучения грамоте наряду с основными задачами обучения чтению и письму решается задача проведения орфографической работы в период обучения грамоте.

Орфография – этот система правил, регулирующая написание орфограмм. Что такое орфограмма? Это такое место, где на возможен выбор букв или других письменных знаков. Выбор письменных знаков на месте орфограммы осуществляется на основе правила.

Умение правильно выбирать письменный знак на месте орфограммы получило название орфографическое умение. А это умение, доведенное до автоматизма, определяется как орфографический навык.

Работа по орфографии в период обучения грамоте носит пропедевтический характер. Пропедевтика (от лат. «подготовка»). Она сопутствует основному содержанию уроков в этот период.

Задачи и содержание орфографической работы могут определяться по-разному.

Традиционный подход отражен в примерной программе и ряде авторских программ («Школа России», «Школа «21 века» и др.)

Согласно традиционному подходу, главная задача орфографической работы в период обучения грамоте – познакомить с наипростейшими правилами орфографии и пунктуации и научить детей их применять.

В число таких правил входят:

— раздельное написание слов;

— обозначение гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу);

— прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

— перенос слов по слогам без стечения согласных;

— знаки препинания в конце предложения.

Другой подход, сложившийся в 60-е годы 20 века в работах В.В. Репкина и П. С. Жедек, расширяет задачи орфографической работы. Кроме указанных, работа над орфографией в период обучения грамоте призвана решать ещё одну важную задачу: формировать орфографическую зоркость, или умение находить орфограммы.

Зачем нужна такая работа? Она нужна потому, что «орфографическая слепота», неумение обнаруживать «ошибкоопасные» (выражение Г.Г. Граник) места – одна из важнейших причин орфографических ошибок. Не замечая мест, где требуется применение правил, учащиеся, даже зная правила, не обращаются к ним, не знают, где их можно использовать. Как считают ученые, орфографическую зоркость нужно начинать формировать уже в период обучения грамоте. Почему? В этот период ребенок начинает писать и сразу необходимо заложить основы осознанного отношения к трудностям письма. На сегодняшний момент это направление работы представлено в системах Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, «Гармония» и некоторых других.

Остановимся на некоторых рекомендациях, связанных с изучением наипростейших орфографических правил.

· Правила оформления границ предложения в письменной речи усваиваются еще в подготовительной период обучения грамоте при знакомстве с понятием «предложение» (см. соответствующую лекцию).

· Правила о правописании слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу изучаются на уроках знакомства с соответствующими буквами. Способы могут быть различными: сообщение правила; рассказывание сказки о «споре» букв; исторический комментарий о том, что когда-то звуки [ж, ш] были мягкими, а [ч] и [щ] – твердыми. Звуки изменили свой характер, а написание закрепилось и сохранилось до сих пор.

· Правила о написании заглавной буквы в именах собственных сообщаются учащимися постепенно по мере появления соответствующих слов на страницах букваря и прописи.

· Работа над правилами переноса носит сугубо практический характер. Она начинается тогда, когда у детей при письме появляется необходимость переноса слов со строки на строку. Сообщается общая норма: слово переносятся по слогам. Правило не переносить на другую строку и не оставлять на строке одну букву, даже если она равна слогу, – желательно также объяснить, так как такие случаи часто встречаются в практике письме. Остальные исключения из этого правила (перенос слов с ь, й, слов с удвоенными согласными) сообщаются позже, во 2 классе.

Одно из направлений орфографической работы в период обучения грамоте – работа над орфографической зоркостью.

Орфографическая зоркость – это умение быстро обнаруживать орфограммы в момент письма.

Для успешного формирования умений находить орфограммы необходимо:

а) обеспечить различение детьми понятий звук и буква;

б) развитие всего комплекса фонетических умений;

в) познакомит детей с признаками наиболее частотных орфограмм;

г) систематически тренировать в выявлении орфограмм при выполнении специальных упражнений.

В период обучения грамоте сам термин орфограмма не вводится, вместо него дети используют термин «опасное при письме место».

Рассмотрим, как познакомить детей с признаками наиболее частотных орфограмм (опасными местами).

В букваре М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко первое знакомство с «опасностями письма» начинается в добукварный период, когда дети знакомятся с понятием предложения и учатся записывать его схемой. «Опасными при письме местами» для детей становятся заглавная буква в начале предложения, пробелы между словами и точка в конце предложения. На уроках письма дети при записи предложения схемой эти места подчеркивают.

Следующий шаг в формировании понятия «опасное при письме место» приходится на букварный период, после того, как дети овладеют всем комплексом фонетических умений и узнают необходимое количество букв. В этот период дети усваивают понятие «опасные при письме места» на месте гласных, а затем и согласных.

Какое понимание орфограммы должно быть у учителя, чтобы грамотно организовать работу над орфографической зоркостью?

У учителя должно быть понимание орфограммы как такого звука, на месте которого возможен выбор букв. Это место нельзя писать по слуху, поскольку на месте звука может быть другая буква, не совпадающая по названию со слышимым звуком. Именно такое представление об орфограмме (опасного места) положено в основу работы над орфографической зоркостью. Учащимся важно показать: на месте одного и того же звука могут писаться разные буквы.

Например, в букваре М.С, Соловейчик для формирования понятия «опасного места» среди гласных учащимся предлагаются для анализа слова, «лиса» и «леса» из русской народной сказки: «Несет меня лиса за синие леса».

Из произнесенной учителем фразы выделяются слова, которые звучат одинаково (лиса – леса). Проводится звуковой анализ слов, устанавливается, что первый гласный звук в этих словах – [и]. Уточняется, что он безударный.

— А теперь посмотрим, как пишутся эти слова (открываются заранее записанные на доске слова.). Прочитаем первое слово (лиса). Какой буквой обозначен звук [и]? (Буквой «и»). Прочитаем второе слова (леса). Какой буквой здесь обозначен звук [и]? (Буквой «е»).

— Посмотрите, какой хитрый безударный звук [и]. Он может быть обозначен то буквой «и», то буквой «е». Давайте это покажем на схеме:

Что значит опасные места в словахЕ

Что значит опасные места в словах[И]

— Можно ли доверять при письме этому хитрому звуку? (Нет).

Далее дети наблюдают, как на письме обозначается безударный звук [а] (трава – дрова) и делают общий вывод о том, что безударным гласным звукам [и] [а] на письме доверять нельзя, это опасные места в словах.

Примерно так же организуется работа по ознакомлению с опасными местами для согласных звуков.

По мере изучения сочетаний жи, ши, ча, ща круг изучаемых орфограмм расширяется. Но для этих орфограмм дети узнают правила написания.

Таким образом, в период обучения грамоте первоклассники знакомятся с некоторыми правилами письма, а также с опознавательными признаками орфограмм для гласных и согласных. Все эти сведения можно в обобщенном виде представить в таблице. Она может быть примерно следующей.

Опасные при письме места.

Что значит опасные места в словах Что значит опасные места в словах

Что значит опасные места в словах Что значит опасные места в словах

жи – ши

Что значит опасные места в словахча – ща

Подобная таблица (ее постепенное заполнение, а также обращение к ней на уроках письма) поможет детям усвоить круг распространенных орфограмм (опасных мест), с которыми дети сталкиваются при письме.

Однако это усвоение будет более полноценным, если учитель будет постоянно использовать в своей работе упражнения на тренировку орфографической зоркости учащихся.

Для тренировки в определении опасных мест разработаны специальные упражнения.

1 группа упражнений – упражнения при восприятии материала на слух.

2 группа упражнений – упражнения при зрительном восприятии.

Упражнения при восприятии материала на слух.

1. Определить, есть ли опасные места в произнесенном слове.

Игры: Найди «опасное место».

— Я буду произносить слово, а вы хлопните, как только услышите звук, которому нельзя доверять.

— «Светофор». Покажите красный сигнал светофора, как только найдете опасное место.

— «Зажги маячок». Под схемы-модели кладутся красные кружочки под «опасными» местами.

2. Фонетико-орфографический разбор: дорожка

— составление звуковой схемы слова (из фишек, карандашом в тетради); в схеме на опасных места кладутся красные кружочки или эти места помечаются ручкой точками.

3. Печатание отдельных слов с пропусками «опасных мест» по следам фонетико-орфографического разбора.

Составляется звуковая схема, выясняются опасные места. (Звук безударный, это опасное место, обозначить буквой не могу, оставляю пропуск.)

Такое письмо включает три такта: сначала строится схема-модель, затем в схеме-модели находится опасное место, а затем неопасные места обозначаются буквами, на месте опасного места оставляется пропуск.

4.Запись слов и предложений под диктовку с предварительным составлением слоговой модели и указанием в ней орфограмм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *