Что значит одинаковый звуковой состав
Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.
Ольга Гордеева
Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.
ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный, звонкий – глухой, мягкий твердый)
Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.
Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:
1. Выделим голосом первый звук:
2. Выделим голосом второй звук :
гласный – обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук:
В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный.
Согласные звуки Д и М.
Гласный звук О.
Назовем звуки по порядку: Д О М.
Напишем слово буквами:ДОМ
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ
1. Выделим голосом первый звук:
кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.
2. Выделим голосом второй звук – кииит, второй звук И, Обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук – киттт,третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим квадратиком.
В слове кит 3 звука: 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.
ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Буквы, обозначающие звонкие звуки:
М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.
Буквы, обозначающие глухие звуки:
П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.
Буквы, обозначающие всегда твердые звуки: Ш, Ж, Ц.
Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки: Щ, Ч, Й.
Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий: Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.
Мягкость и твердость звуков дети
определяют на слух:
МЕЛЬ – звук ль мягкий.
МЕЛ – звук л твердый.
КОТ – звук К твердый.
КИТ – звук Кь мягкий.
Родителимогут проконтролировать следующим образом:
Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук.
Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук.
Звуков Е,Ё,Ю,Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.
Звонкие согласные звуки на конце словв речи оглушаются и заменяются парным глухим : Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.
Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э, О, У, А.
Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова.
Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.
Семинар-практикум для родителей Тема: «Звуко-буквенный анализ слова» Семинар-практикум для родителей Тема: «Звуко-буквенный анализ слова» Цель: уточнение представлений родителей о процессе обучения грамоте.
Учимся звуковому анализу слов (памятка для родителей)
Разделы: Логопедия
Упражнения на звуковой анализ слова вызывают у многих родителей затруднения.
Цель данной статьи: уточнение представлений родителей о процессе звукового анализа и синтеза слов.
Исходя из поставленной цели были выделены следующие задачи:
Итак, какие же бывают звуки?
Звуки – это, то что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки (А, О, У, И, Э, Ы) можно петь, воздушная струя выходит свободно, не встречает преграды. Обозначаем красным цветом. Обратите внимание, гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].
Согласные звуки пропеть нельзя, воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.
Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым цветом.
Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего брата со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом младшего брата с веселым, мягким характером.
Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими.
Глухой звук образуется без участия голосовых складок. Детям объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит.
Часто, чтобы различить эти звуки, ладонью прикасаемся к горлу и проверяем наличие вибрации, или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий).
Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики
План анализа слова:
Порядок анализируемых слов
Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Только после этого этапа можно будет начинать обучение чтению.
Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.
Примерные игровые задания
Игра «Поймай звук» (выделение заданного звука из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Аналогично со слогами и словами: если в начале слога или слова слышится твердый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий –зеленый (лошадь, медведь, собака, коза, лягушка и др.)
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Выложить схему слова ДОМ.
— Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)
— Какой первый звук в слове КОТ? (Первый звук [Д])
— Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, глухой, твердый).
— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [Д]? (Синим кружком).
— Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О]).
— Звук [О]какой? (Звук[О] гласный).
— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук[О]? (Красным кружком).
— Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).
— Звук [М] какой? (Звук[М] согласный, твердый, глухой).
— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [М]? (Синим кружком).
Игра «Звенит – не звенит» (на различение звонких и глухих звуков)
Если в начале слова звонкий согласный — ребенок должен поднять карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут (батон, ракета, шишка, конфета, зонт, собака, тапки, галстук, ракета, паук и др.)
Консультация «Звуко-буквенный анализ слов»
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
Звуковой анализ — это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных.
Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв.
Дети пяти лет после занятий в средней группе подготовлены к овладению звуковым анализом: они умеют интонационно выделить звук и определить первый звук в словах.
Но чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели.
С этой целью используется картина-схема звукового состава слов. На ней изображается предмет, слово-название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове.
Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками.
Основной вид упражнений, развивающий фонетические способности учащихся,– это фонетический разбор.
Если мы хотим добиться, чтобы ребенок реально оперировал звуками, то есть чтобы развивался его фонетический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности.
1. Произнеси и послушай слово
2. Найди ударный слог
3. Произнеси слово по слогам
4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй
5. Обозначь выделенный звук условным значком
6. Действуй так до конца слова
7. Произнеси подряд все названные звуки. Послушай, получилось ли слово.
Прокомментируем каждый пункт этого плана.
1. Произнеси и послушай слово. Этот этап в работе над словом исключительно важен для развития фонематического слуха ребёнка, которому предъявляется объект предстоящего анализа. Звучащее слово существует мгновение. Затем исчезает. Оно невидимо, неосязаемо. При этом необходимо следить за тем, чтобы учащиеся произносили слова в соответствии с нормами русского литературного произношения. Таким образом, первый этап работы со словом при звуковом анализе становится ещё и средством воспитания у учащихся культуры устной речи.
2. Найди ударный слог. До вычленения отдельных звуков в слове необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова.Например: [замо‘к], [за‘мок]. При этом дети должны знать, что ударный слог есть только в полном слове.
3. Произнеси слово по слогам. Ученик должен дважды произнести слово. В первый раз он произносит его целиком с вопросительной или звательной интонацией, которая помогает легко найти ударный слог. Второй раз слово произносится по слогам. Помогают в этом хлопки ладошками или рука под подбородком (сколько раз касается рука подбородка – столько слогов)
4. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Это собственно начало звукового анализа слова. Детей надо научить звук протянуть, искусственно удлинить его или как-то по-другому обозначить. Например, если звук взрывной ([к], [д], его можно повторить [ккот] или произнести с усилием на выдохе. Это поможет лучше услышать звук. Вычленяя звук в полном слове, ребёнок контролирует, не искажается ли при этом слово, так как между лексическим значением и звучанием слова существует неразрывная связь. Искажение одного из элементов этой целостной связи разрушает её.
Дидактическая игра «Цепочка слов»
Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Размер карточек 10 х 6 см, обратная сторона подклеена бархатной бумагой для использования на коврографе.
Выкладывать цепочку из картинок с предметами.
Наша цепочка начинается со слова карандаш. Следующим будет слово, которое начинается со звука, которым заканчивается слово карандаш.
Когда будет выложена вся цепочка, предложить ребенку детям назвать предметы, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.
Важно знать: Мы слышим и произносим звуки.
Видим и пишем буквы.
В русском языке все звуки делятся на
гласные и согласные.
Во время выполнения зукового анализа пользуемся схемой.
1 шаг Определяем, какой звук мы произнесли или услышали.
Как определить, какой звук – гласный или согласный?
Гласные звуки образуются только с помощью голоса (от слова «глас»).
При их произношении воздух изо рта выходит свободно, не встречая никакой преграды.
Обычно рот открыт, зубы и губы приоткрыты, язык спокойно лежит на дне ротовой полости.
Обозначаем их красной фишкой (маленький кружочек красного цвета).
В русском языке всего 6 гласных звуков:
При их произношении воздушная струя на своем пути обязательно встречает преграду:
-губы, если они сомкнуты,
(например, звуки [м][мь][б][п])
-зубы, если они закрыты, (например, звуки [с][з])
— язык, если он поднимается вверх (подниматься вверх может кончик языка –[л], его спинка [нь] или корень языка [х])
-может быть сразу несколько преград, например, зубы и язык –[ш].
Символ согласных звуков – закрытые ворота.
2 шаг Если звук согласный, то определяем, звонкий он или глухой.
1 способ: Закрываем уши ладонями (не плотно) и протяжно произносим звук. Если в ушах слышится звон, то звук звонкий (символ колокольчик)
Если звона нет – звук глухой (символ перечеркнутый колокольчик)
3 шаг Если звук согласный, то определяем, мягкий он или твердый.
Только на слух. Несколько раз громко, отрывисто произносим звук. Можно произнести звукдля ребенка с различным тембром: твердый звук произносим грубым голосом, а мягкий ласковым, нежным. Для сравнения можно привести пример парного твердого или мягкого звука, чтобы ребенок на слух мог понять отличия между звуками: Р и РЬ, или Д и ДЬ.
Мягкий звук обозначаем зеленой фишкой («мягкий, как зеленая травка», а твердый звук – синей фишкой («твердый, как синий лед»)
Образец рассуждения ребенка при выполнении звуко-буквенного анализа слова ЛИСА.
1шаг. Произносим слово ЛИСА.
2 шаг – выполняем звуковой анализ слова.
1-ый звук в слове ЛИСА- [ль] (произносим так, чтобы нужный звук звучал протяжно). Он согласный, потому что при его произношении воздух встречает преграду-язык. Звонкий, мягкий. Обозначаем зеленой фишкой.
2-ой звук в слове ЛИСА. Он гласный, потому что при его произношении воздух изо рта выходит свободно, не встречая никакой преграды. Обозначаем красной фишкой.
3-й звук в слове ЛИСА – [с]. Он согласный, потому что воздух встречает преграду –зубы. Глухой, твердый. Обозначим синей фишкой.
4-й звук в слове ЛИСА – [а]. Он гласный, потому что при его произношении воздух выходит свободно, не встречая никакой преграды. Обозначаем красной фишкой.
Выполнение звуко-буквенного анализа.
Чтобы напечатать любое слово или слог, ребенок должен уметь услышать, выделить каждый звук в нем, не пропуская ни одного, располагая их в строгом порядке.
Также ребенок должен для каждого звука подобрать нужную букву, вспомнить её образ, расположение её элементов.
Обучение чтению и письму очень сложный процесс. От того, насколько ответственно родители подойдут к нему, будет зависеть школьная успеваемость ребенка.
Основные правила при обучении грамоте.
1. Не учите с ребенком алфавит. Учите буквы, называя их отрывисто, без гласного призвука.
2. Научите ребенка различать вверх-низ, право-лево.
Если ребенок не усвоит образ буквы, это впоследствии может привести к нарушению процесса чтения и письма –дисграфии и дислексии в школе. У него могут появиться ошибки при написании и чтении букв, схожих по написанию (а таких букв, особенно письменных, в русском языке много).
5. При записи слога или слова под диктовку нужно произнести его четко, выделить первый звук, обозначить его буквой. Произнести слово, выделить второй звук, обозначить его буквой и т. д. Каждый раз произносим слово так, чтобы ребенок услышал каждый звук, нужный звук произносим с большей силой, протяжно.
Сидим дома. Графический диктант. Звуко-буквенный анализ слова «кошка» Уважаемые родители! Предлагаю написать с детьми графический диктант, и сделать звуко- буквенный анализ слова КОШКА. Для этого нам понадобится.
Дидактическая игра «Образование сложных слов» Развитие связной речи В индивидуальной работе и на подгрупповых занятиях я использую игры на образование сложных слов. Они помогают развивать.
Дидактическая игра по звуко-буквенному анализу «Волшебный коврик» Как эффективно подготовить ребенка к школе? Умение детей слушать воспитателя и выделять звуки в слове, определять их порядок и последовательность.
Фоторепортаж «Фотографии — истории без слов» Что такое фотография? История фотографии начинается примерно с 1826 года. Изначально снимки были не четкими, размытыми, и только со временем.
Консультация «Анализ НОД по лыжной подготовке для детей подготовительной группы» Анализ НОД по лыжной подготовке для детей подготовительной «Б» группы. Критерии НОД 1. Вид НОД 2. Возрастная группа 3. Количество детей.
Мама… Слов дороже нет на свете! Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток. Поздравляю всех женщин с Днем Матери! Мама воспитывает, наставляет, защищает,.
Проект «Понятно без слов» Видео Чтобы немного разбавить тяжелые ощущения после таких не простых тем, как «Дети и фронт» (лэпбук) и «Этот день победы. » (лэпбук) хочу рассказать.
Звуковой анализ слов для дошкольников
Обучение детей грамоте – это неизбежный процесс и в какой-то мере проблема, которая встает перед каждым родителем. При этом нет единого мнения касаемо того, когда именно следует начинать это обучение. Если по различным рекомендациям, касающимся дошкольной педагогики, разброс составляет недели или месяцы, то в вопросе освоения грамоты нет такого единства мнений.
Одни считают, что начинать нужно как можно раньше. Другие уверены в том, что освоение грамоты следует отложить до самой школы.
Кто-то считает, что обучение надо начинать тогда, когда ребенок сам проявил интерес к буквам. Другие полагают, что начинать нужно после того, как ребенок научился выговаривать все звуки. А кто-то вообще думает, что этот вопрос лучше доверить профессионалам.
Знакомство со звуковым анализом слова
Грамота – это достаточно сложный в освоении предмет для дошкольников. В обучении важно понимать, что в чтении и письме есть как бы 2 стороны – теоретическая и практическая.
Задачей школы является введение в теорию чтения и письма, чтобы ребенок мог освоить основные законы письменной речи и употреблять осознанно. Что же касается практического освоения письма и чтения, то это несколько иная задача, решать которую лучше всего до периода школьного обучения.
При обучении письму и чтению базовым процессом является звуковой анализ устной речи, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.
Обучение звуковому анализу слова предполагает:
В старшей группе детского сада уже можно начинать знакомство со звуковым анализом слова. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах (к примеру, дом – том). Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.
Основные задачи ознакомления детей со звуковой стороной слова
В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.
Основная цель педагогов в этот период – знакомство дошкольников со словом, его смысловой (слово обозначает определенное явление, предмет) и фонетической или звуковой стороной.
Детям, у которых диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи, очень трудно дается звуковое различие слова на слух. Обследование звукового состава для них сложно потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения этих детей большое значение придается соблюдению основных дидактических принципов (доступность материала, его наглядность, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.д.).
Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.
Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.
Важно уделять внимание следующих моментам: