Что значит огнем и мечом
Значение словосочетания «огнём и мечом»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Огнём и мечом — крылатая фраза, известная с античных времён.
«Огнём и мечом» — исторический роман польского писателя Генрика Сенкевича.
«Огнём и мечом» — исторический польский минисериал, снятый режиссёром Ежи Гофманом.
«Огнём и мечом» — японский анимационный телесериал Gun×Sword, локализованный на русский под таким названием.
«Огнём и мечом» — стратегия в реальном времени, разработанная болгарской студией Haemimont Games и выпущенная PAN Interactive в 1999 году под оригинальным названием Tzar: Burden of the Crown.
«Mount & Blade. Огнём и мечом» — компьютерная ролевая игра из серии Mount & Blade.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
огнём и мечом
1. книжн. безжалостно истреблять, уничтожать вообще что-либо, применяя самые крайние меры насилия ◆ Испанцы, англичане, ворвавшись в Америку, шли по ней с огнем и мечом, уничтожая коренное население, их культуру, грабя и насилуя. «Четыреста лет в составе России», 2004 г. // «Жизнь национальностей» (цитата из НКРЯ) ◆ Мономах, в наказание врагу своему, огнем и мечом опустошил его землю, и чрез несколько времени взяв Минск, отнял всех рабов и скот у жителей. Карамзин, «История государства Российского: Том 2», 1806—1818 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: особнячок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В отношении чего первоначально употреблялась фраза: «Огнем и мечом»?
В отношении чего первоначально употреблялась фраза: «Огнем и мечом»: борьбы с врагом, уничтожения лесов, приготовления мяса, способа лечения?
В отношении чего первоначально употреблялась фраза: «Огнем и мечом»? Сегодня у нас на календарях вторник 4 мая 2021 года, на Первом канале идет телевикторина Кто хочет стать миллионером? В студии находятся игроки и ведущий Дмитрий Дибров. Игра проходит без зрителей в студии.
В статье мы рассмотрим один из интересных и сложных вопросов сегодняшней игры. На сайте Спринт-Ответ уже готовится к публикации общая, традиционная, статья с полным текстовым обзором телеигры «Кто хочет стать миллионером?» – ответы за сегодня 4.05.21.
В отношении чего первоначально употреблялась фраза: «Огнем и мечом»?
С точки зрения фразеологии фраза – это фразеологическое соединение, которое принимает форму синтаксически полного предложения или его эквивалента. В более старой фразеологической теории понятие фразы понималось в более общем смысле, определяя каждую базовую единицу фразеологии.
Огнём и мечом – крылатое выражение. Эти слова обычно относятся к военным действиям и обозначают крайнюю степень жестокости при их ведении. Употребляют это выражение и в более широком смысле, имея в виду любые безжалостные насильственные меры.
Выражение отражает древний способ излечивать болезни и раны, вырезая их ножом и прижигая огнём или раскалённым металлом; отсюда возникло изречение древнегреческого врача Гиппократа:
Позднее, у римских поэтов I в. до н. э. (Овидий, Проперций и других) выражение «огнём и мечом» получило значение: уничтожать неприятеля мечом и пожарами. «Огнём и мечом» – заглавие романа Генрика Сенкевича, в котором изображена борьба украинского казачества с панской Польшей в XVII в.
В дальнейшем же выражение это стало употребляться в значении: безжалостно истреблять, уничтожать вообще что-либо, применяя самые крайние меры насилия.
Фраза огнём и мечом встречается в Библии, в книге пророка Исаии 66:16 «Ибо Господь с огнём и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом». 733–701 г. до н. э.
Первоначально фраза: «Огнем и мечом» употреблялась в отношении способа лечения. Это правильный ответ на вопрос телевикторины за сегодня.
Огнем и мечом
Огнем и мечом
С латинского: Igni etferro (игни эт фэрро). Буквальный перевод: Огнем и железом.
В основе выражения древний способ врачевать раны с помощью хирургического вмешательства («железо») и прижиганий («огонь») — для обеззараживания. Этот способ лечения вошел в историю благодаря легендарному врачу Древней Греции Гиппократу (ок. 460—370 до н. э.), который сказал: «Что не исцеляет лекарство, то лечит железо, что не лечит железо, то лечит огонь» — Quae medicamenta поп sanant, ferrum sanat, quae ferrum поп sanat, ignis sanat |квэ мэдикамэнта нон санант, фэррум санат, квэ фэррум нон санат, игнис санат).
(У афоризма Гиппократа есть продолжение: «. а чего огонь не излечивает, то должно считать неизлечимым».)
Позднее в Древнем Риме это выражение было переосмыслено применительно к военному делу. Так, у римских поэтов I в. до н. э. (Овидий, Проперций и др.) выражение употребляется в значении: бороться с врагом «огнем» (предавая вражеские города огню) и «железом» (мечом). Поэтому позднее в язык европейских народов вошло выражение «огнем и мечом». В русском языке оно приобрело особую популярность после выхода в свет романа «Огнем и мечом» польского писателя Генрика Сенкевича (1846—1916), где он рассказывает о противостоянии польской шляхты и украинского казачества в XVII в.
Полезное
Смотреть что такое «Огнем и мечом» в других словарях:
огнем и мечом — нареч, кол во синонимов: 2 • огнём и мечом (1) • с беспощадной жестокостью, уничтожая все (1) … Словарь синонимов
огнем и мечом — (истреблять, уничтожать) Ср. Каким образом обратитесь вы к этому украшению (литературе) с огнем и мечом! Салтыков. Круглый год. 1 е марта. Ср. Non ferro, non igne coactus. Ни железом, ни мечом не принужденный. Propert. 3, 24, 11. Ср. 1, 1, 27. Ср … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Огнем и мечом — крыл. сл. Выражение восходит к древнему способу излечивать раны, вырезая их ножом и прижигая огнем; отсюда возникло изречение древнегреческого врача Гиппократа: «Что не исцеляет лекарство, то исцеляет железо, что не может исцелить железо, то… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Огнем и мечом — «Огнём и мечом» (польск. Ogniem i Mieczem ) исторический роман польского писателя Генрика Сенкевича. Впервые в виде отдельной книги был издан в 1884 году. «Огнём и мечом» стал первым историческим романом писателя, который до этого опубликовал… … Википедия
Огнем и мечом — крайне сурово.бесчеловечно, безжалостно истребляя. ФСВЧиЭ … Термины психологии
Огнем и мечом. Конским хвостом пепел размести. — Огнем и мечом. Конским хвостом пепел размести. См. ДРАКА ВОЙНА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Огнем и мечом (роман) — «Огнём и мечом» (польск. Ogniem i Mieczem ) исторический роман польского писателя Генрика Сенкевича. Впервые в виде отдельной книги был издан в 1884 году. «Огнём и мечом» стал первым историческим романом писателя, который до этого опубликовал… … Википедия
Mount & Blade. Огнём и мечом — Разработчики Студия СіЧъ … Википедия
Mount \x26 Blade. Огнём и мечом — Mount Blade. Огнём и мечом Mount Blade. Огнём и мечом Логотип официального русского дополнения к ролевой игре «Mount Blade. История героя» Разработчики … Википедия
Огнём и мечом (выражение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Огнём и мечом. Выражение отражает древний способ излечивать болезни и раны, вырезая их ножом и прижигая огнём или раскалённым металлом; отсюда возникло изречение древнегреческого врача Гиппократа … Википедия
Новое в блогах
Откуда есть пошла байка про крещение огнем и мечом?
Весьма насыщена сведениями статья Владимира Волкодава (ВКонтакте, здесь). Цитирую:
Пытаясь дискредитировать Русскую Церковь, воинствующие безбожники 30-х годов прошлого столетия выдумали лозунг, будто Русь была крещена «огнем и мечом». С того времени в нашем обществе циркулирует мысль, что христианство у нас было насаждено насильственно с применением крутых мер. Мысль эту особо любят повторять не только атеисты, но и представители неоязычества.
«Дружинник с мечом» и «священник с крестом» «загоняли население в христианский рай дубиной», — писал в своей одиозной «Истории Русской Церкви» (первое издание – 1931 г.) воинствующий лидер атеизма минский профессор Н. Никольский. В таком же духе продолжали сочинять историю другие писатели вроде Н. Ильина, Е. Грекулова и Г. Филиста. В последнее время даже появились подсчеты, что якобы при крещении страны началась гражданская война и в ней погибла 1/3 жителей (Л. Прозоров).
Подобные заявления делались и делаются, конечно, по идеологическим соображениям. В очередной раз история становится орудием для создания негативного образа оппонента. Удобной почвой для разбрасывания подобных заявлений является недостаточная подготовленность людей в вопросах истории. Они не всегда могут заметить, как вырываются из контекста научных исследований нужные ссылки, как гипотезы преподносятся в качестве установленных фактов, как предположения становятся доказательствами. Добавляя там, где не хватает положительных сведений, концентрат своих эмоций, иные авторы подают готовый продукт в расчете на его быстрое усвоение у читающей публики. В связи с этим хотелось бы разобрать несколько наиболее известных примеров, якобы свидетельствующих о насилии при Крещении Руси.
Примерами другого рода, которые должны были бы подтвердить тезис о насильственном крещении, являются летописные свидетельства о выступлении волхвов. Эти выступления нередко преподносятся как настоящие народные восстания против новой религии. Например, все в том же Новгороде в 1071 г. явился волхв, который ругал веру христианскую и обещал перейти реку Волхов посуху. Когда его проповедь собрала едва ли не весь город, князь Глеб с дружиной и епископом стал по одну сторону, а горожане – по другую, на стороне волхва. Тогда князь, подошел к нему, спрятав топор, и спросил, знает ли тот свое будущее. Волхв ответил, что сотворит великие чудеса. Но Глеб ударил его внезапно топором. Люди после этого разочарованно разошлись. Почему такая расправа над волхвом не вызвала народного возмущения? Очевидно по причине бесславной кончины обманщика. Можно ли рассматривать этот рассказ как свидетельство «языческой реакции» или «восстания»?
Подобные выступления волхвов свидетельствуют лишь о силе языческих суеверий. В ростовской земле два волхва, например, убивали женщин, выдавая их за ведьм, укравших урожай. Расправа над ними была учинена родственниками по языческому же обычаю кровной мести. Язычество на Руси не имело организованной структуры, чтобы сопротивляться христианству. Суеверные страхи могли на время увлечь людей, не утвердившихся в христианской вере, но они вызывали лишь смущение, а не настоящие восстания. Известны слова князя Владимира при крещении киевлян: «Кто не обрящется завтра на реке, богат или убог, противен мне да будет». Здесь звучит как будто угроза. Характеризуя это событие, митр. Киевский Иларион сказал в своей «Памяти и похвале» Владимиру (сер.XI в): «Да аще кто и не любовию, но страхом повелевшаго крещахуся, понеже бе благоверие его (Владимира) со властию сопряжено». В «Истории» В. Татищева летописная картина дополняется словами: «Многие с радостью шли, а иные как аспиды, глухо затыкающие уши свои, уходили в пустыни и леса, да погибнут в зловерии их». Итак, казалось бы, имеются прямые свидетельства, что Крещение Руси совершалось под страхом стать врагом сильному князю киевскому. Однако нельзя упускать из виду, что он изображается в той же летописи и церковных поучениях не только грозным владыкой, но и милостивым правителем. Нигде не видно, чтобы непокорных преследовали карательные отряды. Наоборот, Владимир старается расположить людей к новой вере. Он отпускает на свободу своих рабов по случаю крещения, раздает щедрые милостыни, допуская к своему столу не только дружинников, но и всякого человека, наконец, не решается даже казнить смертью разбойников, боясь греха.
Когда христиане получили в русском обществе видимый перевес, сама Церковь сдерживала их от дискриминации язычников: «Обидел еси кого, хотя погана (т.е. язычника) — епитимии 18 дней. Или толкнул хотя погана — епитемья до вечера; и ударил по лицу — епитемьи 12 дней», — учили древнерусские духовники. Одной из самых действенных мер по утверждению на Руси христианства следует назвать не приказы князя киевского, а заведение им школ для детей. Молодое поколение, воспитанное уже в христианской среде, приходило на смену отцам-язычникам. Точно также спустя почти четыре века св. Стефан Пермский найдет путь к уму и сердцу зырян-язычников через обучение азбуке их детей.
Не напрасно в Повести временных лет говорится, что Владимир подготовил как бы почву, а его сын Ярослав посадил в нее семена святой веры. Характерно, что и последний не применял насилия при крещении, как то видно из предания об основании города Ярославля, когда озлобленные жители Медвежьего Угла спустили на князя медведя. Но он зарубил зверя секирой, а язычников только постыдил укорами. Церковь прославляет не того, кто бы насаждал христианство «огнем и мечом», но того, кто проповедовал и учил, готовый сам принять мучение как св. Леонтий Ростовский или прп. Кукша.