Что значит одесную бога
Что значит одесную бога
Как объяснить смысл «восседания Бога Сына одесную Бога Отца»?
Дорогой о Господе о.Олег!
В Символе Веры и в некоторых молитвах видим, что Церковь исповедует «восседание Бога Сына одесную Бога Отца». Мне не ясно значение и смысл слова «одесную» (не лексически, конечно, а духовно). Непонятно, как соотносится это относительное ограниченное (по смыслу) понятие к Безпредельному и Безграничному Богу?
Полностью осознавая и исповедая мое никудышнее крайнее скудоумие и недостоинство в разумении о Непостижимом Господе, хотелось бы просто прояснить для себя этот вопрос (насколько Господь откроет) для сознательного понимания Символа Веры.
Спаси Бог за пояснения.
Ответ отца Олега Моленко:
Ты правильно делаешь, что хочешь разъяснить для себя значение предметов Символа Веры. Мы должны верить осознанно и разумно и понимать на доступном человеку уровне, что мы исповедуем.
Для начала приведу необходимые свидетельства из Священого Писания.
Ин.3:
35 Отец любит Сына и все дал в руку Его.
Ин.8:
19 Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.
Ин.10:
29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.
30 Я и Отец – одно.
.
37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
38 а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.
Ин.13:
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
Ин.14:
9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
.
28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.
Все приведенные места можно свести к двум главным утверждениям:
2) Отец Мой более Меня
Противоречие между ними кажущееся. » Я и Отец – одно «, говорит нам, что «Я = Сын Божий = Отцу = Бог, по природе». А выражение » Отец Мой более Меня «, показывает нам, что Сын Человеческий – т.е. обоженное естество человека Иисуса Христа – не равно Отцу по природе, но может быть равно лишь по благодати. Вот почему Вознесение Иисуса Христа и восседание одесную Отца, и получение суда и всего от Отца и показывает нам уравнивание Сына Человеческого, т.е человеческой природы Христа (а в ней и каждого из нас, потенциально!) по благодати с Богом Отцом. Это равенство, равночестность и равносильность и указуется словом «одесную». Одесную = на равных.
Конечно, Превечный и Единородный Сын Божий всегда был равен Отцу по природе во всем, кроме особенности Лица. У Отца – это непрестанное и вечное рождение (осуществление рождения) Сына, почему и именуется Отцом. У Сына – это вечное непрестанное рождение (рождение как происхождение) от Отца, почему и именуется Сыном или Словом (тогда Бог Отец – это превечный непостижимый Ум).
Только наименованием и особенностью Лиц внутри Троицы отличаются Отец, Сын и Дух Святый. В остальном Они равны по природе и есть Один Бог.
ОДЕСНУЮ
Смотреть что такое ОДЕСНУЮ в других словарях:
ОДЕСНУЮ
ОДЕСНУЮ, нареч. (стар.). По правую руку, с правой стороны; противоп.ошуюю.
ОДЕСНУЮ
одесную нареч. устар. По правую сторону (противоп.: ошуюю).
ОДЕСНУЮ
одесную нареч. уст.to the right, on the right hand
ОДЕСНУЮ
ОДЕСНУЮ
ошую, одесную Ср. Вам направо, мне налево — и вся недолга! — отрезал он (муж) как-то вдруг, скороговоркой, как бы спеша скинуть скорее с плеч непосильн. смотреть
ОДЕСНУЮ
нареч.(церк. и книжн. устар. направо, по правую сторону)В час последний в тьме кромешнойНад своей землею грешнойТы расстелешь плат:Надо всеми, кто ошу́. смотреть
ОДЕСНУЮ
ПРАВО́РУЧ (з правого боку), СПРА́ВА, ПО ПРА́ВУ РУ́КУ (НА РУЧ), ВПРА́ВО розм., ПРАВО́БІЧ розм., ОДЕСНУ́Ю церк., заст. По стрімких шпичастих горах правор. смотреть
ОДЕСНУЮ
1) Орфографическая запись слова: одесную2) Ударение в слове: одесн`ую3) Деление слова на слоги (перенос слова): одесную4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
ОДЕСНУЮ
ОДЕСНУЮ
ОДЕСНУ́Ю, нареч. Слав.По правую сторону, с правой стороны, справа, направо.От устия тоя рѣки вверх 50 верст, одесную страну стоит град Нарва. Оп. путей. смотреть
ОДЕСНУЮ
ОДЕСНУЮ
по правую руку или сторону (Mф. 20, 21; 23; 25, 33; 34; 2 Цар. 16, 6; 24, 5; 3 Цар. 19, 2; 22, 19; 2 Пар. 3, 17; 4, 8; 18, 18).Синонимы: напр. смотреть
ОДЕСНУЮ
Ударение в слове: одесн`уюУдарение падает на букву: уБезударные гласные в слове: одесн`ую
ОДЕСНУЮ
ОДЕСНУЮ чего, вправо, направо, по правую руку, сторону; противопол. ошую, влеве. Одеснеть, быть поставлену одесную. Одеснели вы, а мы ошуяли, вы обрели милость, оправданы, помилованы, а мы виноваты, в немилости.
ОДЕСНУЮ
одесну́ю, нареч. (справа, направо)Синонимы: направо, по правую руку, по правую сторону, с правой стороны, справа
ОДЕСНУЮ
нареч. книжн. устар.Направо, по правую сторону.Синонимы: направо, по правую руку, по правую сторону, с правой стороны, справа
ОДЕСНУЮ
одесн’ую (справа) Синонимы: направо, по правую руку, по правую сторону, с правой стороны, справа
ОДЕСНУЮ
Это устаревшее книжное слово, наречие, имеющее значение «по правую сторону», родственно таким словам, как <> (так называются несколько рек в европейско. смотреть
ОДЕСНУЮ
— по правую руку или сторону.Синонимы: направо, по правую руку, по правую сторону, с правой стороны, справа
ОДЕСНУЮ
Одесную см. Рука (II и III).Синонимы: направо, по правую руку, по правую сторону, с правой стороны, справа
ОДЕСНУЮ
нареч.Синонимы: направо, по правую руку, по правую сторону, с правой стороны, справа
ОДЕСНУЮ
нареч. книжн. уст.a (hacia) la derecha, dextrórsum
ОДЕСНУЮ
нар. уст. a dritta Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: направо, по правую руку, по правую сторону, с правой стороны, справа
ОДЕСНУЮ
одесную, одесн′ую, нареч. (стар.). По правую руку, с правой стороны; противоп. ошуюю.
ОДЕСНУЮ
Одус Соед Одесную Нус Ноу Неуд Сунд Едун Дуо Дон Дно Ден Ндс Нед Унос Несуд Суд Нос Сон Сено Оун
ОДЕСНУЮ
ОДЕСНУЮ нареч. (книжн. старин.). По правую сторону; противоп. ошуюю.
ОДЕСНУЮ
одесную по правую (сторону, руку), справа, направо, с правой стороны
ОДЕСНУЮ
одесну́ю прислівник праворуч незмінювана словникова одиниця арх., церк.-сл.
ОДЕСНУЮ
ОДЕСНУЮ, наречие (стар.). По правую руку, с правой стороны; противоп. ошуюю.
Тема: Что означает сидеть одесную силы Божией? И не означает ли это..
Опции темы
Что означает сидеть одесную силы Божией? И не означает ли это..
Мир Всем!
Открыть эту тему меня «спровоцировал» участник форума под ником korablevsergey и его утверждение, что Иисус Христос был приговорен к смерти синедрионом не за богохульство.
Вот утверждение korablevsergey:
«Никогда Иисус не называл Себя Господом. Кириос переводится как Господин, а не Господь. Если бы Он назвал Себя Господом, то не искали-бы против Него лжесвидетелей на суде. Он был чист перед Законом и НЕ НАРУШИЛ Закон богохульством.«
Да, я соглашусь, что Иисус Христос, по факту, по истине, НЕ НАРУШИЛ закон, потому что Он есть ГОСПОДЬ, но, Его свидетельство о Себе было использовано синедрионом, что бы обвинить Его в богохульстве и в том, что Он сделал Себя равным Богу, за что и был приговорен к смерти. Давайте обратимся к Писанию.
и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;
если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;
отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.
И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.
Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.
(От Луки, глава 22/67-71)
Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!
как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.
(От Матфея, глава 26/63-66)
Как вижу, в Писании написано, Иисус Христос заявил, что сядет одесную силы Божьей, и в манере Его общения с начальниками подтвердил, Он есть Сын Божий, что подтверждается всем контекстом Евангелия.
Для модераторов.
В правилах форума есть такое выражение:
10. Запрещается публичное выяснение взаимоотношений на форуме.
Я бы хотел обратить Ваше внимание чтобы не рассматриваю эту тему как «выяснение взаимоотношений» а как появившуююся возможность пролить свет на некоторые моменты Писания или «освежить память» о том или ином вопросе если этот вопрос уже поднимался и обсуждался. Тем более что, участник korablevsergey пишет, он специально любит «провоцировать» участников форума на поиск истины. Я использую эту сознательную «провокацию» для услышать мнение форумчан.
Десница (правая рука; Пс 20:9) — служит символом могущества и силы. Посему-то все действия всемогущества Божия приписываются деснице Всевышнего (Исх 15:6, Пс 76:11).
18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
(Матф.28:18,19)
. Десница это не правая сторона, а власть сила и могущество.
Сесть одесную силы Божьей, означает стать во главе Её, распоряжаться Ей, также, использовать от Своего имени.
То что можно было увидеть в Невидимом Боге, на нашей земле.
Но Павел говорит, Духовным, Рожденным свыше: отныне мы уже не знаем Христа по плоти. то есть Только в Духе и Истине, как Извечного Логоса.Так как Христос Наполнил(Собой) ВСЁ: всю Вселенную при Вознесении. и ДАЖЕ тот хлеб и вино, которым мы причащаемся к Нему..
То есть на Небе нет двух Богов. и семейного подряда. есть только Один Бог: Отец в Вечности, Он же Сын в нашем времени, и Он Же Дух (Святой) нисходящий от Отца.
То что можно было увидеть в Невидимом Боге, на нашей земле.
Но Павел говорит, Духовным, Рожденным свыше: отныне мы уже не знаем Христа по плоти. то есть Только в Духе и Истине, как Извечного Логоса.Так как Христос Наполнил(Собой) ВСЁ: всю Вселенную при Вознесении. и ДАЖЕ тот хлеб и вино, которым мы причащаемся к Нему..
То есть на Небе нет двух Богов. и семейного подряда. есть только Один Бог: Отец в Вечности, Он же Сын в нашем времени, и Он Же Дух (Святой) нисходящий от Отца.
. Христос Иисус и Господь ветхих дней одно лицо, Который сидит одесную Бога.
Пс 88
7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.
1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников(Откр.2:1)
. Держащий семь звезд в деснице: быстрее семь духов, семь Ангелов.
Десница (правая рука; Пс 20:9) — служит символом могущества и силы. Посему-то все действия всемогущества Божия приписываются деснице Всевышнего (Исх 15:6, Пс 76:11).
18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
(Матф.28:18,19)
. Десница это не правая сторона, а власть сила и могущество.
Тобишь, если бы кто хотел подчеркнуть всю власть и силу он бы выразился именно так «одесную силы Божией»? Эти слова прозвучали как гром с неба, потому ли первосвященник разодрал одежду.
Кто кроме Бога может это делать? Много скрыто смысла в этих словах «одесную силы Божией», ведь фактически эти слова были причиной вынесения смертного приговора.
То что можно было увидеть в Невидимом Боге, на нашей земле.
Но Павел говорит, Духовным, Рожденным свыше: отныне мы уже не знаем Христа по плоти. то есть Только в Духе и Истине, как Извечного Логоса.Так как Христос Наполнил(Собой) ВСЁ: всю Вселенную при Вознесении. и ДАЖЕ тот хлеб и вино, которым мы причащаемся к Нему..
То есть на Небе нет двух Богов. и семейного подряда. есть только Один Бог: Отец в Вечности, Он же Сын в нашем времени, и Он Же Дух (Святой) нисходящий от Отца.
Я думаю о последнем времени, и думаю, почему столько внимания злых сил к тому что бы погубить человека и столько усилий к этому прикладывается. Но, когда понимаю что человек Иисус Христос будет судить Вселенную, все становиться на свои места.
Пс 88
7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.
Мир тебе! Я иногда поражаюсь сколько жемчужин информации о Мессии скрыто в Ветхом Завете. Как пример.
Размышления на тему Мессии.
Дополнительные мессианские связи открываются в двухтомнике Йосефа Самуэля С.Ф. Фрея «Йосеф и Биньямин» (Joseph Samuel C.F. Frey, Joseph and Benjamin):
Таким образм, из приведенных выше высказываний становится очевидно, что наше понимание отрывка Бытие, 3:15 как мессианского пророчества соответствует рамкам еврейской мысли, а не является выдуманным объяснением какого-нибудь миссионера-гоя, направленным на то, чтобы увести легковерных евреев прочь от их народа и их религии. Мессианское значение этого пророчество признано раввинами весьма ясно.
Однако, в тексте Бытие, 3:15 притаилось еще больше значимости. Понимание Евой произошедшего в Бытие, 3:15 открывается нам в ее словах относительно рождения ее первенца-сына, произнесенных ею в 4:1. Итак, Бытие, 4:1 звучит так (буквально): «я вывела (произвела) на свет человека — Адоная». Большинство изданий не переводят этот стих подобным образом.
Вопрос правильности перевода крутится вокруг маленького др.еврейского слова «эт». Это слово может быть либо окончанием винительного падежа, обозначающим непосредственный объект прямо, либо — предлогом. Предлоги, как известно, ставятся перед тем или иным словом, чтобы сформировалась фраза, означающая действие, направленное в, на, от и т.д. относительно, собственно, объекта. Большинство переводчиков видят в этом слове предлог и потому переводят стих как «и сказала она: я родила мальчика с помощью Бога».6 Такое решение перевода, или довольно похожие используются в New American Standard Bible (NASB), New Living Translation (NLT), New International Version (NIV), Revised Standard Version (RSV), English Standard Version (ESV), King James Version (KJV), American Standard Version (ASV), New King James Version (NKJV) и изданиях Танаха.
Два перевода фразы Бытия, 3:15 на арамейский также принимают данный вариант.
Палестинский таргум (на Бытие, 4:1):
«И Адам познал Еву, свою жену, и она зачала и родила Каина и сказала: «я приобрела/получила человека от (лица) Господа».
Таргум Онкелос (на Бытие, 4:1): «И Адам познал Еву, свою жену, и она зачала и родила Каина и сказала: «Я преобрела человека от (лица) Господа».
Не смотря на традиционно используемый вариант перевода и два таргума, мы верим, что лучшее значение — это что слово «эт» в предложении исполняет роль частицы винительного падежа. Почему в данном случае мы считаем верной позицию, имеющую столь малочисленных сторонников? Тому есть несколько причин:
Первую причину мы находим в контексте, в котором находится само слово. Частица винительного падежа используется в первом и втором стихах 4-й главы. Она не видна в переводе на, например, английский язык потому что ее цель в предложении — определение прямого дополнения. Само по себе слово не переводится отдельно. Буквальный перевод на английский (русский) язык позволит читателю-нееврею понять контекст:
«И вот человек познал (эт) Еву, свою жену, она зачала и родила (эт) Каина, и сказала: «Я получила младенца-мальчика (эт) Яхве». И снова родила его (эт) брата, (эт) Авеля. Авель был хранителем стад, а Каин — земледельцем.»
Еще одно доказательство в пользу такой позиции находим в Таргумим — Таргум Йонатана на Бытие, 4:1 гласит:
В данном варианте перевода переводчик перевел правильное имя собственное «Яхве» фразой «Ангел Адоная». К тому же не использовано никаких предлогов из серии «с помощью, при помощи». Слово «эт» переведено как частица винительного падежа, определяющая прямым объектом глагола слова «Ангел Господень».
Еще одна подтверждающая данное мнение мысль содержится в Expositor’s Bible Commentary:
«Доказательства из таких версий как Септуагинта: «dia tou theou» и Вульгата: «per Dominum», подчеркивают, что форма винительного падежа фразы «Я привела на свет человека, Господа» не была приемлема ранними переводчиками, и они совершали вольный перевод, чтобы избежать подобного значения своих переводов. Современный перевод «при помощи Господа» (как в NIV). не подтверждается нигде больше в Писании».
Комментарий, что понимание «эт» как указания на прямой объект не было принято ранними переводчиками поддерживается в раввинистких комментариях Берейшит Раба, xxii. 2.
Смысл разговора между рабби Ишмаэлем и рабби Акивой — определение значения слова «эт» (имеет написание «ETH» в Мидраш Раба Сончино). Рабби Ишмаэль четко понимает значение стиха, если воспринимать «эт» индикатором/определением прямого объекта. Если это так, тогда Ева говорит, что она верит, что родила Бога или богочеловека. И, озадаченный таким смыслом стиха он спрашивает совета/мнения рабби Акивы. Рабби Акива также четко понимает значение данного смысла и признает это, отвечая, что если воспринимать «эт» как определение прямого объекта, то «будет довольно сложно (переводить)». Другими словами, такой смысл не приемлем раввинским богословием и потому слово «эт» должно переводиться в качестве предлога. В результате приемлемый перевод — это вольный перевод: «(С ПОМОЩЬЮ) ГОСПОДА».
Эта маленькая частица «эт» настолько значительна в Бытие, 4:1, что вызывает разногласия. Контекст призывает оценивать ее в качестве определения прямого объекта. Тем же, кто не может принять требования контекста и подобного определения, остается определять значение частицы по-иному даже учитывая то, что итогом получается вольный перевод, а не буквальный.
Др. Давид Л. Купер подводит итог по данному вопросу:
«В Бытие, 4:1, слова Евы после рождения Каина, своего сына-первенца: «Я приобрела человека даже Иегову». Она правильно поняла это примитивное/простое предсказание, но неверно соотнесла его в своем понимании, чтоо оно будет исполнено в Каине, ее сыне. Совершенно ясно, что Ева верила, что обещанным ребенком будет Сам Адонай. Некоторые древние еврейские комментаторы вставляли в отрывок слово «ангел» и говорили, что Ева утверждала, что ее дитя был «ангелом Адоная».
Значение этого исследования в том, что Ева думала, что родила сверхъестественного освободителя, Божественного Мессию, богочеловека. Такое понимание — важный факт, угадывающийся в фоне отрывка Бытия, 3:15. Бог обещает там, что сверхъестественный освободитель будет и уничтожит/повергнет сатана. Ева и поняла это предсказание так, как оно и было сказано. Ошибалась она в том, что думала, что это ее сын, Каин, и является тем сверхъестественным спасителем.
Приблизительно в 700 г. до н.э. Исайя предсказал приход сверхъестественного освободителя, когда ему было дано откровение о девственном рождении. Этим сверхъестественным освободителем будет Эммануил — Бог с нами. Это пророчество на самом деле исполнилось в сверхъестественном освободителе, богочеловке, Йешуа аМашиахе. На этой ноте давайте перейдем к следующему шагу нашего исследования — конспекту «Исполнение в Йешуа».
Если Вам было лениво читать эту информацию, то суть ее такая. Ева имела откровение или знала, что ГОСПОДЬ(Мессия) должен был родиться от женщины и она думала что это будет от нее. Вот. Круто.
Вопрос 58. О сидении Христа одесную Отца
Далее нам предстоит рассмотреть сидение Христа одесную Отца, под каковым заглавием наличествует четыре пункта: 1) сидит ли Христос одесную Отца; 2) подобает ли это Ему со стороны божественной Природы; 3) подобает ли это Ему со стороны человеческой природы; 4) присуще ли это Христу.
Раздел 1. Приличествует ли Христу сидеть одесную Бога Отца?
С первым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Христу не приличествует сидеть одесную Бога Отца. В самом деле, право и лево – это различия телесной расположенности. Но никакая телесность не может сказываться о Боге, поскольку читаем, что «Бог есть Дух» ( Ин. 4, 24 ). Следовательно, похоже, что Христос не сидит одесную Отца.
Возражение 2. Далее, если один сидит справа от другого, то этот другой сидит от него слева. Поэтому если Христос сидит справа от Отца, то из этого следует, что Отец сидит слева от Сына, что представляется неправильным.
Возражение 3. Далее, сидение противоположно стоянию. Но Стефан сказал: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога!» ( Деян. 7, 56 ). Следовательно, похоже, что Христос не сидит одесную Отца.
Этому противоречит сказанное в последней главе [евангелия от] Марка: «Так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Отца» ( Мк. 16, 19 ).
Отвечаю: слово «сидение» может иметь два значения, а именно либо «неизменность», согласно сказанному в [евангелии от] Луки: «Вы же сидите в городе» 329 ( Лк. 24, 49 ), либо же царскую или судебную власть, согласно сказанному в «Книге притчей»: «Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое» ( Прит 20, 8 ). И в любом из этих смыслов Христу приличествует сидеть одесную Отца. Во-первых, поскольку Он вечно и неизменно пребывает в блаженстве Отца, которое называется Его десницей, согласно сказанному [в Писании]: «Блаженство – в деснице Твоей вовек!» ( Пс. 15, 11 ). Поэтому Августин говорит: «Сидеть одесную Отца означает неизменно пребывать (ведь говорим же мы подчас о ком-то: «Он сидел в этой стране в течение трех лет»). Веруй, что Христос пребывает одесную Отца постольку, поскольку блажен, а десница Отца – это имя Его блаженства». Во-вторых, о Христе говорят как о сидящем одесную Отца потому, что Он царствует вместе с Отцом и наделен Им властью судить (ведь и одесную царя сидит тот, кто помогает ему править и судить). Поэтому Августин говорит: «Выражение «одесную» указывает на власть, которую получил сей избранный Богом Человек, ибо Тот, Кто прежде пришел, чтобы быть судимым, впоследствии придет, чтобы вершить суд».
Ответ на возражение 3. Как говорит Григорий в своей проповеди на Вознесение, «сидеть надлежит судии, а стоять – воину или помощнику Поэтому Стефан в своем борении увидел стоящим Того, Кто был его помощником. Марк же описывает Его как сидящего по Вознесении, поскольку Он, вознесшись в славе, будет увиден в конце как Судия».
Раздел 2. Подобает ли Христу сидеть одесную Отца как Богу?
Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что сидеть одесную Отца не подобает Христу как Богу. В самом деле, Христос как Бог является десницей Отца. Но, похоже, совсем не одно и то же быть десницей кого-либо и сидеть одесную его. Следовательно, Христос как Бог не сидит одесную Отца.
Возражение 2. Далее, в последней главе [евангелия от] Марка читаем: «Так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Отца» ( Мк. 16, 19 ). Но Христос был вознесен на небеса не как Бог. Следовательно, и сидит Он одесную Отца не как Бог.
Возражение 3. Далее, Христос как Бог равен Отцу и Святому Духу. Следовательно, если Христос сидит одесную Отца как Бог, то на том же основании и Святой Дух сидит одесную Отца и Сына, и Сам Отец – одесную Сына, но об этом нам ничего не сказано.
Отвечаю: как можно понять из вышесказанного (1), выражение «одесную» можно понимать трояко. Во-первых, так, как понимает его Дамаскин, а именно как «славу Божества»; во-вторых, так, как понимает его Августин, а именно как «блаженство Отца»: в-третьих, так, как понимает его он же, а именно как «власть судии». Затем, как мы уже говорили (1), «сидение» означает «либо неизменность, либо же царскую или судебную власть». Таким образом, сидеть одесную Отца есть не что иное, как неизменно и царственно разделять славу Божества с Отцом и обладать блаженством и властью судии. Но все это принадлежит Сыну как Богу. Поэтому очевидно, что Христос сидит одесную Отца как Бог Наличие же в выражении «по правую руку» транзитивного предлога «по» подразумевает личностное различие и [различие] порядков происхождения, а не степеней природы или достоинств, поскольку как было показано в первой части (I, 42, 4), в божественных Лицах такого [различия] нет.
Ответ на возражение 1. Сына Божия называют «десницей» Отца по причине уместности, равно как по той же причине Он назван «силой» Отца ( 1Кор. 1, 24 ). Быть же «одесную Отца» в трех вышеприведенных значениях является общим всем трем Лицам.
Ответ на возражение 2. Христос как человек прославлен божественной славой, что обозначено вышеупомянутым сидением. Однако как Богу такая честь принадлежит Ему не по причине какого-либо принятия, а по причине Его происхождения от вечности.
Раздел 3. Подобает ли Христу сидеть одесную Отца как человеку?
С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 2. Далее, сидение одесную правителя, похоже, исключает покорность, поскольку тот, кто так восседает, представляется своего рода соправителем. Но о Христе как человеке сказано, что Он «покорится» Отцу ( 1Кор. 15, 28 ). Следовательно, похоже, что Христос как человек не сидит одесную Отца.
Возражение 3. Далее, глосса на слова [Писания]: «Он и одесную Бога» ( Рим. 8, 34 ), замечает: «То есть Он равен Отцу по той чести, согласно которой Бог есть Отец; или же: одесную Бога, то есть высочайше одарен Богом». А глосса на слова [Писания]: «Воссел одесную престола величия на высоте» ( Евр. 1, 3 ), говорит: «то есть во всем равным Отцу – и по месту, и по достоинству». Но Христос как человек не равен Богу, поскольку Сам Христос об этом сказал: «Отец Мой – более Меня» ( Ин. 14, 28 ). Следовательно, Христу как человеку не подобает сидеть одесную Отца.
Этому противоречат следующие слова Августина: «Выражение «одесную» указывает на власть, которую получил сей избранный Богом Человек, ибо Тот, Кто прежде пришел, чтобы быть судимым, впоследствии придет, чтобы вершить суд».
Отвечаю: нами уже было сказано (2) о том, что выражение «одесную» можно понимать как означающее или славу Его Божества, или Его вечное блаженство, или Его судебную и царскую власть. Затем, [содержащийся в выражении «по правую руку» транзитивный] предлог «по» означает своего рода положение относительно правой руки, тем самым как бы указывая на нечто общее и в то же время в чем-то различное. И это может быть понято в трех смыслах. Во-первых, как общее по природе при различии со стороны личности, и в этом смысле Христос как Сын Божий сидит одесную Отца, поскольку Он разделяет Природу с Отцом, так что она сущностно принадлежит как Сыну, так и Отцу, и в данном случае речь идет о равенстве с Отцом. Во-вторых, со стороны благодати соединения, что, напротив, подразумевает различие природ и единство личности. В этом смысле Христос является Сыном Божиим как человек и, следовательно, сидит одесную Отца, причем в данном случае, как было разъяснено выше (16, 10, 11), «как» означает не состояние природы, а единство «подлежащего». В-третьих, это может быть понято со стороны общей благодати, которой Христос исполнен более всех остальных тварей, и потому человеческая природа в Христе блаженней, чем в любой другой твари, и наделена царской и судебной властью над всеми прочими тварями.
Таким образом, если «как» указывает на состояние природы, то Христос как Бог сидит одесную Отца в смысле «как
равный Отцу», а как человек Он сидит одесную Отца в смысле «как одаренный Отцом превыше всех прочих тварей», то есть «в наивысшем блаженстве» и «имея власть судить». Но если «как» указывает на единство личности, то как человек Он сидит одесную Отца в смысле «как равный по чести», поскольку мы, как уже было сказано (25, 1), «воздаем одно поклонение и одно почитание Сыну Божию вместе с принятой Им природой».
Ответ на возражение 2. Если «как» указывает на состояние природы, в каковом отношении Его сидение как человека одесную Отца не подразумевает равенства, то Христос как человек покорен Отцу. Однако если сидение одесную Отца означает превосходство блаженства и Его власть судить всякую тварь, то это приличествует Ему как соправителю.
Ответ на возражение 3. Равенство Отцу принадлежит не человеческой природе Христа, а Его принявшему ее Лицу. Однако и принятая человеческая природа причастна высочайшим дарам Бога настолько, насколько это подразумевает превознесение ее выше всех тварей.
Раздел 4. Присуще ли Христу сидеть одесную Отца?
С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Христу не присуще сидеть одесную Отца. Ведь сказал же апостол, что Бог нас «воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе, Иисусе» ( Еф. 2, 6 ). Но Христу не присуще быть воскрешенным. Следовательно, Ему также не присуще и восседать «одесную престола величия на высоте» ( Евр. 1, 3 ).
Возражение 2. Далее, как говорит Августин, «сидение Христа одесную Отца означает неизменное пребывание в Его блаженстве». Но этому блаженству причастны многие. Следовательно, похоже, что Христу не присуще сидеть одесную Отца.
Возражение 3. Далее, Сам Христос говорит: «Побеждающему дам сесть со Мною не престоле Моем (как и Я победил, и сел со Отцом Моим на престоле Его)» ( Откр. 3, 21 ). Но Христос пребывает одесную Своего Отца потому, что сел на Его престоле. Следовательно, победившие тоже воссядут одесную Отца.
Возражение 4. Кроме того, Господь говорит: «Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим!» ( Мф. 20, 23 ). Но Он никогда бы не сказал так, если бы это не было уготовано некоторым. Следовательно, Христу не присуще сидеть одесную Отца.
Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Кому когда из ангелов сказал Бог: «Сиди одесную Меня»?» ( Евр. 1, 13 ), то есть [как разъясняет Петр Ломбардский], «как высочайше одаренный» или «как равный по Божеству», и сказанное предполагает ответ: «Никому». Но ангелы возвышеннее всех тварей. Следовательно, никому, кроме Христа, не присуще сидеть одесную Отца.
Отвечаю: как уже было сказано (3), о Христе говорят как о сидящем одесную Отца потому, что со стороны Своей божественной Природы Он равен Отцу а со стороны Своего человечества Он одарен превыше всех тварей. Но то и другое принадлежит только Христу Следовательно, никому более, ни ангелу ни человеку, но только Христу присуще сидеть одесную Отца.
Ответ на возражение 1. Поскольку Христос есть наш Глава, то все, что даровано Христу, через Него даровано и нам. Поэтому коль скоро Он уже воскрешен, апостол говорит, что Бог, так сказать, «воскресил нас с Ним», хотя сами мы еще не воскресли, а только имеем воскреснуть, согласно сказанному [в Писании]: «Воскресивший Христа из мертвых оживил и наши смертные тела» ( Рим. 8, 11 ). И далее, используя ту же фигуру речи, апостол добавляет, что Он посадил нас вместе с Ним на небесах, а именно потому, что там сидит наш Глава, Христос.
Ответ на возражение 2. Коль скоро «одесную» означает божественное блаженство, «сидение одесную » означает не просто нахождение в блаженстве, а обладание блаженством со своего рода властной силой как тем, что присуще и является частью природы. И это свойственно только Христу и никакой другой твари. Однако при этом можно сказать, что святые в блаженстве будут поставлены по правую сторону Бога, в связи с чем читаем: «И поставит «овец» по правую Свою сторону» ( Мф. 25, 33 ).
Ответ на возражение 3. «Престолом» обозначена власть Судии, которую Христос получил от Отца, и в этом смысле о Нем сказано, что Он сел на престол Отца. Другие же святые получат ее от Христа, в каковом отношении о них говорят, что им «дадут сесть на престоле Христа», о чем читаем: «Сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф. 19, 28 ).
В каноническом переводе: ≪Вы же оставайтесь в городе≫.