Что значит обвинение в ереси
ОБВИНЕНИЕ В ЕРЕСИ
Почему все обвинения, касающиеся обычной нашей жизни, надо принимать со смирением, а обвинение в ереси или неправой вере не должно принимать со смирением?
Тогда братия, пришедши к нему, пали ему в ноги и сказали: авва! просим тебя сказать нам, почему ты нисколько не смутился, когда мы обвинили тебя в таких важных пороках и грехах, а обвинение в ереси встревожило тебя? Услышав его, ты не мог вынести и отверг его с решительностью. Старец отвечал им: первые обвинения в грехах я принял для приобретения этим смирения, и желая, чтоб вы имели мнение о мне, как о грешнике: мы удостоверены, что в сохранении добродетели смирения – великое спасение души. Господь и Спаситель наш Иисус Христос, когда Иудеи осыпали Его многими укоризнами и клеветами, претерпел все это и предоставил нам Свое смирение в образец подражания. Приведенные против Него лжесвидетели свидетельствовали против Него много ложного, но Он переносил терпеливо клеветы, возведшие Его на крест. Апостол Петр, указуя на это, говорит: Христос пострада по нас, нам оставхъ образ, да последуем стопам Его. Подобает нам терпеливо, со смирением, переносить все противности. Но обвинение в ереси я не мог принять, – с великим омерзением к нему отверг его, потому что ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога живого и истинного, и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и, во всех отношениях, есть погибший. Если же еретик обратится к вере, содержимой истинною, вселенскою, святою Церковью, то он приемлется благим и милостивым Искупителем, воссоединяется с истинным Богом Творцом и Спасителем нашим, Христом, Который всегда был и есть единосущен Отцу и Святому Духу. Ему слава во веки веков. Аминь. (Авва Агафон).
Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Что такое ересь и еретики в православии?
В народном сознании понятие «ересь» означает «ерунду», «ложь», «искажение истины» (всем известна фраза «что за ересь ты несешь?»), а еретики ассоциируются с героями фильмов, которых безжалостно пытали и сжигали на костре инквизиторы. В Православной Церкви в этот термин вкладывают абсолютно другой смысл.
Что такое ересь?
«Ересь – искажение веры, хранимой Церковью» — писал святитель Григорий Богослов.
Ересь – это утверждение или учение, которое противоречит вероучению православной Церкви и сознательно искажает Православные догматы (догмат – фундаментальная истина православного вероучения), препятствующее спасению.
Святитель Игнатий Брянчанинов писал про ересь, что она есть скрытое отвержение Иисуса Христа и христианства. Когда люди перестали поклоняться идолам, и начали приходить к познанию Спасителя, тогда сатана изобрел еретические учения, которые только снаружи похожи на христианство, а по сути – богохульство. Ересь – отречение от Христа.
В аскетике (исцеление падшего человеческого естества в процессе подвижнической жизни) ересь – крайняя степень прелести (состояние омрачения, самообмана, очарование, возникающее из-за воздействия кого-то или чего-то, в том числе бесовских сил). Еретическое учение соединяет в себе многочисленные страстные состояния: самообольщение, гордость, своенравие, непокорство, мнение и так далее.
К ереси относится учение, не касающееся догматов, но отвергающее жизнь по заповедям, так как оно только кажется не враждебным христианству, а на самом деле вносит смуту и разномыслия, разрушая изнутри Церковь, лишая Ее мира и единства. Поэтому преподобный Серафим Саровский просил Мантурова передать старообрядцам, чтобы «они вернулись ко Христу».
Кто такие еретики?
Еретиками Православная Церковь называет всех, мыслящих несогласно с православным вероучением. Епископ Никодим (Милаш) писал, что если человек погрешает хотя бы в одном догмате, то он еретик. Сектовед Дворкин А. Л. отмечает, что еретик, делает произвольный выбор, руководствуясь своим мнением и желанием.
Во главе еретического течения стоит ересиарх.
Надо ли переубеждать еретиков и спорить с ними?
Спорить христианам с еретиками бесполезно, а иногда даже вредно. Из-за своего омраченного ума и гордости они на справедливые замечания и упреки ожесточаются. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «побеждается ересь кротким увещеванием».
Апостол Павел пишет: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10). Святитель Феофан Затворник, толкуя эти слова Священного Писания, подчеркивает: еретик, несогласный с учением Единой Святой Соборной Апостольской Церкви, может увлечь тебя, а также «произвести разделение в обществе верующих».
Отличие ереси от «богословского мнения»
Частные мнения богословов могут разниться, но они не должны противоречить или искажать догматы Православной Церкви. «В ереси есть два значимых аспекта: ошибочный взгляд по какому-то вопросу вероучения и отношение еретика к своему лжеучению. Человек, принявший ересь за истину — противопоставляет себя и свою веру православному вероучению. Отсюда вытекает закономерность: ересь всегда нарушает единство. Еретик — человек не просто ошибающийся, но и тот, кто из-за своего заблуждения отпадает от Церкви, а потом и евхаристического общения» – говорил в интервью архиепископ Антоний (Паканич).
Ошибка суждения и ересь – различные понятия. Еретиком человек становится постепенно. Осознавая свою ошибку, такой человек не желает исправляться и продолжает упорствовать в своих доводах.
Чем опасна ересь?
В Древнем патерике от 1914 года есть житие авва Агафона, который был рассудительным христианином. Когда к нему пришли люди, желавшие испытать его, и начали обвинять в различных страстях и грехах (гордости, блуде, пустословии и других), то мудрый авва признал себя в них грешным. Но как только его назвали еретиком, то Агафон ответил: «Я не еретик». Люди, пришедшие к нему, спросили: «Почему ты признался во всех пороках, кроме ереси?», то он ответил: «Признать себя еретиком означает отлучение от Господа, а я не хочу этого».
По определению святых отцов ересь – это не просто заблуждение, а упорство в нем. Со времен грехопадения первого человека (Адама), ум у людей помрачился. Из-за этого все люди могут заблуждаться, даже христиане, в том числе святые. Но если человек, получив назидание, осознает свою ошибку и исправляется, то его нельзя считать еретиком.
Ересь – отклонение от принятых официальной религией установок, предлагающее другой подход к учению. Последователи разных течений одной веры могут обвинять друг друга в ереси.
Ересь в Библии
Негативный оттенок слово «ересь» впервые приобретает в посланиях Нового Завета. Прежде в греческом языке слово означало «направление, течение». Этим термином обозначались новые религиозные или философские школы. Например, первых христиан иудеи называли «назорейской ересью».
Одним из основателей еретических учений был Арий – епископ Александрийский, отлученный от церкви. Арианство было признано ересью из-за расхождений во взглядах на природу Христа с другими христианскими школами. Арий считал, что Христос не равен Богу, как утверждали оппоненты, а подобосущен ему.
Святая инквизиция
В Средние века борьбой с ересью и еретиками занималась инквизиция – особый суд, созданный Католической Церковью, учрежденный в 1215 году папой Иннокентием III.
Главной задачей инквизиции было выяснить, виновен ли подозреваемый в ереси.
Делом инквизиции было вернуть еретика в Католическую Церковь. Если же тот не поддавался и упорствовал, то Церковь объявляла, что отныне лишает его покровительства и защиты и передает светскому суду.
В России также были попытки учредить выслеживание и наказание еретиков, но куда более мягкие.
В 1720 году при Петре I появился Морской устав – перечень обязанностей служащих морского флота. В одной из книг устава было указано, что того, «кто будет чернокнижник или идолопоклонник», будет ждать строгое наказание.
Через год, в 1721 году царь учредил Священный синод – высший орган церковно-государственного управления, для которого был написан Духовный Регламент. В нем была указана должность «протоинквизитора», в чьи обязанности входило наблюдение за духовенством и тем, насколько оно соблюдает правила Духовного Регламента.
При Екатерине I инквизиция в России была упразднена.
Ересь Хоруса
Серия фантастических литературных произведений, написанных по вселенной настольной игры «Warhammer 40000». Книги цикла рассказывают о событиях галактической гражданской войны задолго до времени, в котором развиваются события «Warhammer 40000».
Хорус – персонаж фантастической саги, предавший своего Императора. Это предательство и привело к гражданской войне.
На данный момент серия не закончена. Последняя книга вышла в 2019 году.
Ересь
Е́ресь (от греч. αἵρεσις — направление, выбор) — 1) утверждение, концепция или учение, противоречащее вероучению Церкви; 2) заблуждение относительно Православных догматов, поддерживаемое сознательным, упорным противлением Истине.
Пространный христианский катехизис так определяет понятие ересь: «Ересь, когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине».
Почему регулярно нарушающий нравственные нормы не подлежит непременной анафеме, а упорствующий в нарушении догматов анафематствуется?
Нарушение заповедей Христовых бывает связано как с произвольным желанием человека, так и с его зараженностью скверной греха.
Церковь Божия для того и создана на земле, чтобы привлекать в неё грешников с тем, чтобы они, при содействии благодати, освобождались от греха и возрастая возрастом духовным, уподоблялись Создателю ( Мк.2:17 ).
Стало быть, присутствие нарушителей заповедей в земной Церкви — не исключение, а богоустановленная норма. Если бы греховность, как таковая, служила основанием немедленного отлучения человека от Церкви, земная Церковь тут же опустела бы ( 1Ин.1:8 ), а на земле приумножилось бы зло. Это было бы угодно не Богу, но диаволу.
Несмотря на то, что земная Церковь создана для грешников ( Мк.2:17 ), это не значит, что грешник и вовсе не может быть отлучен от церковного общения. В зависимости от тяжести совершенных им преступлений он может быть отлучен от полноправного общения с братиями и сестрами во Христе в той или иной мере (например, он может подпасть под запрет на участие в Таинстве Евхаристии сроком на несколько дней или недель).
Подобные меры не отделяют грешника от Вселенской Церкви, но напротив, бывают направлены на его исправление и дальнейшее единение с Церковью и её Главой, Господом Иисусом Христом.
Другое дело, если речь идёт не просто о нарушителях нравственных заповедей, а о еретиках. Конечно, как и всякий грех вообще, грех уклонения в ересь омывается покаянием. В этом отношении он не сильно отличается от прочих грехов. Зато в другом отношении он имеет принципиальное отличие.
Тот, кто впал в ересь, не желает прислушаться к голосу Церкви и отказаться от заблуждения, выражает тем самым, что исповедует какую-то особую веру, отличную от той веры, какую должны исповедовать члены Вселенской Церкви и каковая служит залогом их духовного единства.
Получается, что анафематствуя такого преступника, Церковь, по сути, всего лишь констатирует, что своим нежеланием исповедовать общую всем православным веру, он сам себя отлучает (отлучил).
Можно сказать, что еретики являются своего рода идолопоклонниками, ведь они верят в какого-то особого, созданного в их сознании Бога, или в какую-то особую, созданную в их воображении истину, но не в Того Бога (не в Ту Истину), в Которого верит Вселенская Церковь.
Значение термина
Ересь — намеренное искажение православной догматики.
В древнегреческом языке слово ересь (др.-греч. αἵρεσις) означало «выбор», «течение» или «направление». Понятием «ересь» в иудео-эллинистической культуре обозначались религиозные или философские направления, течения и школы. Так, например, религиозно-политические партии фарисеев и саддукеев названы в Деяниях ересями ( Деян.5:17, 15:5, 26:5 ).
В Новозаветных апостольских посланиях понятие «ересь» приобретает иной смысловой оттенок. Оно начинает противопоставляться правильному вероучению, превращается в отрицание истины Божественного Откровения. Это уже не просто направление или течение мысли, но осознанное стремление исказить основы христианского вероучения, а, значит, и лишить человека возможности спасения в вечности.
Суть еретических учений прекрасно выразил св. Василий Великий. Вслед за всеми святыми отцами, он полагал, что к еретикам должны быть отнесены отчужденные от Православия в самой вере, искажающие один или несколько догматов, изложенных в Символе Веры или любое освященное изначальным и долговременным употреблением в Церкви священное предание и установление. «Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся, – говорит св. Василий о мнении свв. Отцов. – Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога».
Следуя толкованию позиции св. Василия Великого, данному выдающимся православным комментатором канонического права Иоанном Зонара, «еретики суть все, мыслящие несогласно с православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались».
Знаток церковного права епископ Далматинско-Истринскому Никодим (Милаш) писал, что, ересь как «учение, противное православной вере, не должно, впрочем, касаться непременно оснований православного вероучения, чтобы данное лице считать еретиком, – достаточно, чтобы оно погрешало хотя бы и в одном догмате, и в силу этого оно уже еретик».
Сущность ереси глубоко раскрыта св. Игнатием Брянчаниновым: «Ересь есть прикровенное отвержение христианства. Когда люди начали оставлять идолопоклонство, по его очевидной нелепости, и приходить к познанию и исповеданию Искупителя; когда все усилия диавола поддержать между человеками идолопоклонство остались тщетными; тогда он изобрел ереси, и посредством ереси, сохраняя для держащихся ее человеков имя и некоторую наружность христиан, не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством».
Как справедливо отмечает сектовед А. Л. Дворкин, «слово еретик… означает человека, делающего произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Термин этот по происхождению христианский, и, следовательно, для того чтобы стать еретиком в святоотеческом смысле этого слова, человек изначально должен был пребывать в истине».
В аскетическом плане ересь является крайней степенью прелестного мнения, которая может периодически возобновляться как типологически устойчивое пленение ума. В ереси соединяются воедино многие страстные состояния: мнение, самообольщение, гордыня, своеволие и т. д.
Главная опасность ереси
Говорили об авве Агафоне:
«Пришли к нему некие, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать его, не рассердится ли он, спрашивают его:
«Ты — Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец». «Да, это правда», — отвечал он.
Они опять спрашивают его: «Ты, Агафон, клеветник и пустослов?»«Я», — отвечал он.
И еще говорят ему:«Ты, Агафон, еретик?» «Нет, я не еретик», — отвечал он.
Затем спросили его: «Скажи нам, почему ты на все, что ни говорили тебе, соглашался, а последнего слова не перенес?»
Он отвечал им:«Первые пороки я признаю за собой, ибо это признание полезно моей душе, а признание себя еретиком значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от моего Бога».
Выслушав это, они подивились его рассудительности и отошли, получив назидание».
(Древний патерик. 1914. С. 27. № 4.)
Ереси в истории
Возникновение ересей предсказывал апостол Петр: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» ( 2Пет.2:1 ). Апостол Павел помещает ересь в один разряд с грехом волшебства и идолослужения ( Гал.5:20 ).
Раннехристианская Церковь строго следила за чистотой своего вероучения, решительно противопоставляя себя всем искажениям христианства. Именно поэтому за ней закрепился термин Православие (греч. Όρθοδοξία – православие, правоверие, правильное знание, суждение).
Распространяющийся со II века термин Православие означает веру всей Церкви в отличие от разных учений еретических сообществ, для обозначения которых использовалось слово гетеродоксия (έτεροδοξία – другое, отличное от правильного учение, знание).
Первоначально еретиками называли гностиков, хотя считать гностицизм христианским учением вряд ли правомерно. Родоначальником ересей считается Симон Волхв ( Деян.8:9 ). К первому периоду относятся такие ереси, как евионитство, керинфианство, елкезаитство, докетизм, манихейство, монтанизм, хилиазм.
Триадологические ереси: монархианство и арианство, осужденные на I и II Вселенском соборах. В списке ересей, осужденных на II Вселенском Соборе, значатся также: евномиане, аномеи, евдоксиане, полуариане, или духоборцы (македониане), савеллиане, фотиниане, аполинариане.
Христологические ереси: несторианство (евтихианство), монофизитство, монофелитство, осужденные на последующих соборах, а также иконоборчество, осужденное на VII Вс. Соборе, практически были повторением и развитием древних. В период Реформации возрождается рационализм антитринитариев (Сервет, социниане и др., в России – Феодосий Косой). Адопциане были модификацией несториан, а павликиане и богомилы – вариацией манихейства. В средние века на Западе как отголоски манихейства появились альбигойцы, катары, патарены. В XII в. возникли вальденсы – смесь пиетизма и рационализма.
Последовательность возникновения ересей
«В появлении еретиков, искажавших божественное неизменяемое учение Христианской Церкви», – пишет Е. Смирнов, – «есть некоторая последовательность и система, именно – переход от общего к частному. Следовало ожидать, что на первых порах, вследствие вступления в Церковь иудеев и язычников, не хотевших вполне отказаться от иудейства и язычества и потому смешивавших христианское учение с воззрениями иудейскими, появятся еретические заблуждения относительно всей системы христианского вероучения, а не отдельного какого-либо пункта.
Так действительно и было: с одной стороны явились еретики иудействующие, называемые также евионитами, которые стремились слить христианство с иудейством, даже с подчинением первого последнему, а с другой – язычествующие, или, как они назывались во 2 веке, гностики, а потом манихеи, стремившиеся из христианского вероучения в соединении его с восточным религиозным миросозерцанием или греческой философией образовать смешанную религиозную систему.
Когда лжеучения этих еретиков были отвергнуты Церковью и уже стали отживать, на смену им появились другого рода ереси, возросшие уже на христианской почве. Предметом их служит главный догмат христианства о троичности Лиц в Божестве. Это – ереси антитринитариев.
В последующее за тем время развивается ересь по вопросу еще более частному: о Божественности Второго Лица Святой Троицы. Эта ересь, известная под именем арианства, открыто появилась уже в начале 4 века.
В век апостольский мы видим еретиков иудействующих и язычествующих. Последние положили начало тому гностицизму, который развился особенно сильно во 2 в. после времен апостольских».
Обличители ересей
Иные категории отступничества
Помимо ереси, Церковью выделены и иные категории отступничества: раскол и самочинное сборище (парасинагога).
Об отличии ошибки от ереси ^
священник Михаил Легеев:
По степени ясности и точности осмысления человеком учения Церкви можно выделить пять стадий. Первая — догматы, заключенные в слова. Здесь все кристально чисто, лишнее отсечено, все нужное сказано.
Вторая — акцент. Акцент выделяет лишь какую-то грань полноты картины. Святой Афанасий Великий за «единосущие» всю жизнь положил. Но «единосущие» — это еще не полнота догмата. Богословие святых отцов по большей части — богословие акцентов. Один мог выделять один акцент, а другой — другой.
Третья стадия — неточность. Неточность связана с некоторым недопониманием. Например, святитель Кирилл Александрийский слово «ипостась» употреблял в значении «сущность». Он не имел в виду тот смысл, который потом вкладывали в его слова монофизиты, но не мог еще свою мысль облечь в правильные слова. Поэтому для нас это неточность.
Четвертая стадия — ошибка. Ошибка есть ошибка. Святитель Григорий Нисский (богослов IV в. — Прим. ред.) исповедовал апокатастасис, то есть учение о всеобщем избавлении от вечного посмертного воздаяния. Но если бы Церковь указала ему на ошибку, он бы не стал упорствовать.
Пятая стадия — ересь. Святые отцы могли ошибаться, а вот упорствовать в этом — нет. Святой Викентий Леринский (галльский богослов V в.) пишет: «Виновники того мнения признаются православными, а последователи — еретиками, учителя разрешаются, а ученики осуждаются, писатели сочинений будут сынами царствия, а защитники оных подвергнутся геенне». Где-то между четвертой и пятой стадиями, между ошибкой и ересью, и пролегает граница, отделяющая еще церковное бытие от уже внецерковного. Опять же, важен сам вектор движения. Если он направлен к Церкви и Богу — это путь к истине, если в обратную сторону — к ереси. Еретиком не становятся в одночасье, это результат длительного процесса, того самого неправильного движения.
Из интервью в журнале «Вода Живая» №10 2015
Говорить о некоем «абсолютно чистом Православии» в определенном отношении некорректно. Но хотя в природе и не существует дистиллированной воды, но тем не менее вода из чистого источника существенным образом отличается от воды из помойной лужи. Церковь есть Тело Христово, а потому и вообще Православие, и в частности православное богословие является живым организмом. Бывает, что живой организм болеет и поглощает в себя чужеродные элементы, но он должен либо переработать их, либо отторгнуть, ибо иначе погибнет. А поскольку Церковь пребудет вечно и врата адовы не одолеют ее ( Мф. 16, 18 ), то православное миросозерцание или перерабатывает отдельные чуждые ему элементы (но только до определенной степени, как было, например, с некоторыми частями античного мировоззрения, усвоенными христианской культурой), или отвергает и их?, как пагубные для его духовного здоровья, – это и случается обычно с ересями. Так как богословие живое, то Православие непрестанно переливается множеством радостных красок и оттенков, восхищая своей новизной. Свет имеет известный цветовой спектр, но тьма им не обладает (ср. Ин. 1, 5 ). И хотя порой кажется, что свет и тьма иногда смешиваются, как, например, при вечерних сумерках, но это лишь иллюзия, поскольку они лишь сополагаются. Ибо что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? ( 2Кор. 6, 14–15 ). Православие, при всем богатом разнообразии цветовых оттенков, есть и всегда останется Православием, а ересь – ересью.
Профессор А.И. Сидоров (Святоотеческое наследие и церковные древности).