Заливистый школьный звонок Позвал нас опять на урок. И сейчас у нас с вами урок русского языка.
II. Минутка чистописания
— Ребята, отгадайте загадку.
— Сколько слогов в слове? Почему?
— Сколько букв? Сколько звуков? Почему?
— Назовите все йотированные гласные. Когда они обозначают два звука?
Ю ю Юл юб юла Юля Целый день кручусь юлой.
III. Постановка цели и задач урока
— Расшифруйте ключевое слово нашего урока.
— Сегодня на уроке мы должны чётко уяснить, что в русском языке называют словом “орфограмма”, и научиться находить орфограммы в словах.
IV. Открытие нового знания
1. Наблюдение за словами, не имеющих орфограмм
На доске запись, пропущенные буквы закрыты кружком-“шторкой”
Слышу___________ 2. ВOдро, вOда, флаO. Пишу
— Посмотрите на строчку №1. Кто может прочитать эти слова?
— Давайте остановимся пока на этой строчке. Произнесём хором первое слово: [ш а р]. Какой звук слышим после [ш]?
Учитель снимает кружок со слова шар и дополняет запись:
То же проделывается со всеми словами первой строки. В итоге получается запись:
— Итак, посмотрите, ребята: есть в русском языке такие слова, которые как слышатся, так и пишутся. Можно ли в этих словах сделать ошибку при письме? (Нет)
— Но у нас есть и другие слова. Обратимся к словам строчки №2.
2. Наблюдение за словами, имеющими орфограмму
Вслух проговариваются слова второй строчки. Ребята называют звук, спрятанный под “шторкой”. Когда же учитель снимает “шторку”, обнаруживаются расхождения в произношении и написании слов:
— Что же это получается? Есть такие слова, которые слышатся эдак, а пишутся совсем по-другому!
3. Формулирование вывода
— Скажите, какую из этих строчек вы бы назвали “строчкой с опасными местами”?
— Да, во второй строчке записаны слова, где можно сделать ошибку. Такие места, где можно выбрать неправильную букву, это и есть орфограмма.
— Возникает вопрос, а как же люди выбирают правильную букву? А для этого, ребята, нужно знать много разных правил. Некоторые из этих правил вы уже знаете. Но перед тем, как вы покажете свои знания, давайте я проверю, понимаете ли вы, о чём я говорю.
V. Первичная проверка понимания
— Какое слово зашифровано?
(косы)
— На какую строчку вы его запишете? (На первую)
— А это какое слово?
VI. Первичное закрепление
Учитель показывает картинку, ученики объясняют правило и записывают слово. Орфограммы подчёркивают.
Груши, лыжи, чайник, чулок, воробей.
VII. Мотивация учебной деятельности
— Ребята, но это было бы полдела. Если учитель или мама будет говорить: “Посмотри, Мишенька, подумай, какую букву здесь надо написать”, ты никогда не станешь грамотным. Тебе всё время подсказывают, что здесь надо подумать, а то можешь сделать ошибку. Но самое главное – самому видеть слова, в которых есть орфограммы. Не ждать, когда тебе кто-то скажет “подумай”, а самому понимать, что здесь нужно выбирать букву. Вот давайте учиться развивать это качество. Оно называется “орфографическая зоркость”. В конце урока я вас спрошу, запомнили ли вы, что такое орфографическая зоркость.
— Орфографическая зоркость – это когда человек умеет видеть возможную ошибку в слове до того, как он написал это слово. Такой “острый глаз”.
В первом классе детям предлагают запоминать правила по русскому языку с помощью ассоциаций, например, орфограмму жи ши пиши с буквой и детям обозначают как опасное место. Орфограммы в словах обозначаются как опасные места, то есть выделить нужно орфограмму
Составить школьнику первого класса рассказ со словами Родина, Россия, Москва, Земля не так уж и просто.Важно объяснить ребёнку, что такое вообще рассказ.Например, ему можно представить себе, что он встретил иностранца и ему надо рассказать про себя и свою страну.Врядли рассказ должен быть длинным, но главную информацию в него всё-таки необходимо поместить.И главные вопросы рассказа, по моему мнению, это «Кто Я?», «Откуда Я?». Поробуем так.
«Я живу в России.Россия-это большая страна, это моя Родина. Я родился в России. Главный город в Росси- это город Москва. Там живёт и работает президент.
На земле много стран, но Россия- самая большая страна из всех.»
В 1 классе детей ещё не знакомят с понятиями подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство. Простые схемы предложений имеют целью формирование знаний, умений и навыков определения границ предложения, количества слов в нём, соблюдения пробелов между словами, написания первого слова в предложении с большой буквы (вертикальная чёрточка в начале схемы), понимание знака окончания предложения.
Примеры:
*Идёт снег. Зима наступила.
*Идёт белый снег. Снег падал хлопьями.
*Медленно падает белый снег. Идёт белый пушистый снег.
*Красивые белые снежинки медленно падают.
Пусть сам ребёнок найдёт в сказке или сам придумает такие предложения.
А эпизод на картинке, когда девочка плачет в кругу букашек, которые сказали ей о том, что она страшненькая, потому что не похожа на них. И ей обидно, что даже жуки не захотели с ней дружить.
«Сказочная страничка»
Задание для проекта:
В интернете очень много специализированных ресурсов со сказками для детей, но будет лучше, если первоклассник принесет книжку с собой на урок. Если нет возможности, сказку можно скачать и распечатать.
Возьмем в качестве примера всеми любимую русскую народную сказку «Вершки и корешки». Ее текст есть в сборниках и на любом сайте с детской литературой. А еще по ней сняли красочный мультфильм, который тоже можно посмотреть, чтобы лучше запомнить сюжет.
В интернете очень много рисунков, нарисованных детьми по мотивам сказки «Вершки и корешки». Можно взять их в качестве примера или придумать что-то свое.
Чтобы лучше запомнить сюжет, его лучше разделить на несколько главных частей.
Как научить видеть опасные места в словах, чтобы грамотно писать?
Хорошо, когда у ребенка есть так называемое врождённое чувство грамотности. Такой ребенок пишет правильно не задумываясь, даже не зная правил русского языка. Обычно этот ребенок много читает и, благодаря зрительной памяти, запоминает написание слов. Таким образом научился грамотно писать Максим Горький.
Любит Буквоёжка баловаться и силу свою волшебную применять везде, где есть буквы. Хитрая она, как увидит, что буква стоит в слабой позиции, так сразу давай её менять. Вот и получается, что в слове КОРОВА пишем мы О, а говорим А. Это Буквоёжкины проделки.
А что же делать? Поймать и прогнать это зловредное существо мы не сможем, оно, как и Кощей бессмертное. Но мы можем его победить и обезвредить. Как? Если научимся видеть, где оно прячется. К счастью, прятаться Буквоёжка может только в определенных местах, там, где буквы стоят в слабой позиции и качаются. И гласные, и согласные могут быть заколдованы Буквоёжкой, но только, если они маленькие и слабенькие. Найди эти маленькие слабенькие буковки в слове, вспомни, как они пишутся правильно и всё, ошибок не будет.
А как найти эти слабенькие буковки? Легко, если знать, где они прячутся. Вот сейчас это и выясним.
Гласные. Вспомните, когда мы четко и громко слышим гласный звук? Когда он под ударением. А вот если гласный без ударения, то здесь его слышно плохо и Буквоёжка сразу пытается его заменить и запутать ребят. Но нам надо знать, что Буквоёжка может заколдовать не все гласные, некоторые буквы не поддаются ее чарам. Нам надо быть особенно внимательными, если без ударения находятся буквы А, О, Е, И, Я. Только эти буквы можно заколдовать, заменить другими звуками. Потренируйся находить эти слабенькие буквы в любом тексте. Возьми карандаш и подчеркни все буквы А, О, Е, И, Я в словах, если они безударные. Что для этого надо сделать? Сначала поставить в слове ударение, а затем подчеркнуть нужные буквы.
Слабые буквы мы нашли. А что дальше? Как проверить, какую букву надо писать? Для этого есть правило, которое надо знать, чтобы не ошибиться.
Измените слово так, чтобы эта буква была под ударением, и сразу узнаете, что надо писать. Но не все слова можно проверить ударением. В таком случае нам поможет словарь.
Измени слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная и тогда чётко будет слышен нужный звук. Напиши эту букву и слово будет написано правильно.
Есть, конечно, слова, которые так не проверишь. Это словарные слова, которые надо запомнить. Это сделать легко, если знать, как запоминать словарные слова.
Вот теперь вы знаете, как найти опасные места в слове, где может появиться Буквоёжка, и правила, как проверить правильность буквы. Остаётся только тренироваться в поисках опасных мест и проверки букв. От того, как будете тренироваться и зависит, будет ли появляться Буквоёжка в ваших тетрадях или испугается и убежит.
А теперь разберёмся, что же это за «опасные места» и «буквы-мины».
Для ГЛАСНЫХ «опасными местами», т.е. слабыми позициями, являются:
1)безударное положение [сасна];
2)место после шипящих или Ц [шёл, шомпол, циновка, цыплёнок).
Но «опасное место» станет действительно опасным, если там встанет «буква-мина». Какие же буквы становятся «минами» в безударном положении? А или О, Е или И или Я [иногда в суффиксах и окончаниях в эту компанию попадают буквы Ю и Ы].
Проблемы правописания гласных после шипящих и Ц будут волновать учителей в средней школе. Нам достаточно рассказать детям об орфограммах ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Для ПАРНЫХ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ СОГЛАСНЫХ «опасными местами», т.е. слабыми позициями, являются:
1) конец слова [лев, шкаф);
1)положение после шипящих [молодёжь, шалаш, туч, хорош, молчишь, беречь, прочь и т.д.);
1.Ставим в слове ударение.
2.Мысленно разбираем слово по составу.
3.Определяем, в каких частях слова остались безударными гласные А, О, Е, И, Я. Каждая часть слова подчиняется своим правилам. По мере написания применяем их.
4.Предлог или приставка? После приставки подумали о Ь.
По узкой дороге мчится машина.
По узкой. Безударная гласная.
Предлог это или приставка? По очень узкой. Значит, ПО — предлог.
машина. Непроверяемая безударная гласная а в корне. Выделяю зелёной ручкой. Орфограмма ЖИ-ШИ. Выделяю её зелёной ручкой. Безударная гласная в окончании а. В конце предложения ставлю точку.
Сейчас вам всё это может показаться громоздким и долгим. На самом деле я привела пример ком ментария четвероклассника, который три с половиной года учился по этой системе. Если начать учить детей подобному анализу с первого класса, они с лёгкостью всё усвоят хотя бы потому, что писать по-другому им просто не придёт в голову!
Вот ещё чем полезна эта методика: привыкнув анализировать то, что они пишут, ваши ученики самостоятельно смогут работать по ней в средней школе. Просто «минные поля» расширятся.
Вот примерное расписание самостоятельных и контрольных работ на неделю:
Проверяла я эти работы сразу же (обычно на перемене или в «окно»). И сразу же становилось ясно, как прошёл урок, как усваивается тема и т.п. Оценки за самостоятельные ставила в специально разграфлённую тетрадочку. Один раз е неделю можно было выставлять в журнал среднюю оценку за работы (кроме контрольных, естественно!).
Система работ над ошибками
Но от самостоятельных не было бы большой пользы для детей, если бы я не требовала ежедневного добросовестного выполнения работ
Я считаю, что лучше в какой-то день не задать на дом упражнение, а вот проработать свои ошибки нужно обязательно. Этому есть несколько причин.
Во-первых,некоторые дети просто невнимательны и довольно спокойно относятся к плохим оценкам. Но они гораздо серьёзнее подойдут к выполнению самостоятельной или контрольной работы, если будут знать, что «расплатой» за плохо выполненную работу будет не привычное возмущение учителя и родителей, а дополнительный труд. Рекомендации к выполнению РНО я дала в «Справочнике для началь-
Во-вторых,ребёнок, выполняя РНО, сам себе объясняет, что за ошибку он допустил. Ведь с каждой из них ведётся «индивидуальная» работа!
В-третьих,расширяется словарный запас.
Ну, и так далее. Вы — учителя, и сможете сами продолжить этот список.
Те дети, которые ни разу в течение всей четверти не забыли сдать мне РНО [т.е. все «непятёрки» в моей тетрадочке обведены кружочком), на две последние недели четверти освобождались от домашних заданий (за исключением, конечно, всё тех же РНО). Сразу определимся: я говорю о «непятёрках» за. ошибки, а не за грязь, плохой почерк и т.д,
Система оценки и самооценки
Сейчас много говорят о беэоценочной системе обучения детей. Мне кажется, что это в корне неверно. Любой человек, выполнив работу, ждёт её оценки окружающими. Вы сварили суп. Вам интересно, вкусный он или нет. Вы провели открытый урок, вам интересно, понравился ли он вашим коллегам. Ребёнок выполнил работу. Ему интересно мнение человека, самого уважаемого для него на этом этапе жизни, — его учительницы. Просто надо объяснить и детям, и родителям, что плохая оценка — это сигнал беды! Нужно помочь ребёнку, а не ругать его. Да и понятие «плохая оценка» весьма относительное: для кого-то «тройка»— праздник, для кого-то «четвёрка» — горе. Поэтому оценка за письменные работы, как мне кажется, — это примерный показатель количества ошибок. Любая «непятёрка» говорит о том, что какая-то ошибка всё-таки допущена. Поэтому очень важно это заметить, ошибку проработать — «задушить» пробпему в корне.
Да и что значит безоценочная система? Как только ни изощряются учителя, чтобы всё-таки высказать своё мнвние о работах учеников: рисуют квадратики и треугольнички, выдают или наклеивают картинки. А как ждут этих оценок малыши!
Поэтому от оценок отказываться, как мне кажется, нельзя. Просто любую оценку ребёнку нужно прокомментировать, объяснить. А если уж вы забыли объяснить ребёнку почему, например, поставили ему «4» за ответу доски, не обижайтесь и не возмущайтесь, когда он спросит об этом! Я помню, как я хвалила свою ученицу за «двойку». Она допустила 5 ошибок. По действующим нормам за административный диктант пришлось поставить «2». Но у медлительной девочки намечались явные успехи: во-первых, она всё успела написать, во-вторых, ошибок было значительно меньше, чем раньше. И девочка, и её родители понимали всё это и гордились успехами.
Как искать ошибки в с/р «Найди ошибку!»(или всё же в каких-то своих работах)?
2.Потом каждое слово в нём.
3.Ставим ударение, мысленно разбираем слово по составу и определяем:
-в какой части слова остались безударными гласные А или CD, E или И или Я;
-предлог или приставка; не нужен ли Ь, не лишний ли он здесь;
-парные согласные в корне слова;
-шипящие и Ц (гласные и Ь после них).
4. Читаем ещё раз предложение и проверяем постановку знаков препинания:
-союзы А, НО, ДА [в значении НО], повторяющийся союз И;
-есть ли однородные члены предложения, не соединённые союзами;
А как же делать РНО?
В этом разделе не будет никакой теории. Разберём пример. Я постаралась включить в это предложение как можно больше «разноплановых» ошибок.
Все ошибки уже нашла учительница. Осталось их объяснить и проработать. Для удобства поставим около ошибок цифры. Так, кстати, можно делать и в реальных РНО.
Рассуждаем Улице.Записываю слово правильно и разбираю его по составу.
Шёл. Про это слово нам рассказывали. Здесь после шипящей пишется гласная Ё. Подберу однокоренные слова.
Трамвай.Слово из словаря. Чтобы лучше его запомнить, пропишу строчку, выделяя букву, в которой ошибся. Подберу однокоренные слова.
За ним.Пишется отдельно. Это местоимение. Вспоминаю правило о правописании местоимений с предлогами. Местоимения могут иметь предлоги. Подберу аналогичные примеры.
Бежала.Разбираю слово по составу. Исправлена безударная гласная е корне. Подбираю проверочное слово. Подбираю слова с этой орфограммой <безударные гласные А, О, Е, И, Я].
— едпожения. Но путаницы уже не возникнет.
|ый и рэспростанённь s»-«подлежащее», «п для разбора предлаа подписывать части речи над 41
1. ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 1-3 КЛАССАХ
5. Отмечаем парный согласный на конце слова и перед другим парным (под буквой ставим точку): б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с, бь – пь, вь – фь, дь – ть, зь – сь.
6. Подчёркиваем заглавную букву в именах собственных, кличках животных, названиях рек, городов, озёр и т.д.
7. Мягкий согласный перед мягким. Отмечаем точкой.
Памятка «Опасные при письме места».
1. Начало предложения пишется с большой буквы, слова пишутся раздельно, в конце стоит точка (восклицательный или вопросительный знаки). Подчёркиваем.
2. Безударные гласные «опасные»: а, о, и, е, я. Под буквой ставим точку.
5. Отмечаем парный согласный на конце слова и перед другим парным (под буквой ставим точку): б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с, бь – пь, вь – фь, дь – ть, зь – сь.
6. Подчёркиваем заглавную букву в именах собственных, кличках животных, названиях рек, городов, озёр и т.д.
7. Мягкий согласный перед мягким. Отмечаем точкой.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Примерное проектирование логопедического материала
Проверочная работа по русскому языку 4 класс «Падежные окончания имен существительных в единственном числе».
Тест по окружающему миру на тему «Мы и наше здоровье» (3 класс)
Планирование по окружающему миру
Конспект урока математики в 4 классе
Тематическая работа «Склонения имен существительных» 4класс
Технологическая карта к уроку математики в 3 классе по теме «Задачи на нахождение четвёртого пропорционального».
Проверочная по математике 4 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из 5370535 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.