Что значит охват территории карты
Что значит охват территории карты
Карты можно разделить на группы по разным признакам, основными из которых являются: охват территории, масштаб, содержание. Неосновные признаки: назначение, объект, метод фиксации изображения.
Различие карт по охвату территории:
Различие карт по масштабу:
Различие карт по содержанию.
Общегеографические карты отображают примерно с одинаковой подробностью основные элементы местности: рельеф, реки, озера, растительность, населенные пункты, дороги, границы и т. п. К общегеографическим картам относят, например, топографические карты, на которых территории показаны с большой подробностью.
На тематических картах, наоборот, изображают один или два компонента природы, хозяйства, населения, например рельеф и воды, климат, почвы. На общегеографической карте эти компоненты или отсутствуют, или недостаточно полно отражены. Содержание тематических карт определяется темой, которой они посвящены. Например, на почвенной карте показано размещение типов почв. на климатической карте — распределение температур, осадков, направления ветров. Остальные элементы этих карт (крупные города, реки и др.) служат только фоном и необходимы в качестве ориентиров.
Различия карт по другим признакам (неосновным)
По назначению: справочные, учебные, туристские, сельскохозяйственные и др. По объекту: материковые, морские, астрономические, планетарные. По методу фиксации изображения: наземные, аэрокосмические, подводные.
План местности
План местности – чертеж местности, выполненный в условных знаках и в крупном масштабе (1:5000 и крупнее).
Построение планов осуществляется в ходе глазомерной, инструментальной или комбинированной съемок непосредственно на местности или на основе расшифровывания аэрофотоснимков. Планы отражают небольшую по площади территорию (несколько километров), и поэтому при их построении кривизна земной поверхности не учитывается. К элементам плана относят условные знаки, определение направлений, масштаб.
Отличие плана от карты :
на планах изображаются небольшие участки местности, поэтому они строятся в крупных масштабах (например, в 1 см – 5 м). Карты показывают значительно большие территории, их масштаб мельче;
план изображает местность подробно, сохраняя точные очертания изображаемых объектов, но только в уменьшенном виде. Крупный масштаб плана позволяет отразить на нем практически все объекты, находящиеся на местности. На карту, имеющую более мелкий масштаб, все объекты нанести не удается, поэтому при создании карт производится генерализация объектов. Точные очертания всех объектов на карте также показать нельзя, поэтому они искажаются в той или иной мере. Многие объекты на карте, в отличие от плана, изображаются внемасштабными условными знаками;
при построении плана кривизна земной поверхности не учитывается, т. к. изображается небольшой участок местности. При построении карты она учитывается всегда. Карты строят в определенных картографических проекциях;
на планах нет градусной сети. На карту обязательно наносят параллели и меридианы;
на плане направление на север считается направлением вверх, направление на юг – вниз, на запад – влево, на восток – вправо (иногда на плане направление север – юг показано стрелкой, которая не совпадает с направлением вверх – вниз). На картах направление север – юг определяется по меридианам, запад – восток – по параллелям.
Способы картографирования, применяемые для отображения явлений на тематических картах:
— качественного фона. Площадные знаки на тематических картах нередко применяют для выделения территорий по каким-либо признакам. Качественно различные территории, закрашивают разными цветами, разной штриховкой;
— ареалов (область распространения какого-либо явления). Соответствующие ареалы ограничивают на карте замкнутыми линиями, выделяют штриховкой или закраской, отмечают надписями или отдельными буквами, покрывают контурными значками или обозначают рисунками;
— точечный. Особенности размещения объектов, имеющих повсеместное или ограниченное распространение с разной густотой, можно отобразить на карте расстановкой точек. Там, где отображаемые объекты имеют большую концентрацию, точки сгущают, а в противных случаях — разрежают. Величину показателя, который соответствует на карте одной точке, называют весом. При резких различиях в концентрациях объектов нередко используют точки двух и более размеров, каждый из которых определяется соответствующим весом;
— изолиний. Изолинии соединяют на карте точки с одинаковыми значениями каких-либо показателей. Изолинии, соединяющие точки с одинаковым значение абсолютной высоты — горизонтали. Расстояние по высоте между двумя смежными горизонталями, взятыми на одном скате, называется высотой сечения, а расстояние между горизонталями по плану — заложением. Чем круче скат, тем меньше величина заложения, и наоборот. Для определения крутизны ската измеряют кратчайшее расстояние между соседними горизонталями и по шкале подбирают соответствующее ему заложение, против которого читают крутизну ската в градусах. Чтобы определить направление ската по горизонталям, на некоторых из них ставятся перпендикулярные черточки — скатоуказатели (бергштрихи), «смотрящие» своим свободным концом в сторону понижения;
— значков. Внемасштабные условные знаки, или, как их обычно называют, значки, по своему внешнему виду весьма разнообразны — от простого кружка или квадратика до замысловатых рисунков;
— линейных знаков. Применяют на картах для отображения явлений и объектов, приуроченных в натуре к определенным линиям;
— знаков движения. Линиями обозначают пути экспедиций, направления ветров, течений, грузопотоков, боевые действия войск и т. п. Это полосы или стрелки разной формы и цвета, показывающие направление и осевые линии движения, его характер и интенсивность;
— локализованных диаграмм. Способ изображения периодических явлений (величины повторяемости годового и суточного хода температуры, осадков, приливов, направления и силы ветра, ветрового волнения, скорости течений и др.) путём помещения на карте диаграмм, отнесённых к определённым пунктам;
— картодиаграммы, картограммы. Этими способами наглядно отображают различные соотношения тех или иных показателей. Здесь обязательно должны быть очерчены границы районов, в пределах которых и указывают величины того или иного явления. В каждом отдельном случае в зависимости от количественных показателей картографы разрабатывают специальную шкалу, с помощью которой данный фактор отображается наиболее наглядно.
Свойства карты:
Все многообразие географических карт можно систематизировать по различным признакам.
Выделяют также рельефные карты (объёмное трёхмерное изображение местности), фотокарты (совмещающие карты с фотопланами), блок-диаграммы (где изображение поверхности соединено с продольными и поперечными вертикальными разрезами), атласы (систематические собрания карт, выполненных по общей программе, как единое целостное произведение).
(пройти тесты с проверкой ответа сразу и объяснением правильного ответа)
Какая зависимость существует между масштабом и охватом территории местности?
Масштаб и охват территории местности
Зависимость между масштабом и охватом территории очень проста: чем меньше масштаб карты, тем больше территории на нее можно поместить.
Для примера приведу изображение со спутника. Вначале видно только страну, крутишь колесико мыши, масштаб уменьшается, а вместе с ним уменьшается и охват территории, теперь видно не всю страну, а только город. Но, этот город видно подробнее, с названиями улиц и мест. Поэтому, нельзя сказать, что чем больше территории охватывает карта, тем лучше (нет, иначе бы на всех картах печатали изображение глобуса). Карту нужно выбирать в зависимости от вашего опыта и длины планируемого маршрута.
Карту какого масштаба лучше купить
Если у вас мало практики работы с бумажными картами, и вы идете в поход на большое расстояние, то не стоит брать одну карту всей местности с мелким масштабом. В этой ситуации лучшим решением будет купить несколько карт 1:50000, например, так вам будет легче сориентироваться. Карты с крупным масштабом надо выбирать также в том случае, если вы ищете какую-то контрольную точку на краю берега реки, чтобы встретиться там с товарищами.
Помните, что если вы хорошо подготовитесь к путешествию, то многие невзгоды обойдут вас стороной.
Статья «Различие карт по охвату территории и содержанию. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Вопросы и задания для проверки домашнего задания по предыдущей теме:
1. Какие материки пересекает экватор, какие — начальный меридиан?
Какие материки лежат целиком в северном полушарии? Какие — в южном?
2. При помощи градусной сетки определите в километрах: а) ширину Индийского
океана по экватору; 6) расстояние между Южной Америкой и Австралией
по 20 0 ю. ш. (Величина дуги 1° по экватору— 111,3 км, по 20° — 104,6 км.)
3. Пользуясь картой полушарий, определите, какой остров находится на
4. По глобусу определите кратчайшее расстояние в градусах
и километрах от города (пункта), в котором расположена ваша школа,
до экватора и начального меридиана.
План изучения нового материала:
1. Почему надо уметь «читать карту».
2.Различие карт по охвату территории.
3. Различие карт по содержанию.
Для изучения географии материков требуется много разнообразных
карт. По ним вы будете определять размещение, очертания
и взаимное положение материков, океанов, морей, горных массивов
и других географических объектов, производить необходимые измерения,
например, протяженность материка. Чтобы пользоваться разными картами, важно ясно представлять себе их назначение
и основные особенности, а также возможность правильно делать
по ним измерения. Ч и т а т ь к а р т у — это значит, хорошо зная
ее условные знаки, находить на ней государства, моря, горы, реки,
определять климаты, растительность и другие географические объекты
и явления, их свойства и, связав эти сведения друг с другом,
понимать географические особенности территории в целом.
Карты по различным признакам делят на группы. Для вашей
работы важно знать деление карт по двум основным признакам:
по охвату изображаемой на них территории и по теме, которой они
посвящены, т. е. по содержанию. (Подумайте, по каким еще признакам
можно делить карты.)
Различие карт по охвату территории. Земной шар можно
изобразить на плоскости целиком; в этом случае получится карта
мира (см. форзац учебника). Часто Землю изображают на карте
полушарий. Чтобы показать подробнее географические особенности
каждого материка, составляют ка рты отдельных ма т е р и к о в
(пользуясь атласом, назовите карты материков) или их частей,
например Западная и Южная Европа, Юго-Западная, Центральная,
Южная Азия. На таких картах территория дана с большей подробностью.
Еще подробнее изображена местность на топографических
картах, где на одном листе показана небольшая площадь земной
Таким образом, по охвату территории бывают карты мира
и полушарий, карты материков, областей, государств и др.
Каждую группу этих карт составляют в определенных масштабах.
Чем больше охват территории на карте, тем мельче ее масштаб.
С уменьшением масштаба карты уменьшаются подробность изображения
географических объектов и точность измерений по
1:20 000000 или 1:22 000 000. Это значит, что 1 см на таких картах
соответствует 200 или 220 км на местности. У подобных же карт
в атласе масштабы еще мельче— 1:75 000 000, 1:220 000 000, т. е.
1 см на карте соответствует 750 или 2200 км на местности.
Естественно, что на мелкомасштабных картах земная поверхность
изображена весьма обобщенно и схематично, а главное —
со значительными искажениями очертаний материков, островов
и т. п. и их размеров. Поэтому мелкомасштабные карты не при
годны для точных измерений. Достоинство таких карт заключается
в том, что на них одновременно показана вся земная поверхность.
Их используют главным образом для изучения взаимного расположения
материков, омывающих их морей и океанов, а также для
общего ознакомления с особенностями размещения на земном шаре
важнейших географических объектов и явлений: районов землетрясений
и вулканов, распределения температур, осадков,
Для более подробного изучения географии крупных территорий
используют карты материков и их отдельных областей. (Определите
масштабы карт Африки, Австралии, Южной Америки в вашем
атласе. Каковы масштабы стенных карт с изображением этих же
материков?) На них объекты изображены с большей подробностью
и точностью по сравнению с картами мира и полушарий. По ним
можно изучать строение земной поверхности, определять, хотя
и приближенно, форму различных географических объектов, абсолютные
высоты и глубины с помощью шкалы глубин и высот, расстояния
и географические координаты различных пунктов, а также
размещение государств и т. п.
Различие карт по содержанию. По содержанию карты, применяемые
при изучении географии материков, подразделяются на общегеографические
На о б щ е г е о г р а ф и ч е с к и х к а р т а х обозначают рельеф,
моря, реки, озера, города, пути сообщения и границы государств.
К общегеографическим картам относятся, например, топографические
Содержание т е м а т и ч е с к и х ка рт определяется темой,
которой они посвящены. На тематических картах изображаются
один либо два компонента природы, хозяйства, населения, например
почвы и климат, или рельеф и воды, или плотность населения
и народы. На общегеографической карте эти компоненты либо отсутствуют,
либо недостаточно полно выражены. Подробность тематических
карт зависит от их назначения. Например, на школьной
почвенной карте мира изображены основные типы почв каждой
природной зоны. На климатической карте даны основные показатели
климата: температура, осадки, направление ветров, позволяющие
понять климатические особенности территории. Остальные элементы
этих карт (реки, крупные города и др.) служат только фоном
и необходимы в качестве ориентиров. Они составляют географическую
основу тематических карт.
Ино1да на тематических картах показывают не один или два,
а несколько разных, но взаимосвязанных компонентов или явлений.
Тогда их называют комплексными картами. Такие карты материков
даны, например, в атласе для VI класса.
На картах каждый знак отражает какой-нибудь объект или
его свойство. Условные знаки к карте и их объяснения называют
л е г е н д о й карты.
Вопросы и задания для закрепления материала на уроке и дома:
и на физической карте материка Африка. Для этого сначала определите, какие объекты (горы, плоскогорья, реки, озера, населенные пункты) обозначены и надписаны на карте полушарий и какие — на карте Африки. На какой карте изображение местности, дано подробнее? Чем это объясняется? 2. По каким признакам можно разделить карты вашего атласа на группы? Каковы особенности каждой группы карт?
3. Какие компоненты природы показаны на физической карте? Что можно узнать из политической карты Африки?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по географии на тему «Развитие хозяйства» (9 класс)
Программа по географии по теме:» География Земли»
Рабочая программа по географии для 5 класса
Рабочая программа по географии 11 кл.
МЕтодические указания к выполнению зачета по географии
Презентация по географии на тему «Природа Австралии»
Презентация ученического проекта: «Уникальные южные материки»
Выступление на РМО учителей географии по теме: «Организация и сопровождение учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5375852 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Статья «Различие карт по охвату территории и масштабу. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Статья «Различие карт по охвату территории и масштабу. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Задачи урока: обобщить знания учащихся о плане и карте,
полученные в V классе; ознакомить со способами изображения
местности (с картами мира, материков и отдельных районов, различными
по масштабу и охвату территориями).
Оборудование: карты мира — полушарий, политическая, климатическая,
зоогеографическая отдельных материков, природных
зон, своей области и др.
Учитель предлагает учащимся вспомнить, какие они знают
способы изображения местности (рисунок, чертеж, фотоснимок,
аэроснимок, план, карта, глобус), чем отличаются эти способы
изображения местности, что у них общего. Учащиеся должны сказать,
что план, карта, глобус изображают местность в масштабе,
с помощью которого можно определить расстояния между отдельными
объектами. Кроме того, географические объекты изображаются
условными знаками, и на плане, карте, глобусе меньше подробностей,
чем, например, на рисунке, фотоснимке, аэроснимке.
Далее учащиеся с помощью учителя вспоминают, чем отличается
карта от плана (разные масштабы, по-разному определяются
стороны горизонта, неодинаковая подробность, различные условные
знаки). Что такое масштаб и какими способами он выражается
(словесный (именованный), числовой, линейный).
Затем учащиеся в тетрадях изображают масштаб тремя способами:
в 1 см — 50 см; в 1 см — 220 км; в 1 см — 6 км.
Выполнив задание, учащиеся определяют масштаб карт в атласе
(с. 2—3, 7, 28—29) и отвечают на вопросы: на какой из этих
карт местность изображена более подробно? Какие масштабы
каждой из этих карт? Почему, изучая географию, необходимо
Выслушав ответы учащихся, учитель переходит к объяснению
различных видов карт, говорит, что необходимо научиться читать
карту, так как карта может многое рассказать о природе и занятиях
населения материка или отдельного района. Конечно, по одной
карте это сделать трудно, поэтому карты по различным признакам
делят на группы и прежде всего по охвату территории.
Учитель демонстрирует классу карты: мировую, материка, части
материка или своей области — и предлагает учащимся сказать,
чем эти карты отличаются. Выслушав ответы, он акцентирует внимание
на картах, изображающих территории различных размеров,
в разном масштабе и с разной степенью подробности. Учитель го-
ворит, что карты по масштабу делятся на три группы, и предлагает
Задание на дом : §. Ответить на вопросы и выполнить задания
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Статья «Что изучает география материков. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Презентация на тему: Тест: Западная Сибирь
Презентация «Путешествие в Татарстан»
Презентация: Классный час «Бауыржан Момышулы»
Внеклассное мероприятие «Географическая викторина» География
Внеклассное мероприятие «Золотая лихорадка» География
Рабочая программа по географии 5 класс «Полярная звезда»
Презентация 8 класс по теме»Геологическое строение территории Росссии»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5375852 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.