Что значит олень на гербе
Герб Ростова
Геральдика – неотъемлемая часть любого исторического исследования, касающегося происхождения и развития страны, района, города или села. Это объяснимо, ведь символика зачастую отражает менталитет народа, проживающего на рассматриваемой площади, его традиции и обычаи, ход становления в качестве независимого объекта исторического процесса в целом. То, что способен запечатлеть герб, необходимо для истинного понимания сущности той или иной местности.
Изображение
Объяснение символов
В качестве основы герба Ростова Великого использовался герб, утвержденного в XVIII веке. Это отражает уважительное и почтительное отношение нынешнего поколения к прошлому. Такая преемственность показывает единение исторических эпох, неразрывную связь между предками и потомками.
Герб может изображаться с короной. Корона, расположенная над геральдическим щитом, свидетельствует о том, что Ростов до 1125 года являлся столицей Ростово-Суздальского княжества, пока Юрий Долгорукий не перенес ее в Суздаль.
Значение цветов
Цвета на гербе города Ростов обозначают добрый нрав ростовчан, их материальное благополучие и политическую независимость:
Существуют разные точки зрения на предмет появления оленя на символике Ростова:
Исследователи полагают, что произошла некая эволюция герба – от птицы к оленю. Это связано с тем, что данные животные в христианстве оба олицетворяют душу, стремящуюся к Господу и отвергающую соблазны.
Ценность оленя как символа города, Ростовского района и иных территорий очевидна. С этим связано создание и открытие в 2013 году скульптуры оленя как «Благородного символа великого града». Однако данный памятник является уже третьим в Ростове.
История
Монеты
Обращаясь к историческим свидетельствам, следует упомянуть о ранних эмблемах города Ростов. Наиболее древними свидетельствами являются монетные изображения, датируемые XIV – началом XV веков. В то время еще не встречается символ оленя. На денежных знаках отображался человек, порой лишь его голова, иногда с надетой шапкой, с секирой или мечом в руках, а также щитом, саблей, музыкальным инструментом, относящимся к духовым.
Были найдены и другие изображения: пара людей, расположенных напротив друг друга, или зверь. На монетах также встречается следующая сцена: человек с секирой в руках стоит перед деревом, на ветке которого расположена птица, а под деревом – голова человека. Одни исследователи (И.В.Волков, Н.В.Чекунин) считают это изображение эволюцией нобля, английской золотой монеты. Г.А.Федоров-Давыдов, советский историк, специалист в области нумизматики, относил данную иллюстрацию к сюжету из евангельской проповеди Иоанна Предтечи, содержание которой заключалось в повествовании о приближении Царства Небесного. Иное мнение имели такие видные исследователи, как С.В.Сазонов и Д.Б.Ойнас. Они полагали, что подобное изображение могло зародиться, преследуя задачу подчеркнуть роль Ростовской епархии как фактора объединения.
Печать Ростовская
«Печать Ростовская» представлена среди других 24 печатей административно-территориальных единиц на большой государственной печати, относящейся к периоду правления Ивана IV Грозного, а точнее к 1583 году. Данный так называемый исторический источник изображает птицу смотрящей в правую сторону. Н.А.Соболева предполагает, что перед нами представлен орел. Известные нам уже исследователи С.В.Сазонов и Д.Б.Ойнас считают отождествление птицы, изображённой на печати с той, что встречается на ростовских монетах, несообразным. Это, по их мнению, связано исключительно с искусственными представлениями об отдельных территориальных единицах, зародившимися извне, а не на основе существующих местных традиций и обычаев.
Соответственно, исследователи считают, что расшифровка птицы как символического элемента геральдики должна исходить из христианской мысли, в которой это животное является олицетворением существа, жаждущего приближения к Богу.
Появление оленя
Первое использование оленя в символике связано с изображением его в период правления Михаила Федоровича Романова на покровце трона царя. Однако мы находим некоторое отличие, заключающееся в направлении движения оленя относительно зрителя: идет вправо. Далее мы встречаем этот символ на золотом блюдце Алексея Михайловича Романова, где олень повернут в левую сторону, что соответствует его современному расположению на гербе.
В «Царском титулярнике», утвержденном в 1672 году, содержится и геральдика Ростова. В этом изображении уже наблюдается грива и ошейник, что, вероятно, связано с влиянием европейском традиции. В самом городе впервые эмблема была использована на небольшом знамени, которое находилось на вершине часобитной башни архиерейского дома в Ростове. С.В.Сазонов и Д.Б.Ойнас считали это символом души, которая расположена между небесным и земным миром.
Отметим также еще одно запечатление эмблемы в истории. «Знамённый гербовник», инициатором создания которого стала Анна Иоанновна в первый же год своего прихода к власти (1730). Он также содержит данное изображение.
Герб города Ростов был принят во второй половине XVIII века в эпоху Екатерины Великой. Со становлением СССР данная символика перестала использоваться в документах государственного значения. В декабре 2001 года в Ростовском муниципальном округе был учрежден герб. В дальнейшем его поместили в Государственный геральдический регистр (№880).
2006 год ознаменован тем, что округ был поделен на городское поселение Ростов и Ростовский муниципальный район. Решением Муниципального совета герб округа был утвержден в качестве герба города. В связи с этим в 2006 году установили новый герб района. Отличие его в том, что на полотне белый (серебряный) олень располагался на земле, окрашенной в зеленый цвет. Отметим, что данный элемент присущ гербу Ростовского полка 1730 года.
Не менее интересным фактом является то, что по закону, обнародованному в Ярославском области в июне 2011 года, была принята так называемая парадная версия герба области. Ростовский серебряный олень стал одним из щитодержателей геральдической эмблемы. Создатели щита поясняют, что животное использовано с целью продемонстрировать преемственность.
Семейство оленевых сегодня содержит пятьдесят один вид с множеством подсемейств. Представители различных семейств существенно отличаются и по размеру: от размера зайца (олень пуду) до размеров лошади (лось), и по ареалу обитания: Евразия, Америка, Австралия, Новая Зеландия.
Есть и общие черты, объединяющие всех оленей. Почти все они, за исключением водяного оленя, имеют разветвленные рога, которые ежегодно сбрасываются и заново вырастают.
Некоторые виды предпочитают жить поодиночке, но обычно олени живут группами или стадами, поголовье в которых у разных видов различно.
Олень во всех мировых культурах является олицетворением света, чистоты, возрождения жизни и созидания. Это символ солнца, восхода, великого Древа Жизни. Взрослый самец – еще и эмблема изобилия, он уподобляется царю и на охоте считается царской добычей.
Олень – вечный посредник между землей и небом. Не случайно Санта Клаус прибывает на северных оленях, это не просто обычное ездовое животное северных регионов. Это еще и отголоски языческих мифов о шумерско-семитских, хеттских и синтоистских божествах, имевших обыкновение передвигаться исключительно на оленях. Во многих сказках на оленях путешествует и Властелин Времени или Старик Время.
В средние века в Европе олень символизировал чистоту и непорочность уединения. В японской поэзии – одиночество и муки любви.
В китайском эпосе белый олень – воплощение бога долголетия Шоу-Синя. Иметь в доме изображение оленя – к долголетию, удаче и богатству.
Чтили оленя и древние племена майя. Ах-Майя – означает «люди Оленя».
Кельты полагали оленя главным животным в стадах богов. Ответвления его рогов – не что иное, как символы возрождения и размножения. У кельтов циклами сезонного возрождения и умирания природы ведал бог Цернунн, которого изображали с роскошными оленьими рогами, а также часто в компании оленя или быка. Белый олень в преданиях кельтов – посланец потустороннего мира, но не враждебный людям, а несущий мудрость и всеведение.
У скандинавов в центре мироздания находится древо Иггдрасиль, ветви которого щиплют четыре оленя. На крыше Валгаллы (скандинавского рая, где геройски павшие воины вечно пируют с верховным богом Одином и девами-валькириями) стоит олень Эйктюрмир, у которого дубовые кончики рогов. Компанию ему составляет коза Хейдрун.
В мифах Древней греции олень – спутник богини охоты Артемиды. Согласно мифу, это охотник Актеон, который подглядывал за купающейся богиней, за что и был превращен в оленя.
Христиане часто изображают оленя на крестильных купелях, или пьющим из источника у подножия креста. Это связано с тем, что новообращенные в веру так же жаждут знаний, как олень мечтает напиться из прохладного ручья. Топчущий змею олень – символ христианина, побеждающего зло.
В алхимии олень означает философскую ртуть и двойственную природу Меркурия.
У древних славян олень умелтворить чудеса, одаривать, говорить на человеческом языке и был олицетворением предков.
Посмотрите также нашу галерею, в которой можно купить чучела животных, изготовленных мастерами нашей студии.
Олень – символ и тотем
Этот символ может включать целую группу парнокопытных, которые в науке называются оленьи или оленевые. Наиболее знаковые из них – олень, лось, лань.
Навигация по статье
Олень в мифологии
Это благородное животное, стремительный и красивый носитель великолепных рогов — является универсальным положительным символом в большинстве мировых этносов.
В северных традициях – олень считался основным животным в божественных стадах. И, как представитель Верхнего мира, он нередко являлся посредником между двумя мирами – богов и людей, позитивным знаком Небесных Сил.
Неудивительно, что божество новогодних праздников — Деда Мороза (и всех его иностранных аналогов) возят именно олени.
В различных легендах эти животные становятся чудесными вестниками и проводниками, помогающими главному герою отыскать путь к цели. Также нередко им приписывали способность находить целебные травы.
В античные времена олень якобы мог своим дыханием выгонять змей из нор, убивать и поедать их (видимо, авторам этой «басни» такое поведение видится лучшим способом утилизации змеиного отродья).
Также и средневековая европейская традиция основной функцией оленя считала уничтожение змей и их ядовитого влияния. Поэтому, часто мех, шкура и порошок из оленьих рогов – считались надежной защитой от колдовства и ядов.
А восточная медицина в лице Авиценны (Ибн Сины) рекомендовала для тех же целей использовать курения из рога оленя.
«Ложка дегтя» в этом полезно-прекрасном оленьем образе тоже есть, но она малюсенькая (чайная). Для японских синтоистов олень — символ одиночества, уединения. И у американских индейцев, считалось, что человеку данный Дух-тотем дает отдаленность от общества и неприкаянность блужданий в дикой природе.
В то же время в Христианстве олень является любимым символом, многих монахов и святых. И не только за жизнь в уединении и отдаленность от большинства мирян.
Ключевым для их выбора, скорее всего, является образ этого животного, топчущего змею. В подобном сюжете олень символизирует духовность и стремление к праведной жизни, набожность.
Образ оленя, пьющего у подножия креста — заключает в себе чистоту, а его изображение на крестильных камнях указывает на то, что он являлся у ранних христиан и символом обряда крещения (очищения водами). В основе этого смысла — приписываемая оленю способность пожрать змею (грехи мира), а после припасть к водам родника и с их помощью очиститься от яда (грехов).
Позитивизмом восприятия такая символика и смысл подобны солнечному льву и юпитерианскому орлу, но эти существа – хищники, а олень – нет. Поэтому он — чище, светлее, ведь в нем нет греха.
Древняя пара Олень и Змея, которые, возможно, изначально были просто вариантом дуальной пары «Свет-Тьма», со временем развития и обострения духовных проблем человеческой цивилизации стали врагами.
Тут можно привести в пример родителей Гарри Поттера. У Лилли патронусом была лань, а Джеймс, как анимаг, превращался в Сохатого (и он же, как родовой тотем, сделался патронусом их сына).
Выбором именно этих животных Джоан Роулинг четко обозначила и подкрепила светлые и сильные своей любовью образы «оленьей семьи Поттеров». Которая сначала была подточена Змеем-Воландемортом, но потом уничтожила это персонифицированное Зло при помощи дополнительной позитивной силы – Солнечного Льва (тотем Грифиндора и знак Гарри).
Олень-самец (то есть крупное животное с рогами) – в мифологии иногда является эмблемой достатка и материального изобилия. Например, в Китае – это знак богатства и денежной прибыли.
Даже сироте Гарри Поттеру родители оставили не только любовь и благородные качества, но и банковское хранилище с горой золотых галлеонов.
Вспомним «Серебрянное копытце», от удара его ножкой о землю, появлялся драгоценный камень: «Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда таких камней«. И хотя Бажов называет своего героя козликом, но описывает его как оленя.
Уникальность оленьему образу придают рога, именно этот элемент во многом является смыслообразующим. Они похожи на дерево, у взрослого самца – это раскидистые ветви, растущие из головы.
Не зря барон Мюнхгаузен рассказывал историю о своем выстреле в оленя вишневой косточкой и последующей встречей с этим животным, носящим на голове уже выросшее вишневое дерево.
Свойство оленя периодически сбрасывать свою головную ношу – в легендах и мифах становится силой возрождения, и соответственно, омоложении и обновления жизненных сил.
Поэтому данный символ может описывать цикличность жизни и ее бесконечность. Ведь именно в компании оленя китайцы изображали своего Шоу-Сина – бога бессмертия.
В разных этносах, рога оленя действительно являются символом древа жизни, которое соединяет нижний мир и небеса – верхний мир.
Их также сравнивают с лучами солнца, существуют изображения оленя с золотыми рогами, испускающими свет во все стороны. Отсюда и духовные силы, благородство и мужество в схватке с темными силами, которыми наделяют образ и символ этого животного.
Иногда в легендах упоминаются боги с оленьими рогами, например Церннун (Кернунн) – кельтский бог активного мужского плодородия, символ мужественности. На праздниках, посвященных природным силам, мужчины в древности и до сих пор одевают оленьи рога, устраивают игрища и соревнуются.
Интересно, что в английском языке «мальчишник» — предсвадебная гулянка жениха с друзьями, когда мальчики «отрываются по полной» именуется тем же словом, что и олень («stag, stag party»).
Как часто бывает в истории, с рогами и званием «рогоносца» — произошла смена смысла на противоположный. Сейчас рогоносец – это мужчина, чья женщина ему неверна, говорят, что «ему наставили рога».
Скорей всего, истоки этого смыслового перевертыша — в забаве европейских знатных вельмож помечать оленьими рогами дом замужней дамы, с которой они имели сексуальные отношения. Вроде сообщения «Здесь был Вася» и это — дом женщины, ставшей «Васиным» мужским трофеем.
В результате, мужей таких дам, живших в том же помеченном рогами доме, начали называть рогоносцами.
Однако, часто такой рогоносец приобретал рога не простые, а золотые — ему в качестве компенсации за снисхождение к неприличному поведению высшего по статусу мужчины и собственной жены, даровались награды и продвижения (в обществе и карьере).
И еще один современный перевертыш — грустно, что в мире цинизма и хитрости, слово «олень» = «лох», то есть стало практически ругательной этикеткой для простых, нелепых или наивных людей, которые не способны быстро сориентироваться в существующей ситуации.
Значение символа
Кому подходят символы оленя, лося, лани:
С учетом кратко рассмотренной оленьей мифологии, характеристика этого символа может быть такой:
— чистый солнечно-юпитерианский символ (плюс добрый сильный Сатурн), позитивный свет, влияние высших энергий на жизнь человека (помощь в принятии решения, жизненного выбора, подсказка в нахождении пути и т.п.);
— очищение, обновление, возрождение какой-то сферы вашей жизни – можно выбирать и менять цвет оленя в зависимости от вашей необходимости (например, соответственно цвету активных чакр);
— благополучие – духовное и материальное;
— с золотыми рогами – символ счастья;
— пара оленей – обретение своей «половинки», родственной Души, любовь и верность на всю жизнь;
— благородство, чистота и мужество – если вы хотите сделать акцент именно на этих качествах своего характера;
— мужская сила – позитивная и верная (хороший символ и для женщины – как привлечение в свою жизнь партнера с позитивной мужественностью).
Образы оленей закреплены в геральдике: если на гербе вы видите это прекрасное животное с раскидистыми рогами – идет трансляция обладателем эмблемы таких качеств, как мужество, сила и благородство. С акцентом не на физическом превосходстве, а на высоких моральных качествах.
Тотем олень
Хорошо проявляется внешне, особенно в юности – глаза мужчин и женщин, чьим духовным животным является олень – очень выразительные, влажные, с поволокой, как у Бемби.
Также, они чаще всего имеют высокий рост и стройные длинные ноги.
Мужчина – подобен положительным героям советских фильмов, с проникновенными глазами, в которых светится доброта и благородство, основанные на чувстве своей созидательной силы, любви к жизни и справедливости.
Например, многие герои Василия Ланового — особенно роль Грея в «Алых Парусах». Или персонажи Владимира Шевелькова — вполне знаково сыгравшего Никиту Оленева в «Гердемаринах»:
Этот человек может быть простой или сложный – в зависимости от развития мозга, но он какой-то по-особенному правильный. Правда и достоинство – для него не просто слова, это его основа.
Олени – идеалисты, склонные к большой и единственной любви, при этом часто остаются в одиночестве. Не встретив своего идеального партнера или избавившись от неудачных отношений, больше не хотят входить в новые (не хотят разменивать себя на мелочи). И в отличие от представителей других тотемов, отсутствие «половинки» — не делает их слабыми или оторванными от жизни.
Олений мужчина в любви – страстен, но деликатен, умеет красиво ухаживать, добиваться взаимности и признания. С женщинами ведет себя достойно и сдержанно, хотя внутренне у него есть ощущение, что он потерял голову и полностью погрузился в чувства.
Понятие «морально устойчив» — это именно про него. Вполне миролюбив и редко, но способен становиться неукротимым, ревнивым и свирепым, особенно с соперниками.
Девушки и женщины, имеющие олениху или лань в качестве своего животного силы – натуры тонкие, отличаются не только грациозностью и чистой красотой, но и высокими моральными качествами, которые далеко не всегда может оценить общество.
Они гордые и страстные натуры, в более зрелом возрасте приобретают царственный вид и особое влияние на других людей, которые в их присутствии хотят выглядеть и становиться лучше.
Это хорошие организаторы и руководители, умеющие соединять свои внутренние правила жизни и практическую расчетливость, в событийной логике им не откажешь. Способны поддерживать демократизм в коллективе, в то же время сами умеют держать дистанцию, не выносят хамства и панибратства.
При своей повышенной «правильности», олени — везучие, особенно если имеют толику авантюризма. Хотя предпочитают прямоту и честность, им нужно избегать вспыльчивости и резких движений.
Материальными вопросами особенно не заморачиваются, но обычно имеют всё, начиная с простых и необходимых вещей в юности, заканчивая хорошим финансовым обеспечением в зрелости. Ведь они умеют достигать своих целей и становиться заслуженными обладателями общественных наград.
Отрицательные качества оленьих тотемов – некое высокомерие и иногда прорывающаяся брезгливость и презрительность по отношению к окружающему миру и людям.
Что важно помнить имеющим символ и тотем оленя?
То, что вас ведет по жизни светлая позитивная сила – вы можете доверять ей, выражать ее своими словами и делами. И не бойтесь казаться несовременным, знайте, что вы – как хорошая добрая классика, на все времена.
Дорога длиною в жизнь
Блог о путешествиях, жизни и творчестве
Мир — это зеркало
Древний символ. Как олень появился на гербе Нижегородской области
Символ Нижнего Новгорода на Нижневолжской набережной.
Нижегородская земля настолько полна загадок, что историкам и исследователям хватит тем для полемик на век вперед. И олень на нижегородском гербе — одна из них.
По поводу возраста оленя на её гербе у историков однозначного ответа пока не существует. Некоторые эксперты до сих пор задаются вопросами: «Откуда он взялся?» и «Олень ли это?» Эта статья найдена в еженедельнике «Аргументы и Факты».
Образ оленя
Геральдисты очень любят образ оленя. Это животное — древний символ, который в веках так и не поменял своего смысла. Олень — эмблема воина, мужского благородства, смелости и силы. Он воплощает собой светлые силы, которые дают бой тёмным чарам, воплощённым в образе змея, и побеждают.
Причём в веках у самых разных народностей на разных континентах образ оленя весьма схож. Самый древний смысл связан с символикой Древа Жизни — оленьи рога напоминают ветви. В некоторых культурах Азии и доколумбовой Америки олень вошёл в представление людей как символ возрождения — его рога периодически обновляются. И эту оленью гордость носит на голове целый ряд древних богов. Многие из них, согласно мифам, передвигаются на оленях. А кельты верили, что стада этих диких грациозных животных вообще принадлежат богам. Впрочем, и христианские святые не лишены счастья общения с оленями — святой Николай, то есть Санта Клаус, путешествует в оленьей упряжке.
Олень изображается геральдистами почти всегда в профиль — бегущим, скачущим или мерно шествующим, стоящим на месте, бьющим копытом или даже лежащим. Иногда изображается лишь одна голова оленя или только его рога. Смысл от этого не страдает — это всё та же сила света и добра. Согласитесь, это прекрасный символ.
И город, на чьём гербе есть олень, просто обречён на возрождение и процветание. Поэтому олень изображён на гербах сразу нескольких городов: белорусского Гродно, якутского Успешного, Воркуты, Одинцова, Инты, Магадана, древнего Ростова. Олени смотрят на нас с гербов дворянских фамилий. Например, на гербе древнего княжеского рода Щепиных-Ростовских изображено это благородное животное.
Герб Нижнего Новгорода
Олень или лось?
Гордое животное появилось на нижегородских печатях намного раньше, чем император Пётр I повелел «быть Нижегородской губернии особо».
Одни эксперты считают, что гербом Нижнего Новгорода в XVI-XVII веках был не грациозный олень, а могучий сохатый. К тому же на территория современной Нижегородской области всегда была богата лосями — они и сейчас заглядывают на окраины областного центра из прилегающих лесов, пугая горожан. Что было в XVI-XVII веках, лёгко передаётся всего двумя словами — «ловы богатые». И легенду о том, что, пробираясь нижегородскими лесами под стены гордой Казани, Иван Грозный питался исключительно лосятиной, тоже со счетов сбрасывать нельзя. По тогдашним поверьям, лосиное мясо придаёт едоку смелость и силу. И царю так понравилась эта дичь, что он велел использовать образ лося на нижегородских печатях. В качестве доказательства историки также приводят указ царя Алексея Михайловича от 1666 года — об изготовлении гербового знамени. Там говорится: «Печать Нижегородская, на ней лось ступает».
Другие эксперты ссылаются на «Роспись всем государевым печатям 1626 года», составленную в Посольском приказе после большого московского пожара, который якобы уничтожил множество документов. В росписи сказано: «Печать Нижегородска: олень, под оленем земля». И эта же сторона указывает на прежнее обилие этих красивейших животных в нижегородских лесах.
Появляются версии того, как лось стал оленем. Во-первых, лося в старину часто называли «сохатым оленем», то есть указывали на то, что его массивные рога очень напоминают родную соху. А во-вторых, если герб рисовал фряжский живописец, то есть иностранный художник, то он мог и не знать, как выглядит «сохатый олень», а потому изображал обычного, благородного, привычного европейцу.
Есть и третья версия! Якобы сама императрица Екатерина Великая, придумывая гербы городам, обратила внимание на то, что олень всё же красивее лося, и велела придать нижегородскому символу изящности.
Символ города на государственном банке на Б. Покровской.
Интересно, что в воспоминаниях охотников единственный олень, встречавшийся в нижегородских лесах, — это северный, каким-то чудом забредавший в южную тайгу. Некоторые эксперты уверены, что именно он и изображён на нижегородском гербе. И если сейчас этого зверя уже не встретить в наших лесах, то ещё в конце позапрошлого века на него устраивали настоящие облавы.
Как охотились на нижегородских оленей
Описание сцен охоты на северного оленя есть в воспоминаниях охотника Колосовского, который бывал в Макарьевском уезде Нижегородской губернии. Записки были опубликованы в книге «Русская охота» серии «Нижегородские были».
«Откуда взялся северный олень в Макарьевском уезде, когда он перекочевал со своей родины, и, наконец, что его могло заставить расстаться с ней — решить мудрено… Из расспросов местных жителей относительно времени появления оленя ничего положительного узнать не пришлось, но, тем не менее, один старик-охотник говорил, что олень здесь не коренной жилец», — пишет Колосовский.
Далее охотник описывает порядок охоты на северного оленя в макарьевской тайге и повадки зверя. Сезон открывался с первым снегом. Кочующие олени не обладали возможностью замечать движущегося с подветренной стороны охотника во время бега, а потому иногда подпускали к себе довольно близко. «… Олень чрезвычайно пуглив и недоверчив; притом по мелкому снегу в наших местах мало застаивается, а бродит куда вздумается и делает очень нередко большие переходы, а тогда нагонять его не стоит и слишком рискованно и утомительно», — описывает трудности добычи оленя охотник.
Если стадо оленей что-то пугало, животные могли бежать по лесу много вёрст, не останавливаясь ни для отдыха, ни для еды. При этом рогатые пугали всё вокруг, и охота вообще теряла смысл. Именно поэтому охотники всячески умудрялись, чтобы подобраться и сделать меткие выстрелы раньше, чем зверь заметит их. Охотились и большими группами, устраивая облаву и окружая стадо. При этом автор записок признаёт, что охота на оленя весьма затратна и тяжела. Он ссылается даже на отлично организованную охоту в этих лесах его императорского высочества великого князя Николая Николаевича-младшего — добычей стали всего три оленя. Видимо, для княжеского лова это был весьма скромный результат.
Надо ли говорить, что уже в ХХ веке о северных оленях в нижегородских лесах помнили только седые старики, а исследователи радовались найденным в крестьянских избах трофейным рогам. Теперь северный олень и вовсе не встречается на нижегородском севере. И как знать, может, это именно он, облагороженный геральдистами, смотрит вдаль с нижегородского герба.