Что значит очерстветь сердцем

Избавление сердца от чёрствости

Что значит очерстветь сердцем

Молодые люди, которые приобщились к религии, приобщились к хорошим поступкам, часто задают такой вопрос: «Как же сделать своё сердце утончённым? Как сделать его более чувствительным?» Т. е. речь идёт о чёрствости сердца, «толстокожести». Это очень важный вопрос. И люди, что задают этот вопрос, радуют тем, что обнаружили эту болезнь у себя и хотят бороться с ней.

Тогда как большинство мусульман, которые только знают, что они мусульмане, ещё не обнаружили у себя этот порок. Они просто этнически себя к мусульманам относят и страдают этой болезнью, сами того не зная. И вопросов подобных, конечно же, у них не возникнет.

Когда ты обнаруживаешь эту болезнь у себя – это очень хорошо. Это значит, что ты на истинном пути, ты обнаружил ту преграду, которая препятствует твоему приближению к Всевышнему Аллаху и поклонению Ему. Те люди, что не обнаружили болезнь, и лечения не ищут.

Лекарство, которое переводит мусульманина из состояния забвения в состояние поминания Всевышнего, ощущения взора Всевышнего Аллаха за собой. Это называется халят аш-шухуд – состояние, в котором человек обнаруживает, что сердце у него стало утончённым, чувствительным. Для этого единственное лекарство – систематическое поминание Всевышнего Аллаха, не только просто поминать, а проявлять усердие в этом, используя вирд.

Что же такое вирд? Вирд – это слово, которое имеет основание из Корана и хадисов, из жизни Пророка (мир ему и благословение) и сподвижников. Смысл этого слова таков: систематическое соблюдение определённых видов, форм поминания Всевышнего Аллаха, которые ты стараешься ни в коем случае не пропускать и ради Всевышнего соблюдать. Поминание Всевышнего только таким образом может избавить сердца от того наслоения, которое в Коране названо «ар-ран».

Сердца наши ржавеют, как ржавеет металл. Со временем, когда мы заполняем наши сердца мыслями о мирском или же когда мы совершаем грехи, сердце покрывается слоем, который назван в Коране словом «ар-ран». Он делает сердце чёрствым, и человек уже очень слабо чувствует проповедь проповедников, очень слабо влияют на него мысли о смерти и т. д. И таким образом, это становится причиной его отдаления от Всевышнего Аллаха.

Большинство из мусульман находятся в подобном состоянии в таком традиционном соблюдении этой религии. Религия для них – это традиция, если они молятся, то только физически – совершая поясные и земные поклоны, завершают молитву и возвращаются к мирской суете. Если наступит пост месяца рамадан, то они постятся только лишь пройдя через голод и жажду, при этом их души переживают совсем другое состояние. И также во время хаджа, мы знаем, сколько разных намерений тянет туда людей. И мало тех, которые, соблюдая эту религию, вникают не только в её форму, но и в её содержание.

Содержанием, духом поклонения, конечно же, является ощущение взора Всевышнего Аллаха, то, что мы называем смиренностью во время исполнения тех или иных предписаний Аллаха. Усердное поминание Всевышнего приводит нас в то состояние, в котором мы совершаем не форменные предписания, не становимся форменными мусульманами, а становимся истинными мусульманами, которые проходят через внутренние ощущения, через смиренность, когда они поклонятся Аллаху, да и вообще – когда совершают обыденные дела, то всегда ощущают взор Всевышнего Аллаха.

Когда человек поминает Аллаха усердно, он старается не упустить время и ни в коем случае не откладывать и своевременно выполнять долг поминания Всевышнего, посредством которого старается приблизиться к Аллаху, познать Его.

Если бы мы хорошо понимали суть аятов Корана, в которых Всевышний говорит, что уверовавшие – это те, кто усердно, систематически поминает Аллаха по ночам и на рассвете. В Коране сказано (смысл): «Они мало из ночи спят и при рассвете просят прощение у Всевышнего».

И вирд, который даёт наставник, обычно состоит из истигфара (просьба о прощении грехов), из поминания Аллаха и салавата (прославление Пророка (мир ему и благословение)). По этому поводу Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Воистину, я ощущаю слой на своём сердце и обращаюсь к Аллаху с просьбой простить мои грехи в течение дня 70 раз». Если Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит так о себе, то что остаётся нам? В хадисе, приводимом Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), обращаясь к сподвижникам, сказал: «Обновляйте свою веру!» Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), как же нам обновить веру?» Он сказал: «Вы чаще говорите слова «ля иляха илляллах» (Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха.) (Ахмад).

Значит, нашей вере свойственно ослабление. Потому что человек в этой жизни сталкивается с множеством вещей, которые ослабляют его веру. А для её укрепления надо чаще говорить «ля иляха илляллах».

Великие имамы призывают тех людей, кто систематически совершают какое-то богослужение (вирд), чтобы они его возмещали, если пропустят. Имам ан-Навави говорит: «Если человек занимается поклонением Всевышнему посредством поминания (зикр) днём или ночью и если он его упускает, то очень желательно возместить». Это важно.

Второй праведный халиф Умар бин аль-Хаттаб (да будет Аллах доволен им) говорит: «Тот человек, который проспал свой вирд или часть из него, потом исполнил его между утренней и полуденной молитвами, то ему будет записано это, как будто бы он совершил его ночью».

Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) проявляли особое усердие в поминании Всевышнего Аллаха и применяли особые средства. Однажды, заходя в дом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) увидел, что его жена Сафия поставила перед собой четыре тысячи семян и поминает посредством них Аллаха. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение)восхвалил её рвение и стремление, одобрил её поступок и даже подсказал некоторые слова, чтобы она продолжала поминание Аллаха.

Также от одного из великих сподвижников Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) приводятся достоверные сведения о том, что у него был особый мешочек, в котором он держал косточки фиников сорта «аджва», посредством них он поминал Всевышнего после утреннего намаза.

Приводятся также сведения о том, что у сподвижника Сада были особые круглые камешки, на которых он так же поминал Аллаха. Ещё достоверно приводится, что у Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) была нить с тысячами узлов, на которых он также исполнял свой долг – поминание Всевышнего.

Это всё говорит о том, что эти люди считали себя нуждающимися в излечивании своих сердец поминанием Всевышнего, прославлением Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

В число слов, которые укрепляют, утончают сердца уверовавших, приближают к довольству Аллаха входит прославление Посланника Аллаха (мир ему и благословение) – салават. Ибо Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Воистину, Аллах и Его ангелы прославляют Всевышнего Аллаха и вы, о те, которые уверовали, прославляйте его».

Что же такое салават? Это обращение к Всевышнему Аллаху с мольбой возвышения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в степени, в положении перед Ним. Многие из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) указывают на особое вознаграждение, которое даётся за чтение салавата. Но важно следующее. Абдуррахман бин Авф говорит: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вышел, и я последовал за ним, он направился в сторону пальмового сада, приступил к молитве и очень долго задержался в земном поклоне, что меня насторожило, и я начал беспокоиться: вдруг что-то стало с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). После молитвы, увидев мою настороженность, он сказал мне: «Что с тобой, о Абдуррахман?» Я сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда ты долго задержался в земном поклоне я испугался». И тогда он сказал: «Ко мне пришёл Джабраил (мир ему) и сказал: “Обрадовать ли тебя доброй вестью? Всевышний Аллах говорит: «Того, кто прославит салаватом Моего Посланника (мир ему и благословение), Я прославлю, того, кто поприветствует Моего Посланника (мир ему и благословение), Я поприветствую»”» (Насаи, Ибн Хиббан). Наверное, для того, чтобы убедиться в необходимости частого прославления Посланника Аллаха (мир ему и благословение), одного этого хадиса было бы достаточно.

Еще Посланник Аллаха (мир ему и благословление) сказал: «Приблизился Судный час, поминайте Всевышнего Аллаха». В это время один из присутствующих спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословление)! Я прославляю тебя очень часто, сколько мне это делать?» Пророк (мир ему и благословление) ответил: «Сколько тебе угодно». Он сказал: «Тогда я буду четверть всего моего времени прославлять тебя». На что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) ответил: «Прославляй, сколько хочешь, чем больше будешь прославлять, тем больше будет благо для тебя». И этот сподвижник сказал: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословление)! Я всё своё время буду проводить, прославляя тебя». Тогда Пророк (мир ему и благословление) изрёк: «Этим тебя Аллах избавит от невзгод, переживаний и простит твои грехи».

Иногда мы слышим и такие фразы: «Разве Посланник Аллаха (мир ему и благословление) нуждается в том, чтобы мы очень часто прославляли его? Ведь он прославлен Всевышним, он на своём заслуженном уровне, независимо от того, прославляем мы его или нет?» Дело в том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословление) – это тот посредник, посредством которого до нас дошёл Коран, религия Ислам, мы познали единобожие и стали поклоняться единому Аллаху, посредством которого приобретаем спасение и в этом мире, и в вечной жизни. Всевышний Аллах учит нас, чтобы мы были благодарными людьми, и у каждого мусульманина есть долг пред Посланником Аллаха (мир ему и благословление).

Прославляя его, мы отдаём должное Посланнику Аллаха (мир ему и благословление), который нас спас от заблуждения. Есть сведения, что в любом случае, какой бы раб Всевышнего не прославил Посланника Аллаха (мир ему и благословление), ему об это становится известно, и он довольствуется этим.

Давайте мы вспомним аят Корана, в котором Всевышний Аллах говорит (смысл): «Твой господь предписал тебе поклоняться только Ему и оказывать добро своим родителям, ≤…..≥ ты скажи: о Аллах, прояви милосердие к моим родителям, как они проявили своё милосердие ко мне». Вы думаете, родители за то милосердие, что оказали своим детям, за те тяготы, что испытала мать, не получат вознаграждения у Аллаха независимо от того, попросит их дитя у Аллаха милосердие для них или нет. Независимо от этого, они получают свою награду, за всё то, что они делают детям. Но Всевышний Аллах всё-таки призывает детей, чтобы они просили у Него милосердия для их родителей, ибо это долг детей перед родителями. Прославление Посланника Аллаха (мир ему и благословление) – также долг каждого мусульманина. Всякий раз, когда мы поминаем Посланника Аллаха (мир ему и благословление), должны прославлять его словами «салляллаху аляйхи васаллям».

В заключение хотелось бы ещё раз напомнить, что без систематического поминания мы ничего не добьёмся, а для этого нужно каждый день выделять особое время для поминания Всевышнего Аллаха.

Источник

Четыре признака чёрствости сердца

Что значит очерстветь сердцем

За грехи, совершённые в этом мире, человек будет подвергнут наказанию в Ахирате. Помимо этого, совершение злодеяний отдаляет человека от Всевышнего и подстрекает совершать всё больше и больше грехов.

Совершение грехов и ослушание Господу имеют множество негативных последствий, но самым опасным для верующего является очерствение сердца. Сердце искреннего верующего всегда желает совершать благие деяния, ведь верующий постоянно очищает своё сердце посредством искреннего покаяния и частого поминания Аллаха.

Сердца же грешников не готовы принимать истину и не жаждут совершения поклонения и благих деяний. Описывая наказание сынов Исраиля, Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

فَبِمَا نَقْضِهِم مِّيثَاقَهُمْ لَعَنَّاهُمْ وَجَعَلْنَا قُلُوبَهُمْ قَاسِيَةً يُحَرِّفُونَ الْكَلِمَ عَن مَّوَاضِعِهِ وَنَسُوا حَظًّا مِّمَّا ذُكِّرُوا بِهِ

(смысл): «И за то, что они (иудеи) нарушили свой договор, Мы отдалили их от нашей милости (прокляли) и сделали сердца их такими чёрствыми, что они не принимают истину. Они искажают слова (Торы), переставляя их местами, измышляя на Аллаха ложь, и сами они забыли часть того, о чём им напоминали (оставили выполнение того, что им было ниспослано в Торе)». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Маида: 13)

У каждого человека вначале бывает чистое и прозрачное, как стекло, сердце. Как только он совершает первый грех, на этом «стекле», как ржавчина на металле, появляется первая точка. Таким образом, по мере грехопадения человека его сердце полностью покрывается ржавчиной, и такого человека очень трудно привести к истине.

Людей с чёрствыми сердцами не образумит даже божья кара

В священном Коране Всевышний Аллах нам рассказывает истории неверных народов, которые не пришли на истинный путь даже после суровых испытаний. Все эти бедствия и несчастья, которые ниспослал им Всевышний, они называли чарами пророков (мир им). Причиной этому была чёрствость их сердец.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَلَقَدْ أَرْسَلْنَا إِلَى أُمَمٍ مِّن قَبْلِكَ فَأَخَذْنَاهُم بِالْبَأْسَاءِ وَالضَّرَّاءِ لَعَلَّهُمْ يَتَضَرَّعُونَ فَلَوْلَا إِذْ جَاءَهُم بَأْسُنَا تَضَرَّعُوا وَلَكِن قَسَتْ قُلُوبُهُمْ وَزَيَّنَ لَهُمُ الشَّيْطَانُ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

(смысл): «И вот уже Мы посылали пророков к народам, которые были до тебя, о Мухаммад, но те общины отвергли пророков, и охватывали Мы их крайней бедностью, бедами и болезнями, чтобы они смирились перед своим Господом. О если бы, когда приходила к ним Наша ярость (наказание), они смирились пред Аллахом. Но очерствели их сердца, и они перестали внимать наставлениям, и шайтан разукрасил им их грехи и упорство в заблуждении». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Ан‘ам: 42-43)

Чёрствые сердца больше других заслуживают проклятия

Очерствение сердец сбивает человека с истинного пути и препятствует принятию истины. Очерствение сердец также призывает на человека проклятие Аллаха. Всевышний Аллах в Коране сказал:

أَفَمَن شَرَحَ اللَّهُ صَدْرَهُ لِلْإِسْلَامِ فَهُوَ عَلَى نُورٍ مِّن رَّبِّهِ فَوَيْلٌ لِّلْقَاسِيَةِ قُلُوبُهُم مِّن ذِكْرِ اللَّهِ أُولَئِكَ فِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ

(смысл): «Разве ж тот, чью грудь Аллах расширил для Ислама, и кто обладает знанием о Нём и о Его религии, равен тому, кому Аллах ослепил сердце и не даровал веру? Горе же (сильное наказание) обещано тем, чьи сердца чёрствы к поминанию Аллаха (не проявляют смирение при упоминании Аллаха). Те, у кого очерствели сердца, пребывают в явном заблуждении». («Сафват ат-тафасир», сура Аз-Зумар: 22)

Всевышний проклял тех, чьи чёрствые сердца не принимают истину и не проявляют смирение при Его поминании. Следовательно, они не принимают наставления Творца и не соблюдают Его предписания, что является признаком явного заблуждения.

Признаки чёрствости сердца

Как мы отметили выше, сердце человека не черствеет одномоментно. Это происходит постепенно, по мере совершения грехов. Истинный верующий умеет вовремя определить, что его сердце начинает черстветь и покрываться ржавчиной беспечности, и принимает необходимые меры для предотвращения этого явления.

Учёные выделяют ряд признаков ожесточения сердца. Зная их, мы сможем вовремя принять необходимые меры по очищению и смягчению наших сердец.

1. Неохотное совершение поклонения и благодеяний

Человек с чёрствым сердцем, например, совершает намаз, как обычные телодвижения – без смиренности и присутствия сердца. Более того, ему тяжело молиться, как будто он несёт на спине тяжёлое бремя, от которого желает быстренько освободиться.

Всевышний Аллах, описывая лицемеров в Священном Коране, сказал:

وَإِذَا قَامُواْ إِلَى الصَّلاَةِ قَامُواْ كُسَالَى

(смысл): «Когда они встают на намаз, то встают неохотно, без надежды на награду и не боясь наказания». («Сафват ат-тафасир, сура Ан-Ниса: 142)

2. Отсутствие влияния коранических аятов и наставлений

Человек с чёрствым сердцем слушает аяты Священного Корана, в которых ему угрожают наказанием в Ахирате, но его сердце не проявляет смиренности, он будто не замечает чтения Корана, а наоборот, чувствует тяжесть от этого.

Всевышний, восхваляя истинных верующих, в Коране сказал:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ إِذَا ذُكِرَ اللَّهُ وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ وَإِذَا تُلِيَتْ عَلَيْهِمْ آيَاتُهُ زَادَتْهُمْ إِيمَانًا

(смысл): «Ведь истинными верующими являются только те, чьи сердца страшатся, когда им напоминают об Аллахе. А когда им читают Его аяты (Корана), они (аяты) усиливают их иман». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Анфаль: 2)

Наставления и назидания, которые приводятся в Коране, впечатляют богобоязненных верующих. А те, у кого чёрствые сердца, беспечны к чтению Корана, пропускают мимо ушей наставления Всевышнего Аллаха и совершенно не помнят того, что сами только что прочли.

3. Беспечность по отношению к смерти и к катастрофам

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

فَلَوْلَا إِذْ جَاءَهُم بَأْسُنَا تَضَرَّعُوا وَلَكِن قَسَتْ قُلُوبُهُمْ وَزَيَّنَ لَهُمُ الشَّيْطَانُ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

(смысл): «О если бы, когда приходила к ним Наша ярость (наказание), они смирились пред Аллахом. Но очерствели их сердца, и они перестали внимать наставлениям, и шайтан разукрасил им их грехи и упорство в заблуждении». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Ан‘ам: 43)

Смерть, которая ждёт каждого человека, является одним из самых действенных наставлений. Учитывая это, Посланник Аллаха ﷺ велел нам чаще посещать кладбище и обещал большое вознаграждение тем, кто принимает участие в похоронной процессии. Но людям, у которых чёрствые сердца, это не помогает.

4. Предпочтение этого мира Ахирату

Главной заботой человека с чёрствым сердцем становится мирское, а мирская выгода становится мерилом его любви и ненависти, а также отношения к людям. Его почитание к Всевышнему ослабевает, вера в Него уменьшается.

Нарушение запретов Аллаха не вызывает у него гнева. Он не волнуется, когда видит порицаемое. Он слышит о губительных деяниях, но не реагирует, как будто ничего не происходит. Не повелевает творить одобряемое, не выражает порицание греховному и не обращает внимания на грехи и злодеяния.

Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Что значит очерстветь сердцем

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Ожесточение. Отчего черствеют сердца

Отчего сердце чело­ве­че­ское оже­сто­ча­ется? Ответ кажется про­стым и оче­вид­ным: от пере­не­сен­ных стра­да­ний и тягот, от нужды, от непо­силь­ного горя… А если еще точнее — от люд­ской злобы и бес­чув­ствия, на кото­рые чело­век просто вынуж­ден был научиться отве­чать тем же. Вроде бы все тут логично и пра­вильно. Но — лишь на первый взгляд.

При более серьез­ном рас­суж­де­нии эта про­стая схема не выдер­жи­вает ника­кой кри­тики. Уже хотя бы потому что огром­ное мно­же­ство людей сумели не оже­сто­читься и сохра­нить спо­соб­ность к любви и мило­сер­дию в самых чудо­вищ­ных усло­виях — на войне, в конц­ла­ге­рях, в пала­тах для неиз­ле­чимо боль­ных. И напро­тив — вполне бла­го­по­луч­ные, ни в чем не нуж­да­ю­щи­еся и ничем не стес­нен­ные люди могут вести себя так, будто у них вместо сердца — камень. А самое глав­ное, если при­нять мысль о том, что оже­сто­че­ние чело­века — резуль­тат воз­дей­ствия на него извне, то с неиз­беж­но­стью нужно будет при­знать, что чело­век несво­бо­ден в своем выборе между мило­сер­дием и черст­во­стью, что выбор этот цели­ком зави­сит от обсто­я­тельств его жизни, а добрым и отзыв­чи­вым спо­со­бен быть только тот, кому судьба всю дорогу выда­вала одни лишь медо­вые пря­ники. Однако прак­тика убе­ди­тельно дока­зы­вает, что в реаль­ной жизни все обстоит ровно наобо­рот: как раз люди хлеб­нув­шие в жизни лиха куда чаще бывают спо­собны к состра­да­нию и уча­стию в чужой беде. И потом все мы хорошо знаем, что именно в пре­одо­ле­нии тра­ги­че­ских обсто­я­тельств выяв­ляют себя самые лучшие, самые бла­го­род­ные и воз­вы­шен­ные чело­ве­че­ские каче­ства. Само­от­вер­жен­ность, геро­изм, жерт­вен­ность в прин­ципе невоз­можны там, где все хорошо и где нет чело­ве­че­ского горя и стра­да­ний.

Таким обра­зом, оче­видно, что тяготы жизни — лишь одно из воз­мож­ных усло­вий оже­сто­че­ния сердца чело­века, но никак не его при­чина. Это только собака, как известно из дет­ской песенки, бывает куса­чей от жизни соба­чьей. Ну так на то она и собака, у нее нет эти­че­ских кри­те­риев и сво­боды нрав­ствен­ного выбора. Чело­века опре­де­лять по этой же линейке можно лишь в том случае, если хочешь его уни­зить и при­рав­нять к живот­ному.

Лед­ни­ко­вый период

Но откуда же тогда берется столько оже­сто­че­ния в людях? За при­ме­рами далеко ходить нет нужды:

И ведь боль­шей частью ника­ких особо страш­ных бед при этом в нашей жизни не про­ис­хо­дит. Повод к началу такого «лед­ни­ко­вого пери­ода в сердце» может быть настолько ничтож­ным, что мы даже не всегда спо­собны его отсле­дить. Просто в опре­де­лен­ный момент вдруг кон­ста­ти­ру­ешь, что живешь словно бы в какой-то кап­суле, отде­ля­ю­щей тебя от всего осталь­ного мира, и любая попытка про­биться к тебе извне не вызы­вает в твоем сердце ничего, кроме раз­дра­же­ния и непри­язни. Соб­ственно, само слово «оже­сто­чить» бук­вально и озна­чает — сде­лать жест­ким, твер­дым, неспо­соб­ным вос­при­ни­мать какое-либо воз­дей­ствие извне. Не слу­чайно ведь про­ти­во­по­лож­ное жесто­ко­сер­дию каче­ство чело­века при­нято обо­зна­чать в тех же кате­го­риях, но с обрат­ным знаком — «мяг­ко­сер­деч­ный». То есть спо­соб­ный к пере­мене своего сердца, сохра­нив­ший эмо­ци­о­наль­ную пла­стич­ность.

Как же про­ис­хо­дит в чело­веке потеря такой дра­го­цен­ной спо­соб­но­сти?

В хри­сти­ан­стве, без­условно, есть ответ на этот важный для каж­дого чело­века вопрос. Но для того чтобы пра­вильно его понять, необ­хо­димо сде­лать неболь­шой экс­курс в текст Свя­щен­ного Писа­ния.

Казни еги­пет­ские

Есть в Библии место, кото­рое можно рас­смат­ри­вать как некий уни­вер­саль­ный ключ к пони­ма­нию чело­ве­че­ского жесто­ко­сер­дия во всех его мно­го­об­раз­ных про­яв­ле­ниях. Это исто­рия с фара­о­ном, к кото­рому Бог отправ­ляет про­рока Моисея выз­во­лять еврей­ский народ из раб­ства, и гово­рит ему при этом стран­ные слова: …когда пой­дешь и воз­вра­тишься в Египет, смотри, все чудеса, кото­рые Я пору­чил тебе, сделай пред лицем фара­она, а Я оже­сточу сердце его, и он не отпу­стит народа ( Исх.4:21 ). Далее на Египет обру­ши­ва­ется целая череда бед­ствий, извест­ных под назва­нием «казни еги­пет­ские». В резуль­тате испу­ган­ный фараон сна­чала все-таки отпус­кает евреев домой, запла­тив им за годы раб­ства очень бога­тую ком­пен­са­цию. Но потом меняет свое реше­ние, отправ­ля­ется за ними в погоню, и в резуль­тате — гибнет в море со всем своим вой­ском1.

В при­ве­ден­ных выше словах Бога можно уви­деть вопи­ю­щую неспра­вед­ли­вость. Еще бы: Сам ведь оже­сто­чил фара­ону сердце, а потом стал его же нака­зы­вать, и, в конце концов, погу­бил? Не уди­ви­тельно, что именно это место Библии ока­за­лось осел­ком, на кото­ром отта­чи­вали свое ост­ро­умие сна­чала совет­ские, а за ними — и сего­дняш­ние про­па­ган­ди­сты ате­изма. Однако поспеш­ные выводы во все вре­мена были сви­де­тель­ством не очень глу­бо­кого ума. И раз уж речь идет о реплике из Библии, навер­ное, есть прямой резон озна­ко­миться с тол­ко­ва­нием, кото­рое дает на нее Цер­ковь.

Грязь и солнце

Слова «оже­сточу сердце», каза­лось бы, гово­рят о каком-то насиль­ствен­ном дей­ствии со сто­роны Бога, кото­рое лишает фара­она сво­бод­ного воле­изъ­яв­ле­ния. Но сама логика биб­лей­ского повест­во­ва­ния прямо гово­рит об обрат­ном. На это обра­щает вни­ма­ние пре­по­доб­ный Ефрем Сирин: «Если Бог оже­сто­чает сердце, то в сердце, кото­рое оже­сто­чает Бог, не могут про­ис­хо­дить пере­мены. Если же фараон, терпя нака­за­ние, гово­рит: «Отпущу», а по мино­ва­нии казни удер­жи­вает и не отпус­кает евреев, то значит, что оже­сто­че­ние сердца его было не от Бога, но от внут­рен­него рас­по­ло­же­ния, по кото­рому во время нака­за­ния готов он соблю­дать запо­ведь, а как скоро полу­чает облег­че­ние — попи­рает законы…». Соб­ственно, так оно все и про­ис­хо­дило: далее в Библии прямо гово­рится …И увидел фараон, что сде­ла­лось облег­че­ние, и оже­сто­чил сердце свое и не послу­шал их2, как и гово­рил Гос­подь ( Исх.8:15 ).

Фараон сам оже­сто­чил свое сердце, и никто его к этому не при­нуж­дал, а уж тем более этого не делал Бог. Но тем не менее оче­видно, что Бог как-то участ­во­вал в этом, иначе не было бы смысла в словах Я оже­сточу. Вот только харак­тер этого уча­стия был совер­шенно иным, нежели может пока­заться при поверх­ност­ном про­чте­нии биб­лей­ского текста.

Свя­ти­тель Фео­фи­лакт Бол­гар­ский пишет о при­чи­нах оже­сто­че­ния сердца фара­она так: «Что же значит — Бог оже­сто­чает? Каза­лось бы, это нелепо. Но о Боге гово­рится, что Он сделал жесто­ким гряз­ное сердце фара­она, подобно тому как солнце делает жест­кой грязь. Каким же обра­зом? Дол­го­тер­пе­нием, ибо Он делал его жесто­ким, являя к нему дол­го­тер­пе­ние. Здесь слу­чи­лось подоб­ное тому, что бывает, когда кто имея у себя пороч­ного слугу, обра­ща­ется с ним чело­ве­ко­лю­биво. Чем чело­ве­ко­лю­би­вее обра­ща­ется с ним, тем худшим делает его, не потому, будто сам научает его пороку, но потому, что слуга поль­зу­ется дол­го­тер­пе­нием его к уве­ли­че­нию своей пороч­но­сти, потому что пре­не­бре­гает этим дол­го­тер­пе­нием».

То же самое гово­рит и свя­ти­тель Феофан Затвор­ник, рас­про­стра­няя этот прин­цип с биб­лей­ской ситу­а­ции на все случаи чело­ве­че­ского оже­сто­че­ния вообще: «Слово оже­сто­чает не так сле­дует пони­мать, что Бог силою Своею про­из­во­дил оже­сто­че­ние в сердце непо­кор­ных, подобно фара­ону, а так, что непо­кор­ные нравом, под дей­ствием мило­стей Божиих, сами, по своему зло­нра­вию, не умяг­ча­ются, а более и более оже­сто­ча­ются в своем упор­стве и непо­ко­ри­во­сти».

Бог и совесть

Итак, слова об оже­сто­че­нии Богом сердца фара­она — не более чем фигура речи. Подоб­ным обра­зом в извест­ной лири­че­ской песенке гово­рится: «Ах, эта девушка меня с ума свела, Раз­била сердце мне, покой взяла». Хотя оче­видно, что с ума тут сводит себя сам пылкий поклон­ник, а упо­мя­ну­тая девушка может быть вообще не в курсе его когни­тив­ных и эмо­ци­о­наль­ных про­блем.

Фараон сам оже­сто­чил свое сердце. И в этом факте можно уви­деть тот самый, упо­мя­ну­тый выше ключ к пони­ма­нию причин люд­ского жесто­ко­сер­дия. Ока­зы­ва­ется, твер­дым, словно засох­шая на солн­це­пеке грязь, наше сердце ста­но­вится в ситу­а­ции, когда нам откры­ва­ется Бог. И совсем необя­за­тельно это должно про­ис­хо­дить через вели­кие и страш­ные чудеса, подоб­ные тем, через кото­рые Бог являл Себя фара­ону. В нашей повсе­днев­ной жизни все обстоит куда проще, но тем самым и куда тра­гич­нее для нас — мы оже­сто­ча­емся, когда нам откры­ва­ется истина. Ведь, если опре­де­лять совсем просто, истина — то, что есть на самом деле, в про­ти­во­по­лож­ность обману или заблуж­де­нию. И когда чело­век вдруг начи­нает видеть себя именно так — без иллю­зий и само­об­мана, — это может ока­заться для него очень тяже­лым испы­та­нием, даже без каких-либо зна­ме­ний или чудес свыше. Ведь так непро­сто бывает осо­знать, что ты, мягко говоря, неправ в своих мыслях, словах или поступ­ках, даже когда эта неправота для тебя самого оче­видна.

И тогда воз­можны два вари­анта реак­ции на открыв­шу­юся кар­тину своей жизни. Первый — это пока­я­ние, при­зна­ние своей ошибки, жела­ние испра­виться. Второй — глухая защита от уви­ден­ного, жест­кий блок, оттор­же­ние. Но… оттор­же­ние чего? Того, что есть на самом деле, то есть — истины! Так чело­век заку­по­ри­вает себя в некий духов­ный пан­цирь, отде­ля­ю­щий его от реаль­ного мира, так оже­сто­ча­ется чело­ве­че­ское сердце.

Однако каким же обра­зом во всем этом участ­вует Бог, и почему это болез­нен­ное осо­зна­ние своей неправоты сле­дует счи­тать встре­чей с Ним? Дело в том, что у каж­дого чело­века есть уди­ви­тель­ное свой­ство, поз­во­ля­ю­щее нам без­оши­бочно опре­де­лять нрав­ствен­ное содер­жа­ние наших дей­ствий. Это — совесть, кото­рую пре­по­доб­ный авва Доро­фей прямо назы­вает боже­ствен­ным светом в нашей душе: «Когда Бог сотво­рил чело­века, то Он всеял в него нечто Боже­ствен­ное, как бы неко­то­рый помысл, име­ю­щий в себе, подобно искре, и свет и теп­лоту; помысл, кото­рый про­све­щает ум и пока­зы­вает ему, что доброе, и что злое: сие назы­ва­ется сове­стью, а она есть есте­ствен­ный закон». Поэтому дей­ствие нашей сове­сти с доста­точ­ным осно­ва­нием можно счи­тать дей­ствием Бога: ведь не слу­чайно каждый из нас на опыте знает, как совесть может всту­пать в кон­фликт с нашими пла­нами, оцен­ками, реше­ни­ями. Оче­видно, что в при­роде чело­века она как бы «не совсем наша», и по отно­ше­нию к лич­но­сти чело­века пара­док­саль­ным обра­зом явля­ется неким ее оппо­нен­том. Эта искра боже­ствен­ного, при­су­щая нашей душе, и высве­чи­вает перед нами ту неправду, кото­рую мы совер­шаем или даже еще только соби­ра­емся совер­шить. Кроме того, в хри­сти­ан­стве дистан­ция между этикой в отно­ше­ниях с Богом и этикой меж­че­ло­ве­че­ских отно­ше­ний прак­ти­че­ски све­дена к нулю сло­вами Христа: так как вы сде­лали это одному из сих бра­тьев Моих мень­ших, то сде­лали Мне ( Мф. 25:40 ). И когда мы не желаем при­знать оче­вид­ной своей неправоты перед любым чело­ве­ком, это озна­чает не что иное, как оже­сто­че­ние нашего сердца перед Самим Хри­стом.

Воск и глина

Ну и, нако­нец, еще один аргу­мент. В Еван­ге­лии Гос­подь прямо отож­деств­ляет истину — с Собой: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 ). Здесь слово «истина» озна­чает уже не просто некую дан­ность, име­ю­щую место в дей­стви­тель­но­сти, а нечто неиз­ме­римо более высо­кое и важное. Истина в бого­слов­ском пони­ма­нии — это твор­че­ский замы­сел Божий о мире и о чело­веке, то, какими мы должны быть, согласно Божьему замыслу.

Через душев­ную боль наша совесть еже­дневно пока­зы­вает нам, где мы укло­ни­лись от этой Истины, где мы укло­ни­лись от Христа. И не так уж важно, в каких обсто­я­тель­ствах это про­изой­дет: обидим ли мы жену или сами оби­димся, накри­чим на детей или просто с раз­дра­же­нием толк­нем слу­чай­ного про­хо­жего в улич­ной давке.

Ведь под сол­неч­ными лучами раз­лич­ные веще­ства ведут себя очень по-раз­ному: воск — раз­мяг­ча­ется, обре­тает спо­соб­ность при­нять новую форму, изме­ниться. Глина же, наобо­рот, твер­деет, сохнет, ста­но­вится жест­кой и нечув­стви­тель­ной к паль­цам гон­чара или скуль­птора. Так и сердце чело­века — при встрече с Богом может либо раз­мяг­читься, подобно воску, либо — ока­ме­неть, словно глина. А вот чему его упо­до­бить — глине или воску, — это решает лишь сам чело­век, в этом и заклю­ча­ется боже­ствен­ный дар сво­боды, полу­чен­ный людьми еще при сотво­ре­нии. Внеш­ние обсто­я­тель­ства нашей жизни могут быть самыми раз­но­об­раз­ными — бла­го­при­ят­ными, или кош­мар­ными; ров­ными, словно шос­сей­ная дорога, или уха­би­стыми, как раз­би­тый про­се­лок. Но оже­сто­чить или смяг­чить на этих путях свое сердце чело­век может только по соб­ствен­ной воле — когда Бог откроет ему Себя в каком-нибудь совсем непри­мет­ном для сто­рон­него наблю­да­теля случае. Так вполне бла­го­по­луч­ный и счаст­ли­вый богач из еван­гель­ской притчи каждый день отка­зы­вал в мило­сти Христу, хотя перед ним был всего лишь покры­тый коро­стой нищий бомж Лазарь. Так бла­го­ра­зум­ный раз­бой­ник, за свои пре­ступ­ле­ния при­го­во­рен­ный к мучи­тель­ной смерти, уже на кресте нашел в себе душев­ные силы пожа­леть рас­пя­того рядом с ним Гос­пода.

При­ме­ча­ния:

1 Подроб­нее обо всей этой исто­рии можно про­чи­тать в биб­лей­ской книге “Исход”. — А. Т.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *