Что значит общество для людей
Сочинение Роль общества в жизни человека
Человек – это создание социальное. У большинства с самого раннего возраста появляются друзья и знакомые. В начале мы растем в семье, в которой о нас принимают заботу мамы, папы, сестры, бабушки, братья и дедушки. Мы растем, наблюдая как пример поведение наших родных и близких.
Затем посещаем детский сад, ведь находясь в коллективе идет более быстрое интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Коммуникативные навыки формируются в игровой среде. Имеется огромное множество подвижных и более спокойных игр для командных взаимодействий. Ребята чувствуют поддержку друг от друга и это дает им ощущение уверенности.
В школьной среде круг общения расширяется. Часто взрослые сохраняют школьную дружбу на многие и считают ее самой крепкой.
Далее идет этап университета или колледжа, а потом работа. И всегда вокруг нас находятся люди, с которыми мы общаемся. Ведь никак не сделать покупку в магазине, не разговаривая с кассиром. Да и просто пойти в кино или на прогулку одному будет скучно. Играть в подвижные игры или болеть за любимую команду одному очень одиноко.
Человек формируется как личность благодаря обществу, которое осуществляет влияние на его привычки и поведение. Издавна человечество выживало в условиях дикой природы за счет объединения в общины. Вместе проще было добывать еду и сражаться с недругами. Со временем в обществе стали формироваться определенные обычаи и традиции. Кроме того, на формирование народностей большое влияние оказал климат и количество населения. Речь позволяет нам общаться между собой.
На человека оказывает значение и политическая ситуация в стране, и природные катаклизмы, и экономика государства. Личность человека формируется под действием различных событий, которые случаются в обществе. Например, на примере истории можно проследить, что войны и революции побуждают у людей чувство борьбы и любви к Родине. В мирное время происходит постепенное развитие культурных ценностей и появляется большое количество талантливых творческих индивидов. СМИ просто виртуозно могут манипулировать сознанием людей, давая ту информацию, которая далее распространиться среди людей и приведет к нужному им результату.
Человеку сложно существовать вне общества. В настоящее время есть не только реальное общение, но и возможность говорить по телефону, общаться через социальные сети. Это дает шанс ощущать себя нужным и делиться своими впечатлениями даже не выходя из дома.
2 вариант
Может ли общество быть без человека и человек без общества. Вопрос достаточно спорный. Дело в том, что люди — это и есть само общество, они его формируют. И вот здесь стоит взглянуть на такое понятие, как «личность» и роль общества на формирование личности.
Далеко не каждый человек в своей жизни проходит путь, позволяющий ему считаться полноценной личностью. Например, люди без определенного места жительства. Да, им присущи человеческие качества, однако они не являются личностями, ведь у них отсутствуют достижения, определенные результаты в жизни и т. п. И не редко людей, которые не имеют определенного места жительства, называют изгоями общества. Тоже можно сказать и про людей, страдающих от наркомании, алкоголизма, находящихся в местах лишения свободы.
Далее, полноценный человек не может существовать без общества. Рождаясь, каждый принимает на себя ряд социальных (общественных) ролей, главными из которых являются сын или дочь, внук или внучка, к второстепенным относятся такие, как пассажир, покупатель и многие другие. Все это относится к общественной сфере, позволяющей каждому человеку всесторонне развиваться.
Общество, по сути, является огромной группой людей, которая разделена на определенные подгруппы, мини общества. Сюда можно отнести семью, школу, работу. Не редко можно встретить такое понятие, как социальный институт. Но сейчас не об этом.
В течение всей своей жизни человеку приходится приспосабливаться к тем условиям, которые создаются обществом, включая мнение, специфику поведения, общения. Без общества человек не сможет жить.
Каждый человек — существо социальное (общественное), для которого свойственно желание постоянно общаться и развиваться. Можно себе только представить, как будет себя чувствовать человек, находясь длительное время на необитаемом острове. По истечению времени, все те навыки, которые были приобретены под воздействием общества, будут утрачены.
Вместе с тем, и общество не может быть сформировано без людей. Поэтому можно с полной уверенностью отметить, что общество играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человек не сможет жить, развиваться вне общества.
Сочинение-рассуждение
Каждый человек в современном мире выполняет роли: важные, социальные, так же взаимодействует и с другими людьми, непосредственно является частичкой общества. Демократическое общество постепенно переходит в гражданское. Когда ты имеешь юридические права и обязанности, сам достиг высшего уровня самопознания, то в праве называть себя не просто человеком, а настоящим гражданином. В нашем современном мире, как принято понимать наукой, человек- высшая степень развития организмов на земле, он задействован в истории, менял ее, творит культуру. Конечно человек может умереть, но его дела бессмертные. Что отличает человека от других организмов на земле- конечно же способность к мышлению. Общество не может быть без человека, а человек без общества.
Что же такое общество? Это та совокупность отношений людей и то что они делают. Когда люди обмениваются между собой информацией, понимают друг друга, то весь этот процесс называется общением. Кто как не мы, люди, любим поговорить, но при этом мы с любопытством слушаем и своего собеседника, который делиться с нами самыми свежими новостями, какими та важными событиями в его жизни. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми, и как можно меньше конфликтовать с ними. Средством общения может быть, что угодно, начиная от личного общения заканчивая самыми современными гаджетами, которые придумало человечество.
Также читают:
Картинка к сочинению Роль общества в жизни человека
Популярные сегодня темы
Данная былина повествует о жизни довольно бедного, но очень талантливого человека, который буквально поразил всех окружающих своей мастерской игрой на гуслях. Можно отметить
Свои весенние каникулы я провёл очень интересно и весело. Большую часть моего отдыха составляли увлекательные экскурсии, поездки и прогулки с друзьями.
Классика русской литературы 19 века. Главная мысль рассказа – продемонстрировать, к чему может привести слепая доверчивость человека и осудить людей, которые пытаются обмануть на других.
Рассказ «После бала» был написан в 1903 году. Данное произведение обладает своими специфическими особенностями, которые требуют особого рассмотрения. Произведение не слишком большое, но имеет точную суть и свои особенности рассказывания.
Среди огромного количества картин известных русских художников пейзаж с изображением зимнего времени года с ясными морозными деньками занимает одну из первых позиций.
Человек и общество
На протяжении жизни человек старается быть заметным, подчеркивать свою неординарность. Общество же диктует свои правила и нормы поведения, с которыми также приходится считаться. Получается, что каждому индивиду приходится балансировать между своими нравственными убеждениями и соблюдать социальный этикет для достижения своих целей. В итоге человек и общество становятся одним целым, где общество не может существовать без человека, иначе остановится его развитие.
Нормы поведения человека в обществе
Человек не может обойтись без общества также как общество без него. Каждый индивид подстраивается под социальные нормы поведения для удовлетворения своих потребностей. Ими могут быть и необходимость в общении, и материальная нужда. То, насколько правильно ведет себя человек, напрямую зависит от привычек. Они условно делятся на два типа: автоматические и сознательные действия.
Автоматические действия совершаются ежедневно, и не задумываясь. Они могут быть как хорошие, так и плохие. Каждый человек умывается по утрам, приводит себя в порядок, кто-то делает зарядку. Умение читать и писать — все это хорошие привычки, доведенные до автоматизма. Плохие привычки также появляются на бессознательном уровне. К примеру, грызть ногти, не следить за своим внешним видом, проявлять излишнюю грубость. Эти действия можно считать врожденными или приобретенными в раннем детстве, унаследованными от родителей или от нехватки культуры воспитания.
Сознательные действия совершаются, подстраиваясь под нормы поведения в социуме. При устройстве на новую работу, в первые дни человек ведет себя сдержанно, присматривается к начальству и коллегам. Когда сознание запоминает постоянно повторяющиеся действия, то переводит их автоматические. Человек, попадая из раза в раз, в одну и ту же ситуацию, ведет себя по созданному шаблону.
Почему мораль называют общечеловеческой ценностью
Мораль – это нормы и правила поведения в обществе, ставшие одинаковыми для всех и вызывающие неодобрение при их несоблюдении. Например, мать, бросившая или обижающая своего ребенка, нарушает моральные ценности и вызывает осуждения и негодования в свой адрес.
Нормы морали направлены на борьбу между добром и злом. Если человек направляет силы на поддержание добра, значит, он осознает свой долг и обязательства перед обществом. Совесть человека и мнение социума, контролируют исполнение долга.
Мораль проводит четкие границы между хорошим и плохим, добродушностью и деспотичностью, правильностью и ненормальностью. Это также устоявшиеся принципы общества, которые одинаковы для всех. Их несоблюдение приведет к хаосу в целом мире. Поэтому мораль и называют общечеловеческой ценностью.
Общечеловеческие ценности
Общечеловеческие ценности относятся к природным и культурным. Но, если углубиться в это понятие, возникнут противоречивые доводы. Конечно же, что-то общее можно найти во всех народах и странах, но вот контекст ценностей бывает разным. К примеру, в одной стране к детям относятся бережно, с милосердием (имеется в виду отношение к детям вообще), а в другой они также важны, но в качестве жертвы богам, ради соблюдения обычаев.
Людей, находящихся в одном государстве чтили и уважали, а за его пределами считали врагами и жаждали им смерти. А в Риме, воспевались ценности правителя и тот, кто их нарушал – лишался головы. Исходя из этого, никак нельзя утверждать, что все ценности общечеловеческие. В одной стране за столом разрешается поведение, которое будет просто неприемлемо для другой страны и посчитается невоспитанностью.
Взаимодействие человека, общества и природы
Человек существует и как часть общества, и как часть природы. Природа подарила жизнь и обеспечила людей всем необходимым для их выживания. Вода, съедобные культуры, деревья для постройки домов и топки печей. Со временем, человечество начало прогрессировать. Появлялись все новые орудия труда, вытаптывались степи, уменьшалась площадь лесов, тем самым запускался медленный механизм разрушения земли.
У человека стала появляться тяга к социальному общению, появилась необходимость в постоянном развитии. Так, стало формироваться общество. Ни один индивид не пожелает лишиться природы, так как является биологическим созданием. Но и от общества отказаться не сможет, потому что крепко закрепился в социуме.
Общество и природа, настолько крепко сплетены, что не смогут существовать друг без друга. Вода, деревья, полезные ископаемые, еда – жизненно необходимы человечеству. Только не может не расстраивать факт, что сам человек губит свою кормилицу природу. Загрязняются реки, атмосфера, возникают природные катаклизмы. Чем больше развивается общество, тем быстрее истощается природа.
Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества
То, что создается человеком из даров природы (дома, фабрики, целые города), становится частью материальной культуры. Любовь к музыке, живописи, истории – это культура духовная. А все вместе это образует ценности человеческого общества.
Человек не может быть полностью современным в культуре, потому как настоящий ценитель стремится к познанию культуры разных времен. Материальные ценности создаются благодаря духовной деятельности. Это могут быть мечты построить дом и различные архитектуры, писать картины для продажи.
Культура становится для человека неотъемлемой частью жизни. К ней относится культура речи, культура воспитания, умение выражать свои чувства, почтительное отношение к старшим и всем остальным.
Психология человека в обществе
Каждая личность уникальна и по-разному ведет себя в той или иной ситуации. Выделить можно три типа: пассивные, агрессивные, идущие на компромисс.
Пассивный человек, в то время, когда от него требуется определенное действие, замыкается из-за своей неуверенности. В итоге не получается проявить все свои способности и начинают терзать мысли о собственной неполноценности.
Агрессивный человек прокладывает себе дорогу силой, не учитывая на своем пути чувства других людей. Тем самым зарабатывает себе негативную репутацию, а его цель хоть и достигается, но всегда ненадолго.
Человек, ищущий компромисс всегда анализирует ситуацию и не торопится делать шаги. Своими действиями не стремится задеть принципы других людей, относясь тактично ко всем. Умеет ориентироваться в сложившихся ситуациях, находит выходы и избегает уловок со стороны агрессоров.
Любой человек может измениться, если это действительно для него важно. Но многие настолько привыкли жить обыденной, пусть и неправильной жизнью, что не в силах совершать кардинальные перевороты. Поэтому им не удается надолго задерживаться на верхних позициях и успех становится явлением непостоянным.
Что такое «общество»: понятие, признаки, функции, виды
Приветствую Вас, друзья!
В этой статье разберемся с тем, что такое общество в широком и узком смысле. Узнаем признаки, функции и структуру общества. Рассмотрим типы общества и сферы общественной жизни. Начнём.
Что такое общество?
Общество (в широком смысле) — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, и включает в себя способы коллективного взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество (в узком смысле) можно рассматривать в нескольких проявлениях:
Стоит отметить и тот факт, что общество – продукт деятельности людей. Деятельность эта сводится к реализации мер, необходимых для существования и функционирования общества. Последнее буквально произрастает из повседневной деятельности каждого из людей; без взаимодействия отдельных участников оно просто не существовало бы.
Общество стоит рассматривать в первую очередь в качестве сложной с организационной точки зрения, а также динамично развивающейся системы. Система же, что не стоит привязывать к контексту – это множество взаимосвязанных элементов, представляющих целое. Всякая система включает в структуру подсистемы; подсистемы же включают отдельные, формирующие их составляющие.
Различные подходы к пониманию общества
В различные времена множество ученых и философов озвучивали собственный взгляд на то, что такое общество. Рассмотрим наиболее популярные взгляды:
Аристотель
Аристотель рассматривал общество в качестве совокупности людей, единых стремлением удовлетворить определенные потребности.
Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо
Мыслители предложили теорию общественного договора. Согласно этой теории, всякий человек обладает определенным набором прав и может контролировать собственные действия в рамках условной социальной договоренности.
Георг Гегель
Гегель – автор идеи, согласно которой общество – «тяжелый уклад». Именно Гегелем введено понятие гражданского общества, в рамках которого «каждый зависит от каждого».
Макс Вебер
Мыслитель считал, что общество является результатом социальных интересов каждого из его членов.
Огюст Конт
Согласно мнению Конта, общество – то, что формируется посредством мыслительных конструктов; он считал, что оно представлено различными системными элементами (семья, класс и т. д.). Основа общества в понимании мыслителя – разделение труда.
Карл Маркс
Для Маркса общество как категория – это совокупность исторических начал взаимодействия людей; совокупность эта складывается в процессе жизнедеятельности отдельных членов общества.
Признаки общества
К числу наиболее важных и определяющих признаков общества, относится:
Сферы жизни общества
Общество, о чем мы уже упоминали – сложная система, в которой гармонично сосуществуют условно бесконечные множества подсистем; в подсистемах же существуют множества элементов. Подсистемы стоит рассматривать в качестве социальных институтов – совокупностей ролей, норм, процессов и т. д.
Также подсистемы – это сферы жизни общества. Выделяются такие сферы (сфера/элементы):
Отметим, что каждая из сфер неизбежно сталкивается, взаимодействует с другими, при этом сохраняет изначальный вид. Также в отдельных сферах формируются собственные социальные институты (группы людей, объединенных по различным характеристикам).
Структура общества
Вне взаимодействий людей общество как явление не может существовать, о чем мы уже говорили. Оно – буквально механизм, функционирование которого зависит от работы отдельных элементов. Отсюда ясно, что в обществе выделяются отдельные структуры, системы:
Каждая из категорий подвергается внешним воздействиям. В отдельных социумах закономерным и даже неизбежным является появление личности, индивида, который принимает роль «реформатора» взглядов конкретных групп людей. Следствием может стать отклонение от устоев, традиций, а иногда и изменение истории народностей.
Между приведенными ранее категориями складываются социальные отношения, которые могут быть реализованы посредством:
Функции общества
К числу основных функций общества, относятся следующие:
Типы общества
Человеческие общества многообразны, и в науке существуют различные классификации типов общества. Одной из наиболее популярных теорий является теория модернизации, согласно которой, общество делится на 3 вида: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Рассмотрим каждый из видов подробнее.
1. Традиционное
Основные характеристики: наличие традиций, главенство обычаев. Также для традиционного общества характерна слабая развитость контактов с прочими социумами, что обуславливает две другие характеристики: замкнутость и заторможенность развития.
Особенности традиционного общества:
В таком типе общества «Я» теряется во множестве «Мы», а индивидуальность – порок.
2. Индустриальное
Суть – развитие промышленности с учетом научных достижений. В таком обществе освоение производственных новшеств является основанием для гордости и удовлетворения членов. При этом прочие общества, у которых что-либо получается лучше, рассматриваются членами одной группы в качестве конкурентов или врагов.
Стоит отметить, что такой тип общества не предполагает развития только точных наук. Развиваются также гуманитарные дисциплины, разрабатываются различные способы манипулирования общественным сознанием.
3. Постиндустриальное
Именно такое общество складывается в большинстве стран мира на сегодняшний день. Информация здесь – ценность и интегрирующий фактор. Границы между социумами практически стерты, что обусловлено распространенностью интернета и компьютерных технологий.
Такое общество меняет жизнь, а вместе с ней – психологию людей на всех уровнях. Речь об интеллекте, восприятии действительности, общении, семейных отношениях и не только. Все перемены этих сфер именно сегодня являются особенно ощутимыми; они – область особенного внимания психологов, социологов и других специалистов, специализации которых касаются области общественного сознания.
Науки, изучающие общество
Практически любая из наук прямо или косвенно касается какой-либо сферы жизни общества. Приведем конкретные примеры наук, которые наиболее тесно связаны с обществом:
Человек для общества или общество для человека?
Человек становится человеком только в обществе. Нельзя обрести мышление и речь, то есть то, что отличает нас от животных, не находясь в обществе себе подобных. Но и социум состоит из совокупности отдельных людей. Мыслящая личность время от времени задаётся вопросом, который звучит примерно так: «Человек для общества или общество для человека»?
На первый взгляд, всё просто. Конечно, человек для общества, потому что оно обладает более серьёзными рычагами влияния на отдельного индивида, чем он на общество. Естественно, это благо, когда надо обезвредить преступника, но часто под социальный пресс попадают яркие прогрессивные личности.
В литературе есть примеры столкновения личности и большинства, и часто этот конфликт заканчивался поражением героя. И неважно, насколько передовые взгляды у человека: если общество не готово воспринять новые идеи, оно будет «выдавливать» из своих рядов инакомыслящего. Сразу вспоминается главный герой комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Чацкий, получивший образование заграницей, обличает пороки фамусовского общества: чинопочитание, взятничество, невежество. Понятно, что делает он это резко, с юношеской горячностью, но Александр Андреевич смело бросает некрасивую правду представителям «века минувшего» в лицо. Ответ не заставил себя ждать: пылкого обличителя объявляют сумасшедшим. Это трагическая история о том, когда человек, пытавшийся показать обществу дорогу к лучшему его обустройству, оказался за непробиваемой стеной непонимания.
Правда, в мировой истории есть случаи, когда отдельная личность помогает сделать обществу огромный скачок в развитии. Майклу Фарадею мы обязаны приручением электричества, жизнь без которого сейчас трудно представить. И.П. Павлову — созданием науки о высшей нервной деятельности. А.С. Пушкина мы помним и чтим, как основоположника современного русского языка и литературы. Примеры сильного влияния отдельной личности на общество в литературе тоже встречаются. Так, Сим из рассказа Р.Брэдбери «Лёд и пламя» благодаря своему упорству и храбрости спас людей от скорой смерти, приведя их к космическому кораблю. Герой мог бы вместе с другими членами племени тихо провести свою короткую восьмидневную жизнь, но он предпочёл посвятить её борьбе за спасение с адской планеты. Такие личности, как Сим, преодолевают недоверие общества и ведут людей за собой к лучшему будущему. Но не стоит забывать, что любой гений вырастает не в вакууме, а среди других людей, влияющих на него.
По моему мнению, в философском уравнении «человек для общества» или «общество для человека» нужно поставить равенство, потому что любая личность нуждается в других людях, а развитие социума зависит от вклада каждого здравомыслящего человека.
«Цель и средства»: «Согласны ли Вы с О. Хаксли, что «…средства определяют природу цели»?
На протяжении всей жизни человек ставит перед собой цели, маленькие и большие, высокие и приземлённые, выполнимые и невозможные… За каждым нашим осмысленным поступком стоит намерение, а дорога к нему выстлана средствами к достижению результата. Каковы же отношения между целью и средствами?
Думаю, что Олдос Хаксли был прав. То, что «средства определяют природу цели», было не раз доказано историей. Мировые войны, геноцид, кровопролитные революции всегда прикрывались благими намерениями. Прозрение приходит позже, когда становятся очевидны средства: разрушенные судьбы и массовая гибель людей.
Литература дала нам немало примеров того, что безнравственная цель обнажается средствами к её достижению. Так, в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский убедительно показывает, как жестоко ошибся главный герой, считавший, что великим личностям, двигающим прогресс, дозволено совершать чудовищные преступления во благо. Раскольников проверяет теорию, совершив убийство жадной старухи-процентщицы. Кровавая расправа, жертвой которой становится не только «ничтожная, злая, больная старушонка», но и тихая и добрая Лизавета, не делает мир лучше. Родион не облагодетельствовал человечество, а только умножил зло этого мира.
Истинный характер цели определяется через средства и в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Николай Иваныч долго мечтал о собственной усадьбе с кустами крыжовника. Не самая возвышенная цель, но и ничего дурного, на первый взгляд, в ней нет. Чимша-Гималайский упорно добивался своего, используя все доступные средства. Он «недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк». Даже свою жену не пожалел Николай Иваныч, «держал её впроголодь», из-за чего она и умерла. Да, человек обрёл счастье, но разве может быть доброй цель, ради достижения которой загублена человеческая жизнь?
Мне кажется, что каждую цель стоит проверять теми средствами, которыми она может быть достигнута. Если дорога к результату проходит через чужие страдания, может быть это ложная цель?
«Согласны ли Вы с мыслью А.П.Чехова, что «…равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть»?
Как часто мы слышим: «Не будьте равнодушными, не проходите мимо чужой беды»? Мы настолько привыкли к этим словам, что их значение несколько поблекло, стало ещё одной избитой истиной, которую все знают, но мало кто понимает до конца. Для современного человека привычно безразличие ко всему, что находится за пределами круга его привычных забот. Впрочем, почему только современного, если о проблеме равнодушия задумывались философы и писатели прошлого? Так, знаменитая цитата Чехова появилась на свет в конце 19 века.
Да, мы все понимаем, что нельзя помочь каждому, кто нуждается в помощи. И всё-таки может нам стоит начать исцеляться от «паралича души» и стараться не проходить мимо чужой беды?
«Можно ли простить измену»?
Мне кажется, что однозначный ответ дать нельзя. Всё зависит от мотива и последствий содеянного. Рассмотрим, к примеру, измену в рассказе А.П. Платонова «Возвращение». Алексей Иванов, возвращающийся с войны, не готов после тягот фронтовой жизни вновь стать мужем и отцом. Встретив девушку Машу, он остаётся на два дня в её городе. Когда же мужчина приезжает к жене и детям, он узнаёт, что супруга в его отсутствие была близка с другим. Главный герой собирается уехать к Маше, начать новую жизнь, но увидев бегущих за поездом своих ребятишек, одумывается. Почему он смог простить измену жены? Иванов осознал свой долг перед Любовью Васильевной и детьми. Скорее всего, Алексей вспомнил слова жены о том, что у неё в момент слабости умирала душа, умирала от непосильного труда и ответственности за их детей.
Измена — это всегда предательство, потому что в её основе всегда лежит обман, который оборачивается чьей-то душевной болью. Стоит ли прощать измену? Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, вправе давать только те, кто от неё пострадал.
«Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?» [Смелость и трусость]
Часто ли мы задумываемся об истинном значении слов? Казалось бы, что может быть проще, чем объяснить понятия «смелость» и «трусость»? Тот, кто способен рискнуть своей жизнью, конечно же смельчак, малый не из робкого десятка. А если человек в случае опасности отступает, скорее всего боязлив и малодушен…
Но так ли всё просто на самом деле? Храбрость или глупость управляют теми, кто в поисках сильных эмоций катаются на крышах мчащихся поездов? Нерешительность или благоразумие стоит усмотреть в действиях врача, отправляющего пациента на обследование перед операцией? Мне кажется, что смелость и трусость — это качества, которые можно определить только в свете конечной цели поступка.
Литература подарила нам множество героев, о смелости или трусости которых интересно порассуждать. Рассмотрим персонажей замечательного романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Трудно поспорить с тем, что Швабрин, спасающий свою жалкую жизнь предательством, — это трус. Понятна и смелость Петра Гринёва, готового отдать жизнь за то, что ему дорого.
А Маша Миронова? «Трусиха» ли она, как называет её мать? Или она благоразумная девушка, какой считает её возлюбленный? Чтобы ответить на этот вопрос, надо дочитать произведение до конца. Мы помним, что робость капитанской дочки исчезает, когда Петру грозит смертная казнь: Маша смело отправляется за милостью к самой императрице.
А что можно сказать о решении Кутузова об отступлении русской армии? Разве можно назвать это трусостью? Нет, великий полководец проявил мудрость и благоразумие, отдав французам разорённую Москву. Пока солдаты Наполеона превращались в мародёров, русские войска пополнили припасы и окрепли, что решило исход войны.
Вопрос о том, что считать смелостью или безрассудством, трусостью или благоразумием каждый решает для себя сам. Но может быть, любой поступок должен быть обдуманным, а риск — оправданным?