Что значит один король одна страна
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемТамара Овцына
Похожие презентации
Презентация на тему: » ПЛАН УРОКА 1.Абсолютизм 2.Один король – одна страна 3.Ограничение роли органов сословного представительства 4.Централизация государства.» — Транскрипт:
2 ПЛАН УРОКА 1. Абсолютизм 2. Один король – одна страна 3. Ограничение роли органов сословного представительства 4. Централизация государства
3 1. Образование централизованных государств В начале Нового времени на территории Европы возникают крупные государства. В чем отличие от Средневековья? Англия Франция Испания Речь Посполитая Русское государство
5 2. Один король – одна страна ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ?
6 2. Один король – одна страна После завершения Столетней войны во Франции были ликвидированы старые права провинций (Нормандия, Бургундия и др.), они потеряли свою независимость и перешли под власть короля. В Англии король подчинил своей власти отдаленные северные графства и Уэльс (созданы Совет Севера и Совет Уэльса). Для предотвращения начала новых феодальных усобиц у старой непокорной и своенравной знати отбирались земли, разрушали замки, распускались отряды феодалов. Ограничения свобод коснулись и городов, отстаивавших свои старинные права.
7 2. Один король – одна страна В период абсолютизма органы сословного представительства (английский парламент, испанские кортесы, французские Генеральные штаты) утрачивают свое значение. Короли стремятся избавится от их влияния. С этой целью феодалы постепенно лишаются своих привилегий и влияния. Короли принимают на службу дворян (новое сословие, положение которого полностью зависит от его службы королю) Старая аристократия – феодалы (герцоги, графы, бароны, маркизы, баронеты) всячески противостоят этим попыткам.
8 3. Ограничение роли органов сословного представительства В период абсолютизма органы сословного представительства (английский парламент, испанские кортесы, французские Генеральные штаты) утрачивают свое значение. Короли стремятся избавится от их влияния. За 37 лет правления Генриха VIII парламент собирался только 21 раз, а за 45 лет правления его дочери Елизаветы – 13 раз. Короли не могли избавиться от парламента совсем, но значительно ограничили их влияние, тем самым укрепив свою абсолютную власть.
9 3. Ограничение роли органов сословного представительства Вступивший на английский трон после Елизаветы Яков I Стюарт ( ) в течение всего своего правления боролся с парламентом, всячески ограничивая его роль. Яков I считал, что парламент вредит делам управления государством. В своей речи обращенной к парламенту в 1604 г. король заявил, что он является полновластным хозяином всей страны: «я – глава, а остров мое тело, я – пастырь, а остров – мое стадо». Яков I Стюарт
10 3. Ограничение роли органов сословного представительства Во Франции абсолютная монархия начала складываться к XVI веку. Король Франциск I Валуа ( ) единолично принимал все важнейшие решения, на своих указах он писал: «Ибо нам так угодно». Генеральные штаты во Франции не превратились в постоянно действующий орган, а собирались только в случае большой необходимости по решению короля. С 1614 до 1789 г. Генеральные штаты не собирались ни разу. Франциск I Валуа
11 4. Централизация государства В Англии центральным административным и исполнительным органом был Тайный совет, члены которого назначались королем. Во Франции при короле существовал совет, считавшийся правительством, но его члены также назначались королем и выполняли его волю. Членами этого правительства были принцы крови, высокие духовные чины, финансисты, юристы, но в стране было личное правление короля. Французские Генеральные штаты в 1614 г.
12 4. Централизация государства В Англии большая часть судебных дел велась двумя королевскими судами. За правосудием и мятежной знатью наблюдала Звездная палата. На местах существовали выборные мировые судьи (из старой аристократии и нового дворянства), но они избирались под контролем правительства и Тайного совета. Английский юрист 16 в.
13 4. Централизация государства Во Франции ограничением королевской власти являлись высшие судебные органы в провинциях – парламенты. Они могли обжаловать судебные и правительственные решения. Короли остро конфликтовали с парламентами. Король Людовик XIV в споре с Парижским парламентом заявил: «Государство – это я!» Людовик XIV
14 4. Централизация государства Управление страной и в Англии и во Франции осуществляли чиновники. Должности чиновников передавались по наследству, покупались. Личные достоинства не играли роли – важно было наличие денег. Большинство чиновников не получало платы от государства, а жило за счет населения (подарки, подношения, взятки).
15 2. Монархия и дворянство В возникающих централизованных государствах этот принцип не устраивает монархов. Они стремятся к полному подчинению себе всех сословий общества. С этой целью феодалы постепенно лишаются своих привилегий и влияния. Короли принимают на службу дворян (новое сословие, положение которого полностью зависит от его службы королю) Старая аристократия – феодалы (герцоги, графы, бароны, маркизы, баронеты) всячески противостоят этим попыткам.
16 3. Абсолютизм Монархи стремятся к максимально возможной централизации управления, сосредоточения всех рычагов власти в своих руках – АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ.
17 3. Абсолютизм Для обоснования притязаний короля выдвигается теория КОРОЛЕВСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА король ни с кем не делится своими полномочиями и властью. Король соединяет в своих руках все ветви власти ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ АДМИНИСТРАТИВНУЮ СУДЕБНУЮ решал все основные вопросы внутренней и внешней политики Король-солнце
18 3. «Бюрократическая» монархия Откройте стр.79 и прочитайте раздел «Бюрократическая» монархия» 1. Что такое бюрократия? Какие функции она выполняет? 2. Почему короли вынуждены были терпеть упрямство и волокиту государственных чиновников? 3. К какому результату привело усиление бюрократического аппарата во Франции?
19 4. Аристократическая оппозиция Генрих Наваррский Образцом абсолютизма стала Франция. Генрих IV восстановил религиозный мир, выступая в роли верховного судьи. В 1610 г. он был убит религиозным фанатиком. Власть перешла в руки Марии Медичи. Католики-аристократы потребовали восстановить все свои привилегии. Началась «Смута», которая продолжалась 10 лет. Мария Медичи
22 4. Король-солнце Король выступал против всякого свободомыслия и поэтому он начал преследовать гугенотов. В 1685 г. Нантский эдикт был отменен. Огромные расходы на содержание королевского двора, роскошные балы и приемы, строительство множества дворцов – королевских резиденций РАЗОРЯЛИ страну, королевский двор вынужден был прибегать к займам. Версальский дворец
23 5. Возлюбленный король В 1723 г. королем становится Людовик XVI. Огромное влияние при дворе приобрели фавориты и фаворитки, вмешивавшиеся в государственное управление. Они раздавали должности, награды, денежные вознаграждения, назначали и смещали министров. Правление короля вело страну к дальнейшему разорению. Людовик XV В первой половине 18 века Франция продолжает оставаться одним из сильнейших государств Европы. Однако, правление Людовика XV и Людовика XVI вели к тому, что Франция постепенно утрачивала свои ведущие позиции в европейских делах, мировой торговле и колониальном мире.
24 Широкий спектр презентаций по курсам Мировой художественной культуры, истории и обществознания Вы можете скачать на сайте
25 Домашнее задание 1. Изучить параграф 3 2. Ответить на вопр.на стр.38 (устно) 3. Знать и уметь объяснить основные понятия! Людовик XV
Учитель истории и обществознания
Презентация «Усиление королевской власти в 16-17 веках. Абсолютизм в Европе» поможет учителю увлекательно провести урок. Презентация состоит из 25 слайдов, в которых отражены такие вопросы как основные признаки аболютизма, ограничение роли сословного представительства, укрепление налоговой ситемы и пр. В презентации дана сравнительная характеристика абсслютизма воФранции и в Англии
Содержимое разработки
Усиление королевской власти в 16-17 вв. Абсолютизм в Европе
Подготовила учитель истории и обществознания ФГОУ сош № 4 Латыпова О.Ш.
наличие регулярной армии,
единых законов, административного устройства,
единой налоговой системы и
ничем не ограниченной
«Рожденный подданным должен повиноваться».
«Воля Бога заключается в том, чтобы всякий рожденный подданным повиновался без рассуждений» — эти фразы выражают смысл абсолютизма.
Один король – одна страна
У старой непокорной и своенравной знати отбирались земли, разрушались замки, распускались отряды феодалов. Ограничивались свободы городов. Под власть короля во Франции после Столетней войны перешли Нормандия, Бургундия и др. провинции.. В Англии король подчинил своей власти отдаленные северные графства и Уэльс (созданы Совет Севера и Совет Уэльса).
Один король – одна страна
Карта Европы 17 века
Один король – одна страна
В период абсолютизма органы сословного представительства (английский парламент, испанские кортесы, французские Генеральные штаты) утрачивают свое значение. Короли стремятся избавиться от их влияния. С этой целью феодалы постепенно
лишаются своих привилегий и влияния. Короли принимают на службу дворян (новое сословие, положение которого полностью зависит от его службы королю)
Ограничение роли органов сословного представительства
Ограничение роли органов сословного представительства
«Хотелось бы, чтобы это мое назидание заменило более суровые меры, чтобы вы поняли, как опасно испытывать монарха; и пусть мое утешение поднимет ваш упавший дух и поможет вам получить надежду на то, что ваше последующее поведение загладит ваши прошлые поступки и вы вернете себе милость вашей государыни…»
Из речи королевы Англии Елизаветы Первой перед парламентом
Ограничение роли органов сословного представительства
«Не понимаю, как мои предки могли допустить такое учреждение»
Из речи Иакова I, короля Англии, Шотландии и Ирландии.
Ограничение роли органов сословного представительства
Во Франции Генеральные штаты созывались еще реже, нежели. Во Франции Франциск I (1515-1547) в годы своего правления не созывал Генеральные штаты. А с 1614 г. по 1789 г. Генеральные штаты не созывались вовсе.
«Чего требует король — требует закон.» При издании законов Франциск руководствовался исключительно своим усмотрением, пользуясь формулой: «car tel est notre plaisir» (ибо нам так угодно).
Галерея Франциска I во дворце Фонтенбло
Король Франции Франциск I (1515-1547 гг)
Единая система государственного управления.
В Англии центральным административным и исполнительным органом еще при Тюдорах стал Тайный совет, членов которого назначал монарх. Тайный совет совместно с королем определял направления внутренней и внешней политики государства, занимался вопросами финансов и обороной страны.
Единая система государственного управления.
Во Франции, как и в Англии, главой государства был король, обладавший всей полнотой власти. При нем имелся совет, считавшийся правительством, но монарх сам назначал его членов и единолично решал все вопросы. Членами правительства были принцы крови, высшие духовные чины, финансисты, юристы, но фактически в стране существовало личное правление короля.
Монарх — помазанник Божий.
Абсолютизм, судебная власть и бюрократия
Для суда по государственным преступлениям существовала Звездная палата, а на местах работали коронные суды, действовали выборные мировые суды, наличие которых также поднимало значение центральной королевской власти за счет феодальной аристократии.
Абсолютизм, судебная власть и бюрократия
недееспособности монарха, утверждал договоры, указы короля. Эти значительные полномочия были ограничены в период правления Людовика XIV.
Абсолютизм, судебная власть и бюрократия
Звездная палата (судьи, мировые судьи)
Обжалование судебных и правительственных решения
Рассмотрение договоров и указов
Ведение судебных процессов
Абсолютизм, судебная власть и бюрократия
Абсолютизм и финансы
основанная на представлении, что экономическое благополучие зависит от концентрации финансовых ресурсов (драгоценных металлов). Государство делало все для развития национальной промышленности, для ограничения импорта и для расширения экспорта.
Абсолютизм и финансы
развитию национального флота,
торговли и промышленности.
предпосылки для формирования Французской
выпускавшие новые виды изделий и
внедрявшие новые технологии.
Для поддержания французской промышленности ввел
Армия на службе короля. Налоговая система
Отсутствие регулярной армии
Постоянная регулярная армия
Талья на землю и имущество
Налог на соль и другие налоги
Монарх — помазанник Божий.
Монарх — помазанник Божий.
Своего наиболее полного расцвета абсолютизм достиг во второй половине XVII в. во Франции при Людовике XIV, получившем имя Короля-Солнце.
Культ Короля-Солнца насаждался литературными произведениями, живописью, графикой, разного рода зрелищами. Использовались малейшие поводы для демонстрации всенародного обожания и поклонения.
Монарх — помазанник Божий.
А. ван дер Мейлен. Людовик XIV с супругой Марией Австрийской на променаде в 1669 году
Монарх — помазанник Божий.
«Вы думали, господа, что государство- это вы? Государство – это я»
Сравнительная характеристика абсолютизма в Англии и Франции
Сравнительно незначи- тельный
Участие государства в экономической жизни страны
Один из наиболее мно- гочисленных в Европе
Одна из самых боль- ших в Европе
Абсолютизм по-разному реализовывался в странах Европы, и эти варианты чрезвычайно отличались друг от друга: они имели различную природу и приводили к разным следствиям.
«Я с сожалением высказываю эту фатальную истину. » или О фильме «Один король — одна Франция»
Кинофильм «Один король — одна Франция» не вошел в рейтинг самых популярных новинок 2018 года и был показан далеко не во всех городах. Понятно, ведь авторское кино, да еще на такую специфическую тему, не для широкой публики.
А мне было полезно очередной раз вспомнить порядок событий Великой французской революции 1789-1793 годов. Линия повествования выстроена в форме картинок, составляющих грандиозное эпическое полотно. Оригинальное французское название «Народ и его король» более точно передает смысл сюжета, построенного вокруг судьбы короля.
В центре все-таки король и революция малого народа. Можно считать, что это документальная историческая драма, а потом уже художественная лента. Авторам практически удалось вместить в формат двухчасового фильма все главные свершения тех лет.
Прежде всего, народ, с первых минут вызывающий добрые чувства. Потому что народ тоже можно изобразить по-разному. Например, как неуправляемую кровожадную толпу, расправляющуюся с аристократами. Или вот такой группой, живущей в одном доме, одной семьей. Ремесленники, лавочники, их жены с детьми. Не все из них владеют грамотой, но они дружны, жизнерадостны, и полны надежд на будущее.
Живые портреты искренних сердечных людей. Эти работяги и бедняки — жители Сент-Антуанского предместья, они довольно близко наблюдают разбор по кирпичику громады Бастилии. Революция принесла этим людям сладкий воздух свободы!
В фильме несколько символических образов, я могла отметить и не все. Солнечный свет, как олицетворение свободы. Лучи солнца прорываются из-за башни разрушаемой крепости-тюрьмы. Люди радуются, будто впервые его увидели. Полосы света такие осязаемые, что их касаются руками.
Впечатляет эпизод в начале картины, когда священник собрал прихожан своей маленькой церкви, чтобы рассказать о преимуществах революции. Посаженное дерево свободы выступает, как призыв к прощению друг друга.
Должна заметить, что Франсуаза более горячая революционерка, чем ее возлюбленный Базиль (Гаспар Ульель) — бывший бродяга и покаявшийся вор, вставший на путь честного труда.
Женщины-прачки во время работы сочиняют и поют песни, они же активные участницы революционных действий. Требуют не только хлеба, но и прав, выступают за честь и достоинство человека, за право голоса. Понятие «гражданин» имеет для них цену и великий смысл. Они несколько наивны в предположении: если король переберется из Версаля в Париж, то прогонит спекулянтов.
Король Людовик XVI (Лоран Лафит) в прямой связи с народом, он будто присутствует в глубине народного сознания. У простых людей к королю благоговейное чувство. В целом, у всех горожан и селян, не только лично у Базиля, который счастлив вспоминать, как король возложил ему на голову руку во время его встречи с королевским кортежем в лесу. Это было в день возвращения короля из Варенна.
А что народ живет в сердце короля — этого нет. Король роняет слезу, когда подписывает согласие переехать в Париж. Страдает и переживает, видит кошмарные сны, в которых ему являются призраки умерших предков. Переживает он явно не о судьбе своего народа, а из-за потери той неограниченной власти, что ущемила конституция.
Части фильма, картинки обозначены заголовками, например, 1791 год — время предательств. Кто кого предал? Народ короля или наоборот? Об этом можно размышлять с двух противоположных позиций. Тема революции — это вообще тема противоречивая во всех отношениях.
Светлое лицо девочки Клеманс из этой же семьи, Что она символизирует? Может быть, юную республику? Черная лошадь — образ революции или смерти. Еще у Франсуазы умирает младенец вскоре после взятия Бастилии, рушится старый строй; а потом в 1792 году рождается их ребенок с Базилем — знамение новой жизни.
Я этого опасалась, когда ожидала выход фильма. Король предстает чуть ли не святым. Но умывающий ноги детям бедняков в начале, и читающий псалмы по дороге на казнь в конце, он не вызывает у меня ни сострадания, ни проникновения.
Это исторический факт и в фильме, очевидно, что первоначально никто не хотел свергать короля. Как все радовались, когда 13 сентября 1791 года монарх согласился с конституцией! И депутаты, и простые люди.
Над образами депутатов и той обстановкой, в которой проходит их деятельность, режиссер поработал превосходно. Получилось тонко передать атмосферу ассамблеи, и все те взгляды, жесты, детали одежды и причесок. Первое Национальное собрание Франции. Эти старомодные парики теперь кажутся смешными. За годы революции они заметно изменятся.
Внешность депутатов вполне достоверна. Вот Дантон (Весен Деньяр) выступает на первом заседании Конвента. Вот яростная речь Марата (Дени Лаван), похожего на 80-летнего старика. Значит, режиссер увидел его именно таким. Сен-Жюст (Нильс Шнайдер) произносит свою вдохновенную речь о суде над королем: «Истина горит в сердце каждого…»
Особенно красивы и таинственны вечерние заседания в манеже при свечах. Изумительная находка, ведь это так важно. В других фильмах зал Конвента в любое время суток всегда так ярко освещен, будто оборудован множеством электрических люстр.
Финальное голосование, решающее участь короля. Жирондисты всячески стараются отсрочить или отменить казнь. Так волнительно, словно зритель, преодолев время, присутствует там, на этих роковых дебатах.
И, наконец, самый главный человек, ради которого мне интересна данная кинолента — Робеспьер (Луи Гаррель). Очень хорошо, что он не показан главным инициатором казни короля и основоположником террора. Потому что он не был ни тем, ни другим.
Его появления яркие, но такие мимолетные, и можно буквально пересчитать их по пальцам. Да, понимаю, фильм не о Робеспьере, а о народе и короле.
Самые первые выступления в защиту третьего сословия в 1790 году, когда его не слушают, насмехаются и коверкают фамилию. Дважды пишущий Робеспьер за столом — лицо крупным планом. Актер говорил в интервью, что подошел к этому серьезно и долго тренировался, чтобы научиться писать почерком своего героя.
В мировом киноискусстве его фигура настолько редкое явление, что тип, созданный Гаррелем просто уникален. Пусть Робеспьер черноволосый и нос у него c горбинкой, но это холодное выражение глаз все восполняет.
Современный русский человек, с трудом припоминающий историю Великой Французской революции из школьного учебника, возможно, и не все поймет. Но, на мой взгляд, понятно самое главное: что именно народ казнит короля. Не из мести и ненависти, а потому, что возмущен его предательством.
Они верят, что кровь короля принесет республике счастья. Неужели скоро этими милыми людьми овладеет подлинная жажда крови? И они станут требовать все больше новых казней.
У меня остается весьма печальное ощущение. Быть может оттого, что известны дальнейшие события. Известно, что народ, получив свободу, все равно не добьется счастья. А можно ли вообще достичь счастья на земле? Что все эти самые депутаты, любимые, избранные народом, погибнут, защищая основанную ими республику.
Повторю, короля нисколько не жаль. Жаль одного, что я не могу лично поблагодарить режиссера Пьера Шоллера и всех создателей фильма «Один король — одна Франция» за прекрасную работу.