Что значит одномандатный и многомандатный
Мандаты и списки: что значат «страшные» слова про выборы
Обозреватель, Политика, 8:03, 12.07.2021
За непонятными специальными выражениями чаще всего кроются не слишком сложные правила участия в избирательных кампаниях
Обычно выборы – захватывающее действо с внутренней драматургией, выпадами кандидатов в адрес друг друга, борьбой за голоса, «плюшками» для избирателей и так далее. Однако часто они сопровождаются «страшными» словами вроде «одномандатный округ», «партийные списки» и другими. Они не только не разжигают интерес людей к избирательной кампании, в которой они, вообще-то, главные герои, а, напротив, отбивают его напрочь. В преддверии 19 сентября, когда в стране и крае пройдут масштабные парламентские выборы, «Толк» объясняет, что кроется за непонятными терминами и как в них ориентироваться.
Каких депутатов выбираем 19 сентября?
Депутаты, как и вся система власти, бывают трех уровней.
Что такое одномандатный округ?
Это территория, на которой разыгрывается один мандат, то есть ее в парламенте будет представлять только один депутат.
Округа «нарезает» избирком исходя из численности избирателей, которых должно быть примерно одинаковое число на каждом. Например, для выборов в Госдуму страну поделили на 225 округов (только половина депутатов из 450 избирается по округам).
Ректора алтайского политеха на выборах заменит единоросс Мордовин
В региональном отделении партии власти говорят о том, что замена связана с большим объемом предвыборной работы на округе
В каждом – плюс-минус равное число избирателей с учетом географических особенностей и деления на регионы (в среднем от 400 до 650 тыс.). Например, в Алтайском крае таких округов вышло четыре, а в соседней Республике Алтай – только один.
На каждом округе сражаются представители разных партий и те, кто выдвинул свою кандидатуру сам (их называют самовыдвиженцами). Побеждает тот, кто получит наибольшее число голосов.
То есть наш регион будут в Госдуме представлять минимум четыре депутата.
Такая же схема действует и на выборах в АКЗС. Территорию края поделили на 34 округа. Некоторые объединяют по несколько районов, а некоторые «захватывают» только часть городов. Опять же главное мерило – численность избирателей.
Что такое партийные списки кандидатов?
Другая половина депутатов и в Госдуму, и в АКЗС избирается как раз по таким спискам.
Суть в том, что избиратель может проголосовать не просто за конкретного кандидата, который предлагает довериться его имени, личным качествам и т.д., но и за партию, то есть за определенную идеологию и систему политических взглядов. А партия уже сама определяет, кого направить в парламент. То есть избиратель доверяет партии в выборе конкретных ее представителей.
И это не игра вслепую, как может показаться. Каждая допущенная к выборам партия составляет список кандидатов. Есть, как правило, так называемая первая тройка/пятерка – это лидеры, которые ведут за собой партию и имеют наибольшие шансы избраться.
Также партия уже сама делит территорию на округа и в каждом создает свой список – территориальную группу.
Спикер АКЗС заявил о задумках, о которых еще не знает вице-премьер правительства
Председатель парламента Алтайского края считает, что региональному заксобранию можно добавить дополнительных полномочий
Например, «Единая Россия» на выборах в Госдуму объединила в один округ Алтайский край и Республику Алтай. И для этой территории сформировала свой список кандидатов.
На региональных выборах партийные округа чаще всего совпадают с одномандатными, это удобнее.
Избиратель, ставя галочку напротив партии, автоматически голосует за предложенный список кандидатов.
С определением победителей тут сложнее, чем на округах. Во-первых, имеет значение, сколько партия набрала в целом, – от этого зависит, сколько мандатов она получит всего. Если грубо, то кресла распределяются между партиями, набравшими более 5% голосов, пропорционально полученному результату.
После этого уже сами партии смотрят, какие территориальные группы набрали больше всего, и, как правило, лидеры этих списков проходят в парламент.
Что такое представительный орган?
Это и есть парламент – орган власти, который представляет интересы избирателей.
У парламента две функции – законодательная и представительная. Разрабатывая и принимая законы, депутаты формируют условия и правила жизни населения. А представляя граждан разных территорий – отстаивают их интересы.
Чем отличается выдвинутый кандидат от зарегистрированного?
Каждая партия, выдвинувшая своих кандидатов, подает необходимый пакет документов в избирательную комиссию. Также может сделать и самовыдвиженец. Если эта процедура соблюдена и избирательная комиссия документы приняла, кандидат получает статус выдвинутого.
Сильный пол и женский пул: кто будет сражаться за места в Госдуму на Алтае
Самым конкурентным из четырех думских округов станет Рубцовский, где с выборов снялся главный фаворит от «Единой России» Виктор Зобнев
Однако с этого момента все только начинается. Например, партии, которые не получили право регистрации без сбора подписей (это, как правило, небольшие непарламентские партии), а также самовыдвиженцы должны собрать необходимое число подписей в свою поддержку. А требования к ним суровые, и на этапе проверки многие отсеиваются.
Но даже те, кто избавлен от сбора подписей, должны пройти через проверку документов, соответствия всем требованиям.
И только после того, как кандидатов исследуют и не найдут в них «изъянов», их регистрируют. После этого кандидат уже полноправный участник выборов.
Как узнать «своих» кандидатов?
Во-первых, самые активные из них будут вести агитацию – проводить встречи, заваливать газетами, брошюрами, «мелькать» на билбордах или на телеэкранах. К этой избирательной кампании некоторые из них освоили соцсети, и там тоже могут появиться.
Во-вторых, есть сайт Алтайкрайизбиркома, на котором выдвинувшихся и зарегистрированных кандидатов можно будет посмотреть.
В-третьих, их список с описанием каждого будет вывешен на избирательном участке.
Более четверти депутатов гордумы Барнаула могут уйти на повышение в сентябре
Самый большой пул депутатов может покинуть фракцию «Единая Россия», от которой в выборах в Госдуму и краевое заксобрание будут участвовать 10 человек
Вопрос №30. Избирательные округа: виды, порядок образования.
Все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации (учету). Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина РФ на соответствующей территории.
Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.
Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.
Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:
— при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта РФ территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта РФ может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов;
— избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.
При образовании одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта РФ, территории муниципальных образований.
Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.
Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 968 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Словарь избирателя: объясняем ТИКи, УИКи и одномандатные округа
Собрали главные понятия грядущих выборов в Госдуму и петербургский Закс и стараемся понятно объяснить, чем ТИК отличается от УИК, что такое единый избирательный округ и какие полномочия есть у наблюдателей.
Горизбирком / ГИК / Санкт-Петербургская избирательная комиссия
Вышестоящая избирательная комиссия на территории Петербурга.
Горизбирком распределяет деньги из городского бюджета, выделенные на подготовку и проведение выборов, разрабатывает схему одномандатных округов, формирует окружные и территориальные избирательные комиссии, рассматривает жалобы на их действия и принимает решения по таким заявлениям.
В ведении Горизбиркома также всё, что связано с голосованием по единому избирательному округу: он регистрирует и публикует списки кандидатов, устанавливает, кто из включенных в список избран, и выдает им удостоверения.
Именно Горизбирком определяет и официально публикует общие результаты выборов по Петербургу, а также назначает и организует повторные и дополнительные выборы.
Работа депутата Госдумы — лично присутствовать на заседаниях парламента и парламентских слушаниях, участвовать в работе комитетов и комиссий, а также вносить законопроекты и поправки к ним и голосовать за или против принятия федеральных законов. Кроме того, депутаты обязаны рассматривать обращения избирателей и лично встречаться с ними.
Депутат может направлять запросы главам ведомств и руководителям органов власти, на которые те обязаны ответить в течение месяца. Зарплату депутаты получают из бюджета. Им запрещено заниматься предпринимательством или другой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, научной и преподавательской, а также иметь счета в иностранных банках.
Депутата Госдумы не могут обыскивать и допрашивать, если только он не задержан на месте преступления или привлечен к уголовной или административной ответственности. Это называется депутатской неприкосновенностью, и ее можно лишить по представлению Генпрокуратуры.
Работа петербургского парламентария очень похожа на работу федерального. Он должен присутствовать на заседаниях Законодательного собрания, участвовать в подготовке проектов решений Закса и поправок к ним, посещать депутатские слушания, выполнять поручения Закса, направлять депутатские запросы. Депутат также обязан оборудовать приемную и принимать там граждан — рассматривать их жалобы и другие обращения.
Деятельность депутатов Закса влияет на жизнь города, несмотря на то, что принципиально новые законы, как правило, городской парламент не принимает — чаще уточняет федеральные. Например, инициированный петербургскими депутатами запрет продавать алкоголь после 22 часов — это ужесточение всероссийского требования. Закс также решает, какому бизнесу дать налоговые льготы, какую территорию отдать под застройку, какие штрафы повысить или понизить.
В петербургском парламенте депутаты получают зарплату — как в Госдуме, и им запрещено заниматься бизнесом или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской или научной. Но это скорее исключение из правила — в большинстве регионов России не так.
Единый избирательный округ
Территория, от которой депутаты парламента избираются по партийным спискам.
На выборах в петербургский Закс единый избирательный округ включает в себя всю территорию Петербурга, на выборах в Государственную думу — всю территорию России. По единому округу избирается половина парламента (25 человек в Закс и 225 человек в Госдуму), остальные — по одномандатным округам.
Человек, уполномоченный наблюдать за деятельностью избирательной комиссии во время голосования и подсчета голосов. Он может обжаловать ее решения в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Главная задача наблюдателя на выборах — предотвращать и фиксировать нарушения.
Наблюдатель имеет право знакомиться со списками избирателей, любыми избирательными бюллетенями, следить за составлением протоколов об итогах голосования, получать их заверенные копии, обращаться с предложениями и замечаниями к председателю избирательной комиссии, а также фотографировать и снимать на видео происходящее на участке — правда, только только с места, определенного председателем. При этом препятствовать работе комиссии и участвовать в принятии решений наблюдатель не может.
Наблюдателей на участки направляют избирательные штабы кандидатов или партий. Стать наблюдателем может любой гражданин России, обладающий активным избирательным правом, кроме некоторых должностных лиц, депутатов и госслужащих.
Одномандатный избирательный округ
Территория, от которой избирается один депутат. Одномандатные округа формируют так, чтобы в них было примерно равное число избирателей — так каждый депутат будет представлять в парламенте примерно одинаковое число людей, независимо от того, избран он от густонаселенного или малонаселенного региона или района. Побеждает кандидат, получивший большинство голосов.
На выборах в городской парламент в Петербурге 25 таких округов — посмотреть, как они распределены, можно здесь. По ним избирается половина Законодательного собрания — то есть 25 депутатов из 50 представляют в городском парламенте какой-то округ.
В Госдуму половина депутатов, то есть 225, также избирается по одномандатным округам. У Петербурга их восемь — то есть город получит в парламенте восемь представителей.
Кандидата можно выдвинуть одновременно по одномандатному избирательному округу и по единому избирательному округу в составе партийного списка.
Документ, удостоверяющий право избирателя проголосовать на любом избирательном участке вместо того, к которому он приписан по месту регистрации. На выборах 2021 года его фактически заменяет распечатываемая часть заявления об изменении избирательного участка, подать которое можно через сайт госуслуг (как это сделать, «Бумага» писала в инструкции).
Открепительные удостоверения нередко фигурируют в нарушениях на выборах. Среди типовых проект «Гражданин наблюдатель» называет использование одного и того же удостоверения на разных избирательных участках, принуждение получить открепительное и передачу его другому лицу.
Учителя и сотрудники бюджетных учреждений в Петербурге неоднократно рассказывали, что их принуждают брать открепительные и голосовать не на своих избирательных участках.
Список кандидатов от одной партии, избирающихся по единому избирательному округу.
Половина парламента (и Госдумы, и петербургского Закса) избирается по пропорциональной системе. Избиратели голосуют за партию, и по итогам выборов места в парламенте распределяются между депутатами пропорционально полученным голосам. То есть если по результатам выборов партия получает десять мест в парламенте, депутатами становятся первые десять человек из списка. Кто и в каком порядке будет перечислен в списке, решает партия.
Список может участвовать в распределении мандатов, только если за него проголосовало не менее определенного процента избирателей. На нынешних выборах и в Госдуму, и в Закс Петербурга этот барьер составляет 5 %.
Гражданин России, выдвинувший свою кандидатуру на пост депутата по одномандатному избирательному округу. Чтобы быть зарегистрированным на выборах, ему нужно собрать подписи не менее 3 % избирателей, зарегистрированных в выбранном округе.
Кандидат-самовыдвиженец может быть членом политической партии и вправе указать это при подаче документов, но быть выдвинутым политической партией он не может.
Территориальная избирательная комиссия / ТИК
Избирательная комиссия, действующая на определенной территории.
ТИК устанавливает итоги голосования на своей территории — и по одномандатному округу, и по партийным спискам, — после чего направляет протоколы об итогах голосования в вышестоящую комиссию.
В Петербурге 64 территориальных комиссии — реформа 2020 года увеличила их число в два раза и изменила границы. На выборах 2021 года на ТИКи также возложили полномочия окружных избирательных комиссий в одномандатных избирательных округах. Это значит, что ТИКи также регистрируют кандидатов, выдают удостоверения об избрании и проводят повторные и дополнительные выборы.
ТИК — вышестоящая избирательная комиссия для участковых избирательных комиссий. Она формирует их состав, освобождает от должности председателей, координирует и контролирует работу, рассматривает жалобы и принимает по ним мотивированные решения, обязательные для исполнения участковыми комиссиями.
Участковая избирательная комиссия / УИК
Нижестоящая избирательная комиссия в Петербурге.
УИК организует голосование на избирательном участке: информирует людей о дне, времени и месте голосования, уточняет и при необходимости исправляет список избирателей, составленный ТИК, готовит помещение, выдает открепительные удостоверения.
УИК также подсчитывает голоса и передает протоколы об итогах голосования в ТИК, а их заверенные копии — наблюдателям.
Подробнее о работе Законодательного собрания и в целом об устройстве петербургской политики можно прочесть в этом материале «Бумаги». А здесь ищите словарь демократических понятий.
Схема округов действует до 2025 года
Если в округе их меньше 100 тысяч — не менее 3 тысяч подписей избирателей
Подробнее о том, как менялась система ТИК в городе, можно узнать здесь.
Что значит одномандатный и многомандатный
Ст. 18 не распространяется на выборы депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации, проводимые в соответствии с федеральным законом.
Статья 18. Образование (определение) избирательных округов, округа референдума
1. Для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.
(в ред. Федеральных законов от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 05.04.2013 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Если новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа муниципального образования, она утверждается избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы, не позднее чем через один месяц по истечении срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. При проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации первого созыва, представительный орган муниципального образования первого созыва схема избирательных округов, определяемая организующей выборы избирательной комиссией, утверждается органом, указанным в законе или ином нормативном правовом акте, на основании которого проводятся соответствующие выборы. Если указанный орган не утвердит в установленный срок схему избирательных округов, эта схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
4. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов;
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
5. При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.
6. Если в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации одна из палат двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации формируется из представителей административно-территориальных единиц или муниципальных образований, то при формировании этой палаты подпункты «а» и «б» пункта 4 настоящей статьи не применяются.
7. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. В случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 40-ФЗ)
(п. 7.2 введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 153-ФЗ)
8. В случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)