Что значит охарактеризовать событие лежащее в основе эпизода
Как анализировать эпизод литературного произведения
План анализа эпизода
Просмотр содержимого документа
«Как анализировать эпизод литературного произведения»
Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде полного плана1.
Определить границы эпизода2, дать ему название.
Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить: кто они?
каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания: автора;
персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
к вопросу (проблеме);
кратко проанализировать речь участников диалога;
сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
1. Что описывается, что происходит в данном эпизоде.
2. Главные участники эпизода (какие герои учавствуют в данном эпизоде).
2. Как этот эпизод помогает раскрыть характеры героев, что нового мы узнаем о героях из данного эпизода:
• из поступков героев;
• из речи персонажей (их интонация, слова, котроые они употребляют и др.);
• из описания героев (их жестов, мимики, одежды, взглядов и т.д.).
3. Роль данного эпизода в произведении (как он помогает осветить проблемы, затронутые в произведении; раскрыть его идею).
4. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора; персонажей, особенно если это эпизод-диалог. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
их отношение к событию;
к вопросу (проблеме);
кратко проанализировать речь участников диалога;
сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
План анализа эпизода
Место и роль эпизода в композиции произведении.
4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).
5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:
– через поступки и психологию героев.
6. Манера повествования, стиль писателя.
8. Особенности языка.
9. Средства художественной выразительности.
Как анализировать эпизод литературного произведения
План анализа эпизода
Просмотр содержимого документа
«Как анализировать эпизод литературного произведения»
Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде полного плана1.
Определить границы эпизода2, дать ему название.
Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить: кто они?
каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания: автора;
персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
к вопросу (проблеме);
кратко проанализировать речь участников диалога;
сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
1. Что описывается, что происходит в данном эпизоде.
2. Главные участники эпизода (какие герои учавствуют в данном эпизоде).
2. Как этот эпизод помогает раскрыть характеры героев, что нового мы узнаем о героях из данного эпизода:
• из поступков героев;
• из речи персонажей (их интонация, слова, котроые они употребляют и др.);
• из описания героев (их жестов, мимики, одежды, взглядов и т.д.).
3. Роль данного эпизода в произведении (как он помогает осветить проблемы, затронутые в произведении; раскрыть его идею).
4. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора; персонажей, особенно если это эпизод-диалог. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
их отношение к событию;
к вопросу (проблеме);
кратко проанализировать речь участников диалога;
сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
План анализа эпизода
Место и роль эпизода в композиции произведении.
4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).
5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:
– через поступки и психологию героев.
6. Манера повествования, стиль писателя.
8. Особенности языка.
9. Средства художественной выразительности.
Анализ эпизода драматургического произведения
Дать название эпизоду (границы эпизода уже определены самой структурой драмы).
Пари между Хиггинсом и Пикерингом
Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место, оно занимает в ходе развития действия? (это –экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения).
Элиза (цветочница) – решает зайти в гости к профессору Хиггинсу, чтобы оплатить занятия по фонетике. На этом фоне зарождается конфликт – профессор с полковником заключают пари: сумеет ли профессор за короткий срок выдать цветочницу за герцогиню на светском рауте. Этот эпизод расположен в завязке.
3. Назвать основных участников эпизода и коротко пояснить:
▪ кто они?
▪ каково их место в системе персонажей (главные, второстепенные)
1. Генри Хиггинс –главный персонаж, профессор фонетики. Зарабатывает на жизнь, обучая разбогатевших выскочек-нуворишей аристократическому произношению, благодаря чему они рассчитывают войти в светское общество.
2. Пикеринг –полковник, «приятный тип старого армейца». Образцовый джентльмен. Очень учтиво обходится с Элизой, за что в конце пьесы она его благодарит.
3. Элиза Дулиттл –обычная цветочница, не лишена некого шарма, однако на фоне с дамами выглядит замарашкой. В ходе пьесы Элиза преображается. Хиггинс обучает её великосветскому произношению, у Пикеринга, безупречного джентльмена, она заимствует светские манеры. Одновременно, и неожиданно для Хиггинса, она приобретает чувство собственного достоинства.
Раскрыть особенности начала и финала эпизода.
Данный эпизод начинается с беседы Пикеринга и Хиггинса. Профессор демонстрирует свой необычный прибор – фонограф, позволяющий делать аудиозаписи. Их беседу прерывает экономка, говоря о том, что некая дама желает брать уроки фонетики у профессора.
Профессор просит пригласить посетительницу, после чего узнаёт в ней цветочницу, которой прежде кинул крупную (по мнению цветочницы) сумму денег. Хиггинс не желает оказывать ей услуги, однако полковник предлагает заключить любопытное пари: прежде профессор хвастал тем, что может любую цветочницу выдать за герцогиню, преподав ей несколько уроков. Хиггинс соглашается – если полковник проиграет, то он полностью оплачивает обучение Элизы. Эпизод завершается походом Элизы в душ.
Особенности начала – конфликт ещё не обозначен, однако к середине эпизода ситуация обостряется – на кон поставлены честь и достоинство профессора и, чтобы не упасть лицом в грязь, он соглашается.
Сформулировать проблему, находящуюся в центре внимания.
Основная проблема, находящаяся в центре внимания эпизода – тема социального неравенства.
Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (мини-конфликт), лежащие в основе эпизода.
В данном эпизоде мини-конфликт – сможет ли Элиза добиться своего, пройти обучение у профессора фонетики.
Охарактеризовать героев – участников эпизода.
▪ их отношение к событию;
▪ к проблеме;
▪ друг другу;
▪ кратко проанализировать речь участников диалога;
▪ сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);
▪ выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков;
▪ определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
1.1. Хиггинс с энтузиазмом принимает пари полковника.
1.2. Генри Хиггинс уважаемый профессор, для него это вопрос чести.
1.3. Профессор небрежно относится к Элизе, он очень груб с ней. С полковником уважительные отношения
1.4. Хиггинс грубо и надменно говорит с Элизой. Речь образованного и умного человека.
1.5. сразу узнав цветочницу и не скрывая своего разочарования, которое у него, как у ребенка, превращается в смертельную обиду. Профессор в каждой ситуации ищет для себя вызов и, не видя его, сильно разочаровывается
1.6. Профессор очень гордится своими изобретениями, наработками, научными трудами. У него высокое требование к окружающим. С теми, кого он не считает достойным, он небрежен.
1.7. Изначально Хиггинс был против обучения Элизы, хотел её прогнать поскорее, однако, после заключения пари он соглашается обучать цветочницу
2.1. Пикеринг желает узнать, насколько велик талант профессора, на что он способен.
2.2. Полковник ставит под вопрос умения профессора сделать из цветочницы аристократку.
2.3. Пикеринг уважает окружающих, он настоящий джентльмен и, не зависимо от социального статуса, ведёт себя учтиво как с профессором, так и с Элизой.
2.4. Полковник в своей речи галантен, приятен, не груб.
2.5. Смеясь. Пикеринга забавляет ситуация с Элизой, да и она сама – то, насколько она непосредственна в своей вульгарности и простоте.
2.6. Полковник настоящий джентльмен, он знает, как вести себя в светском обществе, как правильно вести себя с дамами
2.7. Пикеринг изначально не был настроен против обучения Элизы, а даже предложил профессору обучить цветочницу фонетики.
3.1 Элиза желает обучиться фонетики у профессора Хиггинса.
3.2 Элиза не понимает, что от неё хотят профессор и полковник, затем соглашается.
3.3 Элиза вульгарно ведёт себя с окружающими, не всегда осознавая, что ей говорят профессор с полковником.
3.4 Элиза в своей речи вульгарна и проста, ей неведомы правила приличия и эстетики.
3.5 Заносчиво, вскочив в ужасе, нехотя повинуется. Данные ремарки характеризуют Элизу как человека, не совладеющего со своими эмоциями, человека глупого и заносчивого.
3.6 Цветочница предстаёт в образе простой провинциальной девушки, которая не контролирует свои эмоции и обладающей малым словарным запасом.
3.7 Элиза желает обучиться фонетики у профессора, однако Хиггинс без энтузиазма воспринимает её предложение, пока полковник не предлагает ему заманчивое пари.
Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; то есть по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде)
1. Экспозиция – Хиггинс у себя дома демонстрирует полковнику Пикерингу свою фонографическую аппаратуру.
2. Завязка – Внезапно экономка Хиггинса, миссис Пирс, докладывает о том, что некая очень простая девушка желает переговорить с профессором. Входит вчерашняя цветочница. Она представляется Элизой Дулиттл и сообщает, что желает брать у профессора уроки фонетики, ибо с её произношением она не может устроиться на работу.
3. Развитие действия – Элиза уверена, что он с радостью согласится отработать те деньги, что вчера, не глядя, бросил в её корзину. Разговаривать о таких суммах ему, разумеется, смешно, однако Пикеринг предлагает Хиггинсу пари. Он подбивает его доказать, что за считанные месяцы может, как уверял накануне, превратить уличную цветочницу в герцогиню.
4. Кульминация – Хиггинс находит это предложение заманчивым, тем более что Пикеринг готов, если Хиггинс выиграет, оплатить всю стоимость обучения Элизы.
5. Развязка – Профессор соглашается. Миссис Пирс уводит отмывать Элизу в ванную комнату.
Сочинение-анализ эпизода художественного произведения
В 9-м классе мы начинаем глубже знакомиться с теорией и отрабатывать практику написания сочинений разных типов. Среди них — анализ эпизода художественного произведения. Сочинение такого типа требует иной логики, нежели творческие работы. В сочинении-анализе эпизода нужно показать умение объяснять микротекст художественного произведения, видеть за отдельными сценами картины жизни, взаимоотношения людей, драматизм ситуаций и характеров, определять, зачем введена та или иная сцена автором.
Чтобы определить тему, идею, значение произведения в целом, нужно научиться в малой части видеть главное, большое, значимое.
Что такое эпизод в художественном тексте? Каково лексическое значение этого слова? В толковом словаре одно из значений следующее: эпизод — это часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. Но, подчеркнём, несмотря на свою самостоятельность и завершённость, эпизод — это часть произведения, в которой просматриваются основные черты идейно-художественного своеобразия всего произведения, это составная часть художественного целого, органически связанная с ним.
Можно ли в сочинении на подобную тему слово “эпизод” заменять словом “сцена”? Будут ли эти слова синонимами в контексте изучаемого типа сочинения? Да, вновь сошлёмся на толковый словарь : сцена — это часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе.
Что же значит проанализировать сцену, эпизод художественного текста? На уроках литературы и русского языка отрабатываются орфографические и пунктуационные навыки написания сложных планов к сочинениям. Чтобы сэкономить время на данном уроке, можно на уроке русского языка систематизировать знания и умения о постановке точки с запятой при перечислении. Нужная нам запись была оформлена на одном из них на развёрнутом тетрадном листе, разграфлённом на три части: “Проанализировать эпизод — это значит. ”, “План сочинения-анализа эпизода”, “Мои варианты”. В начале занятия обратимся к этим записям, сделанным для себя каждым учеником к уроку и учителем на доске.
Проанализировать эпизод — это значит:
— определить взаимоотношения персонажей до этого эпизода произведения (это необходимо сделать, так как действие в произведении разворачивается непрерывно, и отношения действующих лиц в каждый момент уже не таковы, какими они были до того, как этот момент наступил);
— уяснить, что даёт эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния;
— показать, с помощью каких приёмов в данном эпизоде раскрываются характеры;
— сделать вывод о выявленных по ходу анализа сцены чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей;
— определить, какова роль данного эпизода в развитии действия и конфликта произведения в целом;
— понять значение этой сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения.
Определив, что значит проанализировать эпизод художественного произведения, можно выстроить логику сочинения такого типа, то есть составить общий план сочинения-анализа эпизода. Логика построения плана такого сочинения уже заложена в наших записях, сделанных к уроку. Исходя из содержания этих рекомендаций, определим, что может быть вступлением.
I. Место эпизода в композиции произведения, характер изображённого события, действующие лица. (Во вступлении даются краткие сведения о произведении, его содержании, идейной направленности.) Чтобы сочинение было последовательным, логичным, чтобы содержание последующей части было продолжением предыдущей, нужно помнить о переходах — логических “мостиках”. Где необходим такой “мостик”? От вступления к основной части. Как может быть сформулирован первый пункт основной части плана?
II. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.
1. Связь сцены с предыдущим развитием действия.
(Второй пункт основной части плана опять будет подсказан рекомендациями к анализу эпизода, данными к уроку.)
2. Участие персонажей в изображаемых автором событиях.
В этой части сочинения предполагается анализ событий от начала эпизода через его самый напряжённый момент к завершению действия в рамках этой сцены, то есть логика содержания этой части та же, что в произведении художественной литературы — завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Значит, в этой части плана нужно выделить подтемы (или микротемы, или подпункты):
а) предпосылка борьбы, начало духовного разлада, подступы к главной теме произведения, возникающая напряжённость в отношениях действующих лиц, “заявка на характеры”;
б) наивысшее напряжение в развитии действия, критический, переломный момент сцены, раскрытие характера во всей его глубине;
в) развязка событий эпизода: идея сцены, позиция автора.
Следующие пункты плана формулируются на основе рекомендаций к сочинению-анализу эпизода художественного произведения.
3. Приёмы раскрытия характеров действующих лиц в данной сцене (как в эпизоде представлены главные герои).
4. Выявленные в эпизоде черты характера, нравственные качества, идеалы и жизненные цели героев произведения.
5. Роль данной сцены в развитии действия и конфликта, связь эпизода с последующим развитием действия. (Здесь же можно определить, обнаруживаются ли какие-то новые, ранее неизвестные качества действующих лиц или подтверждаются уже выявленные нами свойства характера.)
III. Значение эпизода в раскрытии идейного содержания всего произведения.
Дома учащимся предлагается перечитать записанные на уроке материалы, осмыслить их, отредактировать общий план анализа эпизода — работа со второй и третьей частями на двойном листке, написать сочинение «Объяснение Онегина с Татьяной в саду. (Анализ эпизода из четвёртой главы романа “Евгений Онегин”.)», опираясь на знания, полученные на уроках.
Обратим внимание на формулировки пунктов плана II.5 и III. Не одно ли и то же это? Нет, определение роли сцены художественного произведения предполагает раскрытие характера и степени “участия” её в развитии действия и конфликта произведения в целом. Значение же эпизода связано с тематикой и проблематикой произведения.
Стоит оговориться, что составленный нами план носит рекомендательный характер. На основе его можно будет составить план к конкретно предложенной теме, допускающей анализ эпизода.
Характерные ошибки в творческих работах такого типа:
1. Часто анализ подменяется пересказом сюжета; нужно учить соединять пересказ и объяснение характеров, поступков героев произведения.
2. Опускаются или примитивно описываются приёмы, используемые автором для раскрытия характеров действующих лиц; нужно учить определять, как в эпизоде представлены герои, связывать содержание повествования с формой его выражения, анализ с творческой манерой (стилем) писателя. Вспоминается универсальная формула, выведенная М. Горьким в одном своём очерке: “Не всегда важно, что говорят, но всегда важно, как говорят”.
3. Многие учащиеся не знают, как оценить роль эпизода, потому что не умеют устанавливать смысловые связи эпизода с произведением в целом или с его отдельными сценами.
4. Неумение определить значение эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения не даёт возможности выстроить логику сочинения.
Поэтому и важна работа по коллективному составлению плана сочинения; ученик должен понять, как развивается логика сочинения-анализа эпизода, обозначить для себя последовательность написания работы, композицию высказывания на заданную тему. Учитель же, на наш взгляд, должен сделать всё, чтобы ученик не догадался, что он ведомый, нужно создать видимость, будто ученик сам делает “открытия”. Тогда это станет его логикой, а не навязанной, предложенной учителем схемой.
Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде полного плана1.
Определить границы эпизода2, дать ему название.
Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
их отношение к событию;
к вопросу (проблеме);
кратко проанализировать речь участников диалога;
сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т. п.).
Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.
Рассмотрим пример. Предлагаем вам уже составленный развернутый проблемный план сочинения по анализу эпизода «Бородинское сражение» из романа Л. Толстого «Война и мир». Проблемным этот план называется потому, что его пункты составили вопросы, на которые предполагается отвечать в сочинении. Прочитайте его внимательно, следя за логикой рассуждений и их мотивировкой. Для того, чтобы содержание этой работы было вам хорошо ясно, перечитайте указанные главы романа Л. Толстого.
ПРОБЛЕМНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
Анализ эпизода «Бородинское сражение» из романа Л. Толстого «Война и мир» (т.2, ч.2, гл. 19-39)
Доказываем, что эпизод Бородинского сражения является кульминационным в изображении войны в романе.
Кратко характеризуем его связь с изображением войны 1805-1807 гг. и с описанием войны 1812 года.
Кто из героев романа принимает участие в эпизоде?
Почему сражение показано глазами Пьера? Что поражает Пьера накануне сражения (приводим цитаты)? Какие открытия он делает на Бородинском поле (цитируем)?
Какими и с какой целью показаны в эпизоде Борис Друбецкой и Долохов?
Какие мысли и чувства владели князем Андреем накануне сражения (можно процитировать)? Почему ему была неприятна встреча с Пьером? (Кратко сравните с эпизодом приезда Пьера к князю Андрею в Богучарово.) Что думает князь Андрей о военной тактике, о Кутузове, об исходе сражения (приводим цитаты)?
На какие микроэпизоды можно разбить этот большой эпизод? Кратко сопоставим микроэпизоды «Пьер на батарее» и «Князь Андрей в резерве». Почему Толстой так распорядился судьбой героев?
Какими увидел Толстой в этом эпизоде Кутузова и Наполеона? Как он их противопоставляет?
Какие приемы использует Толстой для раскрытия характеров Наполеона и Кутузова до начала сражения? На какие детали их внешности и поведения обращает внимание? Обязательно приводим цитаты.
Как ведут себя Кутузов и Наполеон во время сражения? Покажем, что они противопоставляются как полководцы и как личности (можно использовать термин «конфликт»). Цитируем.
Почему Толстой считал поступки Наполеона противоположными добру и правде? Приводим суждения автора (в подробном пересказе или в цитате.) Формулируем мысли (идеи) автора, выраженные в этом противопоставлении, а значит, и во всем эпизоде.
Как Кутузов и Наполеон связаны в антитезе «истинное-ложное»? Формулируем мысли автора по этому вопросу.
Как проявляется гуманизм Толстого в изображении Бородинского сражения?
Каково отношение к войне князя Андрея, Пьера, Наполеона, автора? Приводим цитаты.
Почему эпизод начинается и заканчивается пейзажем? Кратко анализируем пейзаж и делаем выводы.
Как раскрывается в эпизоде содержание слова «мир»? Когда оно еще звучало в романе в этом смысле? (Так вы свяжете эпизод с основными идеями романа и смыслом его названия.)
Раскрываем мастерство Толстого в создании эпизода:
Почему, описывая Бородинское сражение, Толстой чередует сцены, в которых участвуют полководцы и генералы, с теми, в центре которых простые солдаты или знакомые нам вымышленные персонажи? Так вы охарактеризуете композицию эпизода.
Докажем, что Толстой, изображая Бородинское сражение, выступает как историк, как философ, как художник-реалист и как психолог (желательно все эти слова использовать в сочинении).
Заключение. Делаем выводы из рассуждений главной части:
Какую роль играет эпизод в описываемых событиях романа? Делаем вывод.
Какую роль эпизод играет в судьбе главных героев романа (говорим о тех героях, о которых речь шла в пункте 1-м главной части)? Делаем вывод.
Как выразились в эпизоде взгляды Толстого на роль личности в истории, на причины военных побед и поражений? Делаем вывод.
Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.
Следует помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для анализа. Выбор пунктов и содержание работы целиком зависит от вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки.
Сочинение, посвященное анализу эпизода, следует начинать с общей краткой характеристики содержания произведения.
План анализа эпизода
1) границы эпизода, озаглавить его;
2) место эпизода в развитии сюжета и композиции всего произведения;
3) речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений и т. д.);
4) общую композицию самого эпизода (отдельные части, вступление, заключение);
5) какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются;
6) как и с какой целью автор использует детали предметной изобразительности;
7) какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью;
8) каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается;
9) тему и проблему произведения, которые получили в эпизоде свое развитие, значение эпизода для раскрытия идеи всего произведения, выражения авторской позиции.