Что значит одномандатный кандидат в депутаты

Одномандатный округ – понятие, структура и формирование

Что значит одномандатный кандидат в депутаты

Большинство граждан абсолютно далеки от политики. В выборах участия не принимают, а если, по каким-то причинам, и посещают данное мероприятие, то делают это, особо не вникая в тонкости выборного механизма. Если поинтересоваться, что такое одномандатный округ, большая часть населения даже затруднится дать определение.

Давайте ликвидируем пробел во владении политической терминологией, и попробуем разъяснить значение этого термина простыми словами.

Одномандатный округ – определение термина

Первое, что следует сделать на пути освоения данного термина – ознакомиться с официальной его формулировкой. В законе о выборах четко и недвусмысленно прописано, что одномандатным округом является территориальное образование, от которого, по результатам выборов, из множества кандидатов в коллегиальный орган, будет выбран только один.

Подобный алгоритм выборов можно считать универсальным. Теоретически и практически он может быть использован в различных избирательных системах:

Термин – одномандатный округ, встречается в законах и прочих законодательных документах, определяющих и регулирующих процесс выборов (акт волеизлияния населения в целом, и его отдельных групп, в частности).

Уточним – процесс образования округов и специфика их деятельности, определяется актами. Процесс выборов в органы самоуправления – законами.

Метод формирования округов

Формированием округов занимается ЦИК. Члены комиссии создают специальные списки с перечислением округов. Данный процесс реализуется в строго очерченных законом рамках, с неукоснительным соблюдением обозначенных ранее условий. Основным требованием при формировании округа, является равное, либо, приближенное к равному, количество избирателей. Это делается для того, чтобы всем кандидатам были созданы одинаковые условия, обеспечивающие честные выборы.

Что значит одномандатный кандидат в депутаты

Использование вышеописанной методики, позволяет уравнять степень участия граждан в политических процессах, протекающих внутри государства. Несоблюдение вышеописанного условия, грозит появлением диспропорциональности гражданских прав избирателей.

Почему так? Рассмотрим пример:

Одномандатный избирательный округ, созданный для выборов в Государственную Думу, в обязательном порядке, должен объединять некоторое количество граждан, являющихся избирателями. Если не соблюдать данное правило, получится, что один депутат будет представлять в Думе 200 граждан, а другой, несколько тысяч. Логично допустить, что при в таком перекосе, права части населения, по факту, будут ущемлены.

Закон ограничивает отклонения от утверждённого среднего количества граждан, участников выборов. Для обычных районов, допустимое отклонение составляет – 10%, для труднодоступных – 15%.

Дополнительные условия формирования округов

Выше, мы рассмотрели главные требования, которые обязательно реализуются в процессе формирования округов. Перейдем к дополнительным. В один округ, по закону, не могут входить гражданине, зарегистрированные в разных субъектах Федерации. В каждом, должен быть сформирован отдельный округ.

Для территорий, отделённых от субъектов, являющихся, по определению, анклавами, прописаны другие правила. Для них, в порядке исключения, формируется округ, в который входят сопредельные территории (деревни и другие мелкие населенные пункты). В один округ не могут быть объединены населенные пункты, между которыми находится территория, прикрепленная к другому округу.

Опыт показал, чтобы выдержать количественные пропорции, проще всего, формировать округ с привязкой к административно-территориальным объектам.

Порядок утверждения схемы округов

В Пошаговом схематичном представлении содержание схемы и порядок ее утверждения выглядят таким образом:

В содержании готовой схемы в обязательном порядке должны быть указаны:

Также, в документе должен быть указан адрес избиркома и количество граждан, имеющих право участвовать в голосовании.

Формирование схемы при наступлении исключительных условий

Как будут проводиться выборы если Дума, до момента обнародования схемы округов, была распущена?

В этом случае право принятия решения переходит к ЦИК. Законом предусмотрено два пути формирования и утверждения схемы:

О принятии того или иного решения ЦИК должен объявить не позднее чем через 10 дней, после перехода полномочий по формированию и утверждению схемы к данному органу.

Что значит одномандатный кандидат в депутаты

Если планируется досрочное проведение выборов, решение должно быть обнародованы не позднее чем за 75 дней до момента сложения полномочий действующим органом.

Прочая информация, касающаяся проведения выборов

Процедура выборов кандидатов в депутаты по одномандатному округу, осуществляется методом обычного голосования. Избирателю на руки вручается бюллетень, в котором он своей рукой должен обозначить выбранного кандидата. Разумный подход к выборам предполагает знакомство избирателей с кандидатами до момента непосредственно выборов.

Что значит одномандатный кандидат в депутаты

Если избиратель в бюллетене обозначает более одного кандидата, такой бюллетень считается недействительным. В данном случае, выбор избирателя учитываться не будет.

Депутатом назначается кандидат, получивший большее количество голосов.

Источник

Статья 38. Выдвижение кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам

Статья 38. Выдвижение кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам

1. Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным объединением принимается тайным голосованием на съезде (конференции) избирательного объединения.

2. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в одном одномандатном избирательном округе не более одного кандидата.

3. Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам на повторных и дополнительных выборах после официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов может быть принято постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения, если это не запрещено уставом соответствующего политического общественного объединения.

4. При выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным блоком кандидатуры выдвигаются тайным голосованием на съезде (конференции) каждого из избирательных объединений, входящих в избирательный блок. Съезд (конференция) избирательного объединения утверждает также представителей, уполномоченных принять решение о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, вошедших в этот избирательный блок. Решение о выдвижении списка кандидатов от избирательного блока принимается на указанном съезде (конференции) представителей избирательных объединений.

5. Выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным объединением, избирательным блоком может производиться после официального опубликования утвержденной федеральным законом схемы одномандатных избирательных округов, но не ранее дня официального опубликования решения о назначении выборов.

6. В случае роспуска Государственной Думы выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным объединением, избирательным блоком может производиться с момента официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 5 статьи 5 настоящего Федерального закона.

7. Если схема одномандатных избирательных округов не утверждена в срок, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательным объединением, избирательным блоком может производиться не ранее чем за 90 дней до дня голосования.

8. Решение съезда (конференции) избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:

а) число зарегистрированных участников съезда (конференции);

б) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения, соглашением о создании избирательного блока;

в) решение о выдвижении кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам);

г) дата принятия решения.

11. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения, политических общественных объединений, вошедших в избирательный блок.

Источник

Статья 36. Выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам

Информация об изменениях:

Законом Новосибирской области от 8 июля 2010 г. N 516-ОЗ в статью 36 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов в органы местного самоуправления, назначенных после 6 июля 2010 года

Статья 36. Выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам

1. Выдвижение кандидатов избирательным объединением по одномандатным избирательным округам осуществляется списком. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.

Выдвижение кандидатов избирательным объединением по многомандатным избирательным округам осуществляется списком. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе.

Избирательное объединение вправе выдвигать кандидатов, не являющихся членами данного избирательного объединения. Политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.

2. Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом о политических партиях. Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

Информация об изменениях:

Законом Новосибирской области от 3 декабря 2009 г. N 437-ОЗ в часть 3 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

3. Решение о выдвижении кандидата, принятое в соответствии с частью 2 настоящей статьи, оформляется протоколом, в котором должны быть указаны:

1) число зарегистрированных делегатов, присутствовавших на съезде политической партии, конференции ее регионального отделения, либо участников соответственно общего собрания регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии, участников общего собрания общественного объединения;

2) число делегатов, присутствовавших на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения, либо участников соответственно общего собрания регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии, участников общего собрания общественного объединения, необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов;

3) решение о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и итоги голосования по этому решению;

4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения;

5) дата принятия решения.

4. Список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен содержать номер избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам заверяется подписью руководителя соответствующего избирательного объединения, а также печатью соответствующего избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

6. В случаях, указанных в части 5 настоящей статьи, кандидат, выдвинутый избирательным объединением, подает в избирательную комиссию муниципального образования и в соответствующую окружную избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Мандаты и списки: что значат «страшные» слова про выборы

Что значит одномандатный кандидат в депутаты

Обозреватель, Политика, 8:03, 12.07.2021

Что значит одномандатный кандидат в депутаты

За непонятными специальными выражениями чаще всего кроются не слишком сложные правила участия в избирательных кампаниях

Обычно выборы – захватывающее действо с внутренней драматургией, выпадами кандидатов в адрес друг друга, борьбой за голоса, «плюшками» для избирателей и так далее. Однако часто они сопровождаются «страшными» словами вроде «одномандатный округ», «партийные списки» и другими. Они не только не разжигают интерес людей к избирательной кампании, в которой они, вообще-то, главные герои, а, напротив, отбивают его напрочь. В преддверии 19 сентября, когда в стране и крае пройдут масштабные парламентские выборы, «Толк» объясняет, что кроется за непонятными терминами и как в них ориентироваться.

Каких депутатов выбираем 19 сентября?

Депутаты, как и вся система власти, бывают трех уровней.

Что такое одномандатный округ?

Это территория, на которой разыгрывается один мандат, то есть ее в парламенте будет представлять только один депутат.

Округа «нарезает» избирком исходя из численности избирателей, которых должно быть примерно одинаковое число на каждом. Например, для выборов в Госдуму страну поделили на 225 округов (только половина депутатов из 450 избирается по округам).

Ректора алтайского политеха на выборах заменит единоросс Мордовин

В региональном отделении партии власти говорят о том, что замена связана с большим объемом предвыборной работы на округе

В каждом – плюс-минус равное число избирателей с учетом географических особенностей и деления на регионы (в среднем от 400 до 650 тыс.). Например, в Алтайском крае таких округов вышло четыре, а в соседней Республике Алтай – только один.

На каждом округе сражаются представители разных партий и те, кто выдвинул свою кандидатуру сам (их называют самовыдвиженцами). Побеждает тот, кто получит наибольшее число голосов.

То есть наш регион будут в Госдуме представлять минимум четыре депутата.

Такая же схема действует и на выборах в АКЗС. Территорию края поделили на 34 округа. Некоторые объединяют по несколько районов, а некоторые «захватывают» только часть городов. Опять же главное мерило – численность избирателей.

Что такое партийные списки кандидатов?

Другая половина депутатов и в Госдуму, и в АКЗС избирается как раз по таким спискам.

Суть в том, что избиратель может проголосовать не просто за конкретного кандидата, который предлагает довериться его имени, личным качествам и т.д., но и за партию, то есть за определенную идеологию и систему политических взглядов. А партия уже сама определяет, кого направить в парламент. То есть избиратель доверяет партии в выборе конкретных ее представителей.

И это не игра вслепую, как может показаться. Каждая допущенная к выборам партия составляет список кандидатов. Есть, как правило, так называемая первая тройка/пятерка – это лидеры, которые ведут за собой партию и имеют наибольшие шансы избраться.

Также партия уже сама делит территорию на округа и в каждом создает свой список – территориальную группу.

Спикер АКЗС заявил о задумках, о которых еще не знает вице-премьер правительства

Председатель парламента Алтайского края считает, что региональному заксобранию можно добавить дополнительных полномочий

Например, «Единая Россия» на выборах в Госдуму объединила в один округ Алтайский край и Республику Алтай. И для этой территории сформировала свой список кандидатов.

На региональных выборах партийные округа чаще всего совпадают с одномандатными, это удобнее.

Избиратель, ставя галочку напротив партии, автоматически голосует за предложенный список кандидатов.

С определением победителей тут сложнее, чем на округах. Во-первых, имеет значение, сколько партия набрала в целом, – от этого зависит, сколько мандатов она получит всего. Если грубо, то кресла распределяются между партиями, набравшими более 5% голосов, пропорционально полученному результату.

После этого уже сами партии смотрят, какие территориальные группы набрали больше всего, и, как правило, лидеры этих списков проходят в парламент.

Что такое представительный орган?

Это и есть парламент – орган власти, который представляет интересы избирателей.

У парламента две функции – законодательная и представительная. Разрабатывая и принимая законы, депутаты формируют условия и правила жизни населения. А представляя граждан разных территорий – отстаивают их интересы.

Чем отличается выдвинутый кандидат от зарегистрированного?

Каждая партия, выдвинувшая своих кандидатов, подает необходимый пакет документов в избирательную комиссию. Также может сделать и самовыдвиженец. Если эта процедура соблюдена и избирательная комиссия документы приняла, кандидат получает статус выдвинутого.

Сильный пол и женский пул: кто будет сражаться за места в Госдуму на Алтае

Самым конкурентным из четырех думских округов станет Рубцовский, где с выборов снялся главный фаворит от «Единой России» Виктор Зобнев

Однако с этого момента все только начинается. Например, партии, которые не получили право регистрации без сбора подписей (это, как правило, небольшие непарламентские партии), а также самовыдвиженцы должны собрать необходимое число подписей в свою поддержку. А требования к ним суровые, и на этапе проверки многие отсеиваются.

Но даже те, кто избавлен от сбора подписей, должны пройти через проверку документов, соответствия всем требованиям.

И только после того, как кандидатов исследуют и не найдут в них «изъянов», их регистрируют. После этого кандидат уже полноправный участник выборов.

Как узнать «своих» кандидатов?

Во-первых, самые активные из них будут вести агитацию – проводить встречи, заваливать газетами, брошюрами, «мелькать» на билбордах или на телеэкранах. К этой избирательной кампании некоторые из них освоили соцсети, и там тоже могут появиться.

Во-вторых, есть сайт Алтайкрайизбиркома, на котором выдвинувшихся и зарегистрированных кандидатов можно будет посмотреть.

В-третьих, их список с описанием каждого будет вывешен на избирательном участке.

Более четверти депутатов гордумы Барнаула могут уйти на повышение в сентябре

Самый большой пул депутатов может покинуть фракцию «Единая Россия», от которой в выборах в Госдуму и краевое заксобрание будут участвовать 10 человек

Источник

Статья 36. Выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам

Статья 36. Выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам

1. Выдвижение кандидатов избирательным объединением по одномандатным избирательным округам осуществляется списком. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.

Выдвижение кандидатов избирательным объединением по многомандатным избирательным округам осуществляется списком. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе.

Избирательное объединение вправе выдвигать кандидатов, не являющихся членами данного избирательного объединения. Политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.

2. Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом о политических партиях. Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

Информация об изменениях:

Законом Новосибирской области от 18 декабря 2014 г. N 497-ОЗ в часть 3 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

3. Решение о выдвижении кандидата, принятое в соответствии с частью 2 настоящей статьи, оформляется протоколом (выпиской из протокола), в котором должны быть указаны:

1) число зарегистрированных делегатов, присутствовавших на съезде политической партии, конференции ее регионального отделения, либо участников соответственно общего собрания регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии, участников общего собрания общественного объединения;

2) число делегатов, присутствовавших на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения, либо участников соответственно общего собрания регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии, участников общего собрания общественного объединения, необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов;

3) решение о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и итоги голосования по этому решению;

4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, в котором должны быть указаны сведения, предусмотренные частью 2 статьи 33 настоящего Закона;

5) дата принятия решения.

Информация об изменениях:

Законом Новосибирской области от 18 декабря 2014 г. N 497-ОЗ в часть 3.1 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

3.1. В случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии решение о выдвижении кандидата, принятое коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения в соответствии с пунктом 3.1 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях», оформляется протоколом (выпиской из протокола), в котором должны быть указаны:

1) число членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии или ее регионального отделения, присутствовавших на заседании коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии или ее регионального отделения;

2) число членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии или ее регионального отделения, присутствовавших на заседании коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии или ее регионального отделения, необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов;

3) решение о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и итоги голосования по этому решению;

4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, в котором должны быть указаны сведения, предусмотренные частью 2 статьи 33 настоящего Закона;

5) дата принятия решения.

4. Список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам должен содержать номер избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам заверяется подписью руководителя соответствующего избирательного объединения, а также печатью соответствующего избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

Информация об изменениях:

Законом Новосибирской области от 28 мая 2015 г. N 555-ОЗ в часть 5 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

Информация об изменениях:

Законом Новосибирской области от 18 декабря 2014 г. N 497-ОЗ в часть 6 статьи 36 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного Закона

6. В случаях, указанных в части 5 настоящей статьи, кандидат, выдвинутый избирательным объединением, подает в избирательную комиссию муниципального образования заявление о согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *