Что значит оглушается звук
Что значит оглушается звук
Оглушение определяется как угнетение (снижение) сознания с сохранением ограниченного словесного контакта на фоне повышения порога восприятия внешних раздражителей и снижения собственной психической активности.
Главными признаками оглушения являются повышение порога ко всем раздражителям и обеднение психической деятельности.
Оглушение умеренное характеризуется затруднением, замедлением, обеднением психической деятельности. Снижена способность к активному вниманию. Речевой контакт сохранен, но ответы следуют через паузы после заданного вопроса. Иногда требуются повторение вопроса или иные стимуляции (похлопывание пострадавшего, называние его по имени). Команды выполняются замедленно, но правильно. Двигательная реакция на боль целенаправленная. Больной вял, быстро истощаем. Обеднена мимика. Ориентировка в собственной личности сохранена, а в месте и, особенно, во времени может быть неточной (Т. А. Доброхотова, Л. Б. Лихтер-ман, 1994).
Оглушение глубокое определяется резким затруднением психической деятельности, почти постоянной сонливостью, прерывающейся иногда эпизодами двигательного возбуждения. Речевой контакт резко затруднен. Ответы от больного можно получить после настойчивых обращений к нему. Они чаще состоят в односложных «да», «нет». Больной способен сообщить свою фамилию, имя и отчество, возраст и другие данные. Возможны персеверации (многократное повторение одного и того же слова). Способен выполнять элементарные задания (открыть глаза, показать язык, пожать руку и т. д.). Координированная защитная реакция на боль сохранена. Пострадавший обычно дезориентирован в месте и особенно — во времени (Т. А. Доброхотова, Л. Б. Лихтерман, 1994).
Обнубиляция
Обнубиляция — «облачность сознания», «вуаль на сознании», является легкой степенью оглушенности, иногда наблюдается на первоначальных этапах оглушения и напоминает состояние алкогольного опьянения легкой степени тяжести. Отмечается повышенное, беспечное настроение, лабильность сознания, нередко рассеянное внимание. Для ответа на заданные вопросы больному требуется определенное усилие и время, иногда ответы бывают невпопад.
Сомнолентность
Сомнолентность является разновидностью синдрома оглушения и определяется как состояние полусна. Двигательная активность минимальная, больной предпочитает лежать неподвижно, с закрытыми глазами. Жалоб не предъявляет. Речевой контакт возможен, но только при настойчивом внешнем воздействии. На простые вопросы дает правильные ответы, сложные не понимает. При помощи настойчивых внешних раздражителей можно на некоторое время вывести больного из сомнолентности.
Дифференциальная диагностика проводится между оглушением и ступором. Оглушение, как правило, развивается на фоне эндогенной интоксикации, ступор чаще возникает на фоне психических заболеваний.
Неотложная ( первая ) помощь при оглушении, обнубиляции
1. Этиопатогенетическое лечение основного заболевания.
2. Устранение признаков дегидратации и нормализация электролитного обмена (см. тему ВОДНО-ЭЛЕКТРОЛИТНЫЙ ОБМЕН).
3. Нормализация кислотно-щелочного состояния (см. тему КИСЛОТНО-ЩЕЛОЧНОЕ СОСТОЯНИЕ).
4. Дезинтоксикационная терапия.
5. Назначение препаратов, нормализующих метаболические процессы в головном мозге. Для этой цели используются ноотропы: пи-рацетам (синоним: ноотропил), аминалон, пантогам, пиридитол (синоним: энцефабол). При использовании пирацетама его назначают по 5 мл 20% р-ра в/в струйно, капельно или в/м, начиная от 2—4 г и быстро доводя дозу до 4—6 г в сутки (в 1 ампуле содержится 1 г). Использование пирацетама целесообразно сочетать с пантогамом (ноотроп с выраженным антигипоксическим и противосудорожным эффектом) в дозе до 3—5 г/сутки.
Вопросы госпитализации в психиатрическую больницу решаются в индивидуальном порядке, в зависимости от тяжести и характера основного соматического заболевания.
Консультация для учителей начальной школы «Оглушение парных звонких согласных «
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Консультация для учителей начальной школы
Подготовила учитель-логопед МБОУ СОШ№6 г. Георгиевска Ставропольского края
Оглушение парных звонких согласных
Задачей каждого учителя является преодоление школьной неуспеваемости. Эта задача может быть решена в том случае, если учитель знает причины неуспеваемости и владеет методами ее преодоления и предупреждения.
Учитель-логопед общеобразовательной школы на занятиях с учащимися начальных классов страдающих дисграфией использует методы и приёмы, которые могут использовать учителя и родители для оказания помощи в развитии фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи.
В логопедии эта тема считается пограничной. То есть её можно отнести как к орфографической и рассматривать как неусвоение правила, несформированности умения подбирать проверочные слова, неумение пользоваться своими знаниями. Так и логопедической и рассматривать данные ошибки как результат нарушения фонетико-фонематического слуха и восприятия.
У детей-логопатов ошибки особые. Происходит замена парных звонких согласных в местах, где чётко слышится звонкий звук (берлога –перлога; дупло –дубло; забирались –запирались). Следует обратить внимание на то, что у учащихся страдающих дисграфией могут наблюдаться ошибки и ипервой и второй категории.
Как же работает учитель-логопед над коррекцией оглушения парных согласных?
Цель логопедических занятий:
1. Наблюдение учащимися за несовпадением норм произношения с нормами правописания.
2. Упражнять учащихся в проверке сомнительных согласных.
Цели учителя – логопеда совпадают с целями учителя начальной школы.
I. Подготовительный этап
Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
II. Дифференциация парных согласных.
Дифференциация каждой пары согласных проводится отдельно:
[в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [з]-[с], [г]-[к], [ж]-[ш]. Продолжительность работы, определяется самим логопедом. В случае необходимости, логопед может продлить время работы над той или иной парой звуков. Логопед не ограничен требованиями реализации программы, в отличии от учителя, а значит при необходимости, как уже говорилось, может продлить время работы или обратиться к той или иной паре согласных несколько раз спустя некоторое время.
На занятиях рассматривается артикуляция звуков. Сравнивается произношение звуков в начале изолированно, затем в слогах, словах. Позже логопед приступает к дифференциации звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Для этого предлагаются разные виды работы.
· Чтение слогов, слоговых дорожек:
· Запоминание и повторение слогов и слов после одного проговаривания (по цепочке или одним учеником).
· Определение места звука в слове.
· Составление словосочетаний (сущ. + прил.; числ. +сущ.) на заданный звук.
Составление и запись предложений:
· Записать предложение, в котором, все слова начинаются с заданного звука (Папа пробует пастилу. Борис бросил бумажку.).
· Запись предложения после одного проговаривания.
· Графическая запись предложений.
Работа с паронимами.
Проводится она в следующем порядке:
o Прочти (запиши и прочти) слова.
o Скажи, чем отличаются слова (буквами/ звуками)
o Изменяется ли смысл слова?
o Составь и запиши предложение с первым словом, со вторым словом.
III .Работа над орфографической темой «Парные согласные по глухости- звонкости»
Завершив, подготовительную работу, работу по дифференциации парных согласных звуков, переходим непосредственно к оглушению парных звонких согласных. Работаем по следующей схеме:
2. Назови, что изображено.
3. Определи, какой звук стоит в слове третьим.
4. Сравни с написанием (ложка – чашка, лодка – ветка).
5. Обрати внимание, какая согласная буква стоит после звонкой парной согласной.
Аналогично проводится наблюдение за оглушением звонких согласных в конце слов. Обращается внимание, что оглушение в данном случае происходит из-за местоположения звука в слове (конец слова).
Закончив процесс наблюдения, логопед проводит беседу о том, что оглушение объясняется соседством глухого согласного звука, в данных примерах звука [к], или любого другого глухого согласного. И если устранить это соседство, то звук зазвучит звонко, без оглушения. А способствовать этому будут гласные звуки и звонкие согласные.
Обязательно проводится наблюдение и сравнение написания и произношения.
Вводится правило, которое взято из русского языка: парный согласный проверяй гласной или буквой «н».
Логопедом используются традиционные упражнения подбора проверочных слов.
· Образование единственного и множественного числа (игра «Один – много»).
· Образование прилагательных от существительных.
· Подбор однокоренных слов
Только совместная работа учителя – логопеда и учителя начальной школы принесёт положительные результаты в усвоении правил орфографии и поможет преодолеть ученикам специфические ошибки дисграфии.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Приемы коррекции дефектов оглушения звуков у детей с общим недоразвитием речи
Речь и изменения звуков
Отчетливо выговаривать отдельные звуки — достаточно простая задача, однако необходимости в ней почти не бывает. К ней прибегают только в процессе работы над новыми звуками. Человеческая речь представляет собой поток звуков, в котором отдельные элементы так или иначе влияют друг на друга, определенным образом изменяя «соседей» и изменяясь самостоятельно.
Изменениям могут подвергаться как гласные звуки (например, они могут менять или утрачивать какие-либо из своих характеристик, получать призвуки), так и согласные звуки (могут, к примеру, уподобляться друг другу, выпадать, озвончаться или оглушаться). Какие-то из этих явлений являются произносительной нормой, какие-то — типичны для русского языка, а другие можно встретить лишь при изучении иностранного. В любом случае изменения звуков в потоке речи — явление неизбежное, особенно явно заметное на примере согласных звуков.
Озвончение согласных
Озвончение согласных — достаточно распространенное явление, одно из наиболее частых фонетических процессов в потоке речи, наряду с оглушением звука. Чаще всего встречается в нескольких положениях:
Озвончение согласного звука во многом связано его окружением в потоке речи и процессом неполной ассимиляции. Причем как регрессивной, так и прогрессивной.
Изменения согласных в потоке речи
Наиболее часто встречающееся в русском языке изменение согласного звука в потоке речи — ассимиляция. Суть явления, обозначаемого этим лингвистическим термином, заключается в уподоблении одного звука другому по какому-либо признаку. Сама ассимиляция бывает нескольких видов. Например, ее можно разделить на полную и неполную. Пример полной ассимиляции можно найти в слове «сшить», где звук «с» в начале слова полностью уподобляется следующему за ним звуку «ш». К примерам неполной ассимиляции и того, в каких словах происходит оглушение согласного, можно отнести «д» в слове «подкоп». Ассимиляцию можно также разделить на регрессивную и прогрессивную. Первая — влияние последующего звука на предшествующий согласный. Вторая, соответственно — наборот.
Как мы это произносим?
Особой подвижности губ или языка для извлечения звуков [в] или [ф] человеку не требуется. Правильная артикуляция при их произношении заключается в следующем.
Различие только в наличии и отсутствии звука. Поэтому поставить звук [в] можно через его глухую пару.
Во время обучения и закрепления произношения не заостряйте внимание малыша на том, что он не умеет говорить какую-то букву, не ругайте за это и не одергивайте. Наоборот, играя с ним, ненавязчиво помогайте освоить сложную фонему. Излишнее внимание к проблеме вызовет и излишнее напряжение, что никак не способствует речевому прогрессу.
Чище, точнее, свободнее
Теперь настало время избавить получающиеся звуки от лишних «призвуков» — зудящих, шипящих. То есть уточнить артикуляцию. Артикуляционные упражнения при этом будут построены на подражании взрослому, постановке произношения через другие звуки, механическом воздействии на губы.
Итак, чтобы наглядно объяснить дошкольнику, как получается «вой» или «фырк», можно использовать следующие приемы.
Для того чтобы ваше чадо могло наглядно увидеть, насколько похожи его действия на ваши, проводите такие игры перед зеркалом. Даже в самом раннем возрасте (7-10 месяцев) кроха в состоянии повторить артикуляцию взрослого, если видит его и себя в зеркале. Поэтому зеркало – неотъемлемый атрибут и занятий с профессиональными логопедами.
Гимнастика для губ и языка
Для того чтобы ребенок без проблем освоил нужное положение губ и языка, можно проделывать с ним веселую артикуляционную гимнастику для звуков [в] и [ф].
Во время упражнений показывайте ребенку картинки, так ему легче будет настроиться на правильное и эффективное выполнение задания.
Проделывать такие упражнения можно на прогулке, подражая ветерку, представляя, что по тропинке рядом идет ежик, или дома, слушая ветер за окном или на аудиозаписи, сочиняя сказку о храбром ежике. Возможно, во время таких игр звукоизвлечение не будет идеальным, но это – начальный этап. Далее его нужно будет отшлифовать и закрепить.
Работа над произношением
Как уже было сказано выше, оглушение — процесс естественный в ряде случаев. Это вполне нормальное явление. Однако порой случается так, что человек неосознанно по какой-либо причине оглушает согласный там, где он должен оставаться звонким. Такие ситуации становятся проблемой, требующей решения, в том числе помощи специалиста-логопеда.
В том случае, если оглушение — логопедическая проблема, оно имеет несколько возможных причин. Каких? Например, оглушение согласных может быть связано с нарушениями слуха, неправильной работой голосовых связок или несформированностью у человека процессов распознавания произносимых звуков. Так или иначе, исправление произношения имеет несколько этапов:
Оглушение звонких согласных звуков
Наиболее часто встречающееся в русском языке и наиболее типичное для него явление, считающееся нормой. Это оглушение согласного на конце слова. Особенно в тех случаях, когда за ним следует пауза. Примерами слов с оглушением согласных на конце могут служить «дуб», «зуб», «огород». Вариантов можно указать немало. В данных ситуациях оглушение согласного имеет под собой физиологическую основу. В связи с тем, что следом за произносимым словом следует пауза, речевой аппарат в момент произнесения начинает приходить в состояние покоя, работать с меньшим напряжением. В результате согласный звук и теряет свою звонкость. Также согласные звуки могут оглушаться, если они находятся перед другими глухими согласными (упомянутая выше неполная ассимиляция).
Однако случается так, что порой человек не произносит звонких звуков вообще, оглушая их, или какую-то группу звуков. Это не всегда делает речь непонятной, но в значительной мере усложняет понимание того, что говорящий хочет донести до своего собеседника. Как правило, такое чрезмерное оглушение заметно уже в детском возрасте и исправляется занятиями со специалистом-логопедом, который с помощью специальных упраженний помогает ребенку овладеть правильной артикуляцией.
До автоматизма
Чтобы закрепить результат после постановки звука, нужно постоянно, ежедневно выполнять с ребенком упражнения на отработку произношения.
Чтобы такие упражнения не были слишком скучными и «учебными», превратите их в игру: добавьте к занятиям музыку, сопровождайте занятия веселыми пояснениями, особенно к скороговоркам. Можно добавить движения и проигрывать их (так вы поможете ребенку развивать и логоритмику). Можно устроить «экзамен» для родителей: малыш называет сложный слог (тва), а мама называет слово, в котором он присутствует (отвар, отваливать). Слова, значение которых ребенку неизвестно, тут же объясняем. А если еще и рассказать ему интересные истории о происхождении и значении поговорок или пословиц, получатся познавательные игровые занятия по развитию речи, которые ребенку наверняка придутся по душе.
Можно использовать картинки и карточки, которые помогут и маме и ребенку.
Очень упрощает упражнение с произнесением разных слогов со звуком В манипулирование бусинками или пуговками. Их можно нанизывать на шнурок: одна бусинка – один слог, или выкладывать на трафарет (как на картинке), или просто «прыгать» пальчикам по кочкам и произносить слоги. При этом мама произносит слог, ребенок – повторяет.
Важно играть с ребенком в логопедические игры, когда он к этому готов, и столько, сколько он может играть, не уставая и не отвлекаясь. Против его воли получить результат будет невозможно. Это может вызвать только ответный протест, малыш замкнется в себе. Поэтому «дозировать» занятия нужно в соответствии с возрастом: до 4 лет достаточно 2 раз в день по 5-7 минут, после 4 лет – 2 раз по 10-12 минут. Но если ребенок – непоседа, такое расписание придется корректировать, разбивая на большее число «подходов», дробя время занятий.
Краткое подведение итогов
Оглушение согласного звука — процесс неизбежный и естественный. В некоторых случаях оно является частью произносительной нормы русского языка, в других — это ошибка, над исправлением которой следует усердно работать. Кроме того, в силу ряда причин некоторые люди непроизвольно оглушают звуки в неправильном месте. Но даже такие случаи поддаются коррекции. Работа над правильным произношением звуков необходима, в том числе и для того, чтобы речь говорящего соответствовала стандартам языка, была понятна его собеседнику. Более того, правильная речь является залогом хорошего первого впечатления о человеке. А первое впечатление, как известно, способно повлиять на многое, но исправить его бывает очень сложно.
Глава 2. Фонетика
§1. Звук
Звук – минимальная единица звучащей речи. У каждого слова есть звуковая оболочка, состоящая из звуков. Звучание соотносится со значением слова. У разных слов и форм слова звуковое оформление разное. Сами звуки не имеют значения, но они выполняют важную роль: они помогают нам различать:
Обратите внимание:
слова, записанные в квадратных скобках, даны в транскрипции.
§2. Транскрипция
Транскрипция – это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы:
[ ] – квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.
[ ´ ] – ударение. Ударение ставится, если слово состоит больше чем из одного слога.
[б’] – значок рядом с согласным обозначает его мягкость.
[j] и [й] – разные обозначения одного и того же звука. Поскольку этот звук мягкий, то часто используют эти символы с дополнительным обозначением мягкости: [j’], [й’]. На этом сайте принято обозначение [й’], более привычное для большинства ребят. Значок мягкости будет использован, чтобы вы скорее привыкли к тому, что этот звук мягкий.
Существуют и другие символы. Они будут вводиться постепенно, по мере ознакомления с темой.
§3. Гласные и согласные звуки
Звуки делятся на гласные и согласные.
У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.
Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой. Гласные – основа слога, они его организуют. В слове столько слогов, сколько гласных. Например: он – 1 слог, о-на – 2 слога, ре-бя-та – 3 слога и т. д. Бывают слова, которые состоят из одного гласного звука. К примеру, союзы: и, а и междометия: О!, А!, У-у-у! и другие.
В слове гласные могут быть в ударных и безударных слогах.
Ударный слог тот, в котором гласный произносится ясно и выступает в своём основном виде.
В безударных слогах гласные видоизменяются, произносятся по-другому. Изменение гласных в безударных слогах называется редукцией.
Ударных гласных в русском языке шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Возможны слова, которые могут состоять только из гласных, но согласные тоже необходимы.
В русском языке согласных намного больше, чем гласных.
§4. Способ образования согласных
Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука.
Щель образуется, например, при произнесении звуков: [с], [з], [ш], [ж]. Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: [с-с-с-с], [ ш-ш-ш-ш]. В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении [c] – свистящий, а при произнесении [ш] — шипящий.
Смычка, второй вид артикуляции согласных,образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки [п], [б], [т], [д]. Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.
Итак, при произнесении согласных слышен шум. Наличие шума – отличительный признак согласных.
§5. Звонкие и глухие согласные
По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.
При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих – только шум.
Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать.
Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: [д] и [м] – звонкие, а [к] и [т] – глухие. Звонкость-глухость – это важнейший признак согласных в русском языке.
Многие русские согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] — [п], [з] — [c] и другие. Таких пар 11.
Пары по глухости-звонкости: [п] и [б], [п’] и [б’], [ф] и [в], [ф’] и [в’], [к] и [г], [к’] и [г’], [т] и [д], [т’] и [д’], [ш] и [ж], [с] и [з], [с’] и [з’].
Непарные по глухости-звонкости
Звонкие непарные: [р], [л], [н], [м], [й’], [р’], [л’], [н’], [м’]. Ещё их называют сонорными.
Что означает этот термин? Это группа согласных (всего 9), имеющих особенности произношения: при их произнесении в полости рта также возникают преграды, но такие, что воздушная струя , проходящая через преграду, образует лишь незначительный шум; воздух свободно проходит через имеющееся в полости носа или рта отверстие. Сонорные произносятся при помощи голоса с добавлением незначительного шума. Многие учителя этот термин не используют, но то, что эти звуки звонкие непарные, должны знать все.
У сонорных есть две важные особенности:
1) они не оглушаются, как парные звонкие согласные, перед глухими и на конце слова;
2) перед ними не происходит озвончение парных глухих согласных (т.е. позиция перед ними сильная по глухости-звонкости, как и перед гласными). Подробнее о позиционных изменениях см. ниже.
Глухие непарные: [ц], [ч’], [ш’:], [х], [х’].
Как легче запомнить списки звонких и глухих согласных?
Запомнить списки звонких и глухих согласных помогут фразы:
Ой, мы же не забывали друг друга! (Здесь только звонкие согласные)
Фока, хочешь поесть щец? (Здесь только глухие согласные)
Правда, эти фразы не включают пары по твёрдости—мягкости. Но обычно люди легко могут сообразить, что не только твёрдый [з] звонкий, но и мягкий [з’] тоже, не только [б], но и [б’] и т. д.
§6. Твёрдые и мягкие согласные
Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.
Твёрдость-мягкость – второй важнейший признак согласных в русском языке.
Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] – [ м’], [з] – [ з’]. Звонкие мягкие звучат выше, чем твёрдые.
Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: [б] – [б’], [ в] – [ в’] и другие. Таких пар 15.
Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б’], [м] и [м’], [п] и [п’], [в] и [в’], [ф] и [ф’], [з] и [з’], [с] и [с’], [д] и [д’], [т] и [т’], [н] и [н’], [л] и [л’], [р] и [р’], [к] и [к’], [г] и [г’], [х] и [х’].
Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, у звуков [ж], [ш], [ц] нет мягкой пары, а у [й’] и [ч’] – твёрдой.
Непарные по твёрдости-мягкости
Твёрдые непарные: [ж], [ш], [ц].
Мягкие непарные: [й’], [ч’], [ш’:].
§7. Обозначение мягкости согласных на письме
Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?
В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?
Для этого используются разные способы:
Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь. Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных.
Обсуждаем проблему толкования
В школьных учебниках сказано, что [ш] и [ш’] — непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук [ш’] – это мягкий аналог звука [ш].
Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.
Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук [ш’] ещё и долгий, а твёрдый [ш] нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А [ш] и [ш’] – двумя. Поэтому [ш] и [ш’] не являются парами.
Для взрослых и старшеклассников.
Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука [ш’] изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.
Для этого в лингвистической практике существует два значка:
1) надстрочная черта над звуком;
2) двоеточие.
Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки [ш] и [ш’:] пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.
§8. Место образования согласных
Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:
§9. Позиционные изменения звуков
1. Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция
Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.
Сильная позиция та, в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.
Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения.
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.
Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.
Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.
[лы ´ жы], [в _лу ´ жу], [н’и ´ т’и] – и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.
Обсуждаем проблему толкования
Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после твёрдых согласных?
Выполняя фонетический разбор и делая транскрипцию слов, многие ребята высказывают недоумение. В длинных многосложных словах после твёрдых согласных произносится не звук [а], как это утверждают школьные учебники, а нечто иное.
Я понимаю, что, давая этот материал в учебниках, авторы пытались его упростить. Упростили. Но многие ребята с хорошим слухом, слышащие ясно, что звуки в следующих примерах разные, никак не могут понять, почему учитель и учебник настаивают на том, что эти звуки одинаковы. На самом деле:
Особую подсистему составляют реализации гласных в безударных слогах после шипящих. Но в школьном курсе этот материал в большинстве учебников не представлен вообще.
Какие гласные звуки на самом деле произносятся в безударных слогах после мягких согласных?
Наибольшее сочувствие я испытываю к ребятам, которые учатся по учебникам, предлагающим на месте А, Э, О после мягких согласных слышать и передавать в транскрипции звук «и, склонное к э». Считаю принципиально неверным давать школьникам в качестве единственного варианта устаревшую норму произношения – «эканье», встречающуюся сегодня гораздо реже «иканья», преимущественно у глубоко пожилых людей. Ребята, смело пишите в безударной позиции в первом слоге перед ударением на месте А и Э – [и].
Конец слова – особая позиция. В ней наблюдается прояснение гласных после мягких согласных. Система безударных окончаний – это особая фонетическая подсистема. В ней Э и А различаются:
Зда ´ ние [зда ´ н’ий’э] – зда ´ ния [зда ´ н’ий’а], мне ´ ние [мн’э ´ н’ий’э] — мне ´ ния [мн’э ´ н’ий’а], мо ´ ре [мо ´ р’э] — мо ´ ря [мо ´ р’а], во ´ ля [во ´ л’а] – на во ´ ле [на_во ´ л’э]. Помните об этом, когда делаете фонетический разбор слов.
Как требует обозначать гласные в безударном положении ваш учитель. Если он использует упрощённую систему транскрипции, ничего страшного: это широко принято. Просто не удивляйтесь тому, что реально вы слышите в безударном положении разные звуки.
2. Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных
Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным. Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться, характеризуя согласный, стоящий в сильной позиции: [дач’а] — да ´ ча, [т’ьл’ив’и ´ зър] — телеви ´ зор, [с’ино ´ н’имы] — сино ´ нимы, [б’ир’о ´ зы] — берёзы, [карз’и ´ ны] — корзи ´ ны. Все согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции.
Сильные позиции по глухости звонкости:
В сильной позиции звонкие и глухие согласные не меняют своего качества.
Слабые позиции по глухости-звонкости:
Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости
В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие – звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных.
Оглушение-озвончение согласных
Оглушение звонких происходит в позициях:
Озвончение глухих происходит в позиции:
Cильные позиции по твёрдости-мягкости:
В сильной позиции твёрдые и мягкие согласные не меняют своего качества.
Слабые позиции по твёрдости-мягкости и позиционные изменения по твёрдости-мягкости.
В ряде позиций сегодня возможно как мягкое, так и твёрдое произношение:
Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных.
Писать мягкий знак при позиционном смягчении согласных ошибочно.
Позиционные изменения согласных по признакам способа и места образования
Уподобление согласных
Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом.
Расподобление согласных
Расподобление – это процесс позиционного изменения, противоположный уподоблению.
Упрощение групп согласных
Произношение групп звуков:
В формах прилагательных, местоимений, причастий встречаются буквенные сочетания: ого, его. Вместо г в них произносится [в]: его, красивого, синего.
Избегай побуквенного чтения. Произноси слова его, синего, красивого правильно.
§10. Буквы и звуки
Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэтому типы соотношения нужно знать.
Типы соотношения букв и звуков:
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.