Что значит оглашение в церкви

Оглашенные

Оглаше́нные (греч. «κατηχούμενοι», лат. «сathechumeni») или катеху­мены, иногда «слу­ща­ю­щие» («ἀκροαταί», «audientes»1) — после­до­ва­тели Христа, еще не при­няв­шие Кре­ще­ние, но про­хо­дя­щие под­го­товку к нему. Гре­че­ское слово «катеху­мены» явля­ется при­ча­стием от гла­гола «κατηχέω», обо­зна­ча­ю­щего «огла­шать», то есть зву­чать вслух, или «сооб­щать широ­кой ауди­то­рии»2. В хри­сти­ан­стве за этим тер­ми­ном посте­пенно закре­пи­лось зна­че­ние «настав­лять в исти­нах веры».

Что значит оглашение в церкви

Фор­ми­ро­ва­ние инсти­тута огла­шен­ных в Древ­ней Церкви

Несмотря на то, что об огла­ше­нии в широ­ком смысле иногда гово­рят как о явле­нии, свя­зан­ном с про­по­ве­дью апо­сто­лов и самого Гос­пода Иисуса Христа3, инсти­тут огла­шен­ных в клас­си­че­ском, узком смысле, то есть как особый поря­док настав­ле­ния в вере для осо­знан­ного ее испо­ве­да­ния при вступ­ле­нии в Цер­ковь, рас­про­стра­ня­ется в древ­ней Церкви лишь с начала III в.

Однако, и ранее этого вре­мени встре­ча­ются упо­ми­на­ния о под­го­товке к Таин­ству Кре­ще­ния через пост, молитву и нрав­ствен­ные настав­ле­ния. Так, первую часть «Дидахи» (Дидахи 1–6)4, содер­жа­щую нрав­ствен­ное учение, автор этого древ­ней­шего памят­ника хри­сти­ан­ской лите­ра­туры, пред­пи­сы­вает пре­по­дать кре­ща­е­мым (Дидахи 7)5. Св. муче­ник Иустин Фило­соф, постра­дав­ший в Риме в 165 или 167 г.6, в своей «Первой апо­ло­гии» (1 Апол. 61) сооб­щает о пред­кре­щаль­ном посте и молитве, как самих гото­вя­щихся при­нять таин­ство, так и сочув­ству­ю­щих им хри­стиан7. Тер­тул­лиан, чей актив­ный период твор­че­ства при­шелся на рубеж II и III вв.8, впер­вые упо­ми­нает слово «сathechumeni» и счи­тает необ­хо­ди­мым для огла­шен­ных пост, молитву, бодр­ство­ва­ние и коле­но­пре­кло­не­ние (О Кре­ще­нии 20)9.

Огла­шен­ные в III в. согласно «Апо­столь­скому пре­да­нию»

Подроб­ное опи­са­ние огла­ше­ния содер­жится в «Апо­столь­ском пре­да­нии», авто­ром кото­рого долгое время счи­тался св. Иппо­лит Рим­ский. Этот текст пока­зы­вает цер­ков­ную жизнь III в., однако, может содер­жать допол­не­ния, сде­лан­ные сто­ле­тием позже10. Согласно «Апо­столь­скому пре­да­нию» (Апо­столь­ское пре­да­ние. 15–22), жела­ю­щий стать хри­сти­а­ни­ном при­во­дился вместе с вос­пре­ем­ни­ком, сви­де­тель­ство­вав­шим о его готов­но­сти к слу­ша­нию, к учи­те­лям. Послед­ние зада­вали вопросы о при­чине обра­ще­ния к вере, семей­ном поло­же­нии, соци­аль­ном ста­тусе, образе жизни. Для раба, при­над­ле­жа­щего хри­сти­а­нину, тре­бо­ва­лось допол­ни­тель­ное сви­де­тель­ство гос­по­дина. Также «Апо­столь­ское пре­да­ние» при­во­дит целый список про­фес­сий, кото­рые пре­пят­ство­вали вклю­че­нию в число огла­шен­ных. Кроме оче­видно невоз­мож­ных для хри­сти­а­нина, таких как вла­де­лец пуб­лич­ного дома, блуд­ница, язы­че­ский жрец, изго­то­ви­тель и страж идолов, в их число вхо­дили актер, гла­ди­а­тор, наезд­ник, участ­ву­ю­щий в состя­за­ниях. Запре­щено было даже наме­ре­ние стать воином, лишь в каче­стве исклю­че­ния допус­ка­лось учить детей. В число огла­шен­ных могла быть вклю­чена рабыня-налож­ница, но име­ю­щий налож­ницу гос­по­дин должен был «взять жену по закону».

Период огла­ше­ния про­дол­жался три года, однако, в случае доб­ро­де­тель­ной жизни огла­шен­ного «при­ни­ма­лось во вни­ма­ние не время, а само пове­де­ние». Про­то­пресв. Нико­лай Афа­на­сьев отме­чает, что это могло озна­чать также сокра­ще­ние срока вслед­ствие болезни и уве­ли­че­ние его, напри­мер, для бывших жрецов11.

Каждое поуче­ние огла­шен­ных завер­ша­лось молит­вой, где катеху­мены моли­лись отдельно от верных, муж­чины отдельно от женщин. Молитва огла­шен­ных, в отли­чие от молитвы верных, не завер­ша­лась «лоб­за­нием мира». После молитвы учи­тель, кото­рый мог быть и миря­ни­ном, воз­ла­гал на огла­шен­ных руки. Хри­сти­а­нин, став­ший муче­ни­ком в период своего огла­ше­ния, как отдельно ука­зано в «Апо­столь­ском пре­да­нии», «принял Кре­ще­ние своею кровью».

В том случае, если огла­шен­ный про­во­дил в доб­ро­де­тель­ную жизнь, по завер­ше­нию вре­мени кате­хи­за­ции и руча­тель­ству о его досто­ин­стве вос­при­ем­ника, он мог быть допу­щен к слу­ша­нию Еван­ге­лия на бого­слу­же­нии и посту­пить в число «избран­ных». На таких пере­шед­ших в новое каче­ство огла­шен­ных «еже­дневно воз­ла­га­лись руки, пока закли­нали их». С при­бли­же­нием дня Кре­ще­ния епи­скоп вновь испы­ты­вал досто­ин­ство и чистоту огла­шен­ного. При поло­жи­тель­ном реше­нии катеху­ме­нам пред­пи­сы­ва­лось омыться в пятый день недели, поститься нака­нуне суб­боты, а в саму суб­боту собраться и при­нять закли­на­ние от епи­скопа, кото­рый вслед за этим при­сту­пал непо­сред­ственно к чину Кре­ще­ния.

Огла­шен­ные в IV–V вв.

Милан­ским эдик­том 313 г. хри­сти­ан­ство было при­знано в Рим­ской импе­рии доз­во­лен­ной рели­гией. Кроме того, оно полу­чило покро­ви­тель­ство св. рав­ноап. импе­ра­тора Кон­стан­тина Вели­кого и всех его пре­ем­ни­ков за исклю­че­нием Юлиана Отступ­ника. Уже в 380 году импе­ра­тор Фео­до­сий Вели­кий эдик­том Cunctos populus при­знал никей­скую веру, то есть про­воз­гла­шен­ную Первым Все­лен­ским Собо­ром, обя­за­тель­ной для всех под­дан­ных Импе­рии.

Огла­ше­ние, таким обра­зом, про­дол­жало раз­ви­ваться в совер­шенно новых усло­виях. Две стадии огла­ше­ния, о кото­рых гово­рило «Апо­столь­ское пре­да­ние» сохра­ни­лись, однако пре­тер­пели неко­то­рые изме­не­ния. Вслед­ствие того, что вступ­ле­ние в число хри­стиан больше не было опас­ным, но часто давало допол­ни­тель­ные пре­иму­ще­ства, число жела­ю­щих стать огла­шен­ными уве­ли­чи­лось. Часто теря­лась воз­мож­ность подробно рас­спра­ши­вать при­хо­дя­щих. В разряд огла­шен­ных могли зачис­лять без допол­ни­тель­ного испы­та­ния через осе­не­ние крест­ным зна­ме­нием, воз­ло­же­ние рук и закли­на­ние. Они могли посе­щать бого­слу­же­ние, за исклю­че­нием непо­сред­ственно Евха­ри­стии («литур­гии верных»), читать Писа­ние, слу­шать про­по­веди, что заме­няло собой спе­ци­аль­ные заня­тия.

Обыч­ным делом стало затя­ги­вать свое пре­бы­ва­ние в чине огла­шен­ных. Это могло про­ис­хо­дить вслед­ствие того, что к огла­шен­ным не при­ме­ня­лись такие же мораль­ные тре­бо­ва­ния, как к верным, или же по при­чине усто­яв­ше­гося обычая. Так, известно о Кре­ще­нии взрос­лыми отцов Церкви, про­ис­хо­див­ших из хри­сти­ан­ских семей: Вели­ких Кап­па­до­кий­цев, свт. Иоанна Зла­то­уста, блж. Авгу­стина Иппон­ского. Все они, тем не менее, стали со вре­ме­нем про­по­вед­ни­ками ран­него Кре­ще­ния.

Те же, кто желал скорее при­нять Кре­ще­ние, сооб­щали свои имена епи­скопу для записи и только тогда при­сту­пали непо­сред­ственно к под­го­товке, кото­рая окан­чи­ва­лась совер­ше­нием таин­ства в один из глав­ных празд­ни­ков: Пасхи, Пяти­де­сят­ницы, Бого­яв­ле­ния (в зави­си­мо­сти от мест­ного обычая)12. Такие огла­шен­ные назы­ва­лись «про­све­ща­е­мыми» («φωτιζομένοι», «illuminandi») или «избран­ными» («electi»).

Опи­са­ние подоб­ной прак­тики содер­жится в зна­ме­ни­том «Палом­ни­че­стве» Эгерии, путе­вых замет­ках запад­ной палом­ницы, сде­лан­ных в путе­ше­ствии на Восток. Палом­ни­че­ство было совер­шено во второй поло­вине IV в. и его запись отра­жает огла­си­тель­ную прак­тику Иеру­са­лима13. Автор сооб­щает (Палом­ни­че­ство, 45), что запи­сать имя в число кре­ща­е­мых сле­до­вало до начала Четы­ре­де­сят­ницы. Это делал пре­сви­тер, а епи­скоп с нача­лом Поста в при­сут­ствии клира по оди­ночке при­ни­мал всех нахо­дя­щихся в спис­ках вместе с вос­при­ем­ни­ками и рас­спра­ши­вал о них зна­ко­мых. В случае доб­рого сви­де­тель­ства они посту­пали в число «избран­ных». Затем, в тече­ние сорока дней Поста, после утрен­него бого­слу­же­ния гото­вя­щихся ко Кре­ще­нию огла­шен­ных закли­нали пре­сви­теры, а вслед за этим епи­скоп начи­нал свое поуче­ние для них. Слу­шать его могли только верные и огла­шен­ные, наме­ре­вав­ши­еся при­ни­мать Кре­ще­ние на бли­жай­шую Пасху. Епи­скоп посте­пенно изла­гал Писа­ние «от Бытия» и тол­ко­вал его. Спустя пять недель огла­шен­ные «полу­чали» (слу­шали) символ, а епи­скоп объ­яс­нял его. Каждое заня­тие про­дол­жа­лось в тече­ние трех часов, от пер­вого до тре­тьего часа. На послед­ней неделе Четы­ре­де­сят­ницы огла­шен­ные вновь при­хо­дили к епи­скопу пооди­ночке, «муж со своим отцом, жена – со своею мате­рью», то есть с вос­при­ем­ни­ками, и «воз­вра­щали» (т.е., читали) епи­скопу символ, после чего тот сооб­щал, что после Кре­ще­ния ново­про­све­щен­ным будут объ­яс­нены также «сокро­вен­ные таин­ства Божии».

Содер­жа­ние Иеру­са­лим­ского огла­ше­ния пока­зы­вают «Огла­си­тель­ные поуче­ния» св. Кирилла Иеру­са­лим­ского14. Сохра­ни­лись также огла­си­тель­ные беседы свт. Иоанна Зла­то­уста и Фео­дора Моп­су­э­с­тий­ского, содер­жа­щие све­де­ния о непо­сред­ствен­ной под­го­товке ко Кре­ще­нию в Антио­хии. Здесь оно дли­лось трид­цать дней, а огла­шен­ным в боль­шей сте­пени были доступны знания о таин­ствах15. Об огла­ше­нии на Западе сооб­щают про­из­ве­де­ния блж. Авгу­стина и свт. Амвро­сия Медио­лан­ского. Здесь мень­шее вни­ма­ние уде­ляли тол­ко­ва­нию сим­вола, а также отсут­ство­вало его «част­ное» чтение перед епи­ско­пом каждым из кре­ща­ю­щихся.

К концу V в. инсти­тут огла­шен­ных начи­нает при­хо­дить в упадок. Это про­ис­хо­дит вслед­ствие того, что боль­шую часть кре­ща­е­мых начи­нают состав­лять мла­денцы, дети хри­сти­ан­ских роди­те­лей. Несмотря на это, в Типи­коне Вели­кой Церкви, то есть бого­слу­жеб­ном уставе храма Святой Софии в Кон­стан­ти­но­поле (X век), огла­ше­ние все еще свя­зы­ва­ется с Вели­ким Постом. И хотя «огла­шен­ными» были в основ­ном дети трех лет от роду, основ­ные обряды огла­ше­ния над ними по-преж­нему совер­ша­лись16.

Следы огла­ше­ния сохра­ни­лись и в совре­мен­ном бого­слу­же­нии. Так, на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров с сере­дины Вели­кого Поста про­из­но­сится особая екте­ния о «иже ко про­све­ще­нию гото­вя­щихся». Молитвы об огла­шен­ных при­сут­ствуют в чине Боже­ствен­ной Литур­гии, и нако­нец, Треб­ник содер­жит «молитву во еже сотво­рити огла­шен­наго», экзор­цизмы, чин отре­че­ния от сатаны и соче­та­ния Христу, а также чтение сим­вола Веры, что напо­ми­нает о его «воз­вра­ще­нии» в Древ­ней Церкви. Это чино­по­сле­до­ва­ние обычно совер­ша­ется непо­сред­ственно перед таин­ством Кре­ще­ния17.

Огла­шен­ные в совре­мен­ной прак­тике Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

В XX в. инте­рес к древ­ней прак­тике огла­ше­ния возрос как на Западе, так и на Востоке. После паде­ния Совет­ской власти в России мно­го­кратно воз­росло число жела­ю­щих при­нять Кре­ще­ние. Нередко эти люди не знали даже основ веры. Одно­вре­менно появи­лась воз­мож­ность раз­ви­тия рели­ги­оз­ного про­све­ще­ния. Вслед­ствие этого стали появ­ля­ется мно­го­чис­лен­ные курсы кате­хи­за­ции и под­го­товки кате­хи­за­то­ров. В насто­я­щее время поло­же­ние огла­шен­ных регу­ли­ру­ется при­ня­тым в 2011 г. поло­же­нием «О рели­ги­озно-обра­зо­ва­тель­ном и кате­хи­зи­че­ском слу­же­нии в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви»18. Непо­сред­ственно огла­ше­нию в нем посвя­щен первый пара­граф вто­рого раз­дела. Огла­ше­ние опре­де­ля­ется как «сово­куп­ность бесед и настав­ле­ний гото­вя­щимся при­нять Святое Кре­ще­ние»19. Огла­шен­ными могут стать жела­ю­щие при­нять святое Кре­ще­ние старше семи лет. В случае Кре­ще­ния мла­денца огла­си­тель­ные беседы про­во­дятся для его роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков, что в какой-то сте­пени застав­ляет вспом­нить визан­тий­скую прак­тику. В случае Кре­ще­ния в смер­тель­ной опас­но­сти огла­ше­ние может быть совер­шено после Кре­ще­ния. Про­дол­жи­тель­ность пери­ода огла­ше­ния опре­де­ляет свя­щен­ник или кате­хи­за­тор.

Доку­мент также опре­де­ляет при­мер­ное содер­жа­ние огла­ше­ния. Беседы (не менее двух) должны позна­ко­мить огла­шен­ного с Сим­во­лом веры, неко­то­рыми отрыв­ками из Свя­щен­ного Писа­ния, осно­вами хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти и бого­слу­жеб­ной жизни Церкви. От огла­шен­ного тре­бу­ется вера и пока­я­ние, а также осо­зна­ние смысла таин­ства Кре­ще­ния. Доку­мент также выра­жает надежду на воз­рож­де­ние древ­ней прак­тики Кре­ще­ния нака­нуне Рож­де­ства, Бого­яв­ле­ния и в Вели­кую Суб­боту ради уча­стия в таин­стве всей общины, в кото­рую всту­пает ново­кре­щен­ный.

При­ме­ча­ния:

«Слово κατηχούμενοι, нахо­дя­ще­еся в Свя­щен­ном Писа­нии ( Рим.2:18 ; Гал.6:6 ; ср. Деян.18:25 ; 1Кор.14:19 ), обо­зна­чает тех лиц, кото­рые, чтобы быть при­ня­тыми в Хри­сти­ан­скую Цер­ковь, должны изу­чать хри­сти­ан­ское учение ( Мф.28:19 ; ср. Деян.18:25: κατηχημένος τήν οδόν τού Κυρίοu). Сле­до­ва­тельно, это были, так ска­зать, кан­ди­даты на кре­ще­ние. Обу­че­ние хри­сти­ан­скому учению назы­ва­лось κατήχησις или λόγος κατηχητικός (institutio catechetica), a также κατηχισμός. Учи­тель лиц, гото­вя­щихся к кре­ще­нию, назы­вался κατηχητής или κατηχιστής (catechista). Место же, где про­ис­хо­дило обу­че­ние, назы­ва­лось κατηχουμενείον.
Огла­шен­ные, или кати­ху­мены, раз­де­ля­лись обычно на несколько раз­ря­дов: на два, иногда на три, на четыре, и даже на пять. Мы при­дер­жи­ва­емся мнения сред­не­ве­ко­вых гре­че­ских ком­мен­та­то­ров: Зонары, Валь­са­мона, Ари­стина и Матфея Вла­старя, кото­рые под­раз­де­ляют их на два раз­ряда. В тол­ко­ва­нии дан­ного Никей­ского пра­вила Ари­стин гово­рит: “есть два рода огла­шен­ных, одни – только что всту­пив­шие (οί μέν γάρ άρτι προσέρχονται), а другие, кото­рые сде­ла­лись более совер­шен­ными (τελεώτεροι), так как доста­точно обу­чены исти­нам веры.” То же гово­рят Зонара и Валь­са­мон в тол­ко­ва­нии 5‑го пра­вила Неоке­са­рий­ского Собора и то же повто­ряет в тол­ко­ва­нии этого пра­вила Ари­стин. Ссы­ла­ясь на тол­ко­ва­ния упо­мя­ну­тых ком­мен­та­то­ров, то же гово­рит и Матфей Вла­старь в своей Алфа­вит­ной Син­тагме. Сле­до­ва­тельно, огла­шен­ные раз­де­ля­ются на два раз­ряда. Когда какой-либо языч­ник или еврей заяв­лял о своем жела­нии всту­пить в число огла­шен­ных, то он должен был обра­титься к какому-либо хри­сти­а­нину из мирян или же к диа­кону, кото­рый, руча­ясь за его доброе наме­ре­ние, при­во­дил его к под­ле­жа­щему пре­сви­теру или епи­скопу (Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния, VIII, 32). Епи­скоп или пре­сви­тер, убе­див­шись в добром наме­ре­нии тако­вого, читал ему пред­пи­сан­ную молитву, осенял его кре­стом и вводил его в первый разряд огла­шен­ных, кото­рым пре­по­да­ва­лись первые истины хри­сти­ан­ского учения. Они назы­ва­лись άκροώμενοι (audientes), так как им раз­ре­ша­лось при­хо­дить в цер­ковь к литур­гии и слу­шать чтение Свя­щен­ного Писа­ния и Еван­ге­лия, после чего они тотчас должны были выхо­дить из храма. В первом раз­ряде огла­шен­ные обык­но­венно оста­ва­лись три года (Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния, VIII, 32), хотя это время могло быть сокра­щено или про­дол­жено сооб­разно с усер­дием и пове­де­нием дан­ного лица. В тех слу­чаях, когда кати­хит видел, что его уче­ники доста­точно озна­ком­лены с началь­ными све­де­ни­ями из хри­сти­ан­ского учения и что они достойны по своему доб­рому пове­де­нию, он раз­ре­шал им перейти во второй разряд огла­шен­ных, где послед­ним обширно изла­га­лось хри­сти­ан­ское учение и осо­бенно изъ­яс­нялся со всеми подроб­но­стями символ веры. Они назы­ва­лись έυχόμενοι (orantes), потому что могли молиться с вер­ными и после Еван­ге­лия, или γονυκλίνοντες (genuflectentes), потому что пре­кло­няли колена, когда им во время литур­гии чита­лась молитва, или еще συναιτούντες (competentes) и τελεώτεροι (perfectiores, electi). Они оста­ва­лись в церкви до тех пор, пока диакон во время литур­гии не обра­щался к ним со сло­вами: “огла­шен­ные изы­дите,” после чего они уда­ля­лись из храма. Про­дол­жи­тель­ность их пре­бы­ва­ния на этой сте­пени также зави­села от их усер­дия к учению и от их пове­де­ния. Огла­шен­ным пер­вого и вто­рого раз­ряда в церкви было отве­дено место вместе с каю­щи­мися второй сте­пени, т.е. в при­творе (νάρθηξ, πρόναος) перед местом, назна­чен­ным для кре­ще­ния (κολυμβήθρα), близ глав­ного входа в цер­ковь».
Пра­вила Святой Пра­во­слав­ной Церкви с тол­ко­ва­ни­ями Епи­скопа Нико­дима (Милаша). Пра­вила Все­лен­ских Собо­ров Свя­того Пер­вого Все­лен­ского Собора, Никей­ского. Тол­ко­ва­ние на Пра­вило 14

Источник

Оглашение

Оглаше́ние (от греч. κατηχέω (кати­хео) — огла­шать, устно настав­лять) – 1) прак­тика настав­лять в вере гото­вя­щихся к при­ня­тию Кре­ще­ния (сино­ним — кате­хи­за­ция); 2) часть чино­по­сле­до­ва­ния Таин­ства Кре­ще­ния.

Огла­ше­ние, как заклю­чи­тель­ный акт при­го­тов­ле­ния ко Кре­ще­нию, бывшее прежде отдель­ным обря­дом, ныне непо­сред­ственно пред­ше­ствует Кре­ще­нию. Все сим­во­ли­че­ские свя­щен­но­дей­ствия этого обряда имеют глу­бо­кое дей­ствен­ное зна­че­ние. Самые суще­ствен­ные из них: закли­на­ние сатаны, отре­че­ние от него, после­ду­ю­щий обет соче­таться Христу и, нако­нец, испо­ве­да­ние пра­во­слав­ной веры.

Под огла­ше­нием или катеху­ме­на­том в древ­ней Церкви пони­ма­лось нази­да­ние в вере хри­стиан, жела­ю­щих при­нять Кре­ще­ние и участ­во­вать в Евха­ри­стии. Жизнь древ­ней Церкви среди гоне­ний тре­бо­вала особой ответ­ствен­но­сти к при­ня­тию новых членов. Именно поэтому Таин­ству Кре­ще­ния пред­ше­ство­вало «огла­ше­ние словом истины», часто слу­жа­щее не только при­го­тов­ле­нием к кре­ще­нию и уча­стию в евха­ри­стии, но и при­го­тов­ле­нием к подвигу муче­ни­че­ства и испо­вед­ни­че­ства среди язы­че­ского мира. Уча­стие в огла­ше­нии («при­ня­тие в катеху­ме­нат») делало чело­века хри­сти­а­ни­ном.

«Таин­ство Кре­ще­ния, по запо­веди Спа­си­теля ( Мф.28:19 ), совер­ша­лось над всеми всту­па­ю­щими в Цер­ковь. Во вре­мена апо­столь­ские оно совер­ша­лось непо­сред­ственно после испо­ве­да­ния веры в Гос­пода Иисуса Христа уве­ро­вав­шими в Него и заяв­ле­ния жела­ния кре­ститься ( Деян.1:41, 8:37-38 ), без про­дол­жи­тель­ного при­го­тов­ле­ния. Но во 2 и 3 веках, ввиду многих не искренно при­ни­мав­ших хри­сти­ан­ство и отпа­дав­ших от него во время гоне­ний, Цер­ковь при­знала неудоб­ным совер­шать кре­ще­ние вслед за изъ­яв­ле­нием жела­ния при­нять хри­сти­ан­ство, и поэтому уста­но­вила опре­де­лен­ный поря­док испы­та­ния и при­го­тов­ле­ния уве­ро­вав­ших ко вступ­ле­нию в обще­ство хри­стиан. Такое пред­ва­ри­тель­ное испы­та­ние в искрен­но­сти наме­ре­ния всту­пить в Цер­ковь и при­го­тов­ле­ние к Кре­ще­нию полу­чило назва­ние огла­ше­ния. Выра­зив­шие жела­ние кре­ститься из иудеев или языч­ни­ков прежде всего отде­ля­лись от язы­че­ского или иудей­ского обще­ства и при­со­еди­ня­лись к обще­ству хри­стиан, причем им дава­лись новые имена святых и бла­го­че­сти­вых мужей вет­хо­за­вет­ной и ново­за­вет­ной Церкви, или назва­ния хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей; иногда отстав­ляли те же имена. Затем, начи­на­лось состо­я­ние огла­ше­ния, кото­рое про­дол­жа­лось от 40 дней до 3‑х лет, а иногда сокра­ща­лось до несколь­ких дней, вслед­ствие чрез­вы­чай­ных обсто­я­тельств, именно, во время гоне­ний, когда огла­ша­е­мые твер­дым испо­ве­да­нием веры дока­зы­вали уже свою готов­ность всту­пить в хри­сти­ан­ское обще­ство. Состо­я­ние огла­ше­ния со 2‑го и с 3‑го века раз­де­ля­лось на три сте­пени для про­хож­де­ния огла­шен­ными, почему они также раз­де­ля­лись на три класса. К пер­вому при­над­ле­жали слу­ша­ю­щие, ко вто­рому коле­но­пре­кло­нен­ные или огла­шен­ные в соб­ствен­ном смысле, и к тре­тьему – гото­вя­щи­еся к про­све­ще­нию (кре­ще­нию). Огла­шен­ные пер­вого класса допус­ка­лись только к слу­ша­нию св. Писа­ния, поуче­ний и молитв из при­твора, вто­рого – стояли вместе с вер­ными до вре­мени совер­ше­ния евха­ри­стии, после чего, став на колена и приняв бла­го­сло­ве­ние пред­сто­я­теля, выхо­дили из церкви; нако­нец, огла­шен­ные тре­тьего класса, всту­пав­шие в оное только на корот­кое время перед самым кре­ще­нием, постом и молит­вой при­го­тов­ля­лись к при­ня­тию кре­ще­ния и были науча­емы, как и что отве­чать при его совер­ше­нии. В тече­ние всего вре­мени огла­ше­ния их учили исти­нам хри­сти­ан­ской веры кто-либо из клира или бла­го­че­сти­вых мирян, по боль­шей части, те, кто обра­щал их в хри­сти­ан­ство. Обу­че­ние состо­яло в рас­кры­тии уве­ро­вав­шему всего домо­стро­и­тель­ства спа­се­ния рода чело­ве­че­ского в свете исто­рии Вет­хого и Нового Заве­тов».
Нико­лай Д. Таль­берг. Исто­рия Церкви. Часть 1.

«Вступ­ле­ние в хри­сти­ан­ство совер­ша­лось чрез два глав­ных акта – про­хож­де­ние катеху­ме­ната и при­нятие Таин­ства Кре­ще­ния. Катеху­ме­нат или огла­ше­ние – состоял из трех момен­тов: 1) засви­де­тель­ство­ва­ние, или заяв­ле­ние о своем жела­нии всту­пить в Хри­сти­ан­скую Цер­ковь пред епи­ско­пом или заме­ща­ю­щим его пре­сви­те­ром или диа­ко­ном, – пре­иму­ще­ственно, пред таким лицом, кото­рое имеет своею зада­чею именно поуче­ние всту­па­ю­щих в Цер­ковь, в при­сут­ствии других лиц. Затем сле­дует поуче­ние основ­ным исти­нам хри­сти­ан­ским – дог­ма­ти­че­ским и нрав­ствен­ным. 2) Тор­же­ствен­ное посвя­ще­ние чрез o’bsignatio, т.е. крест­ного зна­ме­ния на лбу и груди, как знака Хри­сто­вых стра­да­ний, как пред­ва­ри­тель­ного запе­чат­ле­ния хри­сти­ан­ского состо­я­ния. Поэтому в Апо­столь­ских Поста­нов­ле­ниях (3.17) назы­ва­ется σφραγις. Кроме того, воз­ла­га­ются руки, при чтении молитвы (Ср. Евсе­вий. De Vita Const. IV, 61; Апо­столь­ские Настав­ле­ния VII, 39). На Востоке еще был акт отре­че­ния (7‑ое пра­вило Кон­стан­ти­но­поль­ского Собора 381 г.) с дуно­ве­нием в лицо, уши, как при кре­ще­нии, а на Западе, по край­ней мере в Африке, пред­ло­же­ние освя­щен­ной соли, по ана­ло­гии с после­ду­ю­щей Евха­ри­стией. 3) 3‑ий момент состоял в изъ­яс­не­нии смысла полу­чен­ных знаков и был ана­ло­ги­чен или парал­ле­лен мис­та­го­ги­че­скому настав­ле­нию при таин­стве кре­ще­ния.
Сле­до­ва­тельно катеху­ме­нат (о катеху­ме­нате см. Бла­жен­ный Авгу­стин “De rudibus catechizandis” и Кирилла Иеру­са­лим­ского), как пред­ва­ри­тель­ное на­учение отно­си­тельно сущ­но­сти хри­сти­ан­ского учения и пред­ва­ри­тель­ное посвя­ще­ние, как бы в неко­то­рое отра­же­ние хри­сти­ан­ского таин­ства – нала­гал обя­зан­но­сти и давал неко­то­рые цер­ков­ные права. Огла­шен­ный мог и должен был при­сут­ство­вать в церкви до Евха­ри­стии и под­чи­няться пока­ян­ной дис­ци­плине. Затем сле­до­вал полный прием в хри­сти­ан­скую общину чрез таин­ство кре­ще­ния. Если огла­ше­ние имело зна­че­ние χριστιανους ποιειν, то кре­ще­ние было заклю­чи­тель­ным актом вве­де­ния в хри­сти­ан­скую общину».
Михаил Эмма­ну­и­ло­вич Поснов. Исто­рия Хри­сти­ан­ской Церкви

Источник

Об оглашении

От многих священников приходилось слышать, что в настоящее время совершение Таинства Крещения – это тяжкое испытание для совести. Священнослужители, искренне совершающие Таинство, крестить очень не любят, потому что, по их словам, ощущение такое, что крестишь «неодушевленный предмет»… Это бывает, когда совершают Крещение без подготовки, оглашения. При этом, священник испытывает угрызения совести от того, что дает крещаемому человеку «санкцию», чтобы жить так, как он жил и раньше, не будучи крещеным, то есть совершая прежние грехи…

Что значит оглашение в церкви

На данном этапе развития общества нельзя не отметить явные положительные тенденции, касающиеся положения и роли Церкви в обществе: восстанавливаются и строятся храмы, все больше и больше людей приходят к осознанию значения православной веры в жизни народа, широкое распространение получают просветительские и социальные инициативы Церкви.

Однако, для того, чтобы данные тенденции развились в полной мере и произвели наиболее благотворный эффект, представляется необходимым уделить особое внимание решению некоторых насущных вопросов, как внутрицерковной жизни, так и взаимодействия с внешним миром.

Одна из важнейших проблем современной внутрицерковной жизни – ее обмiрщение. Обмiрщение заключается в том, что религиозная по внешним проявлениям, деятельность современных христиан (как священнослужителей, так и мирян), очень часто бывает мотивирована нерелигиозными запросами. Активная социальная работа приходов и монастырей является безусловным социальным благом, однако внешняя деятельность должна находиться в неразрывной связи с решением духовных проблем и служить восстановлению союза душ человеческих с Богом.

Примером обмiрщения церковной жизни, влияющим на духовное состояние христиан, может послужить состояние христианской общины. Сложно переоценить значение данного аспекта церковной жизни, поскольку состояние общины фактически отражается как на взаимоотношениях Церкви с внешним миром, так и на духовном состоянии священников и постоянных прихожан. При этом, отсутствие системной работы по возрождению традиционной общины, привело к появлению ряда нежелательных явлений.

В приходской жизни – это:

1. Восприятие некоторыми прихожанами прихода как организации, оказывающей религиозные услуги, удовлетворяющей только личные религиозные (или интеллектуальные и эстетические) запросы человека-потребителя.

2. Отсутствие подлинного единства и взаимопонимания как между священниками и паствой, так и между прихожанами.

3. Отсутствие постоянной привязанности прихожан к приходу, частые переходы из храма в храм, от священника к священнику.

4. Неспособность большей части прихожан отозваться на призыв священника и предпринять значимое совместное мероприятие.

5. Недостаточная приходская забота о пожилых, необеспеченных, многодетных и т. п. прихожанах.

6. Миссионерская слабость приходов, в силу которой приходская среда не только не привлекает, но, зачастую, и отталкивает стремящихся ко Христу людей.

7. Отсутствие понимания обязательности изучения Священного Писания и Предания Церкви под руководством священников. Многие прихожане имеют о православной вере поверхностные и часто сомнительные представления; нередко, священникам доводится сталкиваться и с приходскими суевериями.

8. Недостаточное внимание священнослужителей к духовным проблемам прихожан.

Наибольшую обеспокоенность вызывает то, что подобные явления в приходской христианской общине – это яркое проявление утраты современными христианами сознания своего экклезиологического единства, преемственности духовного опыта и понимания основ правильной духовной жизни.

В духовной жизни – это:

1. Утрата Христоцентричности духовной жизни.

2. Ослабление евхаристической напряженности жизни и глубокого понимания значимости евхаристии для христианина.

3. Несознательность по отношению к духовным предметам.

4. Невнимательность в келейной молитве и на общественном богослужении.

5. Отсутствие у многих прихожан подлинного деятельного покаяния, стремления исправить, искупить каждый грех противоположными делами (Лк. 19,8), коснение в грехе.

6. Отсутствие глубокого познания своей немощи.

7. Забвение умного делания: бессистемность в борьбе со страстями, неправильная расстановка духовных приоритетов, непостоянство в добродетелях.

8. Отсутствие плодов духовной жизни, таких как любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание и т. д. (Гал. 5,22-26)

Как уже указывалось, неблагоприятная духовная обстановка в приходской среде осложняет и церковные отношения с внешним миром.

Во взаимоотношениях со светскими людьми это проявляется в следующем:

1. Непризнание вероучительного и нравоучительного авторитета священнослужителей подавляющим большинством населения.

2. Отношение к священнику как к администратору, начальнику прихода; отношение к храму как к организации, предоставляющей специфические услуги за деньги.

3. Обвинения священнослужителей в стяжательстве и других грехах.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что одной из важнейших причин обмiрщения церковной жизни является чрезвычайная открытость таинственной жизни Церкви, отсутствие заметной разницы в доступе к церковным таинствам для людей, состоящих в постоянном молитвенно-евхаристическом общении с Церковью и чуждающихся такового. Человеку свойственно меньше ценить то, что дается ему легко. Поэтому чрезмерная открытость негативно влияет как на тех, кто уже пришел в Церковь, так и на внешних людей. Из церковного обихода фактически ушли такие понятия, как «ВЕРНЫЕ», «ОТПАВШИЕ», «ОГЛАШЕННЫЕ». Современным сознанием все, принадлежащие по рождению к русской культуре, воспринимаются как «верные», независимо от реального отношения к Церкви. Для указания некоторой разницы между христианами по именованию и по образу жизни вводится неудачное понятие «воцерковленный». Понятия «воцерковленный» и «невоцерковленный» имеют следующие недостатки:

1. Они морально равнозначны и не показывают гибельность отпадения от церковного единства;

2. Они не требуют ответственности в отношении к Церкви;

3. Они способствуют размыванию границ между церковной средой и мiром, так как дают возможность невоцерковленному человеку считать себя православным.

Создание в приходе благоприятной для духовной жизни среды крайне затруднительно без введения четких границ между приходской общиной и мiром. Границы необходимы как для поднятия ценности статуса крещеного человека во внешнем мире, так и для укрепления ответственности уже крещеных людей.

Будучи ответственными за души овец Христовых, мы не можем не заботиться о формировании духовно здоровой православной общины, устроенной не только на началах братской любви и взаимной заботы, но и на знании веры и желании жить по вере. Непременным условием возрождения и укрепления духовной жизни является системная работа с людьми, желающими принять Святое Крещение. Человек, который входит в веру постепенно и сознательно, обращается к Богу не из чистой формальности, но на основе перерождения души. Человек, который осознает сверхценность Таинства, не вернется в мiр, словно ничего не изменилось, но станет постоянным прихожанином и активным членом общины.

Поэтому практика обязательной катехизации готовящихся к принятию таинств Крещения и Венчания является чрезвычайно действенным ресурсом современной миссионерской работы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КАТЕХИЗАЦИИ

Катехизация – слово, происходящее от греческого «катехизо», то есть – «обучаю». Исторически, в христианском мире под этим подразумевается обучение основам христианской веры и вероучения Церкви.

Казалось бы, вопрос о целях и задачах катехизации ясен сам по себе, и не имеет смысла констатировать очевидные вещи. Однако, на деле, ситуация оказывается иной. Разное понимание концептуальных моментов катехизаторской деятельности становится первой причиной практических затруднений. Для того чтобы подтвердить свою мысль, приведу пример. На прошедших Рождественских Чтениях, на секции, посвященной вопросам катехизации, один московский протоиерей высказался по поводу рабочих мест для катехизаторов в приходах. Он сказал, что ему в приходе нужен такой катехизатор, который сможет организовать детский праздник, паломническую поездку. И для обучения катехизаторов, он предложил привлекать людей из академии народного хозяйства, из института культуры.

На самом деле, если посмотреть, например, в любую серьезную монографию по истории катехизации, то мы увидим, что там нет ни слова об организации детских праздников и паломнических поездок. Почему? Потому что Церковь никогда не воспринимала катехизацию как культурно-просветительскую работу. Катехизация – это начальное душепопечение, это формирование базовых духовных установок. И готовить катехизаторов должны духовники, а не дяди и тети из академии народного хозяйства и института культуры. Нужно четко проводить эту границу: детские утренники – это организация досуга, а катехизация – это серьезная духовническая работа. К сожалению, сегодня мы еще не всегда находим в себе силы уйти от советской, секулярной методики работы с людьми. Но мы должны усвоить, что у Церкви другие цели и задачи, а также соответствующие им методы работы. Для того, чтобы перейти к изложению целей и задач катехизации, я хотел бы привести слова свт. Кирилла Иерусалимского: «Советую же тебе … не почитай сих поучений обыкновенными беседами. … Представь, что время садить дерева: ежели не вскопаем земли и их не посадим; то в какое другое время хорошо может быть посажено, что сперва посажено худо?».

ЦЕЛЬЮ катехизации, то есть начального приходского душепопечения, является введение обращающихся к Богу людей в сознательную церковную жизнь, признаками которой являются деятельное стремление человека спастись во Христе и осознание церковного единства всех верующих. Иначе можно сказать, что целью катехизации является укоренение новообращенных в Священном Предании Церкви. Основанием катехизации являются слова Спасителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Священное Предание – это непрерывное, практически переживаемое действие Св. Духа в Церкви. Приобщение к этому действию осуществляется, согласно словам Спасителя, во-первых, через научение вере, во-вторых, через участие в Таинствах, а, в третьих, через приобщение к полноте жизни в Церкви. Все эти составляющие одинаково равноценны, и ни одной из них нельзя пренебречь.

Реализация данной цели должна осуществляться на уровне жизни каждой приходской общины, потому что только в условиях христианской общины возможно укоренение в Священном Предании. При этом, в силу специфики задач и условий работы с новообращенными, целесообразно разделить катехизацию на два этапа: предкрещальный и посткрещальный.

Базовые задачи предкрещальной катехизации можно представить в их фактической последовательности.

1. Первая задача – встретить человека на пороге Церкви. Это очень важный этап, который в практике древней Церкви включал в себя такие аспекты, как обязательное подробное знакомство с человеком, за которым иногда следовало испытание благонадежности будущего христианина (нужно было предоставить христианина-поручителя) и его готовности участвовать в делах милосердия; к этому же этапу относилась и запись имени в специальные списки, посвящение в звание христианина, здесь уже

начиналась молитва Церкви за новообращенного. Именно на этом этапе происходило соотнесение целей и задач, которые имеет обратившийся в христианскую общину, с теми задачами, которые решает Церковь. Здесь уже четко определялся статус новообращенного: говоря современным языком, его права и обязанности по отношению к Церкви. Нужно отметить, что древний мир не знал принципа «заочной религиозности», господствующего в настоящее время. Поэтому обращение в христианскую общину уже означало, что человек готов выделять в своей жизни конкретное время, достаточное для выполнения христианских обязанностей, и на данном этапе начиналось их практическое освоение.

Сегодня задача встречи людей решается очень слабо. Причина слабости мне видится в отсутствии системного подхода к духовному окормлению новоначальных. Как один из возможных путей решения проблемы встречи человека в храме, можно предложить питерскую практику приходского консультирования. Сейчас Отдел катехизации Санкт-Петербургской епархии уже выпустил фильм и методичку о своей работе и готовит к выпуску вторую методичку. Приходское консультирование – это благотворительная деятельность мирян, которые, в дни большого стечения людей в храмах, помогают тем, кто делает первые шаги в Церкви, решить простейшие вопросы. В Обнинске и в Калуге такое служение вполне способны понести учащиеся и выпускники вечерних богословских курсов.

2. Предкрещальная катехизация должна с необходимостью решать и задачу научения новообращенного основам веры. Данная задача и дала название системе воцерковления: «катехизация» – устное наставление в вере. В древности изложение веры происходило обычно системно, последовательно. Содержание бесед примерно соотносилось с Символом Веры, вместе с истинами которого изучали содержание Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Однако, стоит отметить, что, несмотря на ключевое значение изучения веры, ни в коем случае нельзя сводить катехизацию к формальному прочитыванию лекций. Система лекций или даже бесед далеко не самодостаточна.

В отношении системы обучения истинам веры, можно сделать еще дополнение о том, что, согласно 46 правилу Лаодикийского Собора, необходимо не только обучение, но и тщательная проверка усвоения знаний о вере оглашенными. Анализ современных систем катехизации показывает, что, при раскрытии вероучения Церкви, наибольшее внимание следует уделять следующим темам: а) О Боге и о вере, б) понятие греха, в) О Христе и его заповедях, г) О Церкви, Таинствах и молитве. Оптимальная продолжительность бесед – не менее месяца (один раз в неделю).

3. Параллельно с наставлением в вере, должна решаться еще одна задача: формирование правильной мотивации религиозной деятельности. Примером решения этой задачи могут служить слова свт. Кирилла Иерусалимского, который, среди прочих неверных мотивов, упоминает и наиболее распространенные бытовые: «Можно прийти сюда и по другому побуждению; мужу можно придти для угождения жене, и обратно – то же можно сказать и о женах. Часто раб приходом хотел угодить господину, приятель-приятелю. Я бросаю уду, и уловляю тебя, хотя с худым намерением пришедшего, но благою надеждою спасаемого. Может быть, ты не знал, куда идешь, и какою сетью уловляешься.[…] Не убегай: ибо ловит тебя Иисус не для того, чтоб умертвить; но чтоб умертвивши оживить. […] Умри греху и живи правде; от нынешнего дня живи для нее». Согласно канонам Церкви, мотивы принятия Крещения должны быть верными и предельно чистыми. Неверная мотивация принятия Крещения, при невызревшем состоянии души, делает ущербной и всю последующую духовную жизнь. Это видно из 12 правила Неокесарийского Собора. Оно запрещает рукополагать в священный сан того, кто был крещен в болезни. Эта истина подтверждается и нашей повседневной жизнью и огромным количеством людей, которые отпадают от благодатного единства с Церковью сразу после Крещения. Если в древности, приходя в Церковь, человек чаще всего искал спасения, исправления жизни, то сегодня ситуация противоположная. В сознании людей укоренено языческо-магическое представление о Крещении как о средстве решения земных проблем. Абсолютно утеряна связь между Крещением и моментом обращения человека к вере. Обращение к вере начинается после каких-то особых жизненных потрясений, отстоящих от Крещения на десятки лет. Задача современной системы оглашения – привести в соответствие время подлинного обращения души к Богу, и время Крещения. Решение этой задачи становится возможным по мере развития практики катехизации в связи с общинной жизнью в приходах. То есть, введение качественной катехизации для нас ставит вопрос организации приходской жизни в соответствии с общинными принципами.

4. В задачи предкрещальной катехизации входит и приучение новообращенных к постоянному посещению богослужения, к личной молитве и достаточно продолжительному посту. 7 правило II Вселенского Собора предписывает заставлять оглашенных пребывать в храме и слушать поучения. Оглашенным вменялось в обязанность присутствие на богослужении, кроме Литургии верных: «Ибо не для стен диакон возглашает: «Помолимся об оглашенных»«, – говорит свт. Иоанн Златоуст. Уже свщмч. Иустин Философ упоминает о том, что кроме научения вере, ко Крещению готовили постом и молитвою. Приучение к посту и богослужению у современных катехизаторов происходит по-разному. В некоторых случаях этого не требуют. В приходе прот. Дмитрия Смирнова, например, посещение богослужения обязательно. Мы в Обнинске рекомендуем, но не имеем возможности требовать и контролировать. Наиболее успешно данная задача решается при наличии хороших восприемников, которые приводят новоначальных за руку на богослужение и на Исповедь (если они уже крещены).

5. Необходимо также уделять должное внимание задаче воспитания покаянного настроя, подготовки к исповеданию грехов, которое должно подвести итог прежней нехристианской жизни. Практика исповедания грехов перед Крещением не была в древней Церкви общепринятой. Однако, на ее важность указывает, например, митрополит Иерофей (Влахос), опираясь на свт. Кирилла Иерусалимского и другие источники. Здесь же стоит отметить, что от оглашенных требовали оставления работы, которая была несовместима с христианскими представлениями о нравственности.

Воспитание покаянного настроя является одной из важнейших задач в современной системе оглашения. Практика применения ряда огласительных систем показывает, что опыт первого исповедания грехов перед Крещением чрезвычайно важен для последующей духовной жизни. Если об обязательном посте и посещении богослужения мы в современной ситуации еще не можем говорить, то об обязательной Исповеди говорить необходимо. Этот вопрос не менее важен, чем обязательная исповедь перед Причастием. Если мы от своих прихожан требуем Исповеди перед Причастием и видим в этом пользу, то, тем более, полезно приобрести опыт исповедания грехов тем, кто только начинает жизнь в Церкви. Кроме того, Исповедь перед Крещением позволяет правильно сориентировать человека и выяснить: не страдает ли человек от смертных грехов; например, не живет ли в «гражданском» браке.

6. С предыдущей задачей тесно связана необходимость очистить ум новообращенных от суеверий. Об этом говорит свт. Иоанн Златоуст в огласительных поучениях. Причем данная задача является отдельной, в виду важности проблемы и устойчивости суеверий в умах людей.

7. Решение вышеперечисленных задач связано с необходимостью выдержать время. Поэтому важной задачей системы катехизации всегда было создание пограничной зоны адаптации между миром и Церковью. Пребывание в зоне адаптации позволяло выдержать время для обдумывания столь важного шага, как принятие Крещения. Кроме того, катехизация позволяет человеку органично войти в жизнь Церкви и найти в ней свое место.

8. Последнюю задачу, которую мне бы хотелось отметить, – это оказание молитвенной помощи оглашенным. О молитвенной заботе об оглашенных говорят уже Дидахе и св. Иустин Философ.

Таковы задачи, имеющие обоснование в историческом опыте Церкви, которые можно признать базовыми для огласительной системы. Однако, работа с новоначальными не может прекратиться с принятием ими Крещения: задачи, поставленные на этапе предкрещальной катехизации, практически невозможно реализовать в полной мере за тот срок, который отводится для подготовки к Таинству. Таким образом, необходимость посткрещальной катехизации становится очевидной.

В задачи второго этапа катехизации входит:

1. Раскрыть величие христианского звания во всей его полноте;

2. Более глубоко раскрыть учение о Таинствах;

3. Предостеречь от греха, показать опасность и крайний вред от греха, совершенного после приобщения к благодати в Крещении;

4. Внушить необходимость взаимной заботы о спасении братьев-христиан;

5. Дать конкретные рекомендации, касающиеся повседневного образа жизни христиан (И.Зл. стр. 236).

Говоря о целях и задачах катехизации, нельзя не коснуться вопроса об условиях ее успешного осуществления. Важнейшими условиями эффективной организации катехизаторской деятельности являются систематизация и централизация. Сегодня в межприходской среде пока еще наблюдается тенденция к решению вопросов миссии и катехизации собственными силами. Приходы предпочитают сами вести оглашение, издавать собственные газеты и приходские листки. Однако, опыт показывает, что редко у какого прихода получается и в деле оглашения, и в издании газет, организации сайтов преодолеть кустарный уровень работы. Поэтому необходимо говорить об объединении межприходских усилий. Только таким образом мы сможем поставить миссионерскую и катехизаторскую деятельность на должный уровень.

И, в заключение, мне хотелось бы отметить, что иногда в адрес священносужителей, развивающих огласительную работу в приходах слышны голоса в защиту тех, кто не желает готовиться к Крещению. Нам говорят, что, побуждая людей к катехизации, мы можем погасить в них тягу к Церкви, которая подобна «курящемуся льну» (Мф. 12,20). Хочется отметить, что задача сегодняшней системы – не угасить курящегося льна, а поддержать его, не отсеять большую часть, а вобрать и обработать большую часть хотя бы по минимуму. Именно так мы можем сейчас выполнить заповедь любви к ближнему – встретив его, потратив на него время и силы, прожив с человеком часть его жизни так, чтобы он уже не мыслил жизни вне Церкви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *