Что значит оглашение в церкви
Оглашенные
Оглаше́нные (греч. «κατηχούμενοι», лат. «сathechumeni») или катехумены, иногда «слущающие» («ἀκροαταί», «audientes»1) — последователи Христа, еще не принявшие Крещение, но проходящие подготовку к нему. Греческое слово «катехумены» является причастием от глагола «κατηχέω», обозначающего «оглашать», то есть звучать вслух, или «сообщать широкой аудитории»2. В христианстве за этим термином постепенно закрепилось значение «наставлять в истинах веры».
Формирование института оглашенных в Древней Церкви
Несмотря на то, что об оглашении в широком смысле иногда говорят как о явлении, связанном с проповедью апостолов и самого Господа Иисуса Христа3, институт оглашенных в классическом, узком смысле, то есть как особый порядок наставления в вере для осознанного ее исповедания при вступлении в Церковь, распространяется в древней Церкви лишь с начала III в.
Однако, и ранее этого времени встречаются упоминания о подготовке к Таинству Крещения через пост, молитву и нравственные наставления. Так, первую часть «Дидахи» (Дидахи 1–6)4, содержащую нравственное учение, автор этого древнейшего памятника христианской литературы, предписывает преподать крещаемым (Дидахи 7)5. Св. мученик Иустин Философ, пострадавший в Риме в 165 или 167 г.6, в своей «Первой апологии» (1 Апол. 61) сообщает о предкрещальном посте и молитве, как самих готовящихся принять таинство, так и сочувствующих им христиан7. Тертуллиан, чей активный период творчества пришелся на рубеж II и III вв.8, впервые упоминает слово «сathechumeni» и считает необходимым для оглашенных пост, молитву, бодрствование и коленопреклонение (О Крещении 20)9.
Оглашенные в III в. согласно «Апостольскому преданию»
Подробное описание оглашения содержится в «Апостольском предании», автором которого долгое время считался св. Ипполит Римский. Этот текст показывает церковную жизнь III в., однако, может содержать дополнения, сделанные столетием позже10. Согласно «Апостольскому преданию» (Апостольское предание. 15–22), желающий стать христианином приводился вместе с воспреемником, свидетельствовавшим о его готовности к слушанию, к учителям. Последние задавали вопросы о причине обращения к вере, семейном положении, социальном статусе, образе жизни. Для раба, принадлежащего христианину, требовалось дополнительное свидетельство господина. Также «Апостольское предание» приводит целый список профессий, которые препятствовали включению в число оглашенных. Кроме очевидно невозможных для христианина, таких как владелец публичного дома, блудница, языческий жрец, изготовитель и страж идолов, в их число входили актер, гладиатор, наездник, участвующий в состязаниях. Запрещено было даже намерение стать воином, лишь в качестве исключения допускалось учить детей. В число оглашенных могла быть включена рабыня-наложница, но имеющий наложницу господин должен был «взять жену по закону».
Период оглашения продолжался три года, однако, в случае добродетельной жизни оглашенного «принималось во внимание не время, а само поведение». Протопресв. Николай Афанасьев отмечает, что это могло означать также сокращение срока вследствие болезни и увеличение его, например, для бывших жрецов11.
Каждое поучение оглашенных завершалось молитвой, где катехумены молились отдельно от верных, мужчины отдельно от женщин. Молитва оглашенных, в отличие от молитвы верных, не завершалась «лобзанием мира». После молитвы учитель, который мог быть и мирянином, возлагал на оглашенных руки. Христианин, ставший мучеником в период своего оглашения, как отдельно указано в «Апостольском предании», «принял Крещение своею кровью».
В том случае, если оглашенный проводил в добродетельную жизнь, по завершению времени катехизации и ручательству о его достоинстве восприемника, он мог быть допущен к слушанию Евангелия на богослужении и поступить в число «избранных». На таких перешедших в новое качество оглашенных «ежедневно возлагались руки, пока заклинали их». С приближением дня Крещения епископ вновь испытывал достоинство и чистоту оглашенного. При положительном решении катехуменам предписывалось омыться в пятый день недели, поститься накануне субботы, а в саму субботу собраться и принять заклинание от епископа, который вслед за этим приступал непосредственно к чину Крещения.
Оглашенные в IV–V вв.
Миланским эдиктом 313 г. христианство было признано в Римской империи дозволенной религией. Кроме того, оно получило покровительство св. равноап. императора Константина Великого и всех его преемников за исключением Юлиана Отступника. Уже в 380 году император Феодосий Великий эдиктом Cunctos populus признал никейскую веру, то есть провозглашенную Первым Вселенским Собором, обязательной для всех подданных Империи.
Оглашение, таким образом, продолжало развиваться в совершенно новых условиях. Две стадии оглашения, о которых говорило «Апостольское предание» сохранились, однако претерпели некоторые изменения. Вследствие того, что вступление в число христиан больше не было опасным, но часто давало дополнительные преимущества, число желающих стать оглашенными увеличилось. Часто терялась возможность подробно расспрашивать приходящих. В разряд оглашенных могли зачислять без дополнительного испытания через осенение крестным знамением, возложение рук и заклинание. Они могли посещать богослужение, за исключением непосредственно Евхаристии («литургии верных»), читать Писание, слушать проповеди, что заменяло собой специальные занятия.
Обычным делом стало затягивать свое пребывание в чине оглашенных. Это могло происходить вследствие того, что к оглашенным не применялись такие же моральные требования, как к верным, или же по причине устоявшегося обычая. Так, известно о Крещении взрослыми отцов Церкви, происходивших из христианских семей: Великих Каппадокийцев, свт. Иоанна Златоуста, блж. Августина Иппонского. Все они, тем не менее, стали со временем проповедниками раннего Крещения.
Те же, кто желал скорее принять Крещение, сообщали свои имена епископу для записи и только тогда приступали непосредственно к подготовке, которая оканчивалась совершением таинства в один из главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы, Богоявления (в зависимости от местного обычая)12. Такие оглашенные назывались «просвещаемыми» («φωτιζομένοι», «illuminandi») или «избранными» («electi»).
Описание подобной практики содержится в знаменитом «Паломничестве» Эгерии, путевых заметках западной паломницы, сделанных в путешествии на Восток. Паломничество было совершено во второй половине IV в. и его запись отражает огласительную практику Иерусалима13. Автор сообщает (Паломничество, 45), что записать имя в число крещаемых следовало до начала Четыредесятницы. Это делал пресвитер, а епископ с началом Поста в присутствии клира по одиночке принимал всех находящихся в списках вместе с восприемниками и расспрашивал о них знакомых. В случае доброго свидетельства они поступали в число «избранных». Затем, в течение сорока дней Поста, после утреннего богослужения готовящихся ко Крещению оглашенных заклинали пресвитеры, а вслед за этим епископ начинал свое поучение для них. Слушать его могли только верные и оглашенные, намеревавшиеся принимать Крещение на ближайшую Пасху. Епископ постепенно излагал Писание «от Бытия» и толковал его. Спустя пять недель оглашенные «получали» (слушали) символ, а епископ объяснял его. Каждое занятие продолжалось в течение трех часов, от первого до третьего часа. На последней неделе Четыредесятницы оглашенные вновь приходили к епископу поодиночке, «муж со своим отцом, жена – со своею матерью», то есть с восприемниками, и «возвращали» (т.е., читали) епископу символ, после чего тот сообщал, что после Крещения новопросвещенным будут объяснены также «сокровенные таинства Божии».
Содержание Иерусалимского оглашения показывают «Огласительные поучения» св. Кирилла Иерусалимского14. Сохранились также огласительные беседы свт. Иоанна Златоуста и Феодора Мопсуэстийского, содержащие сведения о непосредственной подготовке ко Крещению в Антиохии. Здесь оно длилось тридцать дней, а оглашенным в большей степени были доступны знания о таинствах15. Об оглашении на Западе сообщают произведения блж. Августина и свт. Амвросия Медиоланского. Здесь меньшее внимание уделяли толкованию символа, а также отсутствовало его «частное» чтение перед епископом каждым из крещающихся.
К концу V в. институт оглашенных начинает приходить в упадок. Это происходит вследствие того, что большую часть крещаемых начинают составлять младенцы, дети христианских родителей. Несмотря на это, в Типиконе Великой Церкви, то есть богослужебном уставе храма Святой Софии в Константинополе (X век), оглашение все еще связывается с Великим Постом. И хотя «оглашенными» были в основном дети трех лет от роду, основные обряды оглашения над ними по-прежнему совершались16.
Следы оглашения сохранились и в современном богослужении. Так, на Литургии Преждеосвященных Даров с середины Великого Поста произносится особая ектения о «иже ко просвещению готовящихся». Молитвы об оглашенных присутствуют в чине Божественной Литургии, и наконец, Требник содержит «молитву во еже сотворити оглашеннаго», экзорцизмы, чин отречения от сатаны и сочетания Христу, а также чтение символа Веры, что напоминает о его «возвращении» в Древней Церкви. Это чинопоследование обычно совершается непосредственно перед таинством Крещения17.
Оглашенные в современной практике Русской Православной Церкви
В XX в. интерес к древней практике оглашения возрос как на Западе, так и на Востоке. После падения Советской власти в России многократно возросло число желающих принять Крещение. Нередко эти люди не знали даже основ веры. Одновременно появилась возможность развития религиозного просвещения. Вследствие этого стали появляется многочисленные курсы катехизации и подготовки катехизаторов. В настоящее время положение оглашенных регулируется принятым в 2011 г. положением «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»18. Непосредственно оглашению в нем посвящен первый параграф второго раздела. Оглашение определяется как «совокупность бесед и наставлений готовящимся принять Святое Крещение»19. Оглашенными могут стать желающие принять святое Крещение старше семи лет. В случае Крещения младенца огласительные беседы проводятся для его родителей и восприемников, что в какой-то степени заставляет вспомнить византийскую практику. В случае Крещения в смертельной опасности оглашение может быть совершено после Крещения. Продолжительность периода оглашения определяет священник или катехизатор.
Документ также определяет примерное содержание оглашения. Беседы (не менее двух) должны познакомить оглашенного с Символом веры, некоторыми отрывками из Священного Писания, основами христианской нравственности и богослужебной жизни Церкви. От оглашенного требуется вера и покаяние, а также осознание смысла таинства Крещения. Документ также выражает надежду на возрождение древней практики Крещения накануне Рождества, Богоявления и в Великую Субботу ради участия в таинстве всей общины, в которую вступает новокрещенный.
Примечания:
«Слово κατηχούμενοι, находящееся в Священном Писании ( Рим.2:18 ; Гал.6:6 ; ср. Деян.18:25 ; 1Кор.14:19 ), обозначает тех лиц, которые, чтобы быть принятыми в Христианскую Церковь, должны изучать христианское учение ( Мф.28:19 ; ср. Деян.18:25: κατηχημένος τήν οδόν τού Κυρίοu). Следовательно, это были, так сказать, кандидаты на крещение. Обучение христианскому учению называлось κατήχησις или λόγος κατηχητικός (institutio catechetica), a также κατηχισμός. Учитель лиц, готовящихся к крещению, назывался κατηχητής или κατηχιστής (catechista). Место же, где происходило обучение, называлось κατηχουμενείον.
Оглашенные, или катихумены, разделялись обычно на несколько разрядов: на два, иногда на три, на четыре, и даже на пять. Мы придерживаемся мнения средневековых греческих комментаторов: Зонары, Вальсамона, Аристина и Матфея Властаря, которые подразделяют их на два разряда. В толковании данного Никейского правила Аристин говорит: “есть два рода оглашенных, одни – только что вступившие (οί μέν γάρ άρτι προσέρχονται), а другие, которые сделались более совершенными (τελεώτεροι), так как достаточно обучены истинам веры.” То же говорят Зонара и Вальсамон в толковании 5‑го правила Неокесарийского Собора и то же повторяет в толковании этого правила Аристин. Ссылаясь на толкования упомянутых комментаторов, то же говорит и Матфей Властарь в своей Алфавитной Синтагме. Следовательно, оглашенные разделяются на два разряда. Когда какой-либо язычник или еврей заявлял о своем желании вступить в число оглашенных, то он должен был обратиться к какому-либо христианину из мирян или же к диакону, который, ручаясь за его доброе намерение, приводил его к подлежащему пресвитеру или епископу (Апостольские постановления, VIII, 32). Епископ или пресвитер, убедившись в добром намерении такового, читал ему предписанную молитву, осенял его крестом и вводил его в первый разряд оглашенных, которым преподавались первые истины христианского учения. Они назывались άκροώμενοι (audientes), так как им разрешалось приходить в церковь к литургии и слушать чтение Священного Писания и Евангелия, после чего они тотчас должны были выходить из храма. В первом разряде оглашенные обыкновенно оставались три года (Апостольские постановления, VIII, 32), хотя это время могло быть сокращено или продолжено сообразно с усердием и поведением данного лица. В тех случаях, когда катихит видел, что его ученики достаточно ознакомлены с начальными сведениями из христианского учения и что они достойны по своему доброму поведению, он разрешал им перейти во второй разряд оглашенных, где последним обширно излагалось христианское учение и особенно изъяснялся со всеми подробностями символ веры. Они назывались έυχόμενοι (orantes), потому что могли молиться с верными и после Евангелия, или γονυκλίνοντες (genuflectentes), потому что преклоняли колена, когда им во время литургии читалась молитва, или еще συναιτούντες (competentes) и τελεώτεροι (perfectiores, electi). Они оставались в церкви до тех пор, пока диакон во время литургии не обращался к ним со словами: “оглашенные изыдите,” после чего они удалялись из храма. Продолжительность их пребывания на этой степени также зависела от их усердия к учению и от их поведения. Оглашенным первого и второго разряда в церкви было отведено место вместе с кающимися второй степени, т.е. в притворе (νάρθηξ, πρόναος) перед местом, назначенным для крещения (κολυμβήθρα), близ главного входа в церковь».
Правила Святой Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милаша). Правила Вселенских Соборов Святого Первого Вселенского Собора, Никейского. Толкование на Правило 14
Оглашение
Оглаше́ние (от греч. κατηχέω (катихео) — оглашать, устно наставлять) – 1) практика наставлять в вере готовящихся к принятию Крещения (синоним — катехизация); 2) часть чинопоследования Таинства Крещения.
Оглашение, как заключительный акт приготовления ко Крещению, бывшее прежде отдельным обрядом, ныне непосредственно предшествует Крещению. Все символические священнодействия этого обряда имеют глубокое действенное значение. Самые существенные из них: заклинание сатаны, отречение от него, последующий обет сочетаться Христу и, наконец, исповедание православной веры.
Под оглашением или катехуменатом в древней Церкви понималось назидание в вере христиан, желающих принять Крещение и участвовать в Евхаристии. Жизнь древней Церкви среди гонений требовала особой ответственности к принятию новых членов. Именно поэтому Таинству Крещения предшествовало «оглашение словом истины», часто служащее не только приготовлением к крещению и участию в евхаристии, но и приготовлением к подвигу мученичества и исповедничества среди языческого мира. Участие в оглашении («принятие в катехуменат») делало человека христианином.
«Таинство Крещения, по заповеди Спасителя ( Мф.28:19 ), совершалось над всеми вступающими в Церковь. Во времена апостольские оно совершалось непосредственно после исповедания веры в Господа Иисуса Христа уверовавшими в Него и заявления желания креститься ( Деян.1:41, 8:37-38 ), без продолжительного приготовления. Но во 2 и 3 веках, ввиду многих не искренно принимавших христианство и отпадавших от него во время гонений, Церковь признала неудобным совершать крещение вслед за изъявлением желания принять христианство, и поэтому установила определенный порядок испытания и приготовления уверовавших ко вступлению в общество христиан. Такое предварительное испытание в искренности намерения вступить в Церковь и приготовление к Крещению получило название оглашения. Выразившие желание креститься из иудеев или язычников прежде всего отделялись от языческого или иудейского общества и присоединялись к обществу христиан, причем им давались новые имена святых и благочестивых мужей ветхозаветной и новозаветной Церкви, или названия христианских добродетелей; иногда отставляли те же имена. Затем, начиналось состояние оглашения, которое продолжалось от 40 дней до 3‑х лет, а иногда сокращалось до нескольких дней, вследствие чрезвычайных обстоятельств, именно, во время гонений, когда оглашаемые твердым исповеданием веры доказывали уже свою готовность вступить в христианское общество. Состояние оглашения со 2‑го и с 3‑го века разделялось на три степени для прохождения оглашенными, почему они также разделялись на три класса. К первому принадлежали слушающие, ко второму коленопреклоненные или оглашенные в собственном смысле, и к третьему – готовящиеся к просвещению (крещению). Оглашенные первого класса допускались только к слушанию св. Писания, поучений и молитв из притвора, второго – стояли вместе с верными до времени совершения евхаристии, после чего, став на колена и приняв благословение предстоятеля, выходили из церкви; наконец, оглашенные третьего класса, вступавшие в оное только на короткое время перед самым крещением, постом и молитвой приготовлялись к принятию крещения и были научаемы, как и что отвечать при его совершении. В течение всего времени оглашения их учили истинам христианской веры кто-либо из клира или благочестивых мирян, по большей части, те, кто обращал их в христианство. Обучение состояло в раскрытии уверовавшему всего домостроительства спасения рода человеческого в свете истории Ветхого и Нового Заветов».
Николай Д. Тальберг. История Церкви. Часть 1.
«Вступление в христианство совершалось чрез два главных акта – прохождение катехумената и принятие Таинства Крещения. Катехуменат или оглашение – состоял из трех моментов: 1) засвидетельствование, или заявление о своем желании вступить в Христианскую Церковь пред епископом или замещающим его пресвитером или диаконом, – преимущественно, пред таким лицом, которое имеет своею задачею именно поучение вступающих в Церковь, в присутствии других лиц. Затем следует поучение основным истинам христианским – догматическим и нравственным. 2) Торжественное посвящение чрез o’bsignatio, т.е. крестного знамения на лбу и груди, как знака Христовых страданий, как предварительного запечатления христианского состояния. Поэтому в Апостольских Постановлениях (3.17) называется σφραγις. Кроме того, возлагаются руки, при чтении молитвы (Ср. Евсевий. De Vita Const. IV, 61; Апостольские Наставления VII, 39). На Востоке еще был акт отречения (7‑ое правило Константинопольского Собора 381 г.) с дуновением в лицо, уши, как при крещении, а на Западе, по крайней мере в Африке, предложение освященной соли, по аналогии с последующей Евхаристией. 3) 3‑ий момент состоял в изъяснении смысла полученных знаков и был аналогичен или параллелен мистагогическому наставлению при таинстве крещения.
Следовательно катехуменат (о катехуменате см. Блаженный Августин “De rudibus catechizandis” и Кирилла Иерусалимского), как предварительное научение относительно сущности христианского учения и предварительное посвящение, как бы в некоторое отражение христианского таинства – налагал обязанности и давал некоторые церковные права. Оглашенный мог и должен был присутствовать в церкви до Евхаристии и подчиняться покаянной дисциплине. Затем следовал полный прием в христианскую общину чрез таинство крещения. Если оглашение имело значение χριστιανους ποιειν, то крещение было заключительным актом введения в христианскую общину».
Михаил Эммануилович Поснов. История Христианской Церкви
Об оглашении
От многих священников приходилось слышать, что в настоящее время совершение Таинства Крещения – это тяжкое испытание для совести. Священнослужители, искренне совершающие Таинство, крестить очень не любят, потому что, по их словам, ощущение такое, что крестишь «неодушевленный предмет»… Это бывает, когда совершают Крещение без подготовки, оглашения. При этом, священник испытывает угрызения совести от того, что дает крещаемому человеку «санкцию», чтобы жить так, как он жил и раньше, не будучи крещеным, то есть совершая прежние грехи…
На данном этапе развития общества нельзя не отметить явные положительные тенденции, касающиеся положения и роли Церкви в обществе: восстанавливаются и строятся храмы, все больше и больше людей приходят к осознанию значения православной веры в жизни народа, широкое распространение получают просветительские и социальные инициативы Церкви.
Однако, для того, чтобы данные тенденции развились в полной мере и произвели наиболее благотворный эффект, представляется необходимым уделить особое внимание решению некоторых насущных вопросов, как внутрицерковной жизни, так и взаимодействия с внешним миром.
Одна из важнейших проблем современной внутрицерковной жизни – ее обмiрщение. Обмiрщение заключается в том, что религиозная по внешним проявлениям, деятельность современных христиан (как священнослужителей, так и мирян), очень часто бывает мотивирована нерелигиозными запросами. Активная социальная работа приходов и монастырей является безусловным социальным благом, однако внешняя деятельность должна находиться в неразрывной связи с решением духовных проблем и служить восстановлению союза душ человеческих с Богом.
Примером обмiрщения церковной жизни, влияющим на духовное состояние христиан, может послужить состояние христианской общины. Сложно переоценить значение данного аспекта церковной жизни, поскольку состояние общины фактически отражается как на взаимоотношениях Церкви с внешним миром, так и на духовном состоянии священников и постоянных прихожан. При этом, отсутствие системной работы по возрождению традиционной общины, привело к появлению ряда нежелательных явлений.
В приходской жизни – это:
1. Восприятие некоторыми прихожанами прихода как организации, оказывающей религиозные услуги, удовлетворяющей только личные религиозные (или интеллектуальные и эстетические) запросы человека-потребителя.
2. Отсутствие подлинного единства и взаимопонимания как между священниками и паствой, так и между прихожанами.
3. Отсутствие постоянной привязанности прихожан к приходу, частые переходы из храма в храм, от священника к священнику.
4. Неспособность большей части прихожан отозваться на призыв священника и предпринять значимое совместное мероприятие.
5. Недостаточная приходская забота о пожилых, необеспеченных, многодетных и т. п. прихожанах.
6. Миссионерская слабость приходов, в силу которой приходская среда не только не привлекает, но, зачастую, и отталкивает стремящихся ко Христу людей.
7. Отсутствие понимания обязательности изучения Священного Писания и Предания Церкви под руководством священников. Многие прихожане имеют о православной вере поверхностные и часто сомнительные представления; нередко, священникам доводится сталкиваться и с приходскими суевериями.
8. Недостаточное внимание священнослужителей к духовным проблемам прихожан.
Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что подобные явления в приходской христианской общине – это яркое проявление утраты современными христианами сознания своего экклезиологического единства, преемственности духовного опыта и понимания основ правильной духовной жизни.
В духовной жизни – это:
1. Утрата Христоцентричности духовной жизни.
2. Ослабление евхаристической напряженности жизни и глубокого понимания значимости евхаристии для христианина.
3. Несознательность по отношению к духовным предметам.
4. Невнимательность в келейной молитве и на общественном богослужении.
5. Отсутствие у многих прихожан подлинного деятельного покаяния, стремления исправить, искупить каждый грех противоположными делами (Лк. 19,8), коснение в грехе.
6. Отсутствие глубокого познания своей немощи.
7. Забвение умного делания: бессистемность в борьбе со страстями, неправильная расстановка духовных приоритетов, непостоянство в добродетелях.
8. Отсутствие плодов духовной жизни, таких как любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание и т. д. (Гал. 5,22-26)
Как уже указывалось, неблагоприятная духовная обстановка в приходской среде осложняет и церковные отношения с внешним миром.
Во взаимоотношениях со светскими людьми это проявляется в следующем:
1. Непризнание вероучительного и нравоучительного авторитета священнослужителей подавляющим большинством населения.
2. Отношение к священнику как к администратору, начальнику прихода; отношение к храму как к организации, предоставляющей специфические услуги за деньги.
3. Обвинения священнослужителей в стяжательстве и других грехах.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что одной из важнейших причин обмiрщения церковной жизни является чрезвычайная открытость таинственной жизни Церкви, отсутствие заметной разницы в доступе к церковным таинствам для людей, состоящих в постоянном молитвенно-евхаристическом общении с Церковью и чуждающихся такового. Человеку свойственно меньше ценить то, что дается ему легко. Поэтому чрезмерная открытость негативно влияет как на тех, кто уже пришел в Церковь, так и на внешних людей. Из церковного обихода фактически ушли такие понятия, как «ВЕРНЫЕ», «ОТПАВШИЕ», «ОГЛАШЕННЫЕ». Современным сознанием все, принадлежащие по рождению к русской культуре, воспринимаются как «верные», независимо от реального отношения к Церкви. Для указания некоторой разницы между христианами по именованию и по образу жизни вводится неудачное понятие «воцерковленный». Понятия «воцерковленный» и «невоцерковленный» имеют следующие недостатки:
1. Они морально равнозначны и не показывают гибельность отпадения от церковного единства;
2. Они не требуют ответственности в отношении к Церкви;
3. Они способствуют размыванию границ между церковной средой и мiром, так как дают возможность невоцерковленному человеку считать себя православным.
Создание в приходе благоприятной для духовной жизни среды крайне затруднительно без введения четких границ между приходской общиной и мiром. Границы необходимы как для поднятия ценности статуса крещеного человека во внешнем мире, так и для укрепления ответственности уже крещеных людей.
Будучи ответственными за души овец Христовых, мы не можем не заботиться о формировании духовно здоровой православной общины, устроенной не только на началах братской любви и взаимной заботы, но и на знании веры и желании жить по вере. Непременным условием возрождения и укрепления духовной жизни является системная работа с людьми, желающими принять Святое Крещение. Человек, который входит в веру постепенно и сознательно, обращается к Богу не из чистой формальности, но на основе перерождения души. Человек, который осознает сверхценность Таинства, не вернется в мiр, словно ничего не изменилось, но станет постоянным прихожанином и активным членом общины.
Поэтому практика обязательной катехизации готовящихся к принятию таинств Крещения и Венчания является чрезвычайно действенным ресурсом современной миссионерской работы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КАТЕХИЗАЦИИ
Катехизация – слово, происходящее от греческого «катехизо», то есть – «обучаю». Исторически, в христианском мире под этим подразумевается обучение основам христианской веры и вероучения Церкви.
Казалось бы, вопрос о целях и задачах катехизации ясен сам по себе, и не имеет смысла констатировать очевидные вещи. Однако, на деле, ситуация оказывается иной. Разное понимание концептуальных моментов катехизаторской деятельности становится первой причиной практических затруднений. Для того чтобы подтвердить свою мысль, приведу пример. На прошедших Рождественских Чтениях, на секции, посвященной вопросам катехизации, один московский протоиерей высказался по поводу рабочих мест для катехизаторов в приходах. Он сказал, что ему в приходе нужен такой катехизатор, который сможет организовать детский праздник, паломническую поездку. И для обучения катехизаторов, он предложил привлекать людей из академии народного хозяйства, из института культуры.
На самом деле, если посмотреть, например, в любую серьезную монографию по истории катехизации, то мы увидим, что там нет ни слова об организации детских праздников и паломнических поездок. Почему? Потому что Церковь никогда не воспринимала катехизацию как культурно-просветительскую работу. Катехизация – это начальное душепопечение, это формирование базовых духовных установок. И готовить катехизаторов должны духовники, а не дяди и тети из академии народного хозяйства и института культуры. Нужно четко проводить эту границу: детские утренники – это организация досуга, а катехизация – это серьезная духовническая работа. К сожалению, сегодня мы еще не всегда находим в себе силы уйти от советской, секулярной методики работы с людьми. Но мы должны усвоить, что у Церкви другие цели и задачи, а также соответствующие им методы работы. Для того, чтобы перейти к изложению целей и задач катехизации, я хотел бы привести слова свт. Кирилла Иерусалимского: «Советую же тебе … не почитай сих поучений обыкновенными беседами. … Представь, что время садить дерева: ежели не вскопаем земли и их не посадим; то в какое другое время хорошо может быть посажено, что сперва посажено худо?».
ЦЕЛЬЮ катехизации, то есть начального приходского душепопечения, является введение обращающихся к Богу людей в сознательную церковную жизнь, признаками которой являются деятельное стремление человека спастись во Христе и осознание церковного единства всех верующих. Иначе можно сказать, что целью катехизации является укоренение новообращенных в Священном Предании Церкви. Основанием катехизации являются слова Спасителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Священное Предание – это непрерывное, практически переживаемое действие Св. Духа в Церкви. Приобщение к этому действию осуществляется, согласно словам Спасителя, во-первых, через научение вере, во-вторых, через участие в Таинствах, а, в третьих, через приобщение к полноте жизни в Церкви. Все эти составляющие одинаково равноценны, и ни одной из них нельзя пренебречь.
Реализация данной цели должна осуществляться на уровне жизни каждой приходской общины, потому что только в условиях христианской общины возможно укоренение в Священном Предании. При этом, в силу специфики задач и условий работы с новообращенными, целесообразно разделить катехизацию на два этапа: предкрещальный и посткрещальный.
Базовые задачи предкрещальной катехизации можно представить в их фактической последовательности.
1. Первая задача – встретить человека на пороге Церкви. Это очень важный этап, который в практике древней Церкви включал в себя такие аспекты, как обязательное подробное знакомство с человеком, за которым иногда следовало испытание благонадежности будущего христианина (нужно было предоставить христианина-поручителя) и его готовности участвовать в делах милосердия; к этому же этапу относилась и запись имени в специальные списки, посвящение в звание христианина, здесь уже
начиналась молитва Церкви за новообращенного. Именно на этом этапе происходило соотнесение целей и задач, которые имеет обратившийся в христианскую общину, с теми задачами, которые решает Церковь. Здесь уже четко определялся статус новообращенного: говоря современным языком, его права и обязанности по отношению к Церкви. Нужно отметить, что древний мир не знал принципа «заочной религиозности», господствующего в настоящее время. Поэтому обращение в христианскую общину уже означало, что человек готов выделять в своей жизни конкретное время, достаточное для выполнения христианских обязанностей, и на данном этапе начиналось их практическое освоение.
Сегодня задача встречи людей решается очень слабо. Причина слабости мне видится в отсутствии системного подхода к духовному окормлению новоначальных. Как один из возможных путей решения проблемы встречи человека в храме, можно предложить питерскую практику приходского консультирования. Сейчас Отдел катехизации Санкт-Петербургской епархии уже выпустил фильм и методичку о своей работе и готовит к выпуску вторую методичку. Приходское консультирование – это благотворительная деятельность мирян, которые, в дни большого стечения людей в храмах, помогают тем, кто делает первые шаги в Церкви, решить простейшие вопросы. В Обнинске и в Калуге такое служение вполне способны понести учащиеся и выпускники вечерних богословских курсов.
2. Предкрещальная катехизация должна с необходимостью решать и задачу научения новообращенного основам веры. Данная задача и дала название системе воцерковления: «катехизация» – устное наставление в вере. В древности изложение веры происходило обычно системно, последовательно. Содержание бесед примерно соотносилось с Символом Веры, вместе с истинами которого изучали содержание Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Однако, стоит отметить, что, несмотря на ключевое значение изучения веры, ни в коем случае нельзя сводить катехизацию к формальному прочитыванию лекций. Система лекций или даже бесед далеко не самодостаточна.
В отношении системы обучения истинам веры, можно сделать еще дополнение о том, что, согласно 46 правилу Лаодикийского Собора, необходимо не только обучение, но и тщательная проверка усвоения знаний о вере оглашенными. Анализ современных систем катехизации показывает, что, при раскрытии вероучения Церкви, наибольшее внимание следует уделять следующим темам: а) О Боге и о вере, б) понятие греха, в) О Христе и его заповедях, г) О Церкви, Таинствах и молитве. Оптимальная продолжительность бесед – не менее месяца (один раз в неделю).
3. Параллельно с наставлением в вере, должна решаться еще одна задача: формирование правильной мотивации религиозной деятельности. Примером решения этой задачи могут служить слова свт. Кирилла Иерусалимского, который, среди прочих неверных мотивов, упоминает и наиболее распространенные бытовые: «Можно прийти сюда и по другому побуждению; мужу можно придти для угождения жене, и обратно – то же можно сказать и о женах. Часто раб приходом хотел угодить господину, приятель-приятелю. Я бросаю уду, и уловляю тебя, хотя с худым намерением пришедшего, но благою надеждою спасаемого. Может быть, ты не знал, куда идешь, и какою сетью уловляешься.[…] Не убегай: ибо ловит тебя Иисус не для того, чтоб умертвить; но чтоб умертвивши оживить. […] Умри греху и живи правде; от нынешнего дня живи для нее». Согласно канонам Церкви, мотивы принятия Крещения должны быть верными и предельно чистыми. Неверная мотивация принятия Крещения, при невызревшем состоянии души, делает ущербной и всю последующую духовную жизнь. Это видно из 12 правила Неокесарийского Собора. Оно запрещает рукополагать в священный сан того, кто был крещен в болезни. Эта истина подтверждается и нашей повседневной жизнью и огромным количеством людей, которые отпадают от благодатного единства с Церковью сразу после Крещения. Если в древности, приходя в Церковь, человек чаще всего искал спасения, исправления жизни, то сегодня ситуация противоположная. В сознании людей укоренено языческо-магическое представление о Крещении как о средстве решения земных проблем. Абсолютно утеряна связь между Крещением и моментом обращения человека к вере. Обращение к вере начинается после каких-то особых жизненных потрясений, отстоящих от Крещения на десятки лет. Задача современной системы оглашения – привести в соответствие время подлинного обращения души к Богу, и время Крещения. Решение этой задачи становится возможным по мере развития практики катехизации в связи с общинной жизнью в приходах. То есть, введение качественной катехизации для нас ставит вопрос организации приходской жизни в соответствии с общинными принципами.
4. В задачи предкрещальной катехизации входит и приучение новообращенных к постоянному посещению богослужения, к личной молитве и достаточно продолжительному посту. 7 правило II Вселенского Собора предписывает заставлять оглашенных пребывать в храме и слушать поучения. Оглашенным вменялось в обязанность присутствие на богослужении, кроме Литургии верных: «Ибо не для стен диакон возглашает: «Помолимся об оглашенных»«, – говорит свт. Иоанн Златоуст. Уже свщмч. Иустин Философ упоминает о том, что кроме научения вере, ко Крещению готовили постом и молитвою. Приучение к посту и богослужению у современных катехизаторов происходит по-разному. В некоторых случаях этого не требуют. В приходе прот. Дмитрия Смирнова, например, посещение богослужения обязательно. Мы в Обнинске рекомендуем, но не имеем возможности требовать и контролировать. Наиболее успешно данная задача решается при наличии хороших восприемников, которые приводят новоначальных за руку на богослужение и на Исповедь (если они уже крещены).
5. Необходимо также уделять должное внимание задаче воспитания покаянного настроя, подготовки к исповеданию грехов, которое должно подвести итог прежней нехристианской жизни. Практика исповедания грехов перед Крещением не была в древней Церкви общепринятой. Однако, на ее важность указывает, например, митрополит Иерофей (Влахос), опираясь на свт. Кирилла Иерусалимского и другие источники. Здесь же стоит отметить, что от оглашенных требовали оставления работы, которая была несовместима с христианскими представлениями о нравственности.
Воспитание покаянного настроя является одной из важнейших задач в современной системе оглашения. Практика применения ряда огласительных систем показывает, что опыт первого исповедания грехов перед Крещением чрезвычайно важен для последующей духовной жизни. Если об обязательном посте и посещении богослужения мы в современной ситуации еще не можем говорить, то об обязательной Исповеди говорить необходимо. Этот вопрос не менее важен, чем обязательная исповедь перед Причастием. Если мы от своих прихожан требуем Исповеди перед Причастием и видим в этом пользу, то, тем более, полезно приобрести опыт исповедания грехов тем, кто только начинает жизнь в Церкви. Кроме того, Исповедь перед Крещением позволяет правильно сориентировать человека и выяснить: не страдает ли человек от смертных грехов; например, не живет ли в «гражданском» браке.
6. С предыдущей задачей тесно связана необходимость очистить ум новообращенных от суеверий. Об этом говорит свт. Иоанн Златоуст в огласительных поучениях. Причем данная задача является отдельной, в виду важности проблемы и устойчивости суеверий в умах людей.
7. Решение вышеперечисленных задач связано с необходимостью выдержать время. Поэтому важной задачей системы катехизации всегда было создание пограничной зоны адаптации между миром и Церковью. Пребывание в зоне адаптации позволяло выдержать время для обдумывания столь важного шага, как принятие Крещения. Кроме того, катехизация позволяет человеку органично войти в жизнь Церкви и найти в ней свое место.
8. Последнюю задачу, которую мне бы хотелось отметить, – это оказание молитвенной помощи оглашенным. О молитвенной заботе об оглашенных говорят уже Дидахе и св. Иустин Философ.
Таковы задачи, имеющие обоснование в историческом опыте Церкви, которые можно признать базовыми для огласительной системы. Однако, работа с новоначальными не может прекратиться с принятием ими Крещения: задачи, поставленные на этапе предкрещальной катехизации, практически невозможно реализовать в полной мере за тот срок, который отводится для подготовки к Таинству. Таким образом, необходимость посткрещальной катехизации становится очевидной.
В задачи второго этапа катехизации входит:
1. Раскрыть величие христианского звания во всей его полноте;
2. Более глубоко раскрыть учение о Таинствах;
3. Предостеречь от греха, показать опасность и крайний вред от греха, совершенного после приобщения к благодати в Крещении;
4. Внушить необходимость взаимной заботы о спасении братьев-христиан;
5. Дать конкретные рекомендации, касающиеся повседневного образа жизни христиан (И.Зл. стр. 236).
Говоря о целях и задачах катехизации, нельзя не коснуться вопроса об условиях ее успешного осуществления. Важнейшими условиями эффективной организации катехизаторской деятельности являются систематизация и централизация. Сегодня в межприходской среде пока еще наблюдается тенденция к решению вопросов миссии и катехизации собственными силами. Приходы предпочитают сами вести оглашение, издавать собственные газеты и приходские листки. Однако, опыт показывает, что редко у какого прихода получается и в деле оглашения, и в издании газет, организации сайтов преодолеть кустарный уровень работы. Поэтому необходимо говорить об объединении межприходских усилий. Только таким образом мы сможем поставить миссионерскую и катехизаторскую деятельность на должный уровень.
И, в заключение, мне хотелось бы отметить, что иногда в адрес священносужителей, развивающих огласительную работу в приходах слышны голоса в защиту тех, кто не желает готовиться к Крещению. Нам говорят, что, побуждая людей к катехизации, мы можем погасить в них тягу к Церкви, которая подобна «курящемуся льну» (Мф. 12,20). Хочется отметить, что задача сегодняшней системы – не угасить курящегося льна, а поддержать его, не отсеять большую часть, а вобрать и обработать большую часть хотя бы по минимуму. Именно так мы можем сейчас выполнить заповедь любви к ближнему – встретив его, потратив на него время и силы, прожив с человеком часть его жизни так, чтобы он уже не мыслил жизни вне Церкви.