Что значит объяснить характер
В повседневной жизни мы часто упоминаем о характере человека: «легкий», «хороший» или, наоборот, «тяжелый». Что же такое характер и можно ли его изменить, расскажем подробно.
Что такое характер человека
В переводе с греческого языка характер переводится как «печать», «чеканка», то есть с одной стороны, это отличительный знак, а с другой – нечто устойчивое и присущее конкретному субъекту или объекту.
Особенности характера, как черты личности, следующие:
Человек может проявлять героизм, трусость, быть тревожным, агрессивным либо мягким, слабовольным. Если подобные проявления встречаются часто и явно выражаются во вне, то о человеке скажут: «У него такой характер».
Когда добросердечная и мягкая личность в определенных условиях вспылит, проявит агрессию, то характером это окружающие называть не станут, скорее, спишут на конкретные обстоятельства.
Знание характера личности позволяет прогнозировать его поведение и поступки в различных ситуациях, а также корректировать их при необходимости. Мы всегда заранее знаем к кому можно обратиться за помощью, с кем не страшно вступить в рискованные предприятия: «Он не может сделать по-другому, такой уж характер».
Черты характера: общие сведения
Не всякая особенность человека может быть отнесена к его устойчивой постоянной черте характера. Мы уже сказали, что добряк может вспылить, а к примеру, оптимист впасть в тоску. Но первого мы не опишем как агрессора, а второго как нытика.
В психологии выделяют три ведущие группы черт характера, которые в совокупности его и составляют.
1 группа черт – отношение к самому себе
В эту группу входят как положительные, так и отрицательные характеристики, показывающие отношение личности к себе, ее самосознание.
2 группа – отношение к окружающим
3 группа черт – отношение к деятельности
В этой группе объединены черты характера, относящиеся к своему делу, профессии, труду в целом.
На основе выборки указанных характеристик можно составить портрет личности.
Особенности формирования характера человека
Долгое время философы полагали, что характер – это врожденная черта человека. То есть, он рождается уже с определенным набором качеств, которые в процессе формирования не изменяются. Сегодня эта точка зрения не поддерживается. Доказано, что характер формируется на протяжении всей жизни и зависит от воспитания, окружения, вхождения в определенную социальную группу, профессиональной деятельности и т.д.
Впервые мысль о существенном влиянии на характер внешних факторов выразил ученый Д. Локк, который утверждал, что психофизические свойства и воспитание влияют на формирование характера в равной степени.
Современная наука (последнее столетие) поддерживает эту гипотезу.
По оценке исследователей, на формирование личности оказывают влияние:
В независимости от возраста процесс формирования характера подвергается воздействию информационного поля, в том числе личностью воспринимаются:
культурные ценности, идеология, культивируемые в обществе;
личный пример уважаемых для конкретной личности людей;
общественное мнение и распространенные в обществе суждения;
литература, телевидение, кино, театр.
Зрелый, думающий человек также может заниматься коррекцией своего характера. Таким образом, формирование характера происходит в течение всей жизни.
Влияние на его изменения оказывают три основные фактора:
Первым этапом развития характера является раннее младенчество. На этом уровне очень важно дарить ребенку любовь, заботу, давать много внимания, поскольку именно здесь формируется эмоциональная составляющая на всю последующую жизнь.
Далее развитие личности происходит в младшем дошкольном возрасте. Ребенок изучает и копирует модели поведения взрослых, находящихся рядом. Важно прямое обучение с соответствующим эмоциональным подкреплением (похвала). Именно в этом возрасте формируются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие.
В младшем школьном возрасте главную роль играет оценка поступков и действий малыша взрослыми людьми, прививаются понятия «хорошо» и «плохо». Появляются черты характера, относящиеся к труду: ответственность, пунктуальность.
У подростков активно идет формирование морально-этических норм и волевой сферы. К концу обучения в школе, характер, как правило, уже сформирован, далее он только корректируется.
Взаимосвязь между темпераментом и характером
Характер и темперамент нередко отождествляют, однако это разные понятия.
В психологии по этому поводу высказывались разные точки зрения:
Темперамент более тесно связан со свойствами нервной системы человека и напрямую ими обусловлен. На характер большое влияние оказывает социум и воспитание. Если характер подлежит коррекции, то темперамент – это врожденное свойство, которое остается у личности на всю жизнь.
Социальная среда, в которой вырос и живет индивид оказывает сильное влияние на характер, темперамент при этом остается неизменным. От характера зависит содержание поступков человека, а от темперамента лишь их манера и стиль.
Важно: темперамент не может подвергаться оценкам «хороший», «плохой», а вот характер состоит из тех черт, которые могут расцениваться как положительные или отрицательные.
Тип темперамента и характер связаны и взаимодействуют друг с другом в едином облике человека, образуя неразделимый сплав — характеристику его индивидуальности.
Какие бывают типы характера
В психологии существует несколько классификаций типов характера. Одной из самых известных является типология, предложенная американским психоаналитиком Александром Лоуэном.
Тип характера | Его характеристики |
Оральный | У человека наблюдается резкая смена настроений, выражена зависимость от окружающих. Инфантильность, склонность к меланхолии и депрессии, боязнь быть отвергнутым, низкая самооценка. |
Мазохистский | Личность любить страдать, обладает очень высокой чувствительностью. Присутствует интуиция. В себе не уверены, замкнуты. |
Истерический | Высокий уровень амбиций, умение контролировать поведение и действия. Надменность, рациональное мышление. Развитые эмоции при способности их сдерживания. |
Шизоидный | Очень низкая самооценка, отсутствие контроля над эмоциями и их неадекватность. Аффективные нарушения. |
Психопатический | Желание доминировать, повышенная тревожность. Превалирование вопросов имиджа над внутренним содержанием. Озабоченность контролем над обстоятельствами. |
Нарциссический | Уверенность в себе, высокие амбиции. Агрессивность, напористость, высокомерность, упорство. |
Также в психологии индивидов разделяют на интровертов (замкнутые) и экстравертов (общительные).
Можно выделить еще одну типологию характеров.
Тип характера | Его характеристики |
Гипертимный | Человек очень общительный, «разговористый», с выраженной мимикой. Много инициативы и энергии, но легко выходит из себя. |
Дистимный | Пессимисты-интроверты. Имеют обостренное чувство справедливости, круг друзей очень ограничен. Тяжело принимают решения, медлительны. |
Возбудимый | Властолюбивы, любят конфликтные ситуации. Очень неприятны в общении. В спокойном состоянии внимательны и педантичны, в возбужденном агрессивны и раздражительны. |
Застревающий | Человек надменный, обожает поучать других, считает себя умным. Завышенные требования как к себе, так и другим людям |
Тревожный | Личность крайне неуверенна в себе, боится споров и конфликтов. Ищет повсеместно поддержку. |
Демонстративный | Общительный, приспосабливаемый. Интриган. Могут вызывать раздражение из-за своей самоуверенности. Прирожденный артисты, хвастливы, лицемерны. |
Психологический характер человека
Характер является одной из составляющих психологического портрета личности. Но его одного недостаточно для того, чтобы составить полноценное мнение о человеке, что необходимо, к примеру, для приема на ответственную работу или осознанного выбора в личной жизни.
Одновременно нужно определить темперамент человека.
В качестве третьей составляющей в рамках психологического портрета рассматриваются способности личности:
Для составления психологического портрета также принимаются во внимание: интеллектуальность, эмоциональность, чувства, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, самооценка.
Социальный характер личности
Понятие социального характера введено в науку Э. Фроммом.
Психологом разработаны два типа социальных характеров: неплодотворные и плодотворные.
Неплодотворные
Вид социального характера | Его признаки |
Рецептивный | Характеризуется слабоволием, раболепием, низкой активностью, малодушием. |
Эксплуативный | Присущи амбициозность, высокий уровень агрессии, эгоцентризм, высокомерие. |
Накопительный | Доминирующие признаки: отсутствие творческого начала, язвительность, упорность, собственнический инстинкт, подозрительность, |
Рыночный | Характеризуются такими признаками как: отсутствие принципиальности, беспринципность, низкая целеустремленность |
Неплодотворными данные типы названы потому, что они являются «берущими», полагающими, что получить благо можно только из вне.
Плодотворный тип
Это некий гуманистический идеал, к которому нужно стремиться. Для него характерны: полагание на свои силы и их использование как для получения благ, так и для отдачи другим людям. Плодотворный социальный характер отдает, а не получает, в его основе лежит любовь, высшей степенью которой является материнская любовь, не знающая эгоизма.
Скрытая и явная акцентуация характера личности
Под акцентуацией понимаются доминирующие черты характера личности, то есть одни признаки развиты у нас умеренно, а другие чрезмерно.
В результате акцентуации (от слова «акцент», т.е. усиление) личность становится дисгармоничной.
Усиление отдельных черт:
Например, личность с акцентуацией слабоволия может быть использована и людьми и совершенно не пригодна для работы на руководящих должностях.
Причин тому несколько:
В зависимости от доминирования одной из черт характера выделяют следующие типажи:
Тип акцентуации | Характеристика |
Демонстративный | Желание быть в центре внимания: «на свадьбе женихом, на похоронах покойником». Поведение нарочитое, хвастовство. |
Педантичный | Осторожность, боязнь перемен, тщательность, продуманность. |
Возбудимый | Очень импульсивное поведение. Живет порывами, инстинктами, влечениями. |
Гипертемический | Всегда весел, активен, жаждет жизни. Общителен, оптимистичен, легко преодолевает трудности. |
Застревающий | Долго помнит обиды и неприятности, мстителен, мелочен |
Дистимический | Пессимист, всегда печален и уныл. Сконцентрирован на темных сторонах жизни. |
Циклотимический | Перепады от жажды жизни к пессимизму происходят часто и регулярно. |
Экзальтированный | Бурная реакция на любое событие, состояние от восторга до вселенской печали. |
Эмотивный | Высокая чувствительность, эмпатия, задушевность, слезливость. |
Тревожный | Беспокойство по любому поводу и без повода. Настороженность, робость, неуверенность. |
Акцентуация считается явной в случаях, когда она сопровождает человека большую часть времени, почти всегда.
Если доминирование какой-либо черты появляется в стрессовых или критических ситуациях, то акцентуация называется скрытой.
Характер
Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.
Конфуций
Вот говорите вы о каком-то человеке и упоминаете такое слово, как «характер», который есть у каждого из нас и у каждого он свой. И наш характер определяет особенность нашего поведения, мышления, общения, от него зависит наша реакция на какие-то внешние факторы. Он проявляется и в нашем раскрытии своего внутреннего мира, когда мы, к примеру, свои таланты миру показываем или свои слабости демонстрируем, чаще всего вопреки своей воли. И люди оценивают нас по нашему характеру, делая для себя выводы, насколько мы интересны, полезны, приятны или противны им. Сами мы тоже оцениваем свой характер с точки зрения того, насколько он для нас удобен. Кому-то нравится его характер, кому-то нет, кто-то, о нем вообще не думает, а кто-то очень хочет его поменять, но не знает как. Но теперь узнает, потому что в этой статье мы поговорим о характере человека и, в частности, о том, как его можно поменять, когда это хочется и нужно сделать.
Вначале я подробно вам объясню, что именно представляет из себя характер человека, чтобы тут у нас с вами было полное понимание того, о чем идет речь.
Что такое характер
Классическое определение характера говорит о том, что под характером следует понимать совокупность всех психических и духовных свойств человека, которые присутствуют в его поведении, ну и по сути, формируют его.
Я скажу иначе: характер – это привычное для человека поведение в различных ситуациях, это его привычная реакция на какие-то внешние раздражители и это его привычное отношение к ним. Или еще можно сказать, что характер – это определенная модель поведения человека в конкретных ситуациях и в целом в жизни, определяемая его внутренним состоянием, как духовным, психическим, так и интеллектуальным. То есть, это просто набор привычек: привычное поведение, привычная реакция, привычное мышление, привычные чувства. А что такое привычки? Это устоявшиеся модели поведения и шаблоны мышления. Это своего рода программа действий, программа восприятия, которая прочно прописалась в нашем мозгу.
Ну, как вам мое определение характера? Вроде бы более точное. Можно еще так сказать, для лучшего понимания того, о чем идет речь: характер – это характерные черты личности человека, то есть такие черты, которые свойственны именно ему. Вот так и получается, что речь у нас идет о, как бы, запрограммированном поведении и мышлении человека, которым он руководствуется в жизни, реагируя с на те или иные раздражители, ведя себя тем или иным образом, имея определенное мнение в отношении тех или иных вещей. Давайте теперь посмотрим, как оно формируется в нас.
Как формируется характер
Мы не будем с вами придавать в данной статье большого значения наследственности, чтобы не списывать все особенности поведения человека на его врожденный характер, иначе наш ленивый ум быстро сделает удобные для него выводы о том, что наследственность не изменить и каким человек родился, таким всю жизнь и будет, а потому ничего делать не надо, чтобы изменить свой или чужой характер, дабы сделать его более эффективным и полезным. И тогда следующий пункт моей статьи, рассказывающий о том, как изменить характер человек окажется абсолютно бессмысленным.
Поэтому, будем говорить не о врожденном, а о приобретенном и приобретаемом. Это то, на что мы можем повлиять, что, пусть и не всегда полностью, но в значительной мере от нас зависит. И первое, с чего начинается формирование нашего характера – это наше окружение и в целом среда, в которой мы находимся, в особенности в детстве. В зависимости от того, насколько она враждебная или дружелюбная, мы тоже можем быть враждебными, дружелюбными, смелыми и уверенными в себе или запуганными и забитыми. Самым главным чувством, которое ребенок должен ощущать по отношению к себе является любовь. Чувствуя себя любимым, ребенок влюбляется и в саму жизнь, его дух укрепляется, он готов бороться за самое лучшее что есть в мире, ему интересно жить, познавать, развивать свои сильные качества и реализовывать свой потенциал. У него формируется сильный характер, стержнем которого будет родительская любовь, которую он воспримет, как призыв жить и добиваться успеха. Конечно, дети не могут повлиять на то, какими будут их родители и как они будут к ним относиться. Но мы можем влиять на жизнь своих детей, создавая им необходимую для формирования сильного характера среду.
Также большую важность представляет для человека свобода, которая ощущается в детском возрасте не столько в том, что ребенку позволяют все делать, тем самым только балуя его, сколько в ощущении им внимания к себе со стороны взрослых. Это внимание к его словам, мыслям, желаниям, эмоциям, чтобы он видел, что его замечают. И даже если ему будут что-то запрещать, а это всегда надо делать, ибо настоящая свобода – это не анархия и не вседозволенность, то делать это надо так, чтобы он видел, что о нем думают. Мы тебе запрещаем что-то не потому, что просто нельзя, а потому что так тебе будет лучше. По-доброму надо запрещать, чтобы он чувствовал заботу о себе. Больше он все равно ничего не поймет, пока не вырастет. Внимание к ребенку, вот с чего начинается его ощущение свободы. Так он понимает, что с ним считаются, его мнение принимают во внимание, о нем думают. Конечно, ему не дают возможности выбора, он не может свою волю проявить во всем, в чем хочется, но этого и не надо. Достаточно достаточного внимания со стороны родителей к нему, чтобы он начал ощущать первые ростки свободы, которые потом прорастут. Дальше по мере того, как он будет становиться более зрелым умом, а значит и больше ответственности начнет на себя брать за происходящее в его жизни, он сможет оценить и другие проявления свободы – свободу выбора, свободу мысли. Свобода делает нас сильными духом людей, она способствует развитию творческих способностей человека, делает его целеустремленным и еще больше усиливает его любовь к жизни. Характер свободных и несвободных людей очень сильно различается, это как небо и земля
Дальше уже примеры людей, которые имеются перед нашими глазами влияют на формирования нашего характера. Человек почти всю жизнь продолжает смотреть на тех, кто его окружает и в чем-то этим людям подражать. Мы перенимаем относительно полезные черты поведения друг у друга, полезные в нашем понимании, но не всегда полезные на самом деле. В этом проявляется наша природная склонность к обучению – смотри, как делает другой и делай также. А дети особенно тщательно впитывают все, что видят и слышат вокруг. Это прекрасно впитывающие информацию из внешнего мира губки, которым легче всего учиться именно на примерах, а не на теории. До определенного возраста ребенок вообще теорию воспринимать не может, как то, с помощью чего можно учиться. Только живые примеры перед глазами. В особенности дети хорошо учатся на примерах тех, кто больше всего на них похож. То есть, детям легче подражать друг другу, чем взрослым. Потому что взрослые все-таки другие и ребенок чувствует, что не в его силах повторить все, что делают большие люди, потому что он не такой. А вот быть таким же, как другой такой же ребенок, ему определенно по силам и потому он берет пример с других детей, особенно с самых активных, чье поведение обращает на себя внимание. И поэтому дети многое друг за другом повторяют и так образом развиваются, как личности. Естественно, дурной пример может всем вредить, если все будут на нем учиться. От того и говорят, что одна паршивая овца все стадо портит. Перенять дурной пример, кидающийся в глаза, это как вирусом заразиться, который переходит от человека к человеку. А мы потом задаемся вопросом, в кого же пошел наш ребенок, если мы не такие. А в какой среде вы его держали, кто его окружал, с кого он брал пример? Вот где ответ на вопрос, в кого пошел. Дети тем больше всего перенимают у других людей, чем больше эти другие люди на них похожи и чем ближе они к ним по возрасту. И чем более ярким, привлекательным, бросающимся в глаза является поведение этих людей.
Но самое главное, что делает наш характер устойчивым, а стало быть, и трудноизменяемым – это многократное повторение каких-то действий и постоянное переживание каких-то чувств. Вот этот шаблон, эта модель поведения, которая из раза в раз нами демонстрируется, переживается, закрепляются у нас в мозгу и становится нашей привычкой, а значит и нашим характером. По сути, характер формируется также, как формируются наши привычки. Хорошо заученная модель поведения, ставшая возможной благодаря частому использованию такого поведения в жизни, становится частью нас в виде нашего характера.
И вот мы смотрим потом на человека, который, к примеру, грубо себя ведет с людьми или, наоборот, слишком мягок и уступчив, и говорим: «Такой у него характер». Часто под этим подразумевается, что он таким родился, а значит, во-первых, никто в этом не виноват, в том числе он сам, что вот он именно такой, какой есть, а во-вторых, что тут ничего не поделаешь, не изменишь, даже если надо что-то делать и менять. Характер такой – это звучит, как приговор. Или как оправдание. Люди любят снимать с себя ответственность за все, что происходит с ними самими и с окружающими их людьми, поэтому, ссылаясь на характер, они таким образом объясняют имеющееся и происходящее с ними и вокруг них, следствием проявления каких-то высших сил, будь сила природы, воля судьбы, божественное вмешательство и так далее. А если все-таки постараться объяснить закономерность какого-то постоянного поведения человека, то окажется, что когда-то он впервые повел себя определенным образом, получил подкрепление этого своего поведения, например, в виде одобрения окружающих или в виде желанного результата от такого поведения. Затем он еще раз так себя повел, опять получил нужное подкрепление, затем еще и еще. И теперь такое поведение для него стало настолько привычным, что он и не представляет себе, как ему вести себя иначе в таких ситуациях. Всегда так жил, значит такой я есть. Характер у меня такой.
Конечно, характер изменить сложно, потому что для этого надо менять привычки, установки, мышление человека. А привычка – это настолько заученная модель поведения, которая настолько сильно может укорениться в голове человека, что он даже не допустит мысли о том, что можно вести себя как-то иначе, чувствовать и думать как-то иначе. Своя Я он отождествляет со своей привычкой и одновременно характером. И все же характер можно изменить, когда это надо или хочется сделать. Давайте посмотрим, что для этого можно сделать.
Как изменить характер
Из вышесказанного логически вытекает и решение того, как изменить характер человека. Зная, как сформировалось то, что есть, можно постараться также сформировать и что-то другое, более лучшее. Не все базовые установки человека можно изменить, особенно те, которые были укоренены на бессознательном уровне еще в детстве, но многие последующие установки, которые человек приобретал в течение всей жизни, он вполне в состоянии переосмыслить. Для этого их надо обдумывать, обсуждать, в особенности с теми людьми, которые придерживаются других установок и могут показать человеку, что на жизнь можно смотреть и по-другому, и чувствовать себя иначе, и действовать другим образом. Причем, это надо делать ненавязчиво, а предлагая человеку просто допустить вероятность существования другой правильной мысли, касательно чего-либо. То есть, когнитивный подход надо использовать, уча человеку мыслить по-новому, подталкивая его к новым мыслям, а не навязывая их ему.
Главное, ничего никому не навязывать. Люди этому сильно сопротивляются и из-за этого еще сильнее держатся за то, что в них есть. Ведь многие из нас твердо убеждены в том, что знают правду о каких-то вещах и что особенно важно, люди думают, что это их правда, а ни кем-то когда-то им навязанная. Или, если речь идет о личном опыте, то люди думают, что их случай применим к абсолютно всем подобным случаям и что выводы они из него сделали единственно верные, и потому их правда абсолютна и распространяется на все аналогичные случаи. А когда мы что-то считаем своим и единственно верным, то будем держаться за это зубами до последнего, особенно, если мы с этим всю жизнь жили. Тогда не получим возможности пересмотреть свои установки, попробовать поменять какие-то из на другие, чтобы вместе с ними и характер свой изменить. Вот поэтому важно не столько объяснять человеку новые мысли, сколько помогать ему самому к ним прийти. Лучший способ это сделать – задавать ему правильные вопросы. Пусть сам думает, как может быть иначе. Это не всегда помогает, люди не всегда хотят думать о том, что идет вразрез с тем, во что они верят. Но человек, решивший изменить свой характер, решил обсудить свои установки с тем, кому он хоть немного доверяет, то желание думать над тем, над чем он никогда раньше не думал, у него появится. Вот поэтому так важно для изменений своего характера на этом уровне – на уровне установок и уровне мышления, найти себе подходящего собеседника, который не учить человека будет чему-то новому, а поможет ему своими вопросами и своим примером самому чему-то научиться, мысленно двигаясь в ранее незнакомую сторону.
Следующий уровень, на котором следует менять характер человека, чтобы в целом его изменить – это уровень поведения. Начни что-то делать по-другому и ты изменишь свое мышление, мировоззрение, свои привычки, а со временем и свой характер, и саму жизнь. Только делать новое нужно постоянно, привыкая к нему, чтобы оно стало нормой. Если человек один или два раза сделает что-то не так, как всегда, это ничего не изменит. Таким образом, чтобы изменить характер – нужно изменить поведение, заменив его новым и придерживаться его так долго, пока оно не станет привычным. Это можно делать, как вполне сознательно, заранее решив, как ты будешь по-новому поступать в каких-то ситуациях и все время так делать, так и посредством тренировок, когда многократное повторение каких-то действий, в том числе и под руководством наставника или благодаря ритуальным действиям, позволит со временем закрепить новую нужную модель поведения, которую он потом будет автоматически воспроизводить. В любом случае, как бы человек не подходил к решению этой задачи, смысл ее в том, чтобы начать делать что-то новое на регулярной основе, пока оно не станет привычкой. И эта привычка будет частью характера человека, уже нового, сформированного им в соответствии со своими желаниями.
Еще одним важным моментом в этом деле является готовность к отказу от чего-то, что человек привык считать своим. Можно сказать, что это готовность к необходимым жертвам. Характер нельзя менять, думая только о том, как чем-то новым прирасти, как что-то новое добавить к тому, что уже есть. Нет, надо и очищаться от имеющегося, отказываясь от того, что было всегда частью вас. Например, от все тех же своих взглядов, убеждений, от веры во что-то, во что вы всю жизнь верили. Даже от места, где вы живете и от работы, на которой вы работаете, а иногда и от человека, с которым вы живете, нужно отказаться, чтобы стать другим. Легко ли это сделать? Попробуйте. Попробуйте, к примеру, начать любить то, что вы всю жизнь терпеть не могли. Или попробуйте отказаться от того места, где вы всю жизнь прожили, собрав все свои вещи и уехав в абсолютно новое для вас место, и не на день-два, а навсегда. Или попробуйте окружение свое полностью изменить ¬– друзей, знакомых, от родственников отдалиться, может быть даже партнера поменять, чтобы перестать разделять их взгляды на жизнь и перенимать их привычки. Уверен, вам будет непросто. А ведь это и есть процесс изменения вами своего характера, посредством отказа от того, к чему вы привыкли, от того, что влияло на вас все это время. Иногда нужно пойти на такие жертвы, ради значимых перемен. Часто невозможно сильно измениться, продолжая вариться в том соку, в котором вы все время варились.
Мотивация
Тут еще нужно понимать, что желание изменить характер, не означает, что человек начнет необходимым образом для этого действовать, да еще и на постоянной основе. Нужна соответствующая мотивация, которая будет вынуждать его, по сути, ломать себя старого, ради себя нового. И ее нужно поддерживать регулярно. Обычно такой мотивацией является необходимость, когда жить по старинке уже просто невозможно. Невозможно быть слишком наглым или слишком пугливым, невозможно быть эгоистом, который думает только о себе или постоянно всем во всем уступать, угождать, лишь бы всем нравиться. Вот когда жизнь уже можно сказать, невыносима, человек может заняться такой непростой работой. А когда все более или менее складывается нормально, люди живут привычной для них жизнью.
Поэтому, тут не столько методика важна, позволяющая изменить характер и не специалист, который может с этим помочь, а ответ на вопрос: «Зачем это делать?» Изменение характера начинается с четкого и ясного понимания человеком, зачем он это будет делать, ради чего пойдет на такое изменения себя. И причина должна быть важной. Я говорю об этом, потому что ко мне многие обращались с просьбой помочь им изменить характер. И мы начинали с ними работать над этой задачей, но с большинством из них не доводили ее до конца. Увидев, как это непросто, все-таки это не обои дома поменять и не одежду новую купить, люди предпочитали остаться с тем, что у них и в них есть, оставив себя такими, какими они всю жизнь были.
Поэтому, подумайте, так ли плоха ваша жизнь и так ли вы сами неудобны для себя, чтобы вам нужно было менять то, что формировалось в вас в течении всей вашей жизни, независимо от того, какой жизненный путь вы уже прошли? Или так ли для вас важно сделать себя и свою жизнь лучше, чтобы ради этого преобразования браться за такую нелегкую и долгую работу? Иногда, честно скажу, сама идея менять характер – это и есть проблема. Человека может не все в себе устраивать, но не до такой степени, чтобы из-за этого менять привычное ему поведение и привычное отношение к жизни. Иногда достаточно понять, что все в целом нормально и ничего менять не нужно, чтобы решить проблему со своим характером, изменив не его, а свое к нему отношение.