Что значит одаренные дети

Что значит одаренный ребенок

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что значит одаренные дети

Описание презентации по отдельным слайдам:

Одарённые дети дети с интеллектом выше среднего; дети с высоким уровнем творческих способностей; дети, достигшие успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

КАКОГО ЖЕ РЕБЁНКА СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ ОДАРЁННЫМ? Высокие интеллектуальные способности; Высокие творческие способности; Способность к быстрому усвоению материала и отличную память; Любопытство, любознательность, стремление к знаниям; Высокую личностную ответственность; Самостоятельность суждений; Позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной самооценкой.

Виды одарённости: Одарённость в практической деятельности; Одарённость в познавательной деятельности; Одарённость в художественно-эстетической деятельности; Одарённость в коммуникативной деятельности; Одарённость в духовно-ценностной деятельности.

Сведения о родителях выдающихся людей Фамилия Возраст Фамилия Возраст Отца Матери Отца Матери Есенин Глинка Лермонтов Пушкин Тургенев Гоголь Достоевский Чехов Чайковский Петр 1 22 27 27 29 25 32 32 36 45 43 20 20 17 24 30 18 21 25 27 19 Бетховен Жюль Верн Вагнер Да Винчи Л. Бальзак Наполеон Байрон Гейне Шоу Б. Шопенгауэр 32 29 43 25 53 23 33 34 45 39 22 27 39 22 21 19 23 26 28 19

Пути развития одаренности Раннее проявление Трехлетний Моцарт; Пятилетний Мендельсон; С.С.Прокофьев, выступивший композитором в 8 лет.

В период отрочества : Ф. И. Тютчев поступил в университет в 15 лет. Будущий поэт освоил курс всего за два года. Л. Д. Ландау, поступивший в университет в 13 лет, стал выдающимся физиком. Дипломат, писатель и полиглот А. С. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет.

В зрелом возрасте Крылов начал писать в 40 лет, Аксаков – в 55 лет; Эйнштейн

В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. В. А. Сухомлинский

«Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». Д.И. Менделеев. Только творческий и увлеченный учитель может воспитать компетентную личность, способную воплотить в жизнь свои мечты и стремления. Одаренные дети – золотой фонд общества.

Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать Сумеет всякий. кто понятлив: Таланты может воспитать Учитель, если сам талантлив.

Что значит одаренные дети

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что значит одаренные дети

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

Что значит одаренные дети

Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что значит одаренные дети

КАКОГО ЖЕ РЕБЁНКА СЛЕДУЕТ
СЧИТАТЬ ОДАРЁННЫМ?

Ø Высокие интеллектуальные способности; Ø Высокие творческие способности; Ø Способность к быстрому усвоению материала и отличную память; Ø Любопытство, любознательность, стремление к знаниям; Ø Высокую личностную ответственность; Ø Самостоятельность суждений;

Ø Позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной самооценкой.

«Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». Д.И. Менделеев.

Только творческий и увлеченный учитель может воспитать компетентную личность, способную воплотить в жизнь свои мечты и стремления. Одаренные дети – золотой фонд общества.

Источник

Что значит одаренные дети

Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации.

Что значит одаренные дети

Одарённых детей часто называют «вундеркиндами» (от немецкого «чудо-ребёнок»), но эти понятия следует различать.

Одарённые дети отличаются высокой нормой развития, то есть потенциалом, который может развиться в талант или заглохнуть. Одарённым в той или иной сфере считается каждый пятидесятый ребёнок.

Вундеркинды же с ранних лет опережают нормы развития и демонстрируют культурно значимые достижения. Например, Вольфганг Амадей Моцарт создал свои первые фортепианные произведения в пять лет, а математик Блез Паскаль в девять написал научный трактат. Вундеркинд рождается один на миллион человек.

Одарённость — это совокупность способностей, которые можно приложить к интересам ребёнка. Развивая лишь один навык, нельзя полагать, что вы совершенствуете одарённость.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Типы одарённости

Единой классификации не существует, но чаще всего психологи выделяют пять типов одарённости:

Как выявить одарённого ребёнка

Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.

На сегодняшний день не существует единого метода, который позволил бы точно определить, одарён ребёнок или нет. Как правило, используется комплекс разных тестов. Например, для оценки уровня интеллектуального развития применяют Стэнфордский тест достижений, а для выявления творческих наклонностей — тест Торренса.

В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.

Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:

Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.

Мир всегда предъявляет повышенные требования к тем, кто выбивается из стандартов. Социум реагирует активно: конкурсы, олимпиады, ожидания родственников и педагогов, зависть сверстников. Неудачи и конкуренция создают напряжение, которое не даёт сосредоточиться. Поэтому одарённым детям важно обращаться за психологическими консультациями — предвосхищать проблемы, чтобы не решать их потом.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Школы для одарённых детей

Что значит одаренные дети

Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:

Школ, отвечающих данным условиям, в России немного. Большинство расположено в крупных городах. Вот наиболее известные из них:

Один из вариантов обучения юных талантов — семейное образование. Родители могут подобрать для ребёнка подходящую программу и создать комфортные условия для занятий. Семейное обучение позволяет уделять больше времени дополнительным занятиям, совмещать учёбу с гастролями, спортивными соревнованиями или проходить программу быстрее сверстников.

В нашей онлайн-школе можно составить индивидуальный образовательный маршрут, готовиться к олимпиадам и осваивать школьную программу в ускоренном темпе. Проверьте, подойдёт ли вам наш формат обучения — активируйте демодоступ и исследуйте возможности «Фоксфорда»!

Советы родителям одарённых детей

Совместно с психологом Еленой Петрусенко мы подготовили несколько советов по воспитанию одарённых детей.

Совет 1. Обращайтесь к специалистам

Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития.

Психолог может помочь выявить способности, оценить степень тревоги и напряжения, помочь родителю найти ресурс и расставить приоритеты в создании условий для развития сильных сторон ребёнка.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Совет 2. Пробуйте разное

Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомиться с единомышленниками.

Совет 3. Не давите

Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право.

Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия.

Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте

Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование.

Совет 5. Уравновешивайте развитие

Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе. Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины.

Совет 6. Ищите близких по духу

У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их, либо они сами избегают контактов с другими детьми. Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше. Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы.

Совет 7. Проявляйте чуткость

Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.

Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть

Если с возрастом способности ребёнка усреднятся — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.

Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость.

Наличие или отсутствие у ребёнка каких-либо талантов ни в коем случае не должно влиять на ваше отношение к нему. Любите его таким, какой он есть, позволяйте ему быть собой. Ведь главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.

Что значит одаренные дети

Что значит одаренные дети

Что значит одаренные дети

Что значит одаренные дети

Что значит одаренные дети

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Что значит одаренные детиЧто значит одаренные детиПопробовать бесплатно

Что значит одаренные дети

Что значит одаренные дети

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

Что значит одаренные дети

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Что значит одаренные детиПосмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Что значит одаренные дети

Что значит одаренные дети

Что значит одаренные дети

Что значит одаренные дети

Звонок по России бесплатный

Что значит одаренные дети

Что значит одаренные дети

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Источник

Детская одаренность

Что такое дет­ская ода­рен­ность? Какие виды бывают ода­рен­но­сти у детей? Какого ребенка счи­тают ода­рен­ным? На эти и дру­гие вопросы отве­чает книга А. И. Савен­кова, кото­рая отра­жает совре­мен­ные пред­став­ле­ния о дет­ской ода­рен­но­сти и т.д. Этот труд адре­со­ван не только учи­те­лям и вос­пи­та­те­лям дет­са­дов, а и родителям.

Чело­ве­че­ское мыш­ле­ние, спо­соб­ность к твор­че­ству — вели­чай­ший дар при­роды. Очень важно пони­мать, что даром этим при­рода отме­чает каж­дого человека.Но так же оче­видно и то, что свои дары она поровну не делит и кого — то награж­дает щедро, не ску­пясь, а кого — то обхо­дит сто­ро­ной. Ода­рен­ным же при­нято назы­вать того, чей дар явно пре­вос­хо­дит некие сред­ние воз­мож­но­сти, спо­соб­но­сти большинства.

Идея нерав­но­мер­но­сти этого рас­пре­де­ле­ния вполне оче­видна, однако не все с ней согласны Как-то, сме­ясь, Мон­тень заме­тил, что из всех спо­соб­но­стей Бог наи­бо­лее спра­вед­ливо рас­пре­де­лил умствен­ные — ибо никто не жалу­ется на их недостаток.

Мно­гие спе­ци­а­ли­сты назы­вают ода­рен­но­стью гене­ти­че­ски обу­слов­лен­ный ком­по­нент спо­соб­но­стей. Этот гене­ти­че­ски обу­слов­лен­ный дар в зна­чи­тель­ной мере опре­де­ляет как конеч­ный итог (резуль­тат раз­ви­тия), так и темп раз­ви­тия. Внеш­нее окру­же­ние, или, как гово­рят в про­фес­си­о­наль­ной лите­ра­туре, среда и вос­пи­та­ние, либо подав­ляют его, либо помо­гают этому дару рас­крыться. И подобно тому, как юве­лир может пре­вра­тить при­род­ный алмаз в рос­кош­ный брил­ли­ант, бла­го­при­ят­ная окру­жа­ю­щая среда и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ное педа­го­ги­че­ское руко­вод­ство спо­собны пре­вра­тить этот при­род­ный дар в выда­ю­щийся талант.

Эта про­стая и, каза­лось бы, оче­вид­ная мысль с боль­шим тру­дом про­би­вала себе дорогу в оте­че­ствен­ной педа­го­гике и педа­го­ги­че­ской пси­хо­ло­гии. Мно­гие в нашем оте­че­стве не хотели и до сих пор не хотят “ждать мило­стей от при­роды”. Отсюда и идеи о том, что нет детей ода­рен­ных и нет не ода­рен­ных. Есть лишь те, кого пра­вильно или непра­вильно обу­чали и вос­пи­ты­вали, “нет пло­хих уче­ни­ков, есть пло­хие учителя…”.

Жаль разо­ча­ро­вы­вать этих людей, но при­рода не живет по их уста­нов­кам, у нее свои законы и пра­вила рас­пре­де­ле­ния даров, и видимо, свои пред­став­ле­ния о спра­вед­ли­во­сти и равновесии.

В послед­нее время мно­гое стало меняться, и тер­мин “ода­рен­ность” вновь стал исполь­зо­ваться в про­фес­си­о­наль­ной лите­ра­туре. Но споры не окончены.

Немного истории

Для выяс­не­ния сути поня­тия “ода­рен­ность” кратко оста­но­вимся на исто­рии его иссле­до­ва­ния. Это важно потому, что ста­рые, отжив­шие свой век и отверг­ну­тые нау­кой тео­рии и пред­став­ле­ния про­дол­жают жить в созна­нии людей, и ори­ен­та­ция на них порож­дает не про­сто массу заблуж­де­ний, но и крайне нега­тивно вли­яет на прак­тику вос­пи­та­ния и обу­че­ния, а сле­до­ва­тельно, на судьбы детей.

Дол­гое время гос­под­ство­вало пред­став­ле­ние о боже­ствен­ном про­ис­хож­де­нии дара, опре­де­ля­ю­щего инди­ви­ду­аль­ные раз­ли­чия людей. Так, напри­мер, еще Пла­тон писал о том, что “…поэт тво­рит не от искус­ства и зна­ния, а от боже­ствен­ного предопределения”.

Но при­мерно в сере­дине XIX века сфор­ми­ро­ва­лось дру­гое пони­ма­ние. Извест­ный англий­ский уче­ный Френ­сис Галь­тон, вдох­нов­лен­ный тру­дами сво­его дво­ю­род­ного брата Чарльза Дар­вина, стал активно раз­ра­ба­ты­вать идею о том, что гени­аль­ный чело­век — “про­дукт гени­аль­ного рода”. Он вни­ма­тельно про­ана­ли­зи­ро­вал родо­слов­ные выда­ю­щихся людей сво­его вре­мени и про­шлого и нашел ряд зако­но­мер­но­стей, доста­точно ясно ука­зы­ва­ю­щих, с его точки зре­ния, на то, что про­яв­ле­ния ода­рен­но­сти зави­сят в первую оче­редь от наследственности.

Однако уже позже, с появ­ле­нием и раз­ви­тием гене­тики, было дока­зано, что про­цесс пере­дачи наслед­ствен­ных при­зна­ков опо­сре­до­ван мно­же­ством фак­то­ров и имеет далеко не пря­мой харак­тер. Говоря иначе, дар, о кото­ром мы гово­рим, не может быть уна­сле­до­ван напря­мую, подобно родо­вому замку, дво­рян­скому титулу, мель­нице или Коту в сапо­гах, как, напри­мер, в зна­ме­ни­той сказке Ш. Перро.

Оста­но­вимся на этом подроб­нее несколько позже. А пока отме­тим важ­ную веху в исто­рии изу­че­ния про­блемы ода­рен­но­сти — Ф. Галь­тон, образно говоря, спу­стил про­блему ода­рен­но­сти с небес на землю. После него идея боже­ствен­ной при­роды ода­рен­но­сти в серьез­ных науч­ных источ­ни­ках уже не обсуж­да­ется, раз­ра­ботка про­блем ода­рен­но­сти идет в дру­гом, есте­ствен­но­на­уч­ном русле.

Парал­лельно, правда, суще­ство­вала и прямо про­ти­во­по­лож­ная точка зре­ния, согласно кото­рой ника­кого дара (ни боже­ствен­ного, ни врож­ден­ного) вообще не суще­ствует. Эта идея нашла свое выра­же­ние в несколько стран­ном тер­мине “tabula rasa” (лат. “чистая доска”). Ребе­нок подо­бен “чистой доске”, без вся­ких зна­ков и идей, и нет ника­кой, ни боже­ствен­ной, ни наслед­ствен­ной, пред­рас­по­ло­жен­но­сти к умствен­ной или какой-либо дру­гой дея­тель­но­сти. Несмотря на явную сомни­тель­ность, ощу­щав­шу­юся еще в пору сво­его зарож­де­ния, дан­ная тео­рия нахо­дит своих при­вер­жен­цев и поныне.

Реаль­ная прак­тика сви­де­тель­ство­вала о том, что умствен­ные, твор­че­ские спо­соб­но­сти людей не равны и отли­чия эти про­яв­ля­ются уже в дет­стве. Диа­па­зон их очень широк — от умствен­ной отста­ло­сти до высо­кой сте­пени ода­рен­но­сти. Объ­яс­нить эти раз­ли­чия только воз­дей­ствием среды и вос­пи­та­ния невоз­можно. В осо­бен­но­сти, когда речь идет о редко встре­ча­ю­щихся, выда­ю­щихся про­яв­ле­ниях одаренности.

Одаренность общая и специальная

Но споры велись и среди тех, кто при­зна­вал суще­ство­ва­ние ода­рен­но­сти. Спо­рили о том, суще­ствует ли так назы­ва­е­мая общая ода­рен­ность как “уни­вер­саль­ная спо­соб­ность” (спо­соб­ность ко всему) или дар все­гда про­яв­ля­ется только в одной или несколь­ких сфе­рах деятельности.

Боль­шая часть иссле­до­ва­те­лей скло­ня­лась к тому, что ода­рен­ность — инте­гра­тив­ное (сум­мар­ное, общее) лич­ност­ное свой­ство. Иначе говоря, если чело­век ода­рен, то он спо­со­бен достичь успе­хов во мно­гих видах дея­тель­но­сти. Прак­тика пока­зы­вала, что выда­ю­щи­еся ода­рен­ные люди довольно часто дости­гали вер­шин одно­вре­менно в самых раз­ных обла­стях: Лео­нардо да Винчи был и худож­ни­ком, и инже­не­ром, и выда­ю­щимся есте­ство­ис­пы­та­те­лем; М. В. Ломо­но­сов был не только выда­ю­щимся уче­ным, но и поэтом и худож­ни­ком; А. С. Пуш­кин писал стихи и прозу, а кроме того, делал пре­крас­ные иллю­стра­ции к своим про­из­ве­де­ниям, и спи­сок этот можно долго продолжать.

Но раз­ра­ба­ты­ва­лась и дру­гая точка зре­ния: согласно ей нет ода­рен­но­сти вообще, ода­рен­ность все­гда при­вя­зана к опре­де­лен­ному виду дея­тель­но­сти, она все­гда либо мате­ма­ти­че­ская, либо музы­каль­ная, либо лите­ра­тур­ная, либо спор­тив­ная и далее прак­ти­че­ски до бес­ко­нечно-сти. Выхо­дит, сколько видов дея­тель­но­сти, столько и видов одаренности.

Эта идея при­об­рела попу­ляр­ность в основ­ном среди тех, кто прежде активно высту­пал про­тив самого поня­тия “ода­рен­ность”, но вынуж­ден был при­знать его суще­ство­ва­ние под дав­ле­нием реально наблю­да­е­мых явле­ний. Ведь если мы при­знаем эту точку зре­ния, то мы вынуж­дены при­знать и выте­ка­ю­щий отсюда логи­че­ский вывод: нет людей (детей) не ода­рен­ных, каж­дый ода­рен в какой-либо обла­сти, надо только найти эту область и помочь чело­веку (ребенку) реализоваться.

Но как же на самом деле?

Резуль­таты иссле­до­ва­ний спе­ци­а­ли­стов на про­тя­же­нии всего XX века убе­ди­тельно сви­де­тель­ствуют о том, что об ода­рен­но­сти ско­рее сле­дует гово­рить как об инте­граль­ном, сум­мар­ном лич­ност­ном свой­стве. В пси­хике выда­ю­щихся людей есть некие общие спо­соб­но­сти, кото­рые уни­вер­сальны и не свя­заны с какой-то спе­ци­аль­ной деятельностью.

Спе­ци­аль­ная ода­рен­ность, допус­ка­ю­щая ситу­а­цию, что чело­век ода­рен в какой-то одной сфере дея­тель­но­сти и прак­ти­че­ски не при­го­ден к дру­гой, в при­роде — боль­шая ред­кость. Извест­ный рос­сий­ский пси­хо­лог В. Д. Шад­ри­ков отме­тил в одной из своих работ, что при­рода не могла поз­во­лить себе рос­кошь закла­ды­вать в гено­тип столько спе­ци­аль­ных спо­соб­но­стей. И потом, пси­хика чело­века фор­ми­ро­ва­лась много мил­ли­о­нов лет, а мно­гие виды дея­тель­но­сти, о выда­ю­щихся дости­же­ниях в кото­рых мы гово­рим как о спе­ци­аль­ной ода­рен­но­сти, появи­лись лишь несколько сотен лет тому назад.

Для того чтобы рас­смот­реть про­блему раз­ви­тия общих и спе­ци­аль­ных спо­соб­но­стей, можно при­ме­нить попу­ляр­ный в био­ло­гии и прак­ти­че­ски не исполь­зу­е­мый в пси­хо­ло­гии науч­ный прием — метод модель­ных систем. Как известно, при­рода строит свои системы по общим зако­нам, и алго­ритмы раз­ви­тия исполь­зу­ются одни и те же, то есть одна при­род­ная система вполне может слу­жить моде­лью дру­гой. В каче­стве такой модель­ной системы нам послу­жит… живое дерево!

От ствола отхо­дят сна­чала круп­ные ветви, они ста­но­вятся тоньше, делятся; тон­кие ветви, в свою оче­редь, делятся еще и еще… Пред­ста­вим себе, напри­мер, ветвь “худо­же­ствен­ная ода­рен­ность”. Спо­соб­но­сти к музыке, изоб­ра­зи­тель­ному искус­ству, лите­ра­туре, арти­сти­че­ские спо­соб­но­сти — это раз­ные спо­соб­но­сти. Но при этом они имеют много общего, и это общее обычно и объ­еди­ня­ется сло­вами “худо­же­ствен­ная ода­рен­ность”, “худо­же­ствен­ные спо­соб­но­сти”. И подобно тому, как от боль­шой ветви отхо­дят ветви меньше и тоньше, так из “общих худо­же­ствен­ных спо­соб­но­стей” вырас­тают спо­соб­но­сти “изоб­ра­зи­тель­ные”, “музы­каль­ные”, “арти­сти­че­ские” и др. Поэтому мно­гие худож­ники могут писать стихи без осо­бых слож­но­стей, музы­канты зани­ма­ются живо­пи­сью, а писа­тели иллю­стри­руют соб­ствен­ные произведения.

Чем больше у чело­века раз­ви­тых част­ных спо­соб­но­стей — “вет­вей”, чем выше уро­вень раз­ви­тия каж­дой, тем пыш­нее, вет­ви­стее крона нашего вооб­ра­жа­е­мого дерева. Чем рав­но­мер­нее, гар­мо­нич­нее раз­виты эти част­ные спо­соб­но­сти (ветви), тем более орга­нич­ным выгля­дит вооб­ра­жа­е­мое дерево.

В педа­го­ги­че­ском плане вопрос об общей и спе­ци­аль­ной ода­рен­но­сти имеет и важ­ный воз­раст­ной аспект.

Актуальная и потенциальная, ранняя и поздняя одаренность у детей

Спе­ци­а­ли­сты рас­смат­ри­вают дет­скую ода­рен­ность еще в одном аспекте — насколько она в дан­ное время про­яв­лена ребен­ком. Про­яв­лен­ную, оче­вид­ную ода­рен­ность, то есть заме­чен­ную пси­хо­ло­гами, педа­го­гами, роди­те­лями, назы­вают “акту­аль­ной”. И напро­тив, ода­рен­ность, кото­рая не сразу заметна, не оче­видна для окру­жа­ю­щих, назы­вают “потен­ци­аль­ной”.

Наи­бо­лее про­дук­ти­вен педа­го­ги­че­ский путь, согласно кото­рому ода­рен­ность на ран­них воз­раст­ных эта­пах (стар­ший дошколь­ный и млад­ший школь­ный воз­раст), должна рас­смат­ри­ваться и раз­ви­ваться пре­иму­ще­ственно как общая, уни­вер­саль­ная спо­соб­ность. А с воз­рас­том эта уни­вер­саль­ная, “общая спо­соб­ность” все более при­об­ре­тает спе­ци­фи­че­ские черты и опре­де­лен­ную пред­мет­ную направ­лен­ность. И глав­ная педа­го­ги­че­ская задача в этот период сме­ща­ется с раз­ви­тия общих спо­соб­но­стей к поиску адек­ват­ного спо­соба реа­ли­за­ции лич­но­сти в опре­де­лен­ных видах деятельности.

Мно­гие извест­ные уче­ные, музы­канты, худож­ники и даже писа­тели про­явили свои выда­ю­щи­еся спо­соб­но­сти сразу в ран­нем воз­расте. Всем известны бле­стя­щие твор­че­ские дости­же­ния малень­кого В.-А. Моцарта, выда­ю­щи­еся успехи в дет­стве Ф. Галь­тона, И. И. Меч­ни­кова, К. Гаусса, Н. Вин­нера, Г. В. Лейб­ница, В. Гюго. Этот спи­сок можно про­дол­жить. Довольно часто ода­рен­ные дети ста­но­вятся выда­ю­щи­мися взрос­лыми, но не всегда.

И наобо­рот, не менее часто дети, не про­явив­шие себя в дет­стве, дости­гали выда­ю­щихся резуль­та­тов в зре­лом воз­расте. Нередко выда­ю­щийся умствен­ный потен­циал, как сви­де­тель­ствуют био­гра­фии мно­гих извест­ных людей, дол­гое время оста­ется неза­ме­чен­ным окружающими.

Есте­ственно, что в каж­дом слу­чае при­чины, по кото­рым ода­рен­ность оста­ва­лась неза­ме­чен­ной, раз­личны. Потен­циал может быть дей­стви­тельно не про­яв­лен до опре­де­лен­ного вре­мени. А может быть, роди­тели, педа­гоги и дру­гие взрос­лые были невни­ма­тельны к тон­ким дви­же­ниям дет­ской души, им не хва­тило зна­ний, у них не сра­бо­тала инту­и­ция. Или напро­тив, в силу непо­ни­ма­ния они не заме­тили в ребенке этих выда­ю­щихся потен­ци­аль­ных воз­мож­но­стей и даже рас­смат­ри­вали про­яв­ле­ния твор­че­с­ко­сти, интел­лек­ту­аль­ной ини­ци­а­тивы как нега­тив­ные свой­ства. А наи­бо­лее цен­ными счи­тали совсем другие.

Всем нам по соб­ствен­ному опыту известно, что нередко встре­ча­ются роди­тели, школь­ные учи­теля, вузов­ские про­фес­сора, руко­во­ди­тели про­из­вод­ства, кото­рые ценят при­ле­жа­ние, послу­ша­ние, акку­рат­ность выше ори­ги­наль­но­сти, сме­ло­сти, неза­ви­си­мо­сти дей­ствий и суждений.

Свое­об­раз­ное под­твер­жде­ние этой мысли нашли аме­ри­кан­ские уче­ные, изу­чив­шие под этим углом зре­ния био­гра­фии 400 выда­ю­щихся людей. В иссле­до­ва­нии обна­ру­жено, что 60 % из них имели серьез­ные про­блемы в период школь­ного обу­че­ния в плане при­спо­соб­ле­ния к усло­виям обучения.

Факт суще­ство­ва­ния акту­аль­ной и потен­ци­аль­ной ода­рен­но­сти делает осо­бенно важ­ной дру­гую про­блему, про­блему про­гно­зи­ро­ва­ния раз­ви­тия. Какие при­знаки, свой­ства лич­но­сти, черты харак­тера, осо­бен­но­сти пове­де­ния и дея­тель­но­сти могут ука­зать взрос­лому на то, что ребе­нок в буду­щем может стать выда­ю­щимся уче­ным, худож­ни­ком, лиде­ром? Ответ на этот слож­ный вопрос не может быть про­стым. Уче­ные уже обна­ру­жили ряд зако­но­мер­но­стей, поз­во­ля­ю­щих про­гно­зи­ро­вать буду­щее ребенка, но до алго­ритма постро­е­ния надеж­ных обос­но­ван­ных про­гно­зов еще бес­ко­нечно далеко.

При этом миро­вой педа­го­ги­че­ский опыт пока­зы­вает, что часто вера в воз­мож­но­сти вос­пи­тан­ника, помно­жен­ная на мастер­ство роди­те­лей и педа­го­гов, спо­собна тво­рить педа­го­ги­че­ские чудеса. В жизни часто ока­зы­ва­ется важно даже не то, что дала чело­веку при­рода, а то, что он сумел сде­лать с тем даром, что у него есть.

Сколько всего одаренных детей

Трудно опре­де­лить, кто из детей ода­рен. Еще слож­нее ска­зать, кто из них может стать и ста­нет выда­ю­щимся уче­ным, худож­ни­ком, обще­ствен­ным дея­те­лем. Но на вопрос о том, сколько всего ода­рен­ных, как и на вопрос, сколько в обще­стве может быть выда­ю­щихся людей, как ни странно, отве­тить несколько проще. Правда, опыт пока­зы­вает, что не сле­дует спра­ши­вать об этом у пси­хо­ло­гов и педа­го­гов. Боль­шин­ство из них при ответе на него бук­вально начи­нают захле­сты­вать эмо­ции, и они назы­вают то 1 %, то 2 %, то 5 %, то 20 % от общего числа детей.

Более объ­ек­тивны в дан­ном слу­чае спе­ци­а­ли­сты по мате­ма­ти­че­ской ста­ти­стике. Для ответа на этот вопрос они поль­зу­ются не наблю­де­ни­ями, в кото­рых уже по опре­де­ле­нию велик эле­мент субъ­ек­ти­визма, и не резуль­та­тами экс­пе­ри­мен­тов, кото­рые можно истол­ко­вы­вать по-раз­ному, и уж конечно не руко­вод­ству­ясь эмо­ци­о­наль­ными поры­вами, а опи­ра­ясь на стро­гие мате­ма­ти­че­ские законы, опи­сы­ва­ю­щие при­род­ные явле­ния. Один из них — закон нор­маль­ного распределения.

Он выра­жа­ется гра­фи­че­ски кри­вой, напо­ми­на­ю­щей коло­кол. Цен­траль­ная часть этой кри­вой (верх­няя, сред­няя часть коло­кола) сим­во­ли­зи­рует норму, а сим­мет­рич­ные левая и пра­вая ее части — откло­не­ния от этой нормы. Осо­бенно широко этот закон при­ме­ня­ется в био­ло­гии (био­мет­рии). Согласно ему, в любой попу­ля­ции общее число нор­маль­ных осо­бей нахо­дится в пре­де­лах 68 %, суще­ствен­ные откло­не­ния в обе сто­роны состав­ляют по 16 %.

Чтобы про­ил­лю­стри­ро­вать его дей­ствие, часто исполь­зуют при­мер с изме­ре­нием роста ново­бран­цев, при­шед­ших на при­зыв­ной пункт. Пред­ста­вим, что врачи изме­рили рост несколь­ких тысяч ново­бран­цев. Боль­шая их часть неиз­бежно ока­жется при­мерно одного, сред­него, роста. Раз­ница в росте между ними будет коле­баться в крайне незна­чи­тель­ных пре­де­лах. Число таких людей состав­ляет при­мерно 68%. Но при этом обя­за­тельно най­дутся те, кто выше, и те, кто ниже сред­них зна­че­ний. Зна­чи­тель­ные откло­не­ния начи­на­ются при­мерно с 16 %. При­чем чем выше сте­пень откло­не­ния, тем реже оно встре­ча­ется. То есть очень высо­кие и очень низ­кие люди — боль­шая редкость.

То же самое про­ис­хо­дит и с умствен­ными спо­соб­но­стями. Но поскольку их реаль­ное изме­ре­ние про­из­ве­сти зна­чи­тельно слож­нее, чем, напри­мер, рост, вес, объем груд­ной клетки, то обычно пред­ла­га­ется рас­смат­ри­вать несколько иные цифры. Норма колеб­лется в интер­вале 60–70 %, соот­вет­ственно коли­че­ство откло­не­ний (ода­рен­ных и отста­ю­щих) будет нахо­диться в этом слу­чае в пре­де­лах 15–20 % для каж­дой группы.

При­чем отме­тим еще раз, чем выше сте­пень откло­не­ния (как ода­рен­но­сти, так и отста­ло­сти), тем реже это откло­не­ние можно встре­тить. Еще Ф. Галь­тон отме­чал, что “выда­ю­щийся гений”, столь же боль­шая ред­кость, как и “пол­ный идиот”. Ф. Галь­тон, опе­ри­руя зако­ном нор­маль­ного рас­пре­де­ле­ния, отме­чал, что если уро­вень умствен­ного раз­ви­тия нор­маль­ного чело­века при­нять условно за 100 еди­ниц, то умствен­ные спо­соб­но­сти гения будут равны 200, а иди­ота — 0.

Зна­чи­тельно позже, в 1912 году, извест­ный немец­кий уче­ный Вильям Штерн исполь­зо­вал это число — 100 — для фор­мулы рас­чета коэф­фи­ци­ента интел­лекта (IQ).

Что значит одаренные детиХро­но­ло­ги­че­ский воз­раст опре­де­ля­ется очень легко, а вот умствен­ный опре­де­ляли по спе­ци­аль­ным тестам (от англий­ского test — “проба”, “опыт”). О пра­во­мер­но­сти этих изме­ре­ний мы пого­во­рим отдельно. В дан-ном слу­чае нам важен сам прин­цип расчета.

Извест­ный спе­ци­а­лист по кон­стру­и­ро­ва­нию ана­ло­гич­ных тестов, автор широко извест­ной мето­дики диа­гно­стики интел­лекта, аме­ри­кан­ский пси­хо­лог Дэвид Векслер обсле­до­вал 1,7 тыс. людей и на осно­ва­нии полу­чен­ных дан­ных пред­ло­жил сле­ду­ю­щую классификацию.

Таб­лица 1. Пока­за­тели интел­лек­ту­аль­ной одаренности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *