Что значит окрестить ребенка

Для чего мы крестим детей?

Записки катехизатора

Что значит окрестить ребенка Крестины. Художник: Петр Коровин

Мы не любим богословия

С сожалением нужно признать, что современный человек не любит богословия, а зачастую считает его не имеющим никакого влияния на жизнь и поэтому излишним. Споры о единосущии Отца и Сына, захватившие широкие народные массы в Римской империи IV века, кажутся нам просто фантастическими. В наши дни разговоры на рынке, в бане, в транспорте, к примеру, о пенсии, зарплатах, ценах на продукты и бензин обязательно найдут сочувствие и поддержку окружающих. Но разговор в той же среде о догматах трудно даже представить. Догмат в представлении современного человека – это такая архаика, о которой сегодня странно и упоминать.

Печально, что равнодушие к богословским вопросам во многом свойственно и людям церковным. Как-то мне пришлось подменять на катехизаторских курсах преподавателя по истории Русской Церкви. Одна из учащихся впоследствии сетовала «в кулуарах»: «Андрей Александрович везде догматику найдет!» Конечно, причиной недовольства здесь послужила и моя недостаточная подготовка по исторической дисциплине. Но и факт недовольства самим наличием богословских вопросов в этом случае показателен.

Как ни странно, подобную незаинтересованность в догматике можно заметить и на более высоких уровнях. Два с лишним года назад в Москве Отдел религиозного образования и катехизации провел 25 различных секций в рамках Рождественских чтений. Из них 24 были посвящены преподаванию основ православной культуры в школе и лишь одна – катехизации. Интересно и то, что на самих собраниях катехизаторов со всей России почти все внимание падает на методики катехизации. Подразумевается, что содержание огласительных и просветительских бесед является для всех общим местом, что на самом деле не всегда соответствует реальности.

При всем этом даже если какие-либо богословские дискуссии, что называется, паче чаяния разрывают узор идущих почти сплошняком докладов, то они не получают поддержку участников и особенно – ведущих мероприятия (регламент!).

Если же говорить о простом народе, то в его среде невосприимчивость даже к элементарным вопросам веры доходит порой до какого-то запредельного уровня.

Для чего мы крестим детей?

В один из выходных было много крестин. Родители и крестные десяти или пятнадцати младенцев заполнили помещение воскресной школы. Кто-то сидит, кто-то за недостатком места слушает стоя. Задаю обычный вопрос:

– Скажите, пожалуйста, для чего мы крестим детей?

– Хорошо. Давайте я вам помогу, а вы дополните, если я что-то забуду: «потому что наши предки были православными», «чтобы у ребенка был Ангел-Хранитель», «чтобы Бог его защищал от всех бед», «от сглаза и от порчи», «чтобы он не болел», «чтобы можно было помянуть о здравии», ну и, коротко говоря, «чтобы у него все в жизни было хорошо».

Окидываю взглядом слушающих. Всеобщее одобрение! Кто-то улыбается, кто-то радостно кивает. Осторожно интересуюсь:

– Может быть, я что-то забыл? Может, кто-то хочет дополнить?

На лицах – тревога и недоумение. После небольшой паузы стоящая по правую руку от меня женщина твердо заявляет:

– Да нет, вы все перечислили.

«Попы на “гелендвагенах”»

Сколько бы мы ни говорили, что человек в Церкви должен искать не человека, а Бога, человек, даже когда он ищет Бога, приходит к Нему чаще всего через человека. Но здесь ситуации бывают самые разнообразные, и если кто-то соблазняется служителями Церкви, то причина этого соблазна может быть реальной, а может – вполне надуманной, основанной лишь на желании человека соблазниться. Одна из любимых тем для соблазна – священнические автомобили. Сам я, переболев подобными темами в свое время, давно к ней равнодушен. Если священник деятельный, любящий свое служение и людей, искренне стремящийся послужить Церкви, то, по мне, пусть он хоть на вертолете летает. Но многие мыслят иначе.

На одной из огласительных бесед крестный очень живо отзывался на мою речь, но при этом, не в силах удержаться от комментариев, периодически прерывал говорящего, явно стараясь показать себя осведомленным в церковных вопросах. Но комментарии его имели по большей части негативный характер. То ли он не так давно вернулся из поездки в Санкт-Петербург, то ли жил там, но говорил почему-то исключительно о питерских храмах:

– Вот раньше: зайдешь в храм и чувствуешь что-то особенное, что это действительно святое место. Сейчас в храмах такого нет. Зашел я в Казанский – и как будто где-то в магазине или на вокзале.

Пытаюсь воздействовать на собеседника наводящими вопросами:

– А вы уверены, что в вашем ощущении виноваты храмы? А может быть, причина в том, что изменилось что-то в вашей душе?

Мой собеседник несгибаем:

– Да нет, что там изменилось?! Конечно, что-то с храмами. Благодать уходит.

Мой собеседник несгибаем: «В душе у меня что-то изменилось?! Да нет! Это с храмами что-то не так…»

Ссылаюсь на святых отцов, вспоминаю кусочек зеркала, попавший Каю в глаз. Никакого эффекта.

Продолжаю беседу. Наш крестный внезапно от храмов перекидывается на духовенство:

– Священники уже совсем стыд потеряли. Вот в Исаакиевском соборе батюшка прямо на глазах у всех выходит из храма, садится в «Гелендваген» и уезжает.

К автомобилям я равнодушен с юности, поэтому переспрашиваю:

– А что такое «Гелендваген»?

Мой собеседник растерян. Он не мог представить, что существуют мужчины, которые не знают ответа на такой простой вопрос.

– «Мерседес»… – пожав плечами, отвечает он.

Столь однобокий разговор о храмах и священниках меня начинает утомлять. Поэтому решаюсь прибегнуть к рассуждению «от противного»:

– А вы считаете, что если бы батюшка ездил на телеге, то все прямо побежали бы в храм?

Мама ребеночка от неожиданности расхохоталась, а мой оппонент смутился и насупился, но больше беседу не прерывал.

В этом споре я остался вроде как победителем, но все же проблема существует. Для многих дорогие автомобили священников остаются соблазном. Не случайно ведь, к примеру, владыка Пантелеимон (Шатов) до недавнего времени ездил на «Волге». А покойный наместник монастыря Оптина Пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков) большую часть своего наместничества проездил на трехдверной «Ниве». Думаю, что он-то как раз при желании мог позволить себе и вертолет. Но при этом не приобрел для своих поездок даже иномарку. «Народ соблазняется», – был его основной аргумент. Лишь в последние годы наместник Оптиной пересел на другую «Ниву», но только «Шевроле».

Такое заботливое отношение к пастве вызывает уважение, но для меня остаются вопросы: насколько важна марка автомобиля, на котором передвигается священник, и правда ли, что дорогие авто батюшек являются серьезной преградой для приходящих в храм? Из своего опыта я сделал вывод, что в большинстве случаев тема иномарок – это лишь повод для самооправдания тех, кто просто не желает жить церковной жизнью.

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»

Один знакомый священник рассказал мне следующую историю. Пришли к нему как-то раз на катехизаторскую беседу две взрослые женщины. То, что они по-разному воспринимали слова батюшки, можно было увидеть невооруженным глазом. Одна была вся слух, вся внимание. Казалось, не только ум, но и сердце ее влагались в речь говорящего, как в слова самой искренней молитвы. Слушательница не сводила с него глаз, смотрела в рот, мимикой, жестами, киванием главы, всем своим видом показывала самое живое сочувствие христианским истинам веры и жизни. Чувство радости разрасталось в душе проповедника. Семя благовестия явно ложилось в самую благоприятную почву.

Противоположную картину являл собой вид другой слушательницы. С каким-то несколько смущенным, но в большей степени равнодушным видом слушала она православного пастыря. Смотрела больше по сторонам или в пол. Казалось, что единственное ее желание в настоящий момент – дождаться окончания беседы и вернуться к привычным делам и разговорам.

Закончил батюшка, как обычно, подробным рассказом о необходимости Исповеди и Причастия, а также – о подготовке к этим Таинствам.

Каково же было удивление священника, когда в скором времени его равнодушная слушательница пришла к нему с дополнительными вопросами, после чего подготовилась и приступила к таинствам Исповеди и Причастия. Впоследствии она стала постоянной прихожанкой храма. Удивление иерея усугубилось тем, что другую – восторженную – слушательницу он больше так и не увидел.

Источник

Крещение ребенка: правила, советы и практические вопросы

Что значит окрестить ребенка

Как крестить ребенка? Какие существуют правила обряда крещения? Сколько это стоит? На эти и другие вопросы Вам ответит редакция портала «Православие и мир».

Крещение ребенка

Если жизнь ребенка в опасности

Крестить ли зимой

Сколько платить? И зачем платить?

Обязательно ли называть по святцам

Где крестить?

Фотографирование на крещение

Если Вы решите нанять на крестины фотографа, обязательно узнайте заранее разрешат ли ему снимать, использовать вспышку. Некоторые батюшки очень негативно относятся к съемкам Таинств и вас может ждать неприятный сюрприз.
Как правило, нигде фото и видео-съемку не запрещают. Фотографии с крещения — большая радость на долгие годы для всей семьи, так что если в храме снимать нельзя, то надо поискать храм, где снимать можно (но даже в старообрядческих храмах разрешают снимать на крестинах)
В некоторых случаях ребенка можно крестить и дома. Главное договориться об этом с батюшкой.

Крестные

Кто может и не может быть крестным — это самый частый вопрос. Можно ли беременной/незамужней/неверующей/бездетной крестить девочку и т.д. — количество вариаций бесконечно.

Ответ простой: крестный должны быть человеком

— православным и церковным (ОН отвечает за воспитание ребенка в вере);

— не родителем ребенка (крестные должны в случае чего родителей заменить);

— нельзя быть мужу и жене крестными одного малыша (или тем, кто собирается пожениться);

— крестным не может быть монашествующий.

Вопреки распространенному мнению, совсем не обязательно, чтоб крестных было двое. Достаточно и одного: женщины — для девочек и мужчины — для мальчиков. Подробнее про крестных, их права-обязанности итд можно прочитать тут.

Беседа перед крещением

На беседу прийти надо, это не экзамен. обычно священник рассказывает о Христе, Евангелии, напоминает, что Евангелие надо прочитать самостоятельно Выглядит это как-то вот так.

Зачастую необходимость беседы вызывает негодование у родственников и многие пытаются их «обойти». Кто-то, жалуясь на недостаток времени, а то и просто желания, ищет священников, которые могут пренебречь этим правилом. Но в первую очередь эта информация нужна самим крестным, ведь предлагая им стать крестными своего ребенка вы налагаете на них большую ответственность и неплохо бы было им об этом узнать. Если крестные не хотят тратить на это время, то это повод для вас задуматься, а нужны ли ребенку восприемники, которое не могут пожертвовать ради него всего парой своих вечеров.

Если крестные живут в другом городе и могут приехать только в день таинства, то беседы они могут пройти в любом храме, в котором удобно. По окончании им дадут справку с которой они смогут участвовать в таинстве где угодно.

Очень хорошо крестным, если они еще не знают, выучить Символ Веры — эта молитва трижды читается во время крещения и, вполне вероятно, что и крестных попросят ее прочитать.

Что купить?

Для крещения ребенку нужна новая крестильная рубашка, крестик и полотенце. Все это можно купить в любой церковной лавке и, как правило, это задача крестных. Крестильная рубашечка потом хранится вместе с другими памятными вещами малыша. В зарубежных магазинах есть целая линия потрясающе красивой одежды для крещения, можно использовать и какой-то красивый комплект на выписку.

Имя при крещении

Мы приехали в храм, что дальше?

В церковной лавке Вас попросят оплатить пожертвование за крещение. Перед таинством ребеночка лучше покормить, чтоб ему было комфортнее и спокойнее.

Кормить в храме МОЖНО, хорошо для этого быть в кормительной одежде или иметь с собой фартук. Если нужно уединение — можно попросить кого-то из сотрудниц храма подыскать укромное место.
Единственное — если малыш кормится долго, лучше иметь с собой бутылочку-поильник-шприц с едой, чтобы не получилось так, что малыш проголодался в середине службы и надо или ждать полчаса, пока он поест или он будет плакать от голода.

Во время таинства ребенка держат на руках крестные, родители могут только наблюдать. Продолжительность Крещения обычно около часа.

Полезно заранее ознакомиться с тем, что будет происходить на службе, чтобы понимать смысл происходящего. Вот схема богослужения святого Крещения.

А вот мам на крещение пускают не везде — лучше тогда этот вопрос заранее уточнить.

Холодная вода?

В купели вода ТЕПЛАЯ. Сначала туда обычно заливается горячая вода, перед Таинством ее разбавляют холодной. Но вода в купели теплая 🙂

Должен ли ребенок носить крестик постоянно?

Часто родителей волнует вопрос безопасности ношения ребенком крестика. Кто-то боится что ребенок может пострадать от верёвки или ленточки, на которой крестик висит. Многие волнуются, что ребенок крестик может потерять или его могут украсть, например, в саду. Как правило крестик носят на недлинной тесемочке, которая нигде не может запутаться. А для детского сада можно заготовить специальной недорогой крестик.

А говорят, что….

Крещение, как и многое другое в нашей жизни окружено множеством глупых суеверий и предрассудков. Старшие родственники могут добавить забот и волнений рассказами о плохих приметах и запретах. Любые сомнительные вопросы лучше прояснять со священником, не доверяя, пусть даже очень опытным, бабушкам.

Можно ли отмечать крещение?

Вполне логично, что родственникам, которые соберутся на Крещение, захочется продолжить праздник дома или в ресторане. Главное, чтоб во время праздника не забыли повод из-за которого все собрались.

Источник

Вопросы о Таинстве Крещения

Под­го­товка к Кре­ще­нию

Что такое Кре­ще­ние как Таин­ство? Как оно про­ис­хо­дит?

Кре­ще­ние – Таин­ство, в кото­ром веру­ю­щий, при трое­крат­ном погру­же­нии тела в воду с при­зы­ва­нием Бога Отца и Сына, и Свя­того Духа, уми­рает для жизни плот­ской, гре­хов­ной и воз­рож­да­ется от Духа Свя­того в жизнь духов­ную. В Кре­ще­нии чело­век очи­ща­ется от пер­во­род­ного греха – греха пра­ро­ди­те­лей, сооб­ща­е­мого ему через рож­де­ние. Таин­ство Кре­ще­ния может совер­шаться над чело­ве­ком только один раз (равно как чело­век только один раз рож­да­ется на свет).

Кре­ще­ние мла­денца совер­ша­ется по вере вос­при­ем­ни­ков, на кото­рых лежит святая обя­зан­ность научить детей истин­ной вере, помочь им стать достой­ными чле­нами Церкви Хри­сто­вой.

Кре­стиль­ный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам поре­ко­мен­дуют в том храме, где вы будете его кре­стить. Там без труда вам под­ска­жут, что необ­хо­димо. Глав­ным обра­зом это кре­стиль­ный кре­стик и кре­щаль­ная руба­шечка. Кре­ще­ние одного мла­денца длится около сорока минут.

Состоит это таин­ство из Огла­ше­ния (чтения над гото­вя­щимся к кре­ще­нию особых молитв – «запре­ще­ний»), отре­че­ния от сатаны и соче­та­ния Христу, то есть соеди­не­ния с Ним, и испо­ве­да­ния пра­во­слав­ной веры. Здесь за мла­денца соот­вет­ству­ю­щие слова должны про­из­но­сить крест­ные.

Сразу по окон­ча­нии Огла­ше­ния начи­на­ется после­до­ва­ние Кре­ще­ния. Самый замет­ный и важный момент – трое­крат­ное погру­же­ние мла­денца в купель с про­из­не­се­нием слов: «Кре­ща­ется раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Свя­таго Духа, аминь». В это время крест­ный (одного пола с кре­ща­е­мым), взяв на руки поло­тенце, гото­вится при­нять своего крест­ного от купели. При­няв­ший Кре­ще­ние после этого обла­ча­ется в новую белую одежду, на него наде­ва­ется крест.

Сразу после этого совер­ша­ется другое Таин­ство – Миро­по­ма­за­ния, в кото­ром кре­ща­е­мому при пома­за­нии освя­щен­ным Миром частей тела во имя Свя­того Духа пода­ются дары Свя­того Духа, укреп­ля­ю­щие его в жизни духов­ной. После этого свя­щен­ник и крест­ные с ново­кре­щен­ным трижды обхо­дят вокруг купели в знак духов­ной радо­сти соеди­не­ния со Хри­стом для вечной жизни в Небес­ном Цар­стве. Затем чита­ются отры­вок из посла­ния апо­стола Павла к Рим­ля­нам, посвя­щен­ный теме кре­ще­ния, и отры­вок из Еван­ге­лия от Матфея – о посла­нии Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом апо­сто­лов на все­мир­ную про­по­ведь веры с пове­ле­нием кре­стить все народы во имя Отца и Сына и Свя­того Духа. После миро омы­ва­ется свя­щен­ни­ком с тела кре­стив­ше­гося спе­ци­аль­ной губкой, омо­чен­ной в святой воде, с про­из­не­се­нием слов: «Оправ­дался еси. Про­све­тился еси. Освя­тился еси. Омылся еси именем Гос­пода нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Кре­стился еси. Про­све­тился еси. Миро­по­ма­зался еси. Освя­тился еси, во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа, аминь».

Далее свя­щен­ник кре­сто­об­разно постри­гает волосы ново­кре­щен­ного (с четы­рех сторон) со сло­вами: «Постри­га­ется раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа, аминь», скла­ды­вает волосы на вос­ко­вую лепешку и опус­кает ее в купель. Постри­же­ние сим­во­ли­зи­рует собой покор­ность Богу и одно­вре­менно зна­ме­нует ту неболь­шую жертву, кото­рую ново­кре­ща­е­мый при­но­сит Богу в бла­го­да­ре­ние за начало новой, духов­ной жизни. После про­из­не­се­ния про­ше­ний о крест­ных роди­те­лях и ново­кре­щен­ном Таин­ство кре­ще­ния завер­ша­ется.

Обычно сразу же за этим сле­дует воцер­ко­в­ле­ние, обо­зна­ча­ю­щее первое при­не­се­ние в храм. Мла­де­нец, взятый свя­щен­ни­ком на руки, про­но­сится им по храму, под­но­сится к Цар­ским вратам и вно­сится в алтарь (только маль­чики), после чего отда­ется роди­те­лям. Воцер­ко­в­ле­ние сим­во­ли­зи­рует собой посвя­ще­ние мла­денца Богу по вет­хо­за­вет­ному образцу. После кре­ще­ния мла­денца сле­дует при­ча­стить.

Почему в алтарь вносят только маль­чи­ков?

В прин­ципе и маль­чи­ков туда не должны вно­сить, это лишь тра­ди­ция.

Шестой Все­лен­ский собор опре­де­лил: Никому из всех, при­над­ле­жа­щих к раз­ряду мирян, да не будет поз­во­лено вхо­дить внутрь свя­щен­ного алтаря… (пра­вило 69). Извест­ный кано­нист еп. Нико­дим (Милаш) дает этому поста­нов­ле­нию такой ком­мен­та­рий: «В виду таин­ствен­но­сти при­но­си­мой в алтаре бес­кров­ной жертвы, вос­пре­щено было, с древ­ней­ших времен церкви, вхо­дить в алтарь вся­кому, кто не при­над­ле­жал к клиру. «Алтарь пред­на­зна­чен только для свя­щен­ных лиц».

Гово­рят, что, прежде чем кре­стить своего ребенка, сле­дует испо­ве­даться и при­ча­ститься.

Даже без­от­но­си­тельно Кре­ще­ния ребенка пра­во­слав­ные хри­сти­ане при­зы­ва­ются Цер­ко­вью к тому, чтобы регу­лярно при­сту­пать к Таин­ствам испо­веди и свя­того при­ча­ще­ния. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу пол­но­цен­ной цер­ков­ной жизни сде­лать, пред­ва­ряя Кре­ще­ние соб­ствен­ного мла­денца.

Это не фор­маль­ное тре­бо­ва­ние, а есте­ствен­ная внут­рен­няя норма – потому что, при­об­щая ребенка к цер­ков­ной жизни через таин­ство Кре­ще­ния, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оста­ваться вне ее? Ибо взрос­лый чело­век, кото­рый много лет, или нико­гда в жизни не каялся, не при­сту­пал к при­ня­тию Святых Хри­сто­вых Тайн, – на этот момент явля­ется очень условно хри­сти­а­ни­ном. Лишь побу­див самого себя к жизни в таин­ствах Церкви, он акту­а­ли­зи­рует свое хри­сти­ан­ство.

Каким пра­во­слав­ным именем назвать мла­денца?

Право выбора имени ребенка при­над­ле­жит его роди­те­лям. В выборе имени Вам могут помочь списки имен святых – святцы. В свят­цах имена рас­по­ло­жены в кален­дар­ном порядке.

Нет одно­знач­ной цер­ков­ной тра­ди­ции выбора имен – часто роди­тели выби­рают имя мла­денцу из списка тех святых, кото­рые про­слав­ля­ются в самый день рож­де­ния ребенка, или на вось­мой день, когда совер­ша­ется чин наре­че­ния имени, или в период сорока дней (когда обычно совер­ша­ется Таин­ство Кре­ще­ния). Разумно выбрать имя из списка имен цер­ков­ного кален­даря из тех, кото­рые доста­точно близко нахо­дятся после дня рож­де­ния ребенка. Но впро­чем, это не какое-то обя­за­тель­ное цер­ков­ное уста­нов­ле­ние, и, если есть какое-то глу­бо­кое жела­ние назвать ребенка в честь того или иного свя­того, или какой-то обет со сто­роны роди­те­лей, или еще что-то, то это вовсе не пре­пят­ствие.

При выборе имени можно озна­ко­миться не только с тем, что озна­чает то или иное имя, но и с житием того свя­того, в честь кото­рого вы хотите назвать своего малыша: что это за святой, где и когда он жил, каков был образ его жизни, по каким дням совер­ша­ется его память.

Почему в неко­то­рых храмах закры­вают храм на время совер­ше­ния таин­ства Кре­ще­ния (не делая этого при других Таин­ствах) или просят не вхо­дить в него людей не посто­рон­них, а назы­ва­ю­щих себя пра­во­слав­ными?

Потому что во время Кре­ще­ния взрос­лого чело­века не очень при­ятно самому кре­ща­е­мому или кре­ща­е­мой, если на него, в доста­точ­ной мере телесно раз­об­ла­чен­ного, будут смот­реть посто­рон­ние люди, наблю­дать за вели­чай­шим таин­ством, любо­пыт­ным взгля­дом те, кото­рые к этому не имеют ника­кого молит­вен­ного отно­ше­ния. Дума­ется, и бла­го­ра­зум­ный пра­во­слав­ный чело­век не пойдет просто зри­те­лем на чужое Кре­ще­ние, если его туда не звали. А если такта у него не хва­тает, то бла­го­ра­зумно посту­пают цер­ков­ные слу­жи­тели, уда­ля­ю­щие любо­пыт­ных из храма на время совер­ше­ния таин­ства Кре­ще­ния.

Что должно прийти сна­чала – вера или Кре­ще­ние? Можно ли кре­ститься, чтобы пове­рить?

Кре­ще­ние – это Таин­ство, то есть особое дей­ствие Бога, в кото­ром при ответ­ном жела­нии самого чело­века (непре­менно самого чело­века) он уми­рает для гре­хов­ной и страст­ной жизни и рож­да­ется в новую – жизнь во Христе Иисусе.

А с другой сто­роны, глу­бо­кая вера – это то, к чему кре­ще­ный и воцер­ко­в­лен­ный чело­век должен стре­миться всю свою жизнь. Все люди грешны, и нужно стре­миться к такому стя­жа­нию веры, с кото­рой соче­та­ются и дела. Вера, помимо всего про­чего, – это усилие воли. В Еван­ге­лии один чело­век, кото­рый встре­тил Спа­си­теля, вос­клик­нул: «Верую, Гос­поди! Помоги моему неве­рию». ( Мк. 9:24 ) Этот чело­век уже верил в Гос­пода, но хотел верить еще больше, крепче, реши­тель­нее.

Укреп­ляться в вере будет проще, если жить цер­ков­ной жизнью, а не смот­реть на нее со сто­роны.

Почему мы кре­стим мла­ден­цев? Они же еще не могут сами выби­рать рели­гию и созна­тельно сле­до­вать за Хри­стом?

Чело­век спа­са­ется не сам по себе, не как инди­ви­дуум, еди­но­лично реша­ю­щий, как ему быть и дей­ство­вать в этой жизни, а как член Церкви, сооб­ще­ства, в кото­ром все друг за друга отве­чают. Поэтому взрос­лый чело­век может пору­читься за мла­денца и ска­зать: я поста­ра­юсь сде­лать так, чтобы он вырос добрым пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном. И пока он не может сам за себя отве­тить, за него зало­гом дают свою веру его крест­ный отец и крест­ная мать.

В любом ли воз­расте чело­век имеет право кре­ститься?

Кре­ще­ние воз­можно для чело­века любого воз­раста в любой день года.

В каком воз­расте лучше кре­стить ребенка?

Кре­стить чело­века можно в любое время от пер­вого и до самого послед­него его вздоха. В древ­но­сти суще­ство­вал обычай кре­стить ребенка на вось­мой день от рож­де­ния, но это не явля­лось обя­за­тель­ным пра­ви­лом.

Удоб­нее всего кре­стить ребенка в тече­нии первых меся­цев от рож­де­ния. В это время малыш еще не отли­чает маму от «чужой тети», кото­рая будет дер­жать его на руках во время Кре­ще­ния, да и «боро­да­тый дядя», кото­рый все время будет к нему под­хо­дить и «что-то с ним делать», не стра­шен для него.

Дети постарше уже доста­точно осо­знанно вос­при­ни­мают дей­стви­тель­ность, видят, что их окру­жают незна­ко­мые им люди, а мамы или вовсе нет или она почему-то к ним не идет, и могут испы­ты­вать тре­вогу по этому поводу.

Нужно ли заново кре­ститься, если чело­века «кре­стила бабушка на дому»?

Кре­ще­ние – это един­ствен­ное Таин­ство Церкви, кото­рое в случае край­ней необ­хо­ди­мо­сти может совер­шать и миря­нин. В годы гоне­ний на Цер­ковь случаи такого кре­ще­ния были не редки – храмов и свя­щен­ни­ков было мало.

Кроме того в преж­ние вре­мени пови­валь­ные бабки иногда кре­стили ново­рож­ден­ных малы­шей если их жизни угро­жала опас­ность: напри­мер, если ребе­нок полу­чал родо­вую травму. Такое кре­ще­ние обычно назы­вают «погру­же­нием». Если ребе­нок после такого кре­ще­ния поги­бал, то его хоро­нили как хри­сти­а­нина; если же выжи­вал, то его при­но­сили в храм и свя­щен­ник вос­пол­нял совер­шен­ное миря­ни­ном кре­ще­ние необ­хо­ди­мыми молит­вами и свя­щен­но­дей­стви­ями.

Таким обра­зом в любом случае кре­щен­ному миря­ни­ном чело­веку над­ле­жит «вос­пол­нить» кре­ще­ние в храме. Однако, в преж­ние вре­мена пови­тух спе­ци­ально обу­чали как пра­вильно совер­шать кре­ще­ние; в совет­ские же годы зача­стую совер­шенно неиз­вестно кто и как кре­стил, был ли этот чело­век обучен, знал ли, что и как сле­дует делать. Поэтому, ради уве­рен­но­сти в дей­стви­тель­ном совер­ше­нии Таин­ства, свя­щен­ники чаще всего кре­стят таких «погру­жен­ных» так, как если бы суще­ство­вало сомне­ние в том, кре­щены они или нет.

Могут ли роди­тели при­сут­ство­вать на Кре­ще­нии?

Вполне могут, и не просто при­сут­ство­вать, а молиться вместе со свя­щен­ни­ком и крест­ными о своем малыше. Ника­ких пре­пят­ствий к этому нет.

Когда совер­ша­ется Кре­ще­ние?

Кре­ще­ние может совер­шаться в любое время. Однако в храмах по раз­ному уста­нав­ли­ва­ется поря­док совер­ше­ния Кре­ще­ния в зави­си­мо­сти от внут­рен­него рас­по­рядка, воз­мож­но­стей и обсто­я­тельств. Поэтому Вам сле­дует зара­нее обес­по­ко­иться о том, чтоб узнать о порядке совер­ше­ния Кре­ще­ния в том храме, в кото­ром Вы хотите кре­стить своего ребенка.

Что нужно взрос­лому чело­веку жела­ю­щему при­нять Таин­ство Кре­ще­ния?

Для взрос­лого чело­века осно­ва­нием для Кре­ще­ния явля­ется нали­чие у него искрен­ней Пра­во­слав­ной веры.

Цель Кре­ще­ния — соеди­не­ние с Богом. Поэтому при­хо­дя­щему к купели Кре­ще­ния нужно решить для себя очень важные вопросы: нужно ли это ему и готов ли он к этому? Кре­ще­ние неуместно, если чело­век с его помо­щью ищет каких-то земных благ, успеш­но­сти или наде­ется решить свои семей­ные про­блемы. Поэтому еще одним важным усло­вием для Кре­ще­ния явля­ется твер­дое жела­ние жить по-хри­сти­ан­ски

После совер­ше­ния Таин­ства чело­век должен начать пол­но­цен­ную цер­ков­ную жизнь: регу­лярно бывать в храме, узна­вать бого­слу­же­ние, молиться, то есть учиться жизни в Боге. Если этого не про­изой­дет, Кре­ще­ние не будет иметь ника­кого смысла.

К Кре­ще­нию необ­хо­димо гото­виться: как мини­мум вни­ма­тельно озна­ко­миться с дан­ными огла­си­тель­ными бесе­дами, про­честь хотя бы одно из Еван­ге­лий, знать наизусть или близко к тексту Символ Веры и молитву «Отче наш».

Было бы просто заме­ча­тельно под­го­то­виться к испо­веди: вспом­нить о своих грехах, неправоте и дурных наклон­но­стях. Многие свя­щен­ники делают очень пра­вильно, испо­ве­дуя огла­шен­ных перед Кре­ще­нием.

Можно ли кре­стить во время поста?

Да, можно. Более того, в преж­ние вре­мена посты слу­жили под­го­тов­кой не только к опре­де­лен­ному празд­нику, но и ко вступ­ле­нию в Цер­ковь новых членов, т.е. к Кре­ще­нию огла­шен­ных. Таким обра­зом в древ­ней Церкви кре­стили в основ­ном нака­нуне боль­ших Цер­ков­ных празд­ни­ков, в том числе во время поста. Следы этого до сих пор сохра­ня­ются в осо­бен­но­стях бого­слу­же­ний празд­ни­ков Рож­де­ства Хри­стова, Пасхи и Пяти­де­сят­ницы.

В каком случае свя­щен­ник может отка­зать чело­веку в Кре­ще­нии?

Свя­щен­ник не только может, но и должен отка­зать чело­веку в Кре­ще­нии, если тот не верит в Бога так, как учит веро­вать Пра­во­слав­ная Цер­ковь, поскольку вера – непре­мен­ное усло­вие для Кре­ще­ния.

Среди осно­ва­ний для отказа в Кре­ще­нии может быть непод­го­тов­лен­ность чело­века и маги­че­ское отно­ше­ние к Кре­ще­нию. Маги­че­ское отно­ше­ние к Кре­ще­нию – это жела­ние с его помо­щью защи­титься от сил зла, изба­виться от «порчи» или «сглаза», полу­чить все­воз­мож­ные духов­ные или мате­ри­аль­ные «бонусы».

Кре­стить не станут лиц в нетрез­вом состо­я­нии и веду­щих амо­раль­ный образ жизни вплоть до их пока­я­ния и исправ­ле­ния.

Что делать, если точно известно, что чело­век крещен, но никто не помнит то имя с кото­рым его кре­стили? Второй раз кре­стить?

Подоб­ная ситу­а­ция встре­ча­ется довольно часто. Кре­стить второй раз чело­века не нужно – кре­стить можно только один раз. Но можно дать чело­веку новое имя. Сде­лать это вправе любой свя­щен­ник просто испо­ве­до­вав чело­века и при­ча­стив его с новым именем.

Сколько раз можно кре­ститься?

Одно­значно — один раз. Кре­ще­ние – есть духов­ное рож­де­ние, а родиться чело­век может только еди­но­жды. В Пра­во­слав­ном Сим­воле Веры ска­зано: «Испо­ве­дую едино кре­ще­ние во остав­ле­ние грехов». Вто­рич­ное кре­ще­ние недо­пу­стимо.

Что делать, если не знаешь, крещен ты или нет, и узнать не у кого?

Нужно Кре­ститься, но при этом пре­ду­пре­дить свя­щен­ника о том, что ты может быть и кре­ще­ный, но точно об этом не знаешь. Свя­щен­ник совер­шит Кре­ще­ние по осо­бому для таких слу­чаев чину.

О крёст­ных (вос­пре­ем­ни­ках)

Какие есть у крест­ных отца и матери обя­зан­но­сти по отно­ше­нию к своим крест­ни­кам?

У крест­ных по отно­ше­нию к крест­ни­кам есть три основ­ные обя­зан­но­сти:

Как нужно гото­виться к Таин­ству Кре­ще­ния буду­щим крест­ным?

Крест­ные явля­ются пору­чи­те­лями за своего крест­ника. На них воз­ла­га­ется обя­зан­ность забо­титься о духов­ном и нрав­ствен­ном вос­пи­та­нии своего крест­ника. Крест­ные обу­чают его осно­вам Пра­во­слав­ной веры, молитве и образу жизни насто­я­щего хри­сти­а­нина. Сле­до­ва­тельно, сами крест­ные должны хорошо знать и Еван­ге­лие и цер­ков­ную жизнь, иметь хоро­шую молит­вен­ную прак­тику, регу­лярно участ­во­вать в бого­слу­же­ниях и Цер­ков­ных Таин­ствах.

Вы реши­лись стать крест­ным, но не соот­вет­ству­ете тре­бо­ва­ниям? Сде­лайте так, чтобы это стало пово­дом для того, чтобы начать дви­гаться в этом направ­ле­нии.

Для начала про­слу­шайте огла­си­тель­ные беседы в храме или на нашем сайте.

Затем про­чтите на выбор Еван­ге­лие от Марка или от Луки. Выбе­рите сами — первое короче, второе понят­нее. Найти их так же можно в Библии; точнее — в Новом Завете.

Тща­тельно озна­комь­тесь с тек­стом Сим­вола веры – во время Кре­ще­ния один из крест­ных читает его наизусть или с листа. Еще было бы хорошо если бы ко вре­мени Кре­ще­ния Вы знали наизусть молитву «Отче наш».

После Кре­ще­ния углуб­ляйте и рас­ши­ряйте свои знания по Биб­лей­ской исто­рии, моли­тесь дома и участ­вуйте в цер­ков­ных бого­слу­же­ниях – так вы посте­пенно при­об­ре­тете прак­ти­че­ские навыки хри­сти­а­нина.

Можно ли стать крест­ным заочно, не участ­вуя в Кре­ще­нии мла­денца?

Пер­во­на­чаль­ное наиме­но­ва­ние крест­ных – вос­при­ем­ники. Такое назва­ние они полу­чили потому, что «при­ни­мали» кре­ща­е­мого от купели; при этом Цер­ковь как бы деле­ги­рует им часть своей заботы о новом хри­сти­а­нине и науче­нии его хри­сти­ан­ской жизни и нрав­ствен­но­сти, поэтому не только обя­за­тельно при­сут­ствие крест­ных во время Кре­ще­ния и их живое уча­стие, но и их созна­тель­ное жела­ние при­нять на себя такую ответ­ствен­ность.

Могут ли стать крест­ными пред­ста­ви­тели других рели­гий?

В Кре­ще­нии вос­при­ем­ники сви­де­тель­ствуют о Пра­во­слав­ной вере, и по их вере мла­де­нец при­ни­мает Таин­ство. Одно это уже делает невоз­мож­ным пред­ста­ви­те­лей других рели­гий ста­но­виться вос­при­ем­ни­ками при Кре­ще­нии.

Кроме того крест­ные берут на себя обя­зан­ность вос­пи­ты­вать крест­ника в Пра­во­сла­вии. Пред­ста­ви­тели других рели­гий не могут выпол­нить этих обя­зан­но­стей поскольку для нас хри­сти­ан­ство – не теория, а сама жизнь во Христе. Этой жизни могут научить только те, кто сами так живут.

Воз­ни­кает вопрос: а могут ли тогда стать крест­ными пред­ста­ви­тели других хри­сти­ан­ских кон­фес­сий, напри­мер като­лики или люте­ране? Ответ отри­ца­тель­ный – не могут по тем же при­чи­нам. Вос­при­ем­ни­ками при Кре­ще­нии могут стать только пра­во­слав­ные хри­сти­ане.

Что из вещей нужно при­не­сти с собой на Кре­ще­ние и кто из крест­ных это должен сде­лать?

Для Кре­ще­ния пона­до­бится кре­стиль­ный набор. Как пра­вило это натель­ный кре­стик с цепоч­кой или тесе­моч­кой, несколько свечей, кре­стиль­ная рубашка. Кре­стик можно при­об­ре­тать и в обыч­ных мага­зи­нах, но тогда сле­дует попро­сить свя­щен­ника его освя­тить.

Пона­до­бится поло­тенце или пеленка, чтобы завер­нуть и выте­реть малыша после купели.

По непи­са­ной тра­ди­ции для маль­чика кре­стик при­об­ре­тает крест­ный отец, а для девочки – крест­ная мать. Хотя этого пра­вила не обя­за­тельно при­дер­жи­ваться.

Сколько у чело­века должно быть крест­ных отцов и мате­рей?

Один. Как пра­вило одного с ребен­ком пола, то есть для маль­чика – крест­ный, а для девочки – крест­ная.

Воз­мож­ность иметь для ребенка одно­вре­менно и крест­ного отца и крест­ную мать явля­ется бла­го­че­сти­вым обы­чаем.

Иметь более двух вос­при­ем­ни­ков не при­нято.

Как выбрать крест­ных для ребенка?

Глав­ным кри­те­рием выбора крест­ного или крест­ной должно стать то, сможет ли этот чело­век впо­след­ствии помо­гать в хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии вос­при­ня­того от купели. Сте­пень зна­ком­ства и просто при­яз­нен­ность отно­ше­ний тоже важны, но это не глав­ное.

В преж­ние вре­мена забота о рас­ши­ре­нии круга людей, кото­рые будут серьезно помо­гать родив­ше­муся чаду, делала неже­ла­тель­ным при­гла­ше­ние в каче­стве крест­ных бли­жай­ших род­ствен­ни­ков. Счи­та­лось, что они и так, в силу при­род­ного род­ства, будут помо­гать ребенку. По этой при­чине родные бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети редко ста­но­ви­лись вос­при­ем­ни­ками. Тем не менее это не воз­бра­ня­ется, а сейчас ста­но­вится все более частым явле­нием.

Может ли бере­мен­ная жен­щина стать крест­ной мате­рью?

Может. Бере­мен­ность не явля­ется пре­пят­ствием для вос­при­ем­ни­че­ства. Кроме того, если бере­мен­ная жен­щина сама хочет при­нять Таин­ство Кре­ще­ния то она вполне может это сде­лать.

Кто не может быть крест­ным?

Несо­вер­шен­но­лет­ние; ино­верцы; душев­но­боль­ные; совер­шенно несве­ду­щие в вере; лица в нетрез­вом состо­я­нии; не могут быть крест­ными у одного ребенка состо­я­щая в браке пара.

Что крест­ные должны пода­рить крест­нику?

Этот вопрос лежит в обла­сти чело­ве­че­ских обы­чаев и не каса­ется духов­ной жизни, регу­ли­ру­е­мой Цер­ков­ными пра­ви­лами и кано­нами. Иными сло­вами – это личное дело крест­ных. Можно и вовсе ничего не дарить.

Однако дума­ется, что пода­рок, если тако­вой все же будет иметь место, должен быть полез­ным и напо­ми­нать о Кре­ще­нии. Это может быть Библия или Новый Завет, натель­ный кре­стик или икона свя­того, в честь кото­рого назван ребе­нок. Вари­ан­тов много.

Если крест­ные не выпол­няют своих обя­зан­но­стей можно ли взять других крест­ных и что для этого нужно делать?

В прямом смысле слова – нельзя. Крест­ным будет только тот, кото­рый вос­при­ни­мал ребенка от купели. Однако в неко­то­ром смысле так можно посту­пить.

Про­ве­дем парал­лель с обыч­ным рож­де­нием: допу­стим, отец и мать, родив на свет своего малыша, отка­зы­ва­ются от него, не выпол­няют своих роди­тель­ских обя­зан­но­стей и не забо­тятся о нем. В этом случае ребенка может кто-нибудь усы­но­вить и вос­пи­тать, как род­ного. Этот чело­век и станет, хоть и при­ем­ным, но роди­те­лем в под­лин­ном смысле этого слова.

Так же и в рож­де­нии духов­ном. Если насто­я­щие крест­ные не выпол­няют своих обя­зан­но­стей, и есть чело­век, кото­рый может и хочет взять на себя их функ­цию, то ему сле­дует полу­чить бла­го­сло­ве­ние на это у свя­щен­ника и после этого начать все­мерно забо­титься о ребенке. И «крест­ным» при этом его тоже можно назы­вать.

При этом вто­рично Кре­стить ребенка нельзя.

Может ли моло­дой чело­век стать крест­ным у своей неве­сты?

Одно­значно нет. Между крест­ным роди­те­лем и крест­ни­ком воз­ни­кает духов­ное род­ство, кото­рое исклю­чает воз­мож­ность вступ­ле­ния в брак.

Сколько раз чело­век может ста­но­виться крест­ным?

Столько, сколько посчи­тает воз­мож­ным.

Быть крест­ным роди­те­лем очень ответ­ственно. Кто-то может осме­литься взять на себя такую ответ­ствен­ность один или два раза, кто-то пять или шесть, а кто-то, воз­можно, и десять. Каждый сам для себя опре­де­ляет эту меру.

Может ли чело­век отка­заться стать крест­ным? Не будет ли это грехом?

Может. Если он чув­ствует, что не готов нести ответ­ствен­ность за ребенка, то будет чест­нее и перед роди­те­лями и перед ребен­ком и перед самим собой ска­зать об этом прямо, нежели стать фор­мально крест­ным и не выпол­нять своих обя­зан­но­стей.

Можно ли стать крест­ным у двух или трех детей из одной семьи?

Да, можно. Ника­ких кано­ни­че­ских пре­пят­ствий к этому нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *