Что значит очерстветь сердцем
Избавление сердца от чёрствости
Молодые люди, которые приобщились к религии, приобщились к хорошим поступкам, часто задают такой вопрос: «Как же сделать своё сердце утончённым? Как сделать его более чувствительным?» Т. е. речь идёт о чёрствости сердца, «толстокожести». Это очень важный вопрос. И люди, что задают этот вопрос, радуют тем, что обнаружили эту болезнь у себя и хотят бороться с ней.
Тогда как большинство мусульман, которые только знают, что они мусульмане, ещё не обнаружили у себя этот порок. Они просто этнически себя к мусульманам относят и страдают этой болезнью, сами того не зная. И вопросов подобных, конечно же, у них не возникнет.
Когда ты обнаруживаешь эту болезнь у себя – это очень хорошо. Это значит, что ты на истинном пути, ты обнаружил ту преграду, которая препятствует твоему приближению к Всевышнему Аллаху и поклонению Ему. Те люди, что не обнаружили болезнь, и лечения не ищут.
Лекарство, которое переводит мусульманина из состояния забвения в состояние поминания Всевышнего, ощущения взора Всевышнего Аллаха за собой. Это называется халят аш-шухуд – состояние, в котором человек обнаруживает, что сердце у него стало утончённым, чувствительным. Для этого единственное лекарство – систематическое поминание Всевышнего Аллаха, не только просто поминать, а проявлять усердие в этом, используя вирд.
Что же такое вирд? Вирд – это слово, которое имеет основание из Корана и хадисов, из жизни Пророка (мир ему и благословение) и сподвижников. Смысл этого слова таков: систематическое соблюдение определённых видов, форм поминания Всевышнего Аллаха, которые ты стараешься ни в коем случае не пропускать и ради Всевышнего соблюдать. Поминание Всевышнего только таким образом может избавить сердца от того наслоения, которое в Коране названо «ар-ран».
Сердца наши ржавеют, как ржавеет металл. Со временем, когда мы заполняем наши сердца мыслями о мирском или же когда мы совершаем грехи, сердце покрывается слоем, который назван в Коране словом «ар-ран». Он делает сердце чёрствым, и человек уже очень слабо чувствует проповедь проповедников, очень слабо влияют на него мысли о смерти и т. д. И таким образом, это становится причиной его отдаления от Всевышнего Аллаха.
Большинство из мусульман находятся в подобном состоянии в таком традиционном соблюдении этой религии. Религия для них – это традиция, если они молятся, то только физически – совершая поясные и земные поклоны, завершают молитву и возвращаются к мирской суете. Если наступит пост месяца рамадан, то они постятся только лишь пройдя через голод и жажду, при этом их души переживают совсем другое состояние. И также во время хаджа, мы знаем, сколько разных намерений тянет туда людей. И мало тех, которые, соблюдая эту религию, вникают не только в её форму, но и в её содержание.
Содержанием, духом поклонения, конечно же, является ощущение взора Всевышнего Аллаха, то, что мы называем смиренностью во время исполнения тех или иных предписаний Аллаха. Усердное поминание Всевышнего приводит нас в то состояние, в котором мы совершаем не форменные предписания, не становимся форменными мусульманами, а становимся истинными мусульманами, которые проходят через внутренние ощущения, через смиренность, когда они поклонятся Аллаху, да и вообще – когда совершают обыденные дела, то всегда ощущают взор Всевышнего Аллаха.
Когда человек поминает Аллаха усердно, он старается не упустить время и ни в коем случае не откладывать и своевременно выполнять долг поминания Всевышнего, посредством которого старается приблизиться к Аллаху, познать Его.
Если бы мы хорошо понимали суть аятов Корана, в которых Всевышний говорит, что уверовавшие – это те, кто усердно, систематически поминает Аллаха по ночам и на рассвете. В Коране сказано (смысл): «Они мало из ночи спят и при рассвете просят прощение у Всевышнего».
И вирд, который даёт наставник, обычно состоит из истигфара (просьба о прощении грехов), из поминания Аллаха и салавата (прославление Пророка (мир ему и благословение)). По этому поводу Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Воистину, я ощущаю слой на своём сердце и обращаюсь к Аллаху с просьбой простить мои грехи в течение дня 70 раз». Если Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит так о себе, то что остаётся нам? В хадисе, приводимом Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), обращаясь к сподвижникам, сказал: «Обновляйте свою веру!» Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), как же нам обновить веру?» Он сказал: «Вы чаще говорите слова «ля иляха илляллах» (Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха.) (Ахмад).
Значит, нашей вере свойственно ослабление. Потому что человек в этой жизни сталкивается с множеством вещей, которые ослабляют его веру. А для её укрепления надо чаще говорить «ля иляха илляллах».
Великие имамы призывают тех людей, кто систематически совершают какое-то богослужение (вирд), чтобы они его возмещали, если пропустят. Имам ан-Навави говорит: «Если человек занимается поклонением Всевышнему посредством поминания (зикр) днём или ночью и если он его упускает, то очень желательно возместить». Это важно.
Второй праведный халиф Умар бин аль-Хаттаб (да будет Аллах доволен им) говорит: «Тот человек, который проспал свой вирд или часть из него, потом исполнил его между утренней и полуденной молитвами, то ему будет записано это, как будто бы он совершил его ночью».
Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) проявляли особое усердие в поминании Всевышнего Аллаха и применяли особые средства. Однажды, заходя в дом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел, что его жена Сафия поставила перед собой четыре тысячи семян и поминает посредством них Аллаха. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение)восхвалил её рвение и стремление, одобрил её поступок и даже подсказал некоторые слова, чтобы она продолжала поминание Аллаха.
Также от одного из великих сподвижников Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) приводятся достоверные сведения о том, что у него был особый мешочек, в котором он держал косточки фиников сорта «аджва», посредством них он поминал Всевышнего после утреннего намаза.
Приводятся также сведения о том, что у сподвижника Сада были особые круглые камешки, на которых он так же поминал Аллаха. Ещё достоверно приводится, что у Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) была нить с тысячами узлов, на которых он также исполнял свой долг – поминание Всевышнего.
Это всё говорит о том, что эти люди считали себя нуждающимися в излечивании своих сердец поминанием Всевышнего, прославлением Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
В число слов, которые укрепляют, утончают сердца уверовавших, приближают к довольству Аллаха входит прославление Посланника Аллаха (мир ему и благословение) – салават. Ибо Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Воистину, Аллах и Его ангелы прославляют Всевышнего Аллаха и вы, о те, которые уверовали, прославляйте его».
Что же такое салават? Это обращение к Всевышнему Аллаху с мольбой возвышения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в степени, в положении перед Ним. Многие из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) указывают на особое вознаграждение, которое даётся за чтение салавата. Но важно следующее. Абдуррахман бин Авф говорит: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вышел, и я последовал за ним, он направился в сторону пальмового сада, приступил к молитве и очень долго задержался в земном поклоне, что меня насторожило, и я начал беспокоиться: вдруг что-то стало с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). После молитвы, увидев мою настороженность, он сказал мне: «Что с тобой, о Абдуррахман?» Я сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда ты долго задержался в земном поклоне я испугался». И тогда он сказал: «Ко мне пришёл Джабраил (мир ему) и сказал: “Обрадовать ли тебя доброй вестью? Всевышний Аллах говорит: «Того, кто прославит салаватом Моего Посланника (мир ему и благословение), Я прославлю, того, кто поприветствует Моего Посланника (мир ему и благословение), Я поприветствую»”» (Насаи, Ибн Хиббан). Наверное, для того, чтобы убедиться в необходимости частого прославления Посланника Аллаха (мир ему и благословение), одного этого хадиса было бы достаточно.
Еще Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Приблизился Судный час, поминайте Всевышнего Аллаха». В это время один из присутствующих спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословление)! Я прославляю тебя очень часто, сколько мне это делать?» Пророк (мир ему и благословление) ответил: «Сколько тебе угодно». Он сказал: «Тогда я буду четверть всего моего времени прославлять тебя». На что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) ответил: «Прославляй, сколько хочешь, чем больше будешь прославлять, тем больше будет благо для тебя». И этот сподвижник сказал: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословление)! Я всё своё время буду проводить, прославляя тебя». Тогда Пророк (мир ему и благословление) изрёк: «Этим тебя Аллах избавит от невзгод, переживаний и простит твои грехи».
Иногда мы слышим и такие фразы: «Разве Посланник Аллаха (мир ему и благословление) нуждается в том, чтобы мы очень часто прославляли его? Ведь он прославлен Всевышним, он на своём заслуженном уровне, независимо от того, прославляем мы его или нет?» Дело в том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) – это тот посредник, посредством которого до нас дошёл Коран, религия Ислам, мы познали единобожие и стали поклоняться единому Аллаху, посредством которого приобретаем спасение и в этом мире, и в вечной жизни. Всевышний Аллах учит нас, чтобы мы были благодарными людьми, и у каждого мусульманина есть долг пред Посланником Аллаха (мир ему и благословление).
Прославляя его, мы отдаём должное Посланнику Аллаха (мир ему и благословление), который нас спас от заблуждения. Есть сведения, что в любом случае, какой бы раб Всевышнего не прославил Посланника Аллаха (мир ему и благословление), ему об это становится известно, и он довольствуется этим.
Давайте мы вспомним аят Корана, в котором Всевышний Аллах говорит (смысл): «Твой господь предписал тебе поклоняться только Ему и оказывать добро своим родителям, ≤…..≥ ты скажи: о Аллах, прояви милосердие к моим родителям, как они проявили своё милосердие ко мне». Вы думаете, родители за то милосердие, что оказали своим детям, за те тяготы, что испытала мать, не получат вознаграждения у Аллаха независимо от того, попросит их дитя у Аллаха милосердие для них или нет. Независимо от этого, они получают свою награду, за всё то, что они делают детям. Но Всевышний Аллах всё-таки призывает детей, чтобы они просили у Него милосердия для их родителей, ибо это долг детей перед родителями. Прославление Посланника Аллаха (мир ему и благословление) – также долг каждого мусульманина. Всякий раз, когда мы поминаем Посланника Аллаха (мир ему и благословление), должны прославлять его словами «салляллаху аляйхи васаллям».
В заключение хотелось бы ещё раз напомнить, что без систематического поминания мы ничего не добьёмся, а для этого нужно каждый день выделять особое время для поминания Всевышнего Аллаха.
Четыре признака чёрствости сердца
За грехи, совершённые в этом мире, человек будет подвергнут наказанию в Ахирате. Помимо этого, совершение злодеяний отдаляет человека от Всевышнего и подстрекает совершать всё больше и больше грехов.
Совершение грехов и ослушание Господу имеют множество негативных последствий, но самым опасным для верующего является очерствение сердца. Сердце искреннего верующего всегда желает совершать благие деяния, ведь верующий постоянно очищает своё сердце посредством искреннего покаяния и частого поминания Аллаха.
Сердца же грешников не готовы принимать истину и не жаждут совершения поклонения и благих деяний. Описывая наказание сынов Исраиля, Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
فَبِمَا نَقْضِهِم مِّيثَاقَهُمْ لَعَنَّاهُمْ وَجَعَلْنَا قُلُوبَهُمْ قَاسِيَةً يُحَرِّفُونَ الْكَلِمَ عَن مَّوَاضِعِهِ وَنَسُوا حَظًّا مِّمَّا ذُكِّرُوا بِهِ
(смысл): «И за то, что они (иудеи) нарушили свой договор, Мы отдалили их от нашей милости (прокляли) и сделали сердца их такими чёрствыми, что они не принимают истину. Они искажают слова (Торы), переставляя их местами, измышляя на Аллаха ложь, и сами они забыли часть того, о чём им напоминали (оставили выполнение того, что им было ниспослано в Торе)». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Маида: 13)
У каждого человека вначале бывает чистое и прозрачное, как стекло, сердце. Как только он совершает первый грех, на этом «стекле», как ржавчина на металле, появляется первая точка. Таким образом, по мере грехопадения человека его сердце полностью покрывается ржавчиной, и такого человека очень трудно привести к истине.
Людей с чёрствыми сердцами не образумит даже божья кара
В священном Коране Всевышний Аллах нам рассказывает истории неверных народов, которые не пришли на истинный путь даже после суровых испытаний. Все эти бедствия и несчастья, которые ниспослал им Всевышний, они называли чарами пророков (мир им). Причиной этому была чёрствость их сердец.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
وَلَقَدْ أَرْسَلْنَا إِلَى أُمَمٍ مِّن قَبْلِكَ فَأَخَذْنَاهُم بِالْبَأْسَاءِ وَالضَّرَّاءِ لَعَلَّهُمْ يَتَضَرَّعُونَ فَلَوْلَا إِذْ جَاءَهُم بَأْسُنَا تَضَرَّعُوا وَلَكِن قَسَتْ قُلُوبُهُمْ وَزَيَّنَ لَهُمُ الشَّيْطَانُ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
(смысл): «И вот уже Мы посылали пророков к народам, которые были до тебя, о Мухаммад, но те общины отвергли пророков, и охватывали Мы их крайней бедностью, бедами и болезнями, чтобы они смирились перед своим Господом. О если бы, когда приходила к ним Наша ярость (наказание), они смирились пред Аллахом. Но очерствели их сердца, и они перестали внимать наставлениям, и шайтан разукрасил им их грехи и упорство в заблуждении». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Ан‘ам: 42-43)
Чёрствые сердца больше других заслуживают проклятия
Очерствение сердец сбивает человека с истинного пути и препятствует принятию истины. Очерствение сердец также призывает на человека проклятие Аллаха. Всевышний Аллах в Коране сказал:
أَفَمَن شَرَحَ اللَّهُ صَدْرَهُ لِلْإِسْلَامِ فَهُوَ عَلَى نُورٍ مِّن رَّبِّهِ فَوَيْلٌ لِّلْقَاسِيَةِ قُلُوبُهُم مِّن ذِكْرِ اللَّهِ أُولَئِكَ فِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ
(смысл): «Разве ж тот, чью грудь Аллах расширил для Ислама, и кто обладает знанием о Нём и о Его религии, равен тому, кому Аллах ослепил сердце и не даровал веру? Горе же (сильное наказание) обещано тем, чьи сердца чёрствы к поминанию Аллаха (не проявляют смирение при упоминании Аллаха). Те, у кого очерствели сердца, пребывают в явном заблуждении». («Сафват ат-тафасир», сура Аз-Зумар: 22)
Всевышний проклял тех, чьи чёрствые сердца не принимают истину и не проявляют смирение при Его поминании. Следовательно, они не принимают наставления Творца и не соблюдают Его предписания, что является признаком явного заблуждения.
Признаки чёрствости сердца
Как мы отметили выше, сердце человека не черствеет одномоментно. Это происходит постепенно, по мере совершения грехов. Истинный верующий умеет вовремя определить, что его сердце начинает черстветь и покрываться ржавчиной беспечности, и принимает необходимые меры для предотвращения этого явления.
Учёные выделяют ряд признаков ожесточения сердца. Зная их, мы сможем вовремя принять необходимые меры по очищению и смягчению наших сердец.
1. Неохотное совершение поклонения и благодеяний
Человек с чёрствым сердцем, например, совершает намаз, как обычные телодвижения – без смиренности и присутствия сердца. Более того, ему тяжело молиться, как будто он несёт на спине тяжёлое бремя, от которого желает быстренько освободиться.
Всевышний Аллах, описывая лицемеров в Священном Коране, сказал:
وَإِذَا قَامُواْ إِلَى الصَّلاَةِ قَامُواْ كُسَالَى
(смысл): «Когда они встают на намаз, то встают неохотно, без надежды на награду и не боясь наказания». («Сафват ат-тафасир, сура Ан-Ниса: 142)
2. Отсутствие влияния коранических аятов и наставлений
Человек с чёрствым сердцем слушает аяты Священного Корана, в которых ему угрожают наказанием в Ахирате, но его сердце не проявляет смиренности, он будто не замечает чтения Корана, а наоборот, чувствует тяжесть от этого.
Всевышний, восхваляя истинных верующих, в Коране сказал:
إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَانًا
(смысл): «Ведь истинными верующими являются только те, чьи сердца страшатся, когда им напоминают об Аллахе. А когда им читают Его аяты (Корана), они (аяты) усиливают их иман». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Анфаль: 2)
Наставления и назидания, которые приводятся в Коране, впечатляют богобоязненных верующих. А те, у кого чёрствые сердца, беспечны к чтению Корана, пропускают мимо ушей наставления Всевышнего Аллаха и совершенно не помнят того, что сами только что прочли.
3. Беспечность по отношению к смерти и к катастрофам
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
فَلَوْلَا إِذْ جَاءَهُم بَأْسُنَا تَضَرَّعُوا وَلَكِن قَسَتْ قُلُوبُهُمْ وَزَيَّنَ لَهُمُ الشَّيْطَانُ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
(смысл): «О если бы, когда приходила к ним Наша ярость (наказание), они смирились пред Аллахом. Но очерствели их сердца, и они перестали внимать наставлениям, и шайтан разукрасил им их грехи и упорство в заблуждении». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Ан‘ам: 43)
Смерть, которая ждёт каждого человека, является одним из самых действенных наставлений. Учитывая это, Посланник Аллаха ﷺ велел нам чаще посещать кладбище и обещал большое вознаграждение тем, кто принимает участие в похоронной процессии. Но людям, у которых чёрствые сердца, это не помогает.
4. Предпочтение этого мира Ахирату
Главной заботой человека с чёрствым сердцем становится мирское, а мирская выгода становится мерилом его любви и ненависти, а также отношения к людям. Его почитание к Всевышнему ослабевает, вера в Него уменьшается.
Нарушение запретов Аллаха не вызывает у него гнева. Он не волнуется, когда видит порицаемое. Он слышит о губительных деяниях, но не реагирует, как будто ничего не происходит. Не повелевает творить одобряемое, не выражает порицание греховному и не обращает внимания на грехи и злодеяния.
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Ожесточение. Отчего черствеют сердца
Отчего сердце человеческое ожесточается? Ответ кажется простым и очевидным: от перенесенных страданий и тягот, от нужды, от непосильного горя… А если еще точнее — от людской злобы и бесчувствия, на которые человек просто вынужден был научиться отвечать тем же. Вроде бы все тут логично и правильно. Но — лишь на первый взгляд.
При более серьезном рассуждении эта простая схема не выдерживает никакой критики. Уже хотя бы потому что огромное множество людей сумели не ожесточиться и сохранить способность к любви и милосердию в самых чудовищных условиях — на войне, в концлагерях, в палатах для неизлечимо больных. И напротив — вполне благополучные, ни в чем не нуждающиеся и ничем не стесненные люди могут вести себя так, будто у них вместо сердца — камень. А самое главное, если принять мысль о том, что ожесточение человека — результат воздействия на него извне, то с неизбежностью нужно будет признать, что человек несвободен в своем выборе между милосердием и черствостью, что выбор этот целиком зависит от обстоятельств его жизни, а добрым и отзывчивым способен быть только тот, кому судьба всю дорогу выдавала одни лишь медовые пряники. Однако практика убедительно доказывает, что в реальной жизни все обстоит ровно наоборот: как раз люди хлебнувшие в жизни лиха куда чаще бывают способны к состраданию и участию в чужой беде. И потом все мы хорошо знаем, что именно в преодолении трагических обстоятельств выявляют себя самые лучшие, самые благородные и возвышенные человеческие качества. Самоотверженность, героизм, жертвенность в принципе невозможны там, где все хорошо и где нет человеческого горя и страданий.
Таким образом, очевидно, что тяготы жизни — лишь одно из возможных условий ожесточения сердца человека, но никак не его причина. Это только собака, как известно из детской песенки, бывает кусачей от жизни собачьей. Ну так на то она и собака, у нее нет этических критериев и свободы нравственного выбора. Человека определять по этой же линейке можно лишь в том случае, если хочешь его унизить и приравнять к животному.
Ледниковый период
Но откуда же тогда берется столько ожесточения в людях? За примерами далеко ходить нет нужды:
И ведь большей частью никаких особо страшных бед при этом в нашей жизни не происходит. Повод к началу такого «ледникового периода в сердце» может быть настолько ничтожным, что мы даже не всегда способны его отследить. Просто в определенный момент вдруг констатируешь, что живешь словно бы в какой-то капсуле, отделяющей тебя от всего остального мира, и любая попытка пробиться к тебе извне не вызывает в твоем сердце ничего, кроме раздражения и неприязни. Собственно, само слово «ожесточить» буквально и означает — сделать жестким, твердым, неспособным воспринимать какое-либо воздействие извне. Не случайно ведь противоположное жестокосердию качество человека принято обозначать в тех же категориях, но с обратным знаком — «мягкосердечный». То есть способный к перемене своего сердца, сохранивший эмоциональную пластичность.
Как же происходит в человеке потеря такой драгоценной способности?
В христианстве, безусловно, есть ответ на этот важный для каждого человека вопрос. Но для того чтобы правильно его понять, необходимо сделать небольшой экскурс в текст Священного Писания.
Казни египетские
Есть в Библии место, которое можно рассматривать как некий универсальный ключ к пониманию человеческого жестокосердия во всех его многообразных проявлениях. Это история с фараоном, к которому Бог отправляет пророка Моисея вызволять еврейский народ из рабства, и говорит ему при этом странные слова: …когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа ( Исх.4:21 ). Далее на Египет обрушивается целая череда бедствий, известных под названием «казни египетские». В результате испуганный фараон сначала все-таки отпускает евреев домой, заплатив им за годы рабства очень богатую компенсацию. Но потом меняет свое решение, отправляется за ними в погоню, и в результате — гибнет в море со всем своим войском1.
В приведенных выше словах Бога можно увидеть вопиющую несправедливость. Еще бы: Сам ведь ожесточил фараону сердце, а потом стал его же наказывать, и, в конце концов, погубил? Не удивительно, что именно это место Библии оказалось оселком, на котором оттачивали свое остроумие сначала советские, а за ними — и сегодняшние пропагандисты атеизма. Однако поспешные выводы во все времена были свидетельством не очень глубокого ума. И раз уж речь идет о реплике из Библии, наверное, есть прямой резон ознакомиться с толкованием, которое дает на нее Церковь.
Грязь и солнце
Слова «ожесточу сердце», казалось бы, говорят о каком-то насильственном действии со стороны Бога, которое лишает фараона свободного волеизъявления. Но сама логика библейского повествования прямо говорит об обратном. На это обращает внимание преподобный Ефрем Сирин: «Если Бог ожесточает сердце, то в сердце, которое ожесточает Бог, не могут происходить перемены. Если же фараон, терпя наказание, говорит: «Отпущу», а по миновании казни удерживает и не отпускает евреев, то значит, что ожесточение сердца его было не от Бога, но от внутреннего расположения, по которому во время наказания готов он соблюдать заповедь, а как скоро получает облегчение — попирает законы…». Собственно, так оно все и происходило: далее в Библии прямо говорится …И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое и не послушал их2, как и говорил Господь ( Исх.8:15 ).
Фараон сам ожесточил свое сердце, и никто его к этому не принуждал, а уж тем более этого не делал Бог. Но тем не менее очевидно, что Бог как-то участвовал в этом, иначе не было бы смысла в словах Я ожесточу. Вот только характер этого участия был совершенно иным, нежели может показаться при поверхностном прочтении библейского текста.
Святитель Феофилакт Болгарский пишет о причинах ожесточения сердца фараона так: «Что же значит — Бог ожесточает? Казалось бы, это нелепо. Но о Боге говорится, что Он сделал жестоким грязное сердце фараона, подобно тому как солнце делает жесткой грязь. Каким же образом? Долготерпением, ибо Он делал его жестоким, являя к нему долготерпение. Здесь случилось подобное тому, что бывает, когда кто имея у себя порочного слугу, обращается с ним человеколюбиво. Чем человеколюбивее обращается с ним, тем худшим делает его, не потому, будто сам научает его пороку, но потому, что слуга пользуется долготерпением его к увеличению своей порочности, потому что пренебрегает этим долготерпением».
То же самое говорит и святитель Феофан Затворник, распространяя этот принцип с библейской ситуации на все случаи человеческого ожесточения вообще: «Слово ожесточает не так следует понимать, что Бог силою Своею производил ожесточение в сердце непокорных, подобно фараону, а так, что непокорные нравом, под действием милостей Божиих, сами, по своему злонравию, не умягчаются, а более и более ожесточаются в своем упорстве и непокоривости».
Бог и совесть
Итак, слова об ожесточении Богом сердца фараона — не более чем фигура речи. Подобным образом в известной лирической песенке говорится: «Ах, эта девушка меня с ума свела, Разбила сердце мне, покой взяла». Хотя очевидно, что с ума тут сводит себя сам пылкий поклонник, а упомянутая девушка может быть вообще не в курсе его когнитивных и эмоциональных проблем.
Фараон сам ожесточил свое сердце. И в этом факте можно увидеть тот самый, упомянутый выше ключ к пониманию причин людского жестокосердия. Оказывается, твердым, словно засохшая на солнцепеке грязь, наше сердце становится в ситуации, когда нам открывается Бог. И совсем необязательно это должно происходить через великие и страшные чудеса, подобные тем, через которые Бог являл Себя фараону. В нашей повседневной жизни все обстоит куда проще, но тем самым и куда трагичнее для нас — мы ожесточаемся, когда нам открывается истина. Ведь, если определять совсем просто, истина — то, что есть на самом деле, в противоположность обману или заблуждению. И когда человек вдруг начинает видеть себя именно так — без иллюзий и самообмана, — это может оказаться для него очень тяжелым испытанием, даже без каких-либо знамений или чудес свыше. Ведь так непросто бывает осознать, что ты, мягко говоря, неправ в своих мыслях, словах или поступках, даже когда эта неправота для тебя самого очевидна.
И тогда возможны два варианта реакции на открывшуюся картину своей жизни. Первый — это покаяние, признание своей ошибки, желание исправиться. Второй — глухая защита от увиденного, жесткий блок, отторжение. Но… отторжение чего? Того, что есть на самом деле, то есть — истины! Так человек закупоривает себя в некий духовный панцирь, отделяющий его от реального мира, так ожесточается человеческое сердце.
Однако каким же образом во всем этом участвует Бог, и почему это болезненное осознание своей неправоты следует считать встречей с Ним? Дело в том, что у каждого человека есть удивительное свойство, позволяющее нам безошибочно определять нравственное содержание наших действий. Это — совесть, которую преподобный авва Дорофей прямо называет божественным светом в нашей душе: «Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон». Поэтому действие нашей совести с достаточным основанием можно считать действием Бога: ведь не случайно каждый из нас на опыте знает, как совесть может вступать в конфликт с нашими планами, оценками, решениями. Очевидно, что в природе человека она как бы «не совсем наша», и по отношению к личности человека парадоксальным образом является неким ее оппонентом. Эта искра божественного, присущая нашей душе, и высвечивает перед нами ту неправду, которую мы совершаем или даже еще только собираемся совершить. Кроме того, в христианстве дистанция между этикой в отношениях с Богом и этикой межчеловеческих отношений практически сведена к нулю словами Христа: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф. 25:40 ). И когда мы не желаем признать очевидной своей неправоты перед любым человеком, это означает не что иное, как ожесточение нашего сердца перед Самим Христом.
Воск и глина
Ну и, наконец, еще один аргумент. В Евангелии Господь прямо отождествляет истину — с Собой: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ). Здесь слово «истина» означает уже не просто некую данность, имеющую место в действительности, а нечто неизмеримо более высокое и важное. Истина в богословском понимании — это творческий замысел Божий о мире и о человеке, то, какими мы должны быть, согласно Божьему замыслу.
Через душевную боль наша совесть ежедневно показывает нам, где мы уклонились от этой Истины, где мы уклонились от Христа. И не так уж важно, в каких обстоятельствах это произойдет: обидим ли мы жену или сами обидимся, накричим на детей или просто с раздражением толкнем случайного прохожего в уличной давке.
Ведь под солнечными лучами различные вещества ведут себя очень по-разному: воск — размягчается, обретает способность принять новую форму, измениться. Глина же, наоборот, твердеет, сохнет, становится жесткой и нечувствительной к пальцам гончара или скульптора. Так и сердце человека — при встрече с Богом может либо размягчиться, подобно воску, либо — окаменеть, словно глина. А вот чему его уподобить — глине или воску, — это решает лишь сам человек, в этом и заключается божественный дар свободы, полученный людьми еще при сотворении. Внешние обстоятельства нашей жизни могут быть самыми разнообразными — благоприятными, или кошмарными; ровными, словно шоссейная дорога, или ухабистыми, как разбитый проселок. Но ожесточить или смягчить на этих путях свое сердце человек может только по собственной воле — когда Бог откроет ему Себя в каком-нибудь совсем неприметном для стороннего наблюдателя случае. Так вполне благополучный и счастливый богач из евангельской притчи каждый день отказывал в милости Христу, хотя перед ним был всего лишь покрытый коростой нищий бомж Лазарь. Так благоразумный разбойник, за свои преступления приговоренный к мучительной смерти, уже на кресте нашел в себе душевные силы пожалеть распятого рядом с ним Господа.
Примечания:
1 Подробнее обо всей этой истории можно прочитать в библейской книге “Исход”. — А. Т.